На коврике молитву совершая

Детально: на коврике молитву совершая - специально для Вас.

Почему мусульмане молятся на коврике?

Вопрос: Образ мусульманина, совершающего намаз на молитвенном коврике, прочно закрепился в общественном сознании. Однако почему в молитве используется коврик, какую цель этим преследуют, и можно ли обойтись без него?

Ответ:

Одной из особенностей общины (уммы) Пророка Мухаммада ﷺ является возможность совершать молитву в любом месте на Земле. Предыдущим общинам это было запрещено. Верующие предыдущих общин имели право молиться только в храмах. А когда человек попадал туда, где нет культовых сооружений, ему не оставалось другого выбора, кроме как отказаться от молитвы. При этом для пророков требования были ещё строже, им предписывалось молиться только в специально отведённом для имама месте (михрабе). Но милостью Всевышнего, из-за любви к Пророку Мухаммаду ﷺ , весь земной шар сделан местом для намаза.

Посланник Божий ﷺ в одном из своих хадисов изрёк: «Вся земля была сделана для меня местом молитвы и средством очищения, и любой человек из моей общины может молиться там, где его застанет молитва» (имамы аль-Бухари и Муслим).

Так почему же мусульмане молятся на коврике? Делается это только с целью соблюдения чистоты. Одним из условий намаза является отсутствие на месте его совершения что-либо из нечистот (наджас). К таковым относится кровь, моча, кал, гной и т.п. К нечистотам относится и слюна собаки.

Но не всегда место, где мы собираемся помолиться, бывает чистым, даже дома. К примеру, испражнения малыша могут испачкать выстеленный на полу ковёр. А чтобы его очистить от наджасы требуется промыть загрязнённое место проточной водой, что не всегда получается сделать. Поэтому стелют сверху молитвенный коврик, ограждая тем самым место молитвы от грязи.

Иногда стелют коврик в эстетических целях, чтобы не испачкать одежду, к примеру, совершая намаз на улице, особенно в дождливую погоду. Но в принципе, молиться можно где угодно, лишь бы это место было чистым от нечистот.

Понравился материал? Пожалуйста, расскажите об этом окружающим, сделайте репост в соцсетях!

Можно ли совершать молитву на коврике, на которой нарисована Кааба?

Вопрос: Можно ли совершать молитву на коврике, на которой нарисована Кааба?

Ответ: Во-первых, нет запрета совершения молитвы на коврике, на котором нарисованы изображения неодушевленных предметов. Что же касается изображения одушевленных существ (животных или человека), то на таком коврике запрещено совершать молитву.

Во-вторых, для человека порицаемо иметь перед собой то, что отвлекает его от молитвы, или совершать молитву на коврике с рисунками, отвлекающими его от молитвы. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал молитву на шерстяном коврике, на котором были рисунки, и Пророк (мир ему и благословение), увидев их, сказал:

اذْهَبُوا بِخَمِيصَتِي هَذِهِ إِلَى أَبِي جَهْمٍ, وَأْتُونِي بِأَنْبِجَانِيَّةِ أَبِي جَهْمٍ, فَإِنَّهَا أَلْهَتْنِي آنِفاً عَنْ صَلَاتِي

«Идите с моим этим ковриком (на котором рисунки) к Абу Джахму и принесите мне коврик Абу Джахма (на котором не было рисунков), потому как меня отвлекли (рисунки на коврике) от моей молитвы» (имам аль-Бухари).

В другом предании от Аиши (да будет доволен ею Аллах) сказано, что Пророк (мир ему и благословение) сказал:

كُنْتُ أَنْظُرُ إِلَى عَلَمِهَا وَأَنَا فِي الصَّلَاةِ, فَأَخَافُ أَنْ تَفْتِنَنِي

«Я смотрел на его (коврика) рисунки, будучи в молитве, и я боялся, что они (рисунки) отвлекут меня от моей молитвы».

Также пишется в книгах Шафиитского фикха, что любые изображения, которые отвлекают молящегося, желательно удалить.

Положение ковриков для молитвы

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

‘Аиша и Маймуна рассказывали, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре». аль-Бухари 333, 379, 381.

Что касается слова «аль-Хумра», то ученые разошлись в его определении.

Например, имам ат-Табари и Абу Убайд говорили, что «хумра» – это то, на чем совершается молитва, что сделано из пальмовых листьев, с размером куда помещается голова и руки (в суджуде). См. “Гъарибуль-хадис” 1/177, “Фатхуль-Бари” 1/728.

А имам аль-Хаттаби говорил, что Хумра – это коврик (саджада) на который совершает земные поклоны молящийся, и сказал, что ее размер может быть больше, чем место для лица и рук. См. “аль-А’лям” 1/372.

Кстати в этом определении размера имам аль-Хаттаби опирался на хадис от Ибн Аббаса, что приводит имам Абу Дауд 5247. И к этому хадису автор книги «‘Аунуль-Ма’буд» Шамсуль-Хаккъ Азым Абади сказал, что этот хадис является ясным доводом на то, что хумра может быть и больших размеров.

Таким образом, данный хадис является ясным аргументом на то, что совершать молитву на коврике можно! И слова сподвижников «Кана юсалли» «совершал молитву…» – указывают на постоянство, а не на какой-то единичный случай. Поэтому имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе так: «О молитве на хумре». См. «Сахих аль-Бухари» 1/173.

Также и имам ат-Тирмизи назвал главу в своем сборнике подобным образом и привел хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, после чего сказал: “Об этом говорили некоторые ученые, а Ахмад и Исхакъ (ибн Рахауайх) говорили: «Установлено достоверно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 331.

Следует отметить, что сообщается от ‘Умара ибн Абдуль-Азиза, что он порицал совершение намаза на чем-либо кроме земли. И передается, что если он делал намаз на хумре, то брал землю и сыпал ее на хумру. См. “аль-Аусат” 5/115.

Имам Ибн Батталь говорил: “Нет разногласия среди факъихов всех городов в дозволенности совершения молитвы на коврике, кроме того, что передается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он сыпал землю на хумру и делал суджуд на это. Вероятно, он делал так по причине смиренности и скромности, и в этом нет противоречия аль-джамаа. И Ибн Аби шайба передал от Уруи ибн аз-Зубайира, что он порицал совершение молитвы на чем-либо, кроме земли. И подобное передается не только от Уруи. Однако скорее всего они имели ввиду не запрет, а нежелательность”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/285.

Читайте так же:  Молитва азартные игры

Но как бы ни то было нет никакой нежелательности в том, чтобы совершать намаз на коврике, так как этот поступок установлен самим пророком (мир ему и благословение Аллаха), а слова и поступки кого-либо иного не могут быть противопоставлены действиям пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Имам аш-Шаукани в отношении хадиса, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, сказал: “Этот хадис указывает на то, что нет проблем совершать молитву на коврике, будь он из ткани или пальмовых волокон или еще чего-либо. И нет разницы, большой будет коврик или маленький!” См. “Найлюль-аутар” 2/130.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Ибн ‘Умар и другие сахабы совершали намаз на хумре, и это порицали только те, кто порицал совершение суджула не на землю”. См. “Фатхуль-Бари” 3/24.

Второе: Для чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву на коврике?

Ученые сказали, что смысл этого был по причине холодной или горячей земли, так как именно такое значение несет в себе хумра. Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Хумра была так названа по причине покрытия лица молящегося от земли. И от этого был назван платок — химар, который покрывает голову (женщины)”. См. “Умдатуль-къари” 4/160.

Имам ат-Табари сказал: “Хумра была названа так по причине защиты лица от холодной и горячей земли”. См. “Фатхуль-Бари” 1/728.

Нет сомнений, что холодная земля или же горячая будет отвлекать молящегося от смирения в молитве.

Однако нет никаких указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал этот коврик по причине опасения совершить молитву на место наджасы.

Да конечно, одним из условий (шурут) молитвы является совершить ее с отсутствием наджасы на теле, одежде и месте совершения молитвы! Но речь идет о том случае, когда человек действительно знает о наджасе, а не испытывает сомнение.

И ученые разошлись в вопросе, если человек совершил сознательно с наджасой или на наджасу молитву, нарушена ли его молитва? Большинство ученых сказали, что молитва такая не действительна, опираясь на то, что изначально запрет чего-либо указывает на недействительность. И в качестве довода они приводили аят: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакъара 2: 125).

А также и хадис аль-Бухари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вылить воду на то место, куда помочился в мечети один бедуин.

Другие же ученые сказали, что совершение молитвы с наджасой или на наджасу является грехом, однако это не портит молитву, и это мнение выбрал имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. См. “Сайлюль-джарар” 1/157, «ас-Самр аль-мустатаб» 1/331.

Однако если человек совершает молитву на улице, скажем на асфальте или же земле, и использует коврик не с намерением защиты от наджасы, а чтобы не испачкать одежду пылью и грязью, то нет в этом инша-Аллах никаких проблем.

На основании сказанного ясно, что основа состоит в том, что совершение молитвы на коврике дозволено и не является нововведением! Однако в некоторых случаях это может стать порицаемым и даже нововведением, о чем говорили ученые.

Во-первых: Если человек убежден в том, что намаз необходимо делать именно на коврике и нельзя его делать на земле. В этом есть уподобление шиитам-рафидитам, совершающим молитвы на определенный предмет.

Во-вторых, Делать намаз на коврике с изображением живых существ, что весьма порицается.

В-третьих, Постоянное совершение намаза на коврике, даже если в нем нет нужды, как например, в доме или мечети, где и так есть паласы. Причина этого может быть либо в придавании чрезмерного значения коврику для молитвы, либо по причине чрезмерных наущении шайтана о вероятности наличия наджасы на месте молитвы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается впавших в крайность людей, чрезмерно подверженных наущениям (уасуасам), то они не совершают молитву на земле и на общих подстилках на земле, а совершают только на коврик и тому подобное!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/177.

В-четвертых, специальный коврик для имама, который проводит молитву на нем. Нет никаких указаний для этого, и такой поступок также может относиться к числу нововведений.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Почему мусульмане не могут совершать намаз без коврика

До X–XI века мусульмане могли молиться только в мечетях. Однако позднее им было разрешено совершать намаз практически в любом месте. Но с одним обязательным условием — с использованием молитвенного коврика, или намазлыка.

У каждого мусульманина имеется свой индивидуальный намазлык, часто изготовленный по специальному заказу. И молятся на нём в строгом соответствии с правилами совершения намаза. Но почему молитвенные коврики являются такой необходимостью?

Какими бывают молитвенные коврики

Единых стандартов внешнего вида молитвенных ковриков у мусульман нет. Централизованного производства намазлыков тоже не существует. Их изготавливают в небольших мастерских, разбросанных по всему свету. Поэтому дизайн коврика зачастую содержит различные религиозные символы и декоративные элементы, присущие тому или иному региону. Но у всех намазлыков есть одна общая черта — это их размер. Молитвенный коврик не может быть больше полутора метров в длину и 60 сантиметров в ширину. Выбор такого размера не случаен.

Такая площадь коврика позволяет делать все обязательные поклоны — суджуд, не покидая его пределов. Кроме того, на коврик не могут быть нанесены изображения нечистых животных, например, свиньи, а также лица выдуманных персонажей и реальных людей. Часто в оформлении намазлыков используют растительные орнаменты, окружающие основной рисунок. На саджжадах, как ещё называют намазлыки, чаще всего встречаются изображения различных архитектурных сооружений, имеющих религиозное значение. Например, это может быть Кааба, отдалённая мечеть аль-Акса или Запретная мечеть. Кроме этого, на намазлыках изображают михраб (нишу в стене мечети) или арку с двумя колоннами.

Рисунок на коврике располагается таким образом, чтобы чётко был виден верх и низ. Получается так, что на нижней части молитвенного коврика молящийся стоит или сидит. А верхняя часть указывает направление на Каабу — главную мусульманскую святыню. Интересно, что если мусульманин по какой-либо причине не имеет при себе коврика для намаза, а время молитвы уже пришло, то он может использовать некоторые другие предметы вместо коврика. Например, разрешается молиться на шкурах овец и коров, крупных листьях наподобие пальмовых, халатах, куртках и других предметах одежды, а также на отрезе ткани или бумаги без типографских знаков. Главное, чтобы этим предметы были чистыми, поскольку гигиена у мусульман играет немаловажную роль в жизни.

Читайте так же:  Молитва семистрельной картинки

Роль намазлыка во время совершения намаза

Перед совершением намаза каждый мусульманин должен обязательно совершить вуду — ритуальное омовение. Кроме этого, он должен быть одет только в чистую одежду и должен выбрать чистое место для расстилания коврика. Любые нечистоты, попавшие на тело или одежду, делают совершаемый намаз недействительным. К нечистотам, или наджасу, согласно исламскому праву, относятся различные человеческие выделения, например, сперма, кал, моча или рвота. Нечистыми также считаются менструальные и послеродовые выделения. Их относят к тяжёлым нечистотам, так же как и выделения животных, мертвечину, алкоголь и свинину.

Существуют и лёгкие нечистоты, которых тоже следует избегать. Это помёт и моча домашней скотины и помёт хищных птиц. Поэтому мусульманам запрещено читать молитвы на скотобойнях и в местах содержания домашнего скота. К запретным местам также относятся бани, ванные комнаты, уборные и перекрёстки дорог, поскольку они могут быть нечистыми. Ревностно относящиеся к гигиене мусульмане никогда не будут совершать намаз там, где есть наджас.

И именно поэтому нужен индивидуальный молитвенный коврик. Он защищает тело и одежду молящегося от наджаса. Особенно важно наличие коврика во время совершения намаза на улице, где нет уверенности в чистоте выбранного места. Многие используют коврик для намаза и дома, расстилая его поверх имеющегося ковра или напольного покрытия. Всё дело в том, что наджас можно смыть только проточной водой. А испачканный, например, ребёнком или животным ковёр полностью помыть проблематично. И чтобы оградить себя от скверны, мусульмане используют молитвенный коврик и дома. К чистоте самого намазлыка тоже относятся довольно ревностно. Если есть подозрение, что на него попали нечистоты, то коврик обязательно стирают и не один раз.

Единственное место, где использование индивидуального намазлыка не приветствуется, — это мечеть. Во всех мечетях на полах и так расстелены ковры, обращённые в сторону Каабы. Поэтому стелить собственный молитвенный коврик поверх них нерационально. Но прямого запрета на это нет, всё остаётся на усмотрение муллы или имама мечети.

Как ещё используют намазлык

До X–XI века повсеместного использования намазлыков для совершения намаза не было. Более того, до этого времени о нём нет даже упоминаний в Коране. Однако там встречается описание хумры, весьма похожей на молитвенный коврик. До появления намазлыков хумру использовали не для совершения намаза, а для защиты тела и лица молящегося от холода или жара земли. А появившиеся после XI века саджжады использовали и в некоторых других случаях.

Раньше многие мусульмане, идя в дом, где жили христиане, обязательно брали с собой молитвенный коврик. Его расстилали поверх стула или ковра и садились, оставаясь таким образом на «собственной территории». Если мусульманину предстояла долгая дорога с женщиной на одном ездовом животном, например, лошади или осле, то коврик тоже играл важную роль. Намазлык клали поверх седла, предназначенного для мужчины. Кроме того, последователи суфизма (одного из основных течений в исламе) считали и до сих пор считают, что саджжад является духовным троном. Он передаётся по наследству от одного основателя тариката — суфийского братства, к другому. Примечательно, что и суфии, и сунниты, и шииты не отказываются от использования современных технологий для облегчения своей жизни и совершения намаза.

Сенсорные коврики

Не так давно, а именно пять лет назад, дагестанский изобретатель Эльдар Клычев презентовал своё детище — сенсорный коврик. По словам Клычева, такой намазлык призван помочь мусульманину не сбиться во время намаза с подсчёта ракаатов. Ракаат — это цикл молитвенных движений и поз, который обязательно сопровождается чтением молитвенных формул. Все движения и позы обязательно следуют друг за другом в определённом порядке. И некоторые из них нужно совершить несколько раз. Немудрено, что некоторые молящиеся всё-таки сбиваются с ритма, а в таком случае намаз считается недействительным.

Эльдар Клычев сам не раз совершал ошибки во время счёта ракаатов. поэтому ему пришла идея о создании сенсорного молитвенного коврика. Клычев создал опытный образец и показал его на презентации. Принцип действия такого сенсорного намазлыка довольно прост. В него встроены тактильные датчики, фиксирующие количество прикосновений лба молящегося к верху ковра. Цифра выводится на небольшой экран, расположенный на самом коврике. Если совершающий намаз сбивается или совершает ошибку в смене, то коврик начинает вибрировать. Это служит сигналом, что нужно быстро изменить свои действия. Пока что коврик не выпущен на большой рынок, но в скором времени Эльдар Клычев собирается исправить эту ситуацию.

На коврике молитву совершая

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

‘Аиша и Маймуна рассказывали, что «посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре». аль-Бухари 333, 379, 381.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что касается слова «аль-Хумра», то ученые разошлись в его определении.

Например, имам ат-Табари и Абу Убайд говорили, что «хумра» – это то, на чем совершается молитва, что сделано из пальмовых листьев, с размером куда помещается голова и руки (в суджуде). См. “Гъарибуль-хадис” 1/177, “Фатхуль-Бари” 1/728.

А имам аль-Хаттаби говорил, что Хумра – это коврик (саджада) на который совершает земные поклоны молящийся, и сказал, что ее размер может быть больше, чем место для лица и рук. См. “аль-А’лям” 1/372.

Кстати в этом определении размера имам аль-Хаттаби опирался на хадис от Ибн Аббаса, что приводит имам Абу Дауд 5247. И к этому хадису автор книги «‘Аунуль-Ма’буд» Шамсуль-Хаккъ Азым Абади сказал, что этот хадис является ясным доводом на то, что хумра может быть и больших размеров.

Таким образом, данный хадис является ясным аргументом на то, что совершать молитву на коврике можно! И слова сподвижников «Кана юсалли» «совершал молитву…» – указывают на постоянство, а не на какой-то единичный случай. Поэтому имам аль-Бухари назвал главу в своем Сахихе так: «О молитве на хумре». См. «Сахих аль-Бухари» 1/173.

Также и имам ат-Тирмизи назвал главу в своем сборнике подобным образом и привел хадис о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, после чего сказал: “Об этом говорили некоторые ученые, а Ахмад и Исхакъ (ибн Рахауайх) говорили: «Установлено достоверно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре»”. См. “аль-Джами’ ат-Тирмизи” 331.

Читайте так же:  Молитва Иисусова слова

Следует отметить, что сообщается от ‘Умара ибн Абдуль-Азиза, что он порицал совершение намаза на чем-либо кроме земли. И передается, что если он делал намаз на хумре, то брал землю и сыпал ее на хумру. См. “аль-Аусат” 5/115.

Имам Ибн Батталь говорил: “Нет разногласия среди факъихов всех городов в дозволенности совершения молитвы на коврике, кроме того, что передается от Умара ибн Абдуль-Азиза, что он сыпал землю на хумру и делал суджуд на это. Вероятно, он делал так по причине смиренности и скромности, и в этом нет противоречия аль-джамаа. И Ибн Аби шайба передал от Уруи ибн аз-Зубайира, что он порицал совершение молитвы на чем-либо, кроме земли. И подобное передается не только от Уруи. Однако скорее всего они имели ввиду не запрет, а нежелательность”. См. “Шарх Сахих аль-Бухари” 1/285.

Но как бы ни то было нет никакой нежелательности в том, чтобы совершать намаз на коврике, так как этот поступок установлен самим пророком (мир ему и благословение Аллаха), а слова и поступки кого-либо иного не могут быть противопоставлены действиям пророка (мир ему и благословение Аллаха).

Имам аш-Шаукани в отношении хадиса, о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал намаз на хумре, сказал: “Этот хадис указывает на то, что нет проблем совершать молитву на коврике, будь он из ткани или пальмовых волокон или еще чего-либо. И нет разницы, большой будет коврик или маленький!” См. “Найлюль-аутар” 2/130.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Ибн ‘Умар и другие сахабы совершали намаз на хумре, и это порицали только те, кто порицал совершение суджула не на землю”. См. “Фатхуль-Бари” 3/24.

Второе: Для чего пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал молитву на коврике?

Ученые сказали, что смысл этого был по причине холодной или горячей земли, так как именно такое значение несет в себе хумра. Имам Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Хумра была так названа по причине покрытия лица молящегося от земли. И от этого был назван платок — химар, который покрывает голову (женщины)”. См. “Умдатуль-къари” 4/160.

Имам ат-Табари сказал: “Хумра была названа так по причине защиты лица от холодной и горячей земли”. См. “Фатхуль-Бари” 1/728.

Нет сомнений, что холодная земля или же горячая будет отвлекать молящегося от смирения в молитве.

Однако нет никаких указаний на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) использовал этот коврик по причине опасения совершить молитву на место наджасы.

Да конечно, одним из условий (шурут) молитвы является совершить ее с отсутствием наджасы на теле, одежде и месте совершения молитвы! Но речь идет о том случае, когда человек действительно знает о наджасе, а не испытывает сомнение.

И ученые разошлись в вопросе, если человек совершил сознательно с наджасой или на наджасу молитву, нарушена ли его молитва? Большинство ученых сказали, что молитва такая не действительна, опираясь на то, что изначально запрет чего-либо указывает на недействительность. И в качестве довода они приводили аят: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих, кланяющихся и падающих ниц» (аль-Бакъара 2: 125).

А также и хадис аль-Бухари, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел вылить воду на то место, куда помочился в мечети один бедуин.

Другие же ученые сказали, что совершение молитвы с наджасой или на наджасу является грехом, однако это не портит молитву, и это мнение выбрал имам аш-Шаукани и шейх аль-Альбани. См. “Сайлюль-джарар” 1/157, «ас-Самр аль-мустатаб» 1/331.

Однако если человек совершает молитву на улице, скажем на асфальте или же земле, и использует коврик не с намерением защиты от наджасы, а чтобы не испачкать одежду пылью и грязью, то нет в этом инша-Аллах никаких проблем.

На основании сказанного ясно, что основа состоит в том, что совершение молитвы на коврике дозволено и не является нововведением! Однако в некоторых случаях это может стать порицаемым и даже нововведением, о чем говорили ученые.

Во-первых: Если человек убежден в том, что намаз необходимо делать именно на коврике и нельзя его делать на земле. В этом есть уподобление шиитам-рафидитам, совершающим молитвы на определенный предмет.

Во-вторых, Делать намаз на коврике с изображением живых существ, что весьма порицается.

В-третьих, Постоянное совершение намаза на коврике, даже если в нем нет нужды, как например, в доме или мечети, где и так есть паласы. Причина этого может быть либо в придавании чрезмерного значения коврику для молитвы, либо по причине чрезмерных наущении шайтана о вероятности наличия наджасы на месте молитвы. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Что касается впавших в крайность людей, чрезмерно подверженных наущениям (уасуасам), то они не совершают молитву на земле и на общих подстилках на земле, а совершают только на коврик и тому подобное!” См. “Маджму’уль-фатауа” 22/177.

В-четвертых, специальный коврик для имама, который проводит молитву на нем. Нет никаких указаний для этого, и такой поступок также может относиться к числу нововведений.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Молитвенный коврик: читаем намаз в чистоте

Важными условиями намаза являются его совершение в чистом месте и состояние ритуальной чистоты, которому должен соответствовать молящийся. Если со вторым моментом всё более-менее понятно (необходимость взять вуду’ осознаёт каждый практикующий мусульманин), то момент, связанный с чистотой места, необходимо прокомментировать отдельно.

Мусульманам нельзя совершать намаз только в семи местах:

– в банях (ванных комнатах, душевых);

– местах, где люди держат скотину;

– перекрёстках и пересечениях дорожных путей;

– в той части дома, где живут женщины (личное пространство жены, дочерей);

В остальном Шариат никак не ограничивает верующего в выборе места для преклонения перед Всевышним. Главное – чтобы он это делал от чистого сердца, сосредоточенно (а потому желательно избегать шумных мест) и в чистоте, о чём было сказано выше. Для реализации последнего пункта мусульмане используют специальный коврик, называемый представителями тюркских народов намазлыком (в арабском языке для этого применяются слова «саджаада» и «саджадид»).

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на привлечение любви мужчины белая магия

Что такое намазлык

Намазлык (молитвенный коврик) – это кусок ткани, используемый молящимися мусульманами, чтобы сохранить чистоту в ситуации соприкосновения с полом/землёй во время молитвы. Контакт с поверхностью иных (помимо стоп) частей тела происходит при совершении суджуда (земного поклона) и кууда (сидения между двумя земными поклонами и после них). Размер коврика составляет примерно 0,5 метра в ширину и 1-1,5 метра в длину.

Во время намаза молитвенный коврик, равно как и сам верующий, должен быть направлен в сторону Кыйблы. Обычно мусульманам следует знать это направление не только у себя дома, но и в ходе поездок.

Изначально в двух важнейших источниках исламского права – Священном Коране и Благородной сунне Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) – не содержалось упоминания о предмете, который напоминал бы по своему функционалу намазлык. Его повсеместное использование началось уже после того, как границы мусульманского мира ушли далеко за пределы Аравийского полуострова, – примерно в X-XI веках.

Нужен ли намазлык в мечети?

Отношение мусульман к молитвенному коврику, как правило, носит крайне трепетный характер. Это связано с тем, что именно на нём происходит общение со Всевышним в формате исполнения молитвы, а потому не допускаются попадание на этот предмет религиозного обихода нечистот и использование его не по назначению.

Однако не стоит забывать об изначальной цели намазлыка. Речь идёт о чистоте. А потому ситуативно мусульмане могут использовать в качестве защиты от нечистот другую материю – будь то покрывало на диване, простыню, большое полотенце и так далее. Ввиду того, что нет каких-то правовых норм и чётких богословских критериев относительно данного предмета, то однозначно запрещать использование таких ситуативных материалов для чтения намаза невозможно. Главное – чтобы они сами были чистыми.

В условиях России и СНГ, где погодные условия далеки от климата Аравийского полуострова, на праздничные молитвы приходится часто ходить с собственным ковриком для намаза. Это позволяет верующим, которые не сумели попасть внутрь мечети, совершить ритуал поклонения в полном формате (с правильным суджудом) на улице.

Что касается использования отдельного коврика внутри мечети, где непосредственное место для выполнения молитвы уже застелено, по сути, намазлыками, то такое явление некоторыми богословами порицается. Эту ситуацию непросто комментировать, ведь, как уже было отмечено выше, в исламском праве использование молитвенного коврика никак не урегулировано. В этой ситуации мусульманину, который хочет совершить намаз непосредственно на своём коврике, постеленном поверх ковра в мечети, нужно действовать, исходя из ситуации. Если есть понимание, что в данном мусульманском храме не приемлют установления новых практик и/или несоблюдения существующих образцов поведения (например, аксакалы часто весьма ревностно реагируют на такие моменты, но осуждать их не стоит, так как все мы люди и имеем некоторые слабости), то лучше избежать конфликтной ситуации и не использовать принесённый с собой коврик. Если же в мечети никого нет или сразу же ощущается более либеральный подход со стороны постоянных посетителей, то намазлык может смело пойти в дело.

Каким должен быть молитвенный коврик?

Если говорить о внешнем виде данного атрибута, то здесь нет каких-то единых стандартов. Всё зависит от того, в какой местности был произведён намазлык, а также индивидуальных вкусов мастера, который сшил его или разработал дизайн. Однако исследователи в области материальной культуры часто находят в старых молитвенных ковриках особые символы религиозности и декоративные элементы, характерные для разных народов, что представляет большую этнографическую ценность. При выборе намазлыка следует обращать внимание, чтобы в рисунке не присутствовало элементов, напоминающих объекты животного мира, а также лицо человека или мифических персонажей.

Часто на коврик наносится какой-нибудь архитектурный объект – известный на данной местности мусульманский храм, Аль-Акса в Иерусалиме, Запретная мечеть в Мекке или сама Кааба.

В целом, не будет преувеличением сравнение намазлыка с мечетью. Как правило, орнамент на нём геометрически демонстрирует наличие верха и низа. На нижней части молящийся стоит, а верхняя служит в качестве указателя направления, в соответствии с которым верующий должен исполнять намаз. Собственно, эта верхняя часть-направление выступает в качестве михраба в мечети, которая также показывает мусульманам, в какую именно сторону необходимо обращать собственный лик во время молитвы.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Первое. У нас в квартире слышен уличный шум: автомобили, играющие дети и т. д. А теперь еще и стройка началась, сваи вбивают. Вначале, когда я только встал на намаз, я ничего не слышал, потому, что сосредотачивался на том, как бы не ошибиться. Потом постепенно пришел некий “автоматизм”, и шумы прямо пронизывают мой мозг. Что делать? По коврику. В данной статье написано, что молящийся ногами встает на один конец коврика, а на другой конец прикладывает голову во время суджуда. Я, из-за длины своего тела, не помещаюсь на коврик, поэтому стою на полу, а не на коврике. Здесь как быть?

Положение ковриков для молитвы (саджада)

Положение ковриков для молитвы (саджада)

Первый большой грех: Многобожие

Разъяснение аятов из суры «Аль-Хашр» — Шейх Усеймин

О том, что бедствия связаны со словами

О знамениях Аллаха

Почему мы изучаем ширк и боимся его ?

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Каков хукм молитвы на коврик ? И какой хукм класть его в мечети, чтобы на нем молился имам ? Является ли это новшеством ?

Ответ:
Хвала Аллаху !
Молитва на коврик является дозволенной, т.к. есть этому основа.
Приводят имам Бухарий, 379, имам Муслим, 513, от Маймуны, да будет доволен ею Аллах, кот сказала:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي عَلَى الْخُمْرَةِ

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился на хумра

Хумра – это небольшой коврик, кот примерно рассчитан для лица, кот делается из листьев пальмы, и делает сажда на него молящийся, чтобы уберечься от жара земли или ее холода.
аль-Хаттабий выбрал мнение, что коврик может быть и больше, чем только для лица, и привел в довод хадис, кот. приводит абу Дауд, 5247, от ибну Аббаса, кот. сказал:

جَاءَتْ فَأْرَةٌ فَأَخَذَتْ تَجُرُّ الْفَتِيلَةَ فَجَاءَتْ بِهَا فَأَلْقَتْهَا بَيْنَ يَدَيْ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عَلَى الْخُمْرَةِ الَّتِي كَانَ قَاعِدًا عَلَيْهَا فَأَحْرَقَتْ مِنْهَا مِثْلَ مَوْضِعِ الدِّرْهَمِ

Читайте так же:  Молитва до Св Шарбеля

Пришла мышь, и зацепила собой свечу, и уронила ее перед посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на коврик (хумра), на котором он сидел, и прожгла место в нем, примерно с дирхам…”(достоверность этого хадиса подтвердил шейх Альбаний, в “сунан аби Дауд”, 4369)

Сказал аль-Абадий, в ” ‘аунуль-ма’буд”:”Это есть явное доказательство того, кто коврик может быть больше (т.е. как большая постилка). Так же в “ан-нихая”.
(см. “фатхуль-барий”, 333)
Сказал имам аш-Шаукани й :”Хадис указывает на то, что нет проблем молиться на коврик, не важно из материи или из пальмовых листьев или из чего-то другого. И так же не имеет разницы маленьким он будет или большим, как циновка или как ковер, как это известно из молитвы посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на циновку, ковер и (фаруа) мех. шкура”.

Однако известно, что есть некоторые причины, кот. делают запретным молитву на ковриках и т.п.

Из них:
1 – если есть на коврике изображения живых существ, и запрещено использовать его, и необходимо убрать сурат
2 – если есть на коврике украшения, рисунки, кот. отвлекают молящегося и мешают его молитве, такая молитва макрух. Сказали ученые “ляджнатуд-даима”: “Что касается изображения, в кот. нет души, как например горы, реки, моря, деревья, дома и т.п., без изображений живых существ вокруг них, то дозволены они, однако молитва на таком макрух, т.к. это отвлекает молящегося, и пропадает смирение в молитве. Что касается самой молитвы, то они сахиха (приемлема)”. (см. “фетауа ляджнатуд-даима”, 6/180). Так же есь фетва от “ляджны “: “Мечети – это дома Всевышнего Аллаха, дома для выстаивания молитв и поминания Аллаха, и для смирения перед Ним… Рисунки, украшения на полу, коврах, стенах, кот. отвлекают от поминания Аллаха, отвлекают от смирения, и поэтому это порицали многие саляфы. И необходимо молящимся сторониться этого в мечетях, и хранить полноту поклонений своих, и сторониться того, что отвлекает от поминания Аллаха в таких местах (как мечеть), надеясь на награду. А что касается такой молитвы (т.е. на таком коврике или в таком месте), то она приемлемая”. (см. “фетауа ляджнатуд-даима”, 6/181, 182)

3 – если молитва совершается на коврик, для того, чтобы не прикасаться к земле, считая это низким или пренебрегая этим Передал имам Бухарий, 2036, от абу Са’ида аль-Худрий, да будет доволен им Аллах, кот. сказал:

اعْتَكَفْنَا مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْعَشْرَ الأَوْسَطَ مِنْ رَمَضَانَ قَالَ فَخَرَجْنَا صَبِيحَةَ عِشْرِينَ . قَالَ : فَخَطَبَنَا رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ صَبِيحَةَ عِشْرِينَ ، فَقَالَ : إِنِّي أُرِيتُ لَيْلَةَ الْقَدْرِ وَإِنِّي نُسِّيتُهَا فَالْتَمِسُوهَا فِي الْعَشْرِ الأَوَاخِرِ فِي وِتْرٍ فَإِنِّي رَأَيْتُ أَنِّي أَسْجُدُ فِي مَاءٍ وَطِينٍ ، وَمَنْ كَانَ اعْتَكَفَ مَعَ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فَلْيَرْجِعْ . فَرَجَعَ النَّاسُ إِلَى الْمَسْجِدِ وَمَا نَرَى فِي السَّمَاءِ قَزَعَةً ، قَالَ : فَجَاءَتْ سَحَابَةٌ فَمَطَرَتْ وَأُقِيمَتْ الصَّلاةُ فَسَجَدَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ فِي الطِّينِ وَالْمَاءِ حَتَّى رَأَيْتُ أَثَرَ الطِّينِ فِي أَرْنَبَتِهِ وَجَبْهَتِهِ

Мы совершали и’тикаф вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, десять ночей в середине Рамадана, и наступила двадцатое утро. И обратился к нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: “Поистине я видел ночь предопределения, однако (было сделано так что) я забыл это, так ищите же ее в последние десять ночей Рамадана, в нечетные дни. И поистине я видел как буду делать сажда в воду и глину (грязь земленая). И тот, кто совершал и’тикаф с посланником Аллаха, тот пусть вернется !”И люди стали возвращаться в мечеть, и мы не видели на небе облачка. Затем пришла туча и пролился дождь, и наступило время молитвы, и посланник Аллаха делал сажда, да благословит его Аллах и приветствует, в глину и в воду, и мы видели следы грязи на его лбу и конце носа“.
И в этом хадисе видно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал сажда в воду и глину, и не проявлял высокомерие и не подкладывал что-то на землю !

4 – если совершается молитва на коврик, кот. постелен на общий ковер для всех в мечете, пренебрегая. Или же делается это предостерегаясь от наджаса.
Сказал шейхуль-Ислам ибну Теймия : “Что касается тех, кто проявляет чрезмерность, из тех, кто подвержен наущениям, то они не молятся на землю, и не то, что постелено для всех, однако они молятся на коврик и т.е.”
(см “маджму’ аль-фатауа”, 22/177)

5 – если совершает человек молитву на коврик, считая что обязательно нужно совершать молитву на спец. коврик, и то что на нем обязанность молиться на коврик и нет разницы дома или в мечети. И дошло до того, что многие не молятся, кроме как на коврик, даже если дом застелен ковром.
Сказал шейхуль-Ислам , рахимахуЛлах:“Что касается молитвы на коврик, кот. видеться молящемуся как необходимость, то не было этого во времена саляфоа, мухаджиров и ансаров, и тех, кто последовал за ними в благе, с кот. пришел посланник Аллаха. Однако они молились в мечетях на землю, и никто из них не брал специальный коврик для молитвы. Передается от ‘абдуРрахмана ибну Махди, когда прибыл в Медину, разложил коврик. Тогда приказал Малик задержать его. Ему сказали что это ‘абдуРрахман ибну Махди, на что он ответил: “Разве не знал он, что расстилать коврик в нашей мечети – это бид’а !”(см. “маджму’аль-фатауа”, 22/163)

6 – так же если выделяется имам, дается ему коврик, специально для него, чтобы он молился на нем, хотя мечеть устлана ковром, зачем же тогда такое различие ?!
Это не дозволено, т.к. нет в этом необходимости, и это может привести сердце к высокомерию, и Аллах Велик от этого !

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

На коврике молитву совершая
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here