Молитва о правильном выборе пути

Детально: молитва о правильном выборе пути - специально для Вас.

Молитва

Из бесед с иеросхимонахом Михаилом (Питкевичем)

«Отче, — спросил я затворника, — я полагаю, что самая лучшая и единственно верная молитва это: “Да будет воля Твоя”. Что вы думаете об этом?»

«Я вполне согласен с тобой, Сереженька. Мы должны вверять себя Промыслу Божию и не желать ничего, кроме как исполнения воли Божией о нас».

«Но как узнать — что есть Божия воля о нас?»

«Здесь есть три пути, — сказал отец Михаил. — Первый — это когда сами обстоятельства нашей жизни показывают нам, куда идти и что делать. Говоря в общем, следует избегать всего того, что лишает нас мира души: людей, книг, писем и занятий, порождающих в нас религиозные сомнения, уныние, обмирщение, гордость, — в то время как всё то, от чего возрастают вера, смирение, милосердие и утверждается мир в душе, должно быть поддерживаемо и развиваемо. Бывают, однако, обстоятельства, когда трудно решить, что делать. В таком случае самое лучшее — это получить совет нашего старца; но если у нас никакого старца нет, то мы можем посоветоваться с нашим духовником, или с любым священником, или даже с благочестивым и опытным мирянином. Мы, однако, не должны открывать душу всем, но только тем, кому доверяем и о ком знаем, что они люди Божии. И мы должны, конечно, помолиться Богу, чтобы Он показал бы нам Свою волю.

Преподобный Варсонофий учит нас, что если нам не с кем посоветоваться, мы должны помолиться Богу трижды, излагая наше дело, и потом проследить, в каком направлении склоняется — хотя бы немного — решение нашего сердца. А затем уж — соответствующим образом и действовать. Преподобный советует молиться три дня подряд, но если времени нет, можно помолиться три раза в течение краткого периода, подражая Господу, трижды за одну ночь молившемуся в Гефсимании — одними и теми же словами. Отцы учат нас: если мы [почти уже] верим, что наше решение соответствует воле Божией, но все же еще испытываем некоторые сомнения, то мы должны помолиться особенно усердно. И если в течение этой молитвы сердце наше все более и более склоняется к одному решению, а сомнения одновременно уменьшаются, то мы и должны воспринять это как знак того, что мы дейст-вуем в согласии с волей Божией. В конце концов сомнения исчезнут совершенно, и мы останемся с одним-единственным и ясным решением.

В некоторых особых случаях допустимо метание жребия. Апостолы прибегли к этому при избрании апостола, заменившего Иуду. Так же поступили и при выборах Патриарха Московского Тихона. Я и сам однажды применил этот способ, когда мне не с кем было посоветоваться. То, что принятое решение было правильным, [потом] подтвердилось, хотя на тот день это трудно было себе представить».

Молитва для обретения веры

Молитва для обретения веры

Используйте следующую молитву, которая поможет вам обрести сохранить веру:

“Вера в Господа исцелит болящего. Я знаю, что моя молитва и утверждение истины восторжествуют над негативными обстоятельствами.

Сегодняшний день — Божий день. Он очень важен для меня, поскольку я полон мира, гармонии и радости. Вера в добро наполняет мое сердце. Я абсолютно убежден, что есть Бог и Божественный закон, который постоянно притягивает на орбиту моего существования все то хорошее, чего жаждет мое сердце. Сейчас я пребываю в мире.

Я знаю, что я гость Бесконечного и что Бог — мой учитель. Я слышу его слова: “Приидите ко мне страждущие, и я успокою вас”.

Похожие главы из других книг

БЕЗ ВЕРЫ ВЕРЫ НЕ БЫВАЕТ

БЕЗ ВЕРЫ ВЕРЫ НЕ БЫВАЕТ

ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ

ИСПЫТАНИЕ ВЕРЫ Храм представляет собой универсальный план; каждая ниша, каждый угол, каждое место, где может быть заложен камень, от начала времен пребывали, лишенные формы, на первом плане формы. Как только любой смертный достигает определенной стадии развития, он

Символ веры

Символ веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна,

Ежедневная молитва для обретения богатства

Ежедневная молитва для обретения богатства Ежедневное повторение следующей молитвы позволит вам начать обеспеченную жизнь: “Я знаю, что Бог заботится о моем процветании. Сейчас я веду жизнь с достатком. У меня есть все, что способствует благополучию, прогрессу и

Сила веры

Сила веры Вы должны верить в то, что вы получите то, о чём просите, немедленно. Ваша вера должна быть абсолютной и непоколебимой.Когда вы просите и верите, вы знаете, что желаемая вещь находится рядом с вами в невидимом состоянии, и вся Вселенная сосредоточена на том, чтобы

1.3. ПРОБЛЕМА ВЕРЫ

1.3. ПРОБЛЕМА ВЕРЫ 1.3.1. АКСИОМАТИКА СОВРЕМЕННЫХ НАУК Одна из легенд о Будде гласит, что на вопрос «во что верить» Он ответил: только в то, что сам знаешь. И хотя далеко не для каждого читателя Будда является авторитетом, никто, по-видимому, в данном случае не решится открыто

Символ веры

Символ веры По–гречески символ значит «условный знак». Нужно думать, что первоначально «символ веры» играл у последователей Иисуса роль тайного пароля. Современный символ веры гласит (см. [109], стр. 194):1. Веруем в единого Бога, отца, вседержителя, творца неба и земли, всего

Без веры веры не бывает (притча, которую мне рассказывала бабушка)

Без веры веры не бывает (притча, которую мне рассказывала бабушка) Возле ворот в Царствие Божие стоит мужчина в белых одеждах и встречает усопших:– Кто ты? – спрашивает он одного из них.– Я тот, кто познал в совершенстве Бога, я ведь не простой человек, а католический

Источник веры

Источник веры … В интегральной концепции Сознательная Душа есть Господин, а Душа-в-Природе – его Энергия, претворяющая в жизнь волю своего владыки. Пуруша по своей природе есть Сат, сознательное самобытие, чистое и безграничное; Шакти или Пракрити по природе своей есть

16.2. Теория веры

16.2. Теория веры Теория веры утверждает, что нет ничего, кроме души или духа. По мнению сторонников этой теории, существуют духовные сущности, качественно отличные друг от друга. Они называются «человеческими душами» и обладают самостоятельной реальностью еще до того, как

1. Теория веры

1. Теория веры Теория веры говорит, что нет ничего, кроме души или духа. По мнению сторонников этой теории, существуют духовные сущности, отделенные друг от друга по качеству, называемые «души людей», обладающие самостоятельно существующей реальностью, прежде чем они

Столпы веры

Столпы веры В основе исламской веры лежат три фундаментальных положение: единство и единственность Бога, пророчество и загробная жизнь.Единобожие – основа их веры. Аллах – Единый Бог. Буквально «Аллах» означает «Господь», и не имеет ни мужского, ни женского рода[4], ни

Читайте так же:  Какую читать молитву Трифону

Молитва освобождения и благодарственная молитва

Молитва освобождения и благодарственная молитва Заключительная молитва освобождения и благодарности выполняет две функции. Во-первых, она представляет собой своего рода «тонкоматериальное гигиеническое мероприятие», сутью которого является освобождение от всех

Молитва о выборе пути к правильному действию

Молитва о выборе пути к правильному действию

Следующая молитва будет способствовать справедливому суждению и уверенности в принятии правильного решения в любой ситуации.

“Я излучаю доброжелательность ко всему человечеству в мыслях, на словах и на деле. Я знаю, что мир и добро, которые я посылаю каждому человеку, вернутся ко мне в тысячекратном размере. Все, что мне нужно знать, приходит от Всемогущего Бога, который во мне. Бесконечный Интеллект действует через меня, открывая мне истину. Бог знает ответ. Бесконечный Интеллект и Святая Мудрость принимают все решения через меня, и в моей жизни имеет место только правильное действие. Каждый вечер я облекаю себя в мантию Божественной любви и засыпаю, зная, что Божественное руководство принадлежит мне. Когда наступит рассвет, я буду спокоен. Я вступаю в новый день с верой. Благодарю Тебя, Отче”.

Похожие главы из других книг

Руководство к действию

Руководство к действию

Глава 6 Советы при выборе недвижимости и домашнего персонала

Глава 6 Советы при выборе недвижимости и домашнего персонала Квартира, дом, офис, машина Выбирая для себя квартиру, дом, офис (неважно собираетесь ли вы покупать или просто снимать недвижимость) или, мучаясь проблемами выбора детского сада, школы или института для вашего

Нюансы при выборе няни или гувернантки

Нюансы при выборе няни или гувернантки Когда вы выбираете няню или гувернантку для вашего малыша, вам, естественно, захочется принять того человека, у которого окажутся самые лучшие рекомендации, ведь вы же беспокоитесь и о его физическом благополучии, и о его развитии, и

Глава 4 Руководство к действию, или Как изменить свою жизнь

Глава 4 Руководство к действию, или Как изменить свою жизнь Живем, исполняя судьбу Колеса судьбы не бойся, Ты рожден не для утрат. Джафар Рудаки Большие светлые глаза, наполненные слезами, смотрят на меня. Раскладывая перед собой карты, вижу готовность расстаться с жизнью.

5. Почему элементарные частицы подчиняются действию Сил?

5. Почему элементарные частицы подчиняются действию Сил? Давайте зададимся следующим вопросом – почему Силы способны оказывать влияние на элементарные частицы? Или можно сказать иначе – почему частицы подчиняются Силам?В книгах, фильмах и телепередачах по физике мы то

Глава 5. При выборе экстрасенса — учтите…

Глава 5. При выборе экстрасенса — учтите… Хорошие экстрасенсыОпределение хорошего экстрасенса зачастую зависит от личных потребностей, однако следует отметить несколько качеств, которые нужно искать в экстрасенсе, а также те качества, которые должны вас

Болезнь – эта сигнал к действию

Болезнь – эта сигнал к действию Раньше считалось, что любая болезнь – это Божье наказание.Это не так.Болезнь – это не наказание, это сигнал Божий.Роберт Стивенсон, заболев, был надолго прикован к постели. Лежа без движения, он грезил о путешествиях, о море. И написал роман

Учет индивидуальных особенностей пациентов в выборе методов лечения

Учет индивидуальных особенностей пациентов в выборе методов лечения 22.05.39 Теперь о внушении и вибрациях. О внушении следует собрать все, что сказано об этом в книгах Учения. Ведь все методы должны быть индивидуальными, как для самого целителя, так и для пациента. Метод

22. Знак ЧИ (QI), пробуждающий внутреннюю энергию к действию

22. Знак ЧИ (QI), пробуждающий внутреннюю энергию к действию ЗНАК QI (чит. ЦИ) — содержит иероглиф, обозначающий энергию QI. Согласно философии китайцев, энергия космоса ЦИ пронизывает тело каждого существа, придавая силу, волю к жизни и достижениям. Этот символ напоминает

Молитва Пути для получения доступа к Сердцу Хроник Акаши

Молитва Пути для получения доступа к Сердцу Хроник Акаши Краткие инструкции по применению метода Молитвы Пути будет более удобно использовать после того, как вы хорошо ознакомитесь с молитвой. Более подробные пошаговые инструкции вы найдете на стр. 72 и 111.Инструкции для

Роль астрологии в выборе имени

Роль астрологии в выборе имени Астрология входила в число сакральных знаний учения Авесты, поэтому ею ранее занимались специально подготовленные люди. Астрология изучает взаимодействие человека и космоса, учит, что все в мире взаимосвязано, и эти взаимосвязи

От реакции к действию

От реакции к действию Реакция исходит из мыслей, отклик исходит из понимания. Реакция приходит из прошлого; отклик — всегда в настоящем. Но обычно мы реагируем — у нас внутри всё уже заготовлено. Кто-то что-то делает, и мы реагируем, словно в нас нажали на кнопку. Кто-то вас

Глава 12 Заявим Жизни о своем выборе

Шаг 14 Еще раз о выборе

Шаг 14 Еще раз о выборе Девиз недели: Сила ведет меня! Пройдена четвертая часть пути. Что произошло с вами за это время? Насколько вы продвинулись к своей цели?На этой неделе у вас есть прекрасная возможность взглянуть на проделанный путь и доделать то, что

Нормализация энергии у детей — путь к их правильному росту и развитию

31. Не ориентируйтесь на мелочи при выборе и принятии решений

31. Не ориентируйтесь на мелочи при выборе и принятии решений Наш мир бесконечно разнообразен. Сосредоточенность на мелочах ведет к путанице и нерешительности при выборе и принятии решений. Но если смотреть на мир широко, то в разнообразии станет заметно абсолютное

Молитва для наставления на истинный путь всем святым и бесплотным Небесным Силам

Молитва для наставления на истинный путь всем святым и бесплотным Небесным Силам

Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетельми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа вовеки. Аминь.

С этой молитвой обращаются к Всевышнему, святителям Божьим за помощью в любом деле, особенно если вас мучают сомнения, вы никак не можете сделать выбор и опасаетесь совершить неверный шаг.

Читайте так же:  Молитва на привлечение клиентов

В сложной ситуации читайте эту молитву дважды в день, утром и вечером.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Похожие главы из других книг

20. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему

20. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему “И нарек человек имена всем скотам. ” Так как это наречение не было случайным, а основывалось на знакомстве с природой нарекаемых существ и по

45. Главное занятие вступившего на истинный путь — молитва. Наставление о нерассеянной молитве

45. Главное занятие вступившего на истинный путь — молитва. Наставление о нерассеянной молитве Как верно Ваше заключение: «Так, выходит, все дело в молитве!» Да, в молитве. Молитва для самонаблюдения — барометр духовный. Барометр определяет, как тяжел или легок воздух, и

Молитва всем святым и Безплотным Небесным силам (8/21 ноября)

Молитва всем святым и Безплотным Небесным силам (8/21 ноября) Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою

Молитва для наставления на истинный путь всем святым и бесплотным Небесным Силам

Молитва для наставления на истинный путь всем святым и бесплотным Небесным Силам Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования

Для получения благословения Господа на поиск своей «второй половины». Молитва Архангелу Варахиилу – покровителю благочестивых семейств, Небесным чинам бесплотным

Для получения благословения Господа на поиск своей «второй половины». Молитва Архангелу Варахиилу – покровителю благочестивых семейств, Небесным чинам бесплотным Архангелами в христианстве называют старших ангелов. Православная церковь особо чтит восемь архангелов:

Молитва о согласии между мужем и женой Архангелу Варахиилу – покровителю благочестивых семейств, Небесным чинам бесплотным

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва о согласии между мужем и женой Архангелу Варахиилу – покровителю благочестивых семейств, Небесным чинам бесплотным День памяти 8/21 ноября (день празднования Собора архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных)Архангел Варахиил – один из

Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам

Молитва всем святым и бесплотным Небесным Силам Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви

Молитва всем святым и ангелам

Молитва всем святым и ангелам Все святые и ангелы Господни, молите Бога о больном рабе Его (имя).

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным (Празднование 21 ноября) К вам, яко засту?пником и храни?телем жи?зни моея?, аз ока?янный, припада?я, молю?ся: подади?те мне моли?твами ва?шими дневно?е пребыва?ние богоуго?дно и неиску?сно от злых дея?ний и

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным

Молитва Архистратигу Божию Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным (Празднование 21 ноября) К вам, я?ко засту?пником и храни?телем жи?зни моея?, аз окая?нный припада?я, молю?ся: подади?те мне моли?твами ва?шими, дневно?е пребыва?ние богоуго?дно и неиску?сно от злых дея?ний и

Молитвы к силам небесным

Молитвы к силам небесным

Святым Небесным Силам

Святым Небесным Силам О, святые Небесные Силы, помолитесь Господу нашему, да низведёт в душу нашу сознание немощи, слабости и ограниченности, да будет всегда место в нас Божественному действованию, в час кончины нашей дайте нам благодать, от Бога данную, да приобретём

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам

Молитва всем святым и бесплотным небесным силам Боже святой и во Святых почивающий, трисвятой песнью на небесах Ангелами воспеваемый, на земле людьми во святых Твоих Церквях славимый, давший Святым Твоим Духом благодать, каждому по мере дарования Христова, и ею

Общие молитвы, тропари, кондаки и величания Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим и бесплотным небесным силам

Общие молитвы, тропари, кондаки и величания Господу, Божией Матери, святым угодникам Божиим и бесплотным небесным

Молитвы святым Силам бесплотным

Молитвы святым Силам бесплотным МолитваK вам, яко заступникам и хранителем живота моего, аз, окаянный, припадая, молюся: подадите мне молитвами вашими дневное пребывание богоугодно и неискусно от злых деяний и помышлений прейти. Отверзите слух ушию моею, да услышу и

Молитва ко всем святым, земли Российской просиявшим

Молитва ко всем святым, земли Российской просиявшим О всеблаженнии и богомудрии угодницы Божии, подвиги своими землю Русскую освятившии и телеса своя, яко семя веры, в ней оставльшии, душами же своими престолу Божию предстоящии и непрестанно о ней молящиися! Се ныне в

Критерии ложной и правильной молитвы. Часть 2

Разъясняют пастыри

Христианская жизнь немыслима без молитвы. И, пожалуй, это одно из самых трудных духовных деланий. Так как правильно молиться? Как избежать ловушек прелестных духовных состояний? Каких настроений не должно быть при молитве? И как не впасть в формализм, бездумное вычитывание правила? За разъяснениями мы обратились к пастырям.

Какова духовная жизнь, такова и молитва

– В духовной жизни всё достаточно конкретно: если молитва будет неправильной, то вместо общения с Богом мы окажемся в сетях диавола. Истинная или ложная молитва – это вопрос жизни и смерти. Поэтому ошибаться в этом нельзя.

Прямо скажу, что в своем представлении о молитве я во многом стараюсь опираться на учение святителя Игнатия (Брянчанинова). И прежде всего, отвечу о ложной молитве. Она имеет два ярких признака – мнение молящегося о себе и мечтательность.

Мнение о себе – что это такое? Это внутреннее ощущение себя лучше всех остальных. Такой человек считает себя святым, духовно преуспевшим, находящимся к Богу ближе других, в его молитве живо его «я». Такая молитва, по подобию молитвы гордого фарисея из притчи, становится претензией на свою элитарность, особые права перед Богом. Это свербящая внутри мысль, что я-то уж выше других, вон сколько я много молюсь и веду себя не то что другие. Такая молитва все равно как если встать перед своим отражением в зеркале и пытаться молиться. Язык произносит имя Божия, но в сердце перед тобою ты сам. В сердце «я», и от этого «я» произносятся все молитвы.

Во-вторых, мечтательность. Если в молитве мы гуляем умом туда и сюда, то значит, мы и не с Богом, мы телом в храме, а душой где угодно, в супермаркете или спортзале, решаем в уме какие-то земные дела, спорим с друзьями или мстим обидчикам. Воображение – вещь коварная. Даже когда мы отказываемся от откровенно греховных образов, то в молитве могут проскальзывать образы чего-то святого, и это тоже ошибка, воображение создает картинку святого, которой мы начинаем молиться, эта картинка заслоняет от нас Бога и мир духовный.

Читайте так же:  Молитва о здоровье племянницы

Поэтому признаки правильной молитвы: смирение, покаяние, внимание к словам молитвы, отсутствие мечтаний.

Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед

Чтобы молитва стала правильной, надо вообще упорядочивать свою духовную жизнь. Если ты живешь как попало, то вряд ли твоя молитва станет чистой. Молитва неразрывна в целом от духовной жизни. Правильная молитва не может появиться у того, кто привык везде продавливать себя вперед. Гордый и несмиренный в поведении оказывается таким же и в молитве перед Богом. Равнодушный к ближним теплохладен в молитве. Молитва жестокого суха и безжизненна, молитва блудливого расхищается нечистыми образами. Если ты кому-то нахамил, то это непременно скажется на твоей молитве. В общем, чем наполняем мы свой внутренний мир, как ведем себя в своей повседневной жизни, всё это проявится в нашей молитве.

Молитва бывает правильной, когда ты молишься о себе как о погибшем. Вот если представить, что ты выпал за борт корабля, оказался в морской пучине и помощи нет, то как при этом будешь молиться? – От всего сердца, всеми силами своей души взывать к Богу о себе как погибающем. В такой молитве не будет и тени мнения о себе, никакой мечтательности. Эта молитва будет голосом сердца, взыванием о спасении.

Подлинная молитва – это искренний голос души, видящей свое падение и всеми силами жаждущей обрести милость Божию. Это предстояние пред Богом как пред Отцом, Который тебя видит, слышит и любит. Молитва – как таинство, она понимается не рассудочно, а по мере самого участия в ней. И только по мере опыта мы начинаем чувствовать, чем истина отличается от лжи и как правильная молитва отличается от неправильной.

Главное – всецелое устремление к Богу со смирением

Молитва с понуждением себя даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся»

– Святые отцы четко обозначили критерии правильной и чистой молитвы. Во-первых, это внимание к словам молитвы. Это, если можно так сказать, необходимый и обязательный минимум. Но всякий, кто пробовал молиться внимательно, скажет, что это совсем не просто. Внимание постоянно отвлекается на помыслы и размышления, порой самые «важные» и «возвышенные». Святые отцы однозначно говорят, что во время молитвы нужно решительно все эти помыслы отвергать, стремиться умом и сердцем быть причастным смыслу произносимого. Не важно, сложные слова произносятся или простые. Главное – всецелое устремление к Богу со смирением. В этом суть молитвы, так что она даже может быть и вовсе без слов, в едином сокрушенном чувстве. Особенно возрастает значение внимания, когда молитва «не идет», потому что внимание в молитве – это то малое, что зависит от нашего произволения. Многие святые отцы говорят, что такая молитва (с понуждением себя) даже более угодна Богу, чем «самодвижущаяся», потому как в такой «трудовой» молитве человек понуждает себя к добру.

О важности внимания напоминает и преподобный Иоанн Лествичник, когда говорит, что «молитва есть не иное что, как отчуждение мира видимого и невидимого». То есть, молясь Богу, человек не должен отвлекаться ни на видимые предметы, ни на мысли, образы и чувствования, возникающие в душе. Это важно. Потому что единственное чувство, которое единодушно советуют искать в молитве святые отцы, – это покаяние. Именно покаянием входит в нашу жизнь благодать Божия и именно в покаянии присутствует сокрушение и смирение сердца, которое «отверзает двери» милосердию Божию.

Далее святые отцы единодушны в том, что чистая молитва требует устранения от житейских дел и попечений, что скорее престало монахам, но и нам неплохо об этом знать, потому что уединенная молитва, например в тишине ночной, по единодушному мнению святых отцов, особенно благотворна.

И, наконец, самое главное. Господь обращается к тем, кто молится Ему, но при этом не меняется, не прилагает усилия, чтобы жить по-христиански, со словами: «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?» (Лк. 6: 46). То есть обязательным условием чистой молитвы должно быть деятельное послушание Христу и Его Церкви, приобретение навыка жизни по заповедям. И уж точно обязательным для всех условием доброй молитвы можно считать борьбу со страстями. При этом совершенно не важно, в какой «стадии» пленения или падения ты находишься. Бесстрастных – единицы. Большинство из нас люди страстные в той или иной степени, и вот сознательное очищение страстной природы души, борьба, противостояние с молитвой греховным страстям – это обязательное условие для правильной и чистой молитвы.

Конечно, есть и высшие степени молитвы, и «умное делание», и видение «нетварного света», но это больше относится к жизни и деланию монашескому. А нам надлежит очищать себя с Божией помощью от страстей, стараться жить по заповедям Христовым и молиться внимательно с сокрушением, в простоте сердца. И Господь нас не оставит.

Молитва должна вызывать покаянные чувства

– Здоровая молитва всегда вызывает покаянные чувства. Хорошая молитва трогает те струны души, которые отвечают за смирение. После правильной молитвы человек, еще полчаса-час назад желавший отомстить обидчику, уже готов его крепко обнять. Но это упрощенное понимание сути молитвы. Молитва – не магия. Это настройка сердца для принятия благодати от Бога. Необходимо настроиться на нужную волну. Когда человек просто губами бубнит слова, то он этой волны никогда не поймает. Тут нужно подключить ум. По моим наблюдениям, когда мы молимся, у нас словно две «дорожки»: речевая и умная. И обе мы должны заполнить молитвой, в противном случае ум улетит в неизведанные дали.

Ложная молитва – это сфера гордыни, разжение крови, при которых можно впасть в прелесть от своих псевдоподвигов. Настоящая молитва – это когда мы одновременно ощущаем себя в присутствии Бога и переходим в состояние покаяния, в котором нам открывается глубина нашего падения. Но это ощущение ничего не имеет общего с безысходностью. Правильное чувство от молитвы усиливает жажду Бога, а в Нем – Любовь, Которая обезболивает и заглушает все земные заботы и переживания. Но такие моменты крайне редки. Потому что мы каждый раз теряем нужную волну, на которой нас ждут.

Молиться как мытарь, а не как фарисей

– О двух видах молитвы Господь говорит нам в Евангелии от Луки, зачало 89, которое мы читаем в Неделю о мытаре и фарисее (см.: Лк. 18: 10–14). Два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей гордился и тщеславился тем, что он якобы лучше других людей, услаждался своим мнимым превосходством. Молился он так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие человецы – хищники, неправедные, прелюбодеи – или как сей мытарь. Пощусь дважды в неделю и даю десятую часть всего, что имею». А мытарь видел свои многие грехи, стыдился их, сознавал себя недостойным и, не смея воззреть на небо, ударял себя в грудь и повторял: «Боже! Милостив буди мне, грешному» И Господь говорит нам: «Яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется».

Читайте так же:  Заговоры и молитвы на мак

Вот молитва фарисея, как и любого человека, который ищет в молитве услаждения своей греховной природы, гордясь своей мнимой святостью, тщеславием, превозношением над людьми, и есть ложная, не угодная Богу. А молитва мытаря, как и любого человека, который смиряется перед Богом и людьми, осознаёт свое недостоинство, – молитва правильная, благодатная. Преподобный Петр Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души является все большее видение своих грехов».

Чистой и духовной молитвы человек сподобляется, пройдя многое и многое смирение, приобретя нищету духовную и упование на Господа, чистое сердце и чистую совесть, через послушание и отсечение своей греховной воли, пройдя через многие скорби в терпении, совершив многие труды, очищая душу покаянием и исповедью и причащаясь Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Иисуса Христа и стяжевая благодать Святого Духа всеми средствами, которые в изобилии нам подает бесконечно милостивый и любящий Господь.

Помнить о том, зачем мы молимся

– Как понять, правильно человек молится или нет? Обратимся к святым отцам. Так, преподобный Амвросий Оптинский довольно жестко отчитывает свое духовное чадо за превозношение в духовной жизни и, как следствие, в молитве. Святой дает четко понять, что никакого превозношения, пусть даже на первый взгляд вполне оправданного, не должно быть в жизни христианина.

Нужно помнить: молитва необязательно дает душевную теплоту, порой так желанную людьми. Не стоит гнаться за физическим, явственным ощущением благодати во время или после молитвы. Ведь и Сам Господь во время молитвы к Отцу в Гефсиманском саду и на кресте не испытывал утешения. Но это вовсе не значит, что пуста и неверна была Его молитва.

Молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя!

Никакая злоба или обида не может проявляться в молитве, никакой даже «праведный гнев» не имеет источника в Божественном Промысле о человеке. Поэтому молиться: «Господи! Накажи его» – ни в коем случае нельзя. Как и просить сделать «так-то и так-то». Бог не волшебная палочка, Он вправе не делать так, как мы хотим.

Во время молитвы необходимо сторониться крайностей: с одной стороны, профанации и бездумного чтения правил, с другой – экзальтированного обращения ко Христу без должного почтения и любви.

И самым главным критерием все же является цель молитвы. Каждый, кто встает перед образом Божиим, должен четко понимать, зачем он это делает. Нужно помнить, перед Кем мы стоим и с Кем мы разговариваем. Если об этом помнить, многих искушений можно будет избежать.

Юные на жизненном распутье

И семейная, и монашеская жизнь благословенны

Геронда, что отвечать юношам и девушкам, которые
спрашивают, стоит ли монашеская жизнь выше, чем жизнь семейная? — Прежде всего,
следует дать им понять, каково предназначение человека и в чём смысл его жизни.
Затем следует разъяснить юным, что оба начертанных нашей Церковью пути
благословенны, поскольку если выбравшие их живут по Богу, то оба этих пути могут
привести в Рай. Предположим, что два человека отправляются в паломничество. Один
идет по наезженной дороге, другой — по тропинке. Однако оба идущих имеют одну и
ту же цель. Бог радуется первому и любуется вторым. Дело станет худым [лишь] в
том случае, когда тот, кто идет по тропинке, станет осуждать в своем сердце
того, кто идет по шоссе, или наоборот. Хорошо, чтобы те юные, кто задумывается о
монашестве, знали, что назначение монаха очень велико. Назначение монаха в том,
чтобы стать Ангелом. “В жизни иной, на Небесах, мы будем жить как Ангелы”, —
сказал Христос саддукею. Поэтому некоторые очень любочестные юноши и девушки
становятся монахами и начинают жить ангельской жизнью уже в жизни земной. Однако
не следует думать, что все поступающие в монастырь спасутся лишь потому, что они
стали монахами.

Каждый человек даст Богу ответ за то, освятил ли он
избранную им жизнь. В любой жизни необходимо любочестие. Бог не творит людей
предопределёнными к преуспеянию или к неуспеху. Тот, у кого нет любочестия, не
преуспеет сам — какой бы путь он ни избрал.

Беспокойство юных по поводу вступления на избранный путь

— Геронда, если юноша или девушка беспокоятся по поводу своего брака или
ухода в монастырь, то причина этого в их неверии? — Не всегда. Часто юные
переживают, думая о том, как лучше вступить на избранный путь и идти по нему,
всегда пребывая с Богом. Это признак [душевного] здравия. Если юноша не думает и
не беспокоится о вступлении на избранный путь, это прежде всего свидетельствует
о том, что он — человек равнодушный, а вследствие этого он, естественно, и не
преуспеет. Однако надо быть внимательным к тому, чтобы беспокойство по поводу
брака или монашества не стало чрезмерным, потому что диавол старается исказить
это беспокойство, превратить его в душевную тревогу и держать ум юношей и
девушек в постоянном смущении. Чтобы оставаться умиротворёнными, молодым следует
вверять себя Богу. Ведь Благий Бог, как нежный Отец, действует там, где мы уже
не можем ничего сделать по–человечески. Юным не следует торопиться и принимать
незрелые решения о том, по какому пути они пойдут.

Я знаком с молодыми
ребятами, которые очень тревожатся и стараются разрешить все свои проблемы
сразу. В конечном итоге они запутываются и оставляют учёбу. К примеру, им надо
заканчивать университет, а они чрезмерно беспокоятся по поводу создания семьи
или ухода в монастырь. В результате они отстают в учёбе и запутываются ещё
больше. Всё сразу сделать нельзя, и проблемы таким образом не разрешаются. Для
того чтобы помочь себе, они должны как следует в себе разобраться и разложить
все по полочкам. Сперва нужно получить диплом, потом найти работу (юношам кроме
этого еще и отслужить в армии). И только после этого, уже будучи зрелым, можно
принимать решение и, с помощью Божией, либо вступать в брак и создавать добрую
семью, либо, если человек избрал монашескую жизнь, — поступать в монастырь,
который им выбран. Поэтому я советую тем молодым, которые учатся и имеют
подобное беспокойство, продолжать учёбу, поскольку в них еще не созрело решение,
какой путь следует избрать. Я советую принять то решение, которое созреет в них
впоследствии и придётся им по душе. Если они расположены по-доброму, то с
помощью Божией, потихоньку разобравшись в том, как им жить — в браке или
безбрачно, в монастыре, — они ощутят душевный покой.

Читайте так же:  Молитва на удачу на работу на каждый день

Мы должны помочь юным последовать своему призванию

Принятие решения о Выборе жизненного пути

Замечено,
что если юноша или девушка постоянно откладывают свою женитьбу или замужество
“на потом”, то, после того как годы ушли, он или она ищут себе пару и не
находят. В юности выбирали они сами, но вот годы ушли; и их теперь выбирают
другие. Поэтому я и говорю, что в создании семьи иногда необходимо немножко
сумасбродства. На некоторые несущественные мелочи надо закрыть глаза, потому что
не бывает такого, чтобы всё было так, как нам хочется. Как-то начался дождь, и
по руслу горной реки побежала вода. На берегу стояли два человека, им надо было
перейти на противоположную сторону. Один был очень умный, а другой дурачок.
“Дождь кончится, — стал размышлять умный, — вода спадёт, и после этого я смогу
перейти на другой берег”. А дурачок ждать не стал — сиганул в воду и вброд
перешёл через речку. Конечно, его одежда намочилась, но он смог попасть туда,
куда хотел. А дождь, вместо того чтобы перестать, лил все сильнее и сильнее.
Поток становился бурным и полноводным. И в конце концов умный так и остался
стоять на своём берегу — потому что переходить через реку было уже опасно.

У некоторых людей есть большая гордость, эгоизм, и потому Бог им не
помогает. Некоторые ребята из года в год приезжают на Афон, приходят ко мне в
каливу и спрашивают “Что же хочет от меня Бог, отче?” Можно подумать, что Бог
испытывает в них нужду! Ни монахами они не стали, ни семью не создали. Можно
подумать, что они золотые и боятся, что их — словно простую железку — используют
в какой-нибудь железобетонной конструкции! А есть и такие, что спрашивают меня:
“Геронда, что мне делать: стать монахом или жениться? Скажи мне, в чем моё
призвание?” — “А чего хочется тебе самому?” — спрашиваю я. “И жениться, —
отвечают, — и в монахи уйти”. То есть им хочется и того и другого! Но если я
выскажу им свой помысл о том, что, к примеру, их призвание — семейная жизнь и
они женятся, а семейная жизнь придётся им не по душе, то потом они будут
приезжать ко мне и высказывать свои претензии: “Это ты сказал, чтобы я выбрал
этот путь, а сейчас я мучаюсь!”— Геронда, как такое может произойти?


Ну вот предположим, что призвание молодого человека — семейная жизнь, однако и о
монашестве он тоже задумывается. Если, женившись, он будет невнимателен и не
создаст хорошей семьи и у него возникнут проблемы, разрешать которые он будет
недуховно, то лукавый поднимет против него брань помыслов. “Твоё призвание было
в монашестве, — станет говорить ему враг. — Но раз ты женился, то так тебе и
надо”. То есть враг ни днём ни ночью не оставит такого человека в
покое.

Учёба молодых и Вступление на избранный ими путь

А если случится так, что на этом предприятии
тебе придётся не по душе, найди другую работу, не доводи до того, чтобы твои
дети остались под открытым небом”. После этого он как-то образумился. Вот и
получается, что если во время учёбы ребята будут как следует заниматься, то,
хотя они и устанут немного, у них не будет задолженностей, они быстро получат
диплом, и впоследствии им не о чем будет печалиться. Я вижу, что ребята, которые
во время учёбы имели задолженности по разным предметам, заканчивая университет и
получая назначение на место, тоже продолжают ходить в должниках — то у одного,
то у другого — и имеют множество проблем.

— Геронда, а, если юноша,
учась в высшем учебном заведении, знакомится с девушкой и из этого знакомства
может получиться семья, есть ли смысл жениться, не закончив учёбу? — Я думаю,
что, каким бы хорошим, добрым не было это знакомство, оно станет мешать учёбе.
Если студент женится, то такой брак будет мучить и его жену, и его детей — хотя
бы его избранница и оказалась самой лучшей спутницей жизни. Такому молодому
человеку лучше сконцентрировать душевные и телесные силы на том, чтобы получить
образование и, не надрываясь, окончить университет. А потом пусть устраивает и
личную жизнь. Ведь если его силы будут рассеянны, то он будет постоянно
пребывать в состоянии душевного и телесного надлома.

Главная предпосылка для правильного Вступления на избранный путь — это
духовная жизнь

Чем большим
духовным деланием занимается человек в юношеские годы, тем легче ему потом —
какую бы жизнь он ни избрал. Чем лучше он вооружится перед боем и подготовится к
нему, тем легче ему будет во время сражения, когда вокруг будут свистеть пули и
рваться бомбы. Пока девушка не решит, становиться ли ей монахиней или же доброй
и хорошей матерью, ей необходимо жить целомудренно. Поэтому сейчас она должна
постараться, насколько возможно, отдать всю себя учёбе. Если она внимательна в
отношении зрения, слуха, если она изгоняет скверные помыслы, то впоследствии ей
будет нужно выбрасывать из себя меньше, чем если бы она была невнимательна. Или
юноша, встречая, к примеру, красивую девушку, должен стараться включать в работу
добрые помыслы. Он должен смотреть на неё как на живой образ какой-то святой. А
встретив девушку распущенную, он должен посмотреть на неё, как на свою сестру.
Все мы — дети Адама. Ему должно её пожалеть, подобно тому как он огорчился бы,
если бы его родная сестра докатилась до такого состояния.

— Геронда,
однако сегодня в университетах и в других учебных заведениях юного подстерегает
множество искушений. — Надо подружиться с ребятами, которые живут духовно, для
того чтобы помогать друг другу и находиться в духовной атмосфере. Не надо
сгущать краски. Я знаком со многими ребятами, которые учатся в университете и
живут целомудренно. Они добиваются этого с помощью маленького собственного
старания и великой помощи Божией.

Источник: Блаженной памяти старец Паисий Святогорец «СЛОВА» Т.I-IV

Монастырь Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Издательский дом «Святая Гора», Москва 2002-04гг.

Молитва о правильном выборе пути
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here