Молитвы и проповеди

Детально: молитвы и проповеди - специально для Вас.

Короткая проповедь о молитве

В посл. Ефесянам 6:18 читаем слова, которые ярко, с поразительной точностью отражают важность наших молитв: «Всякою молитвою и прошением молитесь … о всех святых». Тот, кто серьёзно вчитывается и вдумывается в значение этих слов, вынужден искренне признать – я должен всегда молиться, молиться о всяком деле, все мысли и сердечные помыслы я должен вкладывать в молитву. Куда бы я ни собирался, чтоб ни начинал делать, моя молитва должна быть в начале любого дела. Вернёмся к нашему тексту, ясно видно повторение для усиления понимания смысла слова «всякое, всяким, всякою». Павел подчёркивает – «старайтесь о сем самом», т.е. прилагайте все усилия. Он, конечно же, знал, как в любом человеке хватает природной лени, а не усердия к молитве. Как часто бывает, что мы молимся, но не бодрствуем в молитве, произносим вполне правильные слова, но не видим воочию того, о чём молимся.

Но кто-то может задать вопрос – а для чего нужна именно постоянная, настойчивая, неусыпная молитва?

Во-первых, само существование сатаны обязывает нас к этому. Вернемся немного раньше и перечитаем, начиная с 12 стиха. Если мы ко всему этому противостоянию не приобщим искреннюю постоянную молитву в Духе, то наша борьба будет безуспешной.

Во-вторых, истинная причина наших неуспехов в жизни, в служении – это не недостаток образования или опыта, а недостаток молитв, непостоянство в прошениях. Иакова 4:2 ясно написано – «не имеете, потому что не просите». Почему церкви так бессильны против заблуждений, грехов и привязанностей к прежним мирским привычкам. Должно нам просить с усердием, с дерзновением.

ТРЕТЬЯ, ЕЩЁ БОЛЕЕ ВАЖНАЯ ПРИЧИНА – сам Господь, Его отношение к молитве (Марка 1:35, Луки 6:12). Если мы считаем себя Его учениками, Его последователями, то личный пример стояния в молитве, данный самим Иисусом, должен ещё больше указывать нам на постоянство в молитве.

Четвертое – Луки 21:34-36. Необходимо молиться, чтобы день возвращения Христа не застал нас внезапно. Мир стремится стащить нас вниз с того пьедестала, на который вознёс нас Христос. И у нас есть только одно средство остаться на высоте положения – не переставая молиться.

Пятое – Филипп. 4:6. Одна ночь, проведённая в молитве, избавит от многих бессонных ночей в дальнейшем. Мир Божий, который превыше всякого разумения, даст вам истинную радость, сохранит наши сердца и мысли на пути следования за Иисусом.

И может быть самое главное – через наши молитвы обращаются к Господу другие. Редко кто находит путь к покаянию без чьих-либо молитв. Новообращённые порой говорят, что чтение Слова Божьего или христианский фестиваль открыли им путь к Богу. Но, и в этих редких случаях, стоит копнуть поглубже и окажется, что о внучке молилась почти пять лет бабушка, а пропадающего от зависимости наркомана спасла молитва одноклассника.

Проповеди и молитвы

Содержание

ЗЕМНОЙ АНГЕЛ И НЕБЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК (Предисловие)

В наш рационалистический век все чаще приходится слышать о соединении христианства с общегуманистическими идеями: мира между народами, прогресса, цивилизации, материального благосостояния; говорится о том, что христианство должно эволюционировать, идти в ногу с веком, что означает на деле (хотят или не хотят этого сторонники таких идей) подчинение духу века, духу мира сего и попытку (увы, уже столько раз не удававшуюся) достигнуть царства Божия на земле чисто человеческими средствами.

Сущность этих идей в более обнаженном виде, не прикрытом всяческими софизмами, можно выразить так: из христианского учения выбирается то, что современно, модно, прогрессивно, или, проще говоря, то, что устраивает, и замалчивается или даже совсем отбрасывается то, что не устраивает. К сожалению, модернизация христианства, открыто принятая частью протестантских богословов, в более или менее завуалированной форме начинает все сильнее проникать не только в католические, но даже и в православные круги.

Другая тенденция, прямо противоположная модернизации, остается верной словам Христа: Царство Мое не от мира сего ( Ин. 18, 36 ). Признавая ценность науки, техники, светского образования и искусства, социально-экономической деятельности, она в то же время сознает относительность, подчиненность, вто-

ростепенность всего этого как временных средств, которые православный христианин должен немедленно отбрасывать, как только они становятся препятствием для его вечного спасения. Представителем этой второй тенденции, выражающей твердость Православия, и был митрополит Трифон (Туркестанов).

Православие можно понять, изучая Священное Писание, творения святых отцов, историю Церкви, богословие. Ведь духовная семинария и академия не для всех возможны, а чтение Священного Писания (с проникновением в смысл его, вдумчивое) для желающего быть православным не по имени, а по жизни необходимо, без него нет спасения и, конечно, нет и Православия. Но самостоятельное изучение этих источников может привести к неправильному пониманию христианства и даже к ереси. Необходима благодатная помощь Церкви, выражающаяся в руководстве духовного отца. Но где ее взять? Надо всем молиться, чтобы Господь выслал деятелей на жатву свою. Православие можно познать еще и другим путем, более доступным человеку, не имеющему богословских знаний, из жизни такого человека, каким был митрополит Трифон.

Знакомство с проповедями, поэтическими произведениями, отдельными высказываниями, поступками митрополита Трифона, с его отношением к тем или иным проблемам и течениям современной ему жизни может оказаться полезным для понимания Православия светскими читателями, пришедшими от неверия к вере. К ним в первую очередь и обращена эта книга. Изучение биографии Владыки прямо вводит в современные проблемы (хотя его творчество обнимает в основном конец XIX и начало XX века), показывая, как должен православный христианин вести себя в той или иной ситуации, относиться к тому или иному явлению частной или общественной жизни.

Читайте так же:  Молитва после контрольной

Кратко и всеобъемлюще Православие заключается в том, чтобы мыслить так, как мыслят все истинно верующие, и веровать так, как учили святые отцы всех предшествовавших веков, представлять совершенство христианского благочестия не в том, чтобы углубляться в непостижимое, но чтобы верно исполнять познанное и ценить веру не по словам, а по делам, – вот тот спасительный путь, по которому шли святые отцы, по которому и нам должно идти. В этом отношении Православие раскрывает и разъясняет догматы Церкви и учение святых отцов в современных понятиях, в некотором смысле переводит старое на язык современной исторической эпохи, показывает неизменное через изменчивое, вечное через преходящее. Поскольку его принципы переданы нам Самим Господом и конкретизированы апостолами и святыми отцами, вдохновляемыми Духом Святым, оно не допускает никакого развития или перестройки по чисто человеческой инициативе, называемой на церковном языке самочинием, независимо от того, исходит ли она от отдельной личности или от целой группировки или течения.

Доказательством истинности Православия и постоянной поддержки его Господом является тот факт, что оно сохранило свои принципы на протяжении двадцати веков, и если за этот период оно и претерпевало некоторые изменения, то они касались лишь внешней формы, а не содержания. Истинность Православия подтверждается еще и тем, что Господь постоянно прославляет святых угодников Божиих, на земле поживших, послуживших и угодивших Ему.

Но при всех своих неизменных, вечных истинах, от Вечной Истины Христа Спасителя дошедших до нас, достигших нас через девятнадцать с лишком веков, Православие не убивает, не порабощает человеческую индивидуальность, а создает самые благоприятные условия для ее развития и самовыражения. Это также можно видеть на примере митрополита Трифона. Твердый последователь Православия, непримиримый противник всяческих компромиссов между верой и неверием, между возрожденным, облагодатство-ванным и греховным человеком, горячий проповедник, неутомимый служитель Церкви, разоблачитель ложных богов интеллигенции, он обладал в то же время ярким, самобытным характером с тонким поэтическим восприятием внешнего и внутреннего мира, даром любви прежде всего к недугующим и страждущим, простым умом и сердцем людям и даром непрестанной сердечной молитвы.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5, 8 ). Господь создает чистое сердце. Сердце чисто созижди во мне, Боже ( Пс. 50, 12 ), а человек трудится при послушании и смирении, в живом уповании, что Господь очистит его сердце. Смирение и послушание успешнее всего приобретаются монашеским путем, а лучшей школой монашества была в то время знаменитая Оптина пустынь, где процветало старчество в лице такого замечательного его представителя, как иеросхимонах Амвросий, старец духоносный, благодатный, но не менее славны и его предшественники и последователи – Леонид, Макарий, Варсонофий и иные прочие, удостоенные от Бога дара прозорливости, исцеления душ человеческих.

Пройдя такую школу, Владыка требовал послушания и от своей паствы, не считая его присущим исключительно монашеству. Монашество отличается от мирских только тем, что оно дает обет безбрачия и нестяжательности. Но как монахи, так и мирские всем существом своим, душою и телом всю свою жизнь должны ревностно стремиться к спасению о Христе Иисусе. Послушание необходимо всем – и монахам, и мирским, – без него нет спасения. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет ( Евр. 13, 17 ).

Правда, это требование было чисто нравственным, как требование долга, требование совести, в котором совершенно отсутствовало давление личного автори-

Митрополит Трифон, начиная свою деятельность как раз в это время, понимал пагубность такого отхода, обличал его, боролся с ним, как и другие лучшие представители русского духовенства, но не мог предотвратить его. Отвечая на критику в адрес монахов, он писал о том, что не монастыри ушли от мира, а мир ушел от монастырей, то есть стал менее духовным, более преданным земным интересам. Деятельный путь Владыки был необыкновенно разнообразен и многотруден: епископское служение, поездки в отдаленные храмы и монастыри, такие, как Соловецкий или Печенгский, проповедническая деятельность, заботы о приютах для слепых и сирот, служение на фронте (на линии огня) во время первой мировой войны, бесконечные ранние литургии в различных храмах Москвы, духовничество, в некотором смысле старческое окормление, начиная с 20-х годов – скитание по чужим квартирам, под угрозой вообще лишиться права жительства в Москве, – вот в самых общих чертах то, чем была заполнена его жизнь.

Наша задача заключается не в том, чтобы проследить весь жизненный путь митрополита Трифона (для этого у нас слишком мало данных), а в раскрытии всеми имеющимися у нас средствами религиозного и нравственного значения его личности. Поэтому мы будем приводить обширные вьщержки из различных материалов, с той или иной стороны освещающих его жизнь и деятельность. Нам хотелось бы привести воз-можно большее количество собственных высказываний Владыки, отражающих его мировоззрение и характер. Наша книга могла бы носить название «Митрополит Трифон сам о себе», но наряду с его собственными произведениями мы широко использовали рассказы его духовных детей, краткие биографии, составленные некоторыми близкими к нему лицами, а также брошюры, описывающие такие события, как хиротония Владыки и его посещения некоторых монастырей, храмов и приютов. Заранее предупреждаем о возможных неточностях и пропусках в его биографии, связанных с тем, что об отдельных периодах его жизни, продолжавшихся по нескольку лет, мы не имеем никаких или почти никаких сведений.

Молитвы и проповеди

«Пусть наши молитвы невнятны. Пусть наши усилия немощны. Силу молитве придает не тот, кто молится, а Тот, Кто слышит ее. Итак, молитесь, поскольку наши молитвы, несомненно, преисполнены смысла». М Лукадо

Читайте так же:  Святая наталья покровительница молитва

О молитве написаны непроходимые горы книг. Некоторые из них я просматривал и откладывал в сторону, некоторые с интересом читал, некоторые внимательно изучал и, признаюсь вам, извлекал немалую пользу. Однако самостоятельное изучение проповеди Иисуса Христа, изложенной в 11 главе Евангелия от Луки, дало мне больше, чем прочтение многих книг. И в самом деле: кто может быть лучшим наставником в вопросах молитвы, чем Христос? Простыми словами Он передал ученикам принципы, на которых зиждется действенная молитва — молитва, изменяющая сердце, а не сотрясающая воздух. Вручаю вам, дорогой читатель, эту книгу в надежде, что извлеченные из нее уроки помогут также и вам!

Молитесь, чтобы молиться!

Многим людям тщеславие не дает покоя. Ради того, чтобы о них заговорил мир, они проделывают невероятные и зачастую ненужные вещи:

• американец Рик Белден за 3 минуты порвал 19 телефонных справочников объемом по 1494 страницы;

• китаец Ли Чжан Хуа поднял на металлическом лотке, подвешенном к его уху с помощью цепи, груду кирпичей весом 50 кг;

• австралиец Девид Хакссло протащил самолет «Боинг 747-400″ весом 187 тонн на расстояние 91 метр за 27,7 секунд;

• литовка Рута Цекуте весом 61,3 кг 15 секунд провисела на бороде Антанаса Контримаса.

Деяния этих людей попали в книгу рекордов Гинесса. Теперь любопытные обыватели, читая ее, ахают в восхищении: «Какие славные ребята! Как же им удаются подобные трюки?! Великую оставили они о себе память. ».

Однако в очах Бога эти сногсшибательные трюки являются пустыми занятиями, поскольку возвеличивают ум, силу, упорство человека, а не Христа. Эти трюки, порожденные суетным тщеславием, показывают человеческое безрассудство, которое ищет себе не вечной, а временной славы. Подобные этим чудачества — рвать телефонные книги, вешать на уши кирпичи, тащить самолеты — не побуждают людей больше всего на свете любить Бога и ближних. Они не захватывают сердце настолько, чтобы хотелось им подражать. Детям Божьим желанны иные рекорды, их манят иные горизонтов. И, слава Богу, эти рекорды и горизонты указаны в Божественном откровении.

Лука, описывая жизнь Спасителя, в отличие от прочих евангелистов, очень много говорит о молящемся Иисусе Христе. Если даже бегло просмотреть тексты до 11 главы Евангелия от Луки, то обнаруживается частое упоминание о молитвах Христа:

• Христос молился при крещении — 3:21

• Христос молился ранним утром — 4:42

• Христос молился в пустынных местах — 5:16

• Христос молился, избирая Себе учеников — 6:12

• Христос молился перед пищей — 9:16

• Христос молился в уединенном месте «…и ученики были с Ним» — 9:18

• Христос молился на горе Преображения — 9:29

• Христос молился, радуясь об успехе учеников — 10:21

Христос был мужем молитвы, и Его пример должен научить нас серьезному отношению к ней.

К сожалению, молитва не стала делом первой необходимости жителей нашей страны, в которой почти 80% граждан причисляют себя к христианам.

Проведенный в 2008 году центром Левады опрос показал, что из 100% крещеных россиян 78% никогда не ходят в церковь. Она на всю жизнь остается для них непопулярным заведением. Никогда не молится 34% крещеных людей, ежедневно молится 17 %, остальные же следуют пословице «пока гром не грянет, мужик не перекрестится».

Не стала молитва приоритетом и в евангельских церквах. Мы не молимся так, чтобы неверующие говорили: «истинно с вами Бог!». Самые малочисленные собрания – молитвенные. Если бы пресвитер церкви объявил, что следующим воскресным утром проповеди не будет, а будет молитвенное собрание, но вечером выступит известный проповедник, не нужно много ума, чтобы сообразить, на какое собрание пришло бы больше людей.

Самая короткая часть многих христианских общений – молитвенная часть, и завершается она скорее «для галочки», для спокойствия совести, чем по осознанной необходимости.

Всем нам недостает откровения о значимости молитвы, которое получил, слушая Христа, безымянный ученик. Он рос в молитвенной культуре: в синагогах постоянно возносились молитвы, а фарисеи открыто демонстрировали преданность ей, подолгу молясь на углах улиц. Ученик читал молитвы в Писании и сам регулярно молился. До недавнего времени ему казалось, что он довольно успешно исполняет самые важные дела – благовестие, исцеление больных, изгнание бесов. В них ему виделось больше практической пользы, чем в молитвенном предстоянии пред Богом.

Однако, вслушавшись в молитву Христа, он вдруг осознал, что самое главное дело у него в пренебрежении: ведь научиться молиться важнее, чем обрести мировую известность или произнести потрясающую проповедь. Молиться важнее, чем исцелить тысячу больных и изгнать тысячу бесов. Молитва есть более настоятельная нужда, чем успешная карьера или хороший дом и семейный очаг.

Ученик Христа понял, что можно повременить со всеми делами, но только не с молитвой. Он уподобился тому мудрецу древней Греции, который, оказавшись на рынке, воскликнул: «Как много на свете вещей, в которых я не нуждаюсь!». Так и человек, открывший для себя молитву, поймет, что во многом он не нуждается, зато в молитве нуждается всегда!

Нередко люди искренне полагают, что сделают Богу немалое одолжение, когда выйдут на пенсию и примутся за молитву. А кто-то рассчитывает помолиться о прощении грехов за пять минут до смерти. Какое безрассудство!

Митрополит Антоний Сурожский серьезно увещевал: «Один вздох действительно спас мытаря, один крик спас разбойника на кресте; одного слова из глубин нашего сердца достаточно для того, чтобы нам раскрылась Божия любовь. Но мы не можем заменить этим последним криком долг целой жизни. Мы не имеем права рассчитывать на то, что, прожив жизнь кое-как, не достойно ни себя, ни Бога, в последнее мгновение сможем сказать: Боже, милостив буди мне, грешному! – и что Бог поверит нам в этих словах. Бог услышит любое слово из глубин сердца, но не расчетливое слово, не такое слово, которое мы скажем как бы в надежде, что одним пустым словом заменим целую жизнь».

Читайте так же:  Молитва если телефон сломался

Нам необходимо молиться об осознании важности молитвы! Если бы кто и мог обойтись без нее, так это Христос! Согласитесь, что основную часть наших молитв составляют просьбы о прощении грехов, просьбы о разрешении проблем со здоровьем, детьми, с работой. Завершается молитва каждого нормального христианина короткой благодарностью. Однако у Христа не было грехов и неразрешимых проблем. Его личные нужды были чрезвычайно скромны, так как Он не имел ни дома, ни жены, ни детей, ни собственного бизнеса. Несмотря на это, Христос молился больше всех!

Его молитвы кардинально отличались от наших как по глубине, так и по продолжительности. Они не были похожи ни на попрошайничество, ни на бормотание себе под нос, ни на истеричное завывание. Его молитвы отличались живым и глубоким общением с Богом. Они низводили небо на землю. Молитвой к Отцу Христос начинал свое служение людям, молитвой и завершил его. Он поныне продолжает молиться за нас на небесах.

Как бы хотелось, чтобы каждый из нас вознес искреннюю молитву, вкладывая в нее одно желание: «Господи, помоги, чтобы молитва была главным содержанием моей жизни». Это не значит, что вы должны простаивать на коленях все 24 часа в сутки. Нет, вы можете и должны заниматься обыкновенными делами: работой, заботой о доме, общением с друзьями, но при этом сердце ваше будет молиться.

Молитва Христа зовет нас к подражанию Ему. И это подражание включает в себя пять взаимосвязанных элементов и все они имеют самое прямое отношение к нам.

Молитвы и проповеди

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Новая книга Виктора Семеновича Рягузова

Ради чего стоит склонять колени…

Послание к Ефесянам адресовано прекрасной церкви, которая появилась на свет в один день благодаря служению апостола Павла. Миссиология не знает примеров столь же стремительного зарождения новой церкви. В тот день двенадцать последователей Иоанна Крестителя, принявшие весть о Христе Спасителе, были крещены Павлом, и по его молитве получили Святого Духа со знамением иных языков. Церковь быстро росла и вскоре стала широко известна в Римской империи.

Прошло время, и апостол с присущей ему духовной проницательностью заметил, что при всех достижениях ефесской церкви ее члены отчаянно нуждались в обретении большей духовности. Павел указывает, что в их среде имело место подражание мирскому образу жизни (4: 17), ложь (4:25), неправедный гнев (4:26), воровство (4:28), неприличные слова (4:29), оскорбления Духа Святого (4:30), склочность характера (4:31), блудодеяния, стяжательство (5:3), легкомыслие в словах (5:4), пьянство (5:18), человекоугодничество (6:5-6). Конечно, все эти грехи не были обычным делом в церкви, но даже отдельные их проявления беспокоили апостола. Апостольские наставления и молитва должны были поставить заслон плотскому образу жизни. Мы обратим внимание на молитву Павла.

«Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле, да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею. (Еф. 3:14-19)

Апостол Павел молился о возрастающей духовности святых. В этом нуждаются все поколения верующих, а наше — вдвойне! Никогда в человеческой истории грех не распространялся с такой неимоверной скоростью, как теперь. Патриарх Кирилл прямо заявил (за что ему особая благодарность!) генсеку Совета Европы Турбьерну Ягланду о безнравственности однополых союзов:

Функции Закона

Грехи могут быть прощены и забыты!

Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд смело определял сознание греховности, как один из видов невроза. Казалось бы, самое удобное объяснение… Но оно голословно, поскольку психоаналитик не доказал отсутствие Бога и не объяснил, как возникло творение без Творца. Кроме того, разум и совесть грешника неумолимо напоминают ему о бесчисленных злых делах, и заставить их замолчать не так-то просто. От себя никуда не уйдешь! Кто отрицает свою греховность, тот, скорее всего, неосознанно прячется от ответственности пред Богом.

В двадцать восемь лет Сергей Есенин находился в зените славы. Господь щедро одарил его красотой, обаянием и поэтическим талантом, но поэт распорядился этими дарами не лучшим образом. Его жизнь сопровождали многочисленные любовные связи, разводы, пьяные скандалы. Строки, написанные Есениным за два года до смерти, обнаруживают притаившийся в глубине грешного сердца отчаянный страх предстать перед святым Богом. Поэт пытается укрыться от неминуемого возмездия за иконами.

Христос против неверия

Христос воскрес из мертвых. Чем же занялся Он сразу после этого знаменательного события? Обратился ли в суд для восстановления Своего честного имени, оклеветанного фарисеями и книжниками? Совершил ли отмщение врагам? Углубился ли в политические и экономические вопросы развития Римской империи? Нет, нет и нет! Воскресший Спаситель приложил все усилия к разрешению самой важной и самой тяжкой проблемы — греха неверия учеников. Глядя на них, охваченных страхом, прячущихся по углам, трудно было поверить, что это те самые люди, которых Христос удостоил высокого звания апостолов. Три года они смело проповедовали, исцеляли и творили чудеса – а теперь не могут поверить в Христово воскресение! Корабль их веры, столкнувшись с «айсбергом» трудных обстоятельств и неразрешимых вопросов, медленно, но неотвратимо идет ко дну!
Читайте так же:  Старорусские молитвы и заговоры

История знает много случаев утраты веры. Американский журналист Уильям Лобделл написал об этом книгу «Теряя веру». Его история начиналась хорошо. В переломный момент жизни друг вытащил его из отчаянной нужды, призвав поверить в Бога. Уильям начал посещать собрания верующих и вскоре нашел работу в газете «Лос-Анджелес Таймс». Ему поручили вести колонку о религиозной жизни Америки.

Поначалу он писал о верных христианах, выстоявших благодаря своей вере в отчаянных жизненных обстоятельствах. Но вскоре ему поручили освещать религиозные скандалы с участием безнравственных священнослужителей. Это и привело его к роковым последствиям.

Как достойно праздновать Пасху

Благословения Завета

Рецепт 2000-летней давности

Любовь Иисуса Христа к отверженным

Испытания от Бога

О неотступности в молитве – протоиерей Валериан Кречетов

Сегодня вы слышали Евангелие, в котором Господь говорит притчу о некоем человеке – судие неправды, которого некая вдовица просила защитить ее. Судья тот, как сказано, жил, «Бога не бояся и человек не срамляяся» ( Лк.18:2 ), то есть, иными словами, ничто не могло его заставить защищать ее. Но за неотступность вдовицы он исполнил ее прошение.

Суббота 33-й седмицы по Пятидесятнице

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня вы слышали Евангелие, в котором Господь говорит притчу о некоем человеке – судие неправды, которого некая вдовица просила защитить ее. Судья тот, как сказано, жил, «Бога не бояся и человек не срамляяся» (Лк.18:2), то есть, иными словами, ничто не могло его заставить защищать ее. Но за неотступность вдовицы он исполнил ее прошение.

Рече же Господь: «Слышите, что судия неправды глаголет? Бог же не имать ли сотворити отмщение избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, и долготерпя о них? Глаголю вам, яко сотворит отмщение их вскоре» (Лк.18:6-8).

Притча эта говорит о том, что от нас требуется неотступность прошения.

Но нужно помнить, что неотступность эта как бы проходит некое испытание. Это звучит так легко: долго она утруждала судью, на наш внешний взгляд. Но за этими словами стоит очень многое. И когда сам начинаешь просить, тогда понимаешь, что неотступность – это подвиг. Просто при внешнем взгляде мы внутреннюю сторону этих глубоких евангельских слов не чувствуем, не постигаем.

Как-то в беседе со старцем отцом Сергием, который служил у нас, я сказал:

– Батюшка, вот какой был Павел Послушливый, ученик Антония Великого… Антоний Великий велел ему воткнуть сухую палку в песок в египетской пустыне, дал ему кружку и сказал: «Вот, поливай ее». А нужно было за водой ходить далеко: с утра идешь, а к вечеру возвращаешься. И с кружкой (а сколько там в кружке принесешь воды-то?) он ходил и поливал эту палку два года. После этого она в песке проросла, зацвела и дала плоды. И Антоний Великий приходящим говорил: «Вот плоды послушания».

Так выглядит с внешней стороны это событие. И я, с детства зная эту историю из «Жития святых», никогда даже не задумывался над ней. А вот когда вспомнил о ней в разговоре с отцом Сергием, он сказал:

– Да, палку-то поливал. А внутри-то какая буря была!

И я понял, что за всеми внешними действиями, прежде всего, стоит внутреннее состояние, внутреннее содержание.

И вот, вдовица неотступно просила. Это не просто – неотступно просить. Что же происходит в это время внутри тебя, и внутри тех, кто тебя окружает, и внутри того, за кого ты просишь? Мысли начинают тебе досаждать: «Ну, что ты? Это пустое дело! Зачем ты этим занимаешься?» Да еще помыслы ропота, раздражения враг посылает.

Когда-то блаженная Моника просила за своего сына, будущего блаженного Августина. Пришла она к святителю Амвросию Медиоланскому и говорит:

– Сын мой идет не тем путем.

– Молись, – говорит ей святитель.

Она стала молиться.

Молится. Приходит опять и говорит:

– А он все хуже становится.

Что же в душе у нее творилось во время ее неотступных молитв? А сын – все хуже и хуже… Она молилась так двадцать лет. Она ослепла от слез.

Тогда она пришла снова к святителю и говорит:

– Вот, я все-таки молюсь.

– Не может быть, чтобы дитя стольких молитв погибло.

И ее сын обратился потом к Богу и стал одним из отцов Церкви.

Вот – как бы исполнение сегодняшней притчи.

Вдовица просит защитить ее от соперника ее. Кто этот «соперник»?

Это тот, от кого и мы просим Бога себя освободить, о ком Господь сказал нам в Своей молитве: «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (Мф.6:13). Тот, который старается все время навредить всему доброму, тот, который на нас нападает, и на детей наших, и на близких наших. Одним словом, тот, который пытается соперничать с Богом.

Соперник этот все время, как говорится, работает. День и ночь! Как он сам признался преподобному Макарию Великому: «Ты мало ешь – я совсем ничего не ем. Ты мало спишь – я совсем не сплю». Эта борьба идет постоянно. За словами, которые мы слышали сегодня в Евангелии: вопиющих день и ночь, – стоит очень много. Стоит вся наша жизнь, со всеми мыслями, обстоятельствами, со всеми «советчиками».

Вот человек молится. За кого-то просит, ходатайствует перед Богом, заказывает сорокоуст, подает милостыню… Особенно, когда за близких, родных. А враг сначала начинает нападать на него внутри: «Что ты? Зря все это, безполезно».

Потом начинает нападать на того, за кого молятся. Тот начинает озлобляться, раздражаться. Потом, если и тут врагу не удается помешать, он начинает действовать через разных советчиков, которые говорят: «Да что ты возишься? Да брось ты! Нечего вообще этим заниматься! Да ты лучше сделай вот так…»

Читайте так же:  Софроний и Иннокентий иркутские а также Георгий исповедник молитва

«Друзи да будут тебе мнози», – сказано в Библии, – «а советник – один из тысячи». – «Все возвести могущему понести», то есть советоваться можно только с тем, кто может понести это.

Потому, когда мы о чем-то просим, нужно помнить, что это непростое дело. И чтобы истинно устоять в этом неотступном прошении, нужно иметь твердую веру. Неотступную веру.

Такие примеры есть в Евангелии. Помните, слепой просил: «Иисусе Сыне Давидов, помилуй мя». Замечательный это пример! «И предыдущий прещаху ему, да умолчит» (Лк.18:38-39). Вот это и есть тот самый бес, который устами советчиков говорил: «Да что ты? Да замолчи! Зря ты! Безполезно. Зачем? К чему?»

Нет! Если Господь положил тебе на сердце за кого-то просить, особенно если это близкие люди (о близких ты вообще обязан молиться), ты должен просить. И просить неотступно.

Господь утешит тебя. Вдруг смотришь – какое-то в его душе движение будет… Но враг – нападает. И поэтому мы часто этого движения не замечаем, говорим: «Притворяется!» Да нет, не притворяется. Просто это тот самый момент, когда Господь хочет тебе сказать: «Трудись дальше, есть движеньице-то!»

Но мы часто не имеем должной неотступности, не имеем неотступной веры, не имеем чистоты сердечной, потому и не видим этого, пусть на первых порах малого, результата.

Для чистого – все чисто. Господь, как Чистейший, видит в каждом человеке малейшее проявление чистоты, малейшую искорку. А мы доброе-то не можем воспринять, не говоря уж о каком-то тонком движении души. Всё по нечистоте своей. Ближнего не можем потерпеть. А нас-то Господь терпит! Сколько раз было у нас: обещали что-то сделать – и не делали. Господь долготерпит о нас – долготерпи и ты о ближнем твоем. Потому что Господь показывает в нем тебе – тебя самого перед Богом.

«В ближних наших – наше спасение», – так говорят святые отцы. То есть через них Господь показывает нам: если мы неисправимы, то и наши ближние так же не исправляются. Если мы медленно двигаемся и только через много лет начинаем приходить в разум (если еще приходим!), то что удивляться, если и наши близкие никак не могут двинуться в этом направлении?

Преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен, и около тебя спасутся тысячи». То есть, занимайся спасением своей души, и тогда спасение душ ближних твоих тоже будет продвигаться.

Судия неправды… А кто это?

Мы своим обыденным сознанием понимаем так, что это плохой, нерадивый судья.

Вот у нас здесь, в Отрадном, погребен владыка Стефан, который три года провел в лагерях, потом Господь сподобил его епископства, а скончался он в неделю жен-мироносиц во время проповеди. Так вот, Господь сподобил меня, грешного, с ним беседовать. Он спрашивает меня:

– А знаешь ты, кто такой судия неправды?

– Ну, какой-то неправедный судья, – отвечаю я, – который все-таки не выдержал…

– Как так Бог?! Ведь судья-то – неправды!

– Да, конечно, – говорит владыка, – Господь – Судия неправды, потому что, если бы Он был Судия правды, то вынужден был бы всех нас казнить. А Он нас милует. «Не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам (Пс.102:10). Он судит нас «по велицей милости Своей» (Пс.50:3).

А по правде-то – так не судят!

Вот часто жалуются: «Ох, какая жизнь тяжелая!» Я спрашиваю:

– А аборты-то у вас были?

– Знаете, за одно только убийство собственного ребенка (а это – убийство!) по земным законам раньше давали двадцать пять лет каторги. Вы знаете, как за границей суммируют сроки? За два убийства – пятьдесят лет. За три убийства – семьдесят пять лет каторги. А вы на свободе ходите.

Это – только один пример. А другие грехи? Так какой же мы жизни достойны по суду праведному?

Да, действительно, Бог – Судия неправды, потому что, если по правде, всех нас надо на каторгу.

Было время, когда наша Россия была вся православная. И по законам тех времен за богохульство, за оскорбление святыни, за поругание икон или храма полагалось минимум десять-двенадцать лет каторги или даже пожизненная каторга. И вот, когда начали ломать храмы, иконы сжигать – есть документальные кадры, как Храм Христа Спасителя взрывали, и наш храм оскверняли, вот за этим, южным, приделом была перегородка, за которой картофель хранили, – то ничего удивительного, что после этого чуть ли не восемьдесят процентов населения сидело в тюрьмах и лагерях. Так и нужно было, потому что все были в разной степени к этому причастны. А те, которые за веру страдали – те были мученики. Они за всех молились, грехи наши брали на себя.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И тогда становится понятным, что, действительно, Господь – Судия неправды, ведь Он судит нас по Своей милости. Так будем об этом помнить. И Он, милостивый, не может не помиловать и нас, и ближних наших, если мы будем неотступно молить Его об этом. Как, когда, каким образом – это Его дело. Аминь.

Молитвы и проповеди
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here