Молитва перед выпечкой просфор

Детально: молитва перед выпечкой просфор - специально для Вас.

Просфорник.Ру

Начало » Оптина Пустынь

Все начинается с молитвы.

потребуется следующий инструмент

высечки для верхов (слева) и низов (справа)

пресс для давления низов

1) Состав теста: на 15кг муки В/С – 6 л воды (±150 мл); 45 г прессованных дрожжей; 165 г соли.

Из этого кол-во получается примерно 500 просфор, готовые просфоры можно хранить в морозильнике в полиэтиленовом мешке.

2) Тесто поставить за 1,5 – 2 часа до начала работы, оно должно быть очень крутым.

3) Раскатываем тесто; (очень важный процесс – тесто не должно быть рыхлым, можно катать тяжелой скалкой и несколько раз) для низов толщина пласта должна быть 18-20мм, а для верхов 11-12мм; после раскатки тесто должно улежаться 10 минут накрытое, лучше клеенкой;

4) Нарезаем низа

и давим их для придания нужной формы

5) Укладываем готовые низа на сотейник или протвень предварительно смазав его тоненьким слоем воска;

6) Нарезаем тесто на верха и давим их печатями

Чуть-чуть смачиваем с помощью пульверизатора или простого распылителя низа , уложенные на сотейник

и укладываем на них верха

8) Прокалываем просфору для выхода из нее пара

9) Ставим сотейник в растойник,

если нет растойника, то в теплую комнату; температура в растойнике должна быть 32-39 градусов и дополнительно ставят емкость с горячей водой, чтобы просфоры не пересыхали; примерно 40-60мин, пока тесто не станет мягким,

если оно не подойдет, то во время выпечки верха будут отрываться;

10) Выпечка при Т 280°С около 10 минут пока верх просфоры не приобретет золотистый цвет;

11) Высыпаем просфоры и укрываем материей.

В промежутках между этими процессами тесто, в любом виде, должно быть укрыто от пересыхания.

Подготовка служебных просфор происходит примерно таким же образом, но есть нюансы. Во-первых свой инструмент другого размера. Во-вторых сам процесс выпечки должен происходить под постоянным наблюдением. Если верх начинает вздуваться, могут понадобиться дополнительные проколы и придавлевание. Если подгорать, то можно накрыть металлической миской и изменить температуру. И т.д. Вообще нужно подходить к процессу творчески. Каждый раз все происходит несколько иначе. Помоги Господи молитвами Спиридона и Никодима просфорников Печерских, в этом спасительном деле.

Просфорник.Ру

Начало » Рассказ Анастасии на форуме altarniki.ru

Рассказ о выпекании просфор от Анастасии с форума altarniki.ru.

Вот рецепт просфор с как можно более подробным описанием. (может кому пригодится)

ИНСТРУМЕНТЫ:
Шпиль для проколов
Кисточка для смазки Св. водой
Формочки для выдавливания больших просфор (разница в диаметре 0.5 см.)
Формочки для маленьких просфор ( разница 5 мм.)
Печати для больших и маленьких просфор.
Расход
800 гр. воды, 2 кг. муки, неполная кофейная ложечка сухих дрожжей 2 чай. ложки соли.
ВЫХОД
5-хлебов.
6-служебных просфор (5 Спасителя 1 Богородицы)
25-служебных маленьких поровну Богородичных и с крестом.

1. 800 гр. воды делим на 3 части (250+350 +200 гр.)
В воду налить святую воду.
А) 250 гр. для клейстера – закваски:Разделить 250 гр. на 2 части:2/3 и 1/3. 2/3 вылить в мисочку и довести до кипения, в 1/3 воды, из приготовленной заранее просеянной муки брать крестообразно муку чайной ложечкой, Во имя Отца и Сына и Святого Духа, и так 3 раза (итого 12 ложек ) тщательно размешать. Закипевшую воду убрать с огня и потихоньку перемешивая влить
1/3 воды с мукой.

Б) 350 гр. воды подогреть до комнатной температуры, всыпать туда дрожжи и дать 10 мин. на растворение, затем также крестообразно муку до состояния «как на оладушки». Поставить в теплое место для поднятия (30-40 мин. ).

В) 200 гр. воды для обмывки посуды из-под закваски и опары.
2. В тазик просеять муку (2 кг.). Крестообразно влить сначала закваску потом, не размешивая, опару и обмыв 200 гр.воды посудинки влить туда же. Последовательность вливания очень важна поэтому не следует её менять.
Месить нужно только крестообразно,подгребая муку из под дна наверх до тех пор пока масса не превратится в “лохмотья”.
Получившуюся массу вывалить на стол (муку вмешать всю). Хорошо вымесить однородную массу как на хлеб, месить минут 15-20. Оставить подходить в тепле на 2 часа, максимум на 2.5.
Вымешивать тесто так: для удобного и качественного вымешивания тесто разделить на 2 часа. Вымешивать в течении 30мин.,10мин. один кусок, 10мин. второй и так поочередно. (5 мин. руками 5 мин. об стол).
3. Из вымешенной массы сразу отделить 5 хлебцов , выпекать в формочках смазанных пчелиным воском. Выпекать последними.

А) Первый кусочек положить под салфетку. 2-ю равную часть раскатать на толщину 1.5 см. равномерно. Из этого пласта теста выдавить 6 больших служебных просфор.Перевернуть вырезанное тесто вниз лиц. надев опять на этот кусочек формочку, сделать такие движения: сверху вниз,справа влево возить по столу. затем кругообразно .Это делают для того чтобы бока теста стали гладкими и ровными и так каждую формочку. Противень подогреть и смазать пчелиным воском. выложить на него эти формочки. Тесто с противня больше не снимается и не двигается.

На теплое одеяло постелить чистую простынь выложить на неё просфоры, накрыть этой же простынею, затем клеёнкой и одеялом. Оставить так на 3-4 часа они дойдут и станут легче.
Если верхушки хлебцов не пропеклись, их вытащить из формочек и печь на противне чтобы хлебцы запеклись.
Печь просфоры только с благословения с молитвой и благоговением.

Читайте так же:  Молитва за здравие больного

Что нужно знать о Святой воде?

Что такое Святая вода? Существует ли молитва на принятие просфоры и Святой воды? Почему Церковь молится о водных источниках? Об этом Вы узнаете в статье!

Молитва на принятие просфоры и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Причистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Об использовании святой воды

Как было впервые совершено освящение воды?

Зачем Церковь освящает воду?

Почему вода освящается в особых сосудах?

Как и все в Церкви, сосуд, в котором совершается освящение воды, несет большое символическое значение. Внешне водосвятный сосуд походит на потир для причастия. Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки, куда при начале водосвятия устанавливаются три свечи — во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Как сосуд и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше — потиру (в переводе с греческого — сосуд для питья) и так же, как и потир, знаменует Пресвятую Богородицу и Приснодеву Марию, во чреве Которой образовалось человеческое естество Господа Иисуса Христа. Круглое основание чаши для водосвятия есть знамение круга земной Церкви, сама круглая чаша, в которую наливают воду, знаменует Церковь небесную, а все вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

Как происходит чин великого водоосвящения?

А перед этим диакон возносит приблизительно те же прошения:
«О еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святаго Духа, Господу помолимся.
О еже снизходити на воды сия очистительному пресущныя Троицы действу…
О еже дароватися им благодать избавления, благословению Иорданову, силою и действом и наитием Святаго Духа…
О еже низпослати Господу Богу благословение Иорданово и освятити воды сия…
О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела, и на великую пользу изрядную…
О еже быти воде сей приводящей в жизнь вечную…
О еже явитися сей отгнанию всякого навета видимых и невидимых враг…
О черплющих и емлющих ю во освящение домов…
О еже быти сей во очищение душ и телес, всем с верою черплющим же и причащающимся от нея…
О еже сподобитися нам исполнитися освящения, вод сих причащением, невидимым явлением Святаго Духа, Господу помолимся».

Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник и вода, освященная в самый день Богоявления,- различны, но на самом деле и в сочельник и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.

Как освящают воду на молебне, заказанном верующими?

Кроме крещенской воды православные христиане часто используют воду, освященную на молебнах.

Молебное пение, или молебен, — это особое богослужение, при котором просят Господа, Божию Матерь и святых о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.
Молебны совершаются в храме или частных домах.

В храме молебны совершаются после литургии и совершаются по просьбам и нуждам верующих. К таким молебным пениям относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие, о воинах и т.д. На молебнах обычно происходит чин малого освящения воды.

Малое водоосвящение совершается Церковью также в день Происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня и в день Преполовения, когда вспоминаются полные глубочайшей тайны слова Спасителя, сказанные Им самарянской женщине:«кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4,14).

Для малого водоосвящения посреди церкви ставится покрытый стол, на который поставляется чаша с водой и полагаются Крест и Евангелие. Перед чашей возжигаются свечи. После возгласа священника читается псалом 142-й: «Господи, услыши молитву мою…». Затем поются: «Бог Господь» и тропари: «К Богородице прилежно ныне притецем…», «Не умолчим никогда, Богородице…». При этом иерей кадит крестообразно воду.

После чтения псалома 50-го: «Помилуй мя, Боже…», тропарей и ектении, совершается каждение храма или дома.
По окончании произносится прокимен и читается Апостол (Евр. 2, 14-18), в котором святой Павел говорит о Христе:
«А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям, чтобы быть милостивым и верным первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа. Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь».
Затем читается Евангелие (Ин. 5, 2-4):
«Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью».

Читайте так же:  Текст молитвы о любви

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносятся прошения об освящении воды. Обыкновенно при этом совершается каждение воды. Затем священник читает молитву об освящении воды.

Иногда читается еще особая молитва: «Боже великоименитый, творяй чудеса, имже несть числа! Прииди ныне к молящим Тя рабом Твоим, Владыко, и поели Духа Твоего Святаго и освяти воду сию: и дождь пиющим от нея и приемлющим и кропящимся ею рабом Твоим пременение страстен, оставление грехов, болезнем исцеление, и освобождение от всякого зла, и утверждение же и освящение домом и очищение всякая скверны, и навета диавольскаго отгнание: яко благословися и прославися пречестное и великолепое Имя Твое, Отца и Сына, и Святого Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

По прочтении молитв священник, взяв честной Крест Распятием к себе, нижней частью его делает крестообразное движение по поверхности воды, затем погружает весь Крест в воду. При этом поют тропари: «Спаси, Господи, люди Твоя…» (трижды) и «Твоих даров…».
Затем иерей целует Крест, вынутый из воды, и кропит всех присутствующих и всю церковь. Присутствующие прикладываются ко Кресту, а священник кропит каждого.
После водоосвящения каждый, кто заказал молебен, может получить святую воду.

Почему Церковь молится о водных источниках?

«Главное из всех потребностей для жизни человека — вода, огонь, железо, соль, пшеничная мука, мед, молоко, виноградный сок, масло и одежда: все это благочестивым служит в пользу, а грешникам может обратиться во вред» (Сир. 39, 32-33).

«…Какой дар столько необходим для нас, как вода? — говорит священномученик Ипполит Римский. — Водою все омывается, и питается, и очищается, и орошается. Вода поит землю, производит росу, утучняет виноград, приводит в зрелость колосья… Но для чего говорить много? Без воды ничто из видимого нами не может существовать: вода столь необходима, что когда Прочие стихии имеют жилище под сводами небес, она получила для себя вместилище и над небесами. Об этом свидетельствует сам Пророк, взывая; «Хвалите Его, небеса небес и воды, которые превыше небес» (Пс. 148,4).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

И Церковь пламенной молитвой взывает к Господу о вызывании из недр земли воды сладкой и обильной.

В колодце, копание которого совершается по особым молитвам священника, — не простая вода: уже «копание кладезя» освящается особым чинопоследованием.
«Даруй нам воду на сем месте, сладкую же и вкусну, довольну убо к потребе, не вредительную же убо ко приятию…» — молится священник и первый начинает рыть колодец.
Над выкопанным колодцем опять совершается особое моление: «Зиждителю вод и Содетелю всех… Ты Сам освяти воду сию: поели на ню святую Твою силу на всякую сопротивную детель, и даждь всем приемлющим от нее, пития ради, или умовения ради, здравие души и тела, на изменение всякая страсти и всякого недуга: яко да будет исцеление воды и покоя всем прикасающимся к ней и приемлющим ю…»
Обыкновенная колодезная вода становится предметом культа и притом предметом чудотворным- «водой исцеления и покоя».

Известно множество источников, колодцев, родников, где по молитвам святых изливается вода, имеющая большее благословение, чем воды Вифезды Иерусалимской. Не только питие этой воды, но даже окунание в воды этих источников приносит множество исцелений и чудотворений.

Церковь всегда совершала и сейчас совершает освящение вод общественных источников, рек, озер. Эта вода попадает и в водохранилища, а затем — в водопроводы, в наши квартиры.

Можно утверждать, что в мире нет ни одной струи воды, ни одной капли, которая не была бы освящена, духовно оплодотворена молитвой, облагодатствована и, следственно, которая не была бы животворна и спасительна для людей, животных, птиц и самой земли.
Если бы мы всегда поступали так, как учит нас Церковь и Слово Божие, тогда благодатные дары Святаго Духа постоянно изливались бы на нас, тогда каждый источник был бы для нас источником исцеления от недугов телесных и душевных, каждая чаша воды служила бы очищением и просвещением, «водой исцеления и покоя», святой водой.
Но так не происходит. От воды заболевают, вода становится опасной, смертоносной и разрушительной стихией. Да что вода из крана — и святая вода нам не помогает!
Неужели молитвы Церкви бессильны?

Когда Бог намеревался наказать первый мир водой, тогда Он говорил Ною: «конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни» (Быт. 6, 13. 17). Эти слова можно применить и к нашим дням. Не стоит удивляться, что вода не исцеляет, не приносит пользы. Что здесь удивительного, когда главнейшее таинство — Евхаристия, принятие Тела и Крови Господней,- многим служит не во спасение, а в осуждение…

Читайте так же:  Текст молитва сорокоуст о упокоении

«Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11,29).

Чудеса, исцеления происходят и в наши дни. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божий и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. Род лукавый и прелюбодейный,- говорил Спаситель о своих неверующих современниках, — ищет знамения; и знамение не дастся ему.

Чтобы святая вода принесла пользу — будем заботиться о чистоте души, о светлости помыслов и деяний. И при каждом прикосновении к святой воде, будем возносить в уме и в сердце эту молитву.

Источник: Сретенский монастырь
«Новая книга» — 1997

Преподобные Спиридо ́ н и Никоди ́ м , просфорники Печерские, в Ближних пещерах

Дни памяти

15 марта – переходящая – Собор всех Киево-Печерских преподобных отцов

11 октября – Собор Киево-Печерских преподобных, в Ближних пещерах

Жития

Жития преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Печерских

Пре­по­доб­ные Спи­ри­дон и Ни­ко­дим, просфор­ни­ки Пе­черcкие (ХП), 30 лет ис­пол­ня­ли свое по­слу­ша­ние – пек­ли просфо­ры. Пре­по­доб­ный Спи­ри­дон при­шел в мо­на­стырь при игу­мене Пи­мене (1132–1141) уже немо­ло­дым че­ло­ве­ком. По­движ­ник со­про­вож­дал свой труд непре­стан­ной мо­лит­вой и пе­ни­ем псал­мов. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный Спи­ри­дон был про­слав­ля­ем от Бо­га чу­де­са­ми. Из­ве­стен слу­чай, ко­гда он по­ту­шил ман­ти­ей за­го­рев­шу­ю­ся пе­кар­ню: огонь по­гас, а ман­тия оста­лась це­лой. Свя­той Ни­ко­дим тру­дил­ся вме­сте с пре­по­доб­ным Спи­ри­до­ном и вел та­кую же стро­гую жизнь. Мо­щи их на­хо­дят­ся в Ан­то­ни­е­вой пе­ще­ре. У пре­по­доб­но­го Спи­ри­до­на паль­цы пра­вой ру­ки сло­же­ны трое­перст­но. Па­мять так­же 28 сен­тяб­ря и во 2-ю Неде­лю Ве­ли­ко­го по­ста.

Молитвы

Тропарь преподобным Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским, в Ближних пещерах, глас 4

Хлебы́ прино́сныя рука́ми свои́ми творя́,/ псалмопе́ние непреста́нное усты́ свои́ми/ я́ко же́ртву хвалы́ приноша́ше Го́сподеви,/ со честны́м Никоди́мом, блаже́нне Спиридо́не,// с ни́мже моли́ся Христу́ Бо́гу о душа́х на́ших

Перевод: Просфоры (от греч. προσφορά — «приношение») руками своими творя, псалмопение непрестанное устами своими, как жертву благодарности (Пс.115:8) ты приносил Господу, вместе с почитаемым Никодимом, блаженный Спиридон, с ним же молись Христу Богу о душах наших.

Кондак преподобным Спиридону и Никодиму, просфорникам Печерским, в Ближних пещерах, глас 3

Да яви́ши разжже́нную твою́ ко Го́споду любо́вь,/ чу́дне Спиридо́не,/ разже́гшуюся зело́ пещь/ ма́нтиею свое́ю загражда́еши/ и да пока́жеши исто́чник вод дарова́ний ду́ха в тебе́ живу́щ,/ оде́ждею свое́ю, нося́ во́ду,/ угаша́еши пла́мень о́гненный,/ тем, я́ко име́я дерзнове́ние ко Го́споду,/ со блаже́нным Никоди́мом// моли́ся при́сно о нас, пою́щих тя.

Перевод: Являя пламенную твою ко Господу любовь, удивительный Спиридон, загоревшуюся печь мантией своей закрыл и показал источник воды дарований Духа в тебе находящийся, одеждой своей нося воду, ты угашаешь пламя огня, потому, как имеющий дерзновение ко Господу, с блаженным Никодимом молись всегда о нас, воспевающих тебя.

Молитва преподобному Спиридону, просфорнику Печерскому, в Ближних пещерах

Молитва иная преподобному Спиридону, просфорнику Печерскому, в Ближних пещерах

Хлеб освященный (просфора, антидор, артос)

Хлеб в Церкви – символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» ( Ин. 6:48 ). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.
И ещё хлеб – символ самой Церкви. Вот как об этом говорится в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл.9).

Просфо́ра своим происхождением уходит в первые века христианства, когда верующие сами приносили хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло), воск для свечей – все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора), или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения Даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения Литургии. Со временем в храмах стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.

Просфору можно получить за свечным ящиком после Литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему такая просфора называется еще «вынутая».

Читайте так же:  Молитва читаемая в среду до умывания

В конце Литургии молящимся раздается антидо́р – части просфоры, из которой на проскомидии был извлечён Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие.

«Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их».

А́ртос (от греч. ἄρτος — хлеб) — большая просфора с изображением Воскресения Господня или Креста, освящаемая в день Пасхи, полагаемая, затем, в храме на аналое, где хранится всю Светлую седмицу, раздробляемая и раздаваемая верующим в Светлую субботу с целью благоговейного потребления.

В память того, что Господь по Своем Воскресении многократно являлся апостолам и вкушал с ними пищу, апостолы и после Его Вознесения имели обычай оставлять за трапезой незанятым среднее место и полагать пред ним часть хлеба, как бы для Господа, присутствующего среди них. Вот этот хлеб и представляет собой ныне употребляемый в Церкви артос. В продолжение Светлой седмицы он лежит в храме на аналое, перед иконостасом, а вне службы – перед открытыми Царскими вратами, напоминая о явлениях воскресшего Господа апостолам и о пребывании Его с нами. Сообразно с значением Пасхи, которая соединяет в себе события смерти и Воскресения Господа, на артосе изображается знамение победы Христовой над смертью, или крест, увенчанный тернием, или икона Воскресения Христова.

Освящается артос молитвой, окроплением святой водой и каждением в день Светлого Христова Воскресения на Литургии после заамвонной молитвы. Его полагают на солее против царских врат на уготованном столе. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».

Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии торжественно совершается крестный ход вокруг храма с артосом. В монастырях он ежедневно поставляется на трапезу и полагается на особом столе или аналое, для напоминания монахам, что среди них, как некогда среди апостолов, невидимо присутствует Сам Господь, истинный Хлеб жизни. В чине артоса поются тропари, в которых говорится о Воскресении Христа и о Его пребывании с нами.

В субботу Светлой седмицы в конце Литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.

Частицы а́ртоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос принято употреблять в особых случаях, например, в болезни, всегда со словами «Христос Воскресе!»

Артос по благодати ниже антидора, но выше просфоры. Т.е. если верующий захочет принять сразу артос, антидор и просфору, то сначала вкушается антидор, затем артос, а затем просфора. Святитель Иннокентий Херсонский в слове перед раздачей артоса сказал: «Его должно употреблять с благоговением как святыню, но не следует придавать ему какое-нибудь большее значение. Некоторые думают, будто этот хлеб может заменять божественное Причащение Святых Христовых Тайн. Такое мнение – грешное, христианин должен знать и помнить, что ничто, никакая святыня не может заменить Пречистого Тела и Крови Господа нашего Иисус Христа. Поэтому нет никакой надобности хранить целый год этот хлеб, как делают сие некоторые, приписывая артосу значение, какого он не имеет. Это запрещено и церковной властью (Указом Св. Синода 1723 г., 15 июня)».

Просфора

Антидор

Артос

Как хранить освящённый хлеб?

Пока он свежий, разрежьте его на маленькие кусочки, положите их в полотняный мешочек, чтобы они высохли (можно и в полиэтиленовый, только не закрывайте его, чтобы был доступ воздуха). Когда частички просохнут, их можно хранить длительное время. Маленькие кусочки удобнее вкушать; кроме того, цельная просфора гораздо быстрее заплесневеет, потому что внутри ее сохраняется влага.

Молитва перед выпечкой просфор

Послушание просфорниц в скиту монастыря несут три сестры. Зайдя в небольшой домик, отведенный под просфорню, как будто сразу попадаешь в иной мир. Тихо, тепло и очень чисто. В светлой комнате у божницы теплится лампада. Слышен негромкий голос – это одна из сестер читает Иисусову молитву. От пекущихся просфор исходит такое благоухание, которое невозможно сравнить ни с чем! Наверное, это оттого, что листы, на которых пекутся просфоры, смазывают натуральным пчелиным воском. При этом сладкий, медовый запах воска смешивается с тонким ароматом только что испеченного хлеба.

Служебные просфоры

Для того чтобы приготовить тесто, просфорницам приходится вставать раньше других, в четыре часа утра, и ставить опару (жидкое тесто на дрожжах). Придя после ранней литургии, сестры становятся на молитву. Молятся ко Господу, Богородице и святым угодникам Божиим Спиридону и Никодиму Печерским просфорникам, испрашивая помощи в своем ответственном послушании. После молитвы с благоговением приступают к выпечке просфор – того святого хлеба, без которого невозможно совершить самого величайшего христианского таинства, святой Евхаристии.

Читайте так же:  Молитвы для усопшего

Изображение св.Симеона

Тесто для просфор делают из лучшей пшеничной муки, замешанной на чистой воде с добавлением соли, святой воды и закваски из дрожжей. Просфора должна быть круглой и состоять из двух частей во образ двух естеств Господа нашего Иисуса Христа – Божеского и человеческого. На верхней части просфоры изображается крест и начальные буквы имени Христа Спасителя: IC. ХС. и греческого слова: NIКА, что означает: Иисус Христос побеждает. Существуют также печати с изображением иконы Богородицы и святых угодников Божиих, например, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского. У нас на просфорах изображается почитаемая в обители Тихвинская икона Божией Матери и наш уральский святой – праведный Симеон Верхотурский, чудотворец.

Верхняя часть просфоры перед проставлением печати

По чинопоследованию литургии просфоры освящаются во время совершения проскомидии – первой части литургии.

Для проскомидии употребляется пять просфор в воспоминание чудесного насыщения Господом пятью хлебами более пяти тысяч человек. Собственно для причащения необходима одна просфора, по слову апостола: «Один хлеб, и мы многие – одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10, 17). Из этой просфоры священнослужителем вырезается св. Агнец – средняя четвероугольная часть. При этом произносятся слова из пророчества ветхозаветного пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен, прямо стригущего Его безгласен, тако не отверзает уст своих; во смирении суд Его взятся; род же Его кто исповесть; яко вземлется от земли живот Его» (Ис. 53, 7-8)

Девятичинная просфора

Вторая просфора называется Богородичною, из нее вынимается одна частица в честь Божией Матери. Третья просфора – девятичинная, в честь всех святых, лики коих состоят из девяти чинов в образ девяти чинов Ангельских. Из нее вынимается девять частиц в честь Иоанна Крестителя, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, бессребреников, Богоотец Иоакима и Анны и того святителя, имени которого совершается литургия. Из четвертой просфоры вынимаются частицы за живых, из пятой – за усопших.

Существуют также малые просфоры. В первохристианское время просфоры служили даром прихожан в церковь, просфора (η προσφορα) – переводится с греческого как “приношение”. Выпекались они благочестивыми женщинами у себя в домах. Принося просфоры, верующие просили помянуть своих живых и усопших родственников.

Во время проскомидии из всех просфор вынимаются частицы, которые в конце Божественной литургии опускаются священнослужителем во святую Чашу со словами: «Отмый, Господи, грехи всех поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих».

Богородичная просфора

Оставшаяся часть той просфоры, из которой был взят св. Агнец, именуется антидором. Греческое слово антидор происходит от слов анти – вместо и ди орон – дар, то есть точный перевод этого слова – вместодарие. «Антидор, – говорит святой Симеон Солунский, – есть священный хлеб, который был принесен в предложение, и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб, как запечатленный копием, преподается вместо страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались».

Перед выпечкой

Есть еще один вид освященного хлеба – это артос. Освящается артос в первый день Святой Пасхи на литургии, причем читается особая молитва, в которой верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и небесному благословению причастники быти сотворил. Сей хлеб поставляется перед царскими вратами на всю Светлую седмицу после Пасхи. Он имеет форму кулича, на верхней части его изображаются буквы ХВ, крест или икона Воскресения Христова. В конце Светлой седмицы, в субботу, по совершении крестного хода и прочтении особой молитвы, артос раздробляется и раздается верующим.

Просфора с вынутой частицей за живых

Перед вечерним правилом сестры-просфорницы заканчивают свой день молитвою, как и начинали его. Свежие просфоры, уложенные в ряды на столе, «отдыхают» под большим чистым полотенцем. Уже завтра эти простые пока хлебы станут святыней! Сестры благодарят Божию Матерь за еще один прошедший в благодатном труде день, и, испросив друг у друга прощения, с миром идут на молитвенное правило.

–>

Calendar
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Устав трапезы
на Петров пост Устав трапезы
на Великий пост –> Устав трапезы
в Рождественский пост Устав трапезы
на Великий пост 06.03.2014 –> Устав трапезы
на Успенский пост –> Расписание богослужений
в храме св. Александра Невского Расписание богослужений
в храме Всемилостивого Спаса
31.12.2019
Память прав. Симеона Верхотурского (1694 г.)


Преуспеяние монаха обнаруживается в искушениях.
Авва Дорофей

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

–>
–>

Монастырь выражает глубокую благодарность Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ и Приволжско-Уральскому Территориальному управлению имущественных отношений, за отзывчивость и плодотворное сотрудничество с нашей обителью в деле ее возрождения.
–> Выражаем благодарность компании «Наумен» за разработку и поддержку сайта
Православная Русь

–>

Все иконы, представленные на сайте, написаны сестрами монастыря

Молитва перед выпечкой просфор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here