Вынос плащаницы молитвы

Детально: вынос плащаницы молитвы - специально для Вас.

Слово перед Плащаницей

Станем добре, христиане, станем со страхом! Станем благоговейно в доме Бога нашего перед гробом Спасителя, как перед раскрытой книгой.

Вот конец земных трудов Сына Божия, Который греха не сотворил и ни в чем виновен не был. Любовь к людям свела Его с небес на землю, а злоба людская повела Его на муку. Но не просто убили, а осудили сперва, придав злодейству законный вид. И не просто казнили, но пытали и мучили, насмехались и злорадствовали, словно объявляя через дела свое родство с демонами.

Всему приходит конец. Пришел конец и страданиям Праведника. Вот Он лежит перед нами так явно, словно мы у подножья Голгофы, а рядом в винограднике – гроб, где положат Его.

Ноги Его замерли; ноги, обошедшие Святую Землю, ходившие по водам, как по суху. Ноги, целуя которые и отирая распущенными волосами головы своей, блудницы получали оставление грехов.

И руки Его замерли. Руки, с детства приученные Иосифом держать пилу и рубанок. Прежде, нежели появились на них раны от гвоздей, были на них мозоли, обыкновенные у плотников. Эти руки ломали и умножали пять хлебов для пяти тысяч народа; эти руки прикасались к слепым глазам, прокаженным телам и брали за руку умерших. От прикосновения этих рук открывались очи, уходила проказа и воскресали мертвые. Теперь на них сквозные раны от гвоздей, и свела их судорога.

Закрылись очи, видевшие насквозь всю тайну сердца человеческого; очи, от прямого взгляда которых отворачивается лукавый грешник. Еще прежде смерти очи Христовы были закрыты гематомами от кулачных ударов, помрачились от скорби и окровавились от ран, нанесенных терновым венцом. Теперь они закрыты.

Закрыты и уста, столько нового и чудного сказавшие. Велению этих уст не сопротивлялась ни морская волна, ни лютая болезнь, ни мучивший человека демон. Смерть тоже слушалась голоса этих уст. Теперь, словно в отместку, смерть затворила их и связала молчанием.

Вы еще не плачете, христиане? Уже давно пора каменному сердцу размякнуть и сухим глазам увлажниться. И вот почему. Если каждый из нас спросит Отца Небесного: «Кто так тяжко согрешил, что понадобилась столь великая и страшная жертва?» – то шепнет нам на ухо Бог: «Ты».

«Я?! Неужели так тяжко я согрешил, что цена моего искупления – лежащий передо мной во гробе истерзанный и замученный Сын Божий?» Да. Это так. «Ты был виноват – Я вину твою на себя взял. Ты был должник – Я долг твой заплатил. Ты мукам повинен – Я муку за тебя принял», – так говорит Христос искупленному человеку.

На Кресте Он бессилен и во гробе бездыханен. Но за гробом, там, где продолжается жизнь, не видимая человеческим глазом, Он действует. Он сокрушает ад. «Возьмите врата, князи адские, и внидет Царь славы». Кто этот Царь славы? Господь, крепкий и сильный в брани, Тот есть Царь славы! И пока мы стоим в умилении у гроба, Христос – сильный и непримиримый – топчет точило ярости в местах, где томились связанные души.

Нынешняя Великая пятница – не чета той единственной и ужасной Пятнице, когда никто не знал, что Он воскреснет. Ныне всё пронизано лучами воскресения, которые даже неверующего берегут от отчаяния и согревают. А тогда для всех, кто любил Его, жизнь потеряла всякий смысл. И нам никогда не понять ужас той единственной Пятницы, потому что опустевший гроб Господень от нас уже на расстоянии двух неполных дней.

Но зачем мы празднуем эти дни год за годом? Не для того ли, чтобы полюбить всем сердцем, умом и душой Сладчайшего Иисуса? Чтобы помнить Его слово и дышать Его именем. Чтобы исполнять Его заповеди и с верой принимать Его Таинства. От Его пронзенных рук и ног, от Его закрытых глаз и уст вернемся к наших устам, глазам, ногам. Помолимся:

Иисусе, дай мне ноги, да приду к Тебе,

Иисусе, дай мне руки обнять Тебя.

Дай мне слух, чтобы слышать голос Твой. Дай мне очи, чтобы видеть если не Лик Твой, то хотя бы след ног Твоих.

Дай мне всего Себя. Отыми от меня мое и дай мне Твое. Забери от меня мое ветхое и дай мне Твое новое. Всего меня обнови.

Сердце новое дай мне, сердце живое, Тебя любящее, Тебя слушающее, Твоих словес трепещущее, Тобою питающееся.

Так пусть молится твоя душа и моя душа, брат и сестра, пока мы, стоя в стороне, как жены-мироносицы, глазами, полными слез, зрим, «где Его полагаху».

Страстная пятница 2019: запреты, как провести день, картинки и стихи

Великая пятница Страстной Седмицы в 2019 году выпадает на 26 апреля.

UAportal расскажет о сути этого дня, о церковных запретах, связанных с ним, о том, как провести день, а также предложит подборку тематических картинок и открыток.

Страстная пятница: что это за день

Церковное название дня в Православной церкви – Воспоминание Святых спасительных Страстей Иисуса Христа.

Великая пятница – самый скорбный день в году для каждого христианина. Он посвящен вспоминанию распятия Иисуса, его страданий, смерти на кресте и погребения.

Согласно евангельскому повествованию, в этот день Иисуса заставили нести крест, на котором его позже распяли, на гору Голгофу. Распятый Христос подвергался издевательствам и унижениям. На кресте прикрепили издевательскую табличку с указанием его вины – “Царь Иудейский” – поскольку, по мнению гонителей, Иисус претендовал на земное царствование.

Его оскорбляли, в него плевали, вместо воды ему давали пить уксус, а в конце один из стражей пробил копьем грудную клетку Иисуса.

Практически все ученики оставили учителя после Тайной Вечери, которую вспоминают в Великий Четверг. У креста остался только его любимый ученик Иоанн Богослов (автор одного из Евангелий и книги “Откровение”), мать Иисуса – Мария, ее сестра и Мария Магдалина.

Читайте так же:  Великомученицы ирины молитва

За несколько минут до смерти Иисус поручил свою мать заботам этого ученика. “Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе”, – говорится в Евангелии от Иоанна.

В момент, когда Иисус умер на кресте, в храме разорвалась завеса и произошло землетрясение. “По смерти Его завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли, и прочее”, – сказано в Евангелии от Матфея.

Иудейский старейшина Иосиф Аримафейский, который был тайным последователем Иисуса, пошел к Понтию Пилату за разрешением забрать тело Христа и похоронить его.

Иосиф поместил тело Иисуса, увитое погребальной тканью, или плащаницей, в новой гробнице, которую сделал для себя.

А спустя два дня гробница оказалась пустой – Христос воскрес из мертвых.

Страстная пятница: как провести этот день

В ночь на Страстную пятницу в церквях служится особая служба под названием “Двенадцать Евангелий”. Во время службы читается фрагмент Евангелия, посвященный мученической смерти Иисуса. В тот же вечер вокруг храма обходят с Плащаницей – символом ткани, в которую было завернуто тело Иисуса, с его изображением. Чем-то это напоминает похороны. При этом все верующие участвуют в обряде с зажженными свечами.

Днем в пятницу в 15 часов по местному времени происходит чин выноса Плащаницы. Все желающие могут помолиться и преклониться перед подвигом Спасителя, отдавшего свою жизнь ради искупления грехов человечества.

Церковь рекомендует в этот день размышлять о страданиях Христа и о его великом подвиге. Можно перечитать фрагменты Евангелий, повествующие о последних днях его земной жизни.

Страстная пятница: молитвы на современном русском языке

Можно прочесть молитву. Например, “Отче Наш” или любую другую.

Молитва на вынос Плащаницы

Господи Иисусе Христе, Боже наш, дарующий милосердие и щедроты, милость Твоя безмерна, человеколюбие – огромно. Мы, веруем в Тебя и припадаем к Твоему величию с душевным страхом и трепетом. Мы считаем себя недостойными рабами Твоими, приносим за милости Твои, оказанные нам, благодарение безграничное. Почитаем Тебя, как Господа, Владыку мира и нашего благодетеля, славим, хвалим Тебя, молитву о милосердии возносим, припадая, снова благодарим! Услышь нашу мольбу и дай нам преуспевать в любви к Тебе, к своим ближним и вести добродетельную жизнь. Аминь.

Молитва о прощении грехов

Господи Всевышний, услышь меня, раба Божьего (собственное имя), прости мне мои грехи, ибо искренне я в них раскаиваюсь. Позволь мне работать старательно и вести праведную жизнь в соответствии с заповедями Твоими. Даруй мне возможность возносить Тебе молитвы, быть добрым словом и делом по отношению к другим. Научи меня, как удержаться от бесовских искушений, чтобы ничего плохого не делать и никому не навредить. Прошу у тебя прощения и совета. Аминь.

Молитва сожаления о грехах

Обращаюсь к Тебе, Бог мой, Отец мой, я раб Божий (собственное имя) с просьбой о прощении всех моих прегрешений. Я очень сожалею, что в определенные жизненные моменты я отвернулся от тебя, но помню, что в такой трудный час я все равно ощущал Твою поддержку. Стремлюсь к пониманию и показываю свою любовь в молитве этой искренней, из глубины души исходящей. Прошу Тебя, Господи, ради своего Сына Иисуса Христа, умершего и воскресшего ради счастливой жизни всех людей, прости мне все мои грехи, ведомые и неведомые, совершенные в минуты отчаяний или по неразумению. Отец Всевышний, знаю я, что грехопадениями своими я нанес оскорбление всем Высшим силам, а также обидел много благоверных людей на земле. Прими в сию минуту мои искренние обещания, что я буду вести праведный образ жизни и проявлять свою любовь к ближним. Я прошу помощи и поддержки Святого Духа, чтобы он указывал мне правильный жизненный путь в служение другим людям. Аминь.

Страстная пятница: что нельзя делать

Страстная пятница – день самого строгого поста. Верующим рекомендуется полностью воздержаться от пищи или провести день только на хлебе и воде.

Запрещено заниматься тяжелым трудом, посвящать день домашним заботам и хлопотам. Отложите на другое время уборку, стирку, готовку, рукоделье, строительные работы и работы в огороде.

Крайне не рекомендуется испытывать негативные эмоции, устраивать скандалы, выяснение отношений и прочее.

В церкви нет четкого запрета на секс в этот день, но супружеским парам рекомендуется воздержаться от интимной близости в Страстную пятницу.

Великая Пятница. Что происходило на Страстной седмице

Напомню, что часы – это небольшие службы, освящающие время: час первый – раннее утро, примерно семь утра; третий – девять утра, шестой – полдень, девятый – три часа дня. Они и в течение года символически отсылают к событиям Страстей Христовых: события до суда у Пилата (моление о Чаше, арест, суд у Каиафы); осуждение у Пилата; распятие; смерть Спасителя. Великим постом на это прямо указывают тропари шестого и девятого часов: «Христос и Бог наш, в шестой день (пятницу) и час пригвоздивший ко Кресту дерзкий грех Адамов в Эдеме, раздери и летопись наших грехов и спаси нас», «Христос и Бог наш, в девятый час ради нас приняв телесную смерть, умертви и нашей плоти помышления и спаси нас».

А что об этом дне говорят Евангелия? Вернемся к Утрене Великой Пятницы – службе Двенадцати Евангелий.

Первое, самое длинное Евангелие – беседа Христа с апостолами после омовения ног. Время описавший ее Иоанн Богослов не называет, но зато все четыре евангелиста единогласно подтверждают, что суд у Каиафы проходил перед рассветом: именно во время этого события апостол Петр трижды отрекся от Учителя. И сразу после его отречения запел петух, а петухи поют на рассвете. Этот эпизод повторяется во втором и третьем Евангелии.

Примерно тогда же раскаялся и другой апостол, уже бывший. Иуда понял, что Учителя осудили на смерть, бросил сребреники в Храме и удавился. Выход так себе – у него еще целое утро было, чтобы хотя бы попытаться исправить содеянное, ведь, согласно 27-й главе Евангелия от Матфея, суд у Пилата начался примерно в это же время, утром. Солнце уже встало, и Иоанн Богослов это особо подчеркивает (18,28-29): утро наступило, поэтому священники и старейшины не смогли войти к Пилату – иначе бы они осквернились и не смогли бы вкушать пасхальную жертву. Пилат вышел к ним сам. Можно себе вообразить, какой шум и скандал они устроили во дворе, если сам наместник императора отправился разбираться! Вот что мешало Иуде тоже прийти к дворцу наместника и признаться, что арест был вообще необоснованным, что это пародия на правосудие что с римской, что с иудейской точки зрения?

Читайте так же:  За здравие молитва православная

Христа бы все равно распяли (нашли бы повод), но был бы не Иуда-предатель, а Иуда – покаявшийся грешник, типа апостола Павла.

Суд у Пилата Иоанн описал подробнее остальных евангелистов. Видимо, это связано с тем, что он был хорошо знаком с первосвященником (18,16: «Ученик же сей был знаком первосвященнику», – евангелист говорит о себе), а значит – и со всей иерусалимской элитой. Этот евангельский эпизод очень интересно разбирать с исторической стороны.

Понтию Пилату священники приводят Какого-то преступника, толком не объясняя, что Он натворил. «Раз привели, значит, злодей», – огрызаются они. «Ну и сами казните», – отвечает правитель, что, разумеется, звучит почти издевательски – приведение в исполнение смертного приговора в соответствии с местным законодательством без утверждения римской властью считалось самосудом и каралось достаточно строго. О чем священники и напоминают: «Нам не позволено никого предавать смерти».

Пилат вызывает обвиняемого и начинает допрос. Обвинение в попытке узурпации власти («Царь Иудейский») Христос отрицает: «Царство Мое не от мира сего». К философским беседам об истине Пилат не готов, поэтому просто говорит иудеям, что вины не нашел, и предлагает Обвиняемого отпустить к празднику. Иудеи упорно требуют наказания Иисусу. Пилат ничего не понимает: может, они удовлетворятся бичеванием? Но обвинители непреклонны: казнить! – и добавляют новое обвинение: «Называл Себя Сыном Божьим». Это римскому чиновнику более понятно: это император – сын богов, так что дело приобретает политическую окраску. Надо разобраться – но Иисус не отвечает. Доказать Его вину невозможно, но тут начинается шантаж: первосвященники угрожают, что донесут императору на наместника, игнорирующего «оскорбление величества».

В «пятницу перед Пасхой, в час шестой» (Ин.19,14) Пилат под давлением толпы выносит смертный приговор. Начинается крестный путь.

В Иерусалиме Крестный путь, Via Dolorosa, состоит из нескольких отрезков. Паломники идут от остановки до остановки, отсылающих к Писанию и благочестивым преданиям: падение Христа под Крестом, последняя встреча с Матерью по пути на Голгофу, место встречи с Симоном Киринеянином… Эпизод с Симоном есть во всех синоптических Евангелиях (на службе зачитываются в пятом и шестом фрагменте, от Матфея и от Марка): просто шел человек с поля, а его остановили и заставили нести орудие казни. Интересно, почему вдруг стража сжалилась над Осужденным и передала Его крест другому человеку? Или, может, это было желание поглумиться над кем-то еще? И какие чувства при этом испытывал Симон? Стыд – кто-то увидит, неправильно поймет? Злость – еще для какого-то преступника стараться, да что эти оккупанты себе позволяют? Жалость – у Него совсем, видно, не осталось сил, раз заставили вместо Него нести? Или страх – беспредельщики, сначала крест дали, потом и самого убьют.

Удивительно, но на богослужении не читается фрагмент из 23-й главы Евангелия от Луки о плачущих женщинах, которых предупредил о грядущих бедствиях Сам Христос, измученный судом и предстоящей казнью: «И шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас! Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет?» (27:31). А на Крестном пути остановка, посвященная этой встрече, есть. Если вам доведется паломничать в Иерусалим – пройдите Via Dolorosa с Евангелием в руках, и на месте плача дщерей Иерусалимских вам тоже захочется плакать…

Это только середина Крестного пути. Ему придется еще очень многое пережить в этот страшный день.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Шестой час. Полдень. Жарко. Распятие – унизительная и мучительная смерть. Унижение. Один из самых трогательных моментов службы Двенадцати Евангелий – прокимен перед седьмым Евангелием «Разделиша ризы Моя себе…». Цитата из Псалтири легла на невероятную, душеразрывающую мелодию.

Стоит вслушаться, чтобы ощутить хотя бы на мгновение то, что пережил Сам Бог, что бывает с каждым человеком, потому что он смертен и несчастен. Абсолютную брошенность, покинутость, пустоту, еще до смерти наступивший ад – когда у тебя вообще больше ничего не осталось.

Даже одежду отобрали, и стоишь ты, нагой духовно и физически, перед вечностью, а вечность молчит.

Христос страдает около трех часов под палящим иерусалимским солнцем. Лука говорит, что Его мучение сопровождается «тьмой по всей земле» от шестого до девятого часа, и Господь умирает. Что это была за тьма? Солнечное затмение? Ветер из пустыни – «хамсин», несущий слепящий песок, затмевающий солнце? Грозовая туча? В любом случае: «Вся тварь изменяшеся страхом, зрящи Тя на Кресте висима, Христе: солнце омрачашеся, и земли основания сотрясахуся, вся сострадаху Создавшему вся». Эта тьма – эхо Его предсмертного крика. Бог не может умирать. Человек не должен умирать.

Страшному уроку сострадания, преподанному Господом, вняла природа, но не люди. Только безымянный благоразумный разбойник пожалел невинного Страдальца: «Он ничего худого не сделал» (Лк.23,41). Остальные – только после Его смерти, увидев великие знамения, начинают осознавать, что натворили… «Воистину Он был Сын Божий», – растерянно говорит сотник (Мф.27,54).

В середине дня в Великую Пятницу совершается последняя служба Страстей – Вечерня с выносом Плащаницы.

Читайте так же:  Сильная молитва от мастопатии

Снова читается Евангелие, описывающее все события от ареста до погребения Иисуса Христа. В этом богослужении, находящемся на границе Великой Пятницы и Благословенной Субботы (Лк.23,54: «День тот был пятница, и наступала суббота»), уже звучат нотки пасхальной радости:

Когда в гробнице плотию Ты добровольно заключен был, Христе, по природе Божественной оставаясь вездесущим и безграничным, Ты запер все сокровищницы смерти, Ты опустошил все царские дворцы ада – тогда и эту субботу Ты почтил Божественным благословением, и славой, и Твоим сиянием.

Когда Силы небесные созерцали Тебя, Христе, ложно обвиненного в обмане, и камень гроба, запечатанный руками тех, кто Твои нетленные ребра пронзал копьем, – они трепетали пред неслыханным долготерпением Твоим, но и, спасению нашему радуясь, взывали Тебе: «Слава снисхождению Твоему, Человеколюбец!»

Но пока это только тихое дыхание Пасхи. Перед Плащаницей поется стихира «Тебе, одеющегося светом яко ризою», посвященная тайным ученикам Христа, Иосифу из Аримафеи и Никодиму, которые нашли смелость снять Его тело с Креста и с достоинством похоронить – и ее слова очень скорбные, лишенные торжественности, хотя по тексту Иосиф уже знает о грядущем воскресении:

Тебе одеющагося светом, яко ризою, снем Иосиф с древа с Никодимом и, видев мертва нага непогребена, благосердный плач восприим (начал плакать с состраданием), рыдая, глаголаше: увы мне, Сладчайший Иисусе! Егоже вмале (только что) солнце на Кресте висима узревшее мраком облагашеся, и земля страхом колебашеся, и раздирашеся церковная завеса, но се ныне вижу Тя, мене ради волею подъемша смерть (ради меня добровольно умершего). Како погребу Тя, Боже мой, или какою плащаницею обвию? Коима ли рукама прикоснуся нетленному Твоему Телу? Или кия песни воспою Твоему исходу, Щедре? Величаю Страсти Твоя, песнословлю и погребение Твое со Воскресением, зовый: Господи, слава Тебе.

А затем перед Плащаницей читается канон «Плач Пресвятой Богородицы». Довольно часто можно услышать рассуждение о Страданиях и Воскресении: ну что такого страшного? Христос – Он ведь Бог, Он не по-настоящему умер, ведь знал, что воскреснет. Это в корне неправильный ход мысли.

Христос – не только Бог, но и человек. И дело даже не в том, что как человек Он не хотел умирать – Он в Гефсиманском саду молился, чтобы Чаша сия Его миновала, если это возможно. Дело в том, что Чаша Его страданий – это Чаша не только Его страданий. Человек не изолирован от других. Будучи Человеком, Христос был Учителем и Другом Своим ученикам – и Он знал, что они будут страдать. Будучи Человеком, Христос был Сыном Своей Матери – и Он знал, что Она будет страдать больше кого бы то ни было. Именно этому страданию и посвящены последние минуты Великой Пятницы:

Избавь Меня от боли, возьми Меня с Собой, Сын Мой и Бог Мой! Пусть сойду Я с Тобой в ад, не оставляй Меня одну, Я не смогу жить, не видя Тебя, Сладкого света Моего!

«Не будет Мне больше радости, – плача говорила Непорочная, – Свет Моя и Радость Моя сошла во гроб. Но Я не оставлю Его одного – умру здесь же, буду погребена с Ним!»

В конце канона Христос обращается к Матери с обещанием Своего Воскресения, и Она принимает это обещание. Но это поэзия, это мы знаем о Воскресении уже почти две тысячи лет. А тогда у гроба плакала осиротевшая Мать-Дева, Которой предстояло остаться одной на белом свете. Заботы о Ней умирающий Сын поручил Своему ученику – но для чего Ей жить дальше?

Если бы Воскресения не было, матери умирали бы от горя в тот же миг, как их детей снимали с Креста; как только фиксировалось время констатации смерти в реанимации; как только приходила похоронка из части, где служил сын… Но Одна Мать дождалась Встречи с Сыном, а значит, и остальные дождутся.

Великий Пяток Страстной седмицы Великого поста

Воспоминание святых спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа

Отче! прости им, ибо не знают, что делают.

В Великий пяток совершились и воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, ради нас волею Им претерпленные.

Великая Пятница. Распятие. Фреска церкви св.Николая в Прилепе, Македония. XII-XIII в.

Совершая в Великую пятницу «последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа», Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1) – богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его. На вечерне священносужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма. Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождениее Иисуса Христа во гробе.

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».

Читайте так же:  Эмиль мишель чоран молитва неверующего

Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

Протоиерей Г.С. Дебольский,
«Дни Богослужения Православной Церкви», т. 2

Песнопения из службы в пятницу Страстной седмицы Великого Поста

Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.

«Ныне висит на древе Тот, Кто повесил (утвердил) землю на водах; терновым венцом покрывается Ангелов Царь; в порфиру шутовскую одевается Одевающий небо облаками; заушения (пощечены) принимает Освободивший (от греха) Адама в Иордане; гвоздями прибивается Жених Церкви; копьем пронзается Сын Девы. Поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, поклоняемся страданиям Твоим, Христе, покажи нам и всеславное Твое Воскресение».

Евангелие от Луки

Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или Ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал Ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. Сотник же, видев происходившее, прославил Бога и сказал: истинно человек этот был праведник. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь. Все же, знавшие Его, и женщины, следовавшие за Ним из Галилеи, стояли в дали и смотрели на это.

И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.
Лк. 23, 48

Великая Пятница. Распятие, VIII в, Синай Какое то было зрелище, которое приводило зрителей в совершенное недоумение? Какое было то зрелище, которое запечатлевало уста зрителей молчанием, и вместе потрясало души их? Приходили они на зрелище, чтоб удовлетворить любопытству; уходили со зрелища, ударяя в грудь и унося с собою страшное недоумение… Какое было это зрелище?

На это зрелище смотрели не одни человеки: смотрели на него с ужасом и глубочайшим благоговением все Ангелы Божии; предметы небесные уже не привлекали их внимания; взоры их устремились, приковались к зрелищу, открывшемуся на земле. Солнце увидело невиданное им, и, не стерпевши увиденного, скрыло лучи свои, как человек закрывает очи при невыносимом для него зрелище: оно оделось в глубокий мрак, выражая мраком печаль, столько глубокую, как горька смерть. Земля колебалась и потрясалась под событием, совершившемся на ней. Ветхозаветная Церковь растерзала свою великолепную завесу; так терзаются и не щадятся драгоценнейшие одежды при бедствии неотвратимом, решительном. И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь… Какое это было зрелище?

Было зрелище, которое ныне мы созерцаем в воспоминании, в совершаемом церковном служении, в священном Изображении, предлежащем нашим взорам. Зрелищем был Сын Божий, сошедший с небес, вочеловечившийся для спасения человеков, обруганный, убитый человеками.

Какое чувство, как не чувство ужаса, должно всецело объять сердце при этом зрелище? Какое состояние, как не состояние совершенного недоумения, должно быть состоянием ума? Какое слово может быть произнесено при этом зрелище? Не замрет ли всякое человеческое слово во устах прежде исшествия из уст? И весь народ, сшедшийся на сие зрелище, видя происходившее, возвращался, бия себя в грудь.

Возвращались, бия себя в грудь, возвращались в недоумении и ужасе те, которые приходили посмотреть на Спасителя, висевшего на древе крестном, подобно плоду зрелому и червленеющемуся, приходили посмотреть с помыслом испытующим, из самомнения напыщенного и ложного. Вера молчала в них. Возгласило к ним померкшее солнце, возгласила к ним вострепетавшая земля, возгласили к ним камни, с треском расступаясь и подымаясь над могилами мертвецов, внезапно оживленных смертью Спасителя. Возвращались в ужасе тщетно-любопытствовавшие: в ужасе не от совершенного богоубийства, – в ужасе от грозного взора и гласа содрогнувшейся бесчувственной природы, выразившей свое познание Бога пред неузнавшим Его человечеством. Возвращались, бия себя в грудь в страхе за себя, за плоть и кровь свою, в угождение которым пролита кровь, истерзано тело Богочеловека.

Стояла при кресте и распятом на нем Господе Приснодева Богоматерь. Как мечем, пронзено было печалью Ее сердце: предсказание святого старца Симеона исполнялось. Но Она ведала, что Сын Ее, Сын Божий, благоизволил взойти на крест и принести Себя в примирительную жертву за отверженное человечество; Она ведала, что Господь, совершив искупление человеков смертью, воскреснет и совоскресит с Собою человечество; Она ведала это – и безмолвствовала. Безмолвствовала Она пред величием события: безмолвствовала от преизобилия скорби: безмолвствовала пред совершавшеюся волею Божиею, против определений которой нет голоса.

Читайте так же:  Молитва для выигрыша в суде

Стоял при кресте возлюбленный ученик Господа. Он смотрел на высоту креста, – в непостижимой любви добровольной Жертвы созерцал Любовь Божественную. Божественная Любовь есть источник Богословия. Она – дар Святого Духа, и Богословие – Дар Святого Духа. Она открыла Апостолам таинственное значение искупления. Ибо любовь Христова объемлет нас, благовествует ученик и посланник Христов, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5, 14). По бесконечной любви, которую Господь имеет к человечеству и которую способен иметь один Господь, на кресте пострадало в лице Господа и умерло в лице Господа все человечество. Если же человечество пострадало в Нем, то и оправдалось в Нем; если умерло в Нем, то и оживотворилось в Нем. Смерть Господа соделалась источником жизни.

Внезапно раздался с креста глас распятого Господа к Приснодеве: Жено! Се, Сын Твой; потом глас к возлюбленному ученику: Се, Матерь твоя. Уничтожая на древе крестном грех праотцев, совершенный ими при древе райском, рождая человечество в новую жизнь животворною смертью, Господь вступает в права Родоначальника человеческого, и объявляет Свою по человечеству Матерь материю ученика и всех учеников своих, христианского племени. Ветхий Адам заменяется Новым Адамом, падшая Ева – непорочною Мариею. Преступлением одного, сказал Апостол, подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих (Рим. 5, 15). При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния безчисленные и неизреченные: совершено не только искупление человеков, совершено усыновление их Богу.

Великая Пятница. Оплакивание Христа. Фреска монастыря Дионисиат, Афон. Сер. XVI в.

Вынос плащаницы

Богослужения Великой Пятницы

Что такое вынос Плащаницы

Термин «плащаница» появился в русских богослужебных книгах в конце XVI века. Плащаница — это икона, изображающая Спасителя, лежащего во гробе. Обычно это большой плат (кусок ткани), на котором написан или вышит образ положенного во гроб Спасителя. Вынос Плащаницы и Чин погребения — это два важнейших богослужения, которые совершаются в Великую пятницу Страстной седмицы. Великая пятница — самый скорбный день в церковном календаре для христиан всего мира. В этот день мы вспоминаем Крестные страдания и смерть Иисуса Христа.

Вынос Плащаницы

– совершается днем в пятницу на вечерне Великой субботы, в третий час дня Страстной пятницы – в час смерти Иисуса Христа на кресте (т.е. обычно служба начинается в 14.00 ч) . Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма — во «гробе» — возвышении, украшенном цветами и умащенном благовониями в знак скорби о смерти Христа. На середину Плащаницы кладут Евангелие.

Богослужебные особенности Чина погребения

Утреня Великой Субботы с Чином погребения обычно служится в пятницу вечером. Плащанице в этом богослужении отводится роль, которую в других случаях имеет икона праздника.

Утреня начинается, как надгробная служба. Поют погребальные тропари, совершают каждение. После пения 118-ого псалма и прославления Святой Троицы храм освещают, затем провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу. Это первая, пока негромкая, потому что Спаситель еще во гробе, — благая весть о Воскресении Христовом.

Во время богослужения верующие совершают крестный ход — обносят Плащаницу вокруг храма и поют «Святый Боже». Крестный ход сопровождается погребальным звоном колоколов.

По окончании чина погребения Плащаницу подносят к царским вратам, а потом возвращают на место посреди храма, чтобы ей могли поклониться все священнослужители и прихожане. Там она находится до позднего вечера Великой субботы.

Только перед пасхальной утреней, во время полунощницы, Плащаницу уносят в алтарь и кладут на престол, где она остается до отдания Пасхи.

Иконография Плащаницы

Плащаница — плат, на котором изображен Спаситель, лежащий во гробе. У этой иконы (Плащаница считается именно иконой) есть традиционная иконография.

В центральной части композиции Плащаницы изображают икону «Положение во Гроб». Полностью или только тело погребенного Христа.

Икона «Положение во Гроб» описывает евангельскую сцену погребения распятого Иисуса Христа. Тело сняли с креста и обвили плащаницей, то есть погребальными пеленами, пропитанными благовониями. Затем Спасителя положили во гроб, высеченный в скале, и привалили ко входу в пещеру большой камень.

Плащаницу выполняют в разных техниках. Чаще всего за основу берется полотно бархата. Например, Плащаницы XV—XVII вв. делались в технике лицевого шитья. В XVIII—XIX вв. мастера сочетали золотное шитье или рельефную аппликацию из тканей с живописью. В технике живописи выполняли лик и тело Христа. Бывали и полностью живописные Плащаницы.

Сейчас нередко в храмах можно увидеть Плащаницы, сделанные типографским способом. Это издержки массового производства — ручная работа стоит дорого.

По периметру Плащаницы обычно вышивается или пишется текст тропаря Великой субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и вонями (вариант: благоуханьми) во гробе нове покрыв, положи».

Традиции выноса Плащаницы

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В некоторых храмах после крестного хода несущие Плащаницу священнослужители останавливаются у входа в храм и высоко поднимают Плащаницу. И следующие за ними верующие друг за другом проходят в храм под Плащаницей. На середину плащаницы, вместе с Евангелием, обычно кладут маленький литургический покровец. Иногда покровцом закрывают изображенный на Плащанице лик Христа — в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя воздухом (воздух — большой четырехугольный покров, который символически изображает плащаницу, которой было обвито тело Христа).

Вынос плащаницы молитвы
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here