Молитва езекии псалом

Детально: молитва езекии псалом - специально для Вас.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкование на Ис. 38:9

Блж. Иероним Стридонский

Писание Езекии, царя иудейскаго, когда он был болен и выздоровел от болезни своей

Удивляюсь, каким образом одни только Семьдесят вместо писания поставили молитва, когда молитва называется thephellath, а не machthab, как пишется в настоящем месте; впрочем оно последовательно называлось бы молитвою, если бы относилось к настоящему времени, а не к прошедшему. Ибо очевидно, что он написал это по возвращении здоровья, вставая от болезни. Посему это есть не молитва, а изъявление благодарности за полученное им благодеяние.

Толкование на книгу пророка Исайи. Книга одиннадцатая.

Лопухин А.П.

В своей благодарственной песне Езекия описывает сначала свое тяжкое состояние во время болезни, а потом предается размышлению о величии совершившегося с ним чуда Божия и дает обещание воспевать Господа во все дни своей жизни.

Молитва — по-евр. michtab — собственно: «писание, записанное».

Толковая Библия.

Изъяснение псалма 29-го.

Пс.29:1 . Псалом Давида; песнь при обновлении дома.

«Псалом песни обновления дому в конец Давиду» 8 . Блаженный Давид не строил божественнаго храма, и слова псалма не приличествуют строившему. Посему «обновлением дома» называется возсоздание человеческаго естества, какое совершил Владыка Христос, прияв за нас смерть, и смерть сокрушив, а нам даровав надежду воскресения. Но сей же самый псалом изречен и о блаженном Езекии. Ибо, по избиении Ассириян и по избавлении от болезни, Езекия, как вероятно, совершил великое торжество, свидетельствуя благодарность свою Богу, что и им даровал спасение, и святый храм Свой избавил от вражескаго огня. Итак, поелику совершенное им было подобно празднику обновления, то псалом справедливо получил сие надписание. Должно же знать, что прилагается он к Езекии прообразовательно, а ко всему человеческому роду по самой истине. Ибо, как Езекия, впав в высокоумие (сие открывает нам история Паралипоменон), услышал смертный приговор, но по Божественной благодати сподобился жизни, так праотец Адам, понадеявшись быть богом и возгордившись пред Сотворшим, предан смерти, но по Божию человеколюбию улучил воскресение.

Пс.29:2 . Превознесу Тебя, Господи, что Ты поднял меня и не дал моим врагам восторжествовать надо мною.

«Вознесу Тя, Господи, яко подъял мя еси, и не возвеселил еси врагов моих о мне» . Восприяв на Себя, Владыка, наш начаток, все естество сподобил чрез Него спасения, и не попустил, чтобы издевались над нами враги и неприязненные демоны.

Пс.29:3 . Господи, Боже мой! я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня.

Пс.29:4 . Господи! Ты вывел из ада душу мою и оживил меня, чтобы я не сошел в могилу.

«Господи Боже мой, воззвах к Тебе, и изцелил мя еси» .

«Господи, возвел еси от ада душу мою, спасл мя еси от низходящих в ров» . В этом слышим вещание человеческаго естества. Слова же: «воззвах к Тебе, и исцелил мя еси» , по простому смыслу приличествует Езекии, но не столько человеческому естеству, потому что оно не умоляло Бога и не искало избавления от тления, а предавалось только плачу и сетованию, видя смерть и не ожидая воскресения. Поэтому слезы и сетования, какия бывают над болящими и умершими, принял вместо молитвы, указуя на неизреченное Божие человеколюбие; потому что Бог и непризываемый, но видя только слезы, умилосердился и сокрушил смерть. Пророк и здесь опять рвом назвал смерть.

Пс.29:5 . Пойте Господу, святые Его, славьте память святыни Его.

Пс.29:6 . Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость.

«Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его» :

«Яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его» . Справедливо Пророк песнопение и засвидетельствование благодарности приписывает преподобным. поелику , хотя дар воскресения уделен и всем людям, но не все достойны сей благодати, то весьма прилично поступает, посвящая для песнопения достойных. Весьма искусно сделано им и другое разделение, ибо гнев присвояет ярости (гневом же называет наказание), а жизнь – воле, потому что сего хочет Бог, а не перваго, гнев же навлекаем мы сами на себя. Сказано: «Бог смерти не сотвори, ни веселится о погибели живых. Созда бо во еже быти всем, и спасительны бытия мира» ( Прем. 1, 13–14 ). Слышим же, что и Сам Бог говорит через Пророка Иезекииля: «еда хотением восхощу смерти грешника, а не еже обратитися ему и живу быти?» ( Иез. 18, 23 ).

«Вечер водворится плачь, и заутра радость». Так и было сие и при Езекии, и при совершении общаго спасения. Ассирияне, своими угрозами подвигшие город к плачу, ночью восприяли наказание, и на утро исполнили благодушия тех, кого заставляли плакать. И божественный Исаия, повечеру принесший Езекии смертный приговор, поутру принес ему паки благовестие жизни. Так было и при совершении общаго спасения: когда священные Апостолы, а с ними и все верующие, сетовали о страдании Господнем, рано утром пришли жены, и принесли радость воскресения.

Пс.29:7 . И я говорил в благоденствии моем: «не поколеблюсь вовек».

«Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век» . Сего надеялся и Адам, до обольщения жительствовавший в раю, и Езекия, победивший Ассириянина, о чем ясно извещает книга Паралипоменон, говоря, что «вознесеся сердце» царя Езекии ( 2Пар. 32, 25 ).

Пс.29:8 . По благоволению Твоему, Господи, Ты укрепил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я смутился.

«Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен» . Подобно и сие приличествует и Езекии, и всему естеству человеческому, потому что и Езекия за добродетель пользовался Божественным промышлением, и преодолел Ассириян, и также лишившись Божественной благодати, впал в болезнь и подвергся страху смерти; и Адам в раю украшен был лепотою добродетели и не подлежал тлению, но за преступление лишившись Божественнаго о нем промышления, претерпел жизненную бурю. Весьма ясно выразил сие Симмах: «Господи, благоволением Твоим дал Ты могущество праотцу моему»; из чего явствует, что от лица человеческаго естества вещает сие Пророк Владыке Христу, который даровал нам этот великий дар жизни.

Читайте так же:  Православная молитва Николаю Чудотворцу о помощи сыну

Пс.29:9 . Тогда к Тебе, Господи, взывал я, и Господа [моего] умолял.

Пс.29:10 . «Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою?

«К Тебе, Господи, воззову, и к Богу моему помолюся» .

«Кая польза в крови моей, внегда сходити ми во истление? еда исповестся Тебе персть? или возвестит истину Твою?» Сии же слова произнесены были и блаженным Езекиею, как извещают нас четвертая книга Царств и пророчество божественнейшаго Исаии ( Ис. 38, 18 ); да и человеческое естество, если и не все вопияло, то чрез святых возопило к Богу сими же словами, потому что справедливо песнословить Тебя, Творца, и благопризнательными словесами воздавать Тебе благодарение. Но сие свойственно живым, а разрешившиеся в прах и пепел и утратившие способность трудиться телесно, как могли бы воспевать Твои благодеяния?

Пс.29:11 . Услышь, Господи, и помилуй меня; Господи! будь мне помощником».

Пс.29:12 . И Ты обратил сетование мое в ликование, снял с меня вретище и препоясал меня веселием.

Пс.29:13 . Да славит Тебя душа моя и да не умолкает. Господи, Боже мой! буду славить Тебя вечно.

«Слыша Господь и помилова мя: Господь бысть помощник мой» .

«Обратил еси плачь мой в радость мне, растерзал еси вретище мое и препоясал мя еси веселием» .

«Яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся» . И Езекия, облекшись во вретище, приносил Богу молитву на Ассириян, и естество человеческое облеклось в плачевное одеяние. И ныне иные неразумные, сидя на вретище, сетуют об умерших, и к несчастию не хотят внимать пророческим словам, ясно взывающим: «растерзал еси вретище мое, и препоясал мя еси веселием, и обратил еси плачь мой в радость мне». Ибо как Езекия, услышав обетование о пятнадцатилетнем продолжении жизни, исполнился великаго веселия, так и нам, приявшим надежду воскресения, справедливо не плакать об умерших, но благодушно ожидать воскресения. Сия же: «яко да воспоет Тебе слава моя, и не умилюся» Симмах перевел так: «да поет Тебя слава, и не умолкнет», то есть, за сие благодеяние надлежит непрестанно воспевать и песнословить сподобившимся такой славы, не умолкая ни на одно мгновение. А умиление производит молчание. Поэтому Седмьдесят вместо «слава» употребили слово: «умиление». И Езекия приял славу, когда ради его столько тысяч подпало ниспосланному на них Богом наказанию, и вспять возвратилось солнце. И мы имеем повод к великому прославлению; потому что толикую любовь оказал нам Бог всяческих. Сказано: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ).

«Господи Боже мой, во век исповемся Тебе». Ибо не только в настоящей жизни, но и по воскресении буду возносить Тебе песнопения, непрестанно поведая о преестественных и неизреченных дарах Твоих.

По слав. переводу: «обновления дому Давидова» .

Псалом 65

Писатель псалма приглашает все народы воздать хвалу Богу, проявившему Свою силу в необыкновенных делах (Пс.65_2–3). После перечисления примеров Божественного водительства над евреями с выхода последних из Египта, писатель останавливается на изображении настоящего бедствия (Пс.65_10–12), от которого Господь избавил свой народ по молитве писателя псалма (Пс.65_18–19). Это избавление видели все народы и оно должно наполнить и их чувством благоговения пред Богом. Такое содержание псалма более всего приложимо ко времени царя Езекии, когда по его молитве было уничтожено войско Сеннахирима под стенами Иерусалима. Гибель же его войска являлась облегчением и для всех народов Малой Азии, так как военные походы этого царя подчинили его власти почти все племена Востока, и печальный конец похода его на Иерусалим не мог не наполнить их чувством благодарного восхищения пред Спасителем.

Все народы должны воздать хвалу Богу при виде Его дел (1–5). Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории (6–7) – и сейчас, хотя и послал на него сильного врага, но не лишил свободы (8–12). Я принес Богу обильные жертвы и за мою чистую молитву Он послал милость спасением от врага (14–20).

Пс.65:1 . Воскликните Богу, вся земля.

«Воскликните Богу, вся земля» . Под землею разумеются не произведения земли, не природа физическая, а ее – сознательные обитатели, люди.

Пс.65:3 . Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.

«По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои» . Покорение и подчинение врагов Господу зависит оттого, что у Него «множеств о» силы, в Его руках всемогущество, а потому никто из людей не в состоянии противостоять ему.

Пс.65:5 . Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.

К поклонению и воздаянию хвалы Богу приглашаются «все народы», т. е. и язычники. Последние степень величия Бога и Его всемогущества могли определять не по Его духовному и благодатному воздействию на еврея и еврейский народ, так как такое воздействие, касаясь внутренней стороны жизни человека, может быть как не известно, так и не выразительно для неверующего, а судили по внешним фактам обнаружения Его несокрушимой силы. Поэтому «страш ные» дела Господа прежде всего привлекали внимание язычника. Такими же страшными делами полна история еврейского народа, как в прошлом, когда Господь чудесно оказывал ему покровительство в, по-видимому, неизбежной гибели, напр., при выходе из Египта, так и сейчас – в уничтожении войска ассириян.

Читайте так же:  Каждодневная утренняя молитва

Пс.65:7 . Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.

Господь вечен, вечна и несокрушима сила Его господства над всеми народами.

Пс.65:10 . Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.

Пс.65:11 . Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши,

Пс.65:12 . посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

Описание образное недавней осады Иерусалима ассириянами, когда евреи находились – в «огн е» (образ силы бедствий) и в «вод е» (символ обилия бедствий), но от всех их Господь избавил.

Пс.65:17 . Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.

Молитва, произнесенная Езекией в храме пред Господом, была исповеданием Его величия и истинности ( 4Цар. 19:15–19 ).

Пс.65:18 . Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.

Молитва Езекии была услышана Господом потому, что в его сердце не было «беззакони я», она составляла искреннее излияние его веры и чистого чувства.

Псалом 74

В тексте псалма 74 идет речь об окончании существования мира и пророчество о наступлении праведного суда Божьего, когда будут наказаны грешники и возвеличены праведники.

Текст молитвы псалом 74

На церковнославянском языке с ударениями

При проведении богослужений все молитвы звучат на старославянском (церковнославянском) языке, что позволяет донести мольбы верующих до Господа.

1 В коне́ц, да не растлиши, псалом. песни Асафу,

2 Испове́мыся Тебе́, Бо́же, испове́мыся Тебе́, и призове́м и́мя Твое́; пове́м вся чудеса́ Твоя́.

3 Егда́ прииму́ вре́мя, Аз правоты́ возсужду́.

4 Раста́яся земля́ и вси живу́щии на ней, Аз утверди́х столпы́ ея́.

5 Рех беззако́ннующым, не беззако́ннуйте: и согреша́ющым, не возноси́те ро́га,

6 не воздвиза́йте на высоту́ ро́га ва́шего, и не глаго́лите на Бо́га непра́вду:

7 я́ко ниже́ от исхо́д, ниже́ от за́пад, ниже́ от пусты́х гор.

8 Яко Бог судия́ есть: сего́ смиря́ет, и сего́ возно́сит.

9 Яко ча́ша в руце́ Госпо́дни, вина́ нерастворе́на, испо́лнь растворе́ния, и уклони́ от сея́ в сию́: оба́че дро́ждие Его́ не истощи́ся, испию́т вси гре́шнии земли́.

10 Аз же возра́дуюся в век, воспою́ Бо́гу Иа́ковлю:

11 и вся ро́ги гре́шных сломлю́, и вознесе́тся рог пра́веднаго.

На русском языке

Если верующий не может прийти в храм и принять участие в службе, он может читать псалом 74 на русском языке в домашних условиях (келейно). Переведенная на русский язык молитва помогает понять смысл ее содержания, глубже прочувствовать слова молитвы и пропустить ее через свое сердце.

1 К исполнению. Не погуби. Псалом, песнь Асафа.

2 Славим Тебя, Боже, славим, ибо близко имя Твое; возвещают чудеса Твои.

3 «Когда изберу время, Я произведу суд по правде.

4 Колеблется земля и все живущие на ней: Я утвержу столпы ее».

5 Говорю безумствующим: «не безумствуйте», и нечестивым: «не поднимайте рога,

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6 не поднимайте высоко рога вашего, не говорите на Бога жестоковыйно»,

7 ибо не от востока и не от запада и не от пустыни возвышение,

8 но Бог есть судия: одного унижает, а другого возносит;

9 ибо чаша в руке Господа, вино кипит в ней, полное смешения, и Он наливает из нее. Даже дрожжи ее будут выжимать и пить все нечестивые земли.

10 А я буду возвещать вечно, буду воспевать Бога Иаковлева,

11 все роги нечестивых сломлю, и вознесутся роги праведника.

История написания

Считается, что написание псалма 74 относится ко временам правления царя Езекии, готовившегося к отражению атак ассирийского правителя Сеннахирима. В этот период евреи чувствовали свою полную беззащитность и очень волновались по этому поводу. Помимо сильной армии, ассирийский царь отличался еще пренебрежительным отношением к Господу и заносчивостью.

Молитва обращена к Богу с просьбой о защите и спасении от врагов. Уже в надписании прочитывается мольба о защите.

Для чего читают псалом 74?

Псалом 74 призывает грешников покаяться перед судом Господним и не усугублять свое земное существование грехами.

Толкование

Чтобы содержание молитвы было более близким и понятным, необходимо толкование каждого стиха:

  • Стих 1-2: рассказывает о том, что приближение врагов евреи встретили не плачем и скорбью, а прославлением Господа, который не бросит свой народ в опасности.
  • Стихи 3: написан от лица самого Господа, который обещает провести праведный суд, когда придет назначенный час. Он не отдаст врагам на поругание святой Иерусалим.
  • Стихи 4-5: в них богохульники предупреждаются о том наказании, которое получат за свое мнение о великой силе и непобедимости.
  • Стихи 7-8: отмечается, что помощь и защиту нужно ждать не от народов, живущих в разных концах света, а от Бога, который одних может уничтожить, а других – возвысить.
  • Стих 9: чаша вина, которая фигурирует в молитве, подразумевает чашу гнева Господня, из которой будут пить враги Иерусалима.
  • Стихи 10-11: гнев Божий велик, и испивший из его чаши получит погибель, а языческие народы придут на поклон Езекии и принесут дары Господу.

Кафизма 9 Псалом 65

Псалом 65

Писатель псалма приглашает все народы воздать хвалу Богу, проявившему Свою силу в необыкновенных делах (2-3). После перечисления примеров Божественного водительства над евреями с выхода последних из Египта, писатель останавливается на изображении настоящего бедствия (10-12), от которого Господь избавил свой народ по молитве писателя псалма (18-19). Это избавление видели все народы и оно должно наполнить и их чувством благоговения пред Богом. Такое содержание псалма более всего приложимо ко времени царя Езекии, когда по его молитве было уничтожено войско Сеннахирима под стенами Иерусалима. Гибель же его войска являлась облегчением и для всех народов Малой Азии, так как военные походы этого царя подчинили его власти почти все племена Востока, и печальный конец похода его на Иерусалим не мог не наполнить их чувством благодарного восхищения пред Спасителем.

Все народы должны воздать хвалу Богу при виде Его дел (1-5). Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории (6-7) — и сейчас, хотя и послал на него сильного врага, но не лишил свободы (8-12). Я принес Богу обильные жертвы и за мою чистую молитву Он послал милость спасением от врага (14-20).

Читайте так же:  Молитва на человека на удачу

1 Начальнику хора. Песнь. Воскликните Богу, вся земля.

1. «Воскликните Богу, вся земля». Под землею разумеются не произведения земли, не природа физическая, а ее — сознательные обитатели, люди.

2 Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему.
3 Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.

3. «По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». Покорение и подчинение врагов Господу зависит оттого, что у Него «множество» силы, в Его руках всемогущество, а потому никто из людей не в состоянии противостоять ему.

4 Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет имени Твоему, [Вышний]!
5 Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.

5. К поклонению и воздаянию хвалы Богу приглашаются «все народы», т. е. и язычники. Последние степень величия Бога и Его всемогущества могли определять не по Его духовному и благодатному воздействию на еврея и еврейский народ, так как такое воздействие, касаясь внутренней стороны жизни человека, может быть как не известно, так и не выразительно для неверующего, а судили по внешним фактам обнаружения Его несокрушимой силы. Поэтому «страшные» дела Господа прежде всего привлекали внимание язычника. Такими же страшными делами полна история еврейского народа, как в прошлом, когда Господь чудесно оказывал ему покровительство в, по-видимому, неизбежной гибели, напр., при выходе из Египта, так и сейчас — в уничтожении войска ассириян.

6 Он превратил море в сушу; через реку перешли стопами, там веселились мы о Нем.
7 Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.

7. Господь вечен, вечна и несокрушима сила Его господства над всеми народами.

8 Благословите, народы, Бога нашего и провозгласите хвалу Ему.
9 Он сохранил душе нашей жизнь и ноге нашей не дал поколебаться.
10 Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.
11 Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши,
12 посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

10-12. Описание образное недавней осады Иерусалима ассириянами, когда евреи находились — в «огне» (образ силы бедствий) и в «воде» (символ обилия бедствий), но от всех их Господь избавил.

13 Войду в дом Твой со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои,
14 которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей.
15 Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением тука овнов, принесу в жертву волов и козлов.
16 Придите, послушайте, все боящиеся Бога, и я возвещу вам, что сотворил Он для души моей.
17 Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.

17. Молитва, произнесенная Езекией в храме пред Господом, была исповеданием Его величия и истинности (см. 4 Цар XIX:15-19).

18 Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.

18. Молитва Езекии была услышана Господом потому, что в его сердце не было «беззакония», она составляла искреннее излияние его веры и чистого чувства.

19 Но Бог услышал, внял гласу моления моего.
20 Благословен Бог, Который не отверг молитвы моей и не отвратил от меня милости Своей.

Псалом 65

Псалом сей имеет такое надписание: В конец, песнь псалма воскресения. Речение в конец имеет здесь то же значение, какое указано при объяснении многих других псалмов. Выражение песнь псалма воскресения в русском переводе будет значить: «пение псалма о воскресении». Последнего слова воскресения, по свидетельству многих ученых толковников Псалтири, нет ни в еврейском тексте, ни у переводчиков, даже у LXX толковников, ни в Экзаплах Оригена, а есть только оно у позднейших переводчиков и у некоторых св. отцов, и прибавлено к надписанию теми, кто относил псалом этот к освобождению из вавилонского плена (нравственное воскресение), или каких-либо из переписчиков псалмов в христианской Церкви, потому что некоторые слова этого псалма поются в праздник Воскресения Христова.

Составляет надписание, о котором сказано выше.

Пс.65:2 Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени его, дадите славу хвале его.

Восклицание собственно значит победный голос побеждающих на войне, который сильно устрашает врагов в начале победы. Псалмопевец призывает всех живущих на земле не только восклицать победным голосом во славу Божию, но и воспевать победные песни в честь и прославление имени Божия, чтобы воздать Ему достодолжную честь и прославить великие дела Его: пойте имени Его, дадите славу хвале Его. Призыванием всей земли к прославлению имени Божия псалмопевец пророчествует о призывании всех народов к вере Христовой. «Как иудеи, – говорит блж. Феодорит, – избавились от рабства вавилонского, так и все люди, по вочеловечении Бога и Спасителя, избавились от жестокой власти диавола» [6, с. 296–297].

Пс.65:3 Рцыте Богу: коль страшна дела Твоя; во множестве силы Твоея солжут тебе врази Твои.

Под страшными делами разумея вообще чудеса Божии, псалмопевец научает здесь, как возносить песнопение Богу. Приступая, говорит он, к песнопению во славу Божию, говорите пред Богом во всеуслышание: Господи, как велики и многочисленны чудеса, совершенные Тобою в Египте, и как страшны все дела Твои, явленные и прежде, и после, и всегда творимые Тобою. Чрез них истинное богопознание и вера в Тебя распространяется по всей земле – по множеству силы Твоей солжут, а по переводу с еврейского – «покорятся Тебе враги Твои». Словом солжут выражено здесь, по словам Феодорита и Исихия, лицемерие врагов евангельской истины, которые, убоясь великой силы Божией, являемой в страшных делах Его, и притворяясь верующими, будут лицемерно показывать веру во Христа, каковыми и были, как видно из истории, многие еллины и иудеи, принявшие веру Христову по страху сильной власти православных христианских царей, равно как и многие принявшие лицемерно иудейство по причине угрозы и силы царей иудейских ( Эсф.8:17 ) [7, с. 495]. Солгавшими Богу признаются также враги Господа Иисуса Христа, оклеветавшие истину воскресения Его из мертвых ( Мф.28:13 ).

Читайте так же:  Слова молитвы величит душа моя Господа

Пс.65:4 Вся земля да поклонится тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, вышний.

В этом стихе, как и в предыдущем, псалмопевец научает, как народы земные должны прославлять Бога песнопением. Воспевая Богу, говори же: вся земля должна преклониться пред Тобою, Господи, и все живущие на ней должны прославлять Тебя песнею; все должны воспевать в честь и славу имени Твоего, Всевышний Боже. «И это есть, – говорит блж Феодорит, предречение о настоящем времени, в которое у всех народов песнословится Бог всяческих, и Владыка Христос у всех называется Вышним» [6, с. 297].

Пс.65:5–6 Приидите и видите дела Божия, коль страшен в советех паче сынов человеческих. Обращаяй море в сушу, в реце пройдут ногами: тамо возвеселимся о Нем.

Здесь слова приидите и видите имеют такой смысл: обратите внимание свое, народы земные, и размыслите о делах Божиих, о каждом деле, какое совершается Богом, и вы увидите, сколь велик и страшен Господь в советех Своих, т.е. в Своих намерениях и действиях, в тех средствах, какие Он употребляет для спасения людей, – Он страшен в советех паче сынов человеческих, (по пер. с евр.) «в делах над сынами человеческими». Таковые средства употреблены были Им против египтян, когда, побеждая хитрости и сопротивления людей, Он обратил «море в сушу» ( Исх.14:21 ), и когда чрез реку Иордан как посуху, перенесен был ковчег Завета, а затем и весь израильский народ перешел ногами своими чрез реку ( Нав.3:16–17 ). Упомянув о сих чудных и страшных делах Божиих, псалмопевец присовокупил: тамо возвеселимся о Нем, т.е. как тогда перешедшие море и реку как посуху, радовались и веселились о Боге своем, так и мы возвеселимся о Нем. «Речение тамо, – по словам св. Афанасия Великого, – означает время. С того времени, как воцарится Он (т.е. Спаситель мира) в новом веке, и мы с Ним тамо воцаримся и возвеселимся неизглаголанной радостью» [3, с. 214].

Пс.65:7 Владычествующем силою Своею веком: очи его на языки призираете: преогорчевающии да не возносятся в себе.

Слово владычествующем относится к предыдущим словам: возвеселимся о Нем, т.е. о Боге, Который владычествует, или, что то же, всемогущею силою Своею властвует, как Домовладыка Промыслом Своим управляет всем миром и во все века (веком). Очи Его на языки призираете, т.е. очи Господни обращены на весь мир, зрят на все народы земные. «Не о нас только (иудеях), – говорит блж. Феодорит, – печется, но и о целой вселенной, и в скором времени всем сообщит познание о Себе» [6, с. 299]. И далее, провидя духовными очами языческих царей и правителей, упорно не признававших Его Богом и Царем вселенной и противившихся евангельской проповеди, со всею ясностью предрекает их неверие и высокомерие, сказав: преогорчевающии да не возносятся в себе.

Пс.65:8–9 Благословите, язы́цы , Бога нашего, и услышан сотворите глас хвалы его, положшаго душу мою в живот, и не давшаго во смятение ног моих.

В изречениях этих стихов, по связи с предыдущими, заключается такой смысл: не сопротивляйтесь, народы, всемогущей силе Бога нашего, а покоритесь Ему и благословляйте Его; хвала Его во устах ваших да распространится по всей земле, так чтобы о ней услышали все и научились прославлять Его, чтобы и неведущим Его показать силу Его, которая меня, близкого к смерти, сохранила и привела к жизни, а царству моему, которому угрожало конечное разорение от царя ассирийского, не дала поколебаться (4Цар. гл. 18,19 и 20). Кто другой, кроме Езекии, царя иудейского, с такою буквальною точностью мог произнести эти слова: прославьте, народы, Бога нашего, давшего душе моей жизнь и не допустившего ногам моим колебаться, как поколебались бы они в том случае, если бы Господь допустил исполниться угрозе Сеннахирима, царя ассирийского (Ис. гл. 36–38).

Пс.65:10–12 Яко искусил ны еси, Боже, разжегл ны еси, якоже разжизается сребро. ввел ны еси в сеть, положил еси скорби на хребте нашем, возвел еси человеки на главы наша, проидохом сквозе огнь и воду, и извел еси ны в покой.

Пс.65:13–14 Вниду в дом Твой со всесожжением, воздам тебе молитвы моя, яже изрекосте устне мои, и глаголаша уста моя в скорби моей.

Слово всесожжение объясняемо было выше (см. Пс.19:4, 39:7, 50:18 ) и означает особого рода жертвоприношение. Словом молитвы здесь переведено слово «обеты», изреченные Богу обещания (яже изрекосте устне мои). Как в предыдущих стихах псалмопевец говорит от лица всего народа, так здесь он выражает свои личные чувствования по поводу избавления от тех скорбей, терпя которые он дал Богу обет, в случае избавления от них, воздать должную благодарность Господу Богу. Войду, говорит, в дом Твой и всесожжениями воздам Тебе обеты мои, которые произнесли уста мои и изрек язык мой в скорби моей.

Пс.65:15 Всесожжения тучна вознесу тебе с кадилом, и овны, вознесу тебе волы с козлы.

Принесение Богу в жертву овнов, волов и козлов существовало от самого начала бытия рода человеческого, а затем установлено было и Законом Божиим, данным чрез Моисея. Посему псалмопевец, в благодарность Богу за избавление от бед, решается исполнить в точности то, что предписано Законом. «Я с усердием, – говорит блж Феодорит в изъяснение этих слов псалмопевца, – принесу то, что надлежит приносить Тебе, Господи, в жертву. Тучными назвал упитанных и утучневших животных. Ибо так и Закон повелевал приносить в жертву животных непорочных и совершенных. Пророк Малахия проклинает тех, которые имеют у себя таковых животных, а в жертву приносят увечных ( Мал.1:14 ). Это было началом бед и для Каина. И мы научаемся чествовать Бога тем, что имеем у себя драгоценнейшего» [6, с. 300].

Читайте так же:  Все молитвы Матроне

Пс.65:16 Приидите, услышите, и повем вам, вси боящийся Бога, елика сотвори души моей.

Благодарное сердце псалмопевца, как бы не довольствуясь внешними жертвоприношениями Богу, спешит излить свои благодарно-признательные чувства к Богу пред всеми богобоязненными людьми, которых он призывает идти с ним в дом Божий, чтобы там могли они выслушать от него слово о том, сколько добра и благодеяний сделал для него Бог. «А сим научаемся, – говорит блж. Феодорит, – боящихся Бога иметь своими сообщниками и им преимущественно поведать о Божественном. Ибо сказано: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиниями» ( Мф.7:6 ) [6, с. 301], которые глухи к повествованию о Божественном.

Пс.65:17–19 К Нему усты моими воззвах, и вознесох под языком моим. Неправду аще узрех в сердце моем, да не услышит мене Господь. Сего ради услыша мя Бог, внят гласу моления моего.

Пс.65:20 Благословен Бог, иже не отстави молитву мою и милость Свою от Мене .

Псалмопевец, как в начале псалма призывает все народы к прославлению Бога, так в конце его сам от себя выражает хвалу и благодарность Ему за то, что не отверг (не отстави) молитву его, а услышал и внял этой молитве, а с принятием молитвы не лишил и милости Своей.

65 псалом

Писатель псалма приглашает все народы воздать хвалу Богу, проявившему Свою силу в необыкновенных делах (Пс.65_2–3). После перечисления примеров Божественного водительства над евреями с выхода последних из Египта, писатель останавливается на изображении настоящего бедствия (Пс.65_10–12), от которого Господь избавил свой народ по молитве писателя псалма (Пс.65_18–19). Это избавление видели все народы и оно должно наполнить и их чувством благоговения пред Богом. Такое содержание псалма более всего приложимо ко времени царя Езекии, когда по его молитве было уничтожено войско Сеннахирима под стенами Иерусалима. Гибель же его войска являлась облегчением и для всех народов Малой Азии, так как военные походы этого царя подчинили его власти почти все племена Востока, и печальный конец похода его на Иерусалим не мог не наполнить их чувством благодарного восхищения пред Спасителем.

Все народы должны воздать хвалу Богу при виде Его дел (1–5). Он чудесно помогал евреям в их прошлой истории (6–7) – и сейчас, хотя и послал на него сильного врага, но не лишил свободы (8–12). Я принес Богу обильные жертвы и за мою чистую молитву Он послал милость спасением от врага (14–20).

Пс.65:1. Воскликните Богу, вся земля.

«Воскликните Богу, вся земля». Под землею разумеются не произведения земли, не природа физическая, а ее – сознательные обитатели, люди.

Пс.65:3. Скажите Богу: как страшен Ты в делах Твоих! По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои.

«По множеству силы Твоей, покорятся Тебе враги Твои». Покорение и подчинение врагов Господу зависит оттого, что у Него «множество» силы, в Его руках всемогущество, а потому никто из людей не в состоянии противостоять ему.

Пс.65:5. Придите и воззрите на дела Бога, страшного в делах над сынами человеческими.

К поклонению и воздаянию хвалы Богу приглашаются «все народы», т. е. и язычники. Последние степень величия Бога и Его всемогущества могли определять не по Его духовному и благодатному воздействию на еврея и еврейский народ, так как такое воздействие, касаясь внутренней стороны жизни человека, может быть как не известно, так и не выразительно для неверующего, а судили по внешним фактам обнаружения Его несокрушимой силы. Поэтому «страшные» дела Господа прежде всего привлекали внимание язычника. Такими же страшными делами полна история еврейского народа, как в прошлом, когда Господь чудесно оказывал ему покровительство в, по-видимому, неизбежной гибели, напр., при выходе из Египта, так и сейчас – в уничтожении войска ассириян.

Пс.65:7. Могуществом Своим владычествует Он вечно; очи Его зрят на народы, да не возносятся мятежники.

Господь вечен, вечна и несокрушима сила Его господства над всеми народами.

Пс.65:10. Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро.

Пс.65:11. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши,

Пс.65:12. посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу.

Описание образное недавней осады Иерусалима ассириянами, когда евреи находились – в «огне» (образ силы бедствий) и в «воде» (символ обилия бедствий), но от всех их Господь избавил.

Пс.65:17. Я воззвал к Нему устами моими и превознес Его языком моим.

Молитва, произнесенная Езекией в храме пред Господом, была исповеданием Его величия и истинности (4Цар. 19:15-19).

Пс.65:18. Если бы я видел беззаконие в сердце моем, то не услышал бы меня Господь.

Молитва Езекии была услышана Господом потому, что в его сердце не было «беззакония», она составляла искреннее излияние его веры и чистого чувства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарии Лопухина на Псалтирь, 65 псалом

Молитва езекии псалом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here