Молитвы от пустословия

Детально: молитвы от пустословия - специально для Вас.

Глава 12. ПРЕПЯТСТВИЯ К ЧИСТОЙ МОЛИТВЕ И ПУТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ

12.1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие – несовместимы с чистой молитвой

При чистой молитве, по словам святого Кассиана Римлянина, «недопускаемы развлечения, пустословие, многословие и шутки, а пагубное возбуждение плотской похоти и сребролюбие должны быть с корнем исторгнуты» 738 . Итак, празднословие, нецеломудрие и сребролюбие – вот препятствия, от которых должен освободиться молящийся.

Насколько вредно для молитвы празднословие, показывают следующие слова святого Илии Екдика: «Не пребудет с тобой молитва, если замедляешь в суетных помыслах внутри и в пустых беседах вне; но она скоро возвращается к тому, кто ради нее многое отсекает в себе» 739 . «Молитва, подкрепляемая слезами, – говорит святой Илия Екдик, – извергает из души во вне все враждебные ей помыслы; но их возвращает опять блуждание ума, усиливаемое празднословием, которое изгнавший изгоняет вместе и всегубительное зло дерзости (несдержанности во взорах, речах и движениях)» 740 .

Нецеломудрие также стоит в ряду крупных препятствий к молитве. Не хранящий целомудрия этим самым отвергает себя от единения с Богом, как об этом говорит святой апостол Павел: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ). Нецеломудренный нарушает заповедь Господа: «а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ), учившего о недопустимости не только греховных дел, но даже и мыслей. Поэтому святой Исаак Сирианин призывает «возлюбить целомудрие, чтобы не постыдиться во время молитвы своей пред Богом» 741 .

Средством, очищающим молитву и способствующим ей, является также и нестяжательность. «Не отрицайся, – говорит преподобный Нил Синайский, – от нищеты и прискорбности (жизни), – сих орудий (крыльев) легкой молитвы». Святой Иоанн Лествичник свидетельствует, что лишь «нестяжательный чисто молится, а любостяжательный во время молитвы бывает исполнен вещественных образов и будто им молится» 742 .

12.2. Память о смерти – мать непрестанной молитвы

Большое значение в деле чистой молитвы придавали также святые подвижники и памяти о смерти. Помня о смерти, человек живее сознает свою зависимость и связь с Творцом и, помышляя о конце своего земного существования, скорее сосредоточивается, предстоя на молитве. «Стяжи чистоту в делах своих, – говорит святой Исаак Сирианин, – чтобы озарялась душа твоя в молитве и памятованием о смерти возжигалась радость в уме твоем» 743 .

Также и преподобный Исихий подтверждает, что «память о смерти рождает непрестанную молитву» 744 .

12.3. Второстепенность доброгласия при молитве

Некоторые из несовершенных полагают имеющим важное значение для молитвы чисто внешние приемы ее, как, например, мелодичность пения, приятное чтение и т.п. Но, по учению святых отцов, все это, хотя и имеет значение, но только второстепенное и, главным образом, потому, чтобы человек, увлекшись внешностью, не впал бы в гордость от самоуслаждения. Поэтому святой Феодор Студит пишет: «Отвлекшись вниманием от доброгласия, мелодий, приятного чтения и прочих естественных даров и способностей, все усилия устремим на достижение божественного дара смиренномудрия. Я не хочу сказать, – говорит святой отец, – что следует совсем забросить сказанные добрые качества, но что их надо почитать второстепенными и так их поставить, чтобы они шли позади госпожи добродетелей» 745 , т. е. смиренномудрия.

12.4. Значение внешнего положения молящегося

Немалое значение для успеха молитвы имеет и внешнее положение молящегося. Как образец надлежащего положения при стоянии на молитве, святой Симеон Богослов приводит юношу Георгия, о котором говорит, что он «во время молитвы ни разленения себе не дозволял, ни до нерадения себя не допускал, ни членов тела своего не распускал, ни очей не обращал по сторонам или вверх, чтоб взглянуть на что, но так стоял неподвижно, как столп какой или как бестелесный» 746 .

12.5. Советы святых подвижников о том, как поступать при ослаблении молитвы от утомления

Относительно ослабления молитвы при утомлении в «Добротолюбии» находим ряд указаний подвижнических о мерах противодействия этому, как мешающему совершению молитвы. «Когда увидишь, – говорит святой Феолипт Филадельфийский, – что начинаешь ослабевать в молитве, возьми книгу и, внимая читаемому, усвояй смысл того; не пробегай слова будто мимоходом, по рассматривая их с рассуждением (доискиваясь смысла), слагай познанное в ум, как в сокровищницу. Если же этого будет мало и надо еще чем оживлять мысль, ослабевшую в молитве, то совершай устно псалмопение, тихим, однако ж, голосом и со вниманием ума, не позволяя себе оставлять ничего из произносимого языком неразумеваемым» 747 .

Если же и после усиленного понуждения себя в молитве все еще будешь одолеваем сонным расслаблением и разленением, тогда, – советуют святые Каллист и Игнатий, – встань и напрягись, все держась молитвы и стараясь, как знаешь, привести себя в бодрственное состояние (св. Исаак советовал, например, выйти наружу из келлии и походить).

Святой Григорий Синаит в таком случае советует: «Пой псалмы, или займись размышлением о каком-либо слове Писания (и вообще богомыслием), или чтению внемли, стоя паче, чтоб утрудить тело» 748 .

Святые Каллист и Игнатий далее продолжают: «Потом сядь и молись, как написано, всегда со всем тщанием стараясь чистою молитвою с чистым беседовать Богом. Читаемое тобою произноси устами своими лишь настолько высоким голосом, чтоб то слышно было ушам твоим: так как и плод устен приносить Богу заповедано нам» 749 .

Приведенные советы можно характеризовать как указания видоизменять род молитвы и разнообразить его, чтобы не утомляться однообразной молитвой. Кроме этого, нужно и понуждение себя в противовес лености, если таковая одолевает молящегося.

12.6. Уныние и леность, их причины и меры борьбы с ними

Леность и уныние – вот два серьезных препятствия к чистой молитве. Они тесно связаны друг с другом и проистекают одно из другого. «Уныние, – по определению святого Лествичника, – есть расслабление души, небрежение о подвигах; в псалмопении оно нестройно, в молитве немощно» 750 . Определив уныние, святой отец дает тут же и указание на причины его возникновения, а также на меры противодействия ему. «Уныние происходит, – говорит он, – иногда от вкушения удовольствий чувственных, а иногда от бесстрашия пред Богом» 751 . При этом «прилежная молитва – пагуба уныния; память же о Последнем суде рождает усердие (к действованию по Богу). Плачущий же о себе не знает уныния» 752 .

Но иногда на человека находит такое состояние, схожее с унынием, которое святой Исаак Сирианин именует омрачением и которое может не исчезнуть при применении указанных способов. Тогда, по совету святого Исаака, «если не имеешь силы совладеть с собою и пасть на лицо свое в молитве, то облеки голову свою мантией и спи, пока не пройдет для тебя этот час омрачения, но не выходи из келлии» 753 . Эта мера рекомендуется в противовес стремлению при унынии искать развлечения на стороне, вне келлии, что отрицательно отзывается в последующем, делая человека рассеянным.

Читайте так же:  Молитвы Ксении Петербургской о даровании детей

Но если человек, впадший в расслабление, обратится с неотступной молитвой к Богу, то может быть уверенным, что получит избавление по молитве. Об этом говорит и святой Симеон Богослов: «Расслабление и тягота телесная, пребывающие в душе от лености и нерадения, отбивают от обычного правила и производят омрачение ума и малодушие. Зная причину, откуда это тебе нашло, поспеши войти в обычное место молитвы твоей и, падши пред человеколюбивым Богом, молись со стенаниями сердечными, в сокрушении и слезах, испрашивая избавления от тяготы расслабления и уныния и от помыслов злых. И вскоре дано будет тебе освобождение от них, если будешь толкать (в двери милосердия Божия) притрудно и неотступно» 754 .

12.7. Влияние различной литературы на состояние духа молящегося

Не оставлено без внимания святыми авторами «Добротолюбия» также и влияние различной литературы на состояние духа молящегося. Не все книги имеют одинаковое значение для начавшего проходить подвиг молитвенный, хотя бы они и написаны духовными авторами и рассматривают духовные вопросы. Святой Григорий Синаит так высказывается о духовной литературе: «Всегда читай о безмолвии и молитве, именно – у святого Лествичника, у святого Исаака, у святого Максима; у Филофея Синайского и у прочих, писавших о сем же. Прочие же писания оставь до времени не как не терпимые, а как в это время не соответствующие цели твоей (навыкновению молитве), ибо предметы, каких они касаются, могут отвлекать ум твой от молитвы» 755 . Далее он говорит о значении полезного чтения в деле навыка в молитве: «Ум, укрепляясь душеполезным чтением, приемлет силу крепко молиться. Чтение же беспорядочное омрачает ум и расслабляет и негодным делает к молитве» 756 .

К этому следует добавить мнение преподобного Иоанна Карпафского о светской литературе, в частности, о том, что враг нашего спасения, стараясь всячески отторгнуть нас от молитвы, «влагает в нас желание заняться эллинскими писаниями, от которых мы отстали. Но не будем слушаться его внушений, чтоб не уклониться от законов и порядков нашего делания духовного и не собрать, вместо смокв и гроздей виноградных, терний и волчцов. «Премудрость бо мира сего буйство у Бога есть» ( 1Кор.3:19 )» 757 .

12.8. Необходимость внимания к внутренним желаниям и стремлениям воли

При прохождении молитвенного подвига также следует особенно обращать внимание не столько на поступки, в которых почти все условно, сколько на внутренние желания и стремления воли. «Обращай внимание, – говорит святой Григорий Синаит, – и на намерение воли, присматривая, куда оно клонится; по Богу ли, для самого ли добра и ради пользы душевной сидишь ты на безмолвии, поешь псалмы, читаешь молитвы или другое что доброе делаешь, да не окраден будешь, не замечая того, и да не окажешься по внешности делателем Божиим, а по сердцу – человекам, а не Богу угодить желающим» 758 .

Следует также наблюдать во время молитвы и за помыслами. «Кто хочет приобресть навык к распознанию козней злобных демонов, – говорит святой авва Евагрий, – пусть наблюдает за помыслами и замечает, на чем настаивают они и в чем послабляют, при каком стечении обстоятельств и в какое время какой из них особенно действует, какой за каким следует» 759 , дабы своевременно пресекать их.

12.9. Содействия промысла Божия и дара Духа Святого на пути к чистой молитве

Рассматривая причины, способствующие и препятствующие услышанию молитвы, святые отцы указывают, что «иногда щедролюбивый Бог удерживает от человека дары благодати, чтоб это служило для него побуждением приближаться к Богу и чтобы ради потребности своей человек неотлучно пребывал пред Богом, готовым источать служащее на пользу» 760 . Ввиду этого «некоторые прошения Бог исполняет скоро, именно же те, без которых никто не может спастись, а другие медлит исполнить» 761 .

Насколько добродетели делают молитву услышанной, настолько же бесполезной делают ее греховные страсти. «Уму, пока он страстен, невозможно соединиться с Богом, – говорит святой Григорий Палама. – Почему, пока он таков бывает, молясь, не улучает милости Божией. Но поскольку отревает он страстные помыслы, постольку бывает причастен плача и сокрушения» 762 .

Сравнивая различные состояния молящегося, святой Илия Екдик проводит параллель между нахождением человека в разных частях скинии и его духовным совершенствованием. «Стоит вне первой завесы (вне скинии на дворе) тот, кто вдается мыслями во время молитвы; за сею завесою внутри скинии (передней ее части, именуемой святая) находится тот, кто молится неразвлеченною молитвою; во Святая же святых проникает один тот, кто, по умиротворении естественных помыслов и движений, с Единым Тем пребывает, Кто есть превыше всякого естества, получая от Него и потребное просвещение» 763 .

Но как бы ни выполнял человек условия, необходимые для молитвы, все же она не будет совершенной и чистой до тех пор, пока человек молится без содействия Духа Святого. «Если кто не содружится с Богом чрез Господа Иисуса Христа в Святом Духе, – говорит святой Симеон Богослов, – то душа его не может молиться с разумным сознанием, ибо то, силою чего мы молимся как должно, есть Дух Святой. Итак, кто думает, что молится настоящим образом без Духа Святого, тот, и прославляя Бога песнословно, то же, что хулит Его, так как нечист есть и не содружился еще с Богом» 764 .

По учению святых отцов, получение даров Божиих, в том числе и дара молитвы, не зависит от возраста или общественного положения молящегося, но главным образом от веры в Бога, свидетельствуемой, по выражению святого Симеона, добрыми делами: «Ни юность нисколько не вредит, ни старость не пользует, когда нет разума и страха Божия. Ни мир и житейские дела не мешают исполнять заповеди Божии, когда имеется ревность и внимание. Ни безмолвие и удаление от мира не пользует, когда властвуют леность и нерадение» 765 .

Есть и другие причины, влияющие также на результаты молитвы. «Ведать подобает, – говорят святые Каллист и Игнатий, – что раздаяние нам даров Божиих бывает не только по мере подвига и делания нашего, как сказали мы прежде, но и по навыкновению сему образу жизни, и по способности, и по вере нашей, и по естественному нашему расположению» 766 . Отсюда понятным становится, почему одни из трудившихся в молитвенном подвиге достигли высоких результатов в более короткий срок, а другие – в более продолжительный, несмотря на одинаковую в сем деле ревность.

Читайте так же:  Молитва отцы наши

Рассмотрев препятствия к молитве, объясняемые чисто естественным путем, как, например, леность, невнимательность, страстность и т. п., имеющие свои корни и человеческом существе, следует остановиться еще и па препятствиях другого порядка, привходящих со вне. Это – искушения во время молитвы со стороны темной, враждебной человеку силы, или демона, о чем также подробно трактуют святые подвижники.

Следует молиться против празднословия

Выше мы уже приводили поучения о том, что если слушаешь чье-то празднословие, и не можешь его остановить, то следует молиться, например, Иисусовой молитвой.

Но повторение молитв помогает и в обучении молчанию вообще.

Иосиф Оптинский (Письма, п.499): «Приучайся к молчанию, да молитву твори Иисусову, то и пустоты меньше будет; а от празднословия всегда пустота бывает».

Лука Крымский «Чем больше человек сосредоточен на главном, внутреннем, на истинном, чем больше времени полагает на чтение Евангелия, Святого Писания, творений Святых Отцов, тем более проникается их мудростью и неохотой праздно болтать. Приобрести власть над языком – дело великое!».

Вообще, естественная способность и потребность в общении, пораженная грехом, не дает говорить духу, слово которого – молитва.

Феофан Затворник «У органов слова есть потребность, чтобы их приводили в движение, или раздражали. Отсюда болтливость, смехотворство, празднословие, шутки. Они налагают молчание на внутреннее слово духа — молитву».

И выходит, что чем меньше общения, тем больше свободы духу, конечно, если христианин занимается духовным чтением, богомыслием и молитвой.

И последнее, что есть по сути первым, празднословам следует молиться Богу об избавлении от этого порока.

Тихон Задонский(Об истинном христианстве, кн.2, §335): ««Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс.140:3). …Потому должно от Бога помощи просить, чтобы помог нам управлять им, и говорить только то, что полезно, а о том, что вредно — молчать».

Преподобный авва Исаия:

Хранение уст в разуме возбуждает мысль к Богу; многословие бывает причиной уныния и раздражительности.

Храни слух – и не согрешишь языком.

Храни язык твой, да просветится сердце твое.

Святитель Тихон Задонский:

Как много зол от необузданного языка! Потому христиане должны заботиться о том, чтобы его хранить в ограде своей и не допускать ему свободно исходить, как говорит апостол: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1, 26). И Христос грозит судом необузданному языку: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12, 36). Если за слово праздное – тем более за слово скверное, срамное, хульное, укорительное, оскорбительное дадут ответ. Поэтому так сильно слово Божие увещевает нас к хранению языка: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев» (Иак. 1, 19) «Хочет ли человек жить и любит ли долгоденствие, чтобы видеть благо? Удерживай язык свой от зла. и делай добро» (Пс. 33, 13-15)

«Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс. 140:3). Никакими членами телесными не согрешает так человек, как языком, а особенно трудно его удержать во время скорби и напасти. Потому должно просить помощи у Бога, чтобы помог нам справиться с ним, и говорить только то, что полезно, и молчать о том, что вредно.

Святитель Феофан Затворник:

«При многословии не миновать греха» (Притч. 10, 19). Внимательные к себе христиане называют все чувства окнами души: если их открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить сколько и что дет. Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя, видеть, не слыша, слышать, не осязая, осязать. Что внутри – мечтание, то вовне – многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно. К тому же с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти подобные буре разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха многословия?!

Иер. Петр Серегин

№799. Об ответственности за празднословие.(Бездна растления).

Господь Иисус Христос предупредил нас, что мы дадим ответ, то есть понесем ответственность (будем наказаны) за всякое слово праздное, лишнее, сказанное без нужды и необходимости. Но если мы отвечаем за грех не только тот, который сами совершаем, но и за тот, который совершен по данному нами соблазну; это значит — согрешает и отвечает не только тот, кто празднословит, но и тот, кто дает к этому повод (соблазн), т.е. слушает это празднословие и сочувствует ему. Тем более осужден будет тот, кто дает повод своим вниманием к осуждению и клевете. Если же мы сочувственно слушаем празднословие, осуждение и клевету по человекоугодию — тем хуже, потому что согрешаем уже празднословием, осуждением и человекоугодием, а это все вытесняет из души тишину, страх Божий и благоговение перед Богом. В этом состоянии и молитва замирает.

Горе нам, окаяннейшим пустословам и сквернословам. Почему забываем слово Свящ. Писания, — по словам своим оправдаешься и по словам своим осудишься.

И если к тому же вспомнить другие наши грехи, то какая бездна растления греховнаго раскрывается нам в нашем сердце.

№739. Дешевые источники жизни.

Часто мы жалуемся на то, что трудно отстать от греховных навыков и приобрести добродетели. Нет мы еще не хотим оставить грех и порочныя услаждения.

Не мы ли постоянно ищем глазами вокруг себя новых предметов привязанности, а затем загораемся страстью любоимения овладеть ими? Не мы ли вслушиваемся в празднословие, чтобы осудить ближняго и на этом утвердить свое самомнение и гордость? Не мы ли утучняем свою плоть покоем и объядением до забвения о духовном? Не мы ли одновременно отвращаемся и удаляемся от единаго истиннаго источника жизни — Бога и избираем себе кладенцы (колодцы) сокрушенные и отравленные? И все это только потому, что мы хотим этого и стремимся к гнили греховной. Не делая серьезной попытки освободиться от власти греховных имеющихся навыков, мы ищем новых цепей и вяжем себя ими.

Опомнись, неосновательный человек, и не оправдывайся. Встань, спящий, и воскресни из мертвых!

Читайте так же:  Молитва медитация для обретения счастливой любви

Молитвы от плохих мыслей в голове

Человек грешен и слаб, и периодически его посещают мысли, которые можно назвать «плохими». Нередко их появление связано с чередой неудач в личной жизни или производственной сфере. Негативные мысли могут появляться с период тяжелых болезней, когда силы душевные и физические, кажется, на исходе. Тяжелые думы рождаются в голове при предательстве друзей или близких людей. Жизнь полна ситуаций, которые могут породить дурные мысли. Депрессии, стрессовые состояния – благодатная почва для их появления.

Христианские молитвы облегчают душу и просветляют разум, помогают преодолеть страхи и избавиться от плохих мыслей в голове. С молитвой от навязчивых мыслей можно обращаться к Господу с молитвой «Отче наш».

Молитва «Отче наш»

Да святится имя Твое;

Да приидет Царствие Твое;

да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице

Не менее эффективным будет обращение с молитвой к Пресвятой Богородице, защитнице и женской заступнице, особенно если к ней обращается женщина за защитой и покровительством. Наиболее эффективным будет произнесение молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». Перед ней читают молитву от плохих мыслей во время уныния и отчаяния, душевного смятения. Если в жизни уже давно нет радости и любви, счастья и покоя, ее чтение поможет избавиться от неприятных мыслей.

Цари́це моя Преблага́я, Наде́ждо моя́ Пресвята́я, Спору́чнице гре́шных! Се, бе́дный гре́шник предстои́т Тебе́! Не оста́ви мене́, все́ми оста́вленнаго, не забу́ди мене́, все́ми забы́таго, даждь ми ра́дость, неве́дущему ра́дования. О, тя́жки мои́ бе́ды и ско́рби! О, безме́рны мои́ грехопаде́ния! Я́ко тьма нощна́я — житие́ мое́. И несть в сыне́х челове́ческих ни еди́наго си́льнаго ми помощи́. Ты — Еди́ная моя́ Наде́жда. Ты — Еди́ный мой Покро́в, Прибе́жище и Утвержде́ние. Дерзнове́нно простира́ю к Тебе́ немощны́я мои́ ру́це и молю́: умилосе́рдися о мне, Всеблага́я, пощади́ искупле́ннаго Кро́вию Сы́на Твоего́, утоли́ боле́зни многовоздыха́ющия души́ моея́, укроти́ я́рость ненави́дящих и оби́дящих мя, возста́ви си́лы моя́ увяда́ющия, обнови́, я́ко у орля́те, ю́ность мою́, не попусти́ осла́бнути в де́лании за́поведей Бо́жиих. Огне́м небе́сным косни́ся смуще́нныя души́ моея́ и испо́лни ю́ ве́ры непосты́дныя, любве́ нелицеме́рныя и наде́жды изве́стныя. Да всегда́ пою́ и сла́влю Тебе́, Преблагослове́нную ми́ра Засту́пницу, Покро́в наш и Спору́чницу всех нас гре́шных, и поклоня́юся Сы́ну Твоему́ и Спа́су на́шему, Го́споду Иису́су Христу́, со Безнача́льным Его́ Отце́м и Жизнепода́тельным Ду́хом Святы́м во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Споручница – значит, поручительница. Чтение молитвы перед этой иконой и получаемое просветление и облегчение являются своеобразным поручительством Божьей Матери перед Господом об избавлении молящегося от тяжелых мыслей, соблазна и других греховных проявлений.

Молитва Честному Кресту

Если голову посещают похотливые мысли и душу смущают бесы, нужно обратиться с молитвой от похотливых мыслей к Честному Животворящему Кресту. Она невелика, но суть ее глубока и способна отвести смущение от молящегося, избавить его от соблазна и искушения.

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Я́ко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением, и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшего си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́ Крест Свой Честны́й на прогна́ние вся́каго супоста́та. О, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Иисусова молитва

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!

Молитва Пресвятой Троице

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твое́го ра́ди.

Го́споди, поми́луй. (Трижды).

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каждое обращение за помощью должно быть искренним, что позволит избавится от греховных мыслей.

О молитве

В Греции увидел свет VI том «Слов» старца Паисия Святогорца «О молитве». AgionOros.ru предлагает Вашему вниманию первые две главы этого издания.

ОБЩЕНИЕ С БОГОМ

Молитва есть разговор с Богом

Блаженны установившие связь с Небом

— Батюшка, что значит для Вас молитва?

— Посылаю сигнал, прошу помощи. Постоянно прошу помощи у Христа, у Божией Матери, у святых, для себя самого и для других. Если не буду просить, то и не получу.

Помню, во время гражданской войны нас окружили мятежники, тысяча шестьсот человек. Наших было только сто восемьдесят. Мы укрепились за горой. Если бы мятежники нас захватили, то поубивали бы всех. Я пытался установить антенну, чтобы связаться с центром. Но ничего не получалось: её сбивало огнем. Капитан кричит: «Бросай, давай сюда, помогай таскать гранаты». Иногда он отбегал к пулеметам, проверить как там дела. И только уходил, я тут же бежал к рации. Пока он отдавал приказы, я пробовал установить антенну, а потом снова бежал помогать таскать ящики, чтобы командир не ругался. В конце концов, с помощью палки и саперной лопатки я смог поднять антенну и установить связь. Сказал всего два слова. И всё, этого было достаточно! Утром подоспела авиация, и нас спасли. Шутка, сто восемьдесят человек были в окружении у тысячи шестисот и смогли выбраться?

Тогда-то я понял великую миссию монаха — помогать молитвой. Мирские говорят: «Чем занимаются монахи? Почему не идут в мир помогать людям?» Это все равно, что говорить радисту: «Ты чего возишься с рацией? Бросай ее, бери винтовку и иди стреляй».

Даже если мы установим связь со всеми радиостанциями мира, не будет нам от этого никакой пользы, если не будем иметь небесного общения с Богом, просить и получать от Него помощь. Блаженны установившие связь с Небом и по благочестию пребывающие в общении с Богом.

Христос даёт нам возможность общения с Ним

— Батюшка, моя боль и печаль это молитва. Я сильно в ней отстаю. Что мне делать?

— Говори со Христом, Божией Матерью, ангелами и святыми просто и не задумываясь, на любом месте, и проси чего хочешь. Говори: «Господи, или, Матерь Божия, Ты знаешь мой настрой. Помоги мне!» Вот так просто и со смирением говори с Ними о том, что тебя беспокоит, а уже потом произноси молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Читайте так же:  Святая любовь икона молитва

— Батюшка, я не молюсь со вниманием.

— Когда молишься, думай, с кем говоришь. Ты говоришь с Богом! Неужели это неважно? Когда кто-то говорит с каким-нибудь высокопоставленным чином, то с каким вниманием произносит каждое слово! Следит, чтобы не сказать какой глупости, порой даже дар речи теряет от смущения. Если с человеком мы с таким вниманием говорим, то с каким вниманием надо говорить с Богом? Малое дитя, когда идёт говорить с отцом или каким-либо взрослым человеком, испытывает смущение. А когда собирается сказать что-то учителю, которого к тому же немного побаивается, то смущается ещё больше. А мы говорим с Самим Богом, Божией Матерью, святыми и этого не понимаем?

— До прихода в монастырь, батюшка, я монашество связывала с молитвой. А теперь мне трудно молиться и я считаю, что молитва это самое тяжёлое и утомительное дело.

— Ты вроде филолог по образованию? Тебе нравится говорить, и ты не устаёшь от разговоров с людьми. А со Христом, Который удостаивает тебя беседы, тебе говорить трудно. Это уж как-то слишком. Всё равно, что сказать: «Ох, нужно идти говорить с царём. Неохота, да делать нечего. Придётся идти». Христос даёт нам возможность общаться с Ним постоянно в молитве, а мы этого не хотим? Вот это да! И удивительно то, что Он Сам хочет нам помогать, лишь бы мы к Нему обращались, а нам лень!

— Батюшка, я часто впадаю в пустословие, а потом огорчаюсь.

— Разве не лучше разговаривать со Христом? Кто говорит со Христом, никогда не раскаивается. Конечно, пустословие — страсть, но если пользоваться им в духовных целях, то оно может стать началом молитвы. Другим даже лень говорить. А в тебе есть сила и порыв к разговору. Если будешь использовать это в духовных целях, то твоя душа освятится. Постарайся с людьми говорить только о необходимом, и всё время говорить со Христом. Стоит тебе завести с Ним смиренную беседу, как перестанешь замечать, что происходит вокруг: таким сладким и интересным будет это общение. Меня разговоры даже и на духовные темы утомляют, а я в молитве по-настоящему отдыхаю.

Молитва — это разговор с Богом. Я иногда завидую людям, жившим во времена Христа, ведь они видели Его своими глазами и слышали своими ушами, даже могли с Ним говорить. Но думаю, что мы находимся в лучшем по сравнению с ними положении, потому что они не могли часто беспокоить Его своими нуждами, а мы можем в молитве постоянно общаться со Христом.

— Батюшка, как нужно молиться?

— Себя ощущай маленьким ребёнком, а Бога своим Отцом и проси Его обо всём, в чём имеешь нужду. Беседуя таким образом с Богом, тебе не захочется потом от Него отходить, потому что только в Боге человек обретает безопасность, утешение, невыразимую любовь, соединённую с божественной нежностью.

Молитва означает поместить Христа к себе в сердце, возлюбить Его всем своим существом. «Возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим» (Лк. 10, 27), — говорит Священное Писание. Когда человек любит Бога и имеет общение с Ним, ничто земное его не прельщает. Он делается словно безумный. Поставь безумцу самую лучшую музыку: она его не трогает. Покажи самые прекрасные картины: он и внимания не обратит. Дай самые вкусные блюда, самую лучшую одежду, самые прекрасные ароматы: ему всё равно, он живёт в своем мире. Так и человек, имеющий общение с миром небесным: он весь там и ни за что не хочет с ним расстаться. Как нельзя ребёнка оторвать от объятий матери, так нельзя оторвать от молитвы человека, который понял её смысл. Что чувствует ребёнок в объятиях матери? Только тот, кто почувствует присутствие Бога, а себя почувствует маленьким дитём, может это понять.

Я знаю людей, которые, когда молятся, ощущают себя маленькими детьми. И если кто-то услышит, что они говорят во время молитвы, то скажет, что это маленькие дети. А если увидит, какие делают при этом движения, то скажет, что эти люди сошли с ума! Как дитя бежит к отцу, хватает его за рукав и говорит: «Не знаю как, но ты должен сделать, что я прошу». С такой же простотой и дерзновением эти люди просят Бога.

— Батюшка, может ли желание молитвы родиться от некоей эмоциональной потребности в общении, в утешении?

— Даже если оно родится от какой-нибудь доброй эмоциональной потребности в Боге, разве это плохо? Однако, похоже, что ты всё пребываешь в забывчивости и только в нужде обращаешься к молитве. Ясно, что Бог для того попускает случаться у нас разным нуждам и затруднениям, чтобы мы прибегали к Нему, но лучше, когда по любви ребёнок бежит к своему отцу или матери. Возможно ли представить ребёнка, знающего, как его любят родители, которого приходилось бы силой заставлять идти на руки к матери или отцу?

Бог есть нежный Отец, и Он любит нас. Поэтому нужно с нетерпением ждать часа молитвы и никогда не насыщаться общением с Ним.

Будем чувствовать потребность в молитве

— Батюшка, у меня нет крепкой веры и я чувствую себя слабой.

— Знаешь, что сделай? Прилепись к Богу, как ребёнок хватается за шею отца, обними Его и не отпускай, чтобы Он не мог тебя от Себя отдалить. Тогда ты будешь чувствовать надежность и силу.

— Батюшка, я чувствую потребность опереться на Бога, но затрудняюсь.

— Тяни руки вверх, так они у тебя постепенно вырастут, и ухватишься за Бога.

— Батюшка, когда мало времени, и я молюсь торопливо, может, ворую время, которое должна посвятить Христу?

— У Христа всего много, сколько ни воруй, Он ни в чём не имеет нужды, а ты вот не получаешь пользы. Не Христу нужна наша молитва, а нам нужна Его помощь. Мы молимся, потому что так общаемся с Богом, Который нас сотворил. Если не будем этого делать, то впадём в руки диавола, и тогда горе нам. Видишь, что говорит авва Исаак? «Бог не спросит с нас, почему мы не молились, но почему не пребывали с Ним в общении и таким образом дали право диаволу мучить нас» 1 .

— Батюшка, как мне полюбить молитву?

— Почувствуй потребность в молитве. Как телу, чтобы жить, нужна пища, так и душа, чтобы жить, должна питаться. Если она не будет питаться, то ослабеет, а потом наступит духовная смерть.

Читайте так же:  Когда читать Отче наш молитва

— Батюшка, что нам мешает в молитве?

— Нам трудно молиться только тогда, когда мы не чувствуем в молитве потребности. Кто не понимает смысла молитвы, не ощущает потребности в ней, тот считает её повинностью, уподобляется неразумному дитю, которое отворачивается от материнской груди, материнской нежности и потому растет слабое и болезненное.

Молитва — это защита

— Батюшка, как почувствовать необходимость в молитве?

— Нужно было бы вам побывать на войне, чтобы мы могли понять друг друга! На фронте во время войны, если мы постоянно находились на связи с центром, то чувствовали себя в большей безопасности. Когда выходили на связь каждые два часа, чувствовали себя в безопасности. Если связывались всего два раза в день, утром и вечером, то чувствовали себя покинутыми. То же и с молитвой. Чем больше человек молится, тем больше чувствует духовной уверенности. Молитва — это защита.

Если мы постоянно находимся «на связи» с Богом, то будем предупреждать любое зло. Как-то раз в автобусе ехал один монах 2 , он молился с закрытыми глазами, и поэтому все думали, что он спит. Вдруг грузовик, который ехал по встречной полосе, врезался в столб, машины с разных сторон начали сталкиваться и произошла серьезная авария. Автобус же каким-то образом оказался в нескольких метрах от дороги, как будто его перенесла какая-то невидимая рука, и никто из пассажиров не пострадал. Молитва монаха их спасла.

— Батюшка, часто миряне спрашивают, как приобрести навык постоянной молитвы.

— Видишь ли, раньше некоторые из тех, кто посвящал себя монашеству и имел твёрдый характер, уходили и подвизались на неприступных скалах, в пещерах, в языческих гробницах или в жилищах демонов. Там им угрожало множество опасностей — мог сорваться камень со скалы, рычали бесы и т. д. — и страх вынуждал их постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…». Так в них постоянно жил добрый навык непрестанной молитвы. Сегодня, с ночными увеселениями, наркотиками и пр., многие из тех, кто садятся за руль, себя не контролируют. Отправляется человек на работу и не знает, вернётся ли домой живым или окажется покалеченным в больнице. Разве это не повод, чтобы постоянно вопиять: «Христос, Матерь Божия…»? Если бы миряне использовали во благо страх тех опасностей, что им угрожают, то они бы и нас монахов превзошли в молитве и самих бы опасностей избежали.

Как-то пришёл ко мне в каливу один человек. Он был сильно расстроен, потому что по невнимательности сбил на дороге ребёнка. «Я преступник», — повторял он. «А ты молился в это время?», — спросил я его. «Нет», — ответил он. «Ты виноват не столько в том, что сбил ребёнка, сколько в том, что не молился». И я рассказал ему один случай. Я знал одного человека, служащего, который достиг большой меры добродетели. Он молился постоянно – и на работе, и в дороге, везде. Молитва у него стала самодвижущаяся, и вслед за славословиями у него лились слезы радости. В офисе, где он работал, все бумаги орошал слезами. Поэтому он подумывал оставить работу, уйти на пониженную пенсию, и приехал ко мне в каливу за советом. Я ему сказал: «Не уходи, а когда товарищи по работе станут тебя спрашивать, почему ты плачешь, отвечай, что подумал о своем умершем отце». Так вот, однажды он ехал за рулем и вдруг на дорогу выскочил ребёнок. Он стукнул его так, что тот отлетел как мячик, но при этом ничуть не пострадал. Бог сохранил, потому что в это время человек молился.

— Батюшка, будет война?

— Вы молитесь? Я с весны по осень провожу мобилизацию молитвы, без шума, молюсь, чтобы Бог нас помиловал, чтобы нам избежать войны и мобилизации. Мне было такое извещение 3 : «Усиленно молитесь, чтобы туркам помешали, потому что в воскресенье 16 октября они собираются на нас напасть». Слава Богу, пока Богородица нас хранит, будем надеяться, что будет нас хранить и дальше.

— Батюшка, теперь, когда у нас опасность миновала, нужно продолжать молиться об этом?

— Что, в других местах нет войны? Что значит «у нас» и «у них»? И там, где сейчас война, наши братья. Разве все мы люди не от Адама и Евы? Но семья наша разделилась: одни люди здесь, другие там. С другими православными мы братья и по плоти и по духу, а с остальными людьми братья только по плоти. Значит, ещё один повод больше за них молиться, потому что они несчастней нас.

— Батюшка, сейчас в трудное для Греции время я больше молюсь, но в то же время думаю, что спасение Греции не зависит от моей молитвы.

— Не в том дело, что спасение Греции зависит от твоей молитвы, но в том, что, если ты думаешь о трудностях, которые переживает Греция, значит болеешь за родину и просишь Бога о помощи; и только Он один может помочь.

Молитесь, чтобы Бог явил людей духовных, Маккавеев 4 , потому что в них большая потребность. Пришло время борьбы добра со злом, потому что беззаконие возведено в закон, а грех сделался модой. Но, когда вы увидите беды в Греции; правительство станет издавать безумные законы и начнётся всеобщая нестабильность, не бойтесь — Бог поможет 5 .

— Судя по тому, что Вы говорите, батюшка, нам нужно всё оставить и все силы направить на молитву.

— Конечно, как же ещё! Весь мир кипит, как большой котёл. Церковь, государство, народы — всё перевернулось вверх дном! И к чему всё это ведёт, не знает никто. Будем надеяться на помощь Божию! Монахам нужно усиленно молиться. Им нужно оставить все свои, даже срочные, дела и заняться молитвой.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По мере сил молитесь со смирением за мир, который дал лукавому большие права над собой и страдает. Не забывайте, что мы стали монахами и ради спасения своей души и для того, чтобы помогать миру молитвой. Будем стараться стать добрыми монахами, будем молиться, творить поклоны за себя и за мир, потому что монах этим помогает людям.

Молитвы от пустословия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here