Молитва перед звоном в колокола

Детально: молитва перед звоном в колокола - специально для Вас.

Памятка для звонаря

Основные положения

1. Перед звоном на службе необходимо взять благословение у служащего священника,
2. На колокольне перед звоном необходимо помолиться.
3. Звонарь должен проводить профилактический осмотр колокольни раз в месяц.

Молитва перед звоном

Благовествуй земле радость велию,
Хвалите небеса Божию славу.
Господи, гласом звона сего священного,
Всякое стремлени к ленности от сердца моего отжени.
И спешно мя на молитву и всякое дело благое,
Силою своею сотвори. Аминь.

Разновидности звонов

Благовест — одиночные удары в большой колокол.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов.
Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого до большого с ударом «во вся».
Перезвон — поочерёдные удары от большого к малым, без удара «во вся».

Водосвятный перезвон — удары от большого к малым по 7 ударов в каждый.
Звон в двои – в два колокола — постовой и меньший, с ударом в оба колокола.

Распространенные ошибки
  1. Нарушение ритмической основы. Благовестник в звоне всегда должен отбивать целые доли. Нельзя забывать про благовестник во время звона и нарушать равномерность его ударов.
  2. Залипание языков. Язык колокола должен производить резкие точечные удары. Если звонарь передерживает язык — звон колокола заглушается.
  3. Остановка при ошибках ритмических рисунках звона. Если вы совершили ошибку в звоне, нельзя останавливаться. Необходимо продолжить звон с тем же темпом, а, по возможности, повторить вашу ошибку (перебивку).
Звон на Всенощное бдение, Полиелей (вечер):
  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. Перед Утреней: от «Яко Твое есть Царство» до Шестопсалмия – трезвон.
  3. Звон к Евангелию: во время Антифонов до чтения Евангелия – трезвон.
  4. Звон на «Честнейшую херувим»: от «Богородицу и Матерь Света…» до малой ектинье – благовест — 9 медленных (с промежутком 15-20 секунд)
  5. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Звон на Литургию (утро):
  1. К Литургии: за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих) в праздничный колокол, затем трезвон.
  2. На «Достойно есть»: во время Евхаристического канона (от «Достойно и праведно есть…» до «Изрядно о Пресвятей…») – благовест — 12 медленных (с промежутком 20-25 сек).
  3. По окончании Литургии:трезвон (во время целования Креста).
Звон на Славословной, Шестеричной службе, без знака (вечер):
  1. Перед службой (к Вечерне): за 10 минут до начала – благовест (40 ударов, из них первые 3 долгих), затем трезвон.
  2. По окончании службы: по прочтении 1-го часа – трезвон.
Профилактический осмотр колокольни
  1. Визуальный осмотр балок (со временем могут прогнуться, необходима замена).
  2. Осмотр хомутов всех колоколов.
    2.1.Появилась ржавчина? При ржавении металл утончается, возможно падение колокола. Необходимо срочно покрасить хомуты (аккуратно накрыв колокол, чтоб не испачкать).
    2.2. Все ли гайки закручены? При раскрученных гайках колокол может упасть с колокольни. Необходимо срочно закрутить гайки, поставить контргайки и/или граверы.
  3. Визуальный осмотр языков.
    3.1. На чем висит язык? Если язык подвешен на веревке или тросе возможно провисание языка. Необходимо срочно заменить крепление языка на S-образную петлю из металла.
    3.2. Язык ударяет ниже ударного кольца? Колокол очень быстро разобьется и починить его уже будет невозможно. Необходимо срочно поднять язык до нужной высоты
  4. Надежен ли помост звонаря.
    4.1. Есть ли у помоста перила? Если нет перил велика вероятность упасть с него в зимнее время, а на Пасху с помоста (или колокольни) могут упасть прихожане. Установить перила.
    4.2. Надежно ли закреплен помост (не шатается ли)? Срочно закрепить помост к стене и полу.
  5. Установлен ли громоотвод на колокольне? Обычно, молния ударяет в самое высокое место – это крест колокольни, от чего колокольня может загореться. Это может случиться и во время звона. Необходимо уточнить у настоятеля (или старосты) наличие громоотвода.
Техническое состояние колокольни

Звонарь должен помнить и о своей безопасности и безопасности окружающих — проводить профилактический осмотр колокольни: балок, хомутов, языков и помоста. В зимнее время, при низкой температуре, колокольная бронза становится хрупкой и опасность раскола колокола возрастает. Основное правило безопасности во время звона: под колоколами не стоять, т.к. падение языков и колоколов чаще всего происходит именно во время звона.

Колокольня должна иметь громоотвод во избежание попадания в нее молний. Не рекомендуется хранить на колокольне горючие и легковоспламеняющиеся вещества. Помост должен быть прочно закреплен к полу, иметь перила и лестницу; на колокольню желательно провести освещение.

Язык колокола должен быть подвешен таким образом, чтобы «яблоко» точно ударяло в ударное кольцо колокола. При провисании языка и ударах ниже ударного кольца возможен раскол колокола. При этом колокол починить будет уже не возможно!

Московская Школа Звонарей Ильи Дроздихина

В Школу Звонарей принимаются все желающие в возрасте от 14 лет, набор – ежемесячный, адрес школы – Каширское шоссе, 59-4 (храм Николая Чудотворца в Сабурово).

При создании Школы мы постарались передать преемственность колокольных традиций, бережно сохраненных энтузиастами возрождения колокольного звона – ныне почившими звонарями Ростовского Кремля, архангельским звонарем Иваном Даниловым, звонарем Новодевичьего монастыря Владимиром Машковым и старшим звонарем Троице-Сергиевой Лавры игуменом Михеем (Тимофеевым), труды которых не прошли даром.

На качество звона влияет 3 фактора – это качество колоколов, профессионализм звонаря и качество подвески с системой управления. Таким образом, можно констатировать, что профессиональный звонарь при хорошей развеске колоколов даже на некачественных колоколах может позвонить хорошо, но вот непрофессиональный звонарь даже при хорошей развеске и на хороших колоколах не сможет достойно исполнить звон.

Система управления звоном

Система управления звоном предполагает управление всем колокольным набором одним человеком и делит все колокола, по русской традиции, на 3 группы.
Читайте так же:  Молитва от кармы рода

Зазвонные – 3 самых маленьких (от 5 до 12 кг).
Подзвонные — средние (от 16 до 290 кг).
Благовестники – большие колокола (от 450 кг).

Малые колокола связываются в т.н. «замок» и управляются правой рукой звонаря. Средние колокола подвязываются в виде струн на пульт (высота от пола 1 метр) и управляются левой рукой. Большие колокола управляются ногой звонаря, для этого устанавливаются специальные педали под правую ногу.

За время нашей работы мы перепробовали огромное количество материалов для струн и педалей и пришли к выводу, что самым надежным и долговечным является стальная цепь.

Московская традиция звона

Московские звоны – быстрые и пасхальные.
В основе, разумеется, лежат равномерные удары благовестника (826 кг) на целую долю, средние (160 и 290 кг) отбивают половинки, а главная особенность этого звона – пропуски верхних ударов на зазвонных колоколах (9 кг).

Этот звон легко напеть: ТАМ – ТАРАТАМ – ТАРАТАРАТАРАТАМ – ТАРА…

О звоне к богослужению и во время богослужения

Православные христиане созываются к богослужению в храм посредством звона в колокола. Колокольный звон возвещает так же и неприсутствующим в храме о важнейших моментах Православного богослужения. Наконец, колокола радуются и спразднуют с нами, проповедуют миру о грядущем Воскресении.

В настоящее время число колоколов на церковных звонницах бывает различным, но в основном, там имеется никак не меньше 4–х, а чаще всего 6–8 колоколов. Мы уже упоминали о чине звона (благовеста и трезвона) к малой вечерни и всенощному бдению. Там мы говорили как устраивается звон при 7–ми колокольной звоннице. Теперь же мы скажем о звоне при 4–х колокольной развеске. На такой звоннице имеется 4 колокола. Это, 1–й – большой, воскресный колокол, 2–й – полиелейный, 3–й – вседневный и 4–й – зазвонный.

В воскресные и праздничные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии надо в первый, большой колокол, трезвонить же во все колокола.

В воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в предпразднества и отдания Господских и Богородичных праздников – ко всем службам благовестить в полиелейный, второй колокол, трезвонить же во 2–й, 3–й и 4–й колокола.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный, третий колокол, трезвонить же в 3–й и 4–й колокола.

Порядок звона при служении всенощного бдения

Благовест к бдению производится 15–25 минут, затем следует троекратный – «в три стиха» звон во все колокола (трезвон) (см. стр. 13).

Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный – «в два стиха» второй звон во все колокола (см. стр. 44).

Во время пения прокимна перед чтением Евангелия производится однократный – «в один стих» третий звон во все колокола (см. стр. 55).

На 9–ю песнь канона производится благовест в 25 ударов в большой колокол (см. стр. 62).

Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения должен производиться «проводной» звон, начинающийся с пением «Под Твою милость» или кондака по 1–м часе.

Порядок звона при вседневном богослужении

К обычному вечернему богослужению благовестить надо 15 минут, перед 9–м часом. По прочтении 9–го часа – должен быть троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производился благовест.

К утрени благовестить в конце полунощницы, 5 минут. По прочтении же полунощницы творить троекратный звон, как в начале вечерни.

Если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна перед Евангелием; на 9–ю песнь производится благовест в 25 ударов.

Порядок звона при служении Божественной литургии

При служении и ранней, и поздней литургии наблюдается единый порядок колокольного звона: благовест производится 15 минут (см. стр. 71), перед началом чтения часов, а по прочтении часов бывает троекратный звон (см. стр. 74).

На «Достойно» 262 , во время «Верую», производится благовест в 50 ударов (см. стр. 126).

Единственное различие звона при ранней и поздней литургиях, это то, что благовест перед началом ранней литургии совершается редким ударением, а благовест перед поздней литургией – частым.

Когда служит архиерей, благовест к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовест в один колокол и продолжается (все время облачения архиерея) до начала часов.

После литургии бывает проводной звон.

Порядок звона при других службах

При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста – троекратный, с малыми остановками, звон во все колокола.

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» – однократный звон во все колокола, при ударах в большой «через край».

При совершении молебнов, на многолетии производится троекратный звон или однократный, в зависимости от того, сколько раз поется «Многая лета».

Некоторые указания звонарю

Колокольный звон является равноценным храмовым священнодействием, поэтому:

всякий колокольный звон должен производиться только с благословения настоятеля или служащего священника;

всякий колокольный звон должен сопровождаться молитвою: если Церковный Устав указывает, что именно надо читать в данном случае, то указанною в Церковном Уставе, если же не указывает, то молитвою «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грепшаго», со слежением по лестовке (четкам) за количеством ударений в колокола.

Звонарь должен наблюдать (а помогает ему в этом церковный староста или один из его помощников), чтобы звоны перед богослужением, а в особенности во время его, не запаздывали, но производились в точно указанное Уставом время (не, как это часто случается, во время чтения шестопсалмия или Евангелия, но перед чтением).

Здесь имеется в виду песнопение «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну н Святому Духу. ».

Источник: По благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви. САТИСЪ. Санкт–Петербург. 2011

Читайте так же:  Молитва мученице ирине аквилейской

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Тренажеры для обучения

Устав церковного звона

Молитвы звонаря

Молитвы перед началом звона

Начало обычное

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.

Святый Боже, Святым Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша, Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)
Слава, и ныне:

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Тропари:

Помилуй нас, Господи, помилуй нас; всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.

Слава: Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом; не прогневайся на ны зело, ниже помяни беззаконий наших, но призри и ныне яко благоутробен, и избави ны от враг наших, Ты бо еси Бог наш, и мы людие Твои, вси дела руку Твоею, и имя Твое призываем.

И ныне: Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице, надеющиеся на Тя да не погибнем, но да избавимся Тобою от бед: Ты бо еси спасение рода христианскаго.

Господи, помилуй. (12 раз)

Молитвы во время звона

Псалом 50

Символ Веры

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием.
6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11. Чаю воскресения мертвых,
12. И жизни будущаго века.
Аминь.

После звона

Достойно есть

Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, Сущую Богородицу Тя величаем.

Колокольный звон

Колокольный звон — важная часть храмового богослужения. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм. Звон колокола выражает праздничную торжественность важнейших мест богослужения. В великие и воскресные праздники он выражает духовную радость верующих.

Церковный устав различает четыре вида звона:

  • благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
  • перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди;
  • собственно звон, когда звонят во все колокола или только в несколько;
  • трезвон, когда ударяют в три приема в несколько колоколов или во все колокола (во вся тяжкая).

Колокольный звон бывает праздничным и будничным. Праздничный звон призывает к всенощному бдению и литургии. Он напоминает верующим о Божественной службе и призывает в храм к молитве: Благовествуйте со дня на день спасение Его (Бога нашего) (Пс 95, 2). Сначала звучат два удара в самый большой колокол — благовестник. После того как звук от второго удара затихнет, звонарь начинает совершать мерные удары. Во время благовеста он должен двенадцать раз прочитать 50-й псалом или один раз 118-й псалом (Непорочны).

Потом начинается трезвон.

К всенощной трезвон бывает в два приема, а к литургии — в три, то есть три раза с некоторыми промежутками во времени.

Вновь колокольный звон во время литургии раздается в начале евхаристического канона — самой торжественной части службы. В алтаре в это время приносится Бескровная жертва. Совершается Таинство Тела и Крови Христовых. После возгласа: «Благодарим Господа!» — хор поет: «Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней». Начинаются удары в благовестник. Звонарь должен сделать двенадцать ударов в праздничный колокол — по числу апостолов на Тайной Вечери Господней [1] . Необходимо закончить звон к концу прочтения евхаристического канона — к возгласу: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей, Преблагословенней, Славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии».

В церковной практике звон совершается и по окончании всенощной и праздничной литургии, хотя Типикон это не устанавливает. Праздничный трезвон по окончании службы созвучен той радости, которая наполняет сердца верующих в день праздника.

Ежедневно во всю Светлую (Пасхальную) седмицу полагается трезвон: от конца литургии до вечерни.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Во время всех крестных ходов полагается трезвон.

Колокольные звоны в период святой Четыредесятницы

С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят значительные изменения. Они касаются не только чтения и пения, но также и порядка колокольных звонов. О том, как правильно, согласно уставу, совершать колокольные звоны в период святой Четыредесятницы, рассказывает известный московский звонарь, преподаватель кампанологии Сретенской духовной семинарии Николай Завьялов.

Читайте так же:  Лечение заговорами и молитвами суставов
Зимний колокол. Фото: Н.Завьялов

С наступлением Великого поста в богослужебной практике происходят изменения. Меняется порядок чтения кафизм: чтения становится больше, а пения – меньше; характер пения меняется, становится более сдержанным. Появляются разновидности звонов, присущие только периоду Великого поста, например часовые.

Великий пост начинается не сразу, существует период «приуготовительный», когда в воскресных евангельских чтениях уже появляются темы, ориентированные на приближение великой Четыредесятницы.

В приуготовительные дни к Великому посту, в среду и пятницу сырные, не совершается литургии, а совершается чтение Часов по великопостному образцу. Однако звонить великопостным звоном (часить) еще пока не нужно. На это в Типиконе и указывается в 49-й главе: «На часех в кампан не ударяем».

В Прощеное воскресенье к вечерне благовестят в праздничный колокол. По окончании вечерни во время чина прощения – звон в двои (в два колокола – часовой и меньший, следующий за ним по величине; впрочем, это не является обязательным и из соображений улучшения благозвучия иногда используются просто два малых колокола, наиболее подходящих для этого звона).

При наступлении Четыредесятницы во весь ее период перед началом 3-го часа совершают три удара в Постный колокол: перед 6-м – шесть ударов, перед 9-м – девять ударов.

К вечерне, утрене и литургии Преждеосвященных Даров – звон в двои.

Если молящиеся расходятся из храма после чтения 3-го или 6-го часа (как бывает в монастырях), то согласно указаниям Типикона «кандиловозжигатель ударяет в древо», а к началу часа «по первом же Трисвятом ударяет в кампан». В современном варианте «ударение в древо» может быть в виде благовеста в постный колокол (поскольку била теперь используют довольно редко), а уже затем, в положенном месте, – удары в часовой колокол.

В понедельник к полунощнице «знаменает параекклесиарх к свету коснее вечерняго ради утешения» (Типикон, гл. 49).

Это означает, что благовест отличается от обычного большим интервалом между ударами. Например – через молитву «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго», как это принято было, например, в Троице-Сергиевой лавре.

Следующее указание в Типиконе: «Ударяет кандиловозжигатель в било довольно, и собираемся в церковь». Этот звон совершается для того, чтобы собирались в церковь, а далее звоны обозначают тот час, который в настоящее время предстоит читать в храме.

Перед началом 3-го часа: «Кандиловозжигатель же, взем благословение у настоятеля, изшед ударяет в кампан трижды».

О 6-м часе: «Кандиловозжигатель же, сотворив обычный поклон предстоятелю, изшед ударяет в кампан шесть крат».

На 9-м часе: «Кандиловозжигатель, взем благословение у настоятеля, ударяет в великое древо, и собравшиеся в церковь, благословившу иерею, поем 9-й час».

И далее, так же как и в начале, после обычного начала: «Параекклесиарх же, изшед, ударяет в кампан 9 крат, и поем час 9-й, трипсалмный».

Изобразительны совершаются сразу после 9-го часа и особенным звоном не обозначаются.

С понедельника до четверга 1-й седмицы на повечериях совершается чтение Великого канона Андрея Критского. В эти дни к повечерию предписывается: «Входит свещевозжигатель и, сотворив поклон предстоятелю, изшед биет в било 12, и собираемся вси в церковь».

В настоящее время совершается благовест в постный колокол.

В среду и пятницу во весь период Великого поста служится литургия Преждеосвященных Даров.

Перед вечерней совершают звон в двои (поскольку литургия служится в соединении с вечерней). «Параекклесиарх же, поклон сотворив настоятелю, и благословение взем, и шед звонити».

И еще: «На блаженнах глаголем Предтечи… Господи, помилуй 40 и поклоны 3 великих, и в то время параекклесиарх знаменует в два кампана. И по триех поклонах великих глаголем: Приидите поклонимся: и поем вечерню».

Здесь мы видим конкретное указание на момент совершения звонов (именно этот вопрос является наиболее часто задаваемым: «В какой момент звонят в двои перед литургией Преждеосвященных Даров?» Отвечаем: «Перед началом вечерни, согласно Типикону»).

В следующие седмицы таких подробных указаний относительно звонов уже не дается, и мы можем предположить, что 1-я седмица являет собою образец совершения звонов на весь период поста, если на этот счет нет каких-либо специальных указаний.

В период поста не совершаются службы с полиелеем, кроме 24 февраля (обретения главы Иоанна Предтечи) и 9 марта (день 40 мучеников Севастийских). В эти дни полагается полиелейный звон. Ради этого отменяются часовые звоны: «Егда же поем поилелей, на часех в кампан не ударяем».

На время поста не следует менять характер воскресных звонов. Воскресенье – малая Пасха.

В субботние и воскресные дни пост на службу отлагается, совершается полная литургия. Следовательно, уже в пятницу к великому повечерию не полагается великих поклонов, и соответственно – к вечерним службам положены звоны не постные.

К вечерням в воскресные дни полагается благовест в большой колокол, поскольку собственно пост наступает после вечерни, и еще потому, что на этих вечернях совершается вход, возглашается Великий Прокимен.

Каждый воскресный день в период Великого поста празднуется особо.

В неделю 3-ю, Крестопоклонную, в чине выноса креста совершается перезвон по одному удару в каждый колокол перед выносом креста (на великом славословии), а в момент шествия с крестом на середину храма совершается трезвон «во вся», который продолжается до возложения креста на аналой.

Указаний на это в Типиконе нет, но в дошедших до нас уставах московского Успенского и новгородского Софийского соборов этот звон присутствует. В настоящее время этот звон уже повсеместно вошел в чин всенощной и стал традиционным. Автор полагает, что это заимствовано из чина празднования Крестовоздвижения.

В среду 5-й седмицы «звон в красныя: такожде и в четверток ко утрени и вечерни».

Красными именовали колокола среднего размера за их высокий красивый голос. В данном случае предписывается совершать трезвон без больших колоколов.

Читайте так же:  Текст православной молитвы от тюрьмы Николаю Чудотворцу

Этот праздник именуется иногда Стояние Марии Египетской, поскольку вместе со службой, посвященной памяти прп. Марии Египетской, вычитывается весь Великий канон Андрея Критского в один прием. В четверг совершается литургия Преждеосвященных Даров. Полагается, как указано в Учебном уставе Константина Никольского, благовест в полиелейный колокол; трезвон – «во все кроме первого».

Такой же звон совершается и в пятницу вечером к службе, которая именуется Суббота акафиста.

В пяток 6-й седмицы Четыредесятница заканчивается, вместе с этим прекращается использование характерных для этого периода часовых звонов.

В субботу, именуемой Лазаревой субботой, совершается благовест в праздничный колокол, трезвон – во все без праздничного. Указаний в Типиконе об этом нет (есть в других уставах, например в чиновнике новгородского Софийского собора). Во многих местах звон к этой службе совершается в праздничный колокол, и так же, как и в неделю Крестопоклонную, звон этот уже стал традиционным.

Порядок звонов в пасхальные праздники

Полунощница в Великую субботу, согласно следованиям Типикона, – последняя служба Страстной седмицы. В современной практике она примыкает к пасхальной утрене. О созыве на полунощницу в Типиконе говорится: «Взем от настоятеля благословение, и тако изшед, ударяет в било». Но в настоящее время перед полунощницей совершается благовест в праздничный колокол (непродолжительно, около пяти минут) редким ударением (если праздничный колокол весит более 300 пудов, то звон совершается в один край или через один удар).

В Типиконе не предписывается совершение крестного хода вокруг храма, однако в настоящее время невозможно себе представить без него пасхальную службу.

Во время крестного хода совершается трезвон во все колокола, который продолжается до того момента, когда шествующие, обойдя вокруг храма, станут у западных дверей в храм для совершения Пасхального начала. Здесь трезвон следует остановить, а по совершении Пасхального начала, когда молящиеся входят в храм, трезвон возобновляют; заканчивают его уже фактически к началу канона.

Следующий звон в пасхальную ночь совершается по окончании утрени перед началом литургии. Это трезвон в три приема, как заведено к литургиям праздничным и воскресным, только с тем отличием, что перед этим не совершается благовеста.

На чтении Евангелия во время литургии в Типиконе указано: «И на всяком возгласе или статьи Евангелия ударяют в церкви по единожды в кандию. Параекклисиарх же вне церкви в великое било и в великий кампан; на последнем же возгласе ударяют во вся кампаны и в великое било». Это означает, что следует совершать в большой колокол по одному удару перед каждым чтением, а по окончании чтений – трезвон. В современной практике эти звоны не совершаются, хотя не совсем понятно, по какой причине. Было бы неплохо, по мнению автора, эти звоны восстановить.

Если праздник Пасхи совпадает с Благовещением, то «…к тому Евангелию в кандию не ударяют», поскольку полагаются чтения Благовещению и Пасхе, а традиционных чтений Евангелия на разных языках нет.

На евхаристии, как обычно, – двенадцать ударов в праздничный колокол. По окончании литургии – праздничный трезвон.

Звоны Светлой седмицы

Благовестят во всю Светлую седмицу в праздничный колокол, трезвонят «во вся».

На литургиях благовест непродолжительный. Поскольку часы в эти дни поются, то время звона перед началом литургии заметно уменьшается, потому в некоторых церквях настоятели благословляют перед литургиями в этот период трезвонить вообще без благовеста.

Всю Светлую седмицу совершаются крестные ходы вокруг храма. Здесь звонарям следует заранее договориться со своими помощниками (теми, кто подает сигналы о движении крестного хода), чтобы на прекращение трезвона сигнал подавали не сразу по остановке головной группы, а после того, когда духовенство приготовится к совершению действ (чтению Евангелия, совершению ектении, кроплению святой водой и т.д.).

Останавливается крестный ход на всех четырех сторонах храма, но следует учитывать, что остановки не всегда одинаковы по продолжительности. Последняя, четвертая, остановка совершается в западной части храма, у паперти. После этого заходят в церковь уже для того, чтобы закончить службу и приложиться к кресту. На вхождение крестного хода в храм тоже совершают трезвон. Этот трезвон можно считать заключительным, если после литургии не совершается праздничного молебна. Если же молебен совершается, то трезвонят уже, собственно, на выход прихожан из храма.

О порядке посещения колоколен

В Светлую седмицу разрешается посещать колокольни и звонить в колокола всем желающим, однако не нужно оставлять колокольни без присмотра. Гостей должен сопровождать кто-либо из церковного причта (лучше всего, конечно же, сам звонарь).

Желающим позвонить доверяют это только в том случае, если у них есть хотя бы некоторый опыт. Прежде чем доверить звон новичку, его нужно проинструктировать. Следует помнить, что разбить колокол нетрудно. Гораздо труднее его приобрести. Кроме того, неумелый, нестройный звон может раздражать и причинять беспокойство проживающим невдалеке от церкви гражданам.

Колокольни являются объектом повышенной опасности, и ответственность за безопасность гостей ложится на того, в чьем сопровождении они пришли. Следует категорически исключить из числа посетителей лиц в нетрезвом состоянии.

Нередки случаи, когда после посетителей на колокольне приходится перевязывать оснастку, чинить педали и прочие приспособления, которые от неправильного звона приходят в плачевное состояние.

Все эти нюансы следует предусмотреть заранее и, по согласованию с настоятелем храма, определить порядок посещения колокольни и правила совершаемого звона.

Молитва звонаря

Не обижайте звонарей, не обижайте,
Они ранимы, как их братья — воробьи,
Хвалу молитвой перед звоном воздавайте
Предвестникам Божественной любви!

Колокольцы, цветы небесной сини
Явились как-то в полунощном сне
Епископу Ноланскому, Павлину.
Качали Ангелы, смеясь, цветы в траве

Их мелодичный звон был свеж, прекрасен,
Святитель же растроган, вдохновлен,
А сон понятен так, необычайно ясен,
Чудесный колокол был им изобретен

И благовествует звонарь о Божьей славе
Нам каждый раз, к служению зовя,
А колокольный звон, скажу по праву,
Есть гимн любви, молитва звонаря!

Не обижайте звонарей, не обижайте,
Они ранимы, как их братья — воробьи,
Хвалу, как Славу Божью, воздавайте
Несущим весть Божественной любви!

Читайте так же:  Почему зевают когда читают молитву

Колокольный звон очищающий и исцеляющий, слушать

Колокольный звон: виды

Колокольный звон называют «молитвой без слов», о нем недаром сложено столько стихов и песен. Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. Мало кто знает, что существует несколько разновидностей колокольного звона:

  • благовест;
  • обычный колокольный звон.

Благовест тоже бывает двух видов:

  1. обыкновенный, или частый;
  2. постный, или редкий.

Обычный колокольный звон делится на:

  • трезвон (этот колокольный звон считается праздничным, ликующим);
  • двузвон;
  • перезвон (этот тип колокольного звона используют перед особо важными богослужениями, подчеркивая их значимость);
  • перебор (погребальный звон, который выражает всю скорбь человеческой кончины, символизирует нашу земную жизнь).

Всем известно, что в православном богослужении не используются музыкальные инструменты, почему же тогда колокольный звон так прочно ассоциируется именно с православными храмами? Колокола, как ни странно, появились на Руси из Западной Европы. Колокольный звон известен человеку с бронзового века, небольшие колокольчики встречались в Индии, в Египте, в Китае. В Церковь колокольный звон пришел не сразу. Впервые колокола появились в храме, потому что людей надо было каким-то образом созывать на богослужение. Именно благодаря этому появился колокольный звон, который получил название благовест. Благовест звонят за 15 минут до службы. В монастырях за 30 минут. Во имя Святой Троицы бьют три удара в большой колокол. Каждый колокол имеет свой тон. Особым мастерством звонаря считается способность выразить суть грядущего богослужения в этих трех ударах. Скорбное, радостное или будничное, каждый раз звонарь может по-разному звонить в один и тот же колокол, хотя колокола не настраиваются, как рояль. Тем не менее, они остаются полноценными музыкальными инструментами, именно благодаря им рождается колокольный звон.

Кроме того, существует искусство отливать колокола, которое тоже требует особых навыков и таланта.

Если в Ветхом Завете для этого использовались трубы, то в христианские храмы созывали именно колокольным звоном. Во времена гонений на христиан было невозможно использовать такие громкие инструменты, как трубы. В самом начале IV века император Константин Великий пытался вернуть для благовеста трубы, но эта традиция так и не прижилась. Зато колокольный звон постепенно вошел в церковное употребление. В начале VII века это стало распространенной традицией. Родина колоколов — Западная Европа, на Востоке колокольный звон сначала не получил особого признания.

Со времен Крещения Руси, после 988 года колокольный звон стал появляться на нашей территории. Первые документальные свидетельства о колоколах на Руси относятся к 1066 году. Колокола в те времена стоили очень дорого, их часто захватывали завоеватели в качестве военных трофеев. Постепенно на Руси появилось собственное колокололитейное искусство.

Очищение и исцеление колокольным звоном

Колокольный звон, изначально призванный приглашать людей к богослужению, стал музыкальным украшением церковной жизни. Теперь колокольный звон и его разновидности возвещают о церковных праздниках, и это — еще одна важная функция колокольного звона, ведь в обычные дни колокола звонят по-другому.

В современном мире у колокольного звона три основных функции:

  1. Сигнальная.
  2. Оповещение о важной части богослужения.
  3. Выражение торжества Церкви.

Колокольный звон создает особую атмосферу в храме, помогает верующим достигнуть особого молитвенного состояния, отвлечься от житейских проблем и мысленно устремиться к Богу, сосредоточиться на общении с Ним. Наряду с этим существует множество теорий, утверждающих, что колокольный звон может оказаться полезным для:

  • излечения от недугов;
  • изгнания злых духов;
  • помогает при астме и других заболеваниях дыхательных путей, потому что убивает болезнетворные микроорганизмы в округе.

Православные верующие знают много случаев исцеления по молитве и других православных чудес, но к применению колокольного звона в качестве «лекарственного средства» следует все же относиться с осторожностью. У колокольного звона в Церкви совершенно другая функция, и все рецепты, которые советуют изгонять болезни и грехи с помощью колокольного звона — не более чем суеверия.

Задача колокольного звона — призвать верующих к молитве, укрепить их молитвенный настрой и проводить их колокольным звоном, чтобы они не потеряли особое состояние, которое появляется после богослужения в храме.

Многие храмы в Пасхальную седмицу позволяют всем желающим подняться на колокольню и звонить в церковные колокола, чтобы полноценно разделить вместе радость Пасхи. Благодаря этой традиции многие начали свое служение Богу в качестве звонарей. Главное чудо колокольного звона состоит не в исцелении физических недугов, а в способствовании тому, чтобы человек вознес свое сердце к Небу, забыл благодаря этим прекрасным звукам проблемы обычной жизни и искренне молился о грядущей вечной жизни. В определенном смысле колокольный звон помогает очистить душу человека. Для исцеления от болезней лучше всего обратиться к врачу, ведь именно руками врачей здесь, на земле, Господь порой исцеляет человека от самых тяжелых недугов. Конечно, молитвы в храме, где все так не похоже на обычную будничную обстановку, разговор с Господом под звуки колокольного звона, — это естественно для верующего человека. Ведь, если бы Господь не помогал людям исцелиться, не было бы многочисленных свидетельств этому в Библии, не существовало бы молитв о здравии и чудес исцеления даже в самых, казалось бы, безнадежных случаях.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Научиться колокольному звону сейчас можно в специальных школах звонарей. На приходах обычно всегда требуются хорошие звонари, поэтому желающие могут пройти обучение в такой школе. Миф о том, что звонари часто глохнут, не имеет под собой никаких оснований. В современном мире существует много способов защитить слух даже для тех, кто сам звонит в колокола и слышит колокольный звон особенно громко.

Молитва перед звоном в колокола
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here