Молитва Святому варлааму керетскому

Детально: молитва святому варлааму керетскому - специально для Вас.

Молитва Святому варлааму керетскому

Преподобному Варлааму Керетскому (тропарь, кондак и молитвы)

Б оже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, преподо́бне,/ мир оста́вил еси́,/ жите́йскую печа́ль и всяк мяте́ж ми́ра сего́/ любве́ ра́ди Христо́вы со дерзнове́нием отве́ргл еси́,/ ева́нгельски Христу́ после́довал еси́,/ и, Того́ яре́м взем, во всем во́ли Его́ повину́лся еси́,/ и весь ра́зум и се́рдце к Нему́ неукло́нно возложи́л еси́,/ Христа́ ра́ди те́ло свое́ изнуря́я посто́м и бде́нием, в моли́твах свои́х не усыпа́я,/ Бо́га ми́лостива творя́ и Пречи́стую Богоро́дицу Моле́бницу предлага́я,/ и сего́ ра́ди от Бо́га восприе́м власть и си́лу на сопроти́внаго врага́,/ не убоя́ся возду́шныя и морски́я тяготы́ и сту́дени, ниже́ уклони́ся,/ и морско́ю пучи́ною в ма́ле лади́ице по вода́м ше́ствие творя́,/ про́тив зе́льнаго обурева́ния пла́ваше,/ промышле́нием Боже́ственнаго ра́зума направля́ем,/ и о́коло Свята́го Но́са непроходи́мый путь морски́й/ от ядови́таго че́рвия/ благопрохо́ден челове́ком без вреда́ сотвори́л еси́ моли́твами свои́ми,/ и мно́гим терпе́нием во вре́менней жи́зни по́двиг соверши́л еси́,/ и, равноа́нгельное житие́ пожи́в,/ те́мже и по преставле́нии источа́еши чуде́с благода́ть/ и́же ве́рою приходя́щим к тебе́, Варлаа́ме, преблаже́нне о́тче наш,/ вопие́м ти: моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 1:

Б оже́ственною свы́ше просвети́вся благода́тию, / ева́нгельски Христу́ после́довал еси́ / и Того́ во всем во́ли повину́лся еси́, / и сего́ ра́ди восприи́м си́лу на врага́ сопроти́внаго, / не убоя́лся еси́ морски́я тяготы́ и сту́дени, ниже́ уклони́ся, / в свое́м пла́че по Бо́зе не усыпа́я, /в ма́ле ла́диице по вода́м ше́ствие твори́л еси́, / про́тив зе́льного обурева́ния пла́вав, / и равноа́нгельное житие́ пожи́в, / те́мже и по преставле́нии источа́еши чуде́с благода́ть, / да вси тебе́ возопие́м: Варлаа́ме преблаже́нне, // моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.

В се у́мное свое́ жела́ние к Бо́гу впери́в,/ и Тому́ невозвра́тно от души́ после́довал еси́,/ и жите́йския молвы́ отри́нув,/ в моли́твах, и слеза́х, и злострада́ниих плоть свою́ изнуря́я,/ до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́знем,/ и, победи́в я́, веселя́ся, преше́л еси́ к Небе́сным черто́гом,/ и ны́не со А́нгелы Святе́й Тро́ице предстоя́,/ отню́ду же и Всеви́дящее о́ко, твоя́ труды́ ви́дев,/ да́ром чуде́с по преставле́нии обогати́ло тя есть,/ и́же тебе́ с ве́рою почита́ющим/ исцеле́ние подава́еши неви́димо/ и мо́лишися непреста́нно, сохраня́я оте́чество свое́ и лю́ди/ от враг ви́димых и неви́димых ненаве́тны,/ да вси тебе́ вопие́м:/ преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме,// моли́ непреста́нно о всех нас.

Ин кондак, глас 1:

В се у́мное свое́ жела́ние к Бо́гу впери́в, / жите́йские молвы́ до конца́ отри́нул еси́, / в моли́твах и слеза́х и злострада́ниях плоть свою́ изнуря́я, / до́бре подвиза́вся проти́ву неви́димаго врага́ ко́зней / и, победи́в я́, путь морски́й от ядови́таго че́рвия челове́кам без вреда́ сотвори́л еси́, / и веселя́ся прише́л еси́ к небе́сным черто́гам, / где ны́не, со а́нгелы Святе́й Тро́ице предстоя́, мо́лишися непреста́нно, / сохраня́я нас от враг ви́димых и неви́димых / и ненаве́тны соблюда́я от скорбе́й, зол и боле́зней, // да твои́ми моли́твами спасе́мся, Варлаа́ме преподо́бне, о́тче наш.

О преподо́бне о́тче наш Варлаа́ме, я́ко име́яй дерзнове́ние ко Творцу́, Изба́вителю всех, И́же в Тро́ице Святе́й покланя́емому и́стинному Христу́, Бо́гу на́шему, помяни́ нас в моли́твах свои́х и всех нас моле́ния, Бо́гу возсыла́емая, приими́ и принеси́ хода́тайственне. Мо́лим тя, изба́ви нас от напа́стей, и на мо́ри зе́льнаго обурева́ния, и потопле́ния морска́го невреди́мы сохрани́, и от всех ви́димых и неви́димых враг ненаве́тны соблюди́, я́ко да твои́ми моли́твами, свя́те, согреше́ний на́ших оставле́ние полу́чим и ве́чных благ сподо́бимся благода́тию и человеколю́бием Го́спода на́шего Иису́са Христа́, Ему́же сла́ва со Отце́м и Святы́м Ду́хом ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитвы преподобному Варлааму Хутынскому

О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме! Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны; умоли, Угодниче Христов! Всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа! и Твое милостивное предстательство в безконечныя веки. Аминь! И Богу слава!

О священная главо, преподобне и преблаженне отче наш Варлааме великий! не забуди нас рабов твоих, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу, яко имея к нему дерзновение и не премолчи молитися о нас верою и любовию чтущих тя. Тебе бо дадеся благодать молитися о нас; не мним бо тя мертва быти, и по смерти убо духом твоим не отступай от нас, но сохраняй нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских. Пастырю наш добрый и светило российское! се образ твой пред очима нашими представит всегда: святая же твоя душа со бесплотными небесными лики у престола Вседержителя предстоит веселящися. Тебе припадаем, отче святый Варлааме, и со слезами молимся: моли Всесильнаго Бога о нас и о пользе душ наших, испроси нам время покаяния и невозбранно пройти от всех воздушных князей и избавитися вечныя муки, и царствия Христова причастниками быти, да спасени тобою, прославим Господа нашего Иисуса Христа со безначальным его Отцем и Пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Читайте так же:  Молитва вдовы об усопшем муже до 40 дней на русском языке

Молитвы преподобному Варлааму Хутынскому

Иже на земли леганием, пощением же и бдением тело твое изнуряя, преподобне, вся плотская мудрования умертвил еси, и исцелений струя независтная явился еси верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Ин тропарь преподобному Варлааму Хутынскому, глас 8-й

Богодуховныя благодати исполнився и разжегся любовию Животворящия Троицы, млад явися Богу угождаяй, ревнуя святым отцем преподобным, великия труды возлюбив, и понесл еси, и демонския посрамив, множкества низложил еси, и преставися в вечный покой, и ныне подаеши просящим неоскудное исцеление, исцеляя многоразличныя недуги, молимтися, святый преподобне отче Варлааме, непрестанно молися ко Господу о душах наших.

Кондак преподобному Варлааму Хутынскому, глас 8-й

Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси, он убо огнь сведе и царя удиви, ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси. Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе, Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти: радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Молитва первая преподобному Варлааму Хутынскому читаемая во время стихийных бедствий

О Преподобне и Богоносне Отче наш Варлааме! Услыши нас молящихся Тебе и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений находящих на ны; умоли, Угодниче Христов! Всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа, делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно Славимую от Ангел Всесвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа! и Твое милостивное предстательство в безконечныя Веки. Аминь! И Богу слава!

Молитва вторая преподобному Варлааму Хутынскому читаемая при том же

О священная главо, преподобне и преблаженне отче наш Варлааме великий! не забуди нас рабов твоих, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу, яко имея к нему дерзновение и не премолчи молитися о нас верою и любовию чтущих тя. Тебе бо дадеся благодать молитися о нас; не мним бо тя мертва быти, и по смерти убо духом твоим не отступай от нас, но сохраняй нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских. Пастырю наш добрый и светило российское! се образ твой пред очима нашими представит всегда: святая же твоя душа со бесплотными небесными лики у престола Вседержителя предстоит веселящися. Тебе припадаем, отче святый Варлааме, и со слезами молимся: моли Всесильнаго Бога о нас и о пользе душ наших, испроси нам время покаяния и невозбранно пройти от всех воздушных князей и избавитися вечныя муки, и царствия Христова причастниками быти, да спасени тобою, прославим Господа нашего Иисуса Христа со безначальным его Отцем и пресвятым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва Святому варлааму керетскому

СВЯТЫЕ ЗЕМЛИ КАРЕЛЬСКОЙ

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Главная
Календарь
прп. Пахомий Кенский
прпп. Никифор и Геннадий Важеозерские
прпп. Лазарь и Афанасий Муромские
прп. Герман Соловецкий
прп. Зосима Соловецкий
прп. Александр Ошевенский
прп. Афанасий Сяндемский
прп. Афанасий Наволоцкий
прп. Адриан Андрусовский
прп. Корнилий Палеостровский
прп. Иона Клименецкий
прп. Елисей Сумский
сщмч. прот. Николай Богословский
блаж. Фаддей Петрозаводский
прп. Варлаам Керетский
прп. Александр Свирский
прп. Иона Яшезерский
прп. Кирилл Челмогорский
Подвижницы благочестия
Мария Олонецкая
Анастасия Паданская
Праздник православной Карелии — день Карельских святых
Служба на Собор Карельских святых
Календарь православных воинских праздников
Церковные праздники
по месяцам:

Силой своего покаяния один из великих святых подвижников Карелии прп. Варлаам напоминает великую древнюю подвижницу Марию Египетскую. О мощах преподобного, которые находились в Керетском храме, писал в своих дневниковых записях Элиас Леннрот, побывавший в нем, но для которого память о святом в народе была для него, лютеранина, ничем не объяснима.

Во времена гонений на Церковь храмы Поморского края были разорены, в 40-х годах сгорела церковь и в Керети. И только в 1998 году единственный в России предел, посвященный преподобному, был освящен в нижнем храме Благовещенского собора Кеми — Никольском, а в 2000 году приход Успенского собора города издал книгу «Сказание о преподобном Варлааме Керетском» с молитвой ко святому. В июне же 2002 г. в поселке Чупа была освящена первая на карельской земле церковь во имя Варлаама Керетского. Построен этот небольшой деревянный храм на средства благотворителей.

Прп. Варлаам был родом из поморского села Кереть (Кемской волости). Во времена Иоанна Грозного (XVI век) служил священником в Коле (Кольский острог) в церкви Николая Чудотворца. Но исконному человеконенавистнику дьяволу нестерпимо было благочестие Варлаама и его ревностное служение Богу. Он «обморочил» его, и тот, заподозрив свою горячо любимую жену в измене, впал в грех и ударил ее, в чем сразу же и раскаялся. Но удар оказался смертельным. Осознав весь ужас происшедшего, Варлаам перенес в баркас остывающее тело жены и отплыл в открытое море.

На берег он больше не вернулся, скитаясь по волнам Баренцева и Белого морей, предав себя воле Божией. Русские и норвежские мореходы часто встречали загадочного скитальца, не выпускающего из рук весел в любую погоду, возившего останки жены — свидетельство его смертного греха. Так прошло несколько лет, и многие, встречая эту одинокую лодку, уже считали ее видением. Трудно было поверить, что может быть такая сила покаяния. Но это действительно был Варлаам. Не оставляющий ни весел, ни пения покаянных псалмов Давидовых, ни надежды на милость Божию. Так продолжалось, пока тело жены не истлело в прах.

В то время на побережье, в районе Святого Носа, было одно гиблое место, которое стороной обходили все рыбаки. Это бухта, в которой обитали страшные морские черви-древоточцы. И если кто подцеплял на днище таких червей, то очень быстро они превращали деревянные ладьи поморов в труху. Проходя как-то мимо этих страшных мест, Варлаам решил так: «Стану я в этой бухте, и если не «застрадал» я свой грех и не прости меня Господь, пусть прогрызут мою лодку черви, и погибну я, недостойный прощения, в студеных водах». И даровал Господь ему прощение. И в знамение этого исчезли навсегда из этой бухты страшные черви. И стали безбоязненно укрываться здесь рыбаки, вспоминая Варлаама.

Варлаам же принял монашеский постриг на Соловках и еще около ста лет подвизался в подвигах поста и молитвы сначала в пустынном месте, недалеко от родной Керети, а затем ушел еще дальше от людей на Терский берег Белого моря, в район реки Чаваньги, где, по преданию, построил часовенку и крестил в ней лопарей, просвещая их светом веры Христовой. По кончине тело преподобного перевели в Кереть, где захоронили с востока от алтаря церкви св. Георгия Победоносца.

Известны случаи его чудесного заступничества за попавших в беду мореходов, когда преп. Варлаам являлся им, укреплял их и помогал справиться со штормом… При этом он всегда называл себя и заповедовал ехать в Кереть и там помолиться в благодарность о спасении. Постепенно в поморском люде сложилась твердая уверенность, что прп. Варлаам, сам хорошо узнав, что такое северные моря и как страшно бывает мореходам, попавшим в беду на море, не оставит призывающего на помощь, заступится и спасет.

Эту уверенность подкрепляли не только приезжавшие в Кереть помолиться о чудесном своем спасении рыбаки, промышленники и купцы, но и многочисленные поклонные кресты, поставленные по всему Северу, многие из которых напрямую связаны были с чудесной помощью прп. Варлаама Керетского. Так, например, до сир пор хранящийся в Благовещенской церкви г. Кола поклонный крест поставил в 1635 году кольский воевода Гурий Иванович Волынцев в память о Варлааме с Керети, который явился воеводе в болезни и исцелил от тяжкого недуга («черной немочи»).

Вот как наставляли опытные мореходы своих учеников перед выходом в море: «Смотри, неладное что выйдет тебе — поветрия, что ли, долго не будет, в бурю страх обуяет тебя, в великое ли сомнение впадешь и соскучишься крепко, — молитву свою Варлааму Керетскому посылай. Для того он, батюшка, в наших странах и обитель себе земную восприял. Молись ему. Пособляет».

Подготовила Ольга АНДРЕЕВА

МОЛИТВА
преподобному Варлааму Керетскому

О преподобне отче наш Варлааме, яко имеяй дерзновение ко Творцу, Избавителю всех, Иже в Троицe Святей покланяемому истинному Христу, Богу нашему, помяни нас в молитвах своих и всех нас моления, Богу воссылаемая, прими и принеси я ходатаЙственне. Молим тя, избави нас от всяких напастей и на мори от зельнаго обуревания, и от потопления морскаго невредимы сохрани, и от всех видимых и невидимых враг ненаветны соблюди, яко да твоими молитвами, святе, согрешений наших оставление получим и вечных благ сподобимcя благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитвы преподобному Варлааму Керетскому

Божественною свыше просветився благодатию, преподобне, мир оставил еси, житейскую печаль и всяк мятеж мира сего любве ради Христовы со дерзновением отвергл еси, евангельски Христу последовал еси, и Того во всем воли повинулся еси, и весь разум и сердце на Него неуклонно возложил еси. Христа ради и тело свое изнури постом и бдением, в молитвах своих не усыпая, Бога милостива творя и Пречистую Богородицу Молебницу предлагая и сего ради от Бога восприем силу на сопротивнаго врага, не убойся воздушныя и морския тягости и студени, ниже уклонися, и морскою пучиною в мале ладиице по водам шествие творя, против зельнаго обуревания плаваше, промышлением Божественнаго Разума направляемь, и около Святаго Носа непроходимый путь морский от ядовитаго червия благопроходен человеком без вреда сотворил еси молитвами своими, и многим терпением во временней жизни подвиг совершил еси, и равноангельное житие пожив, темже и по преставлении источаеши чудес благодать, иже верою преходяще к тебе, Варлааме преблаженне отче наш, вопием ти: моли Христа Бога, да спасет души наша.

Кондак преподобному Варлааму Керетскому, глас 3-й

Видео удалено.
ПРП. ВАРЛААМ КЕРЕТСКИЙ
(память — 19 ноября)
Видео (кликните для воспроизведения).

Все умное свое желание к Богу вперив и Тому невозвратно от души последовал еси, и житейския молвы отринув, в молитвах и слезах и злостраданиих плоть свою изнуряя, добре подвизався противу невидимаго врага кознем и победив я, веселяся прешел еси к Небесным чертогом, и ныне со ангелы Святей Троице предстоя, отнудуже и Всевидящее Око твоя труды видев, даром чудес по преставлении обогатило тя есть, иже тебе верою почитающим, приходящим же, и честным мощем твоим покланяющимся от честнаго ти гроба исцеление подаваеши невидимо и молишися непрестанно, сохраняя отечество свое и люди от враг видимых и невидимых ненаветны, да вси тебе вопием: преподобне отче наш Варлааме, Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

Величание преподобному Варлааму Керетскому

Ублажаем Тя, преподобный отче Варлааме, и чтим святую память Твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Варлааму Керетскому о покровительстве мореходам

О преподобне отче наш Варлааме, яко имеяй дерзновение ко Твор­цу, Избавителю всех, Иже в Троице Святей покланяемому истинному Христу, Богу нашему, помяни нас в молитвах своих и всех нас моления, Богу возсылаемая, приими и принеси ходатайственне. Молим тя, избави нас от напастей, и на мори зельнаго обуревания, и потопления морскаго невредимы сохрани, и от всех видимых и невидимых враг ненаветны соблюди, яко да твоими молитвами, святе, согрешений наших оставление получим и вечных благ сподобимся благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Емуже слава со Отцем и Святым Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобный Варлаа ́ м Керетский , Архангельский, иеромонах

Дни памяти

28 декабря – Собор Кольских святых

3 июня – Собор Карельских святых

Житие

Краткое житие преподобного Варлаама Керетского

Жил в XVI ве­ке, про­ис­хо­дил из Ке­рец­кой во­ло­сти Ар­хан­гель­ской гу­бер­нии, был свя­щен­ни­ком Коль­ско­го остро­га, по­том под­ви­зал­ся ино­ком в пу­сты­ни око­ло Ке­ре­ти, где и был по­гре­бен. У бе­ло­мо­ров он по­чи­та­ет­ся по­кро­ви­те­лем от «вод­но­го по­топ­ле­ния».

Полное житие преподобного Варлаама Керетского

Пре­по­доб­ный Вар­ла­ам жил во дни ца­ря Иоан­на Ва­си­лье­ви­ча Гроз­но­го (1533–1584). Ро­дил­ся и вос­пи­ты­вал­ся он близ Бе­ло­го мо­ря, в Ке­рет­ской во­ло­сти. На­учен­ный гра­мо­те, Вар­ла­ам по­став­лен был свя­щен­ни­ком к церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в го­ро­де Ко­ле и рев­ност­но слу­жил Гос­по­ду, по­учая лю­дей, как ис­тин­ный пас­тырь, за­ко­ну Гос­под­ню.

По­тру­див­шись до­воль­ное вре­мя, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам вос­хо­тел при­нять от Бо­га из­ве­ще­ние о том, про­щен ли грех его. Древ­няя по­весть о пре­по­доб­ном рас­ска­зы­ва­ет, что око­ло Свя­то­го Мы­са пла­ва­ние бы­ло опас­но по­то­му, что здесь во­ди­лись осо­бые мор­ские чер­ви, ко­то­рые про­та­чи­ва­ли су­да. Эти чер­ви – мол­люс­ки, на­зы­ва­е­мые «ко­ра­бель­ные свер­ли­ла», про­та­чи­ва­ли су­да да­же из са­мо­го креп­ко­го ле­са и за­став­ля­ли су­дов­щи­ков про­хо­дить Свя­той Мыс не мо­рем, а во­ло­ком, то есть пе­ре­но­сить су­да бе­ре­гом. Чер­ви эти не при­чи­ни­ли ни­ка­ко­го вре­да пре­по­доб­но­му, но он хо­тел сде­лать без­вред­ным пла­ва­ние око­ло Мы­са для всех. Свя­той по­мо­лил­ся Бо­гу и был ско­ро услы­шан: чер­ви бес­след­но про­па­ли, и с тех пор путь око­ло Свя­то­го Мы­са стал без­опа­сен для пла­ва­ния.

При­няв чу­до за из­ве­ще­ние о том, что Гос­подь уже про­стил ве­ли­кий грех его, пре­по­доб­ный Вар­ла­ам вско­ре остав­ля­ет мир, при­ни­ма­ет ино­че­ское по­стри­же­ние и по­се­ля­ет­ся в лес­ной пу­сты­ни близ озе­ра Ке­ре­ти. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет, что от­шель­ни­ка в его уеди­не­нии бес­по­ко­и­ли жен­щи­ны, ко­то­рые ле­том при­хо­ди­ли в лес со­би­рать яго­ды и при этом рас­пе­ва­ли мир­ские пес­ни. Бес­по­кой­ство за­ста­ви­ло по­движ­ни­ка оста­вить Ке­реть и уда­лить­ся к Чуп­ской гу­бе. Там пре­по­доб­ный и скон­чал­ся.

Неиз­вест­но, ко­гда и кем мно­го­стра­даль­ное и тру­до­люб­ное те­ло пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма при­не­се­но бы­ло в се­ло Ке­реть и по­гре­бе­но здесь при церк­ви свя­то­го Ге­ор­гия, за ал­та­рем с во­сточ­ной сто­ро­ны.

С пер­вых де­ся­ти­ле­тий XVII ве­ка сре­ди на­се­ле­ния се­вер­но­го По­мо­рья на­ча­лось по­чи­та­ние Ке­рет­ско­го по­движ­ни­ка свя­тым. В 1664 го­ду со слов трех сви­де­те­лей – Пет­ра Ва­си­лье­ви­ча Бу­то­ри­на, Иа­ко­ва Нос­ко­ва (или Посно­ва) и Ев­фи­мия Боль­ни­ще­ва – за­пи­са­ны бы­ли яв­ле­ния и чу­де­са пре­по­доб­но­го, ко­то­рые с до­ста­точ­ной яс­но­стью ука­зы­ва­ют на то ве­ли­кое бла­го­го­ве­ние, с ка­ким от­но­си­лись жи­те­ли По­мо­рья к па­мя­ти угод­ни­ка Бо­жия.

Петр Ва­си­лье­вич Бу­то­рин, еще бу­дучи де­ся­ти­лет­ним маль­чи­ком, вы­ехал с от­цом на рыб­ную лов­лю в Бе­лое мо­ре, к Сон-ост­ро­ву. И ви­дел Петр во сне, буд­то плы­вут они близ Ша­ра­по­ва мы­са. Под­ня­лась бу­ря. Маль­чик с ужа­сом за­ме­тил, что кар­бас их по­лон во­ды, а спе­ре­ди шла на них вол­на, го­то­вая по­то­пить их. Но за­тем Петр ви­дит стар­ца с се­дой бо­ро­дой, за­щи­ща­ю­ще­го их суд­но от на­по­ра вол­ны. И вдруг кар­бас очу­тил­ся в за­щи­щен­ном от волн ме­сте, за кор­гою (кор­га – ка­мен­ная под­вод­ная гря­да, или риф). Ко­гда ми­ну­ла опас­ность, ста­рец ска­зал маль­чи­ку: «Вы по­то­ну­ли бы, ес­ли бы не я, Вар­ла­ам из Ке­ре­ти». И ве­лел ему по­ве­дать о том лю­дям. Петр проснул­ся и рас­ска­зал сон свой от­цу, но тот не об­ра­тил вни­ма­ния на сло­ва маль­чи­ка.

Утром ры­бо­ло­вы уви­де­ли ла­дью, при­зна­ли, что ла­дья ке­рет­ская, но не ре­ши­лись по­дой­ти к ней, так как под­ня­лась боль­шая зыбь – на­чи­на­лась бу­ря. По при­ка­за­нию от­ца Пет­ро­ва по­плы­ли в Ке­рет­скую во­лость за хле­бом, и сон маль­чи­ка сбыл­ся те­перь на­яву: вол­на за­ли­ла лод­ку; ры­ба­ка­ми овла­де­ли ужас и от­ча­я­ние, по­то­му что они ви­де­ли вол­ну еще бо­лее ярост­ную, ко­то­рая при­бли­жа­лась и гро­зи­ла по­крыть и по­хо­ро­нить их. Но вне­зап­но ка­кой-то неви­ди­мой си­лой кар­бас был от­бро­шен к бе­ре­гу, за кор­гу. То­гда они вы­чер­па­ли во­ду из кар­ба­са и бла­го­по­луч­но до­плы­ли до во­ло­сти.

Через пять дней пре­по­доб­ный вто­рич­но явил­ся Пет­ру во сне; те­перь уко­рял его и гро­зил­ся бить, ес­ли он не рас­ска­жет лю­дям о сво­их ви­де­ни­ях и о чу­де свя­то­го.

При ца­ре Ми­ха­и­ле Фе­о­до­ро­ви­че, по­сле Ли­тов­ской вой­ны, в Коль­ский ост­ров, то есть в го­род Ко­лу, при­слан был во­е­во­дой Гу­рий Ива­но­вич Во­лын­цев. За­хво­рал он чер­ной немо­чью и был удру­чен, по­то­му что ни­от­ку­да не ждал се­бе по­мо­щи. То­гда явил­ся Гу­рию свя­той Вар­ла­ам в ино­че­ском ви­де и ска­зал: «Не скор­би, че­ло­ве­че, из­ба­вит те­бя Бог от бо­лез­ни тво­ей». На во­прос во­е­во­ды, кто явив­ший­ся и от­ку­да, ста­рец от­ве­чал: «Я Вар­ла­ам из Ке­ре­ти». Гу­рий ни­ко­гда не слы­хал о пре­по­доб­ном Вар­ла­а­ме. По­это­му стал раз­уз­на­вать о нем и от од­но­го ке­рет­ско­го уро­жен­ца узнал по­дроб­но о жи­тии и по­дви­гах пре­по­доб­но­го. Осве­до­мив­­шись о том, что мо­ги­ла свя­то­го в небре­же­нии, ис­це­лен­ный во­е­во­да дал сред­ства на устрой­ство гроб­ни­цы и кре­ста на ней. Бо­лезнь Во­лын­це­ва бо­лее не по­вто­ря­лась.

Два куп­ца из Кар­го­по­ля – Иа­ков Нос­ков (или Поснов) и Ев­фи­мий Боль­ни­щев – плы­ли вес­ною от Онеж­ско­го устья в Ко­лу тор­го­вать. Ко­гда они про­шли Со­ло­вец­кий ост­ров, их ла­дью стал за­ти­рать на­нос­ный лед. Дол­го и без­успеш­но бо­ро­лись со льдом мо­ре­хо­ды и уже от­ча­я­лись в сво­ем спа­се­нии. Сто­яв­ший на кор­ме ла­дьи Ев­фи­мий за­дре­мал от утом­ле­ния. Вдруг уви­дал он в лод­ке сво­ей стар­ца, ко­то­рый его спра­ши­вал: «Да­лек ли, бра­тие, путь ваш?» Ев­фи­мий от­ве­чал: «Идем тор­го­вать в По­мо­рье, но нас за­тер­ло льдом и мы по­ги­ба­ем». «Не скор­би, бра­те, – уте­шал его ста­рец, – по­еде­те вы в Ке­реть, и Бог даст вам путь чист». Сам по­шел на нос ла­дьи и на­чал рас­пи­хи­вать льди­ны. Проснув­шись, Ев­фи­мий рас­ска­зал спут­ни­кам о сво­ем сно­ви­де­нии. Дей­стви­тель­но, вско­ре уви­да­ли они сквозь льди­ны как бы до­ро­гу. На­ча­ло про­яс­нять­ся, и по­пут­ный ве­тер вы­нес их невре­ди­мы­ми из льдов в мо­ре. При­плыв в Ке­реть, мо­ре­хо­ды рас­ска­за­ли о яв­ле­нии свя­то­го Вар­ла­а­ма и о чу­дес­ном из­бав­ле­нии сво­ем от смер­ти. Бла­го­дар­ный за спа­се­ние Ев­фи­мий по­ста­вил ча­сов­ню над гро­бом пре­по­доб­но­го.

Ни­ки­фор с Се­вер­ной Дви­ны вме­сте с то­ва­ри­ща­ми сво­ими плыл до­мой с Мур­ман­ско­го бе­ре­га. Страш­ная бу­ря за­стиг­ла их про­тив Свя­то­го Мы­са. Мач­ту ла­дьи их сло­ма­ло, па­рус и вес­ла унес­ло в мо­ре. За­хле­сты­вая бес­по­мощ­ную ла­дью, вол­ны но­си­ли ее несколь­ко дней по мо­рю. По­ло­же­ние мо­ре­пла­ва­те­лей ста­ло без­на­деж­ным, ко­гда ла­дью по­нес­ло от бе­ре­га в от­кры­тое мо­ре. То­гда Ни­ки­фо­ру явил­ся во сне муж и ска­зал: «За­чем вы впа­ли в от­ча­я­ние и уже не ду­ма­е­те о се­бе? Па­рус ваш под ла­дьею и три вес­ла, и мач­та тут же, но вы не ста­ви­те ее. При­сту­пи­те к де­лу и будь­те осто­рож­ны». Ни­ки­фор рас­ска­зал то­ва­ри­щам о ви­де­нии. Тот­час ста­ли ис­кать па­рус и ско­ро на­шли его под лод­кой вме­сте с мач­той и ру­лем. Из­му­чен­ные ра­бо­той, мо­ре­хо­ды за­сну­ли; сно­ва явил­ся им ста­рец и сно­ва обод­рял их. «Кто ты, про­мыш­ля­ю­щий и пе­ку­щий­ся о нас?» – спро­сил его Ни­ки­фор. «Я Вар­ла­ам из Ке­ре­ти», – от­ве­тил ста­рец. На тре­тий день при по­пут­ном вет­ре мо­ре­пла­ва­те­ли бла­го­по­луч­но до­стиг­ли устья Дви­ны. На вто­рой год по­сле это­го про­ис­ше­ствия при­шел Ни­ки­фор в Ке­реть и стал рас­спра­ши­вать, кто та­кой здесь Вар­ла­ам (он счи­тал чу­до­твор­ца еще жи­вым). Ни­ки­фо­ру ска­за­ли, что ему явил­ся и ока­зал по­мощь по­чив­ший угод­ник Бо­жий, и по­ка­за­ли гроб­ни­цу свя­то­го. То­гда Ни­ки­фор при­нес на гроб чу­до­твор­ца мно­го свеч и, мо­лясь, бла­го­да­рил его за чу­дес­ное спа­се­ние свое.

К два­дца­тым го­дам XVIII ве­ка мест­ное по­чи­та­ние пре­по­доб­но­го Вар­ла­а­ма уста­но­ви­лось. То­гда бы­ли сви­де­тель­ство­ва­ны и мо­щи его. Од­на­ко по­движ­ник не был при­чис­лен Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых, об­ще­цер­ков­но чти­мых. До сих пор пре­по­доб­ный Вар­ла­ам чтит­ся мест­но и при­зна­ет­ся жи­те­ля­ми По­мор­ско­го края по­кро­ви­те­лем мо­ре­хо­дов. В мо­лит­ве угод­ни­ку Бо­жию го­во­рит­ся: «Мо­лим­ся, из­ба­ви и со­хра­ни нас от вся­ких на­па­стей, и на мо­ри от зель­на­го обу­ре­ва­ния и от ис­топ­ле­ния мор­ска­го невред­ны со­хра­ни».

Невероятный путь к святости Варлаама Керетского

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Содержание страницы

Житие

Прп. Варлаам Керетский

Преподобный Варлаам, в миру Василий, родился «в лета бе царя и великаго князя Иоанна Васильевича всея России самодержца», то есть во времена царствования Иоанна Грозного, примерно в 1505 году. Семья его проживала в селе Кереть, что у Кандалакшского залива в Карелии. Издревле местные жители кормились тем, что ловили рыбу, добывали соль да слюду, из которой потом выливали тончайшие пластины для окон, славившиеся на всю округу.

Однако Василий стал не рыбарем, а священником. Он рано женился, получил приход в городе Кола на Кольском полуострове и уехал из родной деревни. Служил пресвитером в храме Николая Чудотворца и был, как говорит житие, ревнивым пастырем, «ходатаем Богу и человеком». Очень печалило отца Василия, что многие лопарские семьи – коренное население этих мест, пребывают во мраке язычества и поклоняются идолам.

Однажды, на Абрам-мысе стали твориться нехорошие дела: жертвоприношения. Рыбаки жаловались, что того требует поселившийся на мысе бес, а иначе ни мирного житья, ни жирной рыбы в сетях не будет. Предание гласит, что отец Василий изгнал нечистого духа, но разгневанный бес, покидая «насиженное место», пообещал отомстить пастырю. Неизвестно сколько еще времени пробыл священник в Коле, но случилось так, что по долгу службы он вернулся в родное село, где подвизался в Георгиевской церкви.

Убийство жены

Отец Василий всегда отличался суровым и крутым нравом. Обмороченный лукавым, он совершил поступок, о котором сожалел до конца своих дней. Священник Василий убил свою жену. Достоверных фактов о причине, сподвигшей его на это, нет. Житие говорит, что он лишил жизни попадью в припадке ревности, уличив ее в супружеской измене.

Однако в молебном каноне святому Варлааму, который был написан настоятелем Соловецкого монастыря Сергеем Шелониным, утверждается, что матушка сама стала бесноватой, вела себя вызывающе, обольщала прихожан. Еще по одной версии, супружница Василия была смертельно ранена во время отчитки, когда священнослужитель пытался изгнать беса. Как бы там ни было, женщина умерла.

Епитимья

Оплакав и похоронив жену, отец Василий отправился в Троицкий Усть-Кольский монастырь к своему духовнику игумену Феодориту (тому самому, который будет прославлен Православной Церковью в лике преподобных). Двух просветителей и борцов с идолопоклонничеством связывали давешние отношения: юные лета Василий провел в скиту близ Шуи, где обучался грамоте под началом проживавшего там Феодорита.

Любопытно, что в 1548 году братия Троицкого монастыря изгонит своего игумена из-за «слишком жёсткого» устава. Возможно, именно суровым нравом Феодорита и объясняется та необычайно строгая епитимья, которую он наложил на своего бывшего ученика. В наказание за содеянный грех отец Василий должен был выкопать тело жены из могилы и плавать с ним на лодке по морю «дондеже изгниет тело умершее».

Прп. Варлаам Керетский

Погрузив окоченевший, завернутый в парусину труп на дно судна, священник вывел лодку в море. Покаянный маршрут отца Василия пролегал вдоль Кольского полуострова, от Крети до Колы, туда и обратно. Ходить по тамошним морям опасно: они подвержены штормам в любую погоду, особенно зимой. Высота волн во время бурь достигает шести метров, а по водам несутся плавучие льдины, толщиной до полутора метров.

Не одна поморская лодка разбилась о коварные скалы, была затерта во льдах или потоплена ледяной волной, когда на море падал сырой густой туман, и моряки сбивались с курса. Поморы, отправляясь на рыбный промысел, по обычаю прихватывали с собой белые рубахи – на смерть. У отца Василия судно было парусным, но толку от этого было чуть: куда бы ни поворачивал поп, всюду его встречал шквалистый ветер, так что священнику все время приходилось идти на веслах. Три года ходил отец Василий по морям, а у его ног, лежал соленый от морских брызг и холодный труп жены…

Знамение о прощении греха

Господь не посылал погибели своему рабу. В то же время от бренных останков супруги остался лишь скелет, завернутый в парусиновый саван. Тогда отец Василий решил испытать судьбу. Он направил свое судно в сторону Святого Носа – района, хорошо знакомого всем местным мореходам. В этих водах сталкивались два течения и образовывались «морские сувои», то есть сильное волнение, в результате которого возникали огромные волны.

А еще в этих водах водились опасные «морские сверлила» — моллюски с необычайно острыми краями раковин, которыми они разрезали днища кораблей, и суда тонули. Поморы никогда не рисковали проходить этот участок по морю, но всегда тащили свои лодки по суше, волоком.

Вот туда-то и направился отец Василий. Он думал, если Господь простил, то ни стихия морская, ни моллюски не причинят ему вреда. Вознеся молитву Всевышнему, подвижник миновал мыс благополучно. И удивительный факт: с тех пор морские черви исчезли из залива бесследно.

Приняв чудо избавления от смерти в коварных водах у Святого Носа за знак Божиего прощения, отец Василий повернул свою лодку обратно к Керети, и, спустя три года, впервые пристал к берегу. От этого покаянного путешествия остался у отца Василия горб на спине да мозоли на руках.

Иноческий постриг и отшельничество

В Керети, вторично похоронив жену, отец Василий принимает монашеский постриг с именем Варлаам. Поскольку в алтарь он больше допущен быть не может, то оставляет священническое служение и уходит к игумену Трифону в Печенгский монастырь. Известно, что судьба Трифона до боли схожа с судьбой Варлаама. Аскет и подвижник, посвятивший полжизни миссионерской деятельности, он когда-то в ярости и ревности убил свою возлюбленную.

Каялся будущий святой «в пустыне средь диких зверей», пока во время скитаний не встретился с Феодоритом. Благодаря влиянию нового знакомого, Тихон устремился на реку Печенгу, проповедовать Евангелие среди диких языческих племен лопарей. Там он и основал монастырь, в который притек Варлаам.

Через некоторое время в Печенгский монастырь явилась часть насельников из Кольского монастыря, окормляемого некогда Феодоритом. Голодная и буйная монашеская братия вынудила Трифона покинуть обитель и вкупе с Варлаамом совершить плавание по Кандалакшскому заливу.

Подвижники направлялись в Богородице-Рождественский монастырь, где настоятелем теперь был их духовный наставник и соратник Феодорит Кольский. Вот уж поистине историческая встреча! Пути трех кольских святых соединились, чтобы тотчас же разойдись и на этот раз уже навсегда. Феодорит по высочайшему указу назначается архимандритом Спас-Ефимьева монастыря, Трифон уходить странствовать на восемь лет, а Варлаам возвращается в Кереть.

Захотев жить отшельником, Варлаам поселился в пустынной местности на Чупской Губе. Здесь, согласно преданию, подвижник построил часовню и жил «в пещере со зверями». Как это обычно бывает, его подвиги не остались не замеченными. За духовной помощью и исцелением к отшельнику потянулись финны и угорцы, лопари и чудь. Житие преподобного гласит, что прожил Варлаам около ста лет и скончался в конце XVI века.

Почитание в народе и обретение мощей

Удивительна судьба мощей преподобного Варлаама: их обретали три раза.

Молитва Святому варлааму керетскому
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here