Молитва иконе знамение новгородская

Детально: молитва иконе знамение новгородская - специально для Вас.

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

(27 ноября / 10 декабря)

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Новгородская молятся о прекращении бедствий, о защите от нападения врагов, от пожаров, о защите от воров и преступников и о возвращении утраченного, об избавлении от чумы, об умирении враждующих и избавлении от междоусобной брани…

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Знамение» Новгородская

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и покланяемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси, тако и ныне нас немощных сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь святую, град Твой, обитель Твою, страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию и умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехми многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго, мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем суде Его; да спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое имя достопокланяемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя, раби Твои, Богородице пречистая, сопротивных ополчения низлагаем. Темже молим Тя: мир граду Твоему даруй и душам нашим велию милость.

Кондак, глас тойже
Честнаго образа Твоего знамение празднующе, людие Твои, Богородительнице, имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. Темже Тебе верою взываем: радуйся, Дево, христиан похвало.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем. с верою притекающим.

Православные молитвы ☦

3 молитвы иконе Божией Матери «Знамение»

Молитва иконе Божией Матери «Знамение»

«О Царице Небесная! Кто изочтет великое множество чудес Твоих, кто исчислит вопли молитвенных прошений, токи умиленных слез, благодарных воздыханий, пролитых пред иконою Твоею. Овеяна убо вся она скорбию народною, плачем угнетенных и радостною хвалою утешенных. Припадаху к ней людие, понесшие агарянское иго, плакаху Москва в смутное время, взываше Курск в нашествие вражеское. Вопияше вся область во дни смертоносных болезней и бед, и вся скорби на радость прелагала еси. Темже и ныне благослови землю Русскую. Спаси от греха, погибели и соблазнов страну нашу. Излей благодать на труд земледельческий и на всякое благое начинание общественное. Помяни, Пресвятая Дево, по имени всех предстоящих и молящихся и вся люди, требующия Твоего утешения, помощи и милосердия. Ты убо веси тайная сердец наших. Темже всем по потребе их прошения исполни. Изряднее же заблудших обрати к покаянию, нас же всех умудри светом Евангельския любви и добрых дел. Архипастыри и пастыри и вся верныя в Православии до смерти тверды покажи, в Царство Небесное управи и со Христом жити сотвори во веки веков. Аминь.»

Молитва иконе Божией Матери «Знамение» иная

«Царица наша преблагая, надеждо наша Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам яко немощным, окорми нас яко странных. Обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабы Твоя (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором, яко не имамы иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши ны и покрыеши во веки веков. Аминь.»

Молитва иконе Божией Матери «Знамение» иная

«О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления.

Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.»

Читайте так же:  Молитва Святому Чудотворцу Николаю мирликийскому

Сохранить молитвы в социальных сетях:

Икона Божией Матери «Знамение»: история, молитвы

Икона Божией Матери «Знамение» — почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI — XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, — враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Вы прочитали статью Икона Божией Матери «Знамение»: молитвы и чудеса. Читайте также:

Икона Богородицы « Знамение » Новгородская

Празднование:

История

Ико­на эта про­сла­ви­лась в XII ве­ке в Нов­го­ро­де, ко­гда вла­ди­ми­ро-суз­даль­ский князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский всту­пил в со­юз с кня­зья­ми смо­лен­ским, по­лоц­ким, ря­зан­ским, му­ром­ским и дру­ги­ми и за­мыс­лил с их по­мо­щью по­ко­рить Ве­ли­кий Нов­го­род и для это­го по­слал сы­на сво­е­го Мсти­сла­ва. Со­ста­ви­лась гро­мад­ная рать, — по сло­вам ле­то­пис­ца «ма­ло не вся зем­ля рус­ская со­во­ку­пи­ся, еди­ных бо кня­зей то­гда бя­ше 72». Еще за­дол­го до Нов­го­ро­да лю­ди ста­ли гра­бить и жечь се­ла, из­би­вать муж­чин, а де­тей и жен­щин брать в плен, чтоб сде­лать из них сво­их ра­бов. Зи­мой 1170 го­да гро­мад­ное опол­че­ние это об­ло­жи­ло Нов­го­род, по­тре­бо­вав сда­чи. Не раз обе сто­ро­ны на­чи­на­ли пе­ре­го­во­ры, но не мог­ли прий­ти к со­гла­сию.

На­ча­лось сра­же­ние. Яс­но бы­ло, на чьей сто­роне прав­да, и нов­го­род­цы с чи­стым серд­цем мог­ли про­сить Бо­га о по­мо­щи и ждать небес­но­го за­ступ­ле­ния. Так они и по­сту­пи­ли. Хра­мы не за­тво­ря­лись ни днем ни но­чью, и пе­ние цер­ков­ное сме­ши­ва­лось с пла­чем на­ро­да. Ар­хи­епи­скоп Иоанн с тех пор, как под Нов­го­род под­сту­пи­ли вра­ги, три дня и три но­чи неустан­но мо­лил­ся в со­бо­ре св. Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей о спа­се­нии го­ро­да. В тре­тью ночь, стоя пе­ред ико­ной Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, он вдруг по­чув­ство­вал свя­щен­ный тре­пет, и то­гда от ико­ны раз­дал­ся го­лос:

Читайте так же:  С молитва Отче наш

— Иди в цер­ковь Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, что на Ильин­ской ули­це, возь­ми там об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, воз­не­си его на го­род­ские сте­ны, и то­гда узришь спа­се­ние гра­да.

Чуд­ное успо­ко­е­ние про­ли­лось то­гда в ис­том­лен­ное серд­це свя­ти­те­ля. В го­ря­чей, уми­лен­ной мо­лит­ве без слов пал он ниц пе­ред ико­ной и про­вел в мо­лит­ве всю ночь. Утром со­брал он ду­хо­вен­ство и го­род­ских пред­ста­ви­те­лей и рас­ска­зал им о та­ин­ствен­ном го­ло­се. То­гда у скорб­ных нов­го­род­цев по­яви­лась на­деж­да. Ар­хи­епи­скоп Иоанн по­слал про­то­дья­ко­на и кли­ри­ков в цер­ковь Спа­са на Ильин­ской ули­це, чтоб при­не­сти от­ту­да ико­ну Бо­го­ма­те­ри, а сам стал петь со­борне мо­ле­бен. Но несмот­ря на все уси­лия по­слан­ных они ни­как не мог­ли сдви­нуть ико­ну с ее ме­ста, и с этим из­ве­сти­ем воз­вра­ти­лись к ар­хи­епи­ско­пу. То­гда сам свя­ти­тель Иоанн во гла­ве крест­но­го хо­да, со­про­вож­да­е­мый на­ро­дом и ду­хо­вен­ством, по­шел в цер­ковь Спа­са. Там упал он на ко­ле­ни пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри и со сле­за­ми взы­вал:

— О Пре­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­ца Бо­го­ро­ди­ца, упо­ва­ние и за­ступ­ни­ца гра­ду на­ше­му, не пре­дай нас за гре­хи на­ши вра­гам на­шим. Но услышь плач наш и по­ща­ди лю­дей Тво­их.

Ста­ли слу­жить мо­ле­бен, и ко­гда за­пе­ли: «Пред­ста­тель­ство хри­сти­ан непо­стыд­ное, хо­да­тай­ство ко Твор­цу непре­лож­ное, не пре­зри греш­ных мо­ле­ний гла­сы», ико­на са­ма за­ко­ле­ба­лась, как бы дви­га­ясь к ар­хи­епи­ско­пу. Ви­дя это чу­до, на­род и клир ра­дост­но взы­ва­ли: «Гос­по­ди, по­ми­луй!».

Ар­хи­епи­скоп при­нял на ру­ки чу­до­твор­ный об­раз, при­ло­жил­ся к нему, и за­тем ико­ну с тор­же­ством по­нес­ли на го­род­скую сте­ну и по­ста­ви­ли ее ли­цом к на­па­дав­шим. Но во­и­ны Мсти­сла­ва не смяг­чи­лись и пу­сти­ли на это ме­сто сте­ны це­лые ту­чи стрел. И вот од­на из них ра­ни­ла свя­щен­ный лик. То­гда со­вер­ши­лось но­вое чу­до: ико­на об­ра­ти­лась са­ма ли­ком к го­ро­ду, и из очей ее по­тек­ли сле­зы. В то же вре­мя на на­па­дав­ших на­пал ужас. У них по­мра­чи­лось зре­ние, и они ста­ли по­ра­жать друг дру­га. Нов­го­род­цы, обод­рен­ные зна­ме­ни­ем, от­во­ри­ли во­ро­та, бро­си­лись на вра­гов, раз­би­ли их на­го­ло­ву и мно­гих уве­ли в плен. Те же, ко­то­рые спас­лись бег­ством, не мог­ли най­ти се­бе про­пи­та­ния там, где рань­ше са­ми про­из­ве­ли без­жа­лост­ное опу­сто­ше­ние. Они гиб­ли от го­ло­да и бо­лез­ней, и как с ужа­сом го­во­рит ле­то­пи­сец, в Ве­ли­кий пост пи­та­лись мя­сом сво­их ло­ша­дей.

Ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­но­ва­ние в па­мять чу­дес­но­го за­ступ­ле­ния, ока­зан­но­го Бо­го­ма­те­рью Нов­го­ро­ду. Так как 25 фев­ра­ля — день, ко­гда со­вер­ши­лось это со­бы­тие — по­чти все­гда при­хо­дит­ся на мас­ле­ни­цу или Ве­ли­кий пост, то празд­ник пе­ре­но­сит­ся на 27 но­яб­ря.

По­чти два ве­ка чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри сто­я­ла на Ильин­ской ули­це, в де­ре­вян­ной церк­ви Спа­са. В 1357 го­ду ее пе­ре­нес­ли во вновь по­стро­ен­ную на той же Ильин­ской ули­це ка­мен­ную цер­ковь во имя Зна­ме­ния.

В 1566 го­ду в Нов­го­ро­де вспых­нул силь­ный по­жар, охва­тив­ший мно­го улиц. Ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми нель­зя бы­ло оста­но­вить гроз­ную сти­хию. То­гда мит­ро­по­лит Ма­ка­рий по­шел с крест­ным хо­дом в цер­ковь Зна­ме­ния и там, пре­кло­нив ко­ле­ни пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной, мо­лил­ся о пре­кра­ще­нии бед­ствия. За­тем, под­няв ико­ну, он по­нес ее крест­ным хо­дом по бе­ре­гу Вол­хо­ва. Ско­ро ве­тер по­дул в сто­ро­ну ре­ки, и по­жар от это­го стал ути­хать.

В 1611 го­ду Нов­го­ро­дом овла­де­ли шве­ды. Из­би­вая нов­го­род­цев, они гра­би­ли до­ма и их хра­мы. Ико­ны они под­вер­га­ли по­ру­га­нию, а свя­щен­ную по­су­ду и утварь уно­си­ли. Как-то несколь­ко шве­дов по­до­шли к церк­ви Зна­ме­ния, где в то вре­мя со­вер­ша­лась служ­ба, и две­ри по­это­му бы­ли от­кры­ты. Они ри­ну­лись в цер­ковь, чтобы огра­бить ее, но неви­ди­мая си­ла от­бро­си­ла их на­зад. Они сно­ва бро­си­лись к две­рям и сно­ва бы­ли от­бро­ше­ны. Это ста­ло из­вест­но всем шве­дам, и ни­кто из них уж боль­ше не пы­тал­ся вой­ти в Зна­мен­скую цер­ковь.

В 1636 г. за­ду­мал обо­красть эту цер­ковь се­реб­ря­ных дел мас­тер Лу­ка Пла­виль­щи­ков. По окон­ча­нии ве­чер­ней служ­бы на 27 но­яб­ря он при­та­ил­ся в церк­ви, а но­чью во­шел в ал­тарь, со­брал се­реб­ря­ные со­су­ды с жерт­вен­ни­ка, вы­сы­пал день­ги из кру­жек и, на­ко­нец, стал под­хо­дить к чу­до­твор­ной иконе, чтобы со­рвать с нее дра­го­цен­ные укра­ше­ния. Но ед­ва он кос­нул­ся ри­зы, как был от­бро­шен от ико­ны и без чувств упал на пол. Пе­ред утре­ней явив­ший­ся в цер­ковь по­но­марь вы­вел его, по­ла­гая, что Лу­ка в пья­ном ви­де остал­ся в церк­ви. Он не за­ме­тил при этом, что при Пла­виль­щи­ко­ве бы­ли цер­ков­ные со­су­ды. Кра­жа об­на­ру­жи­лась, ко­гда ста­ли слу­жить утре­ню, и все на­шлось в до­ме Лу­ки. Вор на вре­мя по­те­рял рас­су­док и толь­ко впо­след­ствии рас­ска­зал о быв­шем от ико­ны чу­де.

Чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ро­ди­цы сто­ит в ико­но­ста­се Зна­мен­ско­го со­бо­ра, сле­ва от цар­ских врат. Она име­ет 13 1/2 верш­ков вы­ши­ны и 12 ши­ри­ны. Над ле­вым оком Бо­го­ма­те­ри остал­ся след от стре­лы. По сто­ро­нам ико­ны име­ют­ся изо­бра­же­ния ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­си­я­ни­на и пре­по­доб­ных Пет­ра и Онуф­рия Афон­ских. В 1565 го­ду ико­на воз­об­нов­ле­на мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем. На иконе зо­ло­тая ри­за ве­сом свы­ше 71/2 фун­тов с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми.

Ико­на «Зна­ме­ние» пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь с мо­лит­вен­но под­ня­ты­ми ру­ка­ми и яв­ля­е­мым на лоне ее Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем. Изо­бра­же­ние это по­ме­ща­лось на пе­ча­тях епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Оно весь­ма древ­не­го про­ис­хож­де­ния, так как в Ри­ме, в ка­та­ком­бах св. Аг­нии, есть изо­бра­же­ние IV в. Бо­го­ма­те­ри с мо­лит­вен­но рас­про­стер­ты­ми ру­ка­ми и с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. В Гре­ции та­ким изо­бра­же­ни­ем озна­ча­лось обык­но­вен­но Рож­де­ство Хри­сто­во, и толь­ко у нас, в Рос­сии, ико­ны по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «Зна­ме­ния», т. е. зна­ка ми­ло­сти Бо­го­ма­те­ри. На неко­то­рых го­род­ских ико­нах в трех де­я­ни­ях изо­бра­жа­ет­ся са­мо чу­дес­ное со­бы­тие 1170 го­да: ввер­ху — пе­ре­не­се­ние ико­ны из церк­ви Спа­са на го­род­скую сте­ну; ни­же — пе­ре­го­во­ры меж­ду обе­и­ми сто­ро­на­ми, а вни­зу — са­ма бит­ва, где нов­го­род­цам по­мо­га­ют ан­ге­лы с длин­ны­ми пи­ка­ми.

Читайте так же:  Молитва прошение любви

Молитва иконе знамение новгородская

«Молящемуся открывается святая святых: внутри Богородицы, в Ее теле, Духом Святым зачинается Иисус Христос – совершенный Бог и совершенный Человек».

10 декабря – праздник иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Какой смысл несет в себе эта икона, как развивалась иконография у русских мастеров прошлого и современных иконописцев?

Образ Божьей Матери в русском церковном искусстве занимает особое место – об этом говорят все, кто прикасается к данной теме. Богородица всегда считалась заступницей, покровительницей Русской земли. К Ней верующие обращаются за помощью и за заступничеством.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Понятно, что восприятие места Божьей Матери в мироустройстве больше национального. Она – Заступница за весь человеческий род. Эту мысль подтверждает и традиционное одеяние Богородицы на иконах – часто это именно красный мафорий и голубая туника, что в том числе символизирует сочетание земного и небесного. В Своей земной сущности Богородица приняла Бога и тем самым сделала земных людей ближе к Нему. Потому и обращаются верующие с молитвами к Богородице, как к Матери, радеющей за все человечество, Которая может понять людские тяготы и невзгоды.

Молитва иконе знамение новгородская

Я́ ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с/ стяжа́вше Тя раби́ Твои́,/ Богоро́дице пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй // и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ч естна́го о́браза Твоего́ зна́мение/ пра́зднующе лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́./ Те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем: // ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Молитва перед иконой, именуемой “Знамение” Корчемная

О, Пресвята́я Влады́чице Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Ма́ти, Богоизбра́нная Отрокови́це! Ненаде́жных наде́яние, больны́х исцеле́ние, си́рым предста́тельнице, скорбя́щим утеше́ние и ра́дость, оби́димым покрови́тельнице и всем в беда́х и напа́стях су́щим ско́рое поможе́ние и заступле́ние! Помози́, о Ма́ти Бо́жия, и нам гре́шным в ско́рби на́шей, возвесели́ ра́достию сердца́ люде́й Твои́х; упра́ви в ми́ре и тишине́ жизнь на́шу и не да́ждь во отча́яние впа́сти. Ты бо Еди́на еси́ па́че всех святы́х и па́че всех Го́рних умо́в Предста́тельница на́ша к Бо́гу, я́ко Всеблага́го Царя́ Блага́я Ма́ти. Те́мже мы, гре́шнии, на Пречи́стый Твой о́браз Зна́мения взира́юще, умиле́нно преклоня́ем коле́на и, благогове́йно лобыза́юще, мо́лим Тя, Благосе́рдая Ма́ти: не отри́ни смире́ннаго моле́ния на́шего и яви́ нам зна́мение ми́лости Твоея́: никто́же бо, к Тебе́ прибега́я со упова́нием, исхо́дит от Тебе́ посра́млен, но про́сит благода́ти и прие́млет дар к поле́зному проше́нию, прославля́я Сы́на Твоего́ и Бо́га, и Тебе́ с Ним, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва перед иконой, именуемой “Знамение” Курская-Коренная

Ц ари́ца на́ша Преблага́я, наде́ждо на́ша, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице, зри́ши на́шу беду́, зри́ши на́шу скорбь; помози́ нам, я́ко не́мощным, окорми́ нас, я́ко стра́нных, оби́ду на́шу ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши, изба́ви оте́чество на́ше, стра́ждущую зе́млю Росси́йскую, от лю́таго безбо́жников обстоя́ния, спаси́ и сохрани́ рабо́в Твои́х (имярек) и всех нас, зде предстоя́щих и моля́щихся, и покры́й нас от вся́каго зла честны́м Твои́м Омофо́ром, я́ко не и́мамы ины́я по́мощи ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти, я́ко да сохрани́ши нас и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва перед иконой, именуемой “Знамение” Новгородская

Д осто́йно есть блажи́ти Тя,/ Богоро́дице Де́во,/ честне́йшую Херуви́м // и сла́внейшую без сравне́ния Серафи́м. Или: П еснь вся́ку духо́вную принесе́м Богоро́дице.

В елича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопрати́вныя // гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́.

В елича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже показа́ла еси́ // пресла́вное зна́мение.

Ино величание, иже в Великом Новеграде

В елича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим о́браз Твой честны́й,/ и́мже побе́ду на враги́ дарова́ // гра́ду на́шему.

Новгородская икона Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осажден.

Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены.

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. Этим чудом образ Божией Матери подал осажденным знак (знамение) того, что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

Читайте так же:  Чесноков молитва текст

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).

На некоторых образах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года, как это мы можем видеть на известной новгородской иконе середины XV века, изображающей битву новгородцев с суздальцами, послужившей образцом для других икон на эту тему.

Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой. Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород.

Иконография


Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки. На груди Ее на фоне круглой сферы — благословляющий Божественный Младенец — Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток — символ учения. На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Другие греческие названия этого иконографического типа — Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» — «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой». «Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.

Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве. Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI — XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон. Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г., ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками. От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа. Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк. I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» — так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре[1].

Читайте так же:  Молитва в день Ангела наталья Степанова

На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, — Этимасия, «Престол уготованный».

Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С. Смирнова в своей статье[2], представляется маловероятным.

Св. Иоаким и Анна

На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна, родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв. образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг., базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).

Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим»[3]. То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения. Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.

Стиль

Стилистические особенности живописи XII в. сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне. Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) — празднование 27 ноября/10 декабря.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. — Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.: «Дмитрий Буланин», 1995.

[2] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Читайте также:

Икона об иконе

Журнал «Нескучный Сад»

На иконе «Битва суздальцев с новгородцами» мы видим высокие крепостные стены Новгорода, под ними идет сражение. Почему для иконы выбран такой странный сюжет, почему святые не поладили между собой и о чем можно молиться перед этой иконой?

Молитва иконе знамение новгородская
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here