Православный молитва слова введенский ставропигиальный мужской монастырь

Детально: православный молитва слова введенский ставропигиальный мужской монастырь - специально для Вас.

Молитвослов

Составители обращают внимание благочестивых читателей на особенности настоящего издания: молитвословия по смыслу объединены в тематические разделы, включен ряд молитв подвижников веры и благочестия православной России и в особенности — преподобных старцев Оптиной пустыни.

Текст Пасхального канона приведен в более полном варианте, согласно Триоди Цветной и Каноннику. По авторитетным источникам уточнено авторство некоторых молитв; согласно письмам преподобного Амвросия печатаются псалмы, составляющие предлагаемое им правило.

Сообщаются необходимые сведения о молитве и таинствах Церкви как о путях богообщения; о духовном отце — руководителе и наставнике ко спасению; о канонически правильных действиях при кончине близких; также материалы, помогающие более основательно подготовиться к таинствам Покаяния и Причащения.

В конце предлагается небольшой словарь церковнославянских слов и выражений данного издания, вызывающих трудности в понимании.

Молитвы утренние.
Молитвы в продолжение дня.
Молитвы на сон грядущим.
Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу.
Канон молебный ко Пресвятой Богородице.
Канон Ангелу-хранителю.
Акафист Сладчайшему Господу нашему Иисусу Христу.
Акафист Пресвятой Богородице.
Акафист святителю Николаю.
Последование ко Святому Причащению.
Благодарственные молитвы по Святом о Причащении.
Тропари, кондаки и величания.
Во святую и великую неделю Пасхи
Пасхальный канон.
Часы святой Пасхи.
Тропари и кондаки Господских двунадесятых переходящих праздников.
Канон за болящего.
Канон молебный при разлучении души от тела.
Канон за усопшего.

МОЛИТВЫ ЗА РОССИЮ ПРАВОСЛАВНУЮ
Всемилостивому Спасу.
Нерукотворенному Образу Господа нашего Иисуса Христа.
Честному Кресту.
Ко Господу святителя Тихона, патриарха Московского и всея России.
Псалом 90.
Во время бедствия и нападения врагов.
Ко Пресвятой Богородице.
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Державная».
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Владимирская».
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Казанская».
Архистратигу Михаилу.
Святому великомученику Георгию Победоносцу.
Святому благоверному князю Александру Невскому.
Святому благоверному князю Даниилу Московскому.
Преподобному Сергию Радонежскому.
Всем святым, в земле Российской просиявшим.
Московским святым.
Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших.

МОЛИТВЫ О ПОМОЩИ В ТЕЛЕСНЫХ БОЛЕЗНЯХ
Ко Господу.
Молитвы на всякую немощь.
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Целительница».
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Всецарица». Об исцелении от онкологических болезней.
Святому великомученику и целителю Пантелеимону.
Преподобному Онуфрию Великому. О сохранении от внезапной смерти.
Святой великомученице Варваре. О том же.
Святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея России. При всякой нужде и болезни, особенно при болезни очей.
Святому великомученику Димитрию Солунскому. О прозрении слепых очей.
Преподобному Марону Пустыннику. От лихорадки и горячки.
Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Неупиваемая Чаша». О преодолении страсти пьянства.
Святому мученику Вонифатию. От пьянства и всякой страсти.
Священномученику Антипе. От зубной боли.
Преподобному Амвросию Оптинскому.

МОЛИТВЫ ПРИ ДУШЕВНЫХ НЕДУГАХ ИЛИ ОПАСНОСТИ ПОГИБЕЛИ ДУШИ
Честному Кресту.
Преподобному Антонию Киево-Печерскому.
Преподобномученику Корнилию Псково-Печерскому.
Священномученику Киприану.
Святому мученику Трифону.
Преподобному Варлааму Хутынскому.
Преподобному Серафиму Саровскому.
Святителю Тихону, епископу Воронежскому и Задонскому. От отчаяния и уныния.
Святому праведному Иоанну Кронштадтскому.
Молитвенное правило, которое преподобный Амвросий Оптинский благословлял читать во время скорби и искушений
Во время скорби.
Во время искушений.

Молитва святителя Игнатия Кавказского и преподобного Никона Оптинского, исповедника. При скорби.
Молитва преподобного Иосифа Оптинского. При нашествии помыслов.
Молитва преподобного Макария Оптинского. При плотской брани.
Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова).
Молитва преподобного Нектария Оптинского.

Заповеди Божии.
Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями.
О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям.
Таинства Исповеди и Святого Причащения.
О молитве.
О духовном наставнике и отношении к нему.
О действиях при кончине близких.
Наставление, как вести себя в храме Божием.
Словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка, встречающихся в молитвослове.
Поминание о здравии.
Поминание о упокоении.
Дни памяти преподобных старцев Оптинских.
Дни памяти мучеников и исповедников Оптинских.
Престольные праздники Оптиной пустыни.

Православный молитва слова введенский ставропигиальный мужской монастырь

Составители обращают внимание благочестивых читателей на особенности настоящего издания: молитвословия по смыслу объединены в тематические разделы, включен ряд молитв подвижников веры и благочестия православной России и в особенности — преподобных старцев Оптиной пустыни.

Текст Пасхального канона приведен в более полном варианте, согласно Триоди Цветной и Каноннику. По авторитетным источникам уточнено авторство некоторых молитв; согласно письмам преподобного Амвросия печатаются псалмы, составляющие предлагаемое им правило.

Сообщаются необходимые сведения о молитве и таинствах Церкви как о путях богообщения; о духовном отце — руководителе и наставнике ко спасению; о канонически правильных действиях при кончине близких; также материалы, помогающие более основательно подготовиться к таинствам Покаяния и Причащения.

В конце предлагается небольшой словарь церковно-славянских слов и выражений данного издания, вызывающих трудности в понимании.

Содержание

Молитвы утренние
Молитвы в продолжение дня
Молитвы на сон грядущим
Канон покаянный ко Господу нашему
Иисусу Христу
Канон молебный ко Пресвятой Богородице
Канон Ангелу-хранителю
Акафист Сладчайшему Господу нашему
Иисусу Христу
Акафист Пресвятой Богородице
Акафист святителю Николаю
Последование ко Святому Причащению
Благодарственные молитвы по Святом Причащении
Тропари, кондаки и величания
Во святую и великую неделю Пасхи
Пасхальный канон
Часы святой Пасхи
Тропари и кондаки Господских двунадесятых переходящих праздников
Канон за болящего
Канон молебный при разлучении души от тела
Канон за усопшего

МОЛИТВЫ ЗА РОССИЮ ПРАВОСЛАВНУЮ
Всемилостивому Спасу
Нерукотворенному Образу Господа нашего
Иисуса Христа
Честному Кресту
Ко Господу Святителя Тихона, патриарха Московского и всея России
Псалом 90
Во время бедствия и нападения врагов
Ко Пресвятой Богородице
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Державная»
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Владимирская»
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Казанская»
Архистратигу Михаилу
Святому великомученику Георгию
Победоносцу
Святому благоверному князю Александру Невскому
Святому благоверному князю Даниилу Московскому
Преподобному Сергию Радонежскому
Всем святым, в земле Российской просиявшим
Московским святым
Собору преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших

Читайте так же:  Молитва на встречу

МОЛИТВЫ О ПОМОЩИ В ТЕЛЕСНЫХ БОЛЕЗНЯХ
Ко Господу
Молитвы на всякую немощь
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Целительница»
Пред иконою Пресвятой Богородицы, именуемой «Всецарица»
Об исцелении от онкологических болезней
Святому великомученику и целителю Пантелеймону
Преподобному Онуфрию Великому
О сохранении от внезапной смерти
Святой великомученице Варваре
О том же
Святителю Алексию, митрополиту Московском и всея России
При всякой нужде и болезни, особенно
при болезни очей
Святому великомученику Димитрию Солунскому
О прозрении слепых очей
Преподобному Марону Пустыннику
От лихорадки и горячки
Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Неупиваемая Чаша»
О преодолении страсти пьянства
Святому мученику Вонифатию
От пьянства и всякой страсти
Священномученику Антипе
От зубной боли
Преподобному Амвросию Оптинскому

МОЛИТВЫ ПРИ ДУШЕВНЫХ НЕДУГАХ ИЛИ ОПАСНОСТИ ПОГИБЕЛИ ДУШИ
Честному Кресту
Преподобному Антонию Киево-Печерскому
Преподобномученику Корнилию Псково- Печерскому
Священномученику Киприану
Святому мученику Трифону
Преподобному Варлааму Хутынскому
Преподобному Серафиму Саровскому
Святителю Тихону, епископу Воронежскому и Задонскому
От отчаяния и уныния
Святому праведному Иоанну Кронштадтскому
Молитвенное правило, которое преподобный Амвросий Оптинский благословлял читать во время скорби и искушений
Во время скорби
Во время искушений
Молитва святителя Игнатия Кавказского и преподобного Никона Оптинского, исповедника
При скорби
Молитва преподобного Иосифа Оптинского
При нашествии помыслов
Молитва преподобного Макария Оптинского
При плотской брани
Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)
Молитва преподобного Нектария Оптинского

Молитва оптинских старцев – кто ее написал?

Даже среди малоцерковных людей многие знают молитву Оптинских старцев и время от времени прибегают к ней. А люди церковные нередко включают ее в свое регулярное молитвенное правило, ведь эта молитва так емко и точно выражает мысли и чувства, с которыми верующий человек встречает новый день. Когда появилась эта молитва. И есть ли у нее автор? «Фома» попытался найти ответы на эти вопросы

Редкий молитвослов сегодня обходится без молитвы оптинских старцев. Тем не менее, не будет лишним еще раз напомнить, как она звучит:

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь».

Текст этой молитвы найти легко. А как она сложилась и кто именно из старцев Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина Пустынь является ее автором, выяснить гораздо более затруднительно.

Существует предание,

согласно которому центральную часть этой молитвы сложил самый известный из оптинских старцев, преподобный Амвросий (Гренков). Об этом даже повествуют некоторые версии его жития. Другие старцы, жившие после него, вносили в молитву свои дополнения, дописывали по слову или по строчке, гласит это предание, – так и сложилась молитва, которую мы читаем сегодня.

Есть и другая точка зрения:

согласно ей, эта молитва была составлена последними старцами Оптиной Пустыни, жившими в обители незадолго до и сразу после ее закрытия в 1923 году, – преподобными Иосифом (Литовкиным; преставился в 1911 году), Варсонофием (Плиханковым; скончался в 1913 году), Анатолием (Потаповым; 1922 год), Нектарием (Тихоновым; 1928 год) и другими.

А как на самом деле?

Оказывается, авторство оптинских старцев в данном случае довольно условно.

Существуют отдельные молитвы, которые, судя по всему, действительно были записаны со слов подвижников Оптиной (такие, например, как молитва матери о детях, составленная преподобным Амвросием). Но с молитвой оптинских старцев дело обстоит иначе.

Старцы никогда не собирались вместе для того, чтобы составить эту молитву, да и не могли этого сделать,

сказал «Фоме» сотрудник канцелярии и экскурсовод Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь иеромонах Исаакий (Гусев): «Свое современное наименование эта молитва получила в среде почитателей оптинских старцев, особенно последних из них, то есть не только ныне канонизованных оптинских старцев, но и очень многих оптинских монахов, которые после закрытия обители жили в разных местах Калужской области и Козельского района, претерпевая скорби, лишения и опасности, но при всем этом сохраняя бесценное духовное сокровище – традиции старческого окормления».

Такими монахами-изгнанниками стали, в частности, последний настоятель Оптинской обители преподобный Исаакий (Бобраков) и преподобный Никон (Беляев). С начала 1918 года, когда монастырь официально «переквалифицировался» в сельскохозяйственную артель, они по-прежнему принимали церковный люд, исповедовали, совершали богослужения, а пять лет спустя, с окончательным упразднением обители и ее храмов, прибились к не успевшим еще закрыться храмам Козельска и окормляли своих духовных чад там – пока не были арестованы.

Многие люди в те годы искали общения со старцами Оптиной пустыни, просили у них духовной поддержки, утешения. «Легко представить себе ситуацию, – продолжает отец Исаакий, – когда к священнику приходит человек, изливая свое великое горе, и спрашивает – как ему молиться? А ведь молитвословов нет, книг нет, да и сам человек неграмотен. Что может сделать священник? Ему ничего не остается, как только предложить этому несчастному несколько кратких молитвенных прошений к Богу, простых, но жизненно необходимых для души человека в период тяжелых испытаний. В то время многие люди, находясь в лагерях, вообще могли молиться только своими словами, сохраняя при этом правильный дух и смысл молитвы. Вот так примерно и возникла “молитва оптинских старцев”».

Конкретные слова, вполне вероятно, подобрали и сложили в единый текст последователи и духовные чада оптинских монахов-изгнанников. Но смысл и дух молитвы исходили, безусловно, от этих монахов. Более того, старцы, скорее всего, были знакомы с текстом этой молитвы и благословляли своих чад пользоваться им и распространять дальше.

Понятно, что в советское время расходиться среди верующих эта молитва могла только в рукописном виде, а иногда ее просто заучивали наизусть. И неудивительно, что со временем в тексте могли возникать отдельные изменения и разночтения. До сих пор эта молитва существует в разных вариантах, в том числе и в более продолжительном, чем тот, который мы привели в начале статьи. Но буквализм в условиях жестоких гонений и не требовался. «Вполне можно полагать, что эта молитва даже и самими последними оптинскими монахами передавалась верующим в разных вариантах», – говорит отец Исаакий (Гусев).

Читайте так же:  Заговор и молитвы от пьянства

Многие молились подобной молитвой еще до старцев Оптиной пустыни. По своему содержанию молитва оптинских старцев весьма схожа с краткими «прошениями на всякий час» святителя Иоанна Златоуста (входят в вечернее молитвенное правило). Похожую молитву читал, по воспоминаниям современников, и святой праведный Алексий (Мечев). Концовка одного из вариантов молитвы Оптинских старцев почти дословно совпадает с окончанием известной молитвы митрополита Московского Филарета (Дроздова), жившего еще в середине XIX века:

Господи! Не знаю, что мне просить у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. Отче! Даждь рабу Твоему чего сам я просить не смею. Не дерзаю просить ни креста, ни утешения: только предстою пред Тобою. Сердце мое Тебе отверзто; Ты зришь нужды, которых я не знаю. Зри и сотвори по милости Твоей. Порази и исцели, низложи и подыми меня. Благоговею и безмолвствую пред Твоею Святою Волею и непостижимыми для меня Твоими судьбами. Приношу себя в жертву Тебе. Предаюсь Тебе. Нет у меня другого желания, кроме желания исполнить Волю Твою. Научи меня молиться! Сам во мне молись. Аминь.

В тесном духовном общении со святителем Филаретом находился один из оптинских старцев, преподобный Макарий (Иванов). Не исключено, что какие-то варианты подобной молитвы ходили в народной среде уже в его время. Но наименование «молитвы оптинских старцев» это обращение к Богу получило именно потому, что его одобрили оптинские старцы как нужное и полностью согласное с церковным духом.

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь Ставропигиальный мужской монастырь

История

Всероссийская слава обители начинается с 1820-х годов, когда по благословению святителя Филарета (Амфитеатрова), в обители был устроен Предтеченский скит. Оптина Пустынь стала одним из духовных центров России и по праву заняла совершенно особое место в истории Русской Церкви по строгости иноческой жизни и обилию духовных подвигов ее старцев. Авторитет Оптинских старцев был чрезвычайно высок. Со всех концов страны к этим «учителям жизни» в поисках ответов о смысле жизни и спасении, за советом и утешением, молитвой и решением недоуменных вопросов стремились православные. Женщинам (и мирянкам, и монахиням) вход в скит, где жили старцы, был воспрещен. Старцы принимали паломниц в особой комнате-«хибарке», имевшей отдельный вход снаружи скита. Пустынь стала духовной лечебницей для всех ищущих вразумления, утешения, смысла жизни и духовного руководства. Недаром эту обитель называли «самым жарким духовным костром, у которого обогревалась вся Россия».

Сюда приезжали выдающиеся представители русской культуры XIX века, цвет русской интеллигенции: Н.В. Гоголь, К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, И.В. и П.В. Киреевские, А.М. Жемчужников, А.К. Толстой, Ф.И. Тютчев, преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна. Н.В. Гоголь на всю жизнь сохранил воспоминания о благодатной Пустыни, он писал: «За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышится благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участие к человеку больше. » В 1877 году после смерти сына в скиту монастыря жил Ф.М. Достоевский. Некоторые детали в романе «Братья Карамазовы» появились под впечатлением от этой поездки, а Оптинский старец Амвросий (Гренков) послужил прототипом старца Зосимы. Неоднократно посещал монастырь и Л.Н. Толстой, последний раз за несколько дней до своей смерти.

Господь так премудро устроил, что старчество в Оптиной не прерывалось более ста лет: от одного духоносного старца переходило к другому. В лике святых почитаются четырнадцать старцев Оптинских, их имена хорошо известны всем верующим. Святые старцы Лев (1768–1841), Макарий (1788–1860), Моисей (1782–1862), Антоний (1795–1865), Иларион (1805–1873), Амвросий (1812–1891), Исаакий I (1810–1894), Анатолий I (1824–1894), Иосиф (1837–1911), Варсонофий (1845–1913), Анатолий II (1855–1922), Нектарий (1853–1928), Никон (1888–1931), Исаакий II (1865–1938) отличались прозорливостью, рассудительностью, дарами исцелений и чудотворений.

В XX веке Оптина Пустынь разделила судьбу большинства православных монастырей. В феврале 1918 года монастырь был закрыт, монахи изгнаны, многие из них арестованы, сосланы, погибли в лагерях. Позже в разные годы на территории обители находились санаторий, концлагерь, госпиталь, военная часть.

17 ноября 1987 года, молитвами святых Оптинских старцев, монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. 1 февраля 1990 года Оптиной Пустыни был возвращен Иоанно-Предтеченский скит. До наших дней сохранился деревянный храм в честь Собора святого Иоанна Предтечи, срубленный в 1825 году из того самого леса, который рос на месте скита.

Читайте так же:  Молитва перед отправлением в воздушное путешествие

В настоящее время в Оптиной Пустыни действуют семь храмов. На территории монастыря – Введенский храм, построен в 1750–1771 годах; Владимирский храм, восстановлен на месте полностью разрушенного, освящен в 1998 году; Казанский храм, построен в 1811 году, восстановлен и освящен в 1996 году. В 2005–2007 годах был построен, расписан и освящен храм в честь Преображения Господня. До закрытия обители советской властью храма на этом месте не было. Таким образом, это строительство открыло новую страницу в истории монастыря – от восстановления разрушенного к созиданию нового.

В настоящее время в Оптиной Пустыни возродили не только храмы, но главное – молитвенную и богослужебную жизнь.

В XIX веке оптинское ученое монашество проделало огромную работу по переводу и научному изданию многих творений святых отцов, сделав их более доступными и иночествующим, и всем желавшим приобщиться святоотеческой мудрости.

Сегодня духовный опыт оптинских насельников нашел точки соприкосновения с современными технологиями, поставив их на службу и богословию, и просвещению: с 2010 года в монастыре шла работа над созданием уникального ресурса, на котором были бы собраны все известные толкования на каждый стих Священного Писания. Сегодня проект, получивший название «Толкования Священного Писания» размещен на официальном сайте монастыря. В 2016 году было создано мобильное приложение для iOS.

На подворьях Оптиной Пустыни в Москве (настоятель – архимандрит Мелхиседек (Артюхин)) и Санкт-Петербурге (настоятель – игумен Арсений (Мосалев)) духовенством и прихожанами ведется большая миссионерская и социальная работа. В 2003 году при храме Первоверховных апостолов Петра и Павла в Ясеневе была создана молодежная организация «Покров». Покровчане посещают детские дома и пансионат ветеранов, участвуют в миссионерских походах и спортивных соревнованиях, организуют паломнические поездки и праздники.

Настоятели обоих подворий руководят работой информационной службы Синодального отдела по монастырям и монашеству.

После преставления (22.01.2018) архимандрита Венедикта (Пенькова), временно исполняющим обязанности наместника Оптиной пустни назначен игумен Никита (Суриков).

Решением Священного Синода от 14 июля 2018 г. (журнал № 52)наместником Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптина пустынь назначен епископ Леонид (Толмачов), с освобождением от управления Уржумской епархией. Определен титул «Можайский», викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Неспешные уроки монастырского житья

Свято-Введенский Островной монастырь

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В этом году исполнилось четверть века, как стал возрождаться Свято-Введенский Островной женский монастырь Александровской епархии. Располагается обитель на месте необычном – на острове среди огромного озера. В самом начале XVIII века на остров прибыли два инока, положившие здесь начало монашескому деланию. Святитель Иоанн Златоуст назвал монастыри «островами любви ко Господу». Введенский островной монастырь эту метафору воплощает в реальности на протяжении уже более трехсот лет.

И все возвратилось на круги своя. Поначалу Введенская Островная пустынь была подворьем Муромской Свято-Троицкой Новодевичьей обители, затем обрела статус самостоятельного монастыря. Стали здесь возрождать забытое, как кому-то казалось − навсегда, иное бытие; для большинства насельниц очень далекое от той жизни, в какой они росли и воспитывались. Молодые сестры перенимали опыт у старших. А те, в свою очередь, эту монастырскую школу во всей реальности познали в Рижском Свято-Троицком монастыре. Там подвизалась нынешняя игумения Феврония (Маратканова), которая и стала строительницей Островной обители. В Свято-Троицком монастыре, она научилась золотошвейному искусству и освоила его прекрасно. Так и протянулась ниточка традиции: сейчас Введенский Островной монастырь славится своим рукоделием. Но у самой матушки среди множества забот для этого делания практически не остается времени…

Мы бредем по мостику и разговариваем с монахиней Верой – благочинной обители.

− Монастырская традиция складывается из четкого последования. Конечно, на первом месте устав, богослужебная жизнь обители, келейное правило. Но есть еще некие неписаные правила, и они тоже очень важны. Нам матушка все время говорит: «У нас в Риге было так». Она привнесла в нашу жизнь свой опыт. И многие игумении, которых вырастил Свято-Троицкий монастырь, продолжают эти традиции. Например, в трапезе: у них было традиционное меню, они от него никогда не отступали. Матушка говорит: «Мы не смотрели в календарь, какой день недели. Мы смотрели, что сегодня на трапезе. Если горох и гречка – значит, среда». Такое установление не меняется на протяжении десятилетий. Важно это или не важно? Те, кто имеют этот опыт, считают, что важно: неуклонное следование установленному определенному правилу.

– Есть ли какие-то утешения в монастыре?

– Утешение − это то, что «сверх». Даже в древних иноческих уставах отмечено: на выходе из трапезы келарь выдавал братии утешение в виде какой-нибудь смоквы. Что-то сверх привычного, обыденного. Но если бы мы каждый день ели то, что нам хочется, − как бы мы сделали себе праздник?

Праздник здесь делают сами. Много трудятся для этого. И монастырь с его деятельными сестрами представляет собой обширное поле для творчества. Уже было сказано, что сестры занимаются рукоделием. Приучают они к этому и девочек – сорок пять воспитанниц пансионата, который устроен десять лет назад. У всех непростые судьбы. Большинство находятся здесь, пока родители, чаще матери, разбираются со сложными обстоятельствами своей жизни; некоторые мамы живут в пансионате вместе с дочками. На «материке» возведены корпуса, быт девочек хорошо устроен. Монастырь для них это тоже часть дома, где не только воспитывают и учат, но где доверяют и любят.

– За время пребывания здесь они должны получить навыки какой-то профессии, − говорит матушка Феврония.

Практически все девочки занимаются рукоделием. Их работы представлены на импровизированной выставке в паломнической трапезной. Помогают сестрам по хозяйству, стараются на кухне. Монастырь изготавливает много видов выпечки и кондитерских изделий. Это очень вкусные продукты, настоящего – монастырского − качества. Некоторые из девочек уже определились в выборе профессии и в будущем видят себя кондитерами. В преддверии Рождества Христова, как и всякого большого праздника, здесь все стали большими затейницами − придумывают нечто особенное. Уже второй год подряд все сообща создают большой пряничный домик. Дело это непростое. Как настоящие архитекторы, мастерят макеты-трафареты будущего строения, по ним вырезают детали из теста, щедро наполненного пряностями, − в этом году дом получится с террасой и балкончиками. Потом части дома отправляют в настоящую русскую печь. Все выпеченные детали надо собрать, соединить, по-праздничному украсить. Окошки делают из кусочков карамели, и напоминают они настоящую слюду.

Читайте так же:  Детям о молитве

– Пряничный дом уникален − один на всех, − говорит мать Вера. Более четверти века она в монастыре. Пришла сюда практически со школьной скамьи. Монастырь научил ее всему, самое главное − послушанию.

– Утеряв послушание, наши прародители пали в раю. Ослушались. В монашеской жизни умение слушать и выполнять восстанавливается. Это очень нужно. Вопрос в том, как ты слышишь, как делаешь. Ты доверяешь тем, кто тебе говорит, веришь этим людям, идешь за ними, вслед их стопам. Принимаешь их решение как свое собственное. Если ты все понял, осознал, то ты и делаешь все как будто от себя. Это радостно, легко.

Так легко в обители приняли девочек-воспитанниц. Они как некое напоминание сестрам о детстве, и с ними невозможно состариться − забот и хлопот всем хватает, никто не сидит сложа руки. И девочки не растут белоручками. Их день начинается в полседьмого утра. Среди обязательных дел – зарядка. Раз в неделю к ним приходит тренер по биатлону. Зимой все ходят на лыжах и катаются на коньках. «Для иммунитета. Матушка хочет, чтобы мы закалялись и не болели», − объясняет нам восьмиклассница Аня. При этом главная обязанность школьниц – хорошо учиться. Педагоги к ним приезжают из города Покрова, который находится в четырех километрах от обители. При содействии благотворителей девочки часто выезжают на экскурсии, на отдых, их жизнь разнообразна. Но занятия в монастыре, помощь обители в определенные дни недели обязательны.

Не так давно матушка Феврония доставила в монастырь итальянский агрегат по созданию мороженого, поручив монахине Александре его осваивать. Теперь в обители всегда есть и свое мороженое, которое отличает особый вкус. Делают его тоже по собственным рецептам, с добавлением перетертых свежих ягод из своего сада, из сливок собственного производства (хотя мороженое может быть и постным). При монастыре действует подворье в селе Матренино, где около 50 голов крупного рогатого скота. На подворье любят бывать и девочки. Кто-то, привыкнув к общению с животными, уже решил стать ветеринаром. Монастырь обеспечивает себя молочной продукцией − изготавливает сливки, сметану, творог, сливочное масло.

Одна из важных позиций в монастырском производстве – хлеб. Выпекают его нескольких видов, сейчас приступили к выпуску бездрожжевого, который считается более полезным. Закваской поделилась братия Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря.

Месторасположение обители показалось нам совершенно удивительным. Было в этом что-то таинственно-прекрасное. Тишина и спокойствие поражали, как и простое, без елейности и прикрас, отношение к приезжим сестер и девочек, готовых всё показать и рассказать.

Подготовка к Рождеству Христову сейчас идет полным ходом. Младшие, конечно, получат подарки. На совете было решено, что подарком старших девочек будет большое паникадило в храм. Без радости в монастыре никто не останется. Тем более, здесь секрет праздника прост – сделать своими руками. Например, сшить для подружки замечательный фартук, единственный во всем свете. Всё просто. Хотя проблем у монастыря очень много, и матушка говорит о них прямо. С Божией помощью они постепенно решаются.

Рассказали, как в самом начале возрождения обители, в 90-х годах прошлого века, перед Рождеством совсем не было денег. Не было возможности устроить праздничную трапезу. Молились. И Господь послал к вратам обители коробки с продуктами и немного денег. Жертвователи остались неизвестны, сестры нашли только записочки о здравии, с именами.

– Рождество Господа – это величайшее событие, и подготовка к нему всегда сопряжена с искушениями, − рассказывает мать Вера. – В Рождественский пост они в нашем монастыре бывают сильнее, чем в Великий. Мне кажется, что враг лютует больше из-за того, что Христос рождается…

Когда ты органично пребываешь в церковной жизни, ты острее чувствуешь и природу, и красоту, и тишину, и запахи. Мы даже как-то размышляли об этом: каждый праздник пахнет по-своему. Можно сказать, чем пахнут Рождество, Крещение.

– Рождество, конечно, пахнет елками, лесом. А Крещение пахнет свежестью. У нас тут прорубь, воды много. Запах ледяной воды − его не передать. Крещение пахнет чистотой. И в воздухе чисто-чисто… Слава Богу, мы в таком месте живем, до нас не доносятся шумы, суета, эмоции. Здесь все свое − ты только вдыхай, слушай и отдавай так, как ты можешь. Кто-то владеет даром речи – батюшки с проповедью выходят, чтобы донести до людей смысл праздника. А женщина – заботой, украшением…

Один день пребывания на острове-монастыре принес много удивительных впечатлений. Потрескивала настоящая печка, при нас выпекали хлеб, показывали, как сделать пряник, учили рождественские песни… Репетировали: уже скоро девочки покажут гостям монастыря рождественскую назидательную постановку. Неспешные уроки монастырского житья надолго останутся в памяти.

Юлия Стихарева
Фото автора, Владимира Ходакова и из архива монастыря

Читайте так же:  Молитва к нерушимой стене

Оптина Пустынь

Толкования
Священного
Писания

Новая книга

В издательстве нашего монастыря опубликована новая книга — «Житие священномученика Вениамина (Казанского), митрополита Петроградского и Гдовского, и иже с ним пострадавших преподобномученика Сергия (Шеина), мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова».

В новой книге известного русского агиографа архимандрита Дамаскина (Орловского) читателю предлагается житие митропо­лита Петроградского Вениамина (Казанского) — одного из первых святителей-священномучеников, не погрешивших своей душой, ни совестью во время начавшихся гонений и отдавших свою жизнь за Христа и Его Церковь.

Па­ук ле­ни­вый си­дит на од­ном мес­те, вы­пус­тит ни­точ­ку и ждет,– как толь­ко по­па­дет­ся му­ха, сей­час и го­ло­ву ей до­лой, а му­ха-то жуж­жит. Так и враг всег­да про­тя­ги­ва­ет се­ти: как кто по­па­дет­ся, сей­час ему и го­ло­ву до­лой. Смот­ри, не будь му­хой, а то так­же за­жуж­жишь.

оптинские
книги

Оптинские
праздники

4 декабря ст. ст.

Расписание Богослужений

декабрь ← →

пн вт ср чт пт сб вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Последний фотоальбом

Видео

Духовные беседы с паломниками

Оптинский молитвослов

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Г осподи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Православный молитва слова введенский ставропигиальный мужской монастырь
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here