Молитвы на облачение Священника

Детально: молитвы на облачение священника - специально для Вас.

Облачение

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, “во весь светлейший сан;” 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение у священника со словами: “Благослови, владыко, стихарь со орарем”. На слова священника: “Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков”, диакон отвечает: “Аминь”, — целует руку священника и крест на облачении. То же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Над стихарем и священник, и диакон: “Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10) [1].

Над епитрахилью священник читает: “Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его” (Пс. 132:2) [2].

Священник над поясом читает: “Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя” (Пс. 17:33-34) [3].

Над поручами (или нарукавниками) и священник, и диакон читают на правую сторону: “Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты” (Исх. 15:6-7) [4], — и на левую: “Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим” (Пс. 118:73) [5].

Если у священника есть набедренник, т.е. то, что у русских называется палицей (того, что мы называем набедренником, т.е. той награды, которая введена у нас в XIX веке и которой нигде на Востоке нет, почему у нас эта часть облачения не имеет своей специальной молитвы), он над набедренником или палицей читает: “Препояши мечь Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь” (Пс. 44:4-5) [6].

При облачении в фелонь священник читает: “Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь” (Пс. 131:9) [7].

На орарь диакон не читает никакой молитвы.

Греческий порядок облачения ничем не отличается от нашего ни в венецианской, ни в иерусалимской редакции служебника. Одно только отмечено в иерусалимском чине, а именно, что диакон перед каждой одеждой, кроме положенных молитв, говорит: “Господу помолимся, — Господи, помилуй”.

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: “Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи” (Пс. 25:6-12) [8].

Диакон приготовляет все потребное для совершения Евхаристии, а именно: снимает покровы с престола и жертвенника, зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды и все необходимое. Слева ставит святой дискос, а справа — святую Чашу. Рядом должны быть положены оба малых покровца и воздУх. Иерусалимский чин предписывает произнесение диаконом в это время тропаря предпразднества Рождества Христова: “Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме. “

Божественная литургия по чину св. Иоанна Златоустого

Входные молитвы

В назначенное время, утром, священнослужители. приходят в храм. Благоговейно войдя в алтарь 113 , священник, надев епитрахиль, имея с правой стороны диакона, становится перед святым престолом (рис. 94). Затем, сотворив три поясных поклона и приложившись к краю престола, исходят из алтаря: священник северной дверью, диакон – южною, и став перед царскими вратами, начинают читать входные молитвы (рис. 95).

Трижды поклонившись, со словами «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», диакон произносит: «Благослови, Владыко».

Священник (тихо): «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков».

Диакон начинает читать молитвы обычного начала: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое по Отче наш. », и по священническом возгласе «Яко Твое есть Царство. » продолжает: «Аминь», и тропари 114 «Помилуй нас, Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом: не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших: но призри и ныне яко Благоутробен, и избави ны от враг наших: Ты бо еси Бог наш, и мы людие твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

Читайте так же:  Молитвы за студента

И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Затем отходят 115 к местной иконе Спасителя 116 (рис. 96) и диакон читает: «Пречистому Образу Твоему покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши, яже создал еси, от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир», а священник, совершив перед иконой поклонение, целует икону.

Затем священнослужители кланяются друг другу, потом, обратившись лицом к народу, кланяются ему, делают по одному поклону к правому и левому клиросам, и произносят при этом: «Простите и благословите, отцы и братие» и уходят в алтарь 117 . При входе в алтарь целуют иконы на северной или южной (кто в какую входит) двери, и произносят при входе молитву 118 (рис. 99): «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе твоем. Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими лыцаху. Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающий на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящий имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас».

Войдя в алтарь, становятся перед престолом, делают три поклонения, с молитвою: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», целуют Св. Евангелие, Св. Крест, край св. престола и отходят для облачения.

Облачение священнослужителей

Диакон берет в правую руку сложенный стихарь с орарем, совершает три поклона к горнему месту, с молитвою: «Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя», подходит к священнику и, наклонив голову, произносит: «Благослови, владыко, стихарь с орарем». Священник благословляет, произнося: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков», полагает руку на стихарь, а диакон целует благословляющую руку, и отходит для облачения. При облачении диакон читает положенные в Служебнике молитвы.

При облачении в стихарь, перекрестившись, поцеловав крест на стихаре, читает: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения и одеждею веселия одея мя, яко жениху, возложи ми венец и, яко невесту, украси мя красотою» и облачается в стихарь.

При надевании ораря, перекрестившись, поцеловав крест на стихаре, читает: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея» 119 и возлагает орарь на левое плечо.

При одевании правой поручи, перекрестившись, поцеловав крест на поручи, читает: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» и возлагает поручь на правую руку.

При одевании левой поручи, перекрестившись, поцеловав крест на поручи, читает: «Руце Твои сотвористе мя и создаете мя, вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» и возлагает поручь на левую руку.

По облачении диакон, читая стихи 25–го псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего: ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих: избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи», умывает руки и отходит к жертвеннику для приготовления сосудов и всего необходимого для совершения проскомидии 120 . Диакон снимает покрывало со св. Жертвенника 121 , зажигает на св. Жертвеннике 122 свечу или лампаду, взяв в ризнице святые сосуды, ставит св. дискос слева, а св. потир справа на жертвеннике, причем св. потир должно ставить на жертвеннике (и престоле) по отношению к себе той стороной, на которой находится изображение Спасителя (эта сторона является лицевой, боковыми же сторонами потира – те, на которых изображается Богоматерь и св. Иоанн Богослов, а заднею – та, на которой изображен святой крест). Затем диакон приготовляет звездицу, копие 123 , лжицу, покровцы и воздух. После этого он принимает от пономаря приготовленные просфоры 124 и вино, и приготовляет, кроме того, ковшец, тарелочку и грецкие губки.

Священник, после того как благословит диакону стихарь и орарь, также начинает облачение. Взяв в левую руку подризник, поклонившись трижды к горнему месту, благословляет подризник, говоря: «Благословен Бог наш. ». Затем целует крест на одежде и облачается, произнося, как и диакон: «Возрадуется душа моя. »

Взяв епитрахиль, благословляет ее со словами: «Благословен Бог наш. », целует крест вверху ее и возлагает на себя, с чтением молитвы: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя, яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его».

Взяв пояс, благословив со словами: «Благословен Бог наш. », целовав крест на нем, опоясывает себя, при чтении молитвы: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя».

Взяв правую поручь, благословляет ее со словами: «Благословен Бог наш. », целует крест на ней и возлагает себе на правую руку, читая молитву: «Десница Твоя, Господи. »

Взяв левую поручь, благословляет ее со словами: «Благословен Бог наш. », целует крест на ней и возлагает себе на левую руку, читая молитву: «Руце Твои сотвористе мя. »

Если священник удостоен набедренника, то благословив его со словами: «Благословен Бог наш. », целовав крест на нем, одевает прежде пояса, на правое бедро (если же священник удостоен еще и палицы, то набедренник одевается на левое бедро).

Читайте так же:  Молитва о погибшем солдате

Если священник удостоен палицы, то, благословив ее со словами: «Благословен Бог наш. », целовав крест на ней, одевает после набедренника, на правое бедро.

При одевании и набедренника, и палицы священник читает одну и ту же молитву: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею и добротою Твоею, и наляцы и успевай и царствуй истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Взяв фелонь, священник благословляет ее со словами: «Благословен Бог наш. », целует крест на ней, одевает на себя, при чтении молитвы: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Затем, при чтении стихов 25–го псалма: «Умыю в неповинных. », совершает обычное умовение рук.

Таковой порядок не указан в Служебнике, но наблюдается в большинстве

Церквей России и греческого Востока. По служебнику же, входные молитвы

читаются прежде входа в алтарь, причем священник в епитрахиль не облачается.

Согласно Служебнику, эти тропари священник и диакон читают вместе. Греческий же Служебник дает иную практику: тропарь «Помилуй нас, Господи. » читает иерей, «Слава» и тропарь «Господи, помилуй нас. » читает диакон, «И ныне» и «Милосердия двери. » вновь иерей.

Или просто обращаются.

В это время, по греческому Служебнику, диакон читает: «Господи помилуй (12 раз). Слава, и ныне».

По одной традиции входят диакон южною, священник северною дверями, по второй – оба входят через южную дверь.

Состоящую из 8–го – 13–го стихов 5–го псалма.

Эта молитва отсутствует в русском Служебнике, но имеется в греческом, и произносится в некоторых русских храмах по древней традиции.

Служебник не определяет, в облачении или без облачения делает это диакон, поэтому приготавливать все на св. жертвеннике можно и до входных молитв, и до облачения.

И, если надо, со св. престола.

И, если надо, на св. престоле.

На особом блюдце

Осматривая их, особенно же просфору, приготовленную для приготовления Св. Агнца.

Источник: По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Облачение

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, «во весь светлейший сан»; 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Перед Литургией диакон, согласно предписанию служебника, берет благословение у священника со словами: «Благослови, владыко, стихарь со орарем». На слова священника: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков», диакон отвечает: «Аминь», — целует руку священника и крест на облачении. То же должны делать каждый раз и прислужники в алтаре при облачении в свои стихари. Ни в коем случае нельзя оправдать практики протодиаконов и иных заслуженных диаконов, облачающихся без благословения или же не считающих нужным целовать руку благословляющего их иерея.

Священник теми же словами благословляет свой стихарь, или подризник, как его чаще называют в просторечии. Молитвы священнослужителями читаются следующие.

Над стихарем и священник, и диакон: «Возрадуется душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту украси мя красотою (Ис. 61:10). [158]

Над епитрахилью священник читает: «Благословен Бог, изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его» (Пс. 132:2). [159]

Священник над поясом читает: «Благословен Бог, препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои, яко елени, и на высоких поставляяй мя» (Пс. 17:33-34). [160]

Над поручами (или нарукавниками) и священник, и диакон читают на правую сторону: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты» (Исх. 15:6-7), [161] — и на левую: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» (Пс. 118:73). [162]

Если у священника есть набедренник, т. е. то, что у русских называется палицей (того, что мы называем набедренником, т. е. той награды, которая введена у нас в XIX веке и которой нигде на Востоке нет, почему у нас эта часть облачения не имеет своей специальной молитвы), он над набедренником или палицей читает: «Препояши меч Твой по бедре Твоей, Сильне, красотою Твоею, и добротою Твоею, и наляцы, и успевай, и царствуй, истины ради, и кротости, и правды, и наставит Тя дивно десница Твоя всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Пс. 44:4-5). [163]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

При облачении в фелонь священник читает: «Священницы Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию возрадуются, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь» (Пс. 131:9). [164]

Читайте так же:  Молитва сотнику лонгину

На орарь диакон не читает никакой молитвы.

Греческий порядок облачения ничем не отличается от нашего ни в венецианской, ни в иерусалимской редакции служебника. Одно только отмечено в иерусалимском чине, a именно, что диакон перед каждой одеждой, кроме положенных молитв, говорит: «Господу помолимся, — Господи, помилуй».

После облачения диакон и священник омывают руки при чтении псалма: «Умыю в неповинных руце мои и обыду Жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя. Господи, возлюбих благолепие дому Твоего и место селения славы Твоея. Да не погубиши с нечестивыми душу мою и с мужи кровей живота моего, ихже в руках беззакония, десница их исполнися мзды. Аз же незлобием моим ходих, избави мя, Господи, и помилуй мя. Нога моя ста на правоте, в церквах благословлю Тя, Господи» (Пс. 25:6-12). [165]

Диакон приготовляет все потребное для совершения Евхаристии, a именно: снимает покровы с престола и жертвенника, зажигает свечу или лампаду на жертвеннике и ставит на нем сосуды и все необходимое. Слева ставит святой дискос, a справа — святую Чашу. Рядом должны быть положены оба малых покровца и возд?х. Иерусалимский чин предписывает произнесение диаконом в это время тропаря предпразднества Рождества Христова: «Готовися, Вифлееме, отверзися всем, Едеме…».

Символ Веры

Облачение перед Литургией

1/Temp/moz-screenshot.png” />1/Temp/moz-screenshot-1.png” />

Облачение священнослужителей перед Литургией происходит торжественнее, чем перед другими службами. Обычно священник благословляет свои богослужебные одежды (чаще всего: епитрахиль, фелонь и поручи) и возлагает на себя без чтения специальных молитв. Перед Литургией священник облачается во все присвоенные его чину одежды, причем над каждой он читает соответствующую молитву, составленную из текстов Священного Писания. Нелишним является заметить, что во все одежды священник облачается еще в следующих случаях: 1) на пасхальную заутреню, как указано, “во весь светлейший сан;” 2) на пасхальную вечерню, 3) на вечерню Великой Пятницы, перед выносом Плащаницы и на трех утренях в году (1-го августа, 14-го сентября и Крестопоклонной недели) перед выносом Честного Креста. Но молитвы тогда все же не читаются, разве только перед облачением на заутреню, так как это же бывает и облачением на Литургию, которая следует непосредственно за утреней.

Это облачение происходит торжественнее, чем перед всеми другими
службами, ибо сопровождается чтением особых молитв над каждой одеждой.
В то время, как обычно священник лишь благословляет свои одежды и притом
надевает на себя только одну епитрахиль и поручи, а в более
торжественные моменты еще фелонь, перед литургией он облачается в
полное облачение, состоящее из:

1.подризника,
2.епитрахили,
3.пояса,
4.поручей,
5.фелони,
а если он награжден 6.набедренником и 7.палицей, то надевает и их.

В полное облачение священник облачается еще: 1. на Пасхальную заутреню
(“во весь светлейший сан”), как сказано в Триоди Цветной, 2. на вечерню
в первый день Пасхи, 3. на вечерню Великого пятка и 4. на трех утренях
в году перед выносом креста: на Воздвижение Креста Господня 14
сентября, на Происхождение честных древ 1 августа и в неделю
Крестопоклонную.
Но во всех этих случаях священник только
благословляет одежды и возлагает их на себя молча. Перед литургией же
он на каждую одежду произносит особые молитвенные слова, указанные в
служебнике (служебник – это книга, в которой излагаются неизменяемые
части ежедневного богослужения, причем именно то, что должны
произносить и делать священники и диаконы. Служебник содержит в себе
последование вечерни, утрени, литургии св. Иоанна Златоуста, литургии
св. Василия Великого, литургии Преждеосвященных Даров и дополнительные
отделы)

Почему и зачем так?

чтобы отделиться не
только от других людей, но и от самих себя, ничего не напомнить в себе
другим похожего на человека, занимающегося обыкновенными житейскими
делами.

И произнося:
“Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя!”

священник и диакон берут в руки одежды.

Сначала облачается диакон: испросив благословение у иерея, надевает стихарь
блистающего цвета, во знаменование светоносной ангельской одежды и в
напоминание непорочной чистоты сердца, какая должна быть неразлучна с
саном священства, произнося при надевании его:

Возрадуется
душа моя о Господе, облече бо мя в ризу спасения, и одеждею веселия
одея мя, яко жениху возложи ми венец, и яко невесту, украси мя красотою
“.

(Т.е., “Возрадуется
душа моя о Господе, ибо он облек меня в ризу спасения, и одеждою
веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту
украсил меня украшениями
“).

Затем берёт, поцеловав, “орарь”
– узкое длинное лентие, принадлежность диаконского звания, которым
подаёт он знак к начинанию всякого действия церковного, воздвигая народ
к молению, певцов к пению, священника к священнодействию, себя к
ангельской быстроте и готовности во служении.
Ибо звание диакона,
что звание ангела на небесах, и самым сим на него воздетым тонким
лентием, развевающимся как бы в подобие воздушного крыла, и быстрым
хождением своим по церкви изобразует он, по слову Златоустаго,
ангельское летание. Лентие это он, поцеловав, набрасывает себе на плечо.

После этого диакон одевает “поручи” (или нарукавницы), думая в этот момент о всетворящей, содействующей силе Божией; одевая правую, он говорит:

Десница
Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи,
сокруши враги, и множеством славы Твоея стерл еси супостаты
“.

(Т.е., “Правая
рука Твоя, Господи, прославилась силою: правая рука Твоя, Господи,
сокрушила врагов, и множеством Твоей славы уничтожила противников
“).

Одевая
левую, думает о самом себе как о творении рук Божьих и молит у Него же,
его сотворившего, да руководит его свышним Своим руководством, говоря
так:

Руце Твои сотвористе мя и создасте мя: вразуми мя, и научуся заповедем Твоим“.

(Т.е., “Руки Твои сотворили меня и создали меня: вразуми меня и я научусь Твоим заповедям”).

Читайте так же:  Молитва Святой равноапостольной княгине ольге о замужестве

Священник облачается таким же образом.
В начале благословляет и надевает стихарь (подризник), сопровождая это теми словами, какими сопровождал и диакон;
но,
вслед за стихарём, надевает уже не простой одноплечный орарь, но
двухплечный, который, покрыв оба плеча и обняв шею, соединяется обоими
концами на груди его вместе и сходит в соединённом виде до самого низа
его одежды, знаменуя этим соединение в его должности двух должностей —
иерейской и диаконской. И называется он уже не орарём, а “епитрахилью”.
Надевание епитрахили знаменует излияние благодати на священника и
поэтому сопровождается это величественными словами Писания:

Благословен
Бог изливаяй благодать Свою на священники Своя яко миро на главе,
сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его
“.

(Т.е., “Благословен
Бог, изливающий благодать Свою на Своих священников, как миро на
голову, стекающее на бороду, бороду Аарона, стекающее на края одежды его
“).

Затем надевает поручи с теми же словами, что говорил и диакон, и опоясывает себя поясом
поверх подризника и епитрахили, чтобы не препятствовала ширина одежды в
совершении священнодействий и чтобы этим выразить готовность свою, ибо
препоясывается человек, готовясь в дорогу, приступая к делу и подвигу:
препоясывается и священник, собираясь в дорогу небесного служения, и
смотрит на пояс свой, как на крепость силы Божией, его укрепляющей, для
чего и произносит:

Благословен Бог препоясуяй мя силою, и положи непорочен путь мой, совершаяй нозе мои яко елени, и на высоких поставляяй мя“.

(Т.е., “Благословен
Бог, дающий мне силу, сделавший путь мой непорочным и мои ноги быстрее
оленьих и поднявший меня на вершину. /Т.е. к Престолу Божьему/
“).

Наконец, надевает иерей “ризу” или “фелонь”, верхнюю всепокрывающую одежду, знаменующую всепокрывающую правду Господню со словами:

Священницы
Твои, Господи, облекутся в правду, и преподобнии Твои радостию
возрадуются всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь
“.

(Т.е., “Священники
Твои, Господи, оденутся в праведность, и святые Твои радостью
возрадуются всегда, теперь и постоянно, и во веки веков. Истинно так
“.)

Иодетый таким образом в орудия Божии, священник предстоит уже иным
человеком: каков он ни есть сам по себе, как бы ни мало был достоин
своего звания, но глядят на него все стоящие во храме, как на орудие
Божие, которым управляет Дух Святый.

Священник и диакон оба омывают руки, сопровождая сие чтением 25-го псалма, от 6 до 12 стиха:

Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой” и пр.

Сделав по три поклона перед жертвенником, в сопровождении слов:

Боже! Очисти мя грешнаго и помилуй мя” и пр.,

священник
и диакон поднимаются омытые, усветлённые, подобно сияющей одежде своей,
ничего не напоминая в себе подобного другим людям, но уподобляясь
скорее сияющим видениям, чем людям.

Символ Веры

Указания для священно-служителей при Архиерейском служении на Божественной литургии

Проскомидия.

Проскомидия совершается заранее назначенным иереем до прибытия архиерея в храм. Иерей вместе с одним из диаконов прочитывает входные молитвы и надевает полное облачение. Просфоры, в особенности для Агнца, заздравная и заупокойная, приготовляются больших размеров. При вырезывании Агнца иерей принимает во внимание количество причащающихся священнослужителей. Вынув из заздравной просфоры две части, а из заупокойной одну, иерей изымает частицы из прочих просфор, из нижних половинок, оставляя верхние для архиерея, который изымает частицы во время Херувимской песни.ФотоПо обычаю архиерею уготавливаются еще две отдельные просфоры.

Протодиакон, по обычаю, читает входные молитвы. Когда протодиакон начинает читать: “Милосердия двери. “, архиерей отдает жезлоносцу посох и восходит на амвон. Он поклоняется и целует иконы при чтении протодиаконом тропарей: “Пречистому Твоему образу. “, “Милосердия сущи. ” и храма. Затем, преклонив голову пред царскими вратами, читает молитву: “Господи, ниспосли руку Твою. ” Протодиакон же, по обычаю, читает: “Боже, ослаби, остави. ” Надев клобук и после троекратного поклонения приняв посох, архиерей с амвона благословляет всех предстоящих на три стороны при пении:
Тон дэспотин. “Тон дэспотин кэ архиерея имон, Кирие, фалаттэ” (единожды).
Ис полла. “Ис полла эти дэспота” (трижды) (“Господина и архиерея нашего, Господи, сохрани на многая лета”) и идет на средину храма, на кафедру (облачальное место). Туда же переходят иереи. Став в два ряда и совершив однократное поклонение к алтарю, они принимают благословение от архиерея и уходят северными и южными дверями в алтарь облачаться.
Облачение архиерея.

Когда архиерей идет с амвона к месту облачения, из алтаря выходят иподиаконы и другие прислуживающие, в стихарях, с блюдом, покрытым воздухом, и с блюдом с архиерейскими одеждами, а также первый и второй диаконы с кадильницами. Оба диакона становятся ниже амвона, против архиерея. Книгодержец принимает от архиерея на блюдо клобук, * Эти возгласы служат завершением молитв на вход в храм, которые начинает архиерей обычно при приближении к храму, читая тайно: “Благословен Бог наш. “, тропарь храма и проч. панагию, четки, мантию, рясу и уносит в алтарь. Перед архиереем становится иподиакон с архиерейским облачением.
Протодиакон с первым диаконом, сотворив поклон перед царскими вратами, возглашает: Благослов и, Преосвященнейший Владыко, кадило. По благословении первый Диакон говорит: Господу помолимся, протодиакон же читает:
“Да возрадуется душа твоя о Господе; облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя, яко жениху возложи ти венец и яко невесту украси тя красотою”.

Иподиаконы, по благословении архиереем каждой одежды, надевают на него сначала стихарь (подсаккосник), затем и другие одежды, по порядку, причем диакон каждый раз произносит: “Господу помолимся”, а протодиакон соответствующий стих.
Свыше пророцы. Да возрадуется. Певчие поют: “Да возрадуется. “, или другие положенные песнопения.
Когда надевают на архиерея омофор, из алтаря выносят на блюде митру, крест и панагию.
Дикирий и трикирий выносят из алтаря иподиаконам, и они передают их архиерею. Протодиакон после возглашения диаконом “Господу помолимся”, говорит велегласно евангельские слова: “Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца нашего, Иже есть на Небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь”.

Читайте так же:  Молитвы за израиль

Тон дэспотин. Певчие поют: “Тон дэспотин. “.

Архиерей осеняет на четыре страны (на восток, запад, юг и север) народ и отдает трикирий и дикирий иподиаконам.

Ис поллаПевчие на клиросе поют три раза: “Ис полла. “.

Иподиаконы становятся в ряд с протодиаконом и диаконом, которые кадят архиерея трижды по трижды, после чего все поклоняются пред царскими вратами, а затем архиерею. Иподиаконы, взяв кадильницы, уходят в алтарь, а протодиакон и диакон подходят к архиерею, принимают от него благословение, целуют его руку, и первый становится позади архиерея, а второй идет в алтарь.
Часы.

“Егда же глаголются часы, архиерей седит, востает же токмо на Аллилуиа и на Трисвятое, и на Честнейшую”(Чиновник).

Начало литургии.

Протодиакон, приняв от архиерея трикирий, передает его иподиакону, и тот ставит его на место. Первый диакон подходит к архиерею с Апостолом, положив на верх его орарь, получает благословение, целует руку архиерея и идет по левой стороне от престола через царские врата на амвон для чтения Апостола. В это время протодиакон подносит архиерею открытую кадильницу с горящими углями, а один из иподиаконов (с правой стороны архиерея) – сосуд с ладаном.
Протодиакон: “Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило.”
Архиерей( влагая ложечкой ладан в кадило произносит): “Кадило Тебе приносим. ”
Протодиакон: “Вонмем!”
Архиерей: “Мир всем. ”
Первый диакон (чтец Апостола): “И духови твоему.”
Протодиакон: “Премудрость.”

Великий вход.

Освящение Даров.

Диакон возглашает на солее: “Станем добре. ” и входит в алтарь.
Певчие поют: “Милость мира. “.
Архиерей выходит на амвон с трикирием и дикирием и, обратившись лицом к народу, возглашает:
“Благодать Господа нашего Иисуса Христа. “.
Певчие: “И со духом твоим”.
Архиерей (осеняя южную сторону): “Горе имеем сердца”.
Певчие: “Имамы ко Господу”.
Архиерей (осеняя северную сторону): “Благодарим Господа”.
Певчие: “Достойно и праведно. “.

Архиерей и священники, приклонив главы, тайно читают молитву “Благодарим Тя. “.
Диаконы препоясуются орарями крестовидно.
Архиерей произносит возглас: “Благодатию и щедротами. “.
Лик: “Аминь”.
Архиерей и священники тайно читают молитву “Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш. “.

После молитвы протодиакон снимает с архиерея митру, иподиаконы возлагают на архиерея малый омофор, затворяют царские врата и закрывают их завесою.
Диакон на амвоне возглашает: “Вонмем” и входит в алтарь.Свещеносец ставит свечу против царских врат и с посошником также входит в алтарь.
Архиерей, сотворив три поклона с сослужащими, возглашает: “Святая святым”.
Певчие поют: “Един Свят. “.

Причащение

Окончание литургии.

Протодиакон, помолившись к востоку и поклонившись архиерею, исходит из алтаря северною дверью и говорит ектению: “Прости, приимше. ” (если есть ставленник диакон, то ектению произносит он).
Во время ектений архиерей со священниками складывает антиминс, первый иерей подает архиерею Евангелие (иногда второй иерей подает малое, молебное Евангелие), которым при произнесении возгласа: “Яко Ты еси освящение наше. ” архиерей знаменует антиминс, а затем, поцеловав Евангелие, полагает его на антиминс.
Певчие: “Аминь”.
Архиерей: “С миром изыдем”.
Певчие: “О имени Господни”.

Младший священник (если есть, то ставленник) целует престол и, поклонившись на благословение архиерея, исходит царскими вратами и становится на середине, ниже амвона.
Протодиакон (или диакон ставленник): “Господу помолимся”.
Певчие: “Господи, помилуй”.

Священник читает заамвонную молитву: “Благословляли благоловящия Тя, Господи. “.
Протодиакон, или диакон-ставленник, во время молитвы стоит пред иконой Спасителя воздев правую руку с орарем.
Диакон, помолившись к востоку, становится с левой стороны престола, складывает на краю престола крестообразно руки и полагает; на них главу.
Архиерей благословляет его над главою и читает над ним молитву: “Исполнение закона и пророков. “.
Диакон крестится, целует престол и, поклонившись архиерею, отходит к жертвеннику потреблять Святые Дары.
Протодиакон при конце заамвонной молитвы входит в алтарь южною дверью к горнему месту, крестится и делает поклон; священник, прочитав заамвонную молитву, через царские врата идет в алтарь, целует престол, становится на место и вместе с протодиаконом кланяется архиерею.
Певчие: “Буди имя Господне. “.
Архиерей, благословляя народ в царских вратах обеими руками, говорит: “Благословение Господне на вас. “.
Певчие: “Аминь”.
Архиерей (обратясь к востоку): “Слава Тебе, Христе Боже. “.
Певчие: “Слава, и ныне. Господи, помилуй” (трижды).”Владыко, благослови”.

Архиерей лицом к народу произносит отпуст, держа в руках трикирий и дикирий, и, крестообразно осенив ими молящихся, входит в алтарь, целует престол и совлачается от священных одежд (пред престолом или справа от него).
Певчие: “Ис полла. “и многолетствование:” Великаго Господина. “.

Иереи, поцеловав престол и поклонившись архиерею, совлачаются также от священных одежд.
Иподиаконы, поставив трикирий и дикирий на места, снимают с архиерея священные одежды и полагают их на блюдо.
Протодиакон читает положенные при этом молитвы: (“Ныне отпущаеши. “, тропари и проч., отпуст малый). Архиерей надевает рясу, возлагает на себя панагию, надевает мантию и клобук, принимает четки.
По малом отпусте архиерей благословляет общим благословением всех присутствующих в алтаре и исходит в царские врата на солею. Посошник подает ему жезл, архиерей молится, обращаясь к иконам Спасителя и Божией Матери.
Певчие поют: “Тон дэспотин. “.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Архиерей благословляет народ общим благословением с амвона, затем с амвона или с кафедры благословляет в отдельности каждого из народа.
После благословения архиерей идет к западным дверям, становится на орлец, отдает жезл посошнику, иподиаконы снимают с него мантию.

Молитвы на облачение Священника
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here