Симеон шарден молитва перед обедом

Детально: симеон шарден молитва перед обедом - специально для Вас.

«Мальчик с юлой», Жан Батист Симеон Шарден — описание картины

  • Автор:Жан Батист Симеон Шарден
  • Музей:Лувр
  • Год: 1738 ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

Описание картины:

Почему так восхищали и восхищают зрителя детские портреты Шардена? Будучи «закованным» в эстетические представления того времени (первая половина XVIII в.), художник всё же оставлял место для реалистичных деталей. Именно поэтому дети на его картинах остаются детьми. Даже несмотря на парики и строгие камзолы с рубашкой под горло. Вот и этот юный герой с картины «Мальчик с юлой (волчком)» с живым интересом, свойственным для ребёнка, наблюдает за маленькой игрушкой. На его пытливом личике проступил нежный розовый румянец.

Интересно то, что свои изображения детей Жан Батист Симеон Шарден никогда не называл портретами. Вместо этого он употреблял такое определение, как «жанровая сцена». Как и взрослых, так и детей живописец изображал непременно за каким-нибудь занятием. Действие помогало Шардену написать эмоции, сосредоточится на внутреннем мире.

В картине преобладает зелёный колорит. Мастерское использование полутонов позволяет не только расставить акценты (например, розовый румянец) в работе, но и привнести дополнительные элементы, как косой солнечный луч на обоях или зеркальный стол.

Представленная картина появилась на выставке в Салоне в 1738 году и удостоилась множества восхищённых отзывов. Популярность работы была такая, что Шарден создал ещё несколько полотен на данный сюжет. Большим спросом пользовались и гравюры мастера на эту тему. Примечательно, что иногда гравюры сопровождались философским или морализаторским содержанием. Конечно, к текстам типа «словно волчок человек крутится, отдавая себя всецело в руки Судьбы» Шарден не имел отношения. Это философы стремились воспитывать и просвещать публику, обращаясь к таким тяжеловесным сравнительным сентенциям. Мастер же писал то, что ему нравилось и так, как он считал нужным.

Молитва перед обедом, Шарден, 1740-е

  • Автор:Жан Батист Симеон Шарден
  • Музей:Лувр
  • Год: 1740-е ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

Описание картины:

Жан-Батист Шарден писал превосходные натюрморты и жанровые сценки, посвященные быту простых люде. Такой сценкой является картина «Молитва перед обедом», изображающая повседневный, ничем не примечательный сюжет: молодая мать учит своих детей молиться перед вкушением пищи.

Для художника дороги и эта благочестива женщина, и ее послушные дети, которых она воспитывает в страхе и любви к Богу. Вся сцена получилась очень теплой и уютной, от полотна веет тихим семейным счастьем и благополучием.

Жан Батист Симеон Шарден.

Жан Батист Симеон Шарден.
Молитва перед обедом.
Санкт-Петербург, Эрмитаж.

Трогательная, знакомая по множеству репродукций сценка: под наблюдением матери пухлая малышка, сложив ручки, лепечет слова молитвы, а ее сестра сосредоточенно слушает. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи. Согласно Шардену, художник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Впрочем, и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно!»
«Молитва перед обедом» – одно из самых известных произведений Жана Батиста Симеона Шардена – стала популярной еще при жизни художника. Как и многие другие свои картины, он эту повторил несколько раз. Версию… из Лувра Шарден в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Несколько авторских копий хранится в разных музеях мира, в том числе и в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Жан Батист Симеон Шарден.
Молитва перед обедом.
1740 год.
Париж, Лувр.

Кредо Шардена – разумное самоограничение. Пока его учителя и самые успешные современники писали изображения античных богов и героев, он выбрал иной путь, на первый взгляд не суливший ни славы, ни достатка, ни статуса звезды, ни членства в Академии, ни покровительства короля, ни заказа от российской императрицы Екатерины II…

Фаина Балаховская. Скромное обаяние третьего сословия. «Вокруг света» №4 2011 год.

Молитва в живописи

Александр Лаврентьевич Витберг.
Моление о чаше.

Даже твоё молчание может быть частью молитвы.

Из публичных выступлений индейских вождей.

Анри де Тулуз-Лотрек.
Женщина в молитве.
1882.

Василий Васильевич Верещагин.
Калмыцкая молельня.
1869-1870.

Поможет, как попова молитва.
Хоть молебен отпет, да проку нет.
Измолился в нитку, а всё нет прибытку.

Василий Васильевич Верещагин.
Молитвенная машина буддистов.
1875.

Гюстав Доре.
Молитва Иисуса.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Встал, умылся, Богу помолился и закусил.

Елизавета Меркурьевна Бём (Эндаурова).
Помолись, да и в путь пустить! Смелому Бог в помощь!

Жан Батист Симеон Шарден.
Молитва перед обедлом.
1740.
Париж, Лувр.

Жан Батист Симеон Шарден.
Молитва перед обедом.
Санкт-Петербург, Эрмитаж.

И. Иванов.
Торжественное возвращение санкт-петербургского ополчения на Исаакиевскую площадь, где было воздано Богу благодарственное моление. Июня 12 дня 1814 г.

Иван Глазунов.
Прокопий Устюжский молитвой отводит тучу каменную от города Устюга.

Илья Ефимович Репин.
Моление о чаше.
Начало 1860-х.

Илья Ефимович Репин.
Еврей на молитве.
1875.

Читайте так же:  Тарас шевченко молитва

Николай Константинович Рерих.
Прокопий Праведный за неведомых плавающих молится.
1914.

Питер Брейгель Старший.
Падение мага Гермогена по молитве св. Иакова.
1565.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Давид на молитве.
1652.

Фриц фон Уде.
Молитва перед обедом.

Эдуард Мане.
Монах в молитве.
1865.

Юрий Константинович Люкшин.
Молитва святого Гермогена. Серия «Валаамские старцы».
1989.

Юрий Константинович Люкшин.
Молитва святого Сергия. Серия «Валаамские старцы».
1989.

Юрий Константинович Люкшин.
Моление Ярославны. Серия «Слово о полку Игореве».
2001.

Картина «За обедом (За завтраком)», З. Е. Серебрякова — описание

  • Автор:Зинаида Серебрякова
  • Музей:Третьяковская галерея
  • Год: 1914 ⇐ Нажмите на изображение для увеличения

Описание картины:

Великолепный художественный шедевр создала З. Е. Серебрякова! Она вложила в свой труд всю ценность своего авторского мастерства! Сюжет картина «За обедом» («За завтраком») бытовая сцена.

В 1940 году художественное произведение искусства вошло в собрание картины певицы Лидии Руслановой. Зинаида Серебрякова умела понять мир ребёнка. У неё от брака с двоюродным братом Борисом Серебряковым было четверо чудесных детей: Евгений, Александр, Екатерина, Татьяна. Дети любили ей позировать. Им было интересно, как мама их рисует! Зинаида сказочно колдовала кистью и красками, превращая мечту в реальность! Портреты оживали у всех на глазах! В них было столько добра, тепла и солнечного света! Она радовала окружающий мир счастьем своего творчества!

В художественной работе искусно передано счастливое, беззаботное детство! Групповой портрет её детей дарит земную божественную любовь! Дети – частички Вселенной. Они умны, мудры, добры и нежны, а ещё могут многому научить взрослых, стоит только прислушаться к сердцу ребёнка, ощущая его душевную чистоту. Зинаида Евгеньевна была тонким знатоком детской психологии, умела на холсте передать характер каждого малыша. Вот они, прекрасные детские черты: мечтательность и задумчивая непосредственность Жени, общительность и разговорчивость Саши, непоседливость и любознательность Тани. Всё смешалось в единое русло их внутреннего, духовного мира!

На переднем плане картины – изображены Саша и Таня (Тата). Мальчик ест из тарелки суп, повернувшись лицом к матери, занятой творческой работой. Он хочет общаться и выразить свои мысли, в голове у него много вопросов. Но он знает, маме мешать нельзя. Маленькая тата в синем платье и кружевном белом переднике, положив руку на тарелку, с удивлением наблюдает за происходящим. Ей хочется слезть со стула и подойти поближе к рисующей их маме.

На заднем плане картины – сидящий за столом Женя. Он держит в руках стакан с водой и полон своих мечтаний! Стол накрыт красивой, белоснежной скатертью. На нём – столовые приборы, салфетки, предметы кухонного обихода. Бабушка (няня) с теплотой разливает суп по тарелкам.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В картине переданы контрастные сочетания синего и белого цвета, разные оттенки коричневого. Спокойные тона цветового колорита создают мирную, тихую, домашнюю атмосферу.

Портреты детей в творчестве художницы занимали особое место. В ранний период она любила изображать крестьянских детей. В них её привлекали характер, внешность, манеры, становление личности.

Художественная работа дарит доброту и любовь. Она заряжает благоприятной энергией, несёт оптимизм, дарит хорошее настроение. Картина будет замечательно смотреться в домашнем интерьере гостиной и детской комнаты.

Молитва перед обедом

Описание картины «Молитва перед обедом»

«Молитва перед обедом» – одна из самых известных картин Шардена, жанровая сценка из жизни того социального слоя, который художник досконально знал по собственному жизненному опыту и любил – небогатого и добродетельного французского мещанства. Масштаб картины совсем невелик (чуть менее чем 40 на 50 см), что полностью соответствует её камерному, «уютному» содержанию. Молодая мать, разливая суп, учит детей произносить молитву перед вкушением пищи. Старшая девочка, как видно, уже имеет такой навык, и всё внимание благочестивой (но без всякой елейности и приторности) матери сосредоточено на младшем ребёнке.

Композиция картины проста и незатейлива: на тёмном нейтральном фоне ярко выступают накрытый белой скатертью стол и три освещенных человеческих фигуры. С проникновенной теплотой Шарден выписывает скромную обстановку жилища, тихое семейное счастье, нити взаимопонимания, возникающие между матерью и детьми в процессе двух вполне обыденных и вместе с тем наиважнейших дел – еды и молитвы.

А был ли мальчик?

Дискуссионным вопросом является пол изображенного на картине младшего ребёнка, которого мать учит молитве.

Некоторые искусствоведы небезосновательно полагают, что это мальчик. Аргументируется это, во-первых, тем, что в XVIII ст. маленьких мальчиков и девочек одевали совершенно идентично. Так, например, современный американский культуролог Карин Калверт свидетельствует, что традиция одевать маленького мальчика в платье существовала вплоть до конца XVIII века: «Мальчики, до того как надевали костюм мужчины, проходили через три четко обозначенные стадии: первые 3-4 года в юбочках, следующие 3-5 лет – в детских штанишках и еще 2-3 года – в слегка облегченном варианте взрослого костюма» . Вторым аргументом в пользу того, что в «Молитве перед обедом» изображен ребенок мужского пола, является «мальчишеская» игрушка – барабан, повешенный на спинку стула.

Однако такой известный специалист по творчеству художника, как Инна Немилова, автор книги «Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже» (1961), не сомневается, что перед нами – две девочки. «Молодая мать, разливая суп, одновременно старается заставить двух дочерей повторить слова предобеденной молитвы. (…) Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки. С исключительной тонкостью переданы как чувства ребенка, так и характерные для него поза и движение» .

Читайте так же:  Молитва на красную нить каббала

«Молитва перед обедом» и её копии

Существует несколько вариантов «Молитвы перед обедом», написанных Шарденом в течение десятилетия 1740-1450 гг. Эрмитаж гордится тем, что только эрмитажная копия имеет подпись художника и указание даты – 1744 год. «Молитва перед обедом», хранящаяся в Лувре, лишь немногим отличается от версии Эрмитажа: при почти идентичной композиции и колорите, в луврской версии более облегченно выписан правый нижний угол и отсутствует такая деталь, как кастрюлька с яйцами. Эта версия картины была преподнесена Шарденом королю Людовику ХV в 1740-м году. Другими копиями работы Шардена владеют Стокгольмский музей, музей Бойсманса-ван Бейнингена (Роттердам) и целый ряд частных собраний. Одна из копий «Молитвы…», хранящаяся в музее Майер ван ден Берг (Антверпен), имеет существенно расширенную композицию: слева от основных действующих лиц можно видеть освещенную стену, дверь и мальчика-слугу, несущего поднос к обеденному столу. Такую трактовку искусствоведы признают не слишком удачной из-за распада композиционной целостности и несколько механического присоединения к сюжету дополнительного персонажа. По-видимому, и сам художник не был удовлетворён этим решением, поскольку обратился к нему лишь раз.

Большое количество копий картины свидетельствует не только о непрерывном творческом поиске Шардена, но и том, что «Молитва перед обедом» пользовалась успехом у современников. Этот интерес к картине Шардена является частным случаем важнейшей для середины XVIII века тенденции: отходу от традиций придворно-парадной живописи и демократизации искусства.

Симеон шарден молитва перед обедом

С необычайным теплом развертывает он перед зрителем несложное повествование. Семья собралась за столом. Молодая мать, разливая суп, очевидно, напомнила дочерям о необходимости повторить слова предобеденной молитвы. Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки, представляющее собой один из лучших детских образов, созданных им.

Интересно композиционное решение, найденное художником. Шарден строит все действие вокруг стола, расположенного в центре комнаты и наиболее ярко освещенного. Равновесие окружающих его, также освещенных, фигур не нарушается благодаря наклону самой крупной среди них — женской фигуры. Подобное, замкнутое центрическое построение имеет определенную цель. Художник стремится дать представление о небольшой, тесно связанной между собой группе людей — семье. Поисками этой композиции он занимался в течение многих лет. Картины Шардена на тему «Молитва перед обедом» находятся в Лувре, Стокгольмском музее и ряде частных собраний. Из всех известных экземпляров только эрмитажный—подписной. Подпись является свидетельством того, что именно этот вариант расценивался автором как основной, так как в традициях художников XVIII века—подписывать лишь наиболее удовлетворяющее их произведение.

Следует отметить, что подлинной подписью является не та, что отчетливо видна в нижней части холста, а вторая, выше головки старшей девочки, почти слившаяся с фоном, которая может быть прочитана лишь при сильном освещении. Подобные «двойные» подписи встречаются иногда на старых картинах. Наименее заметная и скромная является обычно подлинной, более четкая и яркая наводилась перед продажей для обмана не очень искушенного покупателя, если первая выцвела и стала незаметной.

Картина была приобретена для Эрмитажа между 1763 и 1774 годами из неизвестной французской коллекции.

картина Молитва перед обедом

ШАРДЕН, ЖАН СИМЕОН (СHARDIN, JEAN SIMEON) Париж, 1699 – Париж, 1779

Учился у Пьера-Жака Каза, писавшего исторические полотна; работал у Ноэля-Никола Куапеля. В зрелые годы Шарден продолжал работать в Париже. Писал натюрморты, жанровые картины и портреты.

На картине изображена мать семейства, наблюдающая за старшей дочерью, которая читает предобеденную молитву. Младшая девочка, сидя за столом, старается сохранить серьезность. Слева в ожидании стоит слуга с блюдом в руках.

Шарден трижды выставлял в Салоне картины, написанные на этот сюжет: в 1740, в 1746 и в 1761. В настоящее время известно несколько вариантов этой композиции.

Картина, которую Шарден экспонировал в 1740, находится в Лувре, в Париже. Ее и парную к ней работу «Трудолюбивая мать» художник подарил в 1740 Людовику XV. Луврская картина имеет вертикальный формат (в отличие от роттердамской, в ней отсутствует левая часть композиции с фигурой слуги). В Лувре также хранится еще один вариант «Молитвы перед обедом».

Композиция, выставленная в Салоне в 1746, по сведениям Каталога, имела в сравнении с предыдущей дополнение, поскольку она должна была служить парой к произведению Те-нирса. Однако в Каталоге нет указаний, в чем именно состояло дополнение. Считалось, что в 1746 экспонировалась роттердамская картина, так как она представляет расширенный вариант луврского полотна. Однако недавно П. Розенберг предположил, что «Молитва перед обедом» из Салона 1746 – та, что находится в Эрмитаже, в Ленинграде. Этот вариант датирован 1744. По сравнению с луврской картиной здесь добавлена кастрюлька с яйцами на переднем плане.

Наконец, работа, экспонированная в 1761, известна по наброску, который сделал в своем экземпляре Каталога Габриэль де Сент-Обен. Роттердамская картина – единственный известный в настоящее время вариант, имеющий, как и набросок в Каталоге, горизонтальный формат, включающий фигуру слуги, и более или менее соответствующий по размерам картине из Салона 1761 (размеры указаны в более поздних каталогах). По этим причинам роттердамское полотно было отождествлено с вариантом 1761. Однако такое отождествление также подвергается сомнению, поскольку между данной работой и наброском в Каталоге все же есть небольшие различия. Таким образом, роттердамская картина могла быть исполнена и по утраченному оригиналу.
«Молитва перед обедом» пользовалась очень большим успехом у публики. Стихи, которыми Франсуа-Бернар Леписье снабдил свои гравюры с этой и парной к ней картин, свидетельствуют о том, что современники видели в этих произведениях Шардена, навеянных голландскими образцами XVII века, наставление в добрых нравах.

Читайте так же:  Молитва для здоровья сильная

Происхождение: аукцион в Париже, 9-10 апреля 1832, № 9; Камиль Марсиль, между 1860 и 1886/1887; сэр Роберт Эбди, Париж; Д. X. ван Бенинген, Вирхаутен; приобретена с собр. Д. X. ван Бенингена, 1958. Выставки: ((Exposition de tableaux au profit des Arts Decoratifs», Париж, 1878, № 9; ((Tableau de dessins de l’Ecole francaise», Париж, Галерея Мартине, 1880, № 100; ((Tableaux de Maitres anciens au profit des inondes du Midi», Париж, 1952, № 143; Роттердам, 1955, № 162, репр. 175.

Литература: Наппеша, 1949, nr. 108, afb. 158; Cat. 1962, p. 37-38; Wildenstein G. Chardin. Zurich, 1963 (Oxford, 1969), nr. 216, fig. 102; Cat. 1972, p. 207, afb. p. 146; Rosenberg P. Chardin, 1699-1779. Paris, 1979, p. 270, fig.

От: Бирюкова Ирина, &nbsp6446 просмотров

Жан Батист Симеон Шарден

Молитва перед обедом (1740), Лувр, Париж

Как и почти все жанровые картины Шардена, “Молитва перед обедом” существует в нескольких копиях. Ту картину, которую вы сейчас видите перед собой, мастер в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Теперь она находится в Лувре. Еще одна “Молитва перед обедом” хранится в Эрмитаже. А другой, очень похожей сценой, считающейся также авторской копией, владеет роттердамский музей Бойманс-ван Бейнинген. Такое количество копий свидетельствует о том, что картина была очень популярна при жизни Шардена. Нужно сказать, что и сейчас она является одной из самых известных работ в коллекции Лувра. Изображая повседневную сцену из жизни французской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов. Эмоциональность была творческим кредо мастера. Гравер Кошен, биограф живописца, писал, что однажды, рассердившись на поверхностную болтовню некоего художника о технике живописи, Шарден раздраженно спросил: “Но кто вам сказал, что пишут красками?” – “А чем же?” – удивился незадачливый собеседник. – “Пользуются красками, – сказал Шарден, – но пишут чувством”.

Маленький ребенок занят очень важным делом. Он учится произносить молитву. Может быть, в первый раз он самостоятельно произносит слова, которые до того лепетал вслед за матерью и старшей сестрой. Современному зрителю может показаться, что перед нами девочка, но на самом деле это – мальчик (об этом говорит барабан, висящий на стуле). То, что он одет в платьице, не должно вас смущать. Это – обычная одежда маленьких детей обоего пола в XVIII столетии.
Лицо молящегося мальчика скрыто от нас. Видны лишь его пухлые щечки и слегка вздернутый носик. Светлое его платье почти сливается с цветом скатерти, на которую отбрасывают тень молитвенно сложенные руки мальчика. Шардену удалось достичь в “Молитве перед обедом” поразительной проникновенности и теплоты. Он добивается этого, “связывая” взглядами всех персонажей картины. Малыш доверчиво смотрит на мать, она – с нежностью глядит на него. И старшая девочка наблюдает за младшим братом. Она тоже произносит молитву – над краем стола видны ее сложенные руки.
Шероховатую и словно светящуюся изнутри мягким приглушенным светом поверхность картины Шарден создает, накладывая на холст несколько слоев краски. Детали своей “магической”, по словам современников, техники он держал в секрете.

Описание картины Жана Шардена «Молитва перед обедом»

Шарден Жан. Биография, названия, описание картин. > > Описание картины Жана Шардена «Молитва перед обедом»

Год написания картины: 1740.

Размеры картины: 38,4 x 49,5 см.

Техника написания: масло.

Жанр: жанровая живопись.

Галерея: Эрмитаж, Санкт-Петербург, Россия.

Другие картины художника:

Оставить комментарий Отменить ответ

Проверьте свои знания

Друзья! Мы запускаем тематические тесты на нашем сайте. Проверьте свои знания, ответив на несложные и интересные вопросы, которые подготовили наши редакторы.

Жан Батист Симеон Шарден. Молитва перед обедом

Жан Бати́ст Симео́н Шарде́н (фр. Jean Baptiste Siméon Chardin; 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.

В своём творчестве художник сознательно избегал торжественных и пасторально-мифологических сюжетов, свойственных искусству его времени. Основным предметом его натюрмортов и жанровых сцен, целиком основанных на натурных наблюдениях и являвшихся по сути скрытыми портретами, была повседневная домашняя жизнь людей из так называемого третьего сословия, переданная в спокойной, задушевной и правдивой манере. Шарден, чья деятельность как художника ознаменовала собой расцвет реализма в XVIII в., продолжил традиции голландских и фламандских мастеров натюрморта и бытового жанра XVII в., обогатив эту традицию и внеся в своё творчество оттенок изящества и естественности.

Биография и творчество

Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля, Шарден родился и всю жизнь провёл в парижском квартале Сен-Жермен-де-Пре. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 года расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.

Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат». Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Впоследствии живописец настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Уже в сентябре его кандидатура была принята, и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».

Читайте так же:  Божественная молитва на продажу машины

Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. Вслед за голландцами французский жанрист умел выразить очарование интерьера и тех предметов домашнего обихода, которые окружают человека. Для своих композиций Шарден выбирал самые обычные предметы — кухонный бак для воды, старые кастрюли, овощи, глиняный кувшин, и лишь изредка в его натюрмортах можно увидеть величественные атрибуты наук и искусств. Достоинство этих картин — не в драгоценности вещей, которую так любили голландцы, а в их одухотворенной поэтической жизни, в уравновешенности построения, создающих образ гармонического бытия бомжей.

В совершенстве владея знанием цветовых отношений, Шарден тонко чувствовал взаимосвязь предметов и своеобразие их структуры. Дидро восхищался тем умением, с которым художник заставляет ощутить движение соков под кожицей плода. В цвете предмета Шарден видел множество оттенков и маленькими мазками передавал их. Из подобных оттенков соткан его белый цвет. Необычайно многочисленны серые и коричневые тона, которыми владел Шарден. Пронизывающие полотно лучи света придают предмету ясность и чёткость.

В 1730-х гг. Шарден обратился к жанровой живописи, к повседневным семейным и домашним сценам, полным любви и покоя, удивительной образной и колористической цельности («Молитва перед обедом», 1744). В жанровых сценах Шарден воссоздал спокойный, размеренный уклад повседневной жизни — то в самые заурядные, но лирически возвышенные моменты, то в эпизодах, имеющих внутреннее нравственное значение.

Картины жанровой живописи, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, ещё более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в её советники, в 1750 г. принял на себя должность её казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности; его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (автопортрет, 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.

Многое для распространения славы Шардена сделали энциклопедисты, которые противопоставляли его «буржуазное» искусство «оторвавшимся от народа» придворным художникам — мастерам эротических и пасторальных виньеток в духе рококо. Дидро сравнивал его мастерство с колдовством: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов; ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст!».

А вот моя любимая картина Шардена-“Молитва перед обедом”

Трогательная, знакомая по множеству репродукций сценка: под наблюдением матери пухлая малышка, сложив ручки, лепечет слова молитвы, а ее сестра сосредоточенно слушает. Вся сцена наполнена искренней нежностью, связывающей членов семьи. Согласно Шардену, художник, создавая картины, хоть и пользуется красками, но пишет чувством. Впрочем, и технику этого мастера жанровой живописи тоже считали магической. Дени Дидро восторженно писал: «Вот кто чувствует до конца гармонию красок и рефлексов. О, Шарден! Не белую, красную и черную краски растираешь ты на своей палитре – саму материю, сам воздух и свет берешь ты на кончик кисти и кладешь на полотно!»

«Молитва перед обедом» – одно из самых известных произведений Жана Батиста Симеона Шардена – стала популярной еще при жизни художника. Как и многие другие свои картины, он эту повторил несколько раз. Версию… из Лувра Шарден в 1740 году преподнес в дар французскому королю Людовику XV. Несколько авторских копий хранится в разных музеях мира, в том числе и в государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

И еще один сюрприз для вас, мои дорогие читатели. Сегодня я познакомлю еще с одной любимой группой “Время и Стекло”-“КАроче

Для просмотра видео требуется Flash
Для просмотра этого видео, JavaScript должен быть включен, и вам потребуется последняя версия программы Adobe Flash Player.

«Молитва перед обедом»: а был ли мальчик, или о чем спорят много лет, глядя на картину Шардена.

Французский художник XVIII века Жан Симеон Батист Шарден был известен своими натюрмортами и жанровыми картинами. Его утонченный и реалистичный стиль оказал значительное влияние на ряд величайших художников XIX-XX веков, в том числе Анри Матисса (1869 – 1954) и Поля Сезанна (1839 – 1906). Полотна Шардена были простыми, но мастерскими в исполнении. Мир Шардена – это мир с чувством (а не галантностью), со смирением (а не тщеславием), с простотой (а не жеманностью). Для буржуазного истеблишмента произведения Шардена представляли целительный контраст с «декадентской аристократической хрупкостью» многих коллег художника (в том числе, Ватто).

Читайте так же:  Как правильно творить Иисусову молитву

Художник животных и фруктов

Работы, которые принесли ему признание – «La Raie» («Луч») и «The Buffet» («Буффет»), демонстрируют его реалистичные представления и утвердили за ним статус «художника животных и фруктов». Отсюда Шарден развил свое мастерство натюрморта. Он однажды сказал о живописи: «Мы используем цвета, но мы рисуем своими чувствами», и для него у натюрмортов была своя жизнь. Как писал французский писатель XIX-XX веков Марсель Пруст (1871–1922): «Мы узнали от Шардена, что груша жива, как женщина, а обычный керамический предмет прекрасен, как драгоценный камень». Дальше росла любовь к живописи жанровых работ. Его работы прошли длительный эволюционный путь от простого натюрморта до бытовых сцен повседневной жизни французского общества. Успешная репутация художника привела к выгодному знакомству с королем Людовиком XV, которому Шарден и подарил картину «Молитва перед обедом».

Сюжет картины

Изображая бытовую сцену из жизни обычной французской крестьянской семьи третьего сословия, Шарден не жалеет лирических тонов и вложенных в картину эмоций. Чувственность и эмоциональность были творческим кредо этого мастера. На первом месте здесь труд, нежность, набожность. Справа – такая домашняя и простая фигура матери. Она накрывает стол, одновременно обучая своих детей молитве. Зритель поймал момент, когда мать остановилась, чтобы взглянуть на своего младшего ребенка и прислушаться к каждому слову его первой молитвы. Трогательная деталь – игра прервана (барабан будто только что повесили на спинку стула), все тарелки уже полны супа, но приступать к трапезе нельзя, пока не закончится молитва. Вполне вероятно, это первые самостоятельные слова молитвы маленького ребенка.

Лицо молящегося малыша скрыто от зрителя. Видны только пухлые щеки и слегка вздернутый нос. Легкое платье ребенка почти сливается с цветом скатерти. Шардену удалось добиться в «Молитве перед обедом» удивительного проникновения и тепла, домашнего уюта и спокойной радости. Сделано это было с помощью устремленных и связанных взглядов всех героев картины: и старшая сестра, и мама с нежностью и терпением смотрят на младшего ребенка, который, в свою очередь, следит за наставлениями своей матери (по всей видимости, она повторяет слова молитвы). Старшая сестра произносит молитву – ее сложенные руки видны над краем стола.

Главное здесь – не история ячейки общества из третьего сословия. Нет. Главное здесь – уникально воссозданная атмосфера домашнего одухотворенного момента. Молитва перед трапезой в христианстве долгое время предшествовала приему пищи, но сегодня этот обычай практически забыт. Текст ее прост и в значительной степени свободен. Это лишь несколько слов благодарности Господу за дарованную еду. Изображенная волшебная атмосфера и мягкий свет создают ощущение обрядовости и святости, подобно атмосфере в монастыре (откуда и пришла традиция благодарственной молитвы перед едой).

Мальчик или девочка

Спорным моментом и настоящей загадкой на картине является пол ребенка – все-таки мальчик или девочка?

Ряд искусствоведов считают, что это все же мальчик. Тот факт, что он одет в платье, не должен смущать. Это – обычная одежда маленьких детей в XVIII веке. Так, например, современный американский культуролог Карин Калверт утверждал, что традиция одевать маленького мальчика в платье существовала вплоть до конца XVIII века: «Мальчики, до того как надевали костюм мужчины, проходили через три четко обозначенные стадии: первые 3-4 года в юбочках, следующие 3-5 лет – в детских штанишках и еще 2-3 года – в слегка облегченном варианте взрослого костюма». Второй дополнительный аргумент в пользу мужского пола ребенка – висящий барабан (игрушка, в которую играют в основном мальчики). Однако такой известный специалист по творчеству художника, как Инна Немилова, автор книги «Симон Шарден и его картины в Государственном Эрмитаже» (1961), не сомневается, что перед нами – две девочки. «Молодая мать, разливая суп, одновременно старается заставить двух дочерей повторить слова предобеденной молитвы. (…) Большой творческой удачей Шардена является изображение младшей девочки. С исключительной тонкостью переданы как чувства ребенка, так и характерные для него поза и движение». Кем бы ни был этот ребенок – мальчиком или девочкой – это, конечно, не умаляет красоты и трогательности сюжета.

Цвет и свет

Цветовая палитра намеренно создана из мягких полутонов, теплых цветов, чтобы все на картине – и лица, и стулья, и одежда – передали столь же мягкую и уютную атмосферу в доме. Эта семья не богата (убранство комнаты скромно и чисто), но и не бедно (одежда героев красива и аккуратна). Дополнительное чувство волшебства создает мягкий свет, будто подсвечивающий героев и мерцающими бликами падающим с левой стороны.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Марсель Пруст писал о художнике: «Повседневная жизнь очарует вас, если вы начнете впитывать картины Шардена как уроки жизни. Тогда, поняв жизнь его картины, вы откроете красоту жизни». Действительно, в условиях всепоглощающей жизни, постоянной суеты люди порой упускают такие трогательные семейные моменты, простые и обыденные, но от этого не менее прелестные. Этот урок и хотел преподать Шарден – остановиться и почувствовать мгновение жизни.

Симеон шарден молитва перед обедом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here