Молитва семи мученикам маккавеям

Детально: молитва семи мученикам маккавеям - специально для Вас.

Молитва семи мученикам маккавеям

Мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару (тропарь и кондак)

Б оле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

П рему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.

Новости

    13 Ноябрь 2019

Обновления на сайте

В раздел МОЛИТВОСЛОВ добавлены:

Обновления на сайте

Добавлены молитвословия в разделы:

* Новомученикам и исповедникам XX века

* Мученикам

Объявления

    08 Июль 2014

Внимание!

Уважаемые пользователи, скачать богослужебные книги Вы можете на сайте ДЬЯЧОК , который является приложением к сайту Псаломщик.

ПОИСК ПО САЙТУ

Чтобы быстро найти нужную вам информацию, воспользуйтесь Поиском по сайту Псаломщик находящимся на главной странице.

Молитва семи мученикам маккавеям

М у́ченицы Твои́, Го́споди,/ во стра́даниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь, глас 4:

В е́лия ве́ры чудесе́,/ в пеще́ре, я́ко в черто́зе ца́рском,/ святи́и седмь о́троцы пребы́ша,/ и умро́ша без тли,/ и по мно́зех вре́менех воста́ша, я́ко от сна,/ во увере́ние воскресе́ния всех челове́ков.// Тех моли́твами, Христе́ Бо́же, поми́луй нас.

Ин тропарь, глас 8:

Б лагоче́стия пропове́дники и Воскресе́ния уме́рших изобрази́тели, / Це́ркви столпы́ седмочи́сленныя, / о́троки всеблаже́нныя пе́сньми восхва́лим: / ти́и бо по мно́гих ле́тех нетле́ния, а́ки от сна воста́вше, // всем возвести́ша я́ве ме́ртвых воста́ние.

М и́ра су́щая тле́нная презре́вше,/ и нетле́нныя да́ры прие́мше,/ уме́рше, кроме́ тле́ния пребы́ша./ Те́мже востаю́т по мно́гих ле́тех,/ все погре́бше лю́тых неве́рие,// я́же во хвале́нии днесь, ве́рнии, восхваля́юще, Христа́ воспои́м.

Ин кондак, глас 4:

П росла́вивый на земли́ святы́я Твоя́ / пре́жде втора́го и стра́шнаго прише́ствия Твоего́, Христе́, / пресла́вным воста́нием отроко́в / показа́л еси́ Воскресе́ние неве́дящим е́, / нетле́нна одея́ния и телеса́ яви́в, / и царя́ уве́рил еси́ вопи́ти: // вои́стинну есть ме́ртвых воста́ние.

О пречу́днии святи́и седмочи́сленнии о́троцы, Ефе́са гра́да похвало́ и всея́ вселе́нныя упова́ние! Воззри́те с высоты́ Небе́сныя сла́вы на нас, любо́вию па́мять ва́шу чту́щих, наипа́че же на младе́нцы христиа́нския, ва́шему заступле́нию от роди́телей свои́х препоруче́нныя. Низведи́те на ня благослове́ние Христа́ Бо́га, ре́кшаго: оста́вите дете́й приходи́ти ко Мне. Боля́щия у́бо в них исцели́те, скорбя́щия уте́шите; сердца́ их в чистоте́ соблюди́те, кро́тостию испо́лните я́, и в земли́ серде́ц их зерно́ испове́дания Бо́жия насади́те и укрепи́те, во е́же от си́лы в си́лу им возраста́ти. И всех нас, святе́й ико́не ва́шей предстоя́щих, мо́щи же ва́ша с ве́рою лобыза́ющих и те́пле вам моля́щихся, сподо́бите Ца́рствие Небе́сное улучи́ти и немо́лчными гла́сы ра́дования та́мо прославля́ти великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Канон святым мученикам Маккавеям

Святые семь мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елиазар, Евсеон, Алим и Маркел, мать их Соломония и учитель их Елиазар пострадали в 166 году до Рождества Христова от нечестивого сирийского царя-язычника Антиоха Епифана. Они претерпели ужасные истязания за то, что отказались принести жертвы языческим идолам. Святым мученикам отрезали языки, сдирали кожу с головы вместе с волосами и со всего тела, отсекали руки и ноги, бросали их измученные, но еще живые тела на раскаленные сковороды. Мужественно они перенесли страдания за веру в Истинного Бога и удостоились вечного прославления у Господа. Будем иметь молитвенное общение со святыми угодниками Божиими, просить их об укреплении и умножении нашей веры в Господа, о неотступной преданности Всевышнему при всех обстоятельствах жизни. Будем просить святых мучеников Маккавеев, чтобы они незримо помогали нам исполнять закон христианский. О жизни и страдальческой кончине св. мучеников Маккавеев рассказывается в Библии во второй книге Маккавейской. Память св. мученикам Маккавеям 1 августа (14 августа по гражданскому стилю).

Тропарь, глас 1-й

С трастьми святых яже по Тебе прияша, умолен буди Господи, и вся наша болезни и страсти исцели, Человеколюбче молим Тя. (Дважды).

Слава, и ныне. Богородичен. Г авриилу провещавшу Ти Дево, еже радуися. И со гласом воплощашеся всех Владыка, в тебе святем кивоте, яко же рече праведныи Давыд. Явися пространнейши небес, поносивши Зиждителя Своего. Слава всельшемуся в Тя, слава прошедшему из Тебе. Слава свободившему нас рожеством Твоим.

КАНОН, глас 8-й

Песнь 1. Ирмос

В оду прошед яко по суху, из египетска зла избежав, израильтянин вопияше, Избавителю Богу нашему поем.

Запев: С вятии мученицы, молите Бога о нас (поклон) .

Л ик седмочисленых страдалец явлься, единым нравом в лютых, по утвержении отеческаго закона, умрети не отрекошася.

Запев. С лаву презревше юже на земли, желанием Божественаго Царствия, всяку болезнь претерпеша божествении Маккавеи. Тем же достойно ныне чтутся.

Слава. З аконом соблюдением моисейским, воистину доблии Маккавеи, внегда попрати, братия явишася друг другу, антиохово безбожие.

И ныне. Богородичен. Ч ини Тя ангел и человек, безневестная Мати, восхваляют непрестанно. Зиждителя бо всех, яко Младенца на руку Своею понесла еси.

Катавасия: И збавите от бед рабы своя, святии мученицы, яко вси по Бозе к вам прибегаем, вы бо молите о нас Христа Бога нашего (поклон) . Г осподи помилуй (трижды с поклонами) .

Песнь 3. Ирмос

Н ебесному кругу верхотворче Господи, и церкви Зиждителю, Ты мене утверди в любви Своей. Желанием сыи край, верным утвержение, едине Человеколюбче.

Запев. П о отеческих ходяще исправлениих законных, блаженнии Христовы страдальцы, жизнь нестареемую, своими стяжасте кровми прехвальнии.

Запев. Н и огнь ни мечь превратити когда, доблесть не возможе нрава блаженнии вашу, иже в вере, в ней же упразднисте мучителей шатания.

Читайте так же:  Молитва целителю Пантелеймону о выздоровлении больного

Слава. М уки претерпеша за Христа Бога, прехвалнии мученицы. И свыше прияша победы почести, непрестанно молящеся, спасти душа наша.

И ныне. Богородичен. Д евою родила еси неискусобрачная. И Девою пребысть Мати безневестная, Богородице Марие, Христа Бога нашего моли спасти нас. Катавасия.

Седален, глас 8-й. Б лагочестно наказавшеся отроцы мудрии, мученически мучителем прещения мужески посрамисте. Яко закону поборницы, и Отцу послушницы бысте святии, с материю Богомудрою усердно пострадасте. Темже и смертию живот искупльше, воистину небесныи, вечно радуетеся Маккавеи крепкодушнии. Молите Христа Бога, согрешением оставление даровати, чтущим любовию святую память вашу.

Слава, и ныне. Богородичен. Я ко Деву едину в женах, Тя без семене рождьшую Бога плотию, вси ублажаем родове человечестии. Огнь бо вселися в Тя божества, и яко Младенца доиши Зиждителя и Господа. Темже ангельскии и человеческии род, достойно славим пресвятое рожество Твое. И согласно вопием Ти, моли Христа Бога, согрешением оставление даровати, воспевающим достойно славу Твою.

Песнь 4. Ирмос

И з горы присенныя Тя слове пророк, из единыя Богородицы, хотящася воплотити, боговидно разсмотрь, и со страхом славословяще силу Твою.

Запев. З акон блаженнии написавше, яко же древле Моисей во своих скрижалех помысла. Не преступисте сего даже до смерти, но твердо подвизастеся.

Запев. З аконныя Богови приносяще жертвы, и моисейскому ревнующе житию, преобидеша всяко законоположение мучительско, страстотерпцы Христовы. Яко же камень волненое настояние, сице многи муки страдальцы, мужеским умом Маккавеи, даже до смерти претерпесте.

Слава. Б езначалная Троице, единице поклоняемая, сопрестольная единице, Троице воспеваемая, мученик молбами избави нас, от бед и напастей, воспевающия Тя.

И ныне. Богородичен. Р адуися от нас святая Богородице. Радуися яже радость рождьшая мирови. Радуися едина заступление человеком, благословеная Богородице чистая. Катавасия.

Песнь 5. Ирмос

И же от нощи неведения, богоразумием просвещеи концы, просвети мя утром, славословия Твоего Господи.

Запев. Я ко же отеческии закон не разорше святии мученицы, венцы праведными, Христос вас Сам венчал есть.

Запев. Е леазара дети, в разуме явльшеся преблаженнии. Принесостеся со онем Христови, духовно всесожжение.

Слава. И же святыми свобождеи от лести всяческая, спаси нас Господи тех молитвами, яко благоутробен.

И ныне. Богородичен. Х ерувим явльшися честнейши, Дево всепетая, молися Сыну Своему, спасти душа поющих Тя. Катавасия.

Песнь 6. Ирмос

Р изу ми подаждь светлу, одеяися светом яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш.

Запев. Р изою себе мученическою одеявше святии. Сию труды страдания вашего испестристе.

Запев. Ж елающе быти со Христом, всеславнии мученицы, течение страдания, неуклонным помыслом преидосте.

Слава. З акон иже предаде Моисей, храняще святии, законно пострадаша, посрамльше Антиоха мучителя.

И ныне. Богородичен. Е дина словом плотию, Слова рождьшая, избави молимся от сетей врага, душа наша. Катавасия.

Слава, и ныне. Кондак, глас 2-й. П ремудрости Божия столпи седмочислении, и божественаго света светилницы седмосвещьнии, Маккавеи всемудрии, прежде мученик велицыи мученицы. С ними же всех Богу молитеся, спастися поющим вас.

Икос. Х вали тепле Сионе Бога твоего, яко укрепил есть сей верея врат твоих, и сыны твоя благослови. Сии бо яко воиньство победително, хранило воистину доблествено, и крепкомудрено, противу коварством злочестивых богомудрено сташа. Вкупе и победы венцы небеснаго Сиона приемлют. И божественому престолу предстоят, о всех непрестанно молящеся, просят спастися поющим их.

Песнь 7. Ирмос

И же в начатцех землю основавыи, и небеса словом утверждь, благословен еси Господи Боже отец наших.

Запев. М ученическими пострадавше болезньми, мучительских не устрашистеся боязней. Христови вопиюще, благословен Бог отец наших.

Запев. (Повторяем стих).

Слава. Т ерпения пождавше болезней, вражия лютая победисте коварьства, Христови вопиюще, благословен Бог отец наших.

И ныне. Богородичен. И же во утробу Девыя вселивыися, и Тоя ради Адама обновль, благословен Бог отец наших. Катавасия.

Песнь 8. Ирмос

Б езначалнаго цесаря славы, Его же трепещут небесныя силы. Пойте священнии, людие превозносите Его во веки.

Запев. И стине рачителе, и закону известнии ревнителе бывше, прехвалнии мученицы, поете Христа во веки.

Запев. С едморасленыи плод святаго корене, яко воистину седмь Маккавей, и мученики Господни почтем достойно. Закону ревнителей, единодушныя страдальцы вернии, седмь Маккавей с рождьшею их, почтем достойно.

Слава. Т роице неразделимая единице, в божестве славлю едину, и в триех пою тя лицех едину силу.

И ныне. Богородичен. И же в последняя нас ради, от Девы воплощеннаго Бога, священнии пойте, и превозносите Его во веки. Катавасия.

Песнь 9. Ирмос

В озвеличим Тя Матерь света, и прославим Тя Богородице Дево. Яко Спаса рождьши душам нашим.

Запев с поклоном. С окровище божественых даровании, воистину показастеся. Богатьство неотъемлемое, всехвалнии мученицы.

Запев. М олитвеницы доблии, к Зиждителю всех суще, испросите невлаемую жизнь душам нашим. Иже божественою ревностию и теплотою души, творящыя вашу память, сохраните неснедаемы от лукаваго.

Слава. С Сыном Отцу и Духу правому поклонимся (поклон) со ангелы зовуще, слава в вышних Богу.

И ныне. Богородичен. Р адуися Двере Святая, Богови отверзстая, единому Премудру. Юже осени Дух Святыи. Катавасия.

Отпуст: Г осподи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради пречистыя Твоея Матере, и святых мученик седми братии по плоти Маккавей, и учителя их Елеазара, и матере их Соломонии, и всех ради святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. А минь. Г осподи помилуй (трижды) . Исходные поклоны.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Семь мучеников Маккавеев

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан [1] поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов [2] . С этой целью он распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).

Читайте так же:  Молитвы от защиты от бесов

Антиох, вне себя от гнева, приказал отрезать язык этому наглецу, потом снять кожу и отсечь конечности. После этого старшего брата подвергли пыткой колесом, а когда его положили на жаровню, он сказал: «Пусть вы отсечете мне руки и ноги, сожжете плоть, вывернете суставы! Через все пытки я покажу вам, что сын еврейского народа непоколебим, когда речь идет о добродетели!» Преображенный огнем, он казался нетленным и исполнил сказанное, не испустив ни единого стона. В это время его мать и братья, ободренные происходящим, молили Бога оказать им милость умереть так же мужественно, как старший брат.

Затем подвергли пытке второго из Маккавеев. Ему разорвали плоть железными когтями, а потом растянули на катапульте. Готовый предать душу Господу, он воскликнул по-еврейски: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни». Третий с отвагой протянул руки палачам, высказав уверенность, что обретет их в будущей жизни. Он умер под пыткой колесом. Четвертый попросил Антиоха придумать для него самые жестокие пытки, чтобы он мог доказать тирану, что готов состязаться в отваге с братьями. Перед тем как ему вырвали язык, он произнес: «Даже если ты лишишь меня органа речи, Бог услышит голос немых. Сколь приятно лишиться членов ради Бога!»

Стремясь скорее получить награду, пятый сам предстал перед мучителями. Следующий брат был подвергнут пытке колесом, и когда ему пронзали внутренности, он вскричал: «Наше благочестивое знание непобедимо!»

Так эти мужественные люди один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что разум, просвещенный верой, может не только усмирять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение. Она говорила им: «Я не знаю, каким образом вы появились в моем чреве. Это не я наделила вас духом и жизнью. Это не я упорядочила элементы, составляющие каждого из вас. Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет вам, по Своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона».

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям. После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников [5] .

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Действительно, хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности [6] .

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Семь мучеников Маккавеев

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. В эти времена царь Сирии Антиох Епифан [1] поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов [2] . С этой целью он распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср.: Лев. 11: 7–8).

Антиох, вне себя от гнева, приказал отрезать язык этому наглецу, потом снять кожу и отсечь конечности. После этого старшего брата подвергли пыткой колесом, а когда его положили на жаровню, он сказал: «Пусть вы отсечете мне руки и ноги, сожжете плоть, вывернете суставы! Через все пытки я покажу вам, что сын еврейского народа непоколебим, когда речь идет о добродетели!» Преображенный огнем, он казался нетленным и исполнил сказанное, не испустив ни единого стона. В это время его мать и братья, ободренные происходящим, молили Бога оказать им милость умереть так же мужественно, как старший брат.

Затем подвергли пытке второго из Маккавеев. Ему разорвали плоть железными когтями, а потом растянули на катапульте. Готовый предать душу Господу, он воскликнул по-еврейски: «Нечестивец, ты лишил нас жизни земной, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его Закон, для вечной жизни». Третий с отвагой протянул руки палачам, высказав уверенность, что обретет их в будущей жизни. Он умер под пыткой колесом. Четвертый попросил Антиоха придумать для него самые жестокие пытки, чтобы он мог доказать тирану, что готов состязаться в отваге с братьями. Перед тем как ему вырвали язык, он произнес: «Даже если ты лишишь меня органа речи, Бог услышит голос немых. Сколь приятно лишиться членов ради Бога!»

Стремясь скорее получить награду, пятый сам предстал перед мучителями. Следующий брат был подвергнут пытке колесом, и когда ему пронзали внутренности, он вскричал: «Наше благочестивое знание непобедимо!»

Так эти мужественные люди один за другим посвятили свои жизни Богу, показав, что разум, просвещенный верой, может не только усмирять страсти души, но и торжествовать над мучениями и смертью, имея подтверждение жизни вечной и нетленной.

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение. Она говорила им: «Я не знаю, каким образом вы появились в моем чреве. Это не я наделила вас духом и жизнью. Это не я упорядочила элементы, составляющие каждого из вас. Создатель, Который сотворил род человеческий и Который является началом всех вещей, вернет вам, по Своему милосердию, дух и жизнь, потому что вы презрели самих себя ради Его Закона».

Читайте так же:  Молитвы всем Святым и Ангелам

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям. После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников [5] .

Действительно, хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности [6] .

Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.

Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский,
адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря

Семь мучеников Маккавеев: Ави ́ м , Антони ́ н , Гу ́ рий , Елеаза ́ р , Евсево ́ н , Али ́ м , Марке ́ лл , матерь их Соломо ́ ния , и учитель их Елеаза ́ р

День памяти

Жития

Жития семи мучеников Маккавеев, матери их, мученицы Соломонии (Саломии) и учителя их, мученика Елеазара

В 166 г. до Р. X. жил в Иудее некто Еле­азар, свя­щен­ник и за­ко­но­учи­тель, уже до­стиг­ший ста­ро­сти, но весь­ма бла­го­об­раз­ный ви­дом, слав­ный сво­ею муд­ро­стью и бла­го­че­сти­ем. Его при­ве­ли к му­чи­те­лю и ста­ли за­став­лять есть сви­ное мя­со, что бы­ло стро­го за­пре­ще­но Бо­гом в Вет­хом За­ве­те. Но Еле­азар со­гла­сил­ся луч­ше уме­реть слав­ной му­че­ни­че­ской смер­тью за за­кон Бо­жий, неже­ли со­хра­нить через его на­ру­ше­ние бес­чест­ную и про­гнев­ля­ю­щую Бо­га жизнь. Во вре­мя ве­ли­ких му­че­ний, ко­гда от ран свя­щен­ник Бо­жий уже при­бли­жал­ся к смер­ти, он, за­сто­нав, ска­зал: «Гос­по­ду, име­ю­ще­му со­вер­шен­ное ве­де­ние, из­вест­но, что я, имея воз­мож­ность из­ба­вить­ся от смер­ти, при­ни­маю же­сто­кие стра­да­ния и охот­но терп­лю их по стра­ху пе­ред Бо­гом».

Богослужения

Молитвы

Тропарь мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 1

Боле́зньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша,/ умоле́н бу́ди, Го́споди,/ и вся на́ша боле́зни исцели́,// Человеколю́бче, мо́лимся.

Перевод: Страданиями святых, которые они за Тебя претерпели, умилостивься, Господи, и все наши болезни исцели, Тебе, Человеколюбец, молимся.

Кондак мученикам Маккавеям, матери их Соломонии и учителю Елеазару, глас 2

Прему́дрости Бо́жия столпи́ седмочи́сленнии,/ и Боже́ственнаго Све́та свети́льницы седмосве́щнии,/ Маккаве́и всему́дрии,/ пре́жде му́чеников преве́лии му́ченицы,/ с ни́миже всех Бо́гу моли́теся,// спасти́ся почита́ющим вас.

Перевод: Семь столпов премудрости Божией и семь светильников ярких Божественного света, Маккавеи премудрые, прежде мучеников величайшие мученики! С ними Бога всего мира молите о спасении почитающих вас.

Маккавеи: 10 фактов о святых и несвятых

14 августа Православная Церковь чтит память святых мучеников Маккавеев. Что мы знаем о них?

1. Маккавеи — ветхозаветные мученики

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Святые мученики Маккавеи

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

2. Смерть мучеников Маккавеев принесла земные плоды

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

3. Если нужно будет определить небесных покровителей партизан, ими наверняка окажутся святые братья Маккавеи

Война Маккавеев против захватчиков была партизанской. Началом восстания стало убийство Маттафией еврея, который принес жертву на алтаре, построенном греками. После этого Маттафия с семьей бежал в горы и вскоре объединил и возглавил ранее действовавшие в Иудее и Южной Самарии повстанческие отряды. Священник Маттафия, вставший во главе восставших, мешал деятельности царской администрации, совершал набеги на соседние местности, разрушая алтари, карая отступников от веры предков и евреев, лояльных новой политике.

Вскоре Маттафия умер, и повстанцев возглавил его сын Иуда.

4. Маккавеев было больше, чем семеро

Первоначально это прозвание получил Иуда Маккавей из династии Хасмонеев, возглавивший восстание против ига сирийских греков. Позднее оно стало применяться к остальным сыновьям Маттафии, иудейского священника из рода Иоарива: Иоанну, Симону, Елеазару и Ионафану, — которые тоже принимали активное участие в восстании. Потом распространенное на всех вообще защитников и исповедников веры во время гонений Антиоха Епифана.

Читайте так же:  Молитвы отливка воском

5. Иудеи тоже установили празднование в честь этих событий

Важным результатом восстания под руководством Хасмонеев считается создание независимого иудейского государства с центром в Иерусалиме и восстановление храмового богослужения. В честь этого события был установлен восьмидневный праздник под названием Ханука (ивр. «освящение»). Династия Хасмонеев правила Иудеей (сначала под контролем Сирии, затем независимо) почти 120 лет (с 152 по 37 до н. э.).

6. Все эти события описаны в Библии

Если у вас протестантское издание Священного Писания, вы их там не найдете. Мученическая смерть семи братьев Маккавеев и Маккавейское восстание описаны в Маккавейских книгах. Они относятся ко второканоническим, т.е. книгам Ветхого Завета, еврейский текст для которых в первые века нашей эры не был известен, однако они были включены в состав Септуагинты.

Первая книга Маккавейская состоит из 16 глав, где после краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и распаде его империи, рассказывается о страшном гонении Антиоха Епифана на иудеев, строго соблюдающих свою религию, что в итоге вызывает восстание под рукодствовм священника Маттафии, а затем и его сыновей Иуды, Ионафана и Симона. Повествование заканчивается общим примечанием о заслугах сына и преемника Симона — Иоанна.

Текст Второй книги Маккавейской не является продолжением Первой, а лишь дополнением к ней. Если первая книга Маккавейская представляет собой почти документальное повествование, то вторая книга изобилует драматическими эпизодами, диалогами, описанием чудес, произошедших при изгнании Селевкидов и эллинистов из Иудеи и образовании независимого царства Маккавеев. Мученическая смерть семи братьев, память которых мы празднуем сегодня, описана во Второй книге Маккавейской (6:18 – 7:42).

7. Третья книга Маккавейская — совсем о другом

Третья книга Маккавейская не имеет ничего общего с двумя первыми книгами, так как описываемые в ней события относятся к другому времени и другой местности: речь идет о гонениях на палестинских евреев во времена египетского царя Птоломея IV Филопатора. Состоит она из семи глав.

8. Четвертую книгу Маккавейскую читать не рекомендуется

Четвертая книга Маккавейская относится к апокрифам — произведениям позднеиудейской и раннехристианской литературы, не вошедшим в библейский канон и содержащим грубое искажение исторических фактов и/или нехристианские идеи. Впрочем, ни в одном издании Библии вы эту книгу не найдете.

9. Освящение мака к Маккавеям отношения не имеет

Слово «маккавей» произошло от арамейского «makkaba» — «молот» (как оружие на врагов), также связывается с еврейским «makkevet», имеющим то же значение. С русским «веять мак» это слово просто созвучно, но в народном сознании память мучеников Маккавеев прочно связалось с освящением мака и приготовлением блюд из него.

Однако не будем спешить осуждать наших «полуязыческих» предков. Неизвестно, знали бы люди вообще о существовании святых братьев, если бы не эта традиция. К тому же, хорошо приготовленные блюда с маком — это просто вкусно. Но водителям не стоит забывать, что какое-то время после их употребления тест на опиаты может показать, что вы находитесь в состоянии наркотического опьянения.

10. Между святыми братьями, известным актером и фотографом портала Православие и мир есть нечто общее

От слова «Маккавей» были образованы фамилии Маккавеев, Маковейчук, Маковецкий и прочие подобные.

Семь мучеников Маккавеев, Саломонии и Елеазара

Семь мучеников Маккавеев, мать их Саломония, учитель их Елеазар

Мир Вам, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

14 августа, в первый день Успенского поста, совершается память святых мучеников Маккавеев, пострадавших за чистоту веры в Бога еще во времена Ветхого Завета.

К праздничному прочтению прилагаем статью нашего юного редактора – 15-летнего Миши Романова.

Дорогие дети и родители, — здравствуйте! Я сегодня с вами хотел поговорить о подвиге семи ветхозоветных отроков, которые положили жизнь свою за сохранение Божией заповеди. Вот как это случилось…

Иудеи вернулись их плена, стали жить на своей родине, ходили в иерусалимский храм молиться Богу и приносили ему жертвы. Но теперь у них не было царя, и подчинялись они сначала иудеям — правителям, а потом — первосвященникам.

Но иудеи вновь стали, несмотря на свои старания в плену, жить нечестиво, как их соседи — язычники. Господь карал иудеев за ослушание: греческие и египетские цари приходили в Иерусалим со своими войсками. Они грабили евреев, уводили их в плен и убивали.

Но когда злой царь Антиох сирийский завоевал иудейскую землю и Иерусалим, тогда иудеям стало еще тяжелее. Он был злым человеком и хотел, чтобы иудеи молились не Богу, а идолам, которым он сам поклонялся.

В то время жил один благочестивый и ученый иудей Елеазар. Ему было 90 лет. И никакими способами не могли язычники заставить этого старца съесть хоть кусочек свинины, которую иудеям запрещено употреблять в пищу. Тогда, рассвирипев, стали они избивать Елеазара и забили его до смерти.

Потом к царю Антиоху привели женщину, Саломонию, и семерых ее сыновей.

Самый младший был совсем еще малюткой.

— Ешьте свинину! — кричал на них злобный царь.

— Лучше мы умрем, но не нарушим закона, — ответил старший из братьев.

Тогда ему, по приказу царя, отрезали язык, содрали с него, живого, кожу и бросили его на горячую сковороду, которую поставили на огонь.

Вы и не представляете, как больно и невыносимо было смотреть на его мучения матери и братьям. Но они все равно не стали есть свинину.

Замучив старшего брата, слуги стали мучить второго, содрав у него с головы кожу вместе с волосами, но он, умирая, сказал Антиоху:

— Когда убьешь меня, я буду жить на Небе, куда возьмет меня Бог.

И так каждого брата поочередно подвергали язычники ужасным мукам, которые бы не вынесли и взрослые, на глазах у матери. Но ни один из братьев даже перед лицом смерти не нарушил воли Господней — таковы были их мужество и непоколебимость.

Читайте так же:  Молитва сильная за солдата

Лишь самый младший остался в живых. Царь посадил малютку к себе на колени, погладил по голове и сказал:

— Я дам тебе много денег, сделаю тебя вельможей, возьму к себе во дворец, только съешь хоть кусочек свинины, — но мальчик не поддавался на уговоры.

Подозвал царь Саломонию и велел ей убедить сына поесть свинины, а иначе, сказал ей царь, мальчика убьют, как убили всех его братьев.

— Попробую, — ответила Саломония.

Она подошла к сыну, и стала убеждать его не слушать злого царя, а лучше умереть и жить с ангелами не небе.

Не успела Саломония договорить, как мальчик закричал:

— Чего ждете? Я помню закон Божий и есть свинину не стану! Ты, злодей, замучил и убил моих братьев. Они теперь на небе, и Бог наградит их, а тебя накажет!

Царь стал яростным, подобно лютому зверю, и мучили мальчика больше, чем старших братьев и до смерти замучили. Такая же участь постигла и Саломонию.

Елеазар, Саломония и семь сыновей называются мучениками. Их замучили до смерти за то, что они не послушались царя, не оставили Бога и не нарушили заповеди Божией.

Вот и мы должны брать с них пример никогда не оставлять Бога и не нарушать Божьи заповеди.

Всего Вам доброго и до новых рассказов!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

МАККАВЕЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елеазар

Семь мучеников Маккавеев, матерь их Соломония и учитель Елеазар (+ 166 г. до н.э.)

Эти святые мученики жили во II веке до Pождества Xристова. Их история описана в Маккавейских книгах: 2 Мак 6–7, а также в апокрифе, т.н. “Четвертой книге Маккавейской”, авторство которой некоторые приписывают Иосифу Флавию.

В те времена царь Сирии Антиох IV Епифан (175-164 гг. до н.э.) поработил еврейский народ и хотел заставить сынов Израиля принять языческие нравы, отвергнуть обычаи и правила, завещанные им от отцов. Антиох распорядился, чтобы все ели свинину – мясо нечистого животного, запрещенного Законом (ср. Лев. 11:7–8).

Вначале к этому деянию решили принудить девяностолетнего законоучителя Елеазара, открыв ему рот силой. Но святой старец выплюнул пищу с презрением и отверг советы притвориться покоренным ради спасения жизни. Он с твердостью пошел на мучения, выказал мужество молодого воина, вызывая восхищение палачей, и скончался под пытками.

Семь братьев, наставленные Елеазаром в обычаях израильского народа, были арестованы и предстали перед царем: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Они казались слаженным хором, в центре которого находился головщик – их мать Соломония. Братья думали только об одном: этот священночисленный лик, благословенный Богом, не должен разрушиться отступничеством одного из них. Поэтому они ободряли друг друга перед исповеданием веры следующими словами: «Если мы не погибнем сейчас, то так или иначе умрем однажды. Сделаем же из необходимости природы повод для торжества» [1].

Государь велел разложить перед ними инструменты для пыток и пытался устрашить Маккавеев, но, побеждая его доводы вдохновенным любомудрием, старший из них ответил: «Лучше умереть, чем преступить Закон наших отцов».

Старший из отроков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения.

Соломония присутствовала при пытках сыновей, но не была охвачена скорбью. Именно она призывала каждого из них на языке отцов мужественно сносить испытания во имя Господа и ради надежды на воскресение.

Рака с мощами свв. мчч. Маккавеев в кёльнской католической церкви апостола Андрея

Младшему из семи братьев тиран стал давать разного рода обещания и, призвав его мать, попытался ее склонить к тому, чтобы она заставила сына сберечь себе жизнь. Торжествуя над всеми чувственными привязанностями, она склонилась над юношей и, напротив, призвала перенести все пытки, чтобы она смогла встретить его вместе с братьями в Царстве Небесном. Одушевленный новым порывом, ее сын начал проклинать тирана, предсказывая ему скорое справедливое наказание за гордыню. Он скончался, молясь о том, чтобы его жертва, как и жертва братьев, смягчила гнев Божий против угнетенного израильского народа. Антиох, пораженный в самое сердце, проявил по отношению к святому мученику еще большую жестокость, чем по отношению к его братьям.

После того как последний торжественно предал душу Господу, Соломония, в свою очередь, принесла себя в жертву и присоединилась к сыновьям в сонме святых мучеников. Согласно 4 Мак. 17:1, она сама бросилась в огонь, до того как палачи схватили ее. Ее святые мощи почитаются сегодня в храме Константинопольского Патриархата.

Хотя эти святые мученики свидетельствовали до воплощения Христа, они ничем не уступают тем, кто следовал за Господом, подражая Его животворящим Страстям. Именно вера во Христа уже жила в них через надежду на воскресение и помогла победить все земные привязанности [2].

Подвиг святых семи братьев маккавеев воодушевил Иуду Маккавея, и он поднял восстание против Антиоха Епифана и с помощью Божией одержал победу, очистив Иерусалимский храм от идолов (см. Маккавеи).

Похвальные слова святым мученикам Маккавеям посвятили отцы Церкви – святители Киприан Карфагенский, Амвросий Медиоланский, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст.

Использованные материалы

  • “Семь мучеников Маккавеев”. Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод — издательство Сретенского монастыря
    • http://www.pravoslavie.ru/put/55233.htm
  • Краткое жизнеописание на сайте ОВЦС МП
    • http://mospat.ru/calendar/svyat1/aug01-makkaveev-avim-elezar.html

[1] Григорий Богослов, святитель. Похвальное слово свв. Маккавеям. 7 // PG. 35. 924.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

[2] Григорий Богослов, святитель. Похвальное слово свв. Маккавеям. 7 // PG. 35. 913

Молитва семи мученикам маккавеям
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here