Молитва митрополиту Иоанну снычеву

Детально: молитва митрополиту иоанну снычеву - специально для Вас.

Митрополит Иоанн (Снычев)

В издательстве Сретенского монастыря в серии «На страже веры» вышла новая книга: «Митрополит Иоанн (Снычев)». Составитель Ольга Рожнева.

Митрополит Ленинградский и Ладожский Иоанн (Снычев; 1927–1995) — одна из ярчайших личностей в истории Русской Православной Церкви XX века. Богослов, историк, публицист, молитвенник, мудрый духовник и пастырь, он громко говорил о необходимости возрождения идеалов Святой Руси, о том, что государственное устройство должно основанием своим иметь православную веру. Голос владыки Иоанна звучал в трудные девяностые годы ХХ века, как набатный колокол, пробуждая совесть, и вел к храму, к молитве, к Богу.

Митрополит Иоанн говорил: «Смысл нашей жизни — спасение души. Жизнь не ограничена рамками рождения и смерти, душа человека бессмертна, а земное наше бытие — лишь экзамен, и от того, как мы сдадим его, сложится и наша судьба в вечности».

«Любое нравственное совершенствование возможно только через скорбь. Человек оплачивает свое духовное возрастание теми тяготами, которые встречаются на его пути, тем терпением, тем умением пережить боль, которые свойственны лишь опытным и мудрым».

«Здравие телесное зависит только от воли Божией. Правда, мы тоже вносим свою лепту в немощи наши, не зря же говорится: “От многих моих грехов немощствует тело”. Поэтому загляни в свое сердце, в душу, нет ли там каких-либо страстей, которые отражаются на твоем телесном организме, расслабляют его».

Будущий владыка родился 9 октября 1927 года в селе Ново-Маячке Каховского района Николаевской области УССР, в обычной крестьянской семье. В конце декабря 1944 года Иван был призван в армию, но через несколько месяцев по болезни был освобожден от несения воинской повинности. Юноша хотел быть в Церкви и стал пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в городе Бузулуке Оренбургской области. Епископ Мануил (Лемешевский), назначенный на Оренбургскую кафедру, искал себе в то время келейника и послушника. Он обратил внимание на молодого пономаря и в августе 1945 года взял его к себе в качестве иподиакона. Так началась духовная жизнь Ивана под руководством старца-святителя.

9 июня 1946 года Иван после пострига в рясофор с именем Иоанн был рукоположен епископом Мануилом в иеродиакона, а 14 января 1948 года в иеромонаха. В сентябре 1948 года богоборческие власти сослали архиепископа Мануила (Лемешевского) в мордовские лагеря, в Потьму. После ареста духовного отца осиротевший иеромонах Иоанн (Снычев) поступил в Саратовскую духовную семинарию, сразу во второй класс. По окончании семинарии он решил учиться дальше и в 1951 году поступил в Ленинградскую духовную академию. В 1955 году талантливый молодой пастырь окончил академию со степенью кандидата богословия и был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре сектоведения.

Внешнюю жизнь отца Иоанна можно описать в нескольких предложениях: помощник инспектора и преподаватель Саратовской духовной семинарии, священник и ключарь Покровского кафедрального собора города Куйбышева (ныне Самара). Игумен с 1961-го, архимандрит с 1964-го, епископ Сызранский с 1965-го. Хиротонию совершали митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), митрополит Мануил (Лемешевский), архиепископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), архиепископ Сурожский Антоний (Блум), епископ Волоколамский Питирим (Нечаев) и другие. В 1966 году — магистр богословия. В 1976 году — архиепископ. В 1988 году — доктор церковной истории. За этими скупыми строками стоит напряженная внутренняя духовная жизнь, молитвенный подвиг, ревностное пастырское служение.

С 20 июля 1990 года владыка Иоанн — митрополит Ленинградский и Ладожский, с 1991 года — Санкт-Петербургский и Ладожский.

Трудами и усердием митрополита Иоанна число действующих храмов в Санкт-Петербургской епархии увеличилось за пять лет (с 1990 по 1995-й) более чем в три раза. Были выстроены и открыты новые церкви и храмы при больницах, тюрьмах, роддомах, кладбищах. По благословению митрополита Иоанна в эти годы в епархии были открыты многие монастыри: Коневский Рождество-Богородичный монастырь, Зеленецкий Свято-Троицкий монастырь, Тихвинский Успенский монастырь, Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельне, а также Свято-Троицкая Александро-Невская лавра.

С начала девяностых годов владыка Иоанн (Снычев) неоднократно выступал с публицистическими статьями в газетах «Советская Россия», «Завтра», «Русский вестник» и других, трудился председателем Синодальной богослужебной комиссии.

В 1994–1995 годах петербургское издательство «Царское дело» опубликовало главные труды митрополита Иоанна на тему судьбы России и русского народа, православия, российской истории: «Самодержавие духа (Очерки русского самосознания)», «Голос вечности (Проповеди и поучения)», «Одоление смуты (Слово к русскому народу)», «Стояние в вере (Очерки церковной смуты)», «Русь Соборная (Очерки христианской государственности)». Издательство «Царское дело» издало также книги владыки «Дай мне твое сердце» и «Наука смирения», в которых собраны письма митрополита духовным чадам.

Митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) писал о владыке Иоанне: «Братия Троице-Сергиевой лавры считала владыку своим духовником. Впрочем, теперь смело можно говорить о нем как о Всероссийском духовнике… Я часто встречал людей, которые прозрели духовно и воцерковились именно после чтения его трудов».

Келейник митрополита Иоанна отец Пахомий (Трегулов), ныне игумен, настоятель Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, рассказывал о владыке Иоанне: «Владыке был дан от Бога дар простоты. Она проявлялась во всем: в быту, в еде, в отношениях, которые все же не становились ни с кем панибратскими. При этом он был архиереем. Его резиденция митрополита напоминала музей, но владыка словно не замечал этого, чувствуя себя естественно в любой обстановке. Привез туда свою железную кровать, жил скромно. Ни переезд в столичный город, ни архиерейство никак не отразились на нем. Он как был простым человеком, так и остался им. Но при этом соответствовал высоте митрополичьего служения, твердой рукой управлял епархией. Никого и ничего не боялся. Решения принимал в соответствии с церковными канонами и традициями благочестия».

Игумен Пахомий говорил еще: «Что я могу сказать о владыке? Он был святой, вот и все».

Митрополит Иоанн скоропостижно скончался 2 ноября 1995 года и был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры. Православные люди свято чтут место упокоения владыки Иоанна, где всегда много цветов и горят свечи.

Книгу можно приобрести:

  • на сайте отдела оптовых продаж Издательства Сретенского монастыря
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
    тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕЭС.
Читайте так же:  Молитва которая читается 1 раз в году в день рождения

МОЛИТВА ДУХОВНАЯ ИЛИ МОЛИТВА БЛАГОДАТНАЯ

1. Что такое духовная молитва и каким средствам сподобляется ее подвижник?

2. По какой причине неизреченная благодать, не будучи молитвой, носит имя молитвы?

Носит это имя от начальной причины, потому что она (благодать) подается достойным во время молитвы, молитву имеет своею начальною причиною, и только во время молитвы, по свидетельству Отцов, бывает посещение ее. Блаженное состояние носит имя молитвы, потому что ум вводится в это состояние молитвою и молитва служит причиною его, в другие же времена оно не имеет места, как это явствует из Отеческих Писаний, ибо знаем из жизнеописания Святых, что многие из них, стоя на молитве, были восхищены умом.

Если кто спросит, почему только в это время ниспосылаются сии великие и неизреченные дарования, мы отвечаем: потому что в это время, более всякого другого времени, человек бывает сосредоточенным в самого себя и приуготовленным внимать Богу, желать и ожидать от Него милости. Какое другое имеется время, в которое бы человек находился столько уготованным и трезвящимся, как то время, в которое он намерен помолиться? Неужели к получению духовных даровании удобно то время, когда он спит или занят каким поделием, или возмущен умом? Святые, хотя и не имели праздного времени, будучи постоянно заняты духовным деланием, однако, иногда они находятся и вне молитвенного настроения: часто они размышляют о чем-либо, относящемся к сей жизни, или занимаются созерцанием тварей и другим чем- либо полезным. Но во время молитвы все внимание и все силы ума направлены к единому Богу, и приносятся Ему моления от сердца со тщанием и постоянною теплотою. И потому в это время, в которое душа сосредоточена в единственном попечении, подобает изливаться на нее Божественной милости. (Преп. Исаак Сирский).

Употребленное в сих главах святым Исааком слово видение невозможно заменять словом созерцание. Созерцание зависит от произвола и свойственно всем человекам; оно может быть благодатным, когда действует в человеках благодатных. Благодатные видения Святых чистотою ума, при действии самовластия, можно еще назвать созерцанием; но когда Дух Святый отверзает очи души для духовного видения, тогда нет места созерцанию. Тогда ум видит подобно тому, как чувственный глаз видит чувственные предметы. Например: можно созерцать могущество и премудрость Божию в видимой природе, но небеса отверстые и Иисуса, стоящим одесную Отца, Стефан первомученик видел. Апостол Павел видел рай и слышал неизреченные глаголы. Вифлиемские пастыри видели Ангелов и слышали их пение. Это уже не было созерцанием.

3. Может ли душа, не очистившаяся от чуждых помышлений, достигнуть духовной молитвы?

Как не возможно видеть лице свое в возмущенной воде, так не возможно и душе, если она не очистится от чуждых помышлений, достичь духовной молитвы.

Духовною молитвою называется молитва благодатная, когда ум по причине чистоты своей и всецелого устремления к Богу сподобится соединиться Святому духу и вступить под водительство Святого Духа.

Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Молитва митрополиту Иоанну снычеву

Акафист святителю Иоанну, митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому
† 20 октября 1995 г.
Сей Акафист составлен почитателями приснопамятного святителя и предназначен только для келейного употребления
Опубликован в газете «Русь Православная», №11(41), 2000 г.

Тропарь, глас 1
Апостолу Иоанну Богослову тезоимените, апостольских преданий ревнитель явился еси, Церкви Русския похвала, и граду святаго Петра
заступление, миродержителей века сего об-личителю и еретических учений посрамителю, правды и истины Божия утверждение, веры
Православныя проповедниче, и о чадех твоих неусыпный к Богу молитвенниче, святителю отче Иоанне, моли Христа Бога мир Церкви
Православней низпослати и душам нашим ве-лию милость.

Ин тропарь, глас 4
Правило веры и благочестия, воздержания добрый наставниче, Православнаго Отечества ревнителю, защитителю народа Русскаго, богомудре святителю Иоанне, моли Христа Бога помиловатися душам нашим.

Кондак, глас 2
Петербургскаго святителя память празднующе, воспоим, вернии, и поклонимся, яко старцу богомудрому, архипастырю доброму, дерзновение ко Христу стяжавшему молитися непре-станно о всех нас.

Кондак 1
Возбранный воеводо земли Русския, под знаменем Креста на враги видимыя и невидимыя воинствующий, яко избавльшеся от зол неведения твоими учении, похвальная восписуем ти, чада твоя, святителю Иоанне: но яко имеяй дерзновение ко Владыце, от всяких нас бед свободи, да зовем ти: Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Икос 1
Ангела предстателя Церкве Петербургския, от Бога посланна, вемы тя, святителю, и твоим равноангельным гласом в вере истинней
наставлени и утверждени, любовию зовем ти таковая:
Радуйся, тобою бо граду святаго Петра радость возсия;
радуйся, тобою бо мрак ересей разсеяся.
Радуйся, падших воззвание;
радуйся, плачущих утешение.
Радуйся, на высоту Небесную восхождение;
радуйся, архиерейскаго седалища украшение.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 2
Видяще тя, яко мертва родившася, яко ни дыхания, ниже гласа имел еси, отче Иоанне, дондеже глас рождшия тя к животу воззвал есть,
разумеем, яко прознаменоваше сие имущее быти твое в мертвость Христову облечение, егда глас Матери Божия тя к сему подвиже, и
благодарственне Богу, сице благоизволившему, приношаем песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Разумел еси, отче Иоанне, яко вся тленна суть в мире сем, егда отроком узрел еси младенца некоего, на погребение несома; зрел еси убо и
вечная нетленная благая во благолепии храмов Божиих являемыя, слагал еси сия в сердце твоем; мы же зряще тя сосуд Благодати от
юности Богом избранный, вопием ти:
Радуйся, во младенчестве от злых Богом хранимый;
радуйся чудныя явления милости Божия приявый.
Радуйся, скорби и нужды многия претерпевый;
радуйся, теми яко злато в горниле очистивыйся.
Радуйся, века сего суету уразумевый;
радуйся, сам искушен быв, можеши и искушаемым помощи.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 3
Силы свыше явлены ти быша, отче Иоанне, егда дивное видение узрел еси: вместо людей нецеломудренно гобзующих, мерзкия бесы зле
корчащияся. Темже Господу, от злых мира спасающему, воспел еси: Аллилуиа.

Икос 3
Имея желание в душе твоей, отче, светом Христова Евангелия просветитися, зачал еси усердно чести оное; искушение же от врага спасения человеческаго, воспящающа ти сие, мужественне презрел еси. Темже о таковой души твоея твердости радуяся, вопием ти:
Радуйся, словесем Христовым научивыйся;
радуйся, бесовския искушения препобедивый.
Радуйся, бисер многоценный обретый;
радуйся, всем, елика имел еси, той купивый.
Радуйся, море житейское на корабли крепцем — Церкви безбедне преплывый;
радуйся, земле благая, семя слова Божия восприявшая.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Читайте так же:  Молитва о защите дома от врага

Кондак 4
Бурю внутрь помыслов сумнительных изведал еси, отче Иоанне, егда забывши помолитися, сну предался еси, во утомлении мнозе, чрез оное же сладость молитвы и горечь богооставле-ния изведав, молитвенно Господеви взывал еси: Аллилуиа.

Икос 4
Слышати словеса жизни вечныя сподобился еси, отче Иоанне, от посланныя ти Богом наставницы духовныя — старицы Февронии, от неяже благочестно смирению научился еси, темже и блаженная Параскева изрекла ти проречение сие:
Радуйся, яко имаши отчизне в чине воинстем послужити;
радуйся, яко скончание брани в день великомученика Георгия узриши.
Радуйся, яко победу воинству нашему от Бога данную увидиши;
радуйся, яко Господеви в сане духовнем послужиши.
Радуйся, яко благодати архиерейства сподобишися;
радуйся, яко многия во истине наставиши.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 5
Боготочною Кровию выну желая напитатися, усердно потщался еси к достойному причаще-нию Святых Таин Христовых, того ради чудесно сподобися Оных от святыя великомучени-цы Варвары, юже до конца жизни благочестне почитал еси, благ вечных Подателю воспевая: Аллилуиа.

Икос 5
Видения дивнаго сподобился еси, отче Иоанне, во дни служения твоего в подвизе воинстем; зрел бо еси Матерь Божию со старицею
Феврониею, слышал же еси глас Пречистыя, повелевающий начальником твоим отпустити тя Той на служение; сего ради, яко избраннику
Божия Матери вопием ти:
Радуйся, яко от Господа семя словес Евангельских в руку приемый;
радуйся, яко поле пажити духовныя тем засеявый.
Радуйся, яко плоды сеяния твоего узревый;
радуйся яко крест Господень на раменах твоих понесый.
Радуйся, яко сквозе огнь и воду прошедый;
радуйся, яко свет Христов в сердце твоем возсия.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 6
Проповедник Слова Божия явился еси, отче Иоанне, егда Промыслом Божиим сподобился еси быти келейником богомудраго святителя
Мануила; людем Божиим жития святых и сло-веса Христовы толковал еси, воспевая Тому: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял есть Тихий Свет святыя Славы Божия, егда рукоположену ти во диакона и святую Литургию со иереем Божиим служа, зрел еси
видимым образом Духа Святаго во образе огненне на предложенныя Дары сошествие; мы же тя яко благодатнаго тайнозрителя судеб Божиих познавше, вопием:
Радуйся, просвещенный благодатию Духа Божия;
радуйся, яко тысящи вокруг тебе спасошася.
Радуйся, на земли во плоти ангельски поживый;
радуйся, в мире сем пребывый премирно.
Радуйся, благодати диаконства во образ ангельский сподобивыйся;
радуйся, сан пресвитера от святителя Мануила во образ Христов приемый.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 7
Хотя тайну вечнаго спасения людем поведати, потщался еси первое премудрому учению бо-гословскому навыкнути, темже прилежно науки во академии духовней извыче, Христу Пре-мудрости Божией воспевая: Аллилуиа.

Икос 7
Новаго тя о нас молитвенника, целителя душ и телес наших и предстателя тя пред Господом прияхом, егда сподобился еси, отче Иоанне,
благодати сана архиерейскаго, темже люди паствы твоея благословение твое приемше, возопиша ти:
Радуйся, правило веры и образе кротости;
радуйся, воздержания и молитвы учителю.
Радуйся, благий делателю винограда Иисусова;
Радуйся, дарованный тебе талант преумноживый;
радуйся, яко сподобился еси от Господа благодати исцелений.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 8
Странно житие явил еси, святителю, в годину лютых гонений от власти безбожней, добре пас еси стадо словесных овец, научая тех скорби со смирением и терпением преносити, Богу благодарственно взывая: Аллилуиа.

Икос 8
Весь бе от Бога освящен, всем страждущим послужил еси, святителю Иоанне, алчущия питая, жаждущия напояя, милостыни же твоя в тайне творя, обаче Господу тя прославившу, паства твоя вопиет ти:
Радуйся, пастырю добрый, о заблуждших овцах пекийся;
радуйся, апостолов преемниче, в служении тем поревновавый.
Радуйся, архиереев Русских деяния описати потщавыйся;
радуйся, высоких степеней ученых сподобивыйся.
Радуйся, паствы твоея любовь велию стяжавый;
радуйся, врагом веры и Церкве Христовы страшен явивыйся.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 9
Во всю землю Русскую изыде слово твое, егда назначену ти на митрополию града святаго Петра, учение чудно возгласил еси, иже изрече
прежде праведный Иоанн Кронштадтский, яко Русь Святая суть подножие Престола Божия, темже вся концы вопиют Богу о тебе: Аллилуия.

Икос 9
Ветия многовещанныя безгласны о тебе явишася. не возмогоша бо вопреки глаголати, возвещающу ти словеса правды Божия, мы же тобою наученнии, сице взываем:
Радуйся, святости, праведности и чистоты наставниче;
радуйся, стоянию в вере Православней учителю.
Радуйся, Русскаго порядка — державности и чистоты проповедниче;
радуйся, любви ко Отечеству, яко долга христианскаго возвестителю.
Радуйся, Церкве Христовы, соборныя совести народныя исповедниче;
радуйся, воев духовных Земли Русския предводителю.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 10
Спасти хотя мир, Иже всех Спаситель новаго тя чудотворца святаго воздвиже, нас тем чрез него из темных глубин греха воззвал есть, сего
ради слыщаще тя, святителю Иоанне, к покаянию взывающа, мы в добродетели убозии, взываем сице к Богу: Аллилуи

Икос 10
Стена еси всем прибегающим к твоему небесному заступлению, святителю Иоанне, верныя от демонскаго ополчения ограждаяй явился еси, монашествующим старец богомудрый, неверующим же ко Христу приведение, сего ради вопием ти:
Радуйся, заповеди Евангельския сотворивый и научивый;
радуйся, велий во Царствии Небесном нареченный.
Радуйся, храмы Божий мнози от поругания возставивый;
радуйся, мощи святых паки обретый.
Радуйся, просвещения духовнаго насадителю;
радуйся, ересей злых, наипаче же екуменическия, отсекателю.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кондак 11
Пение надгробное слезами раствореное людие ти принесоша, егда преставился еси от земных к Небесным, обаче и радости исполнено явися, яко обретохом в тебе новаго небеснаго града святаго Петра покровителя и заступника, Богови вопиюще: Аллилуиа.

Читайте так же:  Икона февронии и петра молитва

Икос 11
Светоподательный светильник, древним святым подобный явился еси, святителю Иоанне, яко беды от врагов Христовых и лжебратии кротко претерпел еси, и благодать Божию велию восприял еси, недуги душевныя и телесныя целити, темже приими от нас хвалы сицевыя:
Радуйся, яко Никита Переяславский в видении мерзость греха познавый;
радуйся, яко Кирилл Белоезерский на подвиг духовный Богородицею призванный.
Радуйся, яко Димитрий Ростовский явления великомученицы Варвары сподобивыйся;
радуйся, яко Сергий Радонежский посещения Богоматере удостоенный.
Радуйся, яко мощи святых Иоасафа Белгородскаго и Серафима Саровскаго обретенныя приявый;
радуйся, темже преподобным Серафимом во обителех Небесных сретенный.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 12
Благодать неистощимую яви нам Христос Бог от гроба твоего святаго, святителю Иоанне, сего ради притекают к тебе людие мнози, помощи, заступлепия и исцеления от тебе просяще, Богови о тебе вопиюще: Аллилуиа.

Икос 12
Поют ти велия похвалы вси вернии, о великий иерарше Иоанне, вельми бо на земли во славу Православия потрудився, в Небесная Святая
Святых вшел еси и Святей Троице предстал еси, идеже о нас выну молися, преблагий отче, чадех твоих, с любовию зовущих ти сице:
Радуйся, новый Крестителю всех к молитве и покаянию призывали;
радуйся, новый Павле, тяготы проповеди Евангельския понесый.
Радуйся, новый Ионо, о гибели от греха пророчествуя;
радуйся, новый Сергие, воем духовным за Веру, Царя и Отечество ратующим предводительствуяй.
Радуйся, новый Марко, ересь екуменическую посрамивый;
радуйся новый Тихоне, властители беззаконныя обличивый.
Радуйся, святителю Иоанне, пастырю добрый и Руси Святыя поборниче.

Кондак 13
О пастырю наш предобрый, святителю отче Иоанне, приими сие малое тебе хваление и умо-ли Христа Бога, да страждущее отечество наше от лютых безбожник и власти их свободит, и возставит престол Православных Царей, да дарует познати Себе Духом Святым множеству соотечественник наших, вере ненаученных, и от веры отвращенных, да едиными усты и еди-ным сердцем сподобимся в Царствии Небесном с тобою и со всеми святыми воспевати Ему: Аллилуиа.
Сей кондак глаголи трижды. Посем Икос 1 и Кондак 1.

МОЛИТВА

1. Что есть молитва для души?

Понуждай себя к обильной молитве: молитва – свет для души. (Авва Исаия).

2. Принадлежит ли к молитве таинственная беседа, духовное поучение, различные чтения, гласные и устные славословия Бога, поклонение тела и стихословие и псалмопение?

И то должно знать нам, возлюбленные, что всякая таинственная беседа, всякое благое попечение мысли о Боге, всякое духовное поучение (размышление) принадлежит к молитве и называется общим именем молитвы, упомянешь ли различные чтения или гласные, или устные славословия Бога, или печальное попечение о Господе, или поклонение тела, или стихословие псалмопения и все прочее подобное, доставляющее от обучения в нем чистую молитву, от которой рождается любовь к Богу. (Преп. Исаак Сирский).

3. При каком состоянии своего тела и духовного устроения дерзали святые подвижники на беседу с Богом и возвышали себя к сокровенным тайнам?

Святые не иначе дерзали на беседу с Богом и возвышали себя к сокровенным таинствам, как при немощи членов тела, при бледности лица, происходящих от труда алчбы, при безмолвии ума и отречении от всех земных помыслов. (Преп. Исаак Сирский).

4. Почему необходимо исповедать Господу в молитве немощь свою и невежество?

Немощь твою и невежество твое от искреннего сознания в них исповедуй Господу в молитве твоей в противодействие тонкому действию возношения, чтобы не быть тебе оставленным и не подвергнуться искушению сквернами. Блуд последует гордости, и возношению прелесть. (Преп. Исаак Сирский).

5. Какими правшами необходимо руководствоваться при совершении молитвословий?

Прежде всего приносите молитву непрестанную, не прерывая ее, и за все, случающееся с вами, благодарите Бога. (Антоний Великий).

Всеусильно старайтесь приносить непрестанные молитвы со слезами, чтобы Бог умилосердился над тобою и совлек с тебя образ ветхого человека. (Антоний Великий).

Наблюдай установленные часы для молитвословий и не пропускай ни одного из них, чтоб не подвергнуться за это суду. (Антоний Великий).

6. Какую постепенность употребляли святые Отцы в возвращении себя к молитве, когда случалось им подвергаться развлечению?

Поведали об авве Иоанне: Когда он возвращался с жатвы, то ходил сперва к старцам для молитвы и назидания; потом упражнялся в псалмопении; после этого переходил уже к молитве. Такую постепенность в занятиях находил он нужною для приведения ума в то состояние, в котором он находился до выхода из келлии.

Тому, кто имеет умную молитву, должно постепенно возвращаться к ней после того, как случится подвергнуться развлечению.

7. Чем истребляется пленение греховным мечтанием?

Частою молитвою истребляется пленение греховным и суетным мечтанием. (Авва Исаия).

8. Имеет ли истинную молитву и утешение тот, кто оставил попечение о грехах своих, а принял на себя заботу исправлять других?

Оставивший попечение о грехах своих и принявший на себя попечение об исправлении других, чужд молитве, возносимой из всего сердца, чужд утешения, доставляемого Божественным разумом. (Авва Исаия).

9. Как можно назвать молитву, совершаемую с небрежением и леностью?

Молитва, совершаемая с небрежением и леностью, – празднословие. (Антоний Великий).

10. Можно ли признать полноценной ту молитву, при которой не трудится тело, а сердце не приходит в сокрушение?

Всякая молитва, при которой не трудится тело, а сердце не придет в сокрушение, признается недозревшим плодом, потому что такая молитва без души. (Преп. Исаак Сирский).

11. Почему подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов?

Брат спросил авву Агафона: Какой подвиг в монашеском жительстве труднее прочих? Он отвечал: простите меня! полагаю, что подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить пред Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всея души. Во всяком другом подвиге, который возложит на себя посвятившийся монашескому жительству, хотя бы он нес этот подвиг настойчиво и постоянно, стяжавает и имеет некоторое упокоение; но молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы.

12. Как должно молиться Богу?

Сказал авва Нестерон Великий: Старайся ежедневно представлять себя Богу чуждым греха. Молись Богу так, как бы ты видел Его, потому что Он точно видит тебя.

Читайте так же:  Молитва Отче наш староверов

13. Как должно произносить стихи псалмопения?

Произноси стихи псалмопения твоего, не как бы заимствуя слова из иного, и не прими намерения непрестанно умножать дело моления твоего, чтоб не лишиться совершенно умиления и радости в молитве, но говори эти слова в молении твоем как бы сам из себя, с умилением, с уразумеванием разума их, как истинно понимающий свое дело. (Преп. Исаак Сирский).

14. Должен ли тот, кто желает очистить свое сердце от страстей, пребывать в труде и молитве?

Желающий очистить свое сердце да разжигает его постоянно памятью Господа Иисуса, имея только это непрестанным поучением и занятием. Тем, которые хотят очиститься от своей гнилости, не должно иногда упражняться в молитве, а иногда оставлять это упражнение: напротив того должно постоянно пребывать в блюдении ума в молитве, если б случилось быть когда и вне молитвенных храмов. Как хотящий очистить золото, если попустит и на короткое время угаснуть огню в горниле, то производит в чистившемся веществе остужение и затвердение: подобным образом и тот, кто иногда занимается памятованием Бога, а иногда оставляет это занятие, праздностью погубляет то, что мнит стяжать молитвою. Любодобродетепьному мужу свойственно истреблять земляность сердца непрестанною памятью Божиею, чтобы злое мало-помалу уничтожалось огнем памятования о благе, и душа возвратилась совершенно в естественную свою светлость с умноженною славою.

15. Исправляется ли ум прилежной молитвой?

Прилежная молитва скоро исправляет ум.

16. Что видит и что ощущает в себе во время молитвы целомудренный, смиренномудрый и изринувший из сердца ярость?

Когда встанет на молитву целомудренный, смиренномудрый, гнушающийся дерзости, изринувший из сердца ярость, тогда видит он – я верую – в душе своей свет Святого Духа, ощущает в себе взыграние радости во светлости сияния света Его, увеселяется видением славы Его и изменением своим по подобию ея. (Преп. Исаак Сирский).

Так случилось со святым юношей, Георгием, при совершении им вечернего правила.

17. Требует ли молитва обучения?

Молитва требует обучения, чтоб долговременным пребыванием в ней упремудрился (молиться как должно). По нестяжании, избавляющем наши помышления от уз, молитва нуждается в долговременном пребывании в ней: ибо от продолжительного пребывания в ней ум приемлет обучение, познает способы отгонять от себя помыслы, научается многим опытом своим тому, чего не может принять от иного. (Преп. Исаак Сирский).

18. Имеют ли какое значение молитвы и подвиги человека, у которого по лукавству одно на сердце, а другое на языке?

Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги – суетны. (Авва Исаия).

19. В каком случае совершаемые молитвы и подвиги бывают благоприятны Богу и в каком нет?

Опять сказал: Если совершаешь молитвы и подвиги со смиренномудрием, как недостойный, то они будут благоприятны Богу. Если же вспомнишь о другом спящем или нерадящем и превознесешься сердцем, то тщетен труд твой. (Авва Исаия).

20. Должно ли просить у Бога того, что Он сам дает нам по своему промышлению без прошения нашего?

Не проси того у Бога, что Он Сам дает нам без прошения нашего, по Своему Промышлению, что дает не только Своим возлюбленным, но и чуждым познания Его. Молящеся, говорит Он, не лишше глаголите, якоже язычницы. Плотского язы́цы ищут, вы же не пецытеся, чтоя сте, или что пиете, или во что облечетеся: весть бо Отец ваш Небесный, яко требуете сих всех. Сын не просит хлеба у отца своего, но желает получить все, что ни есть важного и ценного в отцовском доме. По немощи человеческого разума заповедал Господь просить повседневного хлеба. Смотри же, что заповедано совершенным по разуму и здравым душою: оставления попечении о пище, питие и одежде. Если Бог промышляет о бессловесных животных, о птицах, о самых неодушевленных тварях, то несравненно более промышляет о нас. Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам. (Преп. Исаак Сирский).

21. Должно ли просить у Бога великих дарований, если дела твои не благоугодны Богу и должна ли молитва сообразоваться с жительством нашим?

Если дела твои не благоугодны Богу, то не проси у Него великих дарований, чтоб не придти в положение человека, который искушает Бога. Молитва твоя должна быть сообразною с жительством твоим. Невозможно связанными земными искать небесных. Невозможно упражняющемуся мирским просить Божественного. Желание каждого человека выказывается его деятельностью. К чему стремлено его тщание, о том он должен подвизаться и в молитве. Желающий великого не должен упражняться в маловажном. (Преп. Исаак Сирский).

22. О чем должно молиться, когда богопротивный помысл приближается к твоему сердцу?

Опять сказал: Если помысл богопротивный приблизится к твоему сердцу, то молитва твоя да не будет о разнообразных предметах, но извлекай слезный меч против того, кто нападает на тебя. (Авва Евагрий).

23. Изменяет ли отношение к окружающим предметам и обстоятельствам умное делание инока?

По разорении Скита варварами, Пимен с братиями своими жил в разных местах. Об одном из таких мест братия его сказали ему: уйдем отсюда, потому что здешние монастыри смущают нас, и мы губим души наши. К тому же и дети плачем своим нарушают наше безмолвие. Авва Пимен отвечал: вы хотите бежать отсюда, чтоб не слышать ангельских голосов!

Таков плод умного делания. Оно, исцеляя мало-помалу греховную заразу сердца, изменяет отношение его к окружающим предметам и обстоятельствам. Сердце начинает смотреть на все из своего смирения и из своей благости, из своего самоотвержения, из своей мертвости для мира, из своей жизни в Боге.

24. Теряет ли способность к занятиям вещественным делатель умной молитвы?

Делатель умной молитвы теряет способность к занятиям вещественным по причине утраты сердечного сочувствия к ним и по причине необыкновенно развитого сочувствия к духовному миру, вход в который – самовоззрение.

Однажды пришли пресвитеры в тот монастырь, в котором имел жительство авва Пимен. По этому случаю вошел к нему авва Анув и сказал ему: не пригласить ли теперь пресвитеров в нашу келлию? Сделав этот вопрос, он стоял долго; но Пимен ничего не отвечал ему, и он вышел огорченный. Сидевшие у Пимена спросили его: Отец! отчего ты не отвечал ему? На это Пимен сказал им: это дело не относится до меня, потому что я умер. Умерший не говорит. Не вменяйте мне, что я живу с вами здесь.

Читайте так же:  Молитвы на Троицу и заговоры

Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова / Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Почему не за всех болящих можно молиться. Из проповедей митрополита Иоанна (Снычева)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Часто, возлюбленные братья и сестры, перед нами встает такой вопрос: почему не за всех болящих можно приносить молитвы? Ответ мы находим в житиях подвижников благочестия, которые правильно разумели суть событий. Они разумели, от какой причины происходит та или иная болезнь в естестве человеческом, и в зависимости от этого либо умоляли Бога об исцелении, либо всецело предоставляли исход болезни Божественному промышлению о человеке.

Однажды к великому Парфению пришли родители, у которых болел сын. Естественно, они желали, чтобы тот получил скорое исцеление. Подвижник благочестия, всегда встречавший с любовью всех приходивших к нему с разными скорбями людей, на этот раз не оказал им никакого внимания. И те недоумевали: почему сей великий старец равнодушно относится к их горю? Умоляли они его, просили: «Помолись о нашем болящем сыне!» «Нет,— отвечал святитель Парфений,— не могу я молиться о нем, потому что он был близок к отцеубийству».

И в недоумение пришли родители, поняв буквально слова провидца. И тогда пояснил им Парфений, что их сын много обижал отца и мать, делая то или иное преслушание. И не вытерпев такого поношения, родители сами же молили Бога о наказании! Господь наказал юношу тяжкою болезнью, которая и является праведным возмездием сыну. Поняли тогда родители свою ошибку, поняли и причину болезни сына, и хотя тот действительно оскорблял и обижал их, однако родительское сердце проявило любвеобилие к своему нерадивому, жестоковыйному чаду. Они припали к ногам святителя Парфения и просили, чтобы он склонился на милость и помолился об исцелении, потому что они прощают сыну обиды от всего сердца.

Святитель Парфений помолился Богу, и юноша выздоровел. Возлюбленные братья и сестры, прислушайтесь к словам сего славного подвижника благочестия! Нельзя молиться за ребенка, оскорбляющего отца или мать и вызвавшего тем самым родительский гнев и наказание Господне! Такие люди несут заслуженное наказание, впадая в различные болезни.

Обратимся же к самим себе. И у нас случается, что неожиданно заболевает кто-то их наших ближних. Тогда мы спешим к священникам или же к благочестивым людям и просим их молитвенного ходатайства за болящих. И вдруг получаем отказ. Почему? Ответ мы уже знаем. И теперь, вместо того, чтобы огорчаться отказом, поразмыслим лучше — какие причины могли привести к болезни сына или дочери? Если действительно дети проявляли по отношению к родителям не только непослушание, но и злой душевредный умысел, оскорбляли их всячески, тогда по молитвам родителей Господь связывает их узами болезни ради исцеления душевного. Эта болезнь посещает человека по воле Божией как вразумление. Я знаю, что современный нам подвижник благочестия прот. Иоанн Кронштадтский тоже не за всех молился, хотя и был весьма любвеобилен к немощам и страданиям людским, к человеческому горю. Праведник прежде прозревал причину болезни. И если видел, что она произошла вследствие грехопадения, тогда молился не об исцелении телесного организма, а об исцелении души человеческой.

Вот и нам с вами, возлюбленные братья и сестры, необходимо разумевать причину болезни, и когда кого-либо из нас постигнет телесная немощь, то будем молиться не о том, чтобы Господь исцелил тело, а чтобы прежде всего очистил нас от греха, тогда и болезнь телесная упразднится.

Вот так мы должны разумевать и так поступать.

И еще, возлюбленные братья и сестры, мне хотелось бы задержать ваше внимание на разъяснении сегодняшнего апостольского чтения — послания ап. Павла к Ефесянам (2-я гл., 4—10-й стихи). В нем говорится о том, что Бог, богатый Своею милостью, явил нам действительно изобильную любовь; что мы спасены не от дел, а по благодати. От дел же никто да не похвалится. Через веру мы получили спасение. И мы сотворены Богом на добрые дела.

Почему я, возлюбленные братья и сестры, хочу обратить ваше внимание на эти слова? Потому что их смысл многие искажают, и особенно те, кто называет себя евангелистами или баптистами. Опираясь на апостольское указание, что не от дел, а по благодати мы спасены, сектанты утверждают, что в деле спасения главное значение имеет вера. Уверовал — уже спасен! Уже готово! И никаких добрых дел не требуется.

Не верьте, возлюбленные мои! Каждому христианину нужно правильно понимать значение апостольского наставления. Действительно, мы спасены через веру. Но как спасены? Ветхозаветное человечество опиралось на закон Моисеев, но поскольку люди не исполняли закон, постольку спасение не могло произойти через дела. Поэтому-то и пришел Сын Божий на землю и независимо от наших дел спас нас, грешников. Победив смерть, Христос дал возможность приобрести жизнь вечную всему человечеству. Но для личного спасения нам необходимы, кроме веры, добрые дела.

Итак, возлюбленные братья и сестры, Господь независимо от наших поступков совершил наше искупление и привел ко спасению. Но для того, чтобы стать достойным этого спасения, необходимы добрые свершения, за которые Господь потребует от нас ответа за них во второе Свое страшное пришествие.

Итак, укрепим себя в православной вере и в истинной христианской жизни, чтобы неослабно шествовать спасительным путем и достигнуть вечного спасения во Христе Иисусе Господе нашем, Которому со Отцем и Святым Духом подобает честь и слава во веки веков. Аминь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: Голос вечности. Проповеди и поучения митрополита Иоанна (Снычева)

Молитва митрополиту Иоанну снычеву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here