Святой василий мангазейский молитва

Детально: святой василий мангазейский молитва - специально для Вас.

Молитвы святым

Память: 23 марта / 5 апреля, 10 мая / 23 мая, 23 мая / 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых), 10 июня / 23 июня (Собор Сибирский святых)

Мученик Василий Мангазейский – первый святой, прославленный на Сибирской земле. Он принял мученическую кончину в 1602 годе, и с середины XVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недужным, в скорби и отчаянии сущим. Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам; исцелял расслабления, слепоту и другие болезни; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства.

Тропарь праведного Василия, мученика и страстотерпца, Мангазейского чудотворца, глас 8

Богатство видев чистыя души твоей, Василие, украсти тщашеся праведных враг, подусти господина твоего, иже покраденнаго ради богатства своего предав тя судии, и от того неповинне многия претерпел еси муки, непобедим пребыв до смерти. Тем, яко приемый венец страдания от всех Владыки, моли всем от напастей свободным быти, чтущим любовию святую память твою.

Ин тропарь праведного Василия Мангазейского, глас 8

Яко пресветлое солнце, возсиял еси чудесы своими в Сибирстей стране, в Мангазейских пределех, новый мучениче, неповинный страдальче, святе Василие! За чистоту душевную и телесную пострадал еси от лютаго врага распадением и немилосердием господина своего и от начальствующаго бо ту градскаго неправеднаго судии, и муки неповинно претерпел еси, и кровь свою святую пролиял еси, желая вечнаго Царствия Небеснаго. Сего ради Христос Бог венча тя мученическими венцы на Небеси, и на земли прослави, и Своим Божиим промыслом повеле земли самой от недр своих гроб, и тело твое, и срачицу, обагренную кровию твоею, израсти нетленно. И ныне притекающим к тебе с верою и везде призывающим святое имя твое полезная вся, и грехов оставление, и телесем здравие подавай, чтущим верою святую память твою, и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь праведного Василия Мангазейского, глас 8

От града Ярославля Божиим смотрением в страну Сибирскую пришедшаго и за целомудрие от господина своего в Мангазеи пострадавшаго, блаженнаго Василия почтим, егоже Христос Бог мученическим венцем венча на Небеси, нетлением и чудесы прослави на земли. Ты же, честный страдальче, предстательством своим страну нашу в мире сохрани и молися о спасении душ наших.

Кондак праведного Василия Мангазейского, глас 4

Страдание совершив, святе, погребения же честнаго не сподобився, в тинное место ввержен и попираемь был еси от мимоходящих, но Бог прослави мощи твоя чудесным явлением, Василие, прославляяйся во святых Своих, даяй страдальцем венец нетленный.

Ин кондак праведного Василия Мангазейского, глас 4

Иже новый в мученицех неповинный страдальче, святе Василие, преревновал еси Иосифу Прекрасному и Моисею Угрину во искушениих, за чистоту душевную и телесную муки неповинно претерпел если. Сих ради прослави тя Бог, и святыя твоя мощи, по явлению твоему, от Мангазеи к Енисею во обитель Святыя Троицы ту сущим настоятелем принесошася и подают исцеления с верою приходящим и везде призывающим святое имя твое. Страстотерпче святый, моли Христа Бога о православном народе нашем и о всех воех наших, победу и одоление нам на всех непросвещенных иноязычных людех даровати, споборствуя, и от междоусобныя брани спастися всем моли.

Ин кондак праведного Василия Мангазейского, глас 4

Просветися Божественною благодатию, Боголюбче, целомудрием и терпением течение свое мученически скончал еси, темже и по смерти яви тя светлость жития твоего, источаеши бо чудесы, с верою приходящим к честному гробу твоему и вопиющим: радуйся, святый Василие, Мангазейский и всея Сибири чудотворче.

Молитва мученику Василию Мангазейскому

О святый мучениче Христов Василие, радости святых единосельниче, наших скорбей и печалей пременителю и всякаго зла демонскаго губителю, припадая, молим ти ся: приди в заступление наше, яко да очистится ум наш от деяний греховных, понеже лишаемся за сие благодати Божией и не имеем тверда основания к покаянию.

Даждь нам умиление душевное и слезы грехоомывательныя, воздежи руце твоя святыя за убогие наши души ко Господу Иисусу Христу, не остави нас, грешных, ради нашего невоздержания, укрепи нас бедствующих душевными помыслы и внешними обуревании, имиже сами себе вина бываем, или от ненавидящих нас вправду, но вся по грехом нашим праведно быти исповедуем.

Буди нам, малодушным, покровитель и поборник благ и милостив, присещай нас, грешных, в скорбех и печалех и сохраняй от всякаго смущения противнаго, да не когда прогневаем Бога нашего и тебе сомолебника нашего благаго, но утверди нас молитвами твоими в страсе Божии и достойна покажи своея всегда милости да наследуем блага вечныя в Царствии Небесном у Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, Ему же подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.

Мученик Василий Мангазейский

Память: 23 марта / 5 апреля, 10 мая / 23 мая, 23 мая / 5 июня (Собор Ростово-Ярославских святых), 10 июня / 23 июня (Собор Сибирский святых)

Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец, – первый святой, прославленный на Сибирской земле. – принял мученическую кончину 4 апреля 1602 года, и с середины XVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недужным, в скорби и отчаянии сущим.

Блаженный Василий, сын благочестивого, но небогатого жителя города Ярославля, именем Феодора, в юном возрасте был взят неким богатым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярную Мангазею – один из первых русских городов Сибири.

Василий строго исполнял христианские заповеди. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение были его украшением, а сердце было исполнено веры в Бога и благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время Богослужения оставлять житейские заботы и ходить во святую церковь. Едва исполнилось благочестивому юноше 19 лет, как Всевышний, “призирая на его добродетели, захотел воззвать его к вечному блаженству, к коему достичь из сей временной жизни нельзя иначе, как узким и прискорбным путем внешнего испытания”.

Читайте так же:  Молитва накануне причастия православие

Как свидетельствует церковное предание, однажды, когда блаженный Василий молился – храме на пасхальной заутрене, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на многие зовы хозяина праведный Василий оставался в храме до конца богослужения. Сребролюбивый же господин его, по наущению диавольскому, заподозрил Василия в соучастии в преступлении и по возвращении того из храма подверг его ругательствам и побоям. Неповинный юноша отвечал своему мучителю: “Истинно ничто же от имения твоего взях”. Тогда хозяин отвел Василия к городскому воеводе, который подверг страдальца новым тяжким истязаниям. Купец, выведенный из терпения молчанием Василия, в ярости ударил его связкой амбарных ключей, и от этого удара блаженный Василий скончался.

Тело безвинного мученика было положено в гроб и без христианского погребения предано земле, “где надлежит от воды мокрость”. Но Всемогущий Господь по прошествии 47 лет благоволил явить его из недр земли и прославить многими чудесами.

Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам за пушным зверем; исцелял расслабления, слепоту и другие различные недуги; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства. Сохранившиеся списки Жития святого Василия (XVII – XIX вв.) свидетельствуют об обильных благодатных проявлениях, бывших по молитвам мангазейскому чудотворцу.

Святитель Василий Великий и мученик Василий Мангазейский. Икона из Свято-Троицкого мужского монастыря в с.Туруханске

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей святого, и с тех пор стало распространяться почитание его как истинного угодника Божия. В 1670 году строитель Туруханского монастыря Святой Троицы иеромонах Тихон перенес мощи праведного Василия в основанный им монастырь. В 1719 году этот монастырь посетил великий сибирский миссионер – митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), поклонился мощам святого и составил ему канон. К концу первой трети XVIII столетия были составлены три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

Почитание этого угодника Божия немало способствовало обращению из язычества в Православие тунгусов, эвенков и юраков. Народы Севера обращаются к святому Василию как к покровителю охотников-промысловиков.

Одна из первых икон святого Василия была написана послушником Тобольского митрополита Павла живописцем Лукой по случаю чудесного избавления его от смерти. На святых иконах святой Василий изображается “лицем млад, мал возрастом”, “образом священнолепен, очи имуща светлы, взирающе прелюбезно, власы же главы его русы”. На некоторых иконах святого изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе молящий Василий – в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания святого при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе города Киева, в Новгороде, в Москве.

Одним из первых дней памяти святого был день 22 марта, когда Святая Церковь воспоминает соименного ему святого – священномученика Василия Анкирского. Впоследствии в Туруханском Троицком монастыре в честь воспоминания перенесения мощей святого Василия из Мангазеи в Туруханск память ему стала совершаться 10 мая. Ранее память праведному Василию Мангазейскому совершалась 6 июня, в день явления его мощей.

Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец

Святой мученик Василий, Мангазейский чудотворец, – первый святой, прославленный на Сибирской земле, – принял мученическую кончину 4 апреля 1602 года, и с середины ХVII столетия глубоко почитается за множество благодатных проявлений в помощи недурным, в скорби и отчаянии сущим.

Блаженный Василий, сын благочестивого, но небогатого жителя города Ярославля, именем Феодора, в юном возрасте был взят неким богатым ярославским купцом на место управляющего продажей своих товаров в заполярную Мангазею – один из первых русских городов Сибири.

Василий строго исполнял христианские заповеди. С самых юных лет честность его была очевидна всем. Кротость и смирение были его украшением, а сердце было исполнено веры в Бога и благочестия. Любовь к молитве заставляла его во время Богослужения оставлять житейские заботы и ходить во святую церковь.

Едва исполнилось благочестивому юноше 19 лет, как Всевышний, «призирая на его добродетели, захотел воззвать его к вечному блаженству, к коему достичь из сей временной жизни нельзя иначе, как узким и прискорбным путем внешнего испытания».

Как свидетельствует церковное предание, однажды, когда блаженный Василий молился в храме на пасхальной заутрене, воры разграбили лавку его хозяина. Василия потребовали к ответу. Несмотря на многие зовы хозяина праведный Василий оставался в храме до конца богослужения. Сребролюбивый же господин его, по наущению диавольскому, заподозрил Василия в соучастии в преступлении и по возвращении того из храма подверг его ругательствам и побоям. Неповинный юноша отвечал своему мучителю: «Истинно ничто же от имения твоего взях». Тогда хозяин отвел Василия к городскому воеводе, который подверг страдальца новым тяжким истязаниям. Купец, выведенный из терпения молчанием Василия, в ярости ударил его связкой амбарных ключей, и от этого удара блаженный Василий скончался.

Тело безвинного мученика было положено в гроб и без христианского погребения предано земле, «где надлежит от воды мокрость». Но Всемогущий Господь по прошествии 47 лет благоволил явить его из недр земли и прославить многими чудесами.

Святой Василий многократно помогал заблудившимся и терпящим опасности путникам и охотникам за пушным зверем; исцелял расслабления, слепоту и другие различные недуги; по молитвам матерей исцелял детей, сохранял малодушных от самоубийства. Сохранившиеся списки Жития святого Василия (ХVII-ХIХ вв.) свидетельствуют об обильных благодатных проявлениях, бывших по молитвам мангазейскому чудотворцу.

Читайте так же:  Молитва Богородице от колдовства

В 1659 году по благословению Тобольского митрополита Симеона было произведено освидетельствование мощей святого, и с тех пор стало распространяться почитание его как истинного угодника Божия. В 1670 году строитель Туруханского монастыря Святой Троицы иеромонах Тихон перенес мощи праведного Василия в основанный им монастырь. В 1719 году этот монастырь посетил великий сибирский миссионер – митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), поклонился мощам святого и составил ему канон. К концу первой трети ХVIII столетия были составлены три службы и несколько поучений на дни памяти праведного Василия.

Почитание этого угодника Божия немало способствовало обращению из язычества в Православие тунгусов, эвенков и юраков. Народы Севера обращаются к святому Василию как к покровителю охотников-промысловиком.

Одна из первых икон святого Василия была написана послушником Тобольского митрополита Павла живописцем Лукой по случаю чудесного избавления его от смерти. На святых иконах святой Василий изображается «лицем млад, мал возрастом», «образом священнолепен, очи имуща светлы, взирающе прелюбезно, власы же главы его русы». На некоторых иконах святого изображается Троицкий Туруханский монастырь, а над ним на горе молящий Василий – в одной рубашке и без обуви. Иногда на иконах изображались и страдания святого при купце и воеводе. Известны изображения святого Василия Мангазейского во Владимирском соборе города Киева, в Новгороде, в Москве.

Одним из первых дней памяти святого был день 22 марта, когда Святая Церковь воспоминает соименного ему святого – священномученика Василия Анкирского. Впоследствии в Туруханском Троицком монастыре в честь воспоминания перенесения мощей святого Василия из Мангазеи в Туруханск память ему стала совершаться 10 мая. Ранее память праведному Василию Мангазейскому совершалась 6 июня, в день явления его мощей.

Молитвы блаженному Василию, Христа ради юродивому

Молитва первая
О великий угодниче Христов, истинный друже и верный рабе Всетворца Господа Бога, преблаженне Василие! Услыши ны многогрешныя, ныне вопиющыя к тебе и призывающыя имя твое святое: помилуй ны припадающыя днесь к раце мощей твоих: приими малое наше и недостойное сие моление, умилосердися над убожеством нашим, и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо от видимых и невидимых враг безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая
О блаженная душе, о премудрости исполненный разуме: возсия бо нам светонезаходимое солнце веселия, просвещая Российское царство: от бесов уязвленных исцелитель, паче же и самих бесов прогонитель, слепым прозрение, хромым хождение, сляченным исправление, болящим всем исцеление и здравие: от бед и скорбей избавление, печальным утешение.

Молитва третья
О угодниче Христов, преблаженне Василие! Услыши ны, многогрешныя, ныне вопиющия к тебе: помилуй ны, раб Божиих (имена), и умилосердися над убожеством нашим! и молитвами твоими исцели всяк недуг и болезнь души и тела нашего грешнаго, и сподоби ны течение жизни сея невредимо, от видимых и невидимых враг, и безгрешно прейти, и христианскую кончину непостыдну, мирну, безмятежну, и Небеснаго Царствия наследие получити, со всеми святыми, во веки веков.

Святой василий мангазейский молитва

Б ога́тство ви́дев чи́стыя души́ твоея́, Васи́лие, / укра́сти тща́шеся пра́ведных враг, / подусти́ господи́на твоего́, / и́же покра́деннаго ра́ди бога́тства своего́ пред́ав тя судии́, / и от того́ непови́нне мно́гия претерпе́л еси́ му́ки, / непобеди́м пребы́в до сме́рти. / Тем, я́ко прие́мый вене́ц страда́ния от всех Влады́ки, / моли́ всем от напа́стей свобо́дным бы́ти, // чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Ин тропарь, глас 8:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

О т гра́да Яросла́вля Бо́жиим смотре́нием / в страну́ Сиби́рскую прише́дшаго / и за целому́дрие от господи́на своего́ / в Мангазе́и пострада́вшаго, / блаже́ннаго Васи́лия почти́м, / его́же Христо́с Бог му́ченическим венце́м венча́ на Небеси́, / нетле́нием и чудесы́ просла́ви на земли́. / Ты же, честны́й страда́льче, / предста́тельством свои́м страну́ на́шу в ми́ре сохрани́ // и моли́ся о спасе́нии душ на́ших.

Ин тропарь, глас 8:

Я́ ко пресве́тлое со́лнце / возсия́л еси́ чудесы́ свои́ми в Сиби́рстей стране́, / в Мангазе́йских преде́лех, / но́вый му́чениче, непови́нный страда́льче, свя́те Васи́лие! / За чистоту́ душе́вную и теле́сную пострада́л еси́ от лю́таго врага́ / распале́нием и немилосе́рдием господи́на своего́ / и от нача́льствующаго бо ту градска́го непра́веднаго судии́, / и му́ки непови́нно претерпе́л еси́, / и кровь свою святу́ю пролия́л еси́, / жела́я ве́чнаго Ца́рствия Небе́снаго. / Сего́ ра́ди Христо́с Бог венча́ тя му́ченическими венцы́ на Небеси́, / и на земли́ просла́ви, / и Свои́м Бо́жиим про́мыслом повеле́ земли́ само́й от недр свои́х / гроб, и те́ло твое́, и сра́чицу, обагре́нную кро́вию твоею́, израсти́ нетле́нно. / И ны́не притека́ющим к тебе́ с ве́рою и везде́ призыва́ющим свято́е и́мя твое́ / поле́зная вся, и грехо́в оставле́ние, и телесе́м здра́вие подава́й, / чту́щим ве́рою святу́ю па́мять твою́, // и моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

С трада́ние соверши́в, свя́те, / погребе́ния же честна́го не сподо́бився, / в ти́нное ме́сто вве́ржен / и попира́емь был еси́ от мимоходя́щих, / но Бог просла́ви мо́щи твоя́ чуде́сным явле́нием, Васи́лие, / прославля́яйся во святы́х Свои́х, // дая́й страда́льцем вене́ц нетле́нный.

Ин кондак, глас 4:

П росвети́ся Боже́ственною благода́тию, Боголю́бче, / целому́дрием и терпе́нием тече́ние свое́ му́ченически сконча́л еси́, / те́мже и по сме́рти яви́ тя све́тлость жития́ твоего́, / источа́еши бо чудесы́, / с ве́рою приходя́щим к честно́му гро́бу твоему́ и вопию́щим: / ра́дуйся, святы́й Васи́лие, // Мангазе́йский и всея́ Сиби́ри чудотво́рче.

Ин кондак, глас 4:

Читайте так же:  Лечить болезни молитвами

И́ же но́вый в му́ченицех непови́нный страда́льче, / свя́те Васи́лие, преревнова́л еси́ Ио́сифу Прекра́сному и Моисе́ю Угрину во искуше́ниих, / за чистоту́ душе́вную и теле́сную / му́ки непови́нно претерпе́л еси́. / Сих ра́ди просла́ви тя Бог, / и святы́я твоя́ мо́щи, по явле́нию твоему́,/ от Мангазе́и к Енесе́ю во оби́тель Святы́я Тро́ицы / ту су́щим настоя́телем принесо́шася / и подаю́т исцеле́ния с ве́рою приходя́щим / и везде́ призыва́ющим свято́е и́мя твое́. / Страстоте́рпче святы́й, / моли́ Христа́ Бо́га / о правосла́вном наро́де на́шем / и о всех во́ех на́ших, / побе́ду и одоле́ние нам на всех / непросвеще́нных иноязы́чных лю́дех дарова́ти, спобо́рствуя, // и от междоусо́бныя бра́ни спасти́ся всем моли́.

С вяты́й му́чениче Христо́в Васи́лие, ра́дости святы́х единовсе́льниче, на́ших скорбе́й и печа́лей премени́телю и вся́кого зла де́монскаго губи́телю, припа́дая, молю́ ти ся: прииди́ в заступле́ние мое́, я́ко да очи́стится ум мой от дея́ния грехо́внаго, поне́же лиша́ются за сие́ благода́ти Бо́жия; не име́ю тве́рда основа́ния к покая́нию, даждь ми умиле́ние душе́вное и сле́зы грехоомыва́тельныя, воздежи́ ру́це твоя́ святы́я за убо́гую мою́ ду́шу ко Го́споду Иису́су Христу́, не оста́ви мене́ гре́шнаго, ра́ди моего́ невоздержа́ния, укрепи́ мя, бе́дствующаго душе́вными по́мыслы и вне́шними обурева́нии, и́миже сам себе́ вина́ быва́ю, или́ от ненави́дящих мя впра́вду, но вся по грехо́м мои́м пра́ведно бы́ти испове́даю. Бу́ди ми, малоду́шному, покрови́тель и побо́рник благ и ми́лостив, присеща́й мя, гре́шнаго, в ско́рбех и печа́лех и сохраня́й от вся́кого смуще́ния проти́внаго, да не когда́ прогне́ваю Бо́га моего́ и тебе́, смоле́бника моего́ блага́го, но утверди́ мя моли́твами твои́ми в стра́се Бо́жии и досто́йна покажи́ своея́ всегда́ ми́лости. Ами́нь.

Мученик Васи ́ лий Мангазейский

Дни памяти

23 мая – Перенесе­ние мощей святого из Мангазеи в Туруханск

5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых

6 июня – Явление из земных недр мощей святого

11 июня – Собор святых Красноярской митрополии

23 июня – Собор Сибирских святых

Житие

Свя­той пра­вед­ный му­че­ник Ва­си­лий Ман­га­зей­ский чу­до­тво­рец – пер­вый свя­той, про­слав­лен­ный на Си­бир­ской зем­ле. Бла­жен­ный Ва­си­лий ро­дил­ся око­ло 1583 го­да в Яро­слав­ле, в се­мье бла­го­че­сти­во­го, но небо­га­то­го го­ро­жа­ни­на, име­нем Фе­о­до­ра. В юном воз­расте он был взят неким бо­га­тым яро­слав­ским куп­цом на ме­сто управ­ля­ю­ще­го про­да­жей сво­их то­ва­ров в за­по­ляр­ную Ман­га­зею – один из пер­вых рус­ских го­ро­дов Си­би­ри. В то вре­мя (ко­нец XVI в.) в свя­зи с ис­поль­зо­ва­ни­ем арк­ти­че­ско­го мо­ре­пла­ва­ния Ман­га­зея пе­ре­жи­ва­ла рас­цвет как центр тор­гов­ли и ко­ло­ни­за­ции на Рус­ском Се­ве­ре (впо­след­ствии го­род за­пу­стел и в кон­це XVII в. пре­кра­тил свое су­ще­ство­ва­ние).

Свя­той Ва­си­лий ис­прав­но ис­пол­нял свои обя­зан­но­сти управ­ля­ю­ще­го, и чест­ность его бы­ла оче­вид­на всем. От при­ро­ды крот­кий и сми­рен­ный, с дет­ских лет ис­пол­нен­ный стра­ха Бо­жье­го, он поль­зо­вал­ся доб­рым рас­по­ло­же­ни­ем окру­жа­ю­щих. Серд­це его бы­ло ис­пол­не­но ве­ры в Бо­га, а лю­бовь к мо­лит­ве за­став­ля­ла остав­лять жи­тей­ские за­бо­ты и хо­дить во свя­тую цер­ковь. По­это­му все сво­бод­ное от ра­бо­ты вре­мя свя­той Ва­си­лий про­во­дил в хра­ме за бо­го­слу­же­ни­ем, ча­сто и по­дол­гу мо­лил­ся до­ма.

Ед­ва ис­пол­ни­лось бла­го­че­сти­во­му юно­ше де­вят­на­дцать лет, как Все­выш­ний, «при­зи­рая на его доб­ро­де­те­ли, за­хо­тел воз­звать его к веч­но­му бла­жен­ству, ко­е­му до­стичь из сей вре­мен­ной жиз­ни нель­зя ина­че, как уз­ким и при­скорб­ным пу­тем внеш­не­го ис­пы­та­ния». Как сви­де­тель­ству­ет цер­ков­ное пре­да­ние, од­на­жды, ко­гда бла­жен­ный Ва­си­лий мо­лил­ся в хра­ме на Пас­халь­ной за­ут­рене, хо­зя­ин об­на­ру­жил, что во­ры раз­гра­би­ли его лав­ку. Несмот­ря на зо­вы хо­зя­и­на, свя­той Ва­си­лий оста­вал­ся в хра­ме до кон­ца бо­го­слу­же­ния. Недо­вер­чи­вый и среб­ро­лю­би­вый хо­зя­ин за­по­до­зрил и об­ви­нил свя­то­го Ва­си­лия в со­уча­стии в пре­ступ­ле­нии и под­верг его ру­га­тель­ствам и по­бо­ям. Невин­ный юно­ша не утра­тил сво­ей кро­то­сти и на все сми­рен­но от­ве­чал му­чи­те­лю: «Ис­тин­но ни­что же от име­ния тво­е­го взях». То­гда хо­зя­ин от­вел свя­то­го Ва­си­лия к го­род­ско­му во­е­во­де, пе­ред ко­то­рым очер­нил его как пре­ступ­ни­ка. Во­е­во­да под­верг свя­то­го Ва­си­лия но­вым пыт­кам, но он снес их тер­пе­ли­во и без­молв­но. Раз­дра­жен­ный мол­ча­ни­ем свя­то­го Ва­си­лия, ку­пец при­шел в ярость и по на­у­ще­нию лу­ка­во­го уда­рил му­че­ни­ка связ­кой ам­бар­ных клю­чей. От это­го уда­ра свя­той Ва­си­лий скон­чал­ся (около 1600–1602 гг.) [1] .

Те­ло без­вин­но­го му­че­ни­ка бы­ло по­ло­же­но в гроб и без долж­но­го хри­сти­ан­ско­го по­гре­бе­ния пре­да­но зем­ле, «где над­ле­жит от во­ды мок­рость». Но Все­мо­гу­щий Гос­подь по про­ше­ствии 47 лет бла­го­во­лил явить его из недр зем­ли и про­сла­вить мно­ги­ми чу­де­са­ми.

Как по­вест­ву­ет жи­тие свя­то­го Ва­си­лия, в 1649 го­ду ман­га­зей­ский стре­лец Сте­пан Ши­ря­ев за­ме­тил, что на по­го­ре­лом ме­сте близ хра­ма в зем­ле об­на­ру­жи­лась верх­няя часть неиз­вест­но­го гро­ба (по­го­ре­лое ме­сто об­ра­зо­ва­лось по­сле боль­шо­го по­жа­ра 1642 г.). На гроб этот «для мир­ско­го хо­ду» бы­ла по­ло­же­на су­до­вая дос­ка, но ее, к изум­ле­нию оче­вид­цев, пе­ре­ло­ми­ло гро­бом, вы­шед­шем из зем­ли. То­гда над гро­бом по­ста­ви­ли ча­сов­ню. Вско­ре по­сле это­го неко­то­рые боль­ные, с ве­рою при­те­кав­шие к по­мо­щи неве­до­мо­го угод­ни­ка Бо­жия, по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние. От­дель­ные слу­чаи ис­це­ле­ний бы­ли за­сви­де­тель­ство­ва­ны пись­мен­но. Так, на­при­мер, 25 ян­ва­ря 1652 го­да ман­га­зей­ский стре­лец Ти­мо­фей Се­че­ни­ков при­шел к мест­но­му во­е­во­де Кор­са­ко­ву и рас­ска­зал ему, что ви­дел во сне угод­ни­ка Бо­жия, ко­то­рый от­крыл­ся ему как но­во­яв­лен­ный чу­до­тво­рец Ман­га­зей­ский, тот, над гро­бом ко­то­ро­го ста­вят но­вую ча­сов­ню. Ти­мо­фей, дав­ший обет по­жерт­во­вать на ча­сов­ню, ес­ли у него ис­це­лит­ся боль­ная ру­ка, был тот­час ис­це­лен.

До­шед­шие до нас спис­ки жи­тия свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го (XVII–XIX вв.) со­об­ща­ют об обиль­ных чу­до­тво­ре­ни­ях, со­вер­шен­ных по мо­лит­вам к нему: свя­той Ва­си­лий по­мо­гал за­блу­див­шим­ся пут­ни­кам и охот­ни­кам, ис­це­лял рас­слаб­ле­ния, сле­по­ту и дру­гие неду­ги, со­хра­нял ма­ло­душ­ных от са­мо­убий­ства. В фев­ра­ле 1653 го­да через ви­де­ние ман­га­зей­ско­му охот­ни­ку Гри­го­рию Ка­ра­та­е­ву от­кры­лось имя но­во­яв­лен­но­го чу­до­твор­ца. В том же го­ду во­е­во­да Кор­са­ков по­слал ар­хи­епи­ско­пу То­боль­ско­му Си­мео­ну (1651–1664) спис­ки чу­дес свя­то­го Ва­си­лия. Ар­хи­епи­скоп Си­ме­он пре­про­во­дил эти спис­ки в Моск­ву кня­зю А.П. Тру­бец­ко­му, ве­дав­ше­му Си­бир­ским при­ка­зом. Спис­ки бы­ли пе­ре­да­ны ца­рю, но со­про­во­ди­тель­ное пись­мо ар­хи­епи­ско­па сда­но в ар­хив, и де­ло о ка­но­ни­за­ции свя­то­го Ва­си­лия не по­лу­чи­ло хо­да.

Читайте так же:  Молитва если человек пропал

В ав­гу­сте 1659 го­да по бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Си­мео­на в Ман­га­зею при­е­хал диа­кон Бо­го­яв­лен­ско­го хра­ма в То­боль­ске Иван Се­ме­нов. В при­сут­ствии ман­га­зей­ско­го во­е­во­ды С.В. Ла­ри­о­но­ва и двух мест­ных свя­щен­ни­ков Ди­мит­рия и Лу­ки бы­ло про­из­ве­де­но вскры­тие гроб­ни­цы и осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия.

В 1670 го­ду стро­и­тель Тро­иц­ко­го Ту­ру­хан­ско­го мо­на­сты­ря иеро­мо­нах Ти­хон по­сле быв­ше­го ему ви­де­ния со­вер­шил с крест­ным хо­дом пе­ре­не­се­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия из Ман­га­зеи в свою оби­тель. Ман­га­зею через два го­да по­сле это­го по­ки­ну­ли по­след­ние жи­те­ли, а в Ту­ру­хан­ске по­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия еще бо­лее уси­ли­лось.

Ле­том 1719 го­да в Ту­ру­ханск при­был мит­ро­по­лит Си­бир­ский и То­боль­ский Фило­фей (Ле­щин­ский; 1702–1711; вто­рич­но 1715–1721). По его рас­по­ря­же­нию мо­щи свя­то­го Ва­си­лия бы­ли пе­ре­не­се­ны из ста­ро­го и тес­но­го хра­ма во имя Пре­свя­той Тро­и­цы в но­вый про­стор­ный храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В за­пад­ной сто­роне хра­ма, про­тив ра­ки с мо­ща­ми свя­то­го Ва­си­лия, был по­став­лен его об­раз, на­пи­сан­ный по­слуш­ни­ком То­боль­ско­го мит­ро­по­ли­та Пав­ла (1678–1692) ико­но­пис­цем Лу­кой, спа­сен­ным свя­тым Ва­си­ли­ем от по­топ­ле­ния в 1679 г. Мит­ро­по­лит Фило­фей про­из­вел осви­де­тель­ство­ва­ние мо­щей свя­то­го Ва­си­лия и на­пи­сал в по­хва­лу его ка­нон. За го­ды прав­ле­ния мит­ро­по­ли­та Фило­фея бы­ло со­став­ле­но несколь­ко спис­ков жи­тия свя­то­го Ва­си­лия и три служ­бы ему.

При сле­ду­ю­щем мит­ро­по­ли­те Си­бир­ском и То­боль­ском Ан­то­нии (Ста­хов­ском; 1721–1740) мо­щи свя­то­го Ва­си­лия бы­ли со­кры­ты под спу­дом, в зем­ле, в пре­де­лах мо­на­стыр­ской огра­ды, над этим ме­стом устро­и­ли ча­сов­ню. В 1788 го­ду гроб свя­то­го вновь по­ка­зал­ся из зем­ли на­ру­жу. Игу­мен Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря Ми­ха­ил пе­ре­нес его во вновь по­стро­ен­ный ка­мен­ный храм в честь Бла­го­ве­ще­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы и устро­ил осо­бое над­гро­бие. Все это вре­мя мест­ное по­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия прак­ти­че­ски не пре­кра­ща­лось: ве­ру­ю­щий на­род по-преж­не­му при­бе­гал к его мо­лит­вен­но­му пред­ста­тель­ству и по ве­ре сво­ей по­лу­чал об­лег­че­ние в бо­лез­нях и ис­це­ле­ния. По­чи­та­ние свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го нема­ло спо­соб­ство­ва­ло об­ра­ще­нию из язы­че­ства в Пра­во­сла­вие раз­лич­ных мест­ных на­род­но­стей Се­ве­ра: тун­гу­сы, эвен­ки и юра­ки мо­ли­лись свя­то­му как по­кро­ви­те­лю охот­ни­ков-про­мыс­ло­ви­ков.

В кон­це 1802 – на­ча­ле 1803 гг. Ту­ру­хан­ский край охва­ти­ла эпи­де­мия. Жи­те­ли Ту­ру­хан­ска усмот­ре­ли при­чи­ну бед­ствия в том, что ико­ны свя­то­го Ва­си­лия вы­не­се­ны из Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря, мо­щи его на­хо­дят­ся под спу­дом, а служ­бы в его честь пре­кра­ще­ны. Ар­хи­епи­скоп То­боль­ский Ам­вро­сий (1806–1822) пред­пи­сал игу­ме­ну Ту­ру­хан­ско­го Тро­иц­ко­го мо­на­сты­ря вне­сти в со­бор­ный храм об­раз свя­то­го Ва­си­лия и не чи­нить пре­пят­ствий к его по­чи­та­нию.

В 1907 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да бы­ло от­пе­ча­та­но цвет­ное ли­то­гра­фи­че­ское изо­бра­же­ние свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го. На ико­нах свя­то­го Ва­си­лия изо­бра­жа­ют «ли­цом мла­да, ма­ла воз­рас­том, об­ра­зом свя­щен­но­леп­на, очи иму­ща свет­ли, взи­ра­ю­ще пре­лю­безне, вла­сы же гла­вы его ру­сы». На неко­то­рых ико­нах изо­бра­жа­ет­ся Тро­иц­кий Ту­ру­хан­ский мо­на­стырь, а над ним на го­ре мо­ля­щий­ся свя­той Ва­си­лий в од­ной ру­баш­ке и без обу­ви. Ино­гда на ико­нах изо­бра­жа­лись и стра­да­ния его при куп­це и во­е­во­де. Из­вест­ны изо­бра­же­ния свя­то­го Ва­си­лия Ман­га­зей­ско­го во Вла­ди­мир­ском со­бо­ре го­ро­да Ки­е­ва, в Нов­го­ро­де, в Москве.

Сре­ди жи­те­лей Ту­ру­хан­ска со­хра­ни­лось пре­да­ние, что неко­гда свя­той Ва­си­лий явил­ся во сне од­но­му бла­го­че­сти­во­му эвен­ку и по­ве­лел ему взять из мо­на­стыр­ско­го хра­ма свя­тые мо­щи и со­крыть их в тай­ге, что и бы­ло ис­пол­не­но.

При­ме­ча­ние

[1] Му­че­ни­че­ство Ва­си­лия от­но­сят к пер­вым го­дам су­ще­ство­ва­ния го­ро­да Ман­га­зеи (1600–1602 го­ды); мест­ные пре­да­ния так­же да­ти­ру­ют смерть Ва­си­лия днём Св. Пас­хи – Бахрушин С. В. Легенда о Василии Мангазейском.

Святой василий мангазейский молитва

«От града Ярославля Божиим смотрением в страну сибирскую пришедшего и за целомудрие от господина своего в Мангазеи пострадавшего». Это текст тропаря, т.е. песнопения Василию Мангазейскому и в нем по существу вся земная жизнь святого, вся его простая и внешне бесхитростная история.

В 1600 году началось централизованное освоения земель в районе реки Таз. Первая экспедиция была неудачной, но город под названием Мангазея, по мнению большинства ученых, заложить удалось, а вот вторая экспедиция в 1601 году начала его строительство и активное освоение. Формировалась она в Ярославле. В составе ее и прибыл в Сибирь сын ярославского купца Феодора Василиий. По одним источникам ему едва исполнилось 15 лет, по другим – было не более 19 лет. Но совершенно бесспорно то, что это был молодой человек, почти мальчик. Вероятно с раннего детства от помогал своему отцу в лавке, иначе как он бы ему удалось набраться опыта в торговых делах, ведь неподготовленного человека богатый купец не взял бы с собой в столь опасное путешествие и не доверил бы ему сразу по приезде свои лобазы и всю торговлю. Но главное, что привлекало в нем – это честность и неподкупность. Вот уж этот «товар» ценился в приказчике или, как тогда говорили, сидельце на вес золота.

Василий выполнял свою торговал умело, но душа его не лежала к этой работе и вообще к земному деланию. Воспитанный в благочестивой православной семье, он с раннего детства полюбил Бога всей душой и не было для него большей радости, чем пребывать с ним в молитвенном общении, читать богодухновенные книги Священного Писания, возноситься душой в горний мир во время церковного богослужения. И хотя скромная часовня, срубленная в Мангазеи сразу же после прибытия туда государевой экспедиции, мало походила на величавые древние храмы его родного Ярославля, каждую свободную минуту он проводил там, как будто предчувствовал, что его земной век не долог и нужно быть готовым предстать перед Создателем.

Конечно такое поведение было не привычным для окружающих его людей и привлекало к себе внимание. Василий невольно был у всех на виду. Боголюбивый и богобоязненный мальчик в среде огрубевших людей, порой потерявших человеческий облик в суровых непривычных условиях Севера, по апостольски нес свой крест исповедания Слова Божия и, наверное, одним фактом своего существования или горячей молитвой не раз останавливал своего соотечественника от дурного дела или слова, пробуждал память о заповедях Божьих, заставлял заговорить совесть и будил воспоминания о забытой воцерковленной жизни в далеких родных краях. Имея дело с местным населением и ведя дела честно и по справедливости, он выгодно отличался от многих других своих собратьев и в сознании их христианин и справедливый человек связывались воедино, а это уже своего рода проповедь христианства.

Читайте так же:  Мультик молитва пони на русском

Ну что казалось бы в такой ситуации предвещало конфликт хозяина и его приказчика? Текст древнего песнопения и некоторые исторические источники говорят, что хозяин воспылал к Василию преступной страстью, но получил отпор, что ожесточило его. Кто знает, захотел ли он отомстить юноше или действительно заподозрил его в воровстве, ведь часто бывает так: невзлюбил кого-то, – и все в нем кажется дурным и подозрительным. Этого мы уже никогда не узнаем! Но факт остается фактом – ограбили лавки и хозяин решил, что Василий имеет к этому отношение. Он требовал от приказчика признания и повел его в съезжую избу на допрос к государевым людям. Нравы тогда были жестокие и доказательств не спрашивали: жестоко избили и подняли на дыбу раз, другой, а в третий – на землю опустилось только мертвое тело; душа страдальца была уже далеко. Такой конец испугал мучителей и, чтобы скрыть следы своего преступления, они спрятали тело в наскоро сколоченный гроб и без положенного христианского погребения бросили в болотную тину.

«Блаженного Василия почтим, его же Христос Бог мученическим венцем венчал на небеси». Нам может показаться — нелепое упрямство: сознайся и сохранят жизнь, ну прогонят, ну оставят без средств к существованию – от этого не умирают, развивающаяся Сибирь требует людей знающих и грамотных. Да, так поступили бы многие, но не Василий. Не желая того, он был для окружающих проповедником истинно христианских ценностей и образа жизни, и вдруг – вор?! -Нет! речь идет уже не о репутации отдельного человека. Принимая мучения Василий вел себя как исповедник Христа и не перед лицом своих мучителей, а перед всей Мангазеей, перед язычниками, которые впервые увидели православного человека и о нем судили по вере, которую принесли с собой русские люди. Его подвиг мученичества сродни подвигам первых христианских святых, да он и был первым, первым святым Сибири, которого Господь дал в помощь первопроходцам этих земель как покровителя и заступника во всех бедах и ходатая перед Богом.

Пока древняя Мангазея получала и записывала факты исцелений у гроба новоявленного святого и по молитвам ему, на берегу Нижней Тунгуски и Енисея завершалось строительство мужского монастыря, который был освящен в 1660 году и получил название по имени своего храма – Свято -Троицкий. Основал монастырь и руководил им иеромонах Тихон, человек удивительной духовной силы, подвижник веры, известный в этих краях как молитвенник и наставник всех ищущих спасения.

Примерно в одно время ему и другим лицам в тонком сне было видение нового чудотворца, суть которого сводилась к тому, что он желает отныне прибывать в названном монастыре. В качестве подтверждения этому святой назвал свое имя, о чем долго молились жители Мангазеи, — Василий. За этой святыней и явился в Мангазею иеромонах Тихон в конце марта 1670 года. С грустью расставались жители города со святыней, но воле самого чудотворца никто не посмел противиться. Из Мангазеи через теперешний Старый Туруханск в монастырь прибыло тело святого Василия, именуемого Мангазейским по месту принятия им мученических страданий, что бы уже никогда не покидать его. Было 10 мая 1670 года и с тех пор в это день (23 мая по новому стилю) для нас главный день памяти святого. Другой день его памяти — 5 апреля — связан с днем его мученической кончины. Кроме того мы особо поминаем нашего святого 6 и 23 июня.

Собственноручная запись иеромонаха Тихона о всех перипетиях переноса мощей и рассказ о видении святого также хранятся в московском архиве, но находятся в крайне ветхом состоянии, но текст еще можно разобрать. Дело в том, что по рапорту правящего архиерея на «черного попа» Тихона в Москве в Министерстве юстиции было заведено дело о самовольном переносе мощей и письменные свидетельства тщательно собирались следствием. Похоже, что в результате изучения всех обстоятельств воля Божья в его действиях была так ясна государственным чиновникам того времени, что никаких наказаний не последовало.

И сегодня мощи святого мученика Василия Мангазейского пребывают в Свято-Троицком Туруханском монастыря в главном его храме и как прежде по молитвам и вере происходят исцеления и чудотворения: у святого Василия просят исцеления от болезней, помощи в коммерческих делах и воспитании детей, ему молятся о прекращении вражды между людьми и защите от несправедливых наветов, об укреплении веры и спасении души.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

«Ты же, честный страдальче, предстательством своим страну нашу в мире сохрани и молися о спасении душ наших».

Святой василий мангазейский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here