Святой меркурий Смоленский молитва

Детально: святой меркурий смоленский молитва - специально для Вас.

Мученик Меркурий Смоленский

Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь и служил в войске смоленского князя. Святой воин тайно вел подвижническую жизнь – был строгим постником, девственником, проводил ночи в молитве, духовно уготовляя себя к страданиям за веру Христову. В 1239 году полчища татар, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Пономарь, молившийся ночью в Смоленском соборе перед чудотворным образом Божией Матери, услышал глас Небесной Владычицы, повелевшей ему разыскать святого воина и сказать ему: “Меркурий! Иди к брани военной, Владычица зовет тебя”. Воин пришел в собор и сам услышал глас Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий Небесную помощь.

Воин Христов той же ночью отправился в татарский стан в Долгомостье. Там он сразился с предводителем татарского войска – великаном, обладавшим громадной силой, убил его и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая Имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам святой Меркурий принял смерть в бою от сына убитого им татарского исполина.

Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины, святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 году жители Смоленска называли его своим главным заступником.

Мученик Меркурий Смоленский

Воин, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии святой воин тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. В это время, в 1239 г., татарские полчища Батыя подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, св. Меркурий скорбел и болел душой; с каждым днем он более и более возгорался божественной ревностью, желая пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана.

В соборном храме перед иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, со слезами прося об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас от иконы: «Иди к рабу моему Меркурию на Подолье и тихо скажи ему: тебя зовет Владычица». Когда воин пришел в собор, то сам услышал голос Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий небесную помощь, венец победы и вечное блаженство.

Св. Меркурий преисполнился великой радости, ибо Сама Царица Небесная обещала ему то, к чему он давно уже стремился всей душой: пострадать за своих братьев и за веру Христову. В ту же ночь воин Христов отправился в татарский стан в Долгомостье и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что св. Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам же св. Меркурий погиб в бою.

Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Празднование ему установлено в конце XVI в. Уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником.

Память святого мученика Меркурия Смоленского

Память 24 ноября

В сие время в Смоленске проживал святой Меркурий. Родился он на западе от благородных родителей, державших православную веру. Еще в юных летах он переселился в Смоленск и поступил на службу к местному князю. Будучи воином, Меркурий отличался своей силой и высоким ростом. Не менее он был велик и духовной силой; с раннего возраста он обращал на себя внимание своей благочестивой жизнью: подвизался в посте и целомудрии, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, святой Меркурий скорбел и болел душою; с каждым днем он более и более возгорался Божественной ревностью, он желал пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана.

Ночью в соборном храме пред иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, служивший в сем храме. Со слезами просил он Пречистую Богоматерь об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас, раздававшийся от иконы.

– Иди к рабу моему Меркурию на Подолье.

При сем Пресвятая Богоматерь указала ему дверь, где жил святой Меркурий.

– Итак ступай к нему на двор указанного дома и тихо скажи ему: Меркурий! Тебя зовет Владычица. Ступай в военных доспехах на врагов.

Удивился пономарь сему гласу от иконы. Тотчас же он отправился из собора и пришел к тому дому, который ему указала сама Пресвятая Богородица.

Он застал святого Меркурия на дворе; святой подвижник молился и воздевал свои руки к небу. Он был в своем воинском вооружении, ибо в тот самый час, когда пономарь услышал глас от иконы Пречистой, то и святой Меркурий был предуведомлен чудесным образом о пришествии к нему пономаря.

Между тем пономарь подошел к святому и сказал ему:

– Меркурий, ступай немедленно, ибо тебя зовет Владычица.

Святой Меркурий, вместе с пономарем, отправился в церковь Пресвятой Богородицы. В храме они нашли свечу, которая горела пред иконой Богородицы. Святый Меркурий, упав пред иконой, с слезами стал молиться, прося Пресвятую Госпожу о помощи и заступлении. Тогда вдруг раздался глас от иконы:

Читайте так же:  Молитва Матроне Московской на русском языке

– Раб мой Меркурий, я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил храм сей. Для сего я призвала тебя сюда из страны Римской. Враги втайне задумали в сию ночь напасть на град и разорить его. Но не оставлю я града сего: по молитвам моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай, раб мой, навстречу врагам, ступай на место, известное под названием Долгомостье. Там стоит вооруженная рать злых варваров. Не бойся: ты победишь воеводу вражеского. Я не оставлю тебя. В сей битве ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства.

Услышав сей глас, святой Меркурий преисполнился великой радости. Сама Царица Небесная обещала ему то, к чему он давно уже стремился всей душой, ибо всегда был объят желанием пострадать за своих братьев и за веру Христову. Возблагодарив Пресвятую Богородицу он вышел из храма и горя Божественной ревностью, немедленно отправился на указанное место.

Была глубокая ночь. Не ожидая так скоро нападения врагов, граждане были объяты крепким сном. Тихо и незаметно прошел святой Меркурий мимо стражи у городских ворот. Придя на Долгомостье, он обнажил меч свой и со словами: «Пресвятая Богородица, помоги мне», устремился на татарское полчище. Гордый исполин, надменный своей силой, пал первым от руки святого Меркурия: сила, которой он так превозносился, оставила его, лишь только пред ним предстал Христов воин. Много и других врагов из передового полка погибло от меча святого Меркурия: Оставшиеся в живых, враги были объяты ужасом и побежали. Святый Меркурий, отойдя в сторону, стал молиться и благодарить Пресвятую Владычицу за Ее дивное и славное заступление.

– Пречистая, преславная и преблагословенная Владычица! Ты Своим ходатайством спасла град сей и не допустила людям Твоим впасть в руки злых врагов христианских. Ныне же молю Тебя, Пресвятая Богородице, не отринь и меня грешного и недостойного раба Твоего: я знаю, что мне надлежит венчаться славным венцем мученичества и пролить кровь за святую веру. Не страшит меня сие, ибо я уже давно имею желание «разрешиться и быть со Христом» . Помолись обо мне, славная Заступнице нашего града, к Сыну Твоему и Богу нашему: да причтет Он меня к избранному Своему стаду и сподобит вечно восхвалять Его святое имя.

Тогда раздался глас:

– Да будет тебе по прошению твоему.

Между тем враги, получив подкрепление, снова устремились на святого Меркурия. Но воин Христов, призывая имя Господне, опять поразил их; враги отступили снова со срамом:

– Горе нам, – вопили они, – нельзя нам устоять против сего воина, ибо вместе с ним нас поражают некие молниеносные мужи. А над ними видим мы лучезарную Жену.

В сие время сын убитого исполина, желая отомстить за смерть своего отца, коварно напал на святого Меркурия и усек ему мечом честную его главу. На всех врагов напал великий ужас: побросав оружие, гонимые какой-то неведомой силой, они бежали от города, под которым погибло так много из лучших бойцов, и удалились из пределов Смоленских.

На рассвете, граждане увидели чудное заступление Пресвятой Богородицы: пред ними было покрытое трупами поле. С благодарностью они взяли тело славного заступника города – святого Меркурия и с честью погребли его в соборе Пресвятой Богородицы у левого клироса.

Вскоре после своей кончины, святой Меркурий явился в сонном видении вышеназванному пономарю и сказал:

– Поведай гражданам сего города: пусть они повесят мое оружие над гробом моим, на воспоминание о славном заступнике и помощи Пресвятой Богоматери.

При сем святой обещал свою помощь всем, призывающим его на помощь. Граждане тогда же повесили оружие святого над его гробницей.

Ныне мощи святого Меркурия почивают в Смоленском Авраамиевом монастыре в храме, построенном во имя славного воина Христова, подающего всем исцеления и помощь в бедах и напастях. Да поможет он и нам побеждать страсти телесные и непрестанно восхвалять Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Кондак, глас 4:

Явился во бранех непобедимь воин, от римлян родом сыновство, име града смоленска: яко бо сих ради наречеся, яко от Богородицы страж крепок послася граду. Песньми Меркурия ублажим, празднующе весело память его, яко да избавит град наш от беды ратник.

Канон мученику Меркурию Смоленскому

Канон святому мученику Меркурию Смоленскому, новому чудотворцу. Велехвально поем воина тверда, святаго добляго Меркурия. Глас 8.

Тропарь, глас 4. М ученик твой Господи Меркурии, во страдании своем венец прият нетленныи, от Тебе Бога нашего. Имея бо крепость Твою непобедимую, мучащих упраздни, и разруши бесом немощная шатания. Того молитвами Христе Боже спаси душа наша.

Песнь 1. Ирмос.

П осеченыи несекомаго пресече, и виде Солнце землю, си же несть видело, лютаго врага вода потопила есть. И непроходимо пройде Израиль. Песнь же воспевашеся, Господеви поем, славно бо прославися.

Запев с поклоном: С вятый мучениче Меркурие, моли Бога о нас.

О т вышних повелении святе воинствуеши, с Вышними лики предстоиши Благих Источнику. И радости божественаго наслаждения, приснопамятне наслаждаешися. Сохраняй тверде град, в нем же совершают славне память твою, Господеви поюще, славно бо прославися.

П одвиг ти ревности свидетельствова мудре, силою укрепляемь Христовою, и противу ратник исходиши, и радуяся претерпе главе своей отсечение, и вопияше славно повелением ея.

Слава. С тражь граду явился еси. И мучителя яве укорил еси. И болезненое от них видение веселяся претерпел еси Меркурие, вопия и моляся к Пославшей тя. Господеви поем, славно бо прославися.

И ныне. Я коже и в Кесарии, равно именованное тебе приемлеши суще звание. Тако же и зде изволи благочестия Царица, посылает тя Меркурие Богородица мучениче. К Той помолися о мне окаяннем. Милостива обрести на страшнем суде Сына Ея.

Катавасия: И збави от бед рабы своя, святый мучениче Меркурие, яко вси по Бозе к тебе прибегаем, ты бо молиши о нас, Христа, Бога нашего.

Песнь 3. Ирмос.

У твержеи небеса в начатце разумом, и землю на водах основав, на камени мя Христе Церковнем утверди. Яко несть Свят, паче Тебе Человеколюбче.

Запев. О т младенства ввоинися Христу. Род и богатьство отечества оставль, и весь разжизаемь Божественою любовию. И от Того Рождьшия славне, стражь граду Ея послался еси.

Читайте так же:  Краткие утренние молитвы на русском

Запев. В оспоем Господа и с рождьшею Его Богоматерию. Подавшаго стража тверда граду нашему, воина добляго Меркурия, и чюдес исполненаго.

Слава. Д есницею укрепляем Владычнею, вражие пагубное нашествие победил еси яко добр страдалец богомудре, по церкви Богородичине и по благоверии.

И ныне. О Господа Мати, Ты Надежда отчаянным, и Помощь всем грешником. Не презри милостивая Царице мене окаяннаго, люте и пребезмерно согрешившаго паче человеческаго естества. Катавасия.

Седален, глас 4. Подобен. С коро предвари.

Р имлянин родом сыи, но верою благоверною огражден, а не полуверием боляи. Но угодник Богу бысть, и Того Рождьшей. Льстиваго ратника посрами, исполина с сыном порази. И венечник Христовых явися, и славы радостныя причастися. Сего ради священную его память празднуем ныне.

Слава и ныне. Д аниил же Тя Гору велию нарече. А ин Жезл и Катапетазму. Давыд же Дверь, Ею же пройде Христос Бог. Богородице не презри Милостивая. Но приими моих скверных окаянных устен моление, и туне покажи Госпоже Свою милость на мне многогрешнем.

Песнь 4. Ирмос.

У слышах Господи слух Твой, и убояхся, яко неизреченным светом Бог Сыи Присносущен, от Девы пройде воплощься. Слава Славе Твоей Христе, слава Силе Твоей.

Запев. Я коже и во своем отечестве присвоися любезне Зиждителю. И светлыи венец от Него восприят, и воинствова по благоверии яко непобедим, святе Меркурие помолися. От Него же получил еси дерзновение о мне окаяннем, да получю милость.

Запев. И стка себе порфиру благочестия паче отец своих. В нюже оболкся, и воин крепок показася. И мертвости совлече ризу неверия. И пояше, слава Силе Твоей Господи.

Слава. Д аже до крове ста и подвизався, побеждая сопротивных ратник. Победоносец показася, и Вышней славе сподобися Меркурие.

И ныне. Я коже дождь на руно сниде, такоже в Твою Пречистую утробу, Слово спасеное сниде Приснодево, Ты же Богородице яко туча, изсуши многих моих зол бремя. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос.

В скую мя отрину от Лица Твоего, Свете Незаходяи, покрыла мя есть чюжа тма окаяннаго. Но обратив мя к свету заповедей Ти, пути моя направи молютися.

Запев. Р аспростер руце протяг злыи варварин, хотя внезапу наити на град и церковь Богородицы. Ты же неослабно простер свои со оружием святеи руце изшел еси, и победи противника. И оттуду венчася.

Запев. И же Солнцу и огневи служа прииде. Ты же святе Христу и Того Матери служа изшел еси, и того силу пресече. И град свободи, и сам от Христа прославися.

Слава. П ричастник страстем Владычним явися. И славе Того приобщник быв, и Того Божественей светлости.

И ныне. У мертви о Дево живущии во мне грех, иже Живот рождьшая, и Умертвившаго смерть. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос.

М олитву пролию ко Господу, и Тому возвещу печаль мою, яко зол душа моя наполнися, и живот мой аду приближися. Но молюся яко Иона, от тли Боже мой возведи мя.

Запев. В жиляше тя присносущное от высоты Меркурие, звание всевидение. И слуга церковныи мудре увери тя якоже ангел, повелеваше ти дерзати, и никакоже устрашитися, варварска нашествия.

Запев. У мерщвлен бысть змий вселукавыи, и незбысться злохитрие его. Но ногама попрася красныма от добляго воина, и оружника Христова Меркурия. Вшед бо победи поганянина.

Слава. В сесовершено Владыце принесе сердечное изволение мучениче. И Того ради изыде против рати поганских сил, и победитель велии показася. И ныне на Небеси предстоиши Меркурие.

И ныне. З ачатие неизреченно, Рожество неизглаголанно Отроковице, яко Бога раждаеши плотию. Умилостивися о мне окаяннем, да улучю и аз лишеныи, заступление Твое. Катавасия.

Кондак, глас 4. Я вися во бранех непобедим воин, от римлян родом, сыновьство име града Смоленьска. Яко бо сих радма наречеся, яко от Богородицы стражь крепок послася граду песньми Меркурия ублажим, празднующе весело память его. Яко да избавит град наш от беды ратник.

Икос. Г ордыню низложь льстиваго мучителя, иже на православие возносящагося. Нечестиваго до конца сего лютаго змия главу отсекл еси святе Меркурие. И пуста его сотворь, и память его с шумом бысть. Ты бо исходиши на предградие един, братися с тысящами безбожных варвар. Яко бо от высоты имыи повеление, надежду и упование от Самыя Госпожи и Богородицы, заступающи и помогающи ти. Тоя же пособием непобедимым, и ратника злокознаго крепко удавил еси. И множество сил его победи, и самого мучителя посрами. Тем же крепкии Христов воине зовем ти радостно, и весело празднуем память твою. Яко да избавиши град наш от беды ратник.

Песнь 7. Ирмос.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Д ети еврейския в пещь дерзнувше, и пламень попраша, и в росу огнь преложьше вопияху, благословен еси Господи Боже во веки.

Запев. С ветом Вышняго просвещен озаряемь доблии воине, воспевающих ныне память твою просвети, поющыя, благословен Бог отец наших.

Запев. В оспеваше всех Благодателя распаляся. И исшед на побеждение ратник, огня ревностию блаженне жегом. И поя, благословен еси Господи Боже отец наших.

Запев. В крови противу стал еси беззаконных ополчения святе, иже каменеви и огню кланяющихся. Ты же к Камени — Христу вопия, сих победил еси. Поя, благословен еси Господи Боже отец наших.

Слава. З емлю обагрив блаженне Меркурие кровию своею, Владыки Человеколюбца желая общник Того быти. Поя, благословен еси Господи Боже отец наших.

И ныне. Ч ини ангельстии удивляются, таиньства Твоего глубине Богородице. Бог бо ис Тебе воплощен явися. Его же похвалим, Боже благословен Еси. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос.

С едмь седмицею пещь халдейскии мучитель богочестивым люте разжже. Силою же лучшею спасеных видев, Творцу и Избавителю вопияше, дети благословите, священнии воспойте людие, и превозносите Его во веки.

Запев. Б лагочестно и мудрено подвиг свой славне свершил еси. И добле мудре враги своя победил еси. Яко бо даровася тебе святче победа небесная. Тем же воспел еси, священнии пойте, людие превозносите Господа во веки.

Слава. С кончався святе от исполина Меркурие, мечем усече главу твою. И оттуду получил еси желаемаго тобою венца. И землю кровию своих удов истечением напоил еси. Пояше, священнии пойте, людие превозносите Господа во веки.

И ныне. Я ко нашего существа поновление Пречистая, вси виновно вернии поем Тя. Бога бо паче слова родила еси, едина паче земнородных. Своим благоутробием и нас озари поющих Тя. Катавасия.

Читайте так же:  Молитва о защите очень сильная

Песнь 9. Ирмос.

У страшися всяк слух, неизреченна Божия схождения. Яко Вышнии волею сниде и воплотися от девическаго чрева быв убо Человек. Тем же Пречистую Богородицу вернии величаем.

Запев с поклоном. Г ноеве мученичестии, благоухание ныне испущают благодатное, смрадныя наша страсти исцелеваху. Источают бо святыя их мощи целебныя воды. И напояют душя поющих тех чюдодеяние.

Запев. Я ко велика столпа, и твердо забрало дарова тя Христос Меркурие граду сему, идеже ныне точиши чюдес струю, и помогаеши победою на поганых.

Слава. С помощника имеяху вси граждане, страстотерпче Христов доблественыи. Копие и щит твой выну велико пособие имуще тя величают, Христа Бога славяще венчавшаго тя.

И ныне. П росвети, двери Света, омраченую душю мою страстьми, и лукавыми помыслы очерневшую и бедствующю. И избави искушений и бед и скорбей, да славлю Тя, Упование верным и Утверждение. Катавасия.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Мученик Мерку ́ рий Смоленский , воин

Дни памяти

9 августа (переходящая) – Собор Смоленских святых

Житие

Во­ин, по­то­мок кня­же­ско­го ро­да. Вос­пи­тан­ный в пра­во­сла­вии свя­той во­ин тай­но вел по­движ­ни­че­скую жизнь: был стро­гим пост­ни­ком, дев­ствен­ни­ком, каж­дую ночь он втайне от всех вос­пе­вал бла­годар­ствен­ные хва­ле­ния Гос­по­ду. В это вре­мя, в 1239 г., та­тар­ские пол­чи­ща Ба­тыя по­до­шли к Смо­лен­ску и вста­ли в 25 вер­стах от него, на Дол­го­мо­стье, угро­жая ра­зо­ре­ни­ем го­ро­ду и его свя­ты­ням. Услы­шав о при­бли­же­нии злых вра­гов, о ра­зо­ре­нии Бо­жи­их хра­мов, св. Мер­ку­рий скор­бел и бо­лел ду­шой; с каж­дым днем он бо­лее и бо­лее воз­го­рал­ся бо­же­ствен­ной рев­но­стью, же­лая по­стра­дать и по­ло­жить ду­шу свою за ве­ру Хри­сто­ву. И мо­лит­ва его бы­ла услы­ша­на.

В со­бор­ном хра­ме пе­ред ико­ной Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы мо­лил­ся некий по­но­марь, со сле­за­ми про­ся об из­бав­ле­нии го­ро­да от вра­гов. Вдруг он услы­шал глас от ико­ны: «Иди к ра­бу мо­е­му Мер­ку­рию на По­до­лье и ти­хо ска­жи ему: те­бя зо­вет Вла­ды­чи­ца». Ко­гда во­ин при­шел в со­бор, то сам услы­шал го­лос Пре­чи­стой Де­вы, по­сы­ла­ю­щий его на брань с вра­гом и обе­ща­ю­щий небес­ную по­мощь, ве­нец по­бе­ды и веч­ное бла­жен­ство.

Св. Мер­ку­рий пре­ис­пол­нил­ся ве­ли­кой ра­до­сти, ибо Са­ма Ца­ри­ца Небес­ная обе­ща­ла ему то, к че­му он дав­но уже стре­мил­ся всей ду­шой: по­стра­дать за сво­их бра­тьев и за ве­ру Хри­сто­ву. В ту же ночь во­ин Хри­стов от­пра­вил­ся в та­тар­ский стан в Дол­го­мо­стье и всту­пил в еди­но­бор­ство с вра­же­ским пол­чи­щем. При­зы­вая имя Гос­по­да и Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы, свя­той во­ин ис­тре­бил мно­же­ство вра­гов. Та­тар­ские во­и­ны с ужа­сом ви­де­ли, что св. Мер­ку­рию по­мо­га­ют в бит­ве мол­ние­нос­ные му­жи и лу­че­зар­ная Же­на, и не в си­лах усто­ять про­тив во­и­на Хри­сто­ва, об­ра­ти­лись в бег­ство. Сам же св. Мер­ку­рий по­гиб в бою.

Жи­те­ли Смо­лен­ска, спа­сен­ные чу­дес­ным за­ступ­ле­ни­ем Гос­по­да и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, с че­стью по­греб­ли те­ло свя­то­го во­и­на-му­че­ни­ка в со­бо­ре в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Празд­но­ва­ние ему уста­нов­ле­но в кон­це XVI в. Уже в 1509 г. жи­те­ли Смо­лен­ска на­зы­ва­ли его сво­им глав­ным за­ступ­ни­ком.

Богослужения

Молитвы

Тропарь мученику Меркурию Смоленскому, глас 2

Возсия́в, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ в собо́рней це́ркви пред пречи́стым и чудотво́рным о́бразом Пречи́стей Богоро́дицы,/ за Ню́же и за град Смоле́нск пострада́,/ многоко́зненнаго и богоме́рзкаго царя́ Баты́я устраши́,/ и си́льнаго исполи́на победи́, и лю́ди удиви́,/ ду́шу свою́, многострада́льне Мерку́рие, за благоче́стие положи́,/ я́ко Заха́риина и А́велева я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду.// И ны́не моли́ся за ду́ши на́ша.

Перевод: Воссияв, как звезда преяркая, в соборном храме перед пречистым и чудотворным образом Пречистой Богородицы, за Нее же и за город Смоленск пострадал, исполненного многими коварствами и богомерзкого хана Батыя устрашил, и сильного исполина победил, и людей удивил, жизнь свою, многострадальный Меркурий, за благочестие отдал, как Захарии и Авеля громко взывает кровь твоя ко Господу (Мф.23:35). И сейчас молись о душах наших.

Кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 4

Яви́ся во бране́х непобеди́мь во́ин,/ от ри́млян ро́дом,/ сыновство́ име́ гра́да Смоле́нска,/ я́ко бо сих ра́ди нарече́ся,/ я́ко от Богоро́дицы страж кре́пок посла́ся гра́ду,/ пе́сньми Мерку́рия ублажи́м,/ пра́зднующе ве́село па́мять его́,// я́ко да изба́вит град наш от беды́ ра́тник.

Перевод: Непобедимый в битвах воин, родом из римлян, ты стал сыном города Смоленска, потому и прозван Смоленским, как сильный страж, посланный Богородицей этому городу. Молитвенными песнопениями Меркурия прославим, празднуя с радостью память его, чтобы он избавил город наш от нападения врагов.

Ин кондак мученику Меркурию Смоленскому, глас 8

Чистото́ю душе́вною ку́пно и теле́сною/ и серде́чною к Бо́гу любо́вию и непреста́нною моли́твою/ ри́мское бога́тство оста́вль/ и прия́т бога́тство от Го́спода – вене́ц,/ прие́м в ру́це копие́, кре́пко злове́рнаго царя́ Баты́я ужаси́,/ и самохва́льнаго исполи́на победи́,/ и вси вну́цы ага́рянския прожену́в, страстоте́рпче Мерку́рие,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Душевной и телесной чистотой, сердечной к Богу любовью и непрестанной молитвой римское наследие оставил и получил богатство от Господа – мученический венец, взяв в руки оружие, ты привел в страх татарского хана Батыя и надменного исполина победил, всех потомков мусульман изгнав, мученик Меркурий, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Святой меркурий Смоленский молитва

Мученику Меркурию Смоленскому (тропарь и кондаки)

В озсия́в, я́ко звезда́ многосве́тлая, / в собо́рней це́ркви пред пречи́стым и чудотво́рным о́бразом Пречи́стей Богоро́дицы, / за Ню́же и за град Смоле́нск пострада́, / многоко́зненнаго и богоме́рзкаго царя́ Баты́я устраши́, / и си́льнаго исполи́на победи́, и лю́ди удиви́, / ду́шу свою́, многострада́льне Мерку́рие, за благоче́стие положи́, / я́ко Заха́риина и А́велева я́сно вопие́т твоя́ кровь ко Го́споду. // И ны́не моли́ся за ду́ши на́ша.

Я ви́ся во бране́х непобеди́мь во́ин, / от ри́млян ро́дом, / сыновство́ име́ гра́да Смоле́нска, / я́ко бо сих ра́ди нарече́ся, / я́ко от Богоро́дицы страж кре́пок посла́ся гра́ду, / пе́сньми Мерку́рия ублажи́м, / пра́зднующе ве́село па́мять его́, // я́ко да изба́вит град наш от беды́ ра́тник.

Ин кондак, глас 8:

Ч истото́ю душе́вною ку́пно и теле́сною / и серде́чною к Бо́гу любо́вию и непреста́нною моли́твою / ри́мское бога́тство оста́вль / и прия́т бога́тство от Го́спода – вене́ц, / прие́м в ру́це копие́, кре́пко злове́рнаго царя́ Баты́я ужаси́, / и самохва́льнаго исполи́на победи́, / и вси вну́цы ага́рянския прожену́в, страстоте́рпче Мерку́рие, // моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Читайте так же:  Молитва монастырь новодевичий

Новости

    13 Ноябрь 2019

Обновления на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:

Обновления на сайте

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

* Мученикам

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Преподобный Мерку ́ рий Смоленский , Печерский, епископ

Дни памяти

15 марта (переходящая) – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

9 августа (переходящая) – Собор Смоленских святых

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Житие

Был ино­ком Ки­е­во-Пе­чер­ско­го мо­на­сты­ря. На Смо­лен­ской ка­фед­ре, ве­ро­ят­но, был пре­ем­ни­ком епи­ско­па Ла­за­ря, так как ис­пы­тал со сво­ей паст­вой ужа­сы Ба­ты­ева на­ше­ствия. В опи­са­нии Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры о нем го­во­рит­ся: «Свя­той Мер­ку­рий, епи­скоп Смо­лен­ский, убит Ба­ты­ем в 1347 го­ду». Свя­ти­тель, де­лом и сло­вом про­сла­вив Свя­тую Тро­и­цу в стране зем­но­го стран­ство­ва­ния, те­перь сла­вит Ее у пре­сто­ла Бо­жия. По­сле бла­жен­ной кон­чи­ны свя­то­го мо­щи чу­дес­ным об­ра­зом при­плы­ли по Дне­пру к Ки­е­ву и бы­ли по­ло­же­ны в Ближ­них (Ан­то­ни­е­вых) пе­ще­рах.

Богослужения

Молитвы

Тропарь преподобному Меркурию Печерскому, епископу Смоленскому, в Ближних пещерах, глас 8

Посто́м ду́шу твою́ просвети́л еси́,/ моли́твами непреста́нными се́рдце твое́ сосу́д Ду́ха Свята́го соде́лал еси́,/ преподо́бне о́тче наш Мерку́рие;/ те́мже вся вра́жия ополче́ния кре́пко посрами́л еси́/ и, я́ко победоно́сец и́стинный,/ воздая́ние получи́л еси́ от Христа́ Бо́га.// Тому́ помоли́ся о душа́х на́ших.

Перевод: Постом душу свою просветил ты, молитвами непрестанными сердце твое сосудом Духа Святого сделал ты, преподобный отче наш Меркурий, потому все вражеские войска ты мужественно победил и, как истинный победоносец, получил вознаграждение от Христа Бога. Ему помолись о душах наших.

Кондак преподобному Меркурию Печерскому, епископу Смоленскому, в Ближних пещерах, глас 8

Любо́вию ко Христу́ уязви́в твою́ ду́шу,/ преподо́бне о́тче наш Мерку́рие,/ в пеще́рнем мра́це свет спасе́ния обре́л еси́/ и, я́ко ча́до избра́нное вели́ких отце́в Пече́рских Анто́ния и Феодо́сия,/ вку́пе с ни́ми оби́тель ра́йскую насле́довал еси́,/ отону́дуже призира́й ны́не на оби́тель земну́ю,// в не́йже подвиза́лся еси́,/ и моли́ся о чту́щих па́мять твою́.

Перевод: Любовью ко Христу воспламенив свою душу, преподобный отче наш Меркурий, во мраке пещеры обрел ты свет спасения и, как избранное чадо великих отцов Печерских Антония и Феодосия, вместе с ними обитель райскую наследовал ты, оттуда милостиво смотри сейчас на обитель земную, в которой ты подвизался, и молись о почитающих память твою.

Святой мученик Меркурий Смоленский

7 декабря (24 ноября ст. ст.) Церковь чтит память святого мученика Меркурия, смоленского нового чудотворца.

Содержание:

Житие святого мученика Меркурия

С именем святого воина Меркурия связан исторический факт избавления русского города Смоленска от осады и штурма войсками Батыя. Сведения о том, каким образом прославился через воина Меркурия Господь наш Исус Христос, мы почерпали из письменного памятника, датируемого второй половиной XV — началом XVI вв. и называемого «Слово о Меркурии Смоленском». Памятник сохранился в единственном списке XVII века. Несмотря на большой разброс дат между описываемыми памятником событиями и появлением списка (XIII-XVII вв.), исследователи с уверенностью говорят, что сохранившийся документ вполне передает сюжет протографа, а тот, в свою очередь, несомненно, отражал сложенное во времена татарского ига устное сказание о святом воине-богатыре Меркурии. Имеются также в немалом количестве списки более «книжного», т.е. литературно обработанного варианта легенды о Меркурии, на который, заметим, опирается и служба святому. Мы будем в большей мере обращаться к вышеуказанному источнику как к более схожему с исходным преданием; но некоторые дополнения и пояснения нам поможет дать «обработанная», или «книжная», версия.

Войска Батыя, как установлено, не подходили к Смоленску (дискутируемым остается вопрос об исторической достоверности локальной схватки разведотрядов той и другой сторон за городом); проходя с севера на юг, из новгородских земель в зону степей, они, имея возможность переправиться на южный берег Днепра, на котором стоял град Смоленск, и осадить и взять штурмом смоленский кремль, не стали брать город, переправившись через Днепр в тридцати километрах к юго-востоку; т.е. в буквальном смысле «прошли мимо». Избавление Смоленска было осмыслено как Милость Божия, явленная в подвиге святого богатыря Меркурия.

Модель Смоленского кремля накануне польской осады 1609-1611 гг. В центре — Мономахов Успенский собор

Итак, Сказание сообщает следующее.

В Смоленске, на Подоле, на Петровском конце (в оригинале — «Петровская сотня»), за Днепром (т.е. на северном берегу Днепра), жил молодой человек по имени Меркурий. Он был настолько благочестив, что можно было сказать, что он сиял верою среди мира. «Обработанная версия» добавляет такую подробность: Меркурий был из «римских стран, но греческой веры» и состоял на службе у смоленского князя. Вариант этой версии утверждает, что Меркурий был родом из Моравии.

Меркурий, продолжает «Сказание», непрестанно молился перед Крестом Христовым за мир. «Книжная версия» поясняет: Крест стоял перед посадской церковью в честь святых апостолов Петра и Павла, в Петровской стороне. Этот собор — прекрасный образец домонгольской архитектуры; в наше время он был реконструирован (1963, П.Д. Барановский) в соответствии с тенденциями домонгольской киево-черниговской архитектуры, генетически восходящей к Византии.

Собор Петра и Павла на Петровском конце. Смоленск, XII в.

В это время к Смоленску подходили полчища Батыя. Войска Бату (Батыя) и Субэдэя после разорения Северо-восточной Руси двинулись на Новгород, но, достигнув непроходимых болот и дремучих лесов Новгородской земли, не смогли продвинуться дальше и повернули на юг, в степи (известно, впрочем, что они совершили победоносный поход в восточную Европу, в частности, покорили Венгрию. По рассматриваемому нами Сказанию, этот поход был после Смоленска); таким образом, Новгород избежал монгольского завоевания, а путь монгольских туменов (десятитысячных «дивизий») в степь должен был пройти теперь через Днепр в районе Смоленска, стоявшего на южном берегу великой реки на высоком холме.

Каким-то образом слух о приближающейся с севера рати дошел до смолян и поверг их в ужас. Где Батый намерен перейти реку? Граждане Смоленска, продолжает «Сказание», покидали посад и неотступно пребывали в «городе» (т.е. в кремле, на южном берегу Днепра), в соборной церкви Пречистой Богородицы, то есть в Успенском соборе, построенном Владимиром Мономахом в начале XII в. (храм не сохранился — сильно пострадал от взрыва пороховых складов при осаде 1609-1611 гг. войсками Речи Посполитой и был разобран в конце XVII в. Позже на его месте построен нынешний Успенский собор в стиле киевского барокко), молясь перед образом Богородицы Путеводительницы (Одигитрии. Привезена Мономахом из Чернигова в Смоленск, с тех пор получила название «Смоленская». Утрачена во время Великой Отечественной войны). И Промысл Всемогущего Бога о граде том так проявился: за «Непръ-рекою», на северном конце был Печерский монастырь, пономарю соборной церкви которого явилась Матерь Божия, повелев тому найти угодника Её Меркурия и передать такие слова: «Зовет тя Божия Мати».

Читайте так же:  Молитва перед началом урока

Икона Богородицы Одигитрия Смоленская

Cмоленск. Крепостная стена. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1912 г.

И вот, разогнав полчища Бату, Меркурий оборачивается — и видит страшного и велелепного воина, в чьем образе он познает Ангела Господня и отдает ему «все оружие свое», кладет перед ним земной поклон и ждет осуществления сказанного Богородицей. Трудно сказать, как правильно понимать «все оружие»: весь комплект вооружения, один только щит, или, наконец, сама чудесная непобедимая сила. Мы придерживаемся последнего понимания, не исключая первых двух. Дело в том, что два слова: «всё» и «оружие», могут в более раннем варианте оказаться и одним словом «всеоружие», в кирило-мефодиевской традиции перевода с греческого богослужебных текстов передававшего библейское и гимнографическое значение греческого οπλων, «универсальная, неприступная, окружающая со всех сторон чудесная защита, в то же время являющаяся смертоносным оружием против врага». Меркурию ждать не приходится — Ангел отсекает ему голову: миссия выполнена. В «книжном» варианте эпизод с Ангелом заменен на более понятный «человеческий фактор»: головы Меркурия лишает внезапно, после завершения скоротечной ночной битвы в спящем неприятельском лагере напавший на смоленского воина в порыве мести за отца сын поверженного Меркурием монгольского богатыря, указанного предварительно Богородицей.

Меркурий — как и велено было ему Материю Божиею — берет отсеченную голову в руку и, сев на своего боевого коня, возвращается в Смоленск. Люди, встречавшие по дороге безголового всадника, как повествует Сказание, удивлялись «Строению Божию». При этом не у всех такое зрелище вызывало исключительно положительные эмоции: и «ранняя», и «книжная» версии Сказания зачем-то упоминают выходящую из города по воду девицу, которая, увидев в «Мологинских» воротах въезжающего в кремль конника, с головой, так сказать, не на своем месте, принялась его «нелепо бранити». Эпизод со смелой и, очевидно, хорошо знакомой, несмотря на юность, с богатством фольклорных архаических пластов древнерусского языка девушкой представляется нам неслучайным: она подумала, что столкнулась с «нежитью» и попыталась «заклясть» его известными ей от бабушек «многоэтажными» мантрами. Но то, с чем она повстречалась «во вратех», было несравнимо глубже.

Меркурий, сообщает далее «Сказание», слез с коня и (по «книжной версии» — после рассказа горожанам об избавлении их от опасности) предал дух свой Господу; конь же стал невидим: орудия победы вместе с жизнью воина «взяты» обратно на Небо. Осознав, что перед ними — Чудо, смоляне зовут архиепископа; далее «Сказание» сообщает, что святой тридневно лежал у ворот, церковная процессия не могла к нему подступиться. Лишь на третью ночь архиепископ, без сна молясь, услышал Глас, изрекший: «Кто послал на победу, Тот и погребет его», и увидел Матерь Божию в сопровождении архангелов Михаила и Гавриила, поднявших мощи святого и перенесших их в Успенский собор. После этого мощи святого Меркурия пребывали в Успенском соборе, источая исцеления. В начале XVII в. собор Мономаха был взорван и более не восстанавливался в прежнем виде; мощи святого воина после этого теряются.

Тропарь, кондак и канон святому мученику Меркурию

Служба святому Меркурию была составлена в XVI веке.

Тропарь, глас 4:

Мученик Твой Господи Меркурий, во страдании своем венец прият нетленныи от Тебе Бога нашего. Имея бо крепость Твою непобедимую, мучащих упраздни и разруши бесом немощная шатания. Того молитвами Христе Боже, спаси душа наша.

Кондак, глас 4:

Явися во бранех непобедим воин, от римлян родом, сыновство имея града Смоленска. Яко бо сих радма наречеся, яко от Богородицы, страж крепок послася граду. Песнми Меркурия ублажим, празднующе весело память его, яко да избавит град наш от беды ратник.

Библиотека Русской веры
Канон мученику Меркурию Смоленскому →

Иконография святого Меркурия Смоленского

Святой мученик Меркурий Смоленский изображался на иконах воином-юношей, как правило, безбородым, имеющим в руке копье. Из древних икон нам известно только фресковое изображение святого Меркурия в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Святой мученик Меркурий Смоленский. Фреска Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве Русские святые (фрагмент). Рисунок (перевод с иконы). Россия. 1814 год Святой Меркурий Смоленский,. Лицевые святцы русских святых. Ноябрь (лист 2). Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1959-1962 гг. Святой Меркурий Смоленский, Успенский собор г. Смоленска Святой Меркурий Смоленский. Современная икона

Храмы в честь святого Меркурия Смоленского

Древлеправославные храмы в честь святого Меркурия Смоленского нам не известны; также не известно ничего о сохранившихся храмах дораскольного освящения в его честь. На территории России находятся пять церквей в честь Меркурия Смоленского, все построены в XVIII-XXI вв. и принадлежат РПЦ МП.

Послесловие

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

…Туманами-растуманами смоленских поднепровских лугов пробирался отряд лучших отроков княжеских. Причастившись Святых Тела и Крови Господних и вземше благословение от епископа, выступили они в ночной дозор. Супостат нагнал страху — в Смоленске все люди ушли с посадов и собрались в «городе», в Богородицыной церкви мономаховой, пред чудотворной Одигитрией. И так сказали богатыри: «За грехи наши тяжкие, за усобицу братнюю пришел варвар на землю русскую. И минет ли Смоленск чаша сия? Не подпустим же ворога к Смоленску, уведем его в сторону, и станем добре на стезе его непереходимой преградой, во еже християнски скончати живот наш. И ныне в радость плач да обратится жен и матерей наших — несть бо радости паче той, еже последовати Христу и положити душу за други своя. Возлюбим же друг друга, братия, Христос бо посреде нас — и есть, и будет».

Святой меркурий Смоленский молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here