Скульптура иван грозный на молитве

Детально: скульптура иван грозный на молитве - специально для Вас.

Марк Антокольский. Иван Грозный

Марк Матвеевич Антокольский (1843-1902) Иван Грозный, 1875, Мрамор. Государственная Третьяковская галерея. Москва

В начале 1870-х Антокольский создал одно из самых значительных своих произведений, ставшее вершиной творчества мастера и принесшее ему известность. Через личность Ивана Грозного скульптор стремился проникнуть в существо тех трагических противоречий, которые характеризовали сложную и жестокую эпоху русского самодержца. Принципиальное новшество трактовки и подчеркнутый реализм изображения проявились в том, что главный акцент перенесен на психологическую характеристику образа “мучителя и мученика”

Не только страшные муки совести определяют его внутреннее состояние, но и накипающая злоба, жажда мщения, гнев и неиссякаемая сила духа. Все это отражено в выражении лица первого русского царя, в жесте руки, вонзившей посох, в соединении несоединимого — поминального синодика и трона, монашеского одеяния и неукротимости страстей. Замкнутая композиция с элементами асимметрии отражают сосредоточенность образа и его внутреннюю борьбу

«Иван Грозный» выполнен с чрезвычайным искусством и вниманием к деталям. Он сидит на высоком троне, с плеч его спадает мягкая царская шуба, и у ног его, фактически, лежит вся страна, послушно ждущая каждого его слова. Однако он вовсе не испытывает радости от такого внимания к себе. Власть не радует его. По всей позе его видно, насколько он напряжен. Спина прямая, голова чуть склонена, правая рука сжимает подлокотник трона, левая комкает одежду на груди, у сердца.

Забытая книга грозит сползти с колен. Это и страх перед возможной изменой, и чрезмерно тяжелый груз власти, и подступающая старость, ведущая на поводках множество болезней. Это и жажда власти, и страх перед будущим – власть выворачивается из рук, удержать её все сложнее, а передавать ещё рано, время не пришло, страна, как норовистый конь, скинет нового седока. Здесь же и раскаяние, и тяжелые мысли.

На своем веку Грозный совершил немало неприглядного, в чем стоило бы раскаяться, и оттого так тяжело, так упрямо клонится его (наверняка седая) голова – не привык признавать за собой ошибки, не привык каяться, не привык просить у кого-то прощения. И хотя в душе что-то скребется, на это он отвечает зло, сурово, отвергая самую возможность покаяния.

Книга у него на руках, с закладкой – простой намек. Именно при Грозном началась история книгопечатания.

ОТЗЫВЫ.
Профессора Академии встретили работу молодого скульптора в штыки. И отказались её рассматривать, как вещь далёкую от общепринятых канонов и, в силу этого, ни на что не похожую.

Статую увидела Великая княгиня Мария Николаевна, покровительствовавшая Академии художеств. Она пришла в неописуемый восторг. Своими впечатлениями княгиня поделилась с Александром II. Императору статуя Ивана Грозного понравилась. И он приобрел её для Эрмитажа за огромную по тем временам сумму — 8 тысяч рублей.Тогда же гипсовая копия с “Ивана Грозного” была приобретена Кенсингтонским музеем в Лондоне.

Оценка императора вызвала нешуточную панику среди преподавателей академии. Противоречить вкусам сильных мира того, тогда, как впрочем, и сейчас, было не принято и, соответственно, чревато. Незамедлительно нелицеприятные оценки уступили место славословию и наградам. Совет Академии присудил Антокольскому высшую награду — звание академика. Появились восторженные отзывы в прессе.

Толпы народа осаждали Академию, где выставили скульптуру. Восторженные строки посвятили автору И.С. Тургенев и В.В. Стасов. Их статьи “Санкт-Петербургских Ведомостях” (1871 год, № 44 и 50) сделали имя Антокольского популярным в России.

О нем заговорили как о мастере, явившемся в русское искусство “с таким необычайным почином, который есть следствие не одного только крупного таланта, но гораздо еще более, выражением крупной души и своеобразнейшей мысли”. Лишенная канонической риторики, скульптура “Иван Грозный” по-настоящему драматична реалистической передачей “духа могучего, перед которым трепетала вся русская земля”.

Скульптура открыла новую страницу в истории русской станковой пластики, в которой, по словам Стасова, был представлен “первый живой человек и первое живое чувство”.
“Иван Грозный” стал первой работой русского мастера, попавшей в коллекцию зарубежного музея.Повторения: гипс – Кенсингтонский музей (Лондон); мрамор (вариант) – ГТГ; бронза – Музей истории религии и атеизма; в уменьшенном размере: мрамор – Иркутский художественный музей; терракота – Музей истории УзССР; гипс тонированный – Николаевский художественный музей и др.
За эту статую в 1871 М. Антокольский получил звание академика.

Иван Грозный

Скульптура Грозный Иван

Характеристики:

  • Материал: бронза, черный металл
  • Цвет: зависит от материала
  • Размер: высота 240 см. ширина 100 см. глубина 67 см.

Статус: На заказ

от 1 300 000 ₽

Историческая справка

Иван (Иоанн) Васильевич Грозный в русской истории — фигура легендарная и неоднозначная, во многом загадочная. В 1533 году, как только царевичу Иоанну исполнилось 3 года, он был объявлен Великим князем всея Руси. В том же году наследник престола потерял отца, князя Василия III Рюриковича, и Русским государством на протяжении пяти лет управляла мать Иоанна, княгиня Елена Глинская.

После смерти матери осиротевший мальчик рос в атмосфере боярских интриг и заговоров, перехода власти из одних рук в другие. В возрасте 17 лет Великий князь Иоанн женился на красавице Анастасии , дочери придворного сокольничего, которая родила ему двух сыновей — Ивана и Федора.

Читайте так же:  Какие молитвы читать за сына заключенного

Еще один, младший сын Ивана Грозного, печально известный царевич Дмитрий, родился в 1582 году от Марии Нагой, дочери московского боярина. Именно его именем впоследствии будут называться многочисленные Лжедмитрии, претендующие на власть в Русском государстве. После кончины первой жены Анастасии у Иоанна Васильевича было еще семь браков, ни один из которых не принес ему счастья: жены не обладали ни подходящим происхождением, ни добрым характером.

Венчание на царство

Знаменательное событие в русской истории произошло 16 января 1576 года, когда юный князь венчался на царство по указу Боярской думы и митрополита Макария. Пышность и торжественная обстановка венчания должны были показать всему миру, что центральная власть на Руси восстанавливается.

В Успенском соборе Московского Кремля в тот морозный зимний день собрались одетые в роскошные шубы бояре и многочисленная толпа простого народа. На Иоанна рукой митрополита был возложен крест, барма и шапка Мономаха, означавшие переход власти из рук боярских группировок к одной сильной личности.

Молодой Иоанн, первый царь в русской истории, был настроен на укрепление международного авторитета Русского царства, которое с того времени в источниках стало именоваться Русским государством. Его высокий титул — «царь», в отличие от «князя», позволял на равных общаться с императорами.

Первый русский царь

Не успел Иоанн Васильевич вступить на престол, как случилось огромное несчастье — пожар в Москве, во время которого погибло почти две тысячи человек и сгорело большинство деревянных построек. В произошедшем обвиняли правящую верхушку бояр Глинских и царя. Иоанн спрятался от народного гнева под Москвой, в селе Воробьево. Через некоторое время он сумел своей властью успокоить восставших, а затем устроил целую череду казней.

Из приближенных к молодому царю бояр сформировалось новое правительство, названное «Избранной радой». В 1549 году Иоанн Васильевич и «Избранная рада» провели ставший впоследствии знаменитый Собор с принятием решения о внутренних реформах. Главными преобразованиями стали:

  • формирование стрелецкого регулярного войска,
  • запрет на боярские междоусобицы,
  • принятие нового Судебника (введение Юрьева дня и ограничение власти на местах).

В 1551 году царским указом был издан «Стоглав» — сборник статей об изменении церковного «устроения». В Москве начала действовать система приказов, которые впоследствии Петр I превратит в министерства. На всей территории страны под руководством царя строились новые города, расширялась пострадавшая от пожара Москва.

Первые действия первого русского царя превращали Россию в сильную централизованную страну, заметно повышали ее авторитет в мире. В результате реформ Иоанна Васильевича в Русском государстве впервые были упорядочены налоги, появилось дисциплинированное войско, усилилась единая власть.

Опричнина

Натерпевшись от бояр в детстве, Иоанн Васильевич всю жизнь посвятил борьбе с их властными порывами и желанием захватить верховную власть. Политика опричнины, вызывающая много споров в литературе, явилась порождением гнева царя на постоянные интриги бояр.

По приказу Ивана Грозного вся Россия была разделена на земли, принадлежащие государю (опричнину) и остальные земли (земщину). К несчастью простых людей появились две Боярские думы и два войска, опричное и земское. Благая цель царя — усиление государственной власти — вылилась в террор, убийства и ослабление единства страны.

Иоанн Васильевич устроил многочисленные казни бояр, выступавших против его политики, разгромил Новгород. Долгие шесть лет, с 1564 по 1572 год, страну сотрясала опричнина, приведшая к разрухе, голоду половины населения и упадку сельского хозяйства.

« Казань брал, Астрахань брал…»

Иоанн Васильевич вел активную внешнюю политику по двум основным направлениям:

  1. Ликвидация осколков Золотой Орды (походы на Волгу в 1545 и 1559 годах и взятие Казани и Астрахани, Сибирский поход Ермака в 1582 году с покорением Сибирского ханства, сильных оплотов власти монгольских правителей).
  2. Борьба с Речью Посполитой и Швецией за западные земли. Результаты этой борьбы были менее радостными, чем походы на Орду (по Плюсскому перемирию от 1583 года Россия отдавала шведам город Нарву и значительную часть побережья Финского залива).

С одной стороны, Иоанн Васильевич сумел расширить границы Русского государства далеко на восток, наладив торговые отношения с народами Западной Сибири, с другой — потерял некоторые владения .

Значение личности Ивана Грозного в истории

18 марта 1584 года после пятидесяти лет царствования Иоанн Васильевич скончался, передав власть законному наследнику царевичу Федору. Новый правитель вовсе не стремился к власти, это был набожный и тихий человек, совершенно не способный управлять великой державой, но, к огромному удивлению современников, сумевший установить в стране мир и покой до дня своей смерти в 1598 году.

Старший сын Грозного, Иоанн, был убит в гневе собственным отцом еще в 1581 году. В 1591 году в Угличе погиб малолетний царевич Дмитрий. В России начинался не самый лучший период ее истории — Смутное время.

После смерти Ивана Грозного (первым так назвал царя историк В.Н.Татищев) в литературе появилась формулировка «Два Ивана». Половина авторов склонялась к тому, что первый русский царь был мудрым и образованным, при этом чересчур властным правителем; другие писатели заявляли, что Иван Грозный явился сущим наказанием для России, был страшным тираном и самодуром.

В истории не может быть сугубо объективной оценки, а личность Иоанна Грозного, безусловно, сложная и многогранная, вызывающая много споров в разные исторические периоды. Один из самых образованнейших людей своей эпохи, он сумел сделать Русское государство сильной централизованной державой и вывести его на международную политическую арену.

Читайте так же:  Сильная молитва на удачу в любви

Почему Иван Грозный заслужил памятник?

Фото пресс-службы Губернатора Орловской области

14 октября в Орле торжественно открыли памятник русскому царю Ивану IV, который стал первым с 1584 года в истории России. Эта новость вызвала большой общественный резонанс и, не смотря на то, что уже прошла неделя с этого события – споры продолжаются.

Почему именно город Орел и какое он имеет отношение к первому русскому царю? Особых оснований к появлению подобного эпатажного памятника нет, кроме сильного желания губернатора Орловской области Вадима Потомского и официальной формулировки из пресс-релиза в дополнении к Никоновской летописи под годом 7075, или по современной хронологии 1566, где имеется следующая запись: «Того же лета повелением государя царя и великого князя Иоанна Васильевича всея Руси поставлен быть город на поле на реке Орле».

«Иван Грозный является основателем города и великим русским царем, собирателем земли русской. Он заставил всех считаться с Россией, сделал все для того, чтобы Россия стала Россией. Я с огромным уважением отношусь к сильным руководителям, потому что только такой руководитель способен вести к развитию», — заявил Потомский, обосновывая необходимость открытия памятника. Губернатор также подчеркивает, что памятник сооружается не в честь Ивана Грозного как исторической личности, а в знак уважения к основателям Орла.

Почему-то инициаторы установки этого конного монумента решили умолчать, что сам Грозный осенью 1566 года государственными делами не занимался, а находился на богомолье в Троице-Сергиевом монастыре. Вряд ли ему было дело до какого-то Орла, что уж говорить, если в тот момент решением стратегических вопросов с Литвой занимался Земский Собор, а не царь.

Интересно, что даже Романовы, обязанные Ивану Грозному своей легитимностью на престоле, не стали увековечивать его память. Хотя благодаря первой жене царя Анастасии Романовой-Захарьиной удалось основать новую династию правителей России после Смуты. Его изображения даже нет на памятнике 1000-летию российской государственности, хотя уже где, а там ему точно самое место (это моё мнение, он часть истории страны и первый царь, каким бы он не был).

На фоне поднявшейся патриотической волны по увековечиванию, даже в Санкт-Петербурге родилось предложение о переименовании одну из улиц в честь Ивана Грозного. Типа он как-то проезжал по этим местам за полтора столетия до основания города. Так далеко можно зайти, давайте отмечать передвижения каждой значимой исторической фигуры памятными столбами и улицами в их честь. Ну, да ладно, в Петербурге вроде от этой идеи решили отказаться, но сам факт достаточно забавный. Кстати, при нем было построено 155 новых городов и крепостей, многие из которых до сих пор существую, можно везде по памятнику поставить.

Иван IV (как и в целом, монархическая система управления) — яркий пример того, как абсолютная власть в руках одного человека развращает и вываливает наружу самые животные мотивы. Конечно, если оглянуться на других правителей прошлого, в любой другой стране, то мы найдем там разных уродов и негодяев, что уж тут мазать фекалиями одного Ивана Васильевича. Мы и в современном мире можем наблюдать, как власть и деньги проявляют в людях самые жестокие и негативные свойства. Конечно, это никого не оправдывает, в том числе и царя Ивана.

Так, что же полезного сделал для страны Иван Грозный и заслужил ли он памятник? Попробую перечислить некоторые полезные деяния, ведь не забывайте, что было два великих правления: невероятное развитие государств и жестокая тирания.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. При вступлении на престол Иоанн IV («Грозный») унаследовал 2,8 млн. кв. км, а в результате его правления территория государства увеличилась почти вдвое — до 5.4 млн кв. км — чуть больше, чем вся остальная Европа.

2. Проведены реформы суда и управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1550 году был принят новый судебник, который подтвердил право свободного перехода крестьян.

3. По распоряжению царя создан уникальный памятник литературы — «Лицевой летописный свод» (летописный свод событий мировой и особенно Русской истории, создан в 40 — 60-х годах XVI века специально для царской библиотеки в единственном экземпляре. Состоит из 10 томов, содержащих около 10 тыс. листов тряпичной бумаги, украшенных более чем 17 тыс. миниатюр. Охватывает период «от сотворения мира» до 1567 года. Слово «лицевой» в названии Свода означает наличие огромного количества миниатюр, то есть история дана «в лицах».).

4. Царь способствовал организации книгопечатания в Москве (при нем создана первая типография в Москве) и строительству храма Василия Блаженного на Красной площади.

5. Так же именно Иван IV создал из разрозненных княжеств единое государство. Итогом правления Ивана Грозного стало превращение России в «огромную державу, включившую земли Казанского (присоединена в 1552г.) и Астраханского ханств (присоединена в 1556 г.), Западной Сибири (присоединена в 1581 г.) от Ледовитого океана до Каспийского моря, реформы управления страной, упрочение международного престижа России, расширение торговых и культурных связей со странами Европы и Азии» [Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982. С. 151.].

Читайте так же:  Молитвы для беременности Матроне Московской

6. Иван Грозный достиг того, что «по всей Русской земле, по всей его державе — одна вера, один вес, одна мера! Только он один правит! Все, что ни прикажет он, — все исполняется и все, что запретит, — действительно остается под запретом. Никто ему не перечит: ни духовные, ни миряне» [Г. Штаден. Записики немца-опричника. М., 2002, C. 72-73.]

7. При Иване Грозном введено бесплатное начальное образование (школы при церквях). Так в 1553 г. упоминается об открытии училищ при новых епархиях в Казани, Каргополе и в др.

Можно привести еще разных положительных моментов правления Иван IV, как и столько же примером жестокости. Из песни слов не выкинешь, такова история нашей страны.

Наблюдая за возникшей дискуссией, можно сделать грустный вывод: и либералы, и патриоты слишком преувеличивают пытаясь доказать свою правоту. Одни рисуют его великим тираном и губителем, другие великим царем, хранителем православия и собирателем земель. Столь неоднозначная фигура, что его выгодно крутить в ту или в другую сторону, а за этим теряется истина. Я уверен, что можно привести огромное количество доказательств того, что Пётр I не заслужил памяти потомков или любой другой правитель страны. Конечно, у каждого исторического персонажа разные масштабы, но нельзя насколько доходить до крайностей, как это происходит сейчас.

Марк Антокольский. Иван Грозный

Зачисленный в Академию художеств после долгих проволочек и только в качестве вольнослушателя, М. М. Антокольский заставил о себе заговорить Петербург уже дипломной работой «Иван Грозный» (бронза, 1871, Русский музей, Ленинград; мрамор, 1875, Третьяковская галерея).

Своим первым самостоятельным творением он показал, что выбирает для себя в качестве области приложения таланта исторический портрет, трактуемый с позиции реализма. Интерес же, проявленный ваятелем к личности Ивана IV, был характерен для данного периода. Можно в качестве примера привести, кроме упоминавшегося выше произведения В. Г. Шварца, исторические драмы Л. А. Мея «Царская невеста» и «Псковитянка», роман «Князь Серебряный», пьесу «Смерть Ивана Грозного» А. К. Толстого, опубликованные в годы, предшествовавшие появлению композиции Антокольского.

Антокольский изображает Грозного сидящим в тронном кресле. Но спокойный ритм линий трона резко нарушается вертикалью вбитого рядом в пол посоха царя и наклонным положением его фигуры, смещенной влево от центральной оси построения. Островерхое завершение монашеской шапочки на голове Грозного вносит дополнительный элемент остроты в силуэт статуи.

Царь показан в «смиренном» платье — подряснике, в минуту «покаяния». На его коленях лежит раскрытый Псалтырь. Опустив голову, правитель погрузился в тяжелые размышления, и вдруг в нем вспыхнуло резкое возражение: губы искривила гневная гримаса, правая рука впилась в подлокотник трона.

Он словно приготовился вскочить и с кем-то страстно заспорить, доказывая свою правоту, — но с кем? Ведь рядом нет никого. И это вызывает в фигуре обратное движение — Грозный словно вжимает себя в кресло. (Этот момент композиционно подчеркивается брошенной на сиденье шубой, ниспадающей тяжелыми складками к подножию трона.)

Поиски объективной исторической правды, внутренняя социально-психологическая насыщенность образа Ивана Грозного — все это было необычным для академической скульптуры. Не случайно Стасов в статье «Двадцать пять лет русского искусства» рассказывает, как кто-то из академических авторитетов, знакомясь со статуей в процессе создания, посоветовал Антокольскому возможно «меньше задрапировывать» ее, и в ответ на то, что автор следовал жизненной правде, маститый советчик указал, что скульптуре надлежит прославлять прежде всего идеальность форм обнаженного тела.

Однако Совет Академии художеств не только присудил Антокольскому звание художника, но и вопреки принятым правилам произвел его в академики. Почести Академии, оказанные мастеру за «Ивана Грозного», объясняются, с одной стороны, общественным мнением, немедля оцепившим статую как шедевр национального искусства; с другой — тем, что как раз в это время в Петербурге с большим успехом проходила I передвижная выставка, а следовательно, надо было продемонстрировать достижения и академической школы.

И.И.Пикулев. Русское изобразительное искусство. 1977

В центре Москвы установили памятник Ивану Грозному: фото

Памятник Ивану Грозному установили в Москве — в историческом парке в центре города.

Скульптор Василий Селиванов изобразил Ивана Грозного с двумя перстнями. Один достался ему по наследству от бабушки, великой княгини Московской Софьи Палеолог. Второй перстень — личная печать государя.

Высота скульптуры с постаментом составляет почти три метра, вес — 800 кг, памятник выполнен из бронзы и гранита. Памятник установлен на «Аллее правителей» у «Музея военной формы одежды» РВИО, сообщает агентство «Москва».

Российское общество: «Российскому обществу передан на ответственное хранение уникальный экспонат — памятник Ивану Грозному скульптора Василия Селиванова. Монумент должен был стоять в городе Александров Владимирской области, но установку отменили разгоревшейся вокруг памятника общественной дискуссии».

Музей имени Андрея Рублева и его обитатели

Созидатели и разрушители. Quis? Quid? Ubi? Quibus auxiliis? Cur? Quomodo? Quando?

Волоколамская (Владимирская) икона Богоматери, Царь Иван Грозный и Малюта Скуратов

Для справки: в год создания образа была составлена духовная грамота Царя Ивана Васильевича, в июне-августе 1572 г., с особым упоминанием Владимирской иконы: «И Бог мира в Троице славимый, буди с вами, молитвами пресвятыя и преблагословенныя владычицы нашея Богородицы, заступницы христианския, и милость честнаго ея образа иконы владимерския, державы Руския заступление, во всяко время, на всяком месте, буди на вас» (Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. Подготовка к печати Л.В. Черепнина. М.-Л., 1950. С. 432).

Читайте так же:  О молитве антоний сурожский

На самом деле свт. Филипп мученически погиб от рук заговорщиков в сущем сане 23 декабря 1569 г., а Малюта Скуратов, спешно посланный св. блгв. царем Иваном Грозным для его спасения, застал митрополита Филиппа уже бездыханным в Тверском Отроче монастыре, откуда в 1591 г. его мощи перенесены в Со­ловецкий монастырь, а в 1652 г. – в Московский Ус­пенский собор. Канонизация святого состоялась в 1660 г.

Царь Алексей Михайлович и Никон, архиепископ новгородский, у гроба чудотворца Филиппа, митрополита московского.
Художник А.Д. Литовченко. 1886.
225х183,8. ГТГ.

Впервые после реставрации под руководством А.И. Голубейко картина А.Д.Литовченко демонстрировалась в 2009 г. Много десятилетий большое полотно не покидало запасников Третьяковской галереи, поэтому оно незнакомо как широкому зрителю, так и большинству специалистов. В основе сюжета картины «Царь Алексей Михайлович и Никон…» – эпизод из истории интронизации митрополита Новгородского Никона (1605–1681) на патриарший престол в 1652 г. Перед зрителем предстает торжественная сцена в Успенском соборе. Молодой царь Алексей Михайлович в праздничном одеянии и Шапке Мономаха стоит на коленях перед ракой с мощами митрополита Филиппа, рядом с ним – патриарх Никон. Изображены и другие участники церемонии: духовенство, бояре, иностранные послы и представители народа. Работая над картиной, А.Д. Литовченко (1835–1890) специально изучал архитектуру и росписи Успенского собора Московского Кремля, коллекцию Оружейной Палаты. В то же время художник осознанно допустил «неточность», написав интерьер собора и серебряную раку святителя Филиппа в том виде, какими они были после реставрации ХIХ в. Для создания образа Никона позировал известный критик В.В. Стасов. Картина была приобретена в 1886 г. П.М. Третьяковым.

В 1569 г. был раскрыт заговор, по которому подкупленный кн. Владимиром Старицким царский повар должен был отравить Иоанна ядом во время возвращения старицкого князя из астраханского похода со значительными воинскими силами, с помощью которых он намеревался разгромить опричные отряды (Зимин А.А., Хорошкевич А.Л. Россия времени Ивана Грозного. М., 1982. С. 118). При этом старицкий князь намеревался опереться на поддержку польского короля. Об этом заговоре царю донес новгородский помещик Петр Иванович Волынский (Кобрин В.Б. Иван Грозный. М., 1989. С. 78). Хотя некоторые историки всё еще пытаются поставить под сомнение само существование такого заговора, но в своё время в Новгороде был найден договора изменников с Польшей, под которым стояли подлинные подписи новгородского архиеп. Пимена и иже с ним.

Для справки: отрицательное суждение Патриарха Алексия возникло не без влияния тех самых богослужебных Миней, житийные справки для которых тогда составлял молодой журналист Владимир Вигилянский, как он сам сообщил в своем недавнем интервью .

Вряд ли случайно, что день насильственного отрешения Государя Николая II («проклятый и позорный день для России!» – ген. Д.Н. Дубенский) пришелся накануне празднования Волоколамской иконы Божией Матери, ведь Святые Царственные Мученики глубоко почитали св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного . По словам вел.кн. Марии Георгиевны († 1940), «Государыне принадлежала инициатива прославления и, если окажется, возможным, сопричтения к лику святых другого, по Её мнению, Царя-Мученика и народолюбца, а именно Иоанна IV-го, которого Государыня не любила называть «Грозным». Культ этот развивался в Москве у гробницы Царя Иоанна IV-го … И Его Государыня считала «мучеником-народолюбцем», жертвою боярской клеветы…» (Сватиков С.Г. Императрица Александра Федоровна в изображении Великих Князей // Иллюстрированная Россия. Париж, 1933. № 35 (433). С. 2-3).

Рядом с гробницей св. блгв. Царя Ивана Васильевича Грозного в диаконнике Архангельского собора исповедывал широко почитаемый до наших дней многими православными прот. Валентин Афмитеатров, назначенный настоятелем в 1892 г. («Духовные беседы, произнесенные в Московском Архангельском cоборе в 1896-1902 годах». 1909). При нём, по свидетельствам очевидцев, «гробница Иоанна Грозного, находящаяся справа, около алтаря, и та стала привлекать к себе молитвенное внимание православно-русских посетителей собора. Нередко можно было видеть, как приходили служить панихиду по этом грозном государе, так много памятном всем своим гневом и самовластием. Этот властелин и строгий каратель подданных, гроза запуганных жителей, являлся теперь как бы ходатаем и покровителем всех пришедших к его гробнице помолиться об упокоении его души. Приходящие твердо верили, что кто отслужит панихиду по Иоанне Грозном, тому посылается небесная помощь в устройстве его дел, устраняются несчастия и затруднения» (Светильник Православия (Пастырская деятельность бывшего настоятеля Московского придворного Архангельского собора протоиерея Валентина Николаевича Амфитеатрова). Москва, 1912): http://www.wco.ru/biblio/books/podvizh1/Main.htm

. Также глубоко почитал Царя Иоанна Грозного и святитель Иоанн Шанхайский (Максимович) и даже посвятил ему особую статью, по свидетельству историка Н.Д. Тальберга (Еп. Савва (Сарашевич). Летопись почитания архиепископа Иоанна (Максимовича). Чудеса Божии сегодня. Российское отделение Валаамского общества Америки. М., 1998. С. 165-166).

© Блог научного коллектива Музея имени Андрея Рублева.

В Александрове открыли памятник Ивану Грозному

7 декабря в Александрове на набережной реки Серая торжественно открыли памятник царю Ивану Грозному. Мероприятие получилось массовым — посмотреть на творение скульптора Василия Селиванова пришли около 500 человек, в том числе известные гости.

После торжественных речей к памятнику подходили люди, которые крестились и возлагали красные гвоздики.

Читайте так же:  Специальные редкие молитвы

Открытие памятника работы скульптора Василия Селиванова планировалось очень давно — так, работа над статуей грозного царя началась ещё в 2013 году. Селиванов намеренно задумывал образ царя далёким от общепринятых стереотипов — его царь лаконичен, а вместо множества деталей его наполняет смыслом решительный взгляд и напряжённость в фигуре. Это второй в России памятник первому русскому царю — первый был открыт в Орле три года назад.

Памятник Грозному как память о будущем

Юлия Валерьевна Маслова

От редакции: 14 октября в г. Орле прошла церемония открытия первого памятника русскому царю Ивану IV, более известному как Иван Грозный. Вокруг установки памятника в российских СМИ и сети интернет разразилась нешуточная полемика. На днях мы публиковали беседу с непосредственным участником проекта установки памятника царю Ивану Васильевичу художником Олегом Молчановым. Сегодня на данное событие откликнулся наш автор Юлия Маслова.

Дискуссия по поводу установки памятника Ивану Грозному в Орле — событие предсказуемое. Личность царя и спорная, и трагическая, и одновременно притягательная. В данной небольшой заметке я не ставлю перед собой цель написать «апологию» царя, а лишь хочу сместить акценты с политических деяний Грозного на наше восприятие истории.

Кстати, о самом Карамзине как историке. Он взял на себя неподъемный труд составления русской истории, но написал, скорее, художественную книгу, чем бесстрастное исследование. Именно с его легкой руки в отечественной историографии укрепилось прозвище царя «Грозный». Иван Васильевич в труде Карамзина предстает в неприглядном свете. Однако заканчивает историк повествование о царе такими словами: «В заключение скажем, что добрая слава Иванова пережила его худую славу в народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иваново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех Царств Могольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы Царя-Завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл название Мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о жестокости Ивановой доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!» Наше время доказывает скорее обратное…

Игорь Данилевский в книге «Древняя Русь глазами современников и потомков (XI-XII вв.)» указывает, что психологические механизмы человека исторически изменчивы. Причем их изменения не сводились к количественному накоплению единиц мышления. Речь идет о качественных преобразованиях самих мыслительных процессов. Т.е. коллективные представления на разных этапах развития общества сильно отличаются от современных. Для чего я заостряю на этом внимание? Для того чтобы подчеркнуть, что историк XIX века, читая документ времен царя Ивана Грозного, совсем иначе его воспринимал, нежели историк начала XXI века. Так что мнение того же Карамзина верно, но не достоверно. Наше восприятие прошлой эпохи Данилевский описывает с некоторой долей юмора: «Летописец, беседующий с нами, оказывается в положении миссионера, попавшего в страну неверных. Его речи во многом непонятны непосвященным “дикарям”. Их восприятие происходит на уровне привычных им образов и категорий. При этом, однако, исходные положения и метафоры подвергаются таким деформациям и метаморфозам, что ассоциативные ряды, рождающиеся в головах “посвящаемых”, сплошь и рядом уводят их мысли совсем не туда, куда собирался направить “миссионер”».

Все вышесказанное относится и к словам художника и автора проекта памятника Грозному Олега Молчанова о том, что «Иван Васильевич был 100% старообрядцем». Иван Васильевич и не подозревал, что церковные чинопоследования назовут «обрядами», да и термин «старообрядцы» — казенный, принятый в документах XIX — начала ХХ века. Полагаю, что и четки в руках скульптуры Антокольского куда достовернее смотрятся, чем лестовка в руках молчановского творения, которая принадлежит скорее крестьянству, став со временем маркером религиозной идентичности «старообрядчества».

Не забудем и гимнографию царскую. Как известно, Иван Васильевич является автором молитвы «Господу Исусу Христу, к святому архангелу Михаилу», стихер митрополиту Петру и Сретению Владимирской иконы Богоматери. Также автором канона «Ангелу Грозному, воеводе», который староверы молятся по сию пору: «Прежде страшнаго и грознаго твоего, ангеле, пришествия умоли о мне, грешнем, о рабе твоем, имярекъ. Возвести ми конец мой, да покаюся дел своих злыхъ, да отрину от себе бремя греховное. Далече ми с тобою путешествати, страшный и грозный ангеле, не устраши мене, маломощнаго». Успел ли покаяться перед смертью Иван Васильевич – мы не знаем. Знаем только, что на плите, закрывающей саркофаг с царским телом, одетым в схиму, было написано:

В лето 7092 марта в 18 ден преставись Благоверный и Христолюбивый Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси Самодержець во иноцех Иона на память Кирилла архиепискупа Ерусалимского за полтора часа до вечера.

Понравился материал?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Скульптура иван грозный на молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here