Молитва праведному аврааму

Детально: молитва праведному аврааму - специально для Вас.

Центральная фигура Ветхого Завета

Праведный Авраам

Праведный Авраам

Первыми фильмами, которые запомнились мне еще с детства, были христианские ленты на различные библейские сюжеты. Это сейчас – спустя годы – начинаешь анализировать картину и судить об игре актеров, качестве декорации и наличии неточностей. Тогда же, это было просто захватывающее путешествие в прошлое.

Так вот, в детстве самым непонятным среди всего разнообразия лент на подобную тематику для меня стал фильм об Аврааме. Непонятно было ни то, зачем Авраам сорвался с насиженного места и подался на запад, ни то, зачем Бог испытывал его, повелев принести в жертву сына, ни то, почему именно его – Авраама – евреи считают своим главным прародителем. Лишь потом, со временем, нашлись ответы на эти вопросы.

Действительно, в контексте мировой мифологии события, которые случились в жизни этого библейского персонажа, ничем не примечательны. И до, и после Авраама боги нисходили на Землю, вмешивались в историю, вступали в брак с людьми, рожали детей-полубогов. В общем, Олимп или какое-нибудь другое обиталище небожителей, если верить мифам, в сознании наших предков было куда ближе к землянам, чем сегодня, к примеру, – кабинет в Кремле. И все же откровение Бога Аврааму, безусловно, занимает центральное место в истории Ветхого Завета.

Религии мира никогда не исповедовали политеизм – в этом утверждении современная наука поставила точку. И развитые цивилизации Междуречья, и мощная культура Египта, и отсталые племена далекой Океании прекрасно знали, что Бог один. И верили в Него. Ведь именно Он, а не Зевс или другой верховный бог, создал все окружающее нас разнообразие. Только вот незадача – по мнению язычника, этот Творец находится где-то очень далеко – сидит себе на недостижимых высотах, и нет Ему никакого дела до того, что происходит во вселенной. У Него свои заботы. И сколько бы ни обращался к Нему человек, его зов вряд ли будет услышан Творцом.

Сейчас это утверждение покажется христианам кощунственным: ведь мы знаем, что Бог слышит молитву каждого из нас. Но в эпоху Авраама логика была именно такой – зачем тревожить своими просьбами верховного единственного Бога, если есть другие, хоть и меньшие по силе, но более близкие духи, которые без особых проблем решат все вопросы? Логика железная, именно она легла в основу древнего многобожия. И эту логику Авраам разрушил, явив образец веры в Единого и единственного Бога. Того самого, которого язычество считало далеким и недоступным.

Авраам был потомком Ноя, спасшегося в дни всемирного потопа. Жил он сначала в Уре – городе-государстве между Тигром и Евфратом на берегу Персидского залива. Но еще при жизни отца своего Фарры по непонятным причинам он вместе с семейством переселяется на север – в город Харран. В принципе, Фарра планировал идти дальше, в Палестину, но выполнить этот замысел ему помешала смерть. И Авраам вместе с женой Саррой и племянником Лотом остался в Харране – перевалочном пункте, связывавшем Междуречье с другими культурами Древнего Востока.

Библия ничего не говорит о молодых годах будущего родоначальника еврейского народа. Его биография начинается с того, что в Харране 75-летнему Аврааму является Бог и повелевает ему вместе с домочадцами двинуться в путь и достичь Палестины. При этом престарелый уже мужчина получает Божественное обетование о том, что именно от него произойдет великий народ, и что именно в нем, в Аврааме, благословятся все земные поколения.

Представьте себя на месте нашего героя. У вас есть жена, слуги, дом, целая вереница родственников, которые регулярно напоминают о себе. И у вас есть деньги. Много денег. Вопрос – захочется ли вам на старости лет срываться с насиженного места и идти в неизвестность? Ответ очевиден. Ну, разве что вам предложат еще более выгодные условия, и тогда, пожалуй, можно рискнуть. Но ничего подобного Бог Аврааму не обещал. Он просто благословляет, и говорит о каком-то народе, который должен произойти от него. И пожилой мужчина отзывается на этот Божий призыв – он собирает имущество, скот, людей, слуг и родичей и направляется на юг – туда, куда мечтал попасть его отец, и куда сейчас ему повелел идти Бог.

На первый взгляд, это было безумие. Авраам жил в обществе, где человек никогда не мыслился творцом своей судьбы. Лишь христианство утвердило в мировой культуре идеал свободной личности, а во времена древности человек был безликой шестеренкой сложного социального механизма. Если ты по какой-то причине порывал со своей старой средой, то автоматически становился бесправным изгоем, и никакие законы не в силах были тебя защитить. Но Авраам сознательно рвет все связи и идет за Богом. И тут очень важно понять движущие мотивы этого человека.

Апостол Павел, который помимо своего служения Христу был и блестящим знатоком иудейских традиций, настаивает на том, что Авраамом двигала вера.

У него было такое доверие Богу, что никакие лишения не остановили его на пути к цели. И даже принесение долгожданного сына Исаака в жертву тоже было проявлением этой веры. Не фанатизма, не слепой покорности, а именно – веры. В частности – веры в то, что Господь может воскресить человека из мертвых.

Но откуда же взялась в нем такая вера? Что легло в ее основание?

Ответ на эти важные вопросы будет неожиданным. Дело в том, что Авраам был революционером. Не побоюсь этого слова – в день, когда 75-летний старик, его жена и горстка родичей двинулись в путь на юг, в религиозном сознании людей произошел настоящий переворот. Впервые после Ноя – то есть, после всемирного потопа – Бог лично говорит с человеком. Со стороны Бога такой шаг не был чем-то новым и необычным, ведь уже в самом акте творения Господь свидетельствует, что человек важен Ему. Зато потомкам Адама явление в Харране открыло, что Господь любит человека! Что люди – это не пыль во вселенной, не случайность эволюционного отбора, а огромная драгоценность в глазах своего Творца. Именно вера в эту значимость человека для Бога и была движущим мотивом всех поступков праведного Авраама. И не только его, но и всех, кто связан с ним узами кровного или духовного родства.

Авраам показал пример того, как человек может поступить, оказавшись перед выбором – послушать Бога и совершить безумный, с обывательской точки зрения, поступок, или – остаться здравомысящим обывателем, чью убежденность в собственной правоте не может поколебать даже Бог. И если внимательно посмотреть на подвиг всех подвижников благочестия, – как до, так и после Христа, – то можно увидеть, что их подвиг по сути полностью повторяет тот путь, который в своей вере прошел этот великий праведник.

А еще Авраам является родоначальником израильского народа. В христианской традиции Израилем называется Церковь – как ветхо-, так и новозаветная. Это тоже неслучайно, потому что Церковь – та самая среда, в которой происходит единение человека с Богом и спасение. Но такое единение невозможно без соблюдения некоторых условий, главным из которых опять-таки является вера. Вера не просто как эмоциональное состояние души, когда за желаемое принимаешь действительное, а – вера как знание, которое определяет ритм и направление всей твоей жизни. Вера как основа и твоего поведения, и твоего выбора, и твоих ценностей. По большому счету, вера Церкви – это вера Авраама, который поставил Божии повеления в центр своего внутреннего мира, и для которого Бог был определяющим началом во всех сферах бытия. Причем Бог Авраама – это не отвлеченное философское понятие или безликий абсолют, а Бог-Личность, вступающий в прямое общение с человеком.

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на привлечение любви мужчины белая магия

Несмотря на кажущуюся простоту, фигура Авраама велика и многогранна. Трудно сказать сейчас – то ли Господь постепенно воспитал в Аврааме его веру, то ли изначально предвидел в этом человеке огромные возможности. В любом случае праотец полностью оправдал то доверие, которое оказал ему Бог. Причем, не просто оправдал, но и ответил еще большей верой – безусловной, горячей, трепетной. И эта самая вера, в итоге, позволила приблизить к осуществлению самую великую тайну истории – Воплощение Бога и Рождество Христа. Кто знает, на сколько веков отложилось бы это событие, если бы в далеком Междуречье на Божий призыв не ответил один-единственный человек – Авраам.

Даат тфила 37. Молитва Авраама: просьба милости

Мы выяснили, что суть акта молитвы — это предстояние человека пред Всевышним в качестве нуждающегося в восполнении недостатка. Именно так и должен человек стоять перед Первопричиной. Именно этим он и удостаивается восполнения недостатка. Без ощущения недостатка и активного выражения этого ощущения — нет возможности исполнения молитвы и, тем более, права получить на нее ответ.

Нет сомнения, что основной недостаток, с которым Авраам предстоял перед Всевышним — это просьба об исполнении милости. Ведь это качество было его основным стремлением и служением всей его жизни. Как объясняют мудрецы древности: «Праотец Авраам всю жизнь старался следовать качеству милости, милосердия и помилования, и принял на себя многие страдания, чтобы его удостоиться. По его великому старанию и любви к этому качеству, удостоился Авраам, чтобы оно стало для него вечным наследием» (Шаарей Ора 7).

Когда мы говорим здесь о милости, речь идет о «Милости Творения», как мы объяснили выше, милости, которая объемлет все сотворенные существа, как мы выяснили в вопросе молитвы Авраама о жителях Содома. Это милость действует подобно акту творения мира, и с помощью такой молитвы Авраам изменяет устройство природы и «творит» совершенство «образа человека» в себе самом: «Выйди из своей судьбы: Аврам не рождает, но Авраам — рождает» (Раши, Берешит 15:5).

Молитва Авраама подобна молитве Первого человека

«И всякого куста полевого еще не было на земле, и всякая трава полевая еще не выросла, ибо не дал Г-сподь Б-г дождя на землю, и человека нет, чтобы обрабатывать землю» (Берешит 2:5). «На уровне земли стояли они до шестого дня… ибо не дал дождя… А почему не дал дождя? Поскольку нет человека, чтобы обрабатывать землю, и нет никого, кто бы знал о пользе дождя. Когда пришел человек и понял, что дождь нужен миру, помолился о нем, и пошел дождь, и выросли деревья и травы» (Раши).

Все творение ждало молитвы Адама. Единственный, кто мог представить свой недостаток и недостаток всего творения перед Творцом и тем самым приблизить все творение к Нему, чтобы оно могло получить свое восполнение от Всевышнего. Эта молитва привела в движение все творение, чтобы оно исполнило свое предназначение. Молитва Адама стала архетипом всех молитв; то же самое можно сказать и о молитве Авраама.

«И молился Авраам Б-гу». Сказал раби Хама бар Ханина: «С начала книги и до сих пор не употребляется данное выражение. После того как праотец Авраам помолился, этот узел был развязан» (Берешит раба 52:13). Слово «молитва» (тфила) не употребляется в Торе до этого места. Весь мир ждал молитвы Авраама. Он стал единственным, кто вернул образ человека к его высшему состоянию, существовавшему до греха Адама. Он был готов жертвовать собой, чтобы вернуть людей к праведному образу, в котором они были сотворены Всевышним. Отсюда начинается новое начало творения. Поэтому молитва Авраама — утренняя, рассветная (Шахарит).

Молитва Авраама: Шахарит

Как мы уже объяснили, каждое утро проявляется отсвет первоначального Хеседа (Милости), появившегося в начале творения: «Всевышний обновляет по Своей благости каждый день, постоянно, творение мироздания». Этот отсвет охватывает своей милостью все создания в мире. Такова же и суть молитвы Шахарит: «Г-сподь, утром услышишь Ты мой голос». Начал раби Элазар и сказал: «Ведь когда приходит рассвет и утро пробуждается в мире, это время желанности для всех, время для благодеяния всему миру — и праведникам, и злодеям. Это время молитвы перед Святым Царем. Поэтому в час, когда наступает рассвет, все заключенные Царя обретают покой, — это время молитвы о них. А тем более те, кто раскаиваются и представляют свои просьбы перед Святым Царем» (Зоар, Теилим 5).

После всего сказанного легко понять, что молитва Авраама, которую он сделал правилом для своих потомков, — это утренняя молитва.

Но следует еще глубже рассмотреть данный вопрос.

Молитва Авраама и современная действительность

Когда ты сделал все от себя зависящее, остается лишь со спокойствием и уверенностью в душе сказать: «Хасбиял-лааху ва ни‘маль-вакииль (Мне [для разрешения любой проблемы] достаточно Бога [Божьей помощи], и Он — лучший, на кого можно положиться)».

Войдя в такое состояние (а не повторяя бездумно сотни раз на словах), ты сможешь обрести глубокое спокойствие, включить мозг для лучшего анализа, понять, что еще следует предпринять и как по-настоящему отдать независящее от тебя на волю Творца, Господа миров.

В хадисе говорится: «Последнее, что было сказано Авраамом, когда он [запущенный в воздух катапультой] летел в огонь, были слова: «Хасбиял-лааху ва ни‘маль-вакииль»[1].

«Ранее [еще до Моисея и Харуна] Мы дали Ибрахиму (Аврааму) верную направленность [в духовном, религиозном и в мирском]. Мы все о нем (Аврааме) знали [в том числе и о его глубинных качествах, его сущности, а потому возложили на него столь непростую и ответственную миссию].

Однажды он сказал своему отцу и народу:«Что это за изваяния (статуи, истуканы), которым вы всей душою отдаетесь (усердно работаете на них)?»

Те ответили: «Наши отцы (предки) так же молились, поклонялись им [а мы продолжаем их традицию]».

Он [Авраам] сказал: «Ну, тогда и вы, и они в очевидном заблуждении».

Они (люди) воскликнули: «Ты пришел к нам с чем-то толковым (обоснованным) или подшучиваешь (насмехаешься над нами, забавляешься)?!»

Он ответил: «Поймите, ваш Господь — это Господь небес и земли, сотворивший их [ведь когда-то их просто не было]. Я уверяю вас в этом (являюсь свидетелем тому, знаю обстоятельства дела).

Клянусь Богом, я непременно сотворю козни вашим идолам (замыслю недоброе) [показав тем самым их несостоятельность], после того как вы уйдете».

Он так и поступил: разломал на кусочки их всех, кроме самого большого идола, намереваясь обратить внимание людей на него [ведь мотыгу, топор, то есть «орудие преступления» он повесил ему на шею].

Читайте так же:  Молитва оберег в дорогу для сына

[Увидев каменные останки вчерашних «богов», люди] воскликнули: «Кто сотворил такое с нашими богами?! Он — очевидный грешник!»

Некто сказал: «Мы слышали, как [один] юноша говорил про них. Его зовут Ибрахим (Авраам)».

«Приведите же его и покажите людям, возможно, найдутся свидетели [видевшие его в момент совершения данного деяния]».

[Приведя его на «людской суд», они спросили:] «Это ты поступил так с нашими богами, Ибрахим (Авраам)?»

Он парировал: «Нет, это сделал их главный, он! [при этом Авраам указал на оставшегося самого большого идола]. Спросите у них [кто сотворил с ними такое], если они вообще когда-либо разговаривали [если только они ответят вам]».

Они (люди) ушли в себя, начали усердно думать, анализировать и [поняв, что молились чему-то мертвому и немому] воскликнули [обращаясь друг к другу либо к самим себе]: «Ну и грешники же мы!»

Но [через мгновение, приняв обычную для них форму мысли], заново перевернув в умах все с ног на голову, сказали: «Так ты ведь знал, что они не разговаривают! [Зачем нас путаешь?! Это ведь само собой разумеющееся! Не морочь нам голову]».

Он ответил: «И что же это, вы помимо Бога поклоняетесь тому, что ни малейшей пользы, ни вреда вам принести не может?!

Досадно, обидно! Тьфу на вас и то, что вы обожествили [из земного и тленного] помимо Бога. Почему бы вам не поразмыслить?!»

Народ [не имея разумных, логических аргументов, включил эмоции и] завопил: «Сожгите его! Спасайте своих богов, если вы в состоянии что-либо предпринять!» (Св. Коран, 21:51–68).

В мгновение, когда Авраам летел в огромное, специально для него разожженное пламя, появился ангел Джабраил (Гавриил) и спросил: «Тебе помочь?» Авраам ответил: «Всевышнего мне достаточно, и Он — наилучший покровитель». — «Ну, тогда попроси Господа», — забеспокоился Джабраил, ведь попав в огонь, посланник Божий сгорел бы заживо за несколько минут. Пророк ответил: «Достаточно того, что Он знает о моем положении дел»[2].

Вслед за этим последовал Божий приказ: «Огонь, стань холодным (прохладой) и безопасным для Ибрахима (Авраама)».

Так оно и произошло. Авраам, к удивлению всех присутствовавших, никак от огня не пострадал, оказавшись в его эпицентре[3] (см. Св. Коран, 21:69, 70).

Послушайте мотивационный трек на эту тему:

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Абу Хурайры. Некоторые считали, что это слова Ибн ‘Аббаса. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 7, хадис № 7, «сахих».

[2] См., например: аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 17 т. Т. 9. С. 92.

[3] Подробнее об этом читайте в моем переводе смыслов Св. Корана, 37:88–98.

Слово о божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму

На многоцветных лугах с любителями таковых зрелищ бывает, что глаз их не может остановиться на чем-нибудь одном из видимого по причине равной красоты во всем, но как все привлекает их вожделение, то при желании ничего не оставить неосмотренным они часто остаются ни при чем – подобное нечто произошло и с моей мыслью, когда обозревал я луг Писания. Ибо разнообразие красоты мыслей равно ко всему влечет душу и делает, что вожделение не останавливается по невозможности в равноценном легко найти предпочтительнейшее. Вот как блистательны цветы в пророчестве великого Давида! А каков цвет – этот божественный апостол, показывающий красоту делания райского, издающей великое Христово благоухание! Красоту же лугов евангельских опишет ли какое человеческое слово?

Лучше же сказать, позвольте мне подражать обычаю бедных, ибо у них в обыкновении, если когда удостаиваются богатой трапезы, без стыда из предложенного им запасаться пищей на следующий день. Поэтому и я, воспользовавшись небольшими некими остатками вчерашних дорогих припасов, из этого по силам моим припасу слово, многое из предложенного сего дня сберегая для гостей более совершенных.

Поэтому и сказано: «Пославый Мя болий Мене есть» ( Ин.14:28 ). Итак, посмотрим, от Кого это слово. Как Он послан? В образе ли Божий сый, или принял па Себя зрак раба? В полноте ли Божества или истощив Себя во образе раба? Совершенно же явно, думаю, что о Божией силе и о Божием Естестве вездесущем, всепроникающем и всеобъемлющем, и сказать несправедливо, что посылается, потому что вне его нет ничего нового, куда бы, не быв там прежде, оно пришло, когда послано – напротив того, все содержа своей охранительной силой, не имеет, куда бы могло переселиться, само будучи полнотой всего.

Достаточно ли слово наше объяснило вам дело, еретическое неравенство исключив из догматов благочестия? Или потребуете, как в суде, чтобы слово это подтверждено было большим числом свидетелей? Итак, позвольте мне, оставив попечение о краткости слова, свободно вспомнить об одном событии из древней истории, и, может быть, повествование это будет у нас нелишним для цели. Выслушайте апостольское чтение, кратко передающее историю Авраама, где говорится: «Аврааму обетова Бог, понеже не единем имяше болшим клятися, клятся Собою, глаголя сказанное Им» ( Евр.6:13–14 ).

После этого отец касается сына, и природа не противится делу; сын предает себя отцу, делает с ним все, что угодно. Кому из обоих больше подивлюсь? Тому ли, кто из любви к Богу налагает руки на сына, или тому, кто даже до смерти послушен отцу? Препираются между собою, один – возвышаясь над естеством, другой – рассуждая, что воспротивиться отцу – хуже смерти. Затем отец связывает сына сперва узами. Нередко видел я живописное изображение этого страдания и никогда не проходил без слез мимо этого зрелища – так живо эту историю представляет взору искусство. Исаак лежит перед отцом у самого жертвенника, припав на колено, и с руками, загнутыми назад; отец же, став поодаль отрока на согнутое колено и левой рукой отведя к себе волосы сына, наклоняется к лицу, смотрящему на него жалостно, а правую ножом вооруженную руку направляет, чтобы заклать сына, и острие ножа касается уже тела, – тогда приходит к нему свыше глас, останавливающей дело.

Какой же был это глас? Ибо едва приводим речь свою на прямой путь, как некоего молодого коня, непослушного, необузданного, уклонившегося с прямой дороги и многими кругами скакавшего по сторонам. А предположено нами было показать свидетельство апостольского слова, что Отец не больше Сына. Ибо здесь Писание, слову Божию предоставив имя ангела, приводит глас: «И воззва и Ангел Господень» , и сказал: за то, что «сотворил еси глагол сей, и не пощадел еси сына твоего возлюбленного, . Мною Самем кляхся» ( Быт.2:11, 16 ) исполнить все, что можно узнать и в обетовании Слова. Поэтому кто же беседовавший с Авраамом? Ужели Отец? Но не скажешь, что Отец есть чей-нибудь ангел. Следовательно, Единородный Сын, о Котором говорит пророк: «Нарицается имя Его велика совета Ангел» ( Ис.9:6 ). Конечно, Павел, в раю посвященный в тайны, знает то, что клятвенное это обетование дано Единородным. А Павел говорит, что, «Аврааму обетовая, Бог Слово, понеже ни единым имяше болшим клятися, клятся Собою» ( Евр.6:13 ). Как же эти говорят, что Отец больше Сына, когда Павел утверждает, что Сын не имеет большего?

Читайте так же:  Какую молитву читать когда раздражаешься

Но возвратимся опять к новому евангельскому вину, чтобы при помощи учения приняв в себя воскипение духа, и нам самим сделаться сосудами, годными для такого вина, – такими сосудами, которые и сами не расседаются, и не разливают сокровенной в них благодати. Слышу псалмопение, пророчествующее, как думаю, о настоящих бедствиях, ибо говорит оно о грешниках: «Отчуждишася грешницы от ложесн, заблудиша от чрева» ( Пс.57:4 ). Ложеснами рожденных по Богу называется, думаю, Церковь, потому что, в собственном чреве своем нося порождаемых ею, верой производит их на свет. Но грешники, подобно рождаемым преждевременно, «отчуждишася от ложесн и заблудиша от» родного «чрева» , ибо не вижу на матернем ложе отступников веры и утверждаю, что пророчество говорит о них, введенных в заблуждение обманом, что они «заблудиша от чрева» , заблудились в том, что «глаголаша лжу» . «Ярость их , – продолжает пророк, – по подобию змиину» ( Пс.57:5 ), не просто подобно змию ( κατα την ομόιωσιν οφεως ), чтобы уподобление было не животному, но прибавление члена к слову «змий» ( του οφεως ) загадочно указывает на исконное зло.

Источник: Антология. Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Том II. Издательство МФТИ, 2000, сс. 354-365.

Исмаил — Ишмаэль, сын Авраама

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Ишмаэль (Исмаил) — сын праотца Авраама от Агарь, служанки праматери Сары. Ишмаэль родился в 2034 (1726 г. до н.э.), умер в 2171 году (1589 г. до н.э.). Ишмаэль считается прародителем арабских народов. Согласно Торе, Ишмаэль был «диким человеком» («пэрэ адам»), жившим в пустыне, занимавшимся охотой и грабежом, но, в конце концов, раскаялся и умер как праведник.

Оглавление

Мать Ишмаэля — Агарь [↑]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В недельной главе «Лех леха» книги Берешит рассказывается о том, как из-за голода в стране Канаан Авраам и Сара были вынуждены спуститься в Египет.

Сара, отличавшаяся необычайной красотой, была взята в дом фараона, но Вс-вышний поразил язвами фараона и его приближенных, и никто не смог до нее дотронуться (Берешит, 12:14-17). Мидраш говорит, что фараон, увидев это чудо, отдал свою дочь Агарь в услужение Саре, сказав: «лучше быть рабыней в доме Авраама, чем дочерью царя в Египте».

Сара и Агарь [↑]

У Сары долго не было детей, и она решила дать Аврааму в жены свою служанку. Когда Агарь забеременела, она стала высокомерно относиться к своей госпоже.

Сара пыталась ее увещевать, но это не помогло.

Тогда она нагрузила ее тяжелой работой, и из-за этого Агарь потеряла ребенка, которого носила. В конце концов Агарь решила убежать в Египет к своему отцу.

По дороге она заблудилась в пустыне.

Вс-вышний обратился к ней через ангелов и велел вернуться в дом Авраама и смириться перед Сарой.

Разговор ангелов с Агарь и рождение Ишмаэля [↑]

Как объясняет Мидраш, в пустыне Агарь явились четыре ангела.

Первый объявил ей, что вскоре она опять забеременеет и родит сына по имени «Ишмаэль», что означает «услышит Б-г», ибо «услышал Б-г твою скорбь» (Берешит, 16:11).

Второй ангел предсказал, что Ишмаэль будет «пэрэ адам» — то есть «дикарь-человек», который будет жить в пустыне, охотясь и занимаясь грабежом; на всех будет поднимать руку, и все будут нападать на него в ответ.

Третий ангел сообщил, что от Ишмаэля произойдет могущественный император Навухаднецар.

И, наконец, четвертый ангел приказал Агарь вернуться в дом Авраама.

Вскоре после возвращения Агарь забеременела и родила сына, которого Авраам назвал Ишмаэль. Это имя Авраам дал сыну не потому, что знал о разговоре ангелов с Агарь, а потому, что обладал пророческим даром.

Ишмаэль и заповедь обрезания [↑]

Через 13 лет Вс-вышний заключил союз с Авраамом и дал ему заповедь обрезания. Авраам должен был обрезать себя и всех своих домочадцев.

Как объясняют комментаторы, Ишмаэль был уже достаточно взрослый, чтобы отказаться, но не сделал этого. Его потомки также продолжали делать обрезание. В награду за это им была отдана Земля Израиля на то время, пока она стоит в запустении.

Насмешки Ишмаэля над Ицхаком [↑]

Авраам уделял большое внимание воспитанию Ишмаэля — молился за него (Берешит, 17:18), приучал к гостеприимству(Берешит, 18:7).

И все-таки после того, как Сара родила долгожданного сына Ицхака, Ишмаэль начал поклоняться идолам.

Однажды Сара заметила, как Ишмаэль «насмехался» над двухлетним Ицхаком. Это слово, по мнению комментаторов, может означать несколько вещей: идолопоклонство, которому Ишмаэль учил Ицхака; попытку убийства (Ишмаэль якобы в шутку стрелял в Ицхака из лука) и распутство.

Сара потребовала у Авраама изгнать Ишмаэля и Агарь.

Авраам не мог решиться на это, но Вс-вышний сообщил ему, что Сара права.

Изгнание Агарь с Ишмаэлем [↑]

По приказу Б-га Авраам не дал Ишмаэлю и Агарь с собой ничего, кроме хлеба и фляги с водой, хотя Ишмаэль был болен, и Агарь приходилось нести его на плече.

Мидраш рассказывает, что пока Агарь продолжала служить Вс-вышнему, фляга с водой никогда не пустела. Но, когда Агарь оказалась в беер-шевской пустыне, далеко от дома Авраама, помыслы ее вновь обратились к идолам. В тот же момент благословение пропало, и во фляге иссякла вода.

Ишмаэля мучила жажда. Агарь положила его рядом с кустом и отошла поодаль, думая: «Да не увижу я смерти своего ребенка».

Но тут Ишмаэль взмолился Вс-вышнему. Так же поступила и Агарь. Тут же явился ангел и успокоил ее: «Не бойся, Агарь. Вс-вышний ответил на молитву Ишмаэля. Встань и помоги сыну подняться, ибо из него произойдет великий народ».

В ту же секунду Агарь обнаружила колодец, который находился совсем рядом с ней.

После этого они пошли дальше и пришли в пустыню Паран, где было множество источников воды. Там они и поселились. Ишмаэль решил кормиться стрельбой из лука. Со временем он приобрел обыкновение грабить путников, так что полностью сбылось пророчество, данное ангелом: «рука его на всех» (Берешит, 16:12).

Жены Ишмаэля [↑]

Когда Ишмаэль вырос, он женился на женщине из Моава. Мидраш рассказывает о том, как спустя три года Авраам отправился навестить Ишмаэля.

Проделав большой путь, он застал дома только его жену.
— Где твой муж? — спросил Авраам.
— Он отправился со своей матерью собирать плоды, — ответила невестка.
— Я устал и хочу пить. Не найдется ли у тебя немного хлеба и воды?
— В доме ничего нет — ни хлеба, ни воды.
— Когда твой муж вернется домой, передай ему: «Старец из земли канаанской приходил навестить тебя и заметил: колышек в твоем шатре нехорош, срочно его смени».
Когда Ишмаэль вернулся, жена рассказала ему про старца.
— Это мой отец, — сказал Ишмаэль, — и я поступлю по его слову.

Он развелся с женой, и Агарь нашла ему новую жену — из Египта.

Прошло три года, и Авраам снова пришел навестить сына, но опять застал только невестку.
— Где твой муж? — спросил он.
— Вместе со своей матерью он отправился пасти верблюдов.
— Я голоден и устал, не найдется ли у тебя хлеба и воды?
Женщина подала ему хлеб и воду.
— Когда твой муж возвратится, передай ему, что теперь колышек в его шатре хорош, — сказал Авраам и ушел.

Читайте так же:  Молитвы при кисте

Этот рассказ свидетельствует о том, что несмотря на то, что Авраам сам изгнал Ишмаэля, он продолжал заботиться о нравственном благополучии своего сына.

Тшува (раскаяние) Ишмаэля [↑]

В Торе есть несколько указаний на то, что Ишмаэль раскаялся и вернулся к праведному образу жизни.

Так, в главе «Ваера» сообщается о том, что Ишмаэль вместе со слугой Авраама Элиэзером сопровождали Авраама и Ицхака, когда они шли на гору Мория выполнять приказ Вс-вышнего о жертвоприношении Ицхака («акедат Ицхак»)(см. Берешит, 22:5,19). Участие в этой миссии требовало высокого духовного уровня.

В другом месте, когда говорится о похоронах Авраама, первым из сопровождавших его тело упоминается Ицхак (Берешит, 25:9). Как указывают комментаторы, это является еще одним свидетельством о том, что Ишмаэль раскаялся и уступил первенство Ицхаку, считая его главным духовным наследником Авраама.

Наконец, упоминая о том, что Ишмаэль умер в возрасте 137 лет (Берешит, 25:17), Тора употребляет слово «скончался», что делается только тогда, когда речь идет о праведниках.

Упоминания о потомках Ишмаэля в Торе [↑]

У Ишмаэля было двенадцать сыновей, ставших родоначальниками арабских народов. Они расселились «от Хавилы до Шура, что перед Египтом, по пути в Ашур» (Берешит, 25:18) — то есть на обширной территории от Египта до северо-западной Аравии.

На дочери Ишмаэля Басмат женился Эсав, сын Ицхака, когда увидел, что его две жены, взятые из среды канаанейских народов, огорчают его родителей (Берешит, 27:46, 28:9, 36:2-3).

В другом эпизоде мы узнаем о том, что братья продали Йосефа торговцам-ишмаэльтянам, направлявшимся из Гилада (на восточном берегу реки Иордан) в Египет с грузом благовоний (Берешит, 37:25). Как поясняет Раши, Вс-вышний хотел утешить праведника Йосефа: если обычно арабские караваны перевозили неприятно пахнущие нефть и скипидар, то в этот раз они везли благовония.

Хотя сам Ишмаэль сделал тшуву (раскаялся), его потомки были далеки от праведности. Мидраш рассказывает об эпизоде, произошедшим после разрушения Первого Иерусалимского Храма. Когда Навухаднецар вел евреев в изгнание, они проходили мимо селений Ишмаэля. Пленники стали умолять ишмаэлитов дать им воды, но те сказали: «Сперва поешьте, а потом мы дадим вам напиться», и принесли евреям соленое мясо и рыбу. А когда те поели, поднесли им массивные кожаные мехи для воды. Многие евреи жадно приникли к этим бурдюкам и тут же умерли, ибо ишмаэлиты наполнили их не водой, а воздухом.

«Галут Ишмаэль» — период еврейского изгнания, связанный с Ишмаэлем [↑]

В Книге Даниэля рассказывается про сон царя Навухаднецара, истолкованный провидцем Даниэлем как видение о четырех царствах.

Царю предстал во сне огромный идол, голова которого из золота, верхняя часть тела из серебра, нижняя — из меди, голени из железа, ступни «частью из железа, а частью из глины» (Даниэль, 2, 42). В комментарии Мальбима последние слова толкуются так: царство будет разделено между Эдомом (Эсавом) и Ишмаэлем — галут Эдом и галут Ишмаэль существуют одновременно.

В книге «Зоhар» содержится предсказание будущего страны Израиля после изгнания из нее евреев. Эта земля будет отдана потомкам Ишмаэля и будет принадлежать им до тех пор, пока не исчерпается для них милость Б-жья в заслугу за то, что они делают обрезание. И они будут препятствовать евреям вернуться в свою страну. Сыны Эдома — европейские народы — будут неоднократно пытаться отнять ее у ишмаэлитов, но не добьются успеха (так было, например, во время Крестовых походов).

Отрывок об Ишмаэле и Агарь в молитве на Рош а-Шана [↑]

В Рош а-Шана Всевышний выносит приговор и определяет судьбу каждого человека (и не только еврея). Искренне раскаявшись и обратившись с молитвой к Творцу, мы можем изменить приговор в лучшую сторону — независимо от того, на каком духовном уровне мы находимся.

Яркий пример этого — судьба Ишмаэля и Агарь, которые оказались в пустыне и должны были умереть, но воззвали к Вс-вышнему и получили помощь: «услышал Творец голос юноши (Ишмаэля) из того места, где он находится» (Берешит, 21:17).

Поэтому мудрецы постановили читать этот отрывок в молитве первого дня Рош а-Шана.

Призвание патриарха Авраама

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе (Быт 12, 1).

Патриарх Авраам — родоначальник избранного народа — занимает особое место в домостроительстве нашего спасения. Призвание Авраама не только было первым этапом в осуществлении Божественного плана спасения человечества, но и установило его основную направленность. От своего призвания до кончины он находится под особым Божественным попечением. Бог руководит его жизнью. Авраам же, имея совершенную веру, безоговорочно принимает Божественный замысел и подчиняется во всем воле Божьей. Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность (Рим 4, 3). С патриарха Авраама начинается история народа, из которого произошла Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя мира.

На основе данных греческой Библии датами жизни патриарха Авраама надо считать 2165–1940 годы до Р.Х.

Языческое лжеверие в то время было повсеместным. Оно заразило даже род, из которого происходил Авраам. Господь призывает Авраама, чтобы сохранить неповрежденным истинное богопочитание, которым Авраам отличался от других современников. Родиной его был Ур. Это был сначала шумерский, а затем халдейский город. Он находился на юге Месопотамии, близ Персидского залива. В древности здесь протекал Евфрат, воды которого ныне удалились от этого места почти на пять километров к востоку. Археологические раскопки, проведенные в 1922–1934 годах британским археологом Л. Вулли, показали, что Ур был одним из самых цивилизованных городов Древнего мира, высококультурным и благоустроенным. Легко увидеть духовное величие Авраама, могучую веру и изумительную покорность всеблагой Божественной воле. Он оставляет богатую, изысканную жизнь в цветущем городе и становится странником, не имея ни пяди своей земли. В лице праотца нашей веры Господь за много столетий до появления христианства открыл людям высокую мысль о том, что в этой жизни все мы странники и что вся жизнь наша должна быть наполнена сладостным стремлением к Небесному Отечеству.

По рождению он был назван Аврамом (см.: Быт 11, 31; 12, 1), что значит, согласно принятой исследователями этимологии, отец высоты, высокий отец (ав — отец, рам — высокий). Позже, когда Господь поставил Свой Завет с девяностодевятилетним патриархом, Он сказал: не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов (Быт 17, 5). Наречение имени — дело родителей. Однако библейская история дает много примеров, убеждающих, что выбором их руководил Божественный Промысл. Так было и с родоначальником избранного народа.

Библейское повествование об Аврааме разделяется в книге Бытия на четыре периода, каждый из которых сосредоточивается на явлениях Господа патриарху и сопровождавших их Божественных благословениях. Первое явление Аврааму было еще в Уре. Господь повелел покинуть родной город и родных и пойти в землю, которую покажет (см.: 12, 1). Святой апостол Павел говорит, что Авраам верою повиновался призванию идти в страну, которую имел получить.

Читайте так же:  Какую молитву читать по усопшему до 40 дней

Патриарх Авраам поселился в Хевроне, у дубравы в Мамре. Эта знаменитая роща получила название по имени аморреянина Мамрия, который, как союзник Авраама, упоминается в книге Бытия (см.: Быт 14, 24).

Когда Авраам узнал, что четыре месопотамских царя совершили набег на царство Содомское и увели в плен его племянника Лота, он вооружил триста восемнадцать рабов своих и разбил месопотамских царей, преследуя их до Дана. При возвращении патриарха в долине Шаве произошло событие, которое по своему символическому значению является одним из самых важных в ветхозаветной Священной истории: Авраама встретил царь Салима Мелхиседек, который вынес хлеб и вино. Он был священник Бога Всевышнего. Мелхиседек благословил его. Авраам дал ему десятую часть из всего, что имел.

Личность Мелхиседека является совершенно исключительной. Во всем Ветхом Завете он упоминается дважды: в книге Бытия (см.: Быт 14, 18) и в 109-м псалме, в котором пророк Давид говорит о первосвященническом служении Христа по «чину Мелхиседека» (см.: Пс 109, 4). Девять раз Мелхиседек упомянут в Новом Завете: в Послании к Евреям (см.: 7, 1–15), где святой апостол Павел ставит Мелхиседека в таинственную связь с Самим Господом нашим Иисусом Христом. Можно уверенно сделать два утверждения: во-первых, Мелхиседек — личность историческая. Он жил и царствовал во времена Авраама. Во-вторых, личность эта прообразовательная. По-еврейски имя его произносится «Малкицедек» («царь правды»). Салим (по-еврейски — мир) библеистами отождествляется с городом Иерусалимом. Хлеб и вино, которыми благословил Мелхиседек Авраама, являются прообразом новозаветного Таинства Евхаристии.

После этих событий было слово Господа к Авраму в ночном видении. Ему было сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика (Быт 15, 1). В ответ патриарх сказал, что он бездетный. Бог сказал ему: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (15, 5). Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Авраму было семьдесят пять лет, когда Господь впервые обещал произвести от него великий народ. Когда родился Измаил, Авраму было уже восемьдесят шесть лет. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Бог еще тринадцать лет испытывал терпение праведника и только тогда исполнил Свое обетование. Он хорошо знал, что, как золото, очищаемое через долгое время в горниле, добродетель праведника явится (в искушении) чище и светлее» (Беседы на книгу Бытия. 39. 2).

Бог повелел Аврааму совершать в восьмой день обрéзание младенцев мужского пола, как знамение завета между Богом и потомками Авраама. Обрезание было зримым, отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу. В духовном смысле обрезание, состоящее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий. В таинственном значении обрезание предзнаменовало новозаветное Таинство крещения, смывающее эту наследственную прародительскую поврежденность.

Вскоре Авраам удостоился нового богоявления, которое признается одним из самых значимых в ветхозаветной истории. Господь явился ему у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер во время дневного зноя. В видении трех странников Авраму была явлена тайна трех Лиц Божественной Троицы. Авраам побежал навстречу трем, а поклонился как одному: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего. Библейское повествование о явлении трех мужей Аврааму нашло выражение в иконографии.

Патриарх Авраам устроил трем посетителям трапезу, проявив страннолюбие. После трапезы два Ангела пошли в Содом, а один остался. Жители города были заражены мерзким грехом. Патриарх обращается к оставшемуся Ангелу, как к Господу, с мольбой сохранить город, в котором жил его племянник с семьей. Вся беседа патриарха с Богом, которую можно также назвать молитвой, чрезвычайно назидательна. Она показывает великое Божие снисхождение и смысл высшей Божественной правды, не допускающей незаслуженной гибели праведников. Беседа эта свидетельствует и о молитвенном дерзновении Авраама.

Господь обещал: если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие (Быт 18, 26). Укрепившись этими словами, Авраам с еще большей настойчивостью продолжает заступничество, при этом называя себя смиренно прахом и пеплом. Понимая, как мало в Содоме праведников, он дерзает убавить число — до сорока. Так как стольких праведников там не было, просит пощадить город ради тридцати. Потом он снижает число до двадцати, а затем до десяти. Но и стольких праведников не оказалось в развращенном городе.

Лот оказал гостеприимство двум Ангелам. Порочные жители Содома проявили всю меру своей омерзительной греховности. Они сами себе вынесли приговор. Когда взошла заря, Ангелы вывели из города Лота, жену его и двух дочерей. Они велели не оглядываясь поспешить на гору, чтобы не погибнуть. Лот боялся, что не успеет подняться на гору. Он попросил разрешения бежать в город Сигор. Вновь проявилось Божие милосердие и снисхождение, ибо Сигор также предназначался к уничтожению, но ради праведного Лота Бог сохранил его.

Когда взошло солнце и Лот с семьей был уже в Сигоре, Господь пролил на Содом и Гоморру серный дождь и огонь.

После уничтожения городов Содома и Гоморры Авраам перебрался к югу и поселился между Кадесом и Суром. Здесь исполнилось Божие обетование Аврааму. Сарра зачала и родила Аврааму сына. Патриарху было уже сто лет. Родившийся сын был назван Исааком, как ранее повелел Аврааму Господь. В восьмой день, как заповедал ему Бог, обрезал Авраам своего сына.

Когда Исаак достиг отроческого возраста, Бог послал Аврааму великое испытание веры. Бытописатель не указывает возраст сына патриарха, но из текста можно видеть, что он достаточно подрос и мог сам нести дрова для жертвенника. Бог повелел взять сына, пойти в землю Мориа и принести его в жертву. Когда связанный Исаак лежал на дровах, а Авраам взял в руки нож, Ангел Господень воззвал к Аврааму с неба и сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего. Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Видишь ли человеколюбие Божие? И жертва совершена, и праотец показал благочестие души своей, получил венец за одно свое намерение» (Беседы на книгу Бытия. XLVII). Это событие Священной истории прообразует великую крестную жертву Господа нашего Иисуса Христа. Единородный Сын Божий из послушания Богу Отцу принес Себя в жертву за грехи людей. Исаак, назначенный к смерти, обрел жизнь. Это символ воскресения Христова.

Позже, при царе Соломоне, на горе Мориа был воздвигнут Иерусалимский храм.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Прожив сто двадцать семь лет, Сарра умерла в Хевроне. Как мать всех верующих, она — единственная из ветхозаветных женщин, чьи годы жизни указаны в Священном Писании. Святой апостол Петр ставит Сарру в пример женам: Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет 3, 6).

Молитва праведному аврааму
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here