Паисий величковский Иисусова молитва

Детально: паисий величковский иисусова молитва - специально для Вас.

Глава 1. Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы

«Этот окаянный Варлаам многое хулил и писал и на священную молитву, и на Божественную, что на Фаворе ( Мф. 17:5 ), благодать и осияние. Не поняв, и даже неспособный понять (да как и постигнуть это тому, кто умом осуетился, и в мечтании мысли с гордым соединен?), что значат слова: непрестанно молитеся ( 1Сол. 5:17 ) ни того, что значат слова: помолюся духом, помолюся же и умом ( 1Кор.14:15 ); также: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви ( Кол. 3:16 ); и что посла Бог Духа Сына Своего, то есть благодать; в сердца ваша, вопиюща: Авва, Отче ( Гал. 4:6 ); также: хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком ( 1Кор. 14:19 ), – он отверг и умную молитву, или лучше, призывание Господне, которое есть и исповедание Петра, исповедовавшего: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Мф. 16:16 ), и предание самого Господа, говорящего в Евангелии: еже аще что просите от Отца во имя Мое, даст вам ( Ин. 15:16 ); так же: Именем Моим бесы ижденут ( Мк. 16:17 ), и прочее. Ведь имя Его есть живот вечный: сия же, говорит, писана быша, да веруете, яко Иисус есть Христос Сын Божий, и да верующе живот имате во имя Его ( Ин. 20:31 ); и Духа Святого преподает призывание Христово: никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ), да и тысячекратно об этом сказано».

Но к чему еще, как будто недоумевая доселе, спрашиваю у вас причины вашего злохуления на эту самую существенную причину вашего языкоболия! Причины эти следующие: 1-е, не по заповеди Божией, то есть, не с испытанием, ваше чтение Священных Писаний; 2-е, недоверие учению святых отцов наших, учащих о сей Божественной умной молитве Богоданною им премудростью Духа, по силе Священных Писаний: 3-е, наконец, ваше крайнее невежество: вы или никогда, может быть, не видели и не слышали о ней в писании Богоносных отцов наших; или, если не это, то силы Богомудрых их слов вы отнюдь не разумеете – вот самая существенная причина такого вашего зломудрия.

А чтобы избавиться вам, и всем, сомневающимся о ней, от такого душевного вреда, не нахожу другого приличнейшего врачевства, кроме того, что постараюсь, сколько Господь мне Своею благодатию поспешит и поможет, указать, что Богоносные отцы наши, просвещенные Божественною благодатию, утверждают здание душеполезного своего учения об этой всесвященной, умом в сердце тайнодействуемой молитве, на недвижимом камени Священного Писания. Вы же, увидев сами явно и ясно, при содействии тайно коснувшейся душам вашим благодати Божией, истину учения святых отцов, и исцелившись от этого душевного вашего недуга, принесите Богу о вашем поползновении искреннейшее покаяние – и сподобитесь Его Божественной милости и совершенного прощения вашего согрешения.

Источник: Издание третье Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – Москва, Типо-литография П. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом, 1902

Книга: Об умной или внутренней молитве – Паисий Величковский

Автор книги: Паисий Величковский

Жанр: Европейская старинная литература, Классика

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО “ЛитРес” (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

Оплатили, но не знаете что делать дальше?

«Об умной или внутренней молитве» Выдающийся подвижник Православной Церкви старец Паисий Величковский родился в городе Полтаве в украинской семье протоиерея Иоанна, потомственного священника. Жизнь преподобного старца Паисия поистине удивительна. Он трудился в Российской Империи, Молдавии и Греции (на Афоне), прекрасно владел языками этих стран и, соответственно, является уникальным представителем трех поместных церквей. Его подвиг – восстановление практически утерянных монашеских традиций древней церкви – умного делания и старчества – имеют действительно вселенное значение для Православия. Труд Паисия Величковского «Об умной или внутренней молитве», в котором святой старец возвышает свой голос в защиту Иисусовой молитвы, является несомненной жемчужиной святоотеческого наследия.

Об умной или внутренней молитве

Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского настоятеля Нямецкого и других монастырей в Молдавии и основателя Русского Ильинского скита на Афоне

Содержание

Предисловие старца Паисия

Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы, и молю Тебя, всесладчайший мой Иисусе Единородный Сыне и Слове Божий сияние славы и образ ипостаси Отчей! Просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою 6лагодать окаянной душе моей, чтобы этот труд мой послужил во славе пресвятого Твоего имени и в пользу тем, кои хотят чрез умное и священное делание молитвы, умно прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного бисера непрестанно носить в душе своей в сердце и на исправление тех, которые по крайнему своему неведению дерзнули похулить это Божественное делание!

Во времена старца Паисия особенным хулителем умной молитвы явился некоторый суеумный философ-монах, пребывавший в Лошенских горах в Молдавии. Против него в особенности и написан этот «Свиток», так назвал старец Паисий свою статью.

Источник: Издание третье Афонского Русского Пантелеимонова монастыря. – Москва, Типо-литография П. Ефимова, Большая Якиманка, собств. дом, 1902

Читайте так же:  Молитва на удачу в сдаче экзаменов

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Паисий Величковский – Об умной или внутренней молитве

99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.

Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Описание книги “Об умной или внутренней молитве”

Описание и краткое содержание “Об умной или внутренней молитве” читать бесплатно онлайн.

«Об умной или внутренней молитве» Выдающийся подвижник Православной Церкви старец Паисий Величковский родился в городе Полтаве в украинской семье протоиерея Иоанна, потомственного священника. Жизнь преподобного старца Паисия поистине удивительна. Он трудился в Российской Империи, Молдавии и Греции (на Афоне), прекрасно владел языками этих стран и, соответственно, является уникальным представителем трех поместных церквей. Его подвиг – восстановление практически утерянных монашеских традиций древней церкви – умного делания и старчества – имеют действительно вселенное значение для Православия. Труд Паисия Величковского “Об умной или внутренней молитве”, в котором святой старец возвышает свой голос в защиту Иисусовой молитвы, является несомненной жемчужиной святоотеческого наследия.

ОБ УМНОЙ ИЛИ ВНУТРЕННЕЙ МОЛИТВЕ

Об авторе: преподобный Паисий Величковский (1722–1794)

День памяти: 15 (28) ноября

Родился в семье священника в Полтаве, учился в Киеве. С ранних лет стремился уйти в монастырь, но его иноческий путь по началу был весьма сложен. Поступив в Медведковский монастырь, через несколько лет он был вынужден его покинуть, когда он был захвачен униатами. Работал в типографии Киево-Печерской Лавры.

Три года прожил в монастырях Молдавии и Валахии, затем, в 1746 году отправился на Афон. В 1758 году был рукоположен в иеромонахи. Из-за начала Русско-Турецкой войны вернулся в Молдо-Валахию, где попытался возродить иноческую жизнь. В 1763 году стал настоятелем Свято-Духова монастыря в Буковине, с 1774 по 1779 год управлял Секульским, а затем перебрался в Нямецкий монастырь. В нем Паисием была налажена работа по переводу творений святых отцов с греческого языка. За плодотворную деятельность в 1790 году он был поставлен во архимандрита.

Тропарь преподобному Паисию Величковскому, глас 2

Странен быв на земли,

Небеснаго Отечества достигл еси

преподобне отче Паисие,

верных научил ум к Богу возводити

и сердцем к Нему взывати: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий,

помилуй мя, грешнаго.

Кондак преподобному Паисию Величковскому, глас 8

Избранный иноческаго жития ревнителю,

яко пчела многотрудная писаньми отеческими души наша снабдил еси,

коегождо наставляя на путь спасения,

сего ради зовем ти: радуйся,

Паисие премудре, старчества духовнаго в стране нашей возродителю.

Будучи прах и пепел, преклоняю мысленные колена сердца моего пред неприступным величеством Твоей Божественной славы, и молю Тебя, всесладчайший мой Иисусе Единородный Сыне и Слове Божий сияние славы и образ ипостаси Отчей! Просвети помраченный мой ум и помысл и даруй Твою благодать окаянной душе моей, чтобы этот труд мой послужил во славе пресвятого Твоего имени и в пользу тем, кои хотят чрез умное и священное делание молитвы, умно прилепляться Тебе, Богу нашему, и Тебя, бесценного бисера непрестанно носить в душе своей в сердце и на исправление тех, которые по крайнему своему неведению дерзнули похулить это Божественное делание!

Против хулителей умной молитвы. О том, что умная молитва есть делание древних святых отцов, и против хулителей этой священной и пренепорочной молитвы Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы, было непрестанным делом древних Богоносных отцов наших, и на многих местах пустынных, и в общежительных монастырях, как солнце просияло оно между монахами: в Синайской горе, в Египетском ските, в Нитрийской горе в Иерусалиме и в монастырях. которые окрест Иерусалима, и просто сказать – на всем Востоке, в Цареграде, на Афонской горе и на морских островах; а в последние времена, благодатию Христовою – и в Великой России.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Во времена старца Паисия особенным хулителем умной молитвы явился некоторый суеумный философ-монах, пребывавший в Лошенских горах в Молдавии.

Против него в особенности и написан этот «Свиток», так назвал старец Паисий свою статью.

Похожие книги на “Об умной или внутренней молитве”

Книги похожие на “Об умной или внутренней молитве” читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.

3. Молитва Иисусова

3. Молитва Иисусова

Молитва Иисусова — особый вид углубленной молитвы, известной у восточных подвижников с V века. О ее силе свидетельствуют все, кто вводил ее в свою жизнь. «Больше чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами» (митрополит Антоний) [34]. Эта молитва требует большого труда и умения сосредотачиваться. Обладая великой силой, она в то же время может стать опасной для того, кто приступает к ней без подготовки. Необходимым для нее условием св. Отцы считают покаяние и смирение. «Смирением же, рождающимся от послушания, по свидетельству святого Иоанна Лествичника и многих св. отцев, возможет он (молящийся) избежать всех прелестей и сетей диавольских, и тихо, безмолвно, без всякого вреда, постоянно упражняться в этом мысленном деле, с великим душевным преуспеянием» (Паисий Величковский) [35].

Формула молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». Есть и сокращенные формулы: «Господи Иисусе, помилуй мя» или: «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя». Это призывание требует большой сосредоточенности, чтобы разум «не уклонялся ни в какие сторонние мечтания» (блаженный Диадох) [36].

Читайте так же:  Молитвы для получения работы

Повторение молитвы должно быть ограничено определенным числом (чему помогают четки). Преподобный Никодим рекомендует начинать и кончать обычные молитвословия молитвой Иисусовой («по нескольку раз»). «Число, сколько раз повторять, в каком случае, сию молитву, — говорит он, — сам себе определи, или с совета духовного отца твоего. Только сначала много не назначай, а потом, по мере услаждения сею молитвой, прибавляй понемногу. Если когда придет желание повторить положенное число, не отказывай себе в этом, не поставляя себе сие в постоянное правило, а только в этом случае» [37].

Отцы предостерегают от того, чтобы спешить в этом молитвенном делании, напрягаться или нетерпеливо искать ощутимого результата. «Ведай, — говорит святой Никодим, — что настоящий успех происходит внутри, незаметно, не выдаваясь, как совершается рост тела(. ) Не определяй времени, потребного для успеха в молитве сей. Положи только трудиться и трудиться. Пройдут месяцы и годы, пока покажутся слабые начатки успеха» [38].

Тело и молитва Иисусова. Подвижники рекомендуют для упражняющихся в Иисусовой молитве сидячее положение (см. гл. II). Однако этим не исключается повторение Иисусовой молитвы во время физического труда, в пути, в храме и т. д.

Действие Иисусовой молитвы. Сосредоточенная на имени Христовом, эта молитва «собирает воедино все силы (духовные, душевные, телесные) человека в преклонении и любви. И этим она делает бытие прочным» (митрополит Антоний) [39].

В падшем состоянии природа человека расслоена и раздроблена. Анархические мысли и чувства делают его неспособным сосредоточить ум на Боге. Целостность же человека восстанавливается благодаря «нисхождению ума в сердце», т. е. подчинению всех сфер человека духу. Этому «нисхождению» способствует Иисусова молитва.

Восстановление целостности под воздействием этой молитвы проявляется на всех уровнях.

1. Иисусова молитва помогает оздоровить тело, учит управлять дыханием, укрепляет психическую уравновешенность.

2. Жизнь чувств упорядочивается, усиливается контроль над эмоциями и мыслями.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

3. Но главный результат Иисусовой молитвы проявляется в области духа. Сосредоточенность на священном имени Христовом пронизывает светом всю духовную жизнь человека. Молитва овладевает всем его существом.

Имя Иисус («Иешуа» по-арамейски) означает «Ягве — спасение». Произносить его — значит предаваться Христу, открываться Ему, соучаствовать в Его жизни, значит подставлять себя под воздействие Его спасающей и возрождающей любви. Имя Его обладает освящающей силой. Если мы грешны, Он нас прощает, если искушаемы — освобождает, если мы благодарны, Он приближает нас к Себе.

Повторяя это имя, мы включаемся в молитву Самого Христа, проникаем в Его отношение к Отцу и силою Святого Духа, Который есть Его Дух, находим сыновний доступ к сердцу Отца.

Произносить имя Иисусово — значит также утверждать, что «Иисус есть Господь», но «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» (1 Кор 12, 3). Призывая имя Спасителя, мы облекаемся в Иисусову покорность перед Духом, и оно становится для нас центром, откуда Дух нисходит на нас, а через нас — на наших братьев и на весь мир.

Как мы видим из Деяний (Деян 2, 21; 4, 17; 8, 12), силою этого имени люди обращаются в веру и собирается Церковь.

Соединяя нас с Ним, имя Иисусово не только позволяет нам приумножать Его мистическое Тело — Церковь; оно вводит нас в самую ее сердцевину и тесно связывает с каждым ее членом. Поклоняясь имени Иисусову, мы полнее живем и чувствуем вместе с Церковью и содействуем Ее возрастанию и единству. Трудясь же внутри Церкви, мы получаем возможность действовать и внутри всего творения.

Из Деяний мы знаем, как силою имени Иисусова апостолы совершали исцеления и многие другие чудеса (Деян 3, 16; 4, 10). Оно помогает нам высвободить таящееся в сердце людей устремление к Богу, часто даже без их ведома. Оно дает нам также силу пробудить славословие Отцу, которое дремлет в недрах материального мира, пребывающего «в ожидании» (см. Рим 8, 19). Призывая имя Иисусово на горы и моря, растения и животных, на всю природу, мы осуществляем их немое и бессознательное стремление к Богу. Наконец, долг христианина — призвать от имени всей твари, людей и вещей пришествие Христово затем, чтобы Им все было спасено и с торжеством привлечено к Отцу (ср. 1 Кор 15, 24).

Постоянное чтение Иисусовой молитвы смыкается с последним словом и призывом Апокалипсиса: «Ей, гряди, Господи Иисусе» (Откр 22, 20).

В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что высшие ступени и формы молитвы для большинства из нас — дело будущего. Не следует, минуя начальные этапы, стремиться к самым высоким. Это может привести лишь к печальным последствиям. Будем уповать в смирении, которое есть залог душевного и духовного здоровья. Будем молиться в ожидании пришествия Господа в нашу душу, когда уже не мы сами, а благодать будет созидать в нас молитвенную жизнь.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Глава 2. Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой

Глава 2. Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, умом в сердце совершаемой

“Сладостна бывающая в сердце чистая и

постоянная память об Иисусе и происходящее

от нее неизреченное просвещение”.

Св. Марк, митр. Ефесский.

Учение старца Паисия об Иисусовой молитве, как и его учение о монашестве, тесно связано с учением об этом предмете его учителя и друга схимонаха Василия. Поэтому мы сначала вкратце передадим учение об Иисусовой молитве старца Василия, изложенное им в предисловиях на книги святого Григория Синаита, блаженного Филофея Синайского и блаженного Исихия Иерусалимского.

Также и святой Симеон Солунский заповедует и советует и архиереям, и священникам, и монахам, и мирянам на всякое время и на всякий час произносить эту священную молитву и как бы дышать ею, ибо нет более крепкого оружия ни на земле, ни на небе, говорит он вместе со святым апостолом, как имя Иисуса Христа. Знай и то, добрый труженик этого священного делания, что не только в пустыне или в уединенном отшельничестве были учители и многочисленные делатели этого священнодействия, но и в самых великих лаврах и даже в городах. Например, святейший патриарх Фотий, возведенный на патриаршество из сенаторского звания и не будучи монахом, уже на своем высоком посту обучился умному деланию и до такой степени преуспел в нем, что по словам святого Симеона Солунского лицо его сияло благодатию Святого Духа как у второго Моисея. По словам того же святого Симеона, патриарх Фотий написал и замечательную книгу об умном делании. Он же говорит, что и святой Иоанн Златоуст, и святые Игнатий и Каллист, будучи патриархами того же Царьграда, написали свои книги об этом внутреннем делании.

Читайте так же:  Не заводится машина молитва

И, таким образом, со многим рассмотрением священного писания и, пользуясь советом искусных, во смирении обучаться этому деланию. Святые отцы, которые учат одними заповедями Христовыми побеждать страсти и очищать сердце от злых помыслов, указывают подвижникам иметь два крепчайших оружия — страх Божий и память вездеприсутствия Божия, по сказанному: “страхом Господним всяк уклоняется от зла”, и: “предзрех Господа предо мною выну, да не подвижуся”, предлагают кроме того иметь память смерти и геенны и еще чтение святых писаний. Все это хорошо для хороших и благоговейных мужей; у нечувственных же и окамененных, хотя бы и сама геенна или сам Бог видимым образом открылись, никакого не явится от этого страха. При том же и сам ум в новоначальных монахах скоро притупляется к памяти таковых вещей и бежит от них, как пчела от курения дыма. Но хотя указанная память и бывает добра и полезна в час брани, духовнейшие и искуснейшие отцы сверх этого добра указали и еще большее и несравненное добро, могущее помогать даже и весьма слабым.

Умная молитва сопровождается различными телесными ощущениями, среди которых нужно отличать правильные от неправильных, благодатные от естественных и от происходящих от прелести. Ужаса и удивления достойно, говорит старец Василий, как некоторые, зная священное писание, не вникают в него. Другие же, и не зная и не спрашивая опытных, осмеливаются, полагаясь на собственный разум, приступать к умному вниманию и при этом говорят, что внимание и молитву нужно совершать в желательной области: это, говорят они, есть область чрева и сердца. Такова первая и самопроизвольная прелесть: не только молитвы и внимания не следует совершать в этой области, но и самую ту теплоту, которая происходит в час молитвы из похотной области в сердце, ни в каком случае не нужно принимать.

По слову святого Григория Синаита нужен не малый труд, чтобы ясно постигнуть и сохранить себя в чистоте от того, что противно благодати, ибо диавол имеет обыкновение показывать новоначальным свою прелесть под видом истины, представляя им зло, как нечто духовное, показывая мечтательно одно вместо другого по своему произволу, вместо теплоты, возбуждая свое жжение, и вместо веселия, доставляя бессмысленную радость и чувственную сладость. Впрочем, делателю умной молитвы полезно знать и то, что жжение или теплота иногда поднимается от чресл к сердцу и сама собою, естественным образом, если не сопровождается блудными помыслами. И это, по словам святейшего патриарха Каллиста, происходит не от прелести, но от естества. Если же кто-нибудь посчитает эту естественную теплоту за благодатную, то это уже будет, несомненно, прелесть. Поэтому подвизающийся должен не останавливать на ней своего внимания, но отгонять ее. Иногда же диавол, соединивши свое жжение с нашею похотью, увлекает ум в блудные помыслы. И это есть несомненная прелесть. Если же тело все разогревается, а ум остается чистым и бесстрастным, и как бы прикрепленным и погруженным в глубине сердца, начиная и оканчивая молитву в сердце, это есть, несомненно, от благодати, а не от прелести.

Ознакомившись с учением об умной молитве старца Василия, обратимся теперь к учению о том же предмете старца Паисия Величковского. Как было уже сказано, старец Паисий вынужден был выступить со своим сочинением ради предостережения своих братий от распространившихся в то время нападок на умную молитву, хотя и сознавал, что поставленная им себе задача превосходит силу его разумения.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ (ВЕЛИЧКОВСКИЙ)

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАИСИЙ (ВЕЛИЧКОВСКИЙ)

Преподобный Паисий, основатель русского старчества, переводчик множества святоотеческих творений, был настоятелем Нямецкой лавры. Слава о мудром старце привлекала в эту отдалённую молдавскую обитель сотни паломников не только из Молдавии и Валахии, но и из других славянских земель, в том числе и из России (к старцу Паисию приезжал даже князь Потёмкин).

В нашем издании публикуется одна из бесед великого старца с паломником.

Как спастись мирянину

Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учения святых и богоносных отцов наших, которым дано благодатью Пресвятого Духа разуметь тайны Царствия Божья, то есть истинный смысл Священного Писания; в их духопросвещённом учении вы найдёте всё, что нужно к спасению.

И я грешный, по скудоумию моему, отвечаю на вопрошение ваше: Бог Премилосердый соделывает наше спасение православной верой, добрыми делами и Своей Благодатью.

Православная вера есть та, которую содержит Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь Восточная; без этой веры православной никак нельзя никому спастись.

Добрые дела — это евангельские заповеди, без исполнения которых, как и без веры, также невозможно никому спастись.

Вера православная без добрых дел мертва, и дела добрые без веры также мертвы.

Читайте так же:  Молитвы параскевы пятницы о зачатии

Желающему спасения необходимо иметь и то и другое вместе: и веру православную с добрыми делами, и дела добрые с верой православной, и тогда, при помощи благодати Божьей, споспешествующей добрым делам его, он спасётся по слову Христа, рекшего: без Меня не можете делать ничего (Иоан. 15:5).

И должно знать, что Христос Спаситель, Истинный Бог наш, Который хочет всем человекам спастись, поставил в закон добрые дела, то есть Свои спасительные заповеди евангельские, равно всем православным христианам, как монахам, так и мирянам, живущим с жёнами и детьми, и требует от всех православных христиан самого прилежного их исполнения, потому что Его святые заповеди не требуют больших трудов телесных, а одного доброго произволения души: ибо иго святых Его заповедей благо и бремя деланий их легко. (Матф. 11:30)

Святые заповеди Христовы легко может исполнять всякий православный христианин, какого бы он ни был звания, пола и возраста: и старый и юный, и здравый и в немощи лежащий, лишь бы было к тому расположение души. Поэтому-то те, кто приступает их и не кается, в страшное Второе Пришествие Христово будут осуждены вместе с бесами на муку вечную.

Святые заповеди евангельские, наипаче же главнейшие, столь необходимы для спасения, что если одной какой-либо недостаёт у человека, то и спасения души не бывает. Таковы заповеди о любви к Богу и ближним, о кротости и смирении, о мире со всеми и терпении, о том, чтобы от сердца прощать ближнему обиды, никого не осуждать, не иметь ненависти, любить врагов, творить по силе милостыню и душевную, и телесную и понуждать себя со всем усердием исполнять все прочие заповеди Христовы, в Святом Евангелии написанные. А больше всего любить Бога всем сердцем своим, и всей душой своей, и всего крепостью своей, и всем помышлением своим, и ближнего своего как самого себя; и подражая кротости Христовой, до крови подвизаться против страсти гнева.

А жить в мире со всеми столь необходимо, что Господь счёл нужным не раз повторить Своим святым ученикам и апостолам: мир вам; мир оставляю вам; мир Мой даю вам. И где мир Христов, там и Сам Христос; а если в душе нет мира, то нет там и Христа. И терпение необходимо для спасения; Христос говорит: в терпении вашем спасайте души ваши; а терпеть надобно не до известного только времени, а до самой смерти: претерпевший же до конца спасётся. Кто от всего сердца прощает ближнему согрешение его, тому и Бог прощает согрешения его. Кто не осуждает ближнего, тот и сам не будет осуждён от Бога. И все прочие заповеди евангельские желающий спасения должен блюсти как зеницу ока.

А смирение, которое есть основание всем заповедям евангельским, так необходимо для спасения, как дыхание для жизни: как без дыхания нельзя жить, так без смирения невозможно спастись. Различным образом спасались святые Божьи, но без смирения никто из них не был спасён, да и невозможно это. Поэтому, кто хочет спастись, тот от всего сердца должен считать себя пред Богом за грешника, самого грешного из людей, хуже всякого создания Божья, вменять себя за прах и пепел и в тайне сердца своего укорять себя за всё, и винить только себя одного во всяком согрешении своём. Исполняя таким образом в смирении сердца все заповеди евангельские, часто молясь Богу с сокрушением сердца о прощении грехов своих, человек сподобляется милости Божьей и прощения грехов, и посещает его благодать Божья, и спасается он милостью Божьей несомненно.

Кроме того, православный христианин должен соблюдать ещё и заповеди церковные, изложенные в книге «Православное исповедание». Они также необходимы для спасения.

Таинство Покаяния состоит в том, чтобы раскаяться пред Богом в своих грехах, бросить их и положить твёрдое намерение при помощи Божьей к ним не возвращаться. Потом пред отцом духовным как пред Самим Богом исповедать все свои согрешения и получить от него разрешение в них.

Приготовлять себя к причащению Божественных Таин должно постом, умилением, чистосердечным исповеданием грехов, совершенным примирением со всеми, выслушанием в назначенное время по обычаю христианскому всего правила церковного, а приступать ко Святому Причащению со страхом и трепетом, с верой и любовью, с поклонением, единому Богу подобающим.

О том, как вести себя в семействе, равно и о других обязанностях христианских, самое полное наставление можно найти в боговдохновенных писаниях святого Иоанна Златоуста и других святых мужей, читая их книги со страхом Божьим и должным вниманием.

Защитник Иисусовой молитвы

Защита на все времена

Критерием правильной духовной жизни для православных христиан являются Святые Отцы, которых почитают преемниками и надежными толкователями Апостолов Христовых. Неудивительно, что свою защиту Иисусовой молитвы преподобный Паисий построил на учении Апостолов и Святых Отцов.

Пересказывать всю его защиту времени нет, упомяну лишь один фрагмент. В нём святой Паисий вчитывается в Нагорную проповедь Господа Иисуса Христа, где дано особое учение о молитве. Как мы помним, Господь сравнивает лицемерную молитву с молитвой истинной и заповедует Своему слушателю: «Ты же егда молишися, вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне, и Отец твой, видяй втайне, воздаст тебе яве» (Мф. 6:6).

По этому поводу преподобный Паисий обращается к библейским толкованиям святителя Иоанна Златоуста. Процитированные Христовы слова, как замечает отец Паисий, «святой Иоанн Златоуст, в беседе девятнадцатой на Евангелие от Матфея, Богоданною Святого Духа премудростью относит не к той молитве, которая произносится одними только устами и языком: но к самой тайной, безгласной, из глубины сердца посылаемой молитве, которую он учит совершать не действиями тела, и не криком голоса, но… сокрушением мыслей и внутренними слезами, с… затворением мысленных дверей» [1].

Читайте так же:  Богородица троодитисса молитва

Ход мысли преподобного Паисия ясен до конца. Тайная молитва, о которой заповедовал Сам Господь, – это молитва из глубины сердца, как толкует святитель Иоанн. Иисусова молитва и является тем духовным путем, который постепенно приводит человека к молитве из глубины сердца. Такой путь нельзя подвергать несправедливой критике и хулить. Если кто-то шел путем Иисусовой молитвы и сначала сбился с него, потом заблудился и впал в прелесть, это печально. Однако же виновата в печальном событии не Иисусова молитва, а – те, кто неправильно ее совершают, «незаконно подвизаются».

О чем это говорит?

Ограничиться сказанным о Нагорной проповеди и толкованиях Златоуста никак нельзя. И захочешь, да нельзя. Кое-что еще надо разъяснить. Во-первых, о чем в Евангелии говорит Спаситель? О лицемерах, которые творят молитвы напоказ, на улицах, чтобы их видел народ и воздавал им честь как великим молитвенникам (См. Мф. 6:5). Поэтому в комментарии на этот стих Иоанн Златоуст и замечает: «Молящихся с тщеславием Он называет лицемерами» [2].

Страсть тщеславия не дает человеку молиться. По-своему это объясняет святитель Иоанн: во время молитвы тщеславный человек смотрит на людей, а должен бы взирать на Единого Бога, к Которому обращается.

Во-вторых, Спаситель предлагает действенное средство против тщеславия: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися Отцу твоему, иже втайне». И Спаситель обещает награду, не от людей, а от Бога.

Златоуст оговаривает, что предложенное средство не только внешнее, но и внутреннее: «Бог везде смотрит на цель дел. Если и в клеть войдешь и затворишь за собою двери, а сделаешь это напоказ, то и затворенные двери не принесут тебе никакой пользы…Итак, хотя бы ты затворил двери, Он желает, чтобы ты, прежде чем затворить их, изгнал из себя тщеславие, и заключил двери сердца твоего» [3].

Помимо внешнего ухода с улицы в клеть, то есть в дом, есть еще внутренний уход – от тщеславной жизни на людях в сердце, во внутреннюю клеть. Нужно затворить двери сердца от тщеславия и с «сокрушением сердца» открыть тайники своего сердца Богу. Эта молитва может быть беззвучной, без всяких внешних проявлений, но она угодна Богу.

Хорошо. Пусть в этой молитве не произносится ни один звук, но слова какие-то в ней есть, пусть они даже произносятся только про себя. Какие это слова? Конечно, это молитва «Отче наш» (Мф. 6:9-13). Так в Евангелии и так у Иоанна Златоуста. А у преподобного Паисия. Это молитва Иисусова. Преподобный старается защитить именно эту молитву, – слава Богу, на молитву «Отче наш» тогда из христиан никто не нападал.

По принципу молитвы Господней

Преподобный Паисий «пошел на риск», когда слова о молитве Господней у Иоанна Златоуста отнес молитве Иисусовой. Любой формалист его обвинит в том, что предмет спора подменен. Не будем формалистами. Лучше приглядимся к обеим молитвам, сравним их. Разница между ними налицо. Молитва Иисусова (Господи Иисусе Христе, помилуй мя) сформировалась через полтысячи лет после того, как Господь произнес Нагорную проповедь и дал молитву «Отче наш».

Однако принципы, которые лежат в основе Иисусовой молитвы, знакомы нам по Евангелию.

  1. Вспомним: «Вниди в клеть твою, и затворив двери твоя, помолися». Иисусова молитва, прежде всего, – келейная, домашняя, не храмовая, не принародная. Можно бы привести исихастские наставления, в которых отчетливо дышит евангельское слово о вхождении в келью, затворении двери. Одним словом, исихастами создаются условия, при которых человек не отвлекается от молитвы, не смотрит по сторонам, не слышит посторонних разговоров. Внимание на молитве очень нужно нам всем.
  2. Господь предостерегал молящихся от опасностей тщеславия. В практике молитвы Иисусовой считается обязательным не только понуждать себя на молитву, но и бороться с тщеславием. И не только с тщеславием, но и бороться со всеми другими страстями. Любая страсть мешает молитве. Многие знают это на примере страсти тщеславия, гнева, уныния…
  3. Бороться со страстями нам всегда помогает покаяние. Евангельская весть начинается призывом: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное» (Мф. 4:17). В молитве Господней покаянное настроение выражено весьма отчетливо: «Прости нам долги наши» (Мф. 6:12). К тому же молитва Господня побуждает нас прощать людям, в чем они провинились. А молитва Иисусова? Это в чистом виде просьба о помиловании, то есть покаянная молитва.

Осталось сказать последнее.

  1. Молитва «Отче наш» дана как альтернатива многословным молитвам: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Молитва Иисусова тоже представляет собой именно альтернативу многословным молитвам. Она такая короткая, что ее можно произносить со вниманием и тогда, когда усталость и суета не позволяют человеку помолиться псалмами и тропарями.

Будем считать, что мы убедились: между Иисусовой молитвой и молитвой Господней обнаруживается существенное родство. Оно позволило преподобному Паисию защищать молитву Иисусову, обращаясь к опыту Апостолов и высокочтимых Святых Отцов. И это не было подменой спорного предмета. Между молитвенным опытом Апостолов, Святых Отцов и истинных делателей Иисусовой молитвы больше сходства, чем различий.

[1] Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца схимонаха и архимандрита Паисия Величковского… (переведено со славянского).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского. Толкование на святого Матфея Евангелиста. Беседа XIX.

Паисий величковский Иисусова молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here