Жан кальвин о молитве

Детально: жан кальвин о молитве - специально для Вас.

Жан кальвин о молитве

В этом юбилейном году, когда вышли в свет многочисленные работы о Жане Кальвине – книги, аудио и видеоматериалы, нам также, оказывая почтение реформатору, следует осмыслить значимость (ценность) его наследия. В этой статье не только развернута историческая перспектива, где бы мы были без Кальвина, но также, и в особенности, освещен и практический вопрос: «Что Кальвин значит для нас?».

Во многих учебниках по догматике вы не найдете раздел, посвященный молитве. Однако, в великом произведении Жана Кальвина «Наставление в христианской вере» рассмотрению этого вопроса посвящается самая длинная глава. Один только этот факт доказывает, что догматика Кальвина обладает настоящей значимостью (ценностью). Богословие реформатора не представляет собой сухую, схоластическую систему, абстракцию веры, лишенную жизни. Напротив, от настоящего богословия мы ожидаем истинного практического знания по-настоящему практических тем.

Тенденции

Реформация молитвы

Возвратимся к Кальвину. Вначале мы узнаем на основании нескольких примеров, как молился реформатор, затем рассмотрим главу из «Наставления в христианской вере», посвященную молитве, и в конце попытаемся отметить определенные принципы богословия Кальвина, имеющие значение для нашего времени. Прежде всего следует отметить, что Реформация церкви в XVI столетии была также реформацией молитвы. Практика молитв в предписанное канонами время, которая соответствовала часам молитвы в монастырях, была прекращена. Люди должны были научиться молиться сами. Одним из вкладов Кальвина в области реформирования молитвы является установление так называемых молитвенных дней. На самом деле, он перенял опыт Мартина Буцера (как, в большей степени, и его богословие молитвы). Молитвенные дни играли важную роль. Молитвенные собрания проводились только в будние дни, во время которых пелись псалмы (кроме этих дней псалмы пели только по воскресеньям). Более того, в молитвенные дни реформатор читал проповеди, не следуя своему любимому методу lectio continua (разъяснительная проповедь по определенной книге Святого Писания от начала до конца).

Молитвы реформатора

Нам относительно мало известно о том, какое место занимала молитва в личной жизни Кальвина. Ведь Кальвин не любил много говорить о себе[1]. В то же время, мы можем прочувствовать, насколько богат молитвенный опыт реформатора, читая в Комментарии на книгу Псалмов его объяснение, насколько трудна и полна искушений молитвенная жизнь. Ведь для Жана Кальвина молитва не была всего лишь теорией. Очень трогают слова реформатора о смерти жены (апрель 1549 г.), с которыми он обращается к своему другу Фарелю: «Давай помолимся, – сказала она, – давай помолимся. Все вы помолитесь обо мне». Возвратившись домой, Кальвин говорил с умирающей супругой о надежде на жизнь вечную, а затем, как он пишет: «Я начал молиться. Она слушала внимательно, пребывая в здравом уме, как мое молитвенное обращение к Богу, так и Слово (доктрину)»[2]. Многие из публичных молитв Кальвина сохранились до наших дней: его лекции по книгам Ветхого Завета записывались, включая краткие заключительные молитвы. Одна из таких молитв представлена в конце этой статьи.

Правила молитвы

Молитва, сосредоточенная на обетовании

Молящийся человек

Эмоции в молитве

Близость и величие Бога

Теперь нам следует обратить внимание на тот факт, что в наше время большее ударение делается на близость (имманентность) к нам Бога, и намного меньшее – на Его величие (трансцендентность). У Кальвина эти аспекты тесно взаимосвязаны друг с другом. С одной стороны, величественная слава Бога побуждает осознать нашу недостойность, с другой стороны, Бог в Своей благодати пребывает рядом с нами как любящий Отец, Который, тем не менее, временами также и наказывает. На мой взгляд, Кальвин предлагает полезный и поучительный для нашего времени сбалансированный подход. Так как упомянутый баланс (между трансцендентностью и имманентностью Бога) не снимает напряжение между двумя полюсами, оба соприкасаются друг с другом, и тем самым влияют друг на друга. Тем не менее, Кальвин принимает все так, как есть, не пытаясь разрядить напряжение: Божье величие и Его близость, Божья любящая забота и Его дисциплина. Учитывая то, как в наше время подчеркивается аспект близости Бога, нам будет полезным помнить, что это близость превознесенного Бога, Который всегда будет таковым.

Индивидуально и в общине

В таком случае, полезно также поддерживать равновесие между индивидуумом и общиной. Кальвин пишет: «Мы молимся «Отче наш», а не «Отче мой», так что мы можем быть преисполнены великим чувством братской любви»[15]. Конечно, отдельно взятый человек важен, но это не значит, что все вращается лишь вокруг него (или что он центр Вселенной). Во Христе, Который не постыдился назвать нас Своими братьями, наша молитва приобретает общинный характер. На основании этого важного факта я делаю вывод, что в наших общих молитвах мы должны говорить не «я», а «мы», а также понимать, что наши личные молитвы не должны быть проникнуты духом эгоизма. Ведь, по сути, мы молимся о наступлении Божьего Царства. Это видно из сохранившихся до наших дней молитв Кальвина, которые представлены в конце его лекций. Его молитва была всегда направлена на пришествие Царства Христа. Именно данный аспект не позволяет молитвам Кальвина стать своеобразным средством побега из этого мира. Скорее, они сосредоточены на этом мире, в ожидании Царства Христа в общении со всеми святыми. Эти мотивы мы услышим в молитве, которая представлена в конце одной из лекций по книге Осии:

«Помоги нам, всемогущий Боже, в то время как мы пребываем в сем смертном теле, и порождаем в нем, посредством греха, тысячи смертей. O помоги нам, дабы мы всегда с верою взирали на небеса и уповали на непостижимую силу, которая будет явлена Иисусом Христом, нашим Господом, в последний день, дабы пребывая в смертном мире, мы могли надеяться, что Ты спасешь нас; а также помоги нам радоваться спасению, которое Он совершил, воскресши из мертвых, и не сомневаться, что плод, который Он принес Духом Своим, будет дарован также и нам, когда Сам Христос придет судить мир; помоги нам, чтобы мы благоговели пред именем Твоим, и могли быть собраны посреди членов Твоих, и стали причастниками славы, которую Христос Своей смертью приготовил для нас. Аминь»[16].

[1] Кальвин, Letter to Sadoletus, CO 5:389.

[2] Кальвин Фарелю, letter 1171. April 1549 (CO13:229)

[3] Кальвин «Наставление в христианской вере» 3.20.4

[12] «Наставление», 3.20.9; 3.20.11; 3.20.16

[13] Кальвин, Sermon 2 Sam. 12:15–23 (Supplementa Calviniana 1, ed. Hanns Rückert, Neukirchen: Neukirchener, 1961, 342, 18–21). Cf. H. Scholl, Der Dienst des Gebetes nach Johannes Calvin, Studien zur Dogmengeschichte und Systematischen Theologie 22, Zürich/Stuttgart: Zwingli, 1968, 129–130. John Calvin, Sermons on 2 Samuel. Chapters 1-13. Translated by Douglas Kelly (Edinburgh: Banner of Truth, 1992), 588.

Читайте так же:  Молитва чтобы матку поставить на место

[14] Кальвин, Commentaries. Ps. 119:107 (CO 32:261): “quia frigebit invocatio, imo nulla erit, nisi in moerore et angustia promissio Dei fiduciam addat.”

[16] Кальвин, Praelectio Hos 13:14-14:3 (CO 42:499).

Жан кальвин о молитве

Глава XX. О МОЛИТВЕ, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНЫМ УПРАЖНЕНИЕМ В ВЕРЕ И ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОЙ МЫ КАЖДОДНЕВНО ПОЛУЧАЕМ БОЖЬИ БЛАГОДЕЯНИЯ

1. Из сказанного выше становится ясно, что человек лишён всякого блага и что он испытывает недостаток во всём, что связано с его спасением. Поэтому, если он хочет восполнить этот недостаток, ему необходимо выйти за пределы самого себя и искать помощи извне. Далее, нам было показано, что наш Господь свободно открывает Себя нам в своём Сыне Иисусе Христе, предлагая через Него взамен наших страданий полное счастье, а взамен нищеты — изобилие и открывая в Нём все свои сокровища и небесные богатства, дабы вся наша вера была устремлена на его возлюбленного Сына, все ожидания связывались с Ним и вся надежда покоилась в Нём.

2. Доступ к богатствам, которые мы имеем в Боге, мы получаем путём молитвы. Она являет собой связь людей с Богом, посредством которой, будучи введены в его истинный Храм, который есть Небо, люди призывают Его и как бы требуют исполнить обетования. Опыт, который Он им даёт, когда это необходимо, состоит в том, что они верят в истинность простых слов Божьих, верят, что это не ложь и не суета.

Поэтому мы не видим ничего иного, чем Бог призвал бы нас надеяться на Него, кроме того, что Он заповедал нам просить об этом в молитвах. Таким образом, совершенно справедливо сказанное нами, что в молитвах мы ищем и находим сокровища, которые по вере нашей показаны нам в Евангелии.

Невозможно точно объяснить словами, насколько необходимо для нас совершение молитвы и в сколь разнообразных формах проявляется её польза. Разумеется, не без оснований Небесный Отец свидетельствует, что вся уверенность в нашем спасении заключена в призывании его имени (Иоил 2:32). Ибо тем самым мы взываем к присутствию Бога и Он нам являет его — как по своему провидению, благодаря которому Он показывает, что постоянно заботливо думает о нас, так и по своей силе, с которой Он нас защищает и утешает в немощах и нужде. А также по своей доброте, с которой Он принимает нас в свою милость, хотя мы и отягощены грехами. Короче, мы призываем Бога в молитве для того, чтобы Он полностью раскрыл перед нами своё присутствие. От этого наша совесть обретает необычайный покой. Ибо, рассказав Господу о нуждах, терзающих нас, мы получаем вполне достаточное успокоение, поскольку понимаем, что ничего из наших страданий не сокрыто от Того, чья благосклонность к нам для нас очевидна, а власть помочь — несомненна.

Поэтому слишком большим извращением было бы говорить — с целью отвратить нас от молитвы, — будто излишне чего-то домогаться нашими просьбами у Божественного Провидения, которое и без того наблюдает за всеми вещами на свете и хранит их. Ибо Господь, напротив, свидетельствует, что Он близок ко всем призывающим Его в истине (Пс 144/145:18).

Столь же безумно утверждать, что нет никаких оснований просить о вещах, которые Господь готов дать нам по своей воле. Ибо Он желает, чтобы мы ценили благодеяния, исходящие от его щедрости, которой Он одаривает нас по нашим молитвам. Наряду со многими другими местами Писания об этом свидетельствуют памятные слова псалма: «Очи Господни обращены на праведников, и уши Его — к воплю их» (Пс 33/34:16). Несомненно, что спасение верующих — в воле Божьей, но Господь, однако, желает, чтобы они упражняли свою веру в призывании Его и благодаря этому пробуждались от небрежения и не отупевали от него. Так, глаза Бога следят за тем, чтобы помогать в их нуждах слепцам, но тем не менее Он желает и с нашей стороны молений, дабы ещё сильнее подтвердить свою любовь к нам. Итак, верно и то, что «не дремлет и не спит хранящий Израиля» (Пс 120/121:4), и то, что Он отступает, словно забыв о нас, когда видит нас обленившимися и умолкнувшими.

Кальвин — О Христианской жизни

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон, расположенном к северовостоку от Парижа, недалеко от двух гор0дов, знаменитых кафедральными соборами, — Амьена и Реймса.

Его родители, Жерар Ковен и Жанна Лефран, принадлежали к уважаемым в провинции Пикардия семьям буржуа, поддерживавшим деловые отношения со столицей Франции и крупнейшими нидерландскими городами — Антверпеном‚и Брюсселем. Карьера отца развивалась успешно: начав делопроизводителем городского правления, он стал поверенным епископа, затем соборного капитула и графства.

Семья Ковен поддерживала дружеские отношения с семьёй графа де Монмор, их дети учились вместе и получили превосходное образование. Вначале предполагалось, что Жан будет духовным лицом: в 12 лет он был зачислен в соборный клир Нуайона, удостоен тонзуры,с 1527 г., будучи студентом Сорбонны, считался священником, не отправляя своих обязанностей,что было вполне обычным в Церкви того времени.

В Париже Жан изучал филологию и схоластическую философию под руководством педагогов, принадлежавших к религиознообновленческому движению «Нового благочестия», через школы которого прошли в своё время Эразм Роттердамский и Лютер.

Завершив в 1528 г. теологическое образование, по-видимому, со степенью бакалавра искусств, Кальвин по настоянию отца переменил намерение быть священником и отправился в университеты Орлеана и Буржа изучать право и греческий язык.

Жан Кальвин — О христианской жизни

Жан Кальвин — О христианской жизни — Оглавление

Жан Кальвин — О христианской жизни

Я укажу лишь некий план, которым должен руководствоваться христианин, направляясь к верной цели благоусмотрения своей жизни.

Я кратко изложу, повторяю, лишь общее правило, которому он мог бы следовать во всех своих поступках. Не исключено, что иногда нам придётся вводить рассуждения,встречающиеся в проповедях прежних докторов; Однако предстоящее нам дело требует по возможности более сжатого изложения. Ведь подобно тому, как философы исходят из общего понятия о честности и справедливости, рассуждая об отдельных обязанностях и различных проявлениях добродетели,Св. Писание тоже толкует о частностях на основе общего, но лучше и убедительнее философов.

Разница в том, что философы, снедаемые честолюбием, старались придать форме изложения особый блеск и строгую последовательность, дабы показать свою проницательность. Напротив, Св. Дух, поучая без какой-либо высокопарности и самолюбования, не всегда столь строго придерживается определённого порядка и метода. Тем не менее, подчас прибегая к ним, Он указывает нам, что не следует пренебрегать и методичностью.

2. Итак, метод Писания, о котором идёт речь, двоякий. Его цель, во-первых, вселить в сердце любовь к справедливости, к которой по своей природе мы отнюдь не склонны. Во-вторых — снабдить нас чётким правилом построения жизни, предохраняющим от ошибок и заблуждений.

Читайте так же:  Молитва о деве Марии

Что касается первой цепи, то в Писании есть много превосходных рассуждений, способных возбудить-в сердце любовь к добру; о них мы уже не раз говорили, а о некоторых вспомним и здесь. Для начала зададимся вопросом: есть ли довод убедительнее, чем тот, что надо быть святыми, поскольку свят наш Бог (Лев 19:2; 1 Пет 1:16)?

К этому Писание добавляет, что мы рассеяны по лабиринту этого мира, как заблудшие овцы, но Он собрал нас, дабы мы находились вместе с Ним.

Говоря о нашем соединении с Богом, надо помнить, что связывает нас святость.Но мы вступаем в общение с нашим Богом вовсе не благодаря своей святости. Ибо,прежде-чем стать святыми, нам надо припасть к Нему, чтобы Он уделил нам от своей святости, а мы смогли последовать за Ним по его зову; и поскольку его слава не может быть запятнана ни скверной, ни беззаконием, нам надо быть похожими на Него, размы принадлежим Ему.

Писание учит, что именно в этом конечная цель нашего призвания, к которой мы должны постоянно стремиться, если хотим достойно ответить нашему Богу. Ибо зачем было избавлять нас от грязи и скверны, в которые мы были погружены, если мы хотим оставаться в них всю жизнь? Далее, Писание напоминает, что если мы хотим принадлежать к Божьему народу, нам следует жить в святом городе Иерусалиме.

Жан кальвин о молитве

Перевод с французского и английского (комментарий) А.Д.БАКУЛОВ

Научный редактор доктор философских наук, проф. Ю.А.КИМЕЛЕВ

Внешнее оформление И.А.БУРЫЙ

НАСТОЯЩЕЕ ИЗДАНИЕ ИНИЦИИРОВАЛОСЬ АМЕРИКАНСКОЙ ХРИСТИАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ THE CHRISTIAN REFORMED CHURCH IN NORTH AMERICA CRC PUBLICATIONS/WORLD LITERATURE MINISTRIES

ИЗДАНИЕ ФИНАНСИРОВАЛОСЬ ОРГАНИЗАЦИЯМИ: CRC PUBLICATIONS/WORLD LITERATURE MINISTRIES, «ВАСК TO GOD HOUR», PRINCE FOUNDATION, CALVIN THEOLOGICAL SEMtt THE GEREFORMEERDE KERK VAN HATTEM, THE NETHERLANDS, А ТАКЖЕ РАДОМ ДРУГИХ ХРИСТИАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ США

© Russian Language Edition CRC World Literature Ministries 2850 Kalamazoo Ave. S.E. Grand Rapids, Mich., 49560, USA. 1998

О Бакулов А.Д. — перевод на русский язык. 1998

О ТОМ, КАК БЫТЬ ПРИЧАСТНИКОМ БЛАГОДАТИ ИИСУСА ХРИСТА, О ПЛОДАХ, КОТОРЫЕ МЫ ОТ ЭТОГО ПРИОБРЕТАЕМ, И О РЕЗУЛЬТАТАХ ДЕЙСТВИЯ БЛАГОДАТИ

О ТОМ, ЧТО БЛАГА, ПРИНЕСЁННЫЕ НАМ ИИСУСОМ ХРИСТОМ, О КОТОРЫХ ГОВОРИЛОСЬ ВЫШЕ, МЫ ПОЛУЧАЕМ ПОСРЕДСТВОМ ТАЙНОГО ДЕЙСТВИЯ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

I. Теперь нам предстоит рассмотреть, каким образом приходят к нам те блага, которые Бог-Отец даровал в своем Сыне. Ведь Сын получил их не для Себя, но чтобы помочь бедным и немощным. Прежде всего нужно отметить, что, пока мы пребываем вне Христа и отделены от Него, всё, что Он совершил и претерпел ради спасения человеческого рода, для нас бесполезно и лишено всякого значения. Следовательно, дабы приобщиться к благам, которыми Отец обогатил и наполнил Его, необходимо, чтобы Он стал нашим и обитал в нас. Поэтому Иисус Христос назван нашим Главой (Эф 4:15) и «первородным между многими братиями» (Рим 8:29). В то же время говорится, что мы укоренены в Нём (Рим 11:17) и облеклись во Христа (Гал 3:27), так как ничто из того, чем Он обладает, не принадлежит нам до тех пор, пока, как сказано, мы не соединимся с Ним. Всё это мы приобретаем через веру. Тем не менее, поскольку мы видим, что в общение со Христом, которое предложено в Евангелии, вступают не все без какого бы то ни было различия, разум требует пойти дальше и уяснить силу и тайное действие Св. Духа. Это причина того, что мы обретаем (іоідоюік) Христа и все исходящие от Него благаа.

аНа роли Св. Духа в деле спасения настаивает и Лютер, в частности в «Великом исповедании», изданном в 1528 г. (латинская версия появилась в 1539), где он пишет: «^то Он учит нас познавать дело Христа, совершённое ради нас. Он позволяет нам присоединиться к нему, сохранить его, с пользой употребить, передать другим и сделать плодоносным» (Л/А, XXVI, 506). — Прим. франц. изд.

Вышеа я довольно подробно говорил о божественности и вечной сущности Св. Духа. Поэтому сейчас читателям будет достаточно следующего утверждения: Иисус Христос пришёл «водою и кровью» [1 Ин 5:6-7] и о Нём свидетельствует Дух, дабы спасение, которое Он приобрел для нас, не было утрачено, не принеся никакой пользы. Св. Иоанн указывает нам трёх свидетелей на небе: Отца, Слово и Духа — и трёх на земле: воду, кровь и духа (1 Ин 5:7-8). Не случайно о свидетельстве Духа сказано дважды: мы ощущаем Его запёчатлённым в наших сердцах точно печатью очищения и жертвы, которые заключаются в смерти Сына Божьего. Поэтому и св. Пётр говорит, что верующие суть избранные через освящение от Духа к послушанию и окроплению кровью Христа (1 Пет 1:1-2). Этим он объявляет нам, что наши души очищены неизъяснимым омовением Духа, чтобы однажды пролитая святая кровь не была пролита напрасно. Именно поэтому св. Павел, говоря о нашем очищении и оправдании, указывает, что то и другое мы получили именем Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор 6:11). Отсюда следует, что Св. Дух — это как бы связующее звено, посредством которого Сын Божий действенным образом соединяет нас с Собою. Сюда относится всё то, к чему мы пришли, рассуждая о помазании Иисуса Христа в предыдущей книгеь.

2. Чтобы лучше уяснить этот необычайно важный для нас вопрос, необходимо вспомнить, что Иисус Христос пришёл исполненный Св. Духа особым образом — чтобы отделить нас от мира и собрать в надежде на вечное наследие. Он потому назван освящающим Духом, что не только даёт нам жизненные силы и поддерживает нас своею силой, проявляющейся как во всём человеческом роде, так и в других живых существах, но и потому, что является для нас корнем и семенем небесной жизни. Пророки прославляют под этим именем Царство Иисуса Христа как раз по той причине, что Он должен принести нам величайшие щедроты Св. Духа. Особенно примечательны здесь слова Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть. в те дни излию от Духа Моего» (Иоил 2:28-29). Хотя кажется, что Господь ограничивает дары Духа только пророческим служением, этот образ следует понимать в том смысле, что светом своего Духа Бог соделает учеников из людей, прежде невежественных и не имевших ни влечения, ни способностей к небесному учению.

Поскольку Бог-Отец уделил нам от своего Духа ради Сына своего, но при этом вложил в Него всю его полноту, дабы сделать Его служителем и дарителем Божьих щедрот, проявившихся по отношению к нам, то по

Читайте так же:  Молитвы православные в великий пост

аКн. I, гл. XIII, 14-15. ьКн. II, гл. XV, 2.

этим двум причинам Дух именуется то Духом Отца, то Духом Сына х. «Вы не по плоти живёте, а по духу, — говорит св. Павел, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8:9). Стремясь убедить нас в полноте нашего обновления, он добавляет, что Воскресивший Христа из мёртвых оживит и наши смертные тела Духом своим, живущим в нас (Рим 8:11). Нет никакого противоречия в том, чтобы воздавать хвалу Отцу за его дары, которых Он и Создатель, и одновременно прославлять за них Иисуса Христа, потому что эти дары даны в его распоряжение и Он раздаёт их своим верным, как Ему угодно. Поэтому Иисус и призывает к Себе всех жаждущих, чтобы они шли к Нему и пили (Ин 7:37). Св. Павел говорит, что Дух* даётся каждому по мере дара Христова (Эф 4:7).

Следует заметить, что Он именуется Духом Христовым не только потому, что предвечный Сын Бога в своей божественной сущности соединён Им с Отцом, но и в связи с самой личностью Посредника: его пришествие не было бы действенным, если бы Он снизошёл к нам, не обладая этой силой. Поэтому Он и назван вторым Адамом — снисшедшим с небес животворящим Духом (1 Кор 15:45). Св. Павел противопоставляет ту особую жизнь, которую Иисус Христос влагает в своих — верующих2, дабы соединить их с Собою, плотской жизни отверженных. Подобно этому, когда он просит о том, чтобы любовь Божья и благодать Христова излились на верующих, он добавляет «и общение Святого Духа», без чего никто не вкусит ни отеческой милости Бога, ни Христовых благ. Как мы и читаем в другом месте, «любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5:5).

*В Синодальном переводе — «благодать».

3. Здесь полезно вспомнить, какие наименования и атрибуты даются Св. Духу в Писании, когда речь заходит о начале и обо всём движении к восстановлению нашего спасения и о его осуществлении. Прежде всего Он именуется Духом усыновления, потому что свидетельствует нам о получаемом даром благоволении, в котором небесный Отец принимает нас в своём возлюбленном Сыне, и, удостоверяя, что мы — дети Божьи, вселяет в нас доверие и дерзновение в молитве. Он даже вкладывает в наши уста слова, указывающие, к Кому мы можем безбоязненно взывать: «Авва, Отче» (Гал 4:6). По той же причине Он зовётся залогом и печатью нашего наследия (2 Кор 1:22), ибо животворит нас с небес, хотя мы — странники в этом мире и подобны мёртвым. Он удостоверяет, что нашему спасению, на страже которого стоит Бог, не угрожает никакая опасность. Отсюда другое именование: «жизнь по причине праведности» (Рим 8:10)*.

Кальвин и кальвинизм.

По мнению одних, основная идея речи внушена была Копу Кальвином, а другие считают Кальвина даже автором речи. Эта речь по духу была протестантскою. Впрочем, иные отрицают участие Кальвина в этом деле. Как бы то ни было, Кальвин после этого события вынужден был удалиться из Парижа переодетым, из опасения преследования. Он бежал в южную Францию и жил там в Сантонже и Ангулеме под чужим именем. В Ангулеме он нашел убежище и радушный прием у молодого каноника Людовика Дю-Тиллэ, склонявшегося к протестантизму. Пользуясь обширною библиотекой Дю-Тиллэ, Кальвин, как полагают, в это время уже задумал составить систему богословия.

В проекте три отдела: 1) О выборе, положении и обязанностях церковных чинов и о нравственном надзоре среди них и над ними, при чем проект различает четыре церковные чина, „установленных Самим Господом: пасторов, докторов или ученых богословов, старейшин и диаконов“; 2) О церковной и общественной деятельности церковных чинов; 3) О строе нравственной дисциплины. Члены церковной общины привлекаются в собрание пасторов и старейшин за мнения, не согласные с церковным учением, за нехождение в церковь и пренебрежение к церковному порядку и за безнравственный образ жизни. Виновных положено увещевать, а в случае упорства не допускать до причащения и отделять от общины до исправления.

Только в Данциге и Эмдене переселенцы нашли прием. Возмущенный этим, Кальвин начал борьбу и написал много полемических сочинений против Вестфаля и Гессгуса.

В этой борьбе принимали участие и другие лица; однако Меланхтон, несмотря на настойчивую просьбу Кальвина, хранил во время этого спора необъяснимое молчание. Но и после этого столкновения, в котором отчуждение лютеран от кальвинистов обнаружилось не менее резко, чем их неприязнь к цвинглианам, Кальвин не терял еще надежды на примирение и единение с лютеранами, так как в 1556 г. он желал для достижения этой цели устроить съезд. При всем том соглашение и соединение реформатов (как цвинглиан, так и кальвинистов) с лютеранами но состоялась. Должно заметить, что в „Тигуринском Соглашении» Кальвин выразил свой взгляд на евхаристию не так отчетливо, как в „Наставлении“ и в специальном сочинении об евхаристии. Часто встречающиеся в „Тигуринском Соглашении“ отрицания чисто лютеранского и католического понимания евхаристии суть приспособления Кальвина к цюрихским цвинглианам, сильно возмущенным лютеранами. Но это не значит, чтобы Кальвин при этом отвергнул свое прежнее учение и принял цвинглианское.

Центром кальвинизма при жизни Кальвина была Женева. Таким же центром кальвинизма вместе со всею французской Швейцарией остался этот город и после Кальвина. Кроме Швейцарии кальвинизм распространился в Голландии, а позже в бывших южно-африканских республиках – Трансваале и Оранжевой, населенных выходцами из Голландии, бурами.

В России кальвинисты в то время были в Архангельске и в Москве, но было их там мало. В настоящее время в России реформатские общины, достаточно численные, чтобы иметь храмы, есть только в больших городах. Вообще в России их немного.

Э. Эванс. Жан Кальвин богословие Святого Духа

ЖАН КАЛЬВИН: БОГОСЛОВИЕ СВЯТОГО ДУХА
Эйфен Эванс (2001)

В эссе «Жан Кальвин как богослов» Бенджамин Уорфилд подтвердил, что наиболее интенсивный интерес Кальвина заключался в «применении к греховной душе спасения, совершенного Христом» (1). Его влияние было таково, что Кальвин «может быть по преимуществу назван богословом Святого Духа». Уорфилд подробно описывает это: «В том же смысле, в котором мы можем сказать, что учение о грехе и благодати усвояется Августину, доктрина удовлетворения — Ансельму, доктрина об оправдании верой — Лютеру, — мы должны сказать, что учение о работе Святого Духа есть дар Кальвина Церкви». Он продолжает отслеживать это учение Кальвина в «Наставлении» от внутреннего свидетельства Духа через возрождение как восстановление Богом греховного человека в самом широком смысле к продолжающемуся служению Духа в верующих. Уорфилд заключает, что «превыше всего остального это чувство суверенного дела спасения всемогущей силой Святого Духа характеризует всю мысль Кальвина о Боге» (2).

Читайте так же:  Молитва Отче наш учить

Обращение и рамки учения

Один из самых трогательных отрывков Кальвина мы читаем в его предисловии к комментарию к Псалмам, где он упоминает свое обращение. «Изучая право, я старался быть добросовестным. но Бог, тайным руководством Своего провидения, наконец придал другое направление моему пути. Так как я был слишком упрямо посвящен суевериям папства, чтобы легко вырваться из такой глубокой пропасти, Бог внезапно покорил меня и ввел мой ум в рамки Своего учения. Получив таким образом некоторое знание истинного благочестия и вкус к нему, я сразу же разгорелся таким сильным желанием добиться возрастания в этом, что, хотя я не совсем ушел из других исследований, я стал уделять им гораздо меньшее внимание» (11). Что же заслуживало большего внимания Кальвина?

Тайная, суверенная и действенная работа

Раскрытие, жизнь и любовь

Если Кальвин производит впечатление человека, чьи стремления были исполнены суверенным и определяющим влиянием Святого Духа, то что можно сказать о его современниках и коллегах по Реформе? Ни один из них, и даже сам Кальвин не создал систематических трудов о Святом Духе? Это должно было произойти позже, особенно под пером Джона Оуэна в пуританскую эпоху, и впоследствии в трудах таких людей, как Джеймс Бьюкенен, Октавий Уинслоу, Джордж Смитон и Абрахам Кайпер (35). Но одной из самых характерных черт его труда была настойчивость в постижении работы Святого Духа. Для гуманистов, таких, как Эразм, эта доктрина была слишком далекой. Написав Фарелю полное инвектив письмо, Эразм презрительно упрекал партию реформ такими словами: «От французских беженцев не услышать ничего, кроме пяти слов: Евангелие, Слово Божье, вера, Христос, Святой Дух» (36).

Дары и плоды Духа

Союз со Христом

Молитва и ее плоды

Заключение. Христианство и внутреннее восстановление

Быть, как Кальвин, богословом Святого Духа, значит не меньше, чем заставить разум уступить место Святому Духу и подчиниться Ему, чтобы уже жить не самим, но узнать, что Христос живет и царствует внутри нас. «Да, мы не принадлежим себе. И поэтому наши планы, намерения и обязанности более не определяются нашими разумом и волей. Мы не принадлежим себе. Поэтому не будем ставить себе целью поиск того, что нужно нашей плоти. Мы не принадлежим себе. Поэтому забудем, насколько возможно, о себе и о том, что нас окружает. Мы принадлежим Господу — так будем жить и умирать для Него. Мы принадлежим Господу — так пусть все наши поступки направляют его воля и мудрость. Мы принадлежим Господу — так пусть вся наша жизнь будет обращена к Нему как к единственной цели» (62).
Soli Deo Gloria!

); Abraham Kuyper, The Work of the Holy Spirit. Эта работа появилась на нидерландском языке в 1888 и на английском в 1900 г., переиздана в 1956 г. Eerdmans Предисловие Кайпера содержит обзор трудов о Святом Духе к этому времени.
36. Quoted in Emile G. Leonard, A History of Protestantism: 1. The Reformation,(London: Thomas Nelson and Sons Ltd., 1965),306.
37. J.l. Packer and O. R. Johnston, translators, The Bondage of the Will (London,James Clarke & Co. Ltd., 1957), 69-70.
38. Article III of The Creed in Luther’s Large Catechism (St. Louis: Concordia,1978),73.
39. The Young Calvin, 145. О влиянии реформаторов на Кальвина см. Wendel, 131-44; Ganoczy, 137-68; McGrath, 137; Bouwsma, 18-24.
40. John Calvin, 169. Packer is quoting Institutes, l.7.1. In passinp. he refe

Жан Кальвин о харизматах 🙂

Личность Жана Кальвина сегодня обсуждаема из за богословских воззрений, получивших название «кальвинизм». Противники кальвинизма критикуют личность Жана Кальвина, выискивая в его биографии несоответствия со Словом Божьим, его почитатели видят в нём великого реформатора. И хоть были другие, не менее известные приверженцы кальвинизма, такие как Уатфильд, Буньян, Сперджен, критика обрушивается всё больше на Кальвина. Ведь это его именем назвали богословскую позицию. Примечателен тот факт, что сформулировали и провозгласили это вероучение значительно позже Кальвина, а не сам реформатор, как думают многие. Случилось это на Дортском синоде в 1618-1619 годах.
Сейчас я хочу отстраниться от популярных споров вокруг личности реформатора и богословской позиции названной в его честь. Здесь я хочу процитировать из его труда «Наставление в христианской жизни» интересные цитаты, показывающие, что и в его время были группы христиан, которые пренебрегали Словом Божьим и обращались к мистическим откровениям. По всей вероятности эти группы были сродни современным пятидесятникам и харизматам. Итак, цитаты из главы «О безрассудстве некоторых людей, извращающих все начала религии, отбрасывающих Писание и устремляющихся вслед за своими фантазиями, которые они выдают за откровения Духа».

Цитаты взяты из «Наставления в христианской вере» том первый, страницы 85 – 88.

Читать онлайн «Наставление в христианской вере, т.3» автора Кальвин Жан — RuLit — Страница 150

Кальвин считает свободу совести не обязательным, во всяком случае не главным условием («in rebus non necessariis»). См. заключительные слова трактата Руперта Мельде-ниуса (Петера Майдерлина, Meiderlin) «Paraenesis votiva pro расе ecclesiae» (Роттенбург, 1626): «В обязательном — единство, в необязательном — свобода, во всём — любовь». (McNeill J. Т. Unitive Protestantism. N. Y., 1930.)

Греч, «adiaphoroi» — незначительные, безразличные вещи. Во времена Кальвина эта тема была предметом обсуждения во множестве контекстов. Меланхтон в «Апологии Ауг-сбургского исповедания» (XV, 52) пишет: «Ради любви мы не отказываемся соблюдать по отношению к другим «adiвphora»» (Concordia Troglotta. Minneapolis, 1955, p. 328). Свободе в «адиафоре» Кальвин придавал очень большое значение. См. Wallace R. S. Calvin’s Doctrine of the Christian Life. Edinburgh; L., 1959, p. 309 f.

Проницательные рассуждения Кальвина относительно совести, завлечённой в принудительный аскетизм, строгость которого постоянно усиливается, намоминают его советы соблюдать умеренность в пользовании земными дарами Бога, изложенные в гл. X, 1-4 настоящей книги. Ряд ранних монашеских текстов содержит предупреждения против крайностей, особенно в отношении поста. См., например: Кассиан. Беседы (Conferentiae), XXI, 13,14(MPL, XLI, 1187-1190). Вместе с тем многие древние отцы Церкви считали длительные строгие ограничения в пище и питье образцом поведения.

В этом и следующем разделах нашла своё выражение христианская точка зрения Кальвина на «адиафору». Нельзя отрицать, что в прояснении этого понятия он во многом обязан стоикам. См. Meylan F. F. The Stoic Doctrine of Indifferent Things and the Conception of Christian Liberty in Calvin’s «Institutio Christianae Religionis». — Romanic Review, 1937, v. 8, p. 135-145.

В 1522 г. несколько десятков жителей Цюриха, чтобы отпраздновать свою библейскую свободу, устраивали мясные обеды по пятницам, а в Пепельную среду печатник Кристофер Фрашауэр с друзьями съели в присутствии Цвингли «две копчёные сосиски» (Kidd В. J. Illustrative of the Continental Reformation. Oxford, 1911, p. 390). Возможно, Кальвин вспоминает здесь эти или подобные им случаи.

Читайте так же:  Молитвы на благополучную сдачу экзамена

Тему нанесения обиды или оскорбления в религиозной практике Кальвин рассматривает в трактате «De scandalis» (CR, VIII, 1-84).

В латинской версии «Наставления» Кальвин в этом разделе как полные синонимы использует слова «offensio», «offendiculum», «scandalum». Меланхтон писал: «Скандал — это тяжкий проступок, который оскорбляет веру или любовь ближнего» (Melanchtons Werke in Auswahl, S. 161).

Лат. «vel moderanda. vel offendiculis rudimenda». Ответ заключается в любящей заботе о благе ближнего; однако при этом следует остерегаться лицемерия и притворства.

Под конституциями Кальвин имеет в виду постановления папы, касающиеся порядка богослужений и церковной дисциплины; эта тема рассматривается к кн. IV, гл. X, 8-9.

В XIII в. папы официально предъявили пртетензии на «полноту земной и духовной власти». Это вызвало протест, в частности, Марсильо (Марсилия) Падуанского и Уильяма Ок-кама.

Эта обширная, полная глубоких размышлений глава, написанная с благоговейной теплотой, занимает почётное место в дискуссии о молитве, которая имеет долгую и сложную историю. Её можно поместить в ряду таких знаменитых сочинений, как «О молитве» Тер-туллиана (CCL, 1,257-274), «О молитве» Оригена (MPG, XI, 415-562), «О Молитве Господней» Григория Нисского (MPG, XLIV, 1119-1194); к ним нужно добавить также небольшие сочинения Августина (MPL, XLVII, 1113-1127) и Гуго Сен-Викторского (MPL, CLXXVI, 977-988). Р. С. Уоллес посвящает кальвиновскому учению о молитве весьма содержательную главу с цитатами из многих произведений Кальвина (Wallace R. S. Calvin’s Doctrine of the Christian Life. Edinburgh; L, 1959, p. 271-295).

Кальвин, описывая молитву как доверительную беседу с Богом, пользуется языком Августина (Письма, 130. — MPL, XXXIII, 502-509), Кассиана (MPL, XLIX, 769), Бенедикта (MPL, LXVI, 329), «Житий Отцов Церкви» («Vitae Patrum»), рассказа о Варлааме и Иосафате (MPL, LXXIII, 520), а также в некотором смысле Фомы Аквинского (Против язычников, IV, 22). Кальвин особенно озабочен тем, чтобы оградить свой замысел от любого рода непочтительности, небрежности, легкомыслия (ср. ниже, начальные фразы раздела 16).

Лат. «Duce Spiritu». Как Писание мы понимаем через посредство Св. Духа, так Он направляет нас и в молитве.

Подчеркивание отличий экзистенциальной молитвы от чисто словесной идёт от Оригена (О молитве. — MPG, XI, 415-562). Ср.: Фома Аквинский. Сумма теологии, I, lla-e, XXXIII, 13 (достойной награды молитву делает сосредоточенность); Luther. Grosser Kathechismus, Teil 3 (Bekenntnisschriften der Evangelisch-Lutherischen Kirche. Gцttingen, 1930, Bde. 1-2, S. 668).

Аналогичные части изданий 1536 и 1539 гг. несколько более пространны, чем разделы 12-15 настоящего издания. В частности, фраза, соответствующая данной, звучит так: «К этому жалу, которым нас постоянно колет осознание нашего несчастного состояния, наш всемилостивый Отец прибавил две вещи: повеление молиться и обетование, что Он даст нам всё, о чём бы мы ни просили». Нечто подобное говорил Лютер (см. Werke, VI, 233 f.; X, II, 395). Св. Писание подтверждает это. Хотя Исх 20:7 запрещает произносить имя Господа напрасно, нам «в то же время повелено произносить его во славу Господа, воздавая Ему хвалу за силу, благость, власть и защиту, прося и ожидая явления этих качеств» (OS, IV, 313, note).

Ср. разд. 5 и 29 настоящей главы. Воздевание обеих рук при молитве было общераспространённым явлением в древности; оно стало одной из уставных поз, практикуемых в монашестве и пенитанциарной дисциплине Церкви. См. McNeill J. Т., Gamer H. M. Medieval Handbooks of Penance. N. Y., 1934, p. 33 f., 144,146. Кальвин одобрял коленопреклонения во время публичных богослужений.

Здесь, в частности, имеются в виду сочинения: Clichtove. De veneratione sanctorum (1523), I, X, fo. 26b-29b; Eck J. Enchiridion (1533), cap. XIV, fo. 47b, 49a; Latomus. Adversus M. Bucerum de controversis. altera plenaque defensio (1545), fo. 11b — M 4b. Последний цитирует Августина (О граде Божием, XXII, 10 и др. отрывки), стремясь доказать, что Августин поддерживал почитание святых.

Элигий (ум. 660) и Медард (ум. 545) — почитаемые святые и одни из первых епископов Нуайона — родного города Кальвина.

Георгий Каппадокийский претерпел мученическую смерть в 303 г.; его культ широко распространился в Англии после крестового похода Ричарда Львиное Сердце. Святых, носящих имя Ипполит, насчитывается около семидесяти. Самый известный из них был учёным и представлял собой довольно противоречивую фигуру в римской Церкви; он был изгнан из города, затем прощён, но претерпел мученичество в 236 г.

В латинской версии — «ex hac dulcedine amoris» («из сладчайшей любви»). Слово «dulcedo» («сладость») было весьма характерно для лексикона средневековых мистиков, в частности Бернара Клервоского, Ришара (Ричарда) Сен-Викторского, Ролле (Rolle), Рейсбрука (Ruysbroeck).

Приводя пример молитв Христа в качестве образцов личной и общей молитвы, Кальвин переходит к теме общей молитвы конгрегации, которой почти полностью посвящены разд. 30-33 настоящей главы. Относительно литургического движения в Реформатских Церквах Франции и Швейцарии в XX в. см., в частности: Benoit J.-D. Initiation а la liturgie de l’Eglise Rйformйe de France. P., 1957; Studies in Catholic and Protestant Developments on the Continent. L., 1958, p. 9-68.

Цвингли, выступая против злоупотребления пением в дореформационной Церкви, заменил его чтением Св. Писания. Кальвин, подобно Лютеру, утверждал, что пение, несомненно, должно звучать во время публичных богослужений. Для этого использовались французские стихотворные переводы псалмов. См.: Wencelius L. L’Esthйtique de Calvin. P., 1937, p. 250-303; Blume F. Die evangelische Kirchenmusik. Potsdam, 1931. Призыв Кальвина к тому, чтобы в пении выражались благоговение и набожность сердца и ума, был предвосхищен во многих христианских текстах, например, в XIX монашеском правиле св. Бенедикта: «Пусть вместе с нашим голосом поёт наш ум».

Августин признавался, что «иногда» он мечтал о власти изгнать из пения псалмов все мелодии, ибо они не благоприятствуют богопочитанию. Но тогда, как и во времена Кальвина, отказу от пения предпочли его реформу.

В частности, «избавь нас от лукавого» назвал седьмым прошением Лютер в своём сочинении «Eine kurze Form» («Краткое изложение Десяти заповедей, Апостолького символа веры и Молитвы Господней») (Werke, VII, S. 229).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Разделы 41-42 иллюстрируют взгляды Кальвина на победу и будущую универсальность Христова Царства назависимо от различий человеческих рас и народов. Эта тема часто присутствует в его «Комментариях» к Ветхому и Новому Завету. См. Wallace R. S. Calvin’s Doctrine of the Christian Life, p. 110 f.

Жан кальвин о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here