Молитва андрею критскому текст

Детально: молитва андрею критскому текст - специально для Вас.

Молитвы святителю Андрею, архиепископу Критскому

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Кондак святителю Андрею Критскому, глас 2-й

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Молитва первая святителю Андрею Критскому о даровании покаяния

О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободию Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва вторая святителю Андрею Критскому о личном прощении

О великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Услыши смиренную молитву раба твоего (имя). Приклони милосердие Божие ко мне и помози ми в скорби моей (содержание прошения). Да избавит Всемилостивый Господь нас от бед и напастей и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитвы святителю Андрею Критскому

Тропарь, глас 4 *

Христо́ву Це́рковь цевни́цею язы́ка твоего́,/ песносло́вя уми́льно, возвесели́л еси́,/ богосло́вием же Препе́тыя Тро́ицы/ сла́ву всем сказа́л еси́ я́сно,/ тем тя, я́ко тайноглаго́льника, пое́м,/ Андре́е, па́стырю Кри́тский,/ и велича́ем па́мять твою́,// Христа́ сла́вяще ди́внаго во святы́х Свои́х.

Перевод: Христову Церковь ты возрадовал, лирой языка твоего искусно воспевая, богословием же славу Восхваляемой Троицы всем ясно показал, потому и мы тебя, как объясняющего тайны Божии, воспеваем, Андрей, пастырь Критский, и величаем память твою, прославляя Христа, удивительного во святых Своих ( Пс.67:36 ).

Молитва

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́та единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со А́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́, мона́шествующыя к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́, ца́рствующий град и вся гра́ды и страны до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ умоли́, мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, пле́нных возврати́, немощству́ющыя и моля́щияся тебе́ от всех напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́: моли́ о нас Всеще́драго и Человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день Стра́шнаго Прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Личное прошение

Вели́кий архиере́е, те́плый на́ш засту́пниче, святи́телю Андре́е! Услы́ши смире́нную моли́тву раба́ твоего́ (и́мя). Приклони́ милосе́рдие Бо́жие ко мне́ и помози́ ми́ в ско́рби мое́й (содержа́ние проше́ния). Да изба́вит Всеми́лостивый Госпо́дь на́с от бе́д и напа́стей и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Краткое житие

День памяти 4/17 июля

Святитель Андрей Критский – автор Великого покаянного канона, читаемого в дни Великого поста. Будучи немым от рождения, он получил разрешение своей немоты и дар слова после молитв и приобщения Святых Тайн. Ему молятся о даровании покаянного чувства, об исцелении от немоты.

Канон Андрея Критского: опять о том, какие мы плохие?

Размышляет протоиерей Андрей Кордочкин

Радость и печаль одновременно: это возможно?

— Казалось бы, покаянное чувство — неотъемлемая черта любого православного богослужения, отсюда и молитвы к Богу о помиловании. Что принципиально новое вносит в него канон Андрея Критского?

— Нужно чаще напоминать себе и другим, что христианство — это благая весть, а не плохие новости об испорченности нашего духовного состояния. Хотя стоит признать, минор у нас в сегодняшней богослужебной практике зачастую звучит громче, чем мажор: мы отчего-то более сосредоточены на своих грехах, чем на радости, которую принес нам Христос.

Так, например, самая радостная, торжественная молитва — Евхаристический канон, — в которой от лица всей общины звучат слова «нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее», самой общине не слышны, так как тихо читаются священником в алтаре. Таким образом, большая часть прихожан, которые никогда эту молитву не слышали, просто не могут сознательно в ней участвовать.

В то же время, человек, познающий милость Божию и через нее достоинство своего неоскверненного естества, с болью воспринимает свою нынешнюю ограниченность и греховность.

Преподобный Иоанн Лествичник, посвящая седьмую главу «Лествицы» «радостнотворному плачу», пишет: «Плач и печаль заключают в себе радость и веселие, как мед заключается в соте … Кто облекся в блаженный, благодатный плач, как в брачную одежду, тот познал духовный смех души».

Канон Андрея Критского — не только откровение о падении человека, но и напоминание о его достоинстве и красоте. Именно в отпадении от первозданного образа, в ниспадении с высоты и заключается трагедия человека. И мы плачем об утраченной «первой одежде», но надеемся на исцеление: «Калу примесихся, окаянный, умом, омый мя, Владыко, банею моих слез, молю Тя, плоти моея одежду убелив яко снег» (пер.: Загрязнил я, несчастный, свой ум, но омой меня, Владыко, в купели слез моих, молю Тебя, и убели, как снег, одежду плоти моей).

— А разве возможно совместить радость и печаль?

Читайте так же:  Молитва 1 макария великого

— Ответ на этот вопрос содержится в высказывании египетского пустынника аввы Алония: «Если человек не положит в сердце своем, что кроме его одного и Бога никого нет другого в мире, то не возможет обрести спокойствия в душе своей».

Мы, конечно, — теоретически – знаем, что немощны, но слишком велико бывает искушение спрятать свою гордость за гордостью коллективной: «мы — русские», «мы — православные». Канон Андрея Критского выбивает у человека эту подпорку и оставляет с Богом один на один.

И это не единственная подпорка, которую выбивает канон. Я вспоминал о нем, когда мы с приходом совершали паломничество в Константинополь (Стамбул).

Дело в том, что в последней песне канона повторяется молитва: «Град Твой сохраняй, Богородительнице Пречистая, в Тебе бо сей верно царствуяй, в Тебе и утверждается, и Тобою побеждаяй, побеждает всякое искушение, и пленяет ратники, и проходит послушание» (пер.: «Сохраняй град Свой, Пречистая Богородительница. Под Твоею защитою он царствует с верою, и от Тебя получает крепость, и при Твоем содействии неотразимо побеждает всякое бедствие, берет в плен врагов и держит их в подчинении»). Преподобному Андрею не было нужды называть его, в Византии всем было понятно, о каком Городе идет речь.

Жители Константинополя многое повидали за свою историю — землетрясения, осады, нашествие крестоносцев — но, по всей видимости, никогда не верили, что город исчезнет и его заселит чужой народ. В этом смысле канон — это еще и прививка от самонадеянности и легкомыслия.

Четыре раза по сорок минут одиночества

— Когда Вы читаете канон, возникают ли у Вас какие-то особые, только с этим текстом связанные мысли или переживания?

— Это очень глубокий, многослойный текст. Я читаю его в храме уже 15 лет, и каждый раз для меня открываются новые грани. Однажды я обратил внимание на призыв следовать за Моисеем в пустыню. Пустыня — это образ и испытания, и места встречи. Но чтобы в ней оказаться, не нужно ехать в Египет или Палестину. Эта пустыня внутри нас. Ксения Петербургская всю жизнь прожила в большом городе, где — как это ни парадоксально — прятаться от людей легче, чем в пустыне. И обращаясь к ней, мы говорим: «В суете града великого аки пустынница жила еси».

Образ пустыни возникает и в житии преподобной Марии Египетской, которую мы призываем на чтении канона и житие которой читается вместе с ним в среду пятой недели Великого поста. Мария Египетская помогает понять, что происходит с нами перед лицом искушения. Обычно, когда мы произносим слово «искушение», то имеем в виду какие-то внешние обстоятельства или даже конкретных людей, которые, как нам кажется, могут подтолкнуть нас ко злу. Житие Марии Египетской показывает, что это обман.

Диавол искушает человека тем, что в нем уже есть, — его воспоминаниями, наклонностями, привычками. Именно поэтому подвиг одиночества в православной традиции — самый сложный. В этом смысле канон Андрея Критского — школа мужества. Это четыре раза по сорок минут одиночества — без каких бы то ни было оправданий и извинений.

— А почему именно этот канон читается на первой неделе Великого поста и почему его назвали Великим?

— Синаксарь (сборник текстов святых отцов и некоторых церковных преданий, по уставу предназначенных для чтения на утрени. — Прим. ред.), читаемый в среду пятой недели поста, так отвечает на этот вопрос: «Можно сказать, что канон сей называют Великим по самим [заключенным в нем] мыслям и воспоминаниям своим, ибо плодовит создатель его, прекрасно их сочетавший. И потому еще Великим именуется, что сравнительно с другими канонами, содержащими по тридцать или немногим более тропарей, сей достигает двухсот пятидесяти, и каждый из них неизреченную сладость источает».

А протоиерей Александр Шмеман писал, что Канон — это «тот исходный “тон”, которым определяется вся великопостная “мелодия”».

— Но почему в каноне так много ссылок на Ветхий Завет? Отчего преподобный Андрей так пристально всматривался в дела, казалось бы, давно минувших дней?

— Одна из наиболее ощутимых трагедий любого человека заключается в том, что другой человек — будь то ближний, друг, приятель, случайный прохожий — стал для него «чужим». Первое следствие грехопадения — это отчуждение. «Разве я сторож брату своему?» – отвечает Каин Богу, убив Авеля. И канон — шаг к преодолению этого отчуждения.

Здесь, как мне кажется, уместно вспомнить слова из проповеди знаменитого английского поэта и богослова Джона Донна (1572–1631): «Нет человека, который был бы как остров, сам по себе, каждый человек есть часть материка, часть суши; и если волной снесёт в море береговой утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит замок твой или друга твоего; смерть каждого человека умаляет и меня, ибо я един со всем человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Вот и слова канона подобны звучанию этого колокола.

А история Ветхого Завета в конечном счете — это история ожидания. Как на иконе «Сошествие во ад», где бесчисленное множество людей обращены к Тому, кто выведет их на свободу. Но, не почувствовав себя ветхим Адамом, человек не сможет ощутить свое родство со Христом — Новым Адамом, и вся священная история будет для него лишь рассказом о каких-то людях, которые не имеют к нему никакого отношения. «Знать, надо вымокнуть до нитки, знать, надо горюшка хлебнуть, чтоб к заколоченной калитке с надеждой руки протянуть», пел Булат Окуджава.

Читайте так же:  Молитва для восстановления зрения

Зачем нам это «утомительное стояние»?

— Бывает, люди удивляются: текст огромен, при этом кажется, что в нем циркулирует одна и та же мысль — зачем же нужно на протяжении многих часов выслушивать его в церкви?

— Мне кажется, дело не в особенностях канона как такового. Просто у современного человека другой формат восприятия информации. У святителя Иоанна Златоуста были прекрасные проповеди, но воспринимать их на слух сегодня сложно.

Кроме того, мы же ведь все время в «вацапе» и «месенджере», нас напрягает «многабукаф», мы считываем информацию, как кассир со штрих-кода. Занимаясь одним делом, мы уже думаем о том, какое дело будет следующим. Я это осознал недавно, во время шестичасового всенощного бдения в одном из афонских монастырей. Шесть часов — это тяжело, если думать, что богослужение отвлекает тебя от какого-то другого занятия. Но когда никакого другого занятия нет, ты учишься быть здесь и сейчас, хотя это не всегда комфортно.

А еще мне вспоминается фраза Энди Уорхола: «Repeating the subject chаnges the subject» (повторение одного и того же предмета меняет сам предмет). Андрей Критский был не глупее Уорхола. Без настойчивого повторения, без навыка не отвлекаться погружение на глубину просто невозможно.

— Возникали ли у Вас какие-то ассоциации — литературные, поэтические или музыкальные — с текстом Великого канона?

— В свое время, меня поразило сходство ритма и стиля канона Андрея Критского и высказываний Будды Шакьямуни. И тот, и другой текст постоянно возвращаются к одной и той же теме. Как волна, которую прибивает к берегу одну за другой, звучит тема смерти:

«Взгляни на сей изукрашенный образ, на тело, полное изъянов, составленное из частей, болезненное, исполненное многих мыслей, в которых нет ни определенности, ни постоянства.

Изношено это тело, гнездо болезней, бренное; эта гнилостная груда разлагается, ибо жизнь имеет концом — смерть.

Как увядший лист, ты теперь, и посланцы Ямы (повелителя царства смерти. — Прим. ред.) пришли за тобой. И ты стоишь у порога смерти, и у тебя нет даже запаса на дорогу.

Сотвори себе остров, борись энергично, будь мудрым. Очищенный от скверны, безупречный, ты достигнешь небесного царства благородных».

И в том, и другом случае мысль о смерти — это призыв к пробуждению, к тому, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Не только мы сами нуждаемся в нем, но и сам Господь желает, чтобы мы были рядом с Ним и бодрствовали с Ним (Мф 26:38).

Совсем неслучайно то, что смысловой аккорд Великого канона заключен в этих словах: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши?»

Разумеется, речь здесь идет совсем не о похожести христианства и буддизма – пути, которые они предлагают человеку, радикально различаются. И важно подчеркнуть, что пробуждение от того самого «сна» в буддизме и христианстве мыслится совершенно по-разному. Я, конечно, не специалист, но, не согрешая против истины, могу заметить, что в буддизме это пробуждение связано с растворением «я», нашей личности. То есть, грубо говоря, я проснулся тогда, когда просыпаться уже некому. В христианстве же личность никуда не исчезает, напротив — вся жизнь человека осмысляется как поиск настоящего себя.

Однажды я говорил с одним подростком, и он сказал мне: бывает, что я говорю или делаю что-то дурное, но это ненастоящий «я». И тогда я осознал, что это и есть определение греха. «С кем себе самому изменял?», как пелось в одной советской песне.

Мало себя в чем-то зажать или ограничить — это лишь путь к неврозу. Нужно искать вместе с Богом настоящего себя.

Об этом и напоминает нам канон: «Погребох перваго образа доброту, Спасе, страстьми, юже яко иногда драхму взыскав, обрящи» (пер.: «Засыпал страстями красоту первобытного образа, Спаситель; ее, как некогда драхму (монету. – Прим. ред.), Ты взыщи и найди»). Искать свою красоту, свою ценность в образе царя на монете — это и есть путь, на который указывает нам Канон.

Великий канон свт. Андрея Критского (с переводом на русский язык)

Аудио и Видео:

Толкования:

  • Кто есть кто в Каноне Андрея Критского? Мария Цырлина
  • Великий Канон протопр. Александр Шмеман
  • Церковно-литургическое назидание по Великому Канону еп. Вениамин (Милов)
  • Великое повечерие с каноном Андрея Критского М.С. Красовицкая
  • Канон покаянный в стихотворном переложении священника Гавриила Пакатского
  • Великий Канон: история и иконографические параллели прот. Н. Погребняк
  • Место Великого канона в песнотворческом достоянии Церкви монахиня Игнатия
  • Уроки покаяния по библейским сказаниям еп. Виссарион (Нечаев)
  • Училище покаяния: Схолии на полях Великого канона иг. Филипп (Симонов)

Переводы:

Тесты:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому.

Читайте так же:  Молитва Киприана на украинском языке

Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского?

Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами.

Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось высоким художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашлись, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца.

Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Утверждают, что канон был написан им для себя.

По оценке исследователей, первоначально сочинение не имело отчетливого разделения на песни и не содержало вошедших впоследствии ирмосов. Утверждается, что ирмосы присоединил в своё время выдающийся отец Церкви, преподобный Иоанн Дамаскин, а преподобные Феодор и Иосиф Студиты добавили тропари: в честь самого святого Андрея и в честь преподобной Марии Египетской.

Почему канон назван Великим?

Принципиальным отличием Великого канона от прочих является объём его содержания: в Великом каноне насчитывают до 250 тропарей (см.: Канон).

Между тем Великим он назван не только за обширность содержания, но и за поэтическое совершенство, глубину и возвышенность изложенного материала, проникновенность отображаемых чувств.

В историческом отношении линия канона разворачивается вдоль всей истории Ветхого и Нового Заветов: от жизни Адама и Евы через эпоху патриархов, царей и пророков до жизни Христа и Его поседователей.

В тематическом плане Великий канон затрагивает такие важнейшие разделы православно-христианского учения как догматический, нравственный, аскетический, высвечивает мерзость и опасность греха, являет красоту добродетели.

Начинаясь словами, выражающими надежду и упование на Бога как на Помощника и Покровителя, канон воспроизводит плач покаянной души о грехах. Тема глубокого личного покаяния сочетается с темой взаимоотношений Бога и человека вообще, и вместе — с темой личного преображения и обожения. Таким образом каждый отдельный богомолец ставится в целостную связь с судьбами мира.

Канон приводит множество назидательных примеров, заимствованных из жизни участников библейской истории: от гнусности, нечестивости, беззакония до сокрушения сердца, самоотвержения и христианского подвига. При этом эпизоды ветхозаветной истории гармонично переплетаются с фрагментами Нового Завета, обращениями к Господу Иисусу Христу.

Через обнажение духовного состояния грешников и праведников, через очерчивание их взаимоотношений с Создателем канон настраивает слушателя или читателя на вдумчивое осмысление собственной жизни, погружение в нравственный самоанализ; остерегает от зла, ориентирует на добро, ревность о добродетели; учит не забывать о Божественной Правде и Милосердии, Долготерпении и Любви.

Главная цель творческого порыва преподобного Андрея и авторов, дополнивших текст, состояла в том, чтобы расположить грешника к сердечной молитве, непритворному, искреннему покаянию, твёрдой, непоколебимой надежде на Бога, пробудить (или усилить) стремление к восхождению от состояния душевного мрака в состояние святости; от пренебрежения Божьей благодатью к доверию, любви и полному послушанию Отцу и Сыну и Святому Духу.

Употребление канона за богослужением.

Существует предание, что распространенная церковная практика чтения канона за богослужением сформировалась и утвердилась после сильнейшего землетрясения, случившегося в Константинополе в 790 году.

Тогда, оберегаясь от действия землетрясения, монахини, уповая на Господа, читали этот канон в частном порядке. Со временем к нему стали прибегать и другие христиане, используя его в дни наступления бедствий, а потом его стали читать широко, во время Великого поста.

В современной традиции Великий канон читается за богослужением отдельными частями: в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы, в четверг пятой седмицы Великого поста.

Житие преподобного Андрея Критского

С островом Крит связаны имена двух великих святых Церкви: преподобномученика Андрея и святителя Андрея. Они не были современниками, но жили в пределах одного столетия. Первый пострадал, защищая иконы, а второй стал замечательным гимнографом, поэтом составителем покаянного канона Андрея Критского.

Биография святителя Андрея Критского

Родиной святого Андрея Критского был город Дамаск. Здесь он родился в 660 году от благочестивых родителей, отца звали Георгий, а мать Григория. Андрей был воспитан в православии, а жизнь его складывалась следующим образом:

  • святой Андрей не произнес ни одного слова до семи лет, но после причащения он начал говорить и впоследствии стал одним из самых прославленных песнописцев;
  • когда Андрею исполнилось 14 лет, родители отправили его в Иерусалим и там по достижении соответствующего возраста он принял монашество;

На Критской кафедре святитель прославился как чуткий и заботливый пастырь. Строил дома для сирот и престарелых. Также построил храм Влахернской Божией Матери. Много проповедовал, а по его молитвам Бог берег остров от набегов арабов и засухи, регулярно посылая обильные дожди.

Это не часто встречающееся сочетание хорошего администратора и великого поэта в святителе Андрее в полной мере находили основу, и он стал образцом именно такого идеала. Святитель Андрей Критский стал одним из защитников икон, для этого он приезжал в Константинополь. После этой поездки он тяжело заболел и умер в 740 году.

Труды святителя Андрея Критского

Святитель Андрей самый прославленный христианский песнописец, непревзойденный больше никем. По глубине и прочувственности покаянных мотивов, а также поэтичности самих песен святому нет равных. Он стал основателем особенного жанра в православной гимнографии — канона, т. е. богослужебного порядка в пении стихов на различные случаи и праздники.

Святой Андрей стал автором следующих богослужебных текстов, которые широко применяются в Церкви и сейчас:

  • канон в Вербную Неделю;
  • трипеснцы для всех дней Страстной недели;
  • четверопеснец в Великую Субботу;
  • каноны на все недели после Св. Пасхи до Пятидесятницы;
  • канон на Преполовение Пятидесятницы.

Помимо этого святой Андрей написал каноны многим святым Церкви. Но самое главное его творение — это великий покаянный канон Андрея Критского, который читается в первую неделю Великого Поста. Он состоит из девяти песен, содержащих 250 тропарей. В нем воплощены все основные идеи христианства, и он до сих пор является непревзойденным произведением христианского духа.

Читайте так же:  Молитва Св Екатерине

У него есть некоторые особенности.

  1. Тропари это припевы к библейским текстам.
  2. Ирмосы, т. е. первые строфы, также содержат библейские тексты.
  3. Это единственный канон, который содержит в своем составе вторую песнь.
  4. В каждой песни канона содержится две части, в первой обращение к собственной душе с призывом покаяться, во второй раскрывается библейский сюжет.

Интересно! Некоторые исследователи считают, что сам канон изначально не был предназначен для общецерковного употребления. Это было личное произведение великого поэта, плачь его души о великих прегрешениях. Но с X века канон стал общеупотребительным и сложилась традиция читать его в первую неделю Великого Поста.

Это один из самых длинных православных канонов. Тропари — это поэтические строфы, в которых заключается суть события или праздника. Так сложилось, что канон поется и читается:

  • на повечерии Первой недели Великого Поста, с понедельника по четверг, время, когда верующие специально приходят вечером в храм, чтобы услышать умилительные и пронзительные песни канона, которые не могут оставить равнодушными даже самого черствого человека;
  • и еще раз в течении Четыредесятницы читается канон на пятой седмице на утрени четверга, т. е. это вечер среды;
  • чтение это называется стояние прп. Марии Египетской и предваряется изложением диаконом или причетником жития святой.

Если говорить о внешних проявлениях благочестия, то на каждый тропарь положено совершать земной поклон, но в современной молитвенной практике, на каждую славу или молитвенное воззвание совершают крестное знамение и поясной поклон.

Стояние Марии Египетской, когда читается канон святого Андрея Критского, полностью занимает по времени около пяти часов. У старообрядцев с их протяжным Знаменным распевом на это уходит семь часов. Чтение канона вечером Первой Седмицы занимает не больше часа. Но участие в этой службе, которая проводится в особой великопостной атмосфере, производит на душу очень благотворное влияние.

Кроме того, после окончания чтения канона следуют отпускные вечерние молитвы, заканчивающиеся земными поклонами с чтением молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Все великопостные службы требуют от их участников полной самоотдачи и полного погружения в мир молитвы и покаяния.

Интересный факт! Святой Андрей Критский написал каноны всех двунадесятых праздников Православной Церкви. Но без Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как во времена святого Введение не относилось к двунадесятым праздникам.

Жизненный путь преподобномученика Андрея Критского

Об преподобномученике Андрее Критском известно еще меньше чем о святителе:

  • родился он в начале VIII века на острове Крит, неизвестно кто были его родители, какое он получил воспитание и образование;
  • но остается факт, который состоит в том, что святой был монахом в местечке Кастрон, и жил спокойной, молитвенной жизнью монаха, созерцая Божественные энергии перед иконами, если бы не начавшееся гонение на иконы;
  • как только он узнал о начавшихся гонениях против тех, кто почитает иконы, тотчас отправился в Константинополь, где открыто, обличил императора Константина V Копронима в том, что он впал в ересь.

Преподобный Андрей Критский по приказу императора был брошен в темницу, при этом он был жестоко избит слугами императора. Страдания святого преподобномученика Андрея Критского продолжились на следующее утро, когда преподобного повели на казнь, снова избив. Но он умер еще до того, как был доставлен к месту казни, от раны на ноге, нанесеной каким-то торговцем-иконоборцем с помощью ножа. Мученическая смерть святого последовала около 767 года.

Почитание и мощи

Святые мощи святителя Андрея Критского первоначально были погребены в церкви св. Анастасии, затем перенесены в Константинополь, здесь они пребывали в монастыре, который был освящен в честь самого святого Андрея. После турецкого господства от св. мощей святителя осталась только правая рука, которая находится в храме г. Аркалохори, на острове Крит.

После смерти тело прмч Андрея Критского было сброшено в яму, куда сваливали трупы преступников. Только через три месяца, христиане извлекли мощи святого из ямы и положили их в храме св. апостола Андрея в местечке Криси.

Святые мощи сейчас почивают в этом храме, но только теперь городок стал частью Константинополя, а сам храм уже освящен в честь прп Андрея Критского.

Дни памяти святых

Память святителя Андрея Критского 4 июля. Что касается преподобномученика Андрея Критского, то день памяти его долгое время не был определен, как и год мученической кончины. Но теперь день памяти Андрей Критского определен как 17 октября.

Великий покаянный канон cвятого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского. Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах их около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней. В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

Более подробно о Великом каноне святителя Андрея Критского написано в статье диакона Владимира Василика.

Текст канона и храмовые аудиозаписи

Московский Сретенский монастырь. Хор Сретенского монастыря и Сретенской духовной семинарии. Записи произведены на первой и пятой седмицах Великого поста.

Святителю Андрею, архиепископу Критскому

Тропарь, глас 1-й:
Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Читайте так же:  Молитвы от изгнания бесов

Кондак, глас 2-й:
Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Молитва:
О, пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у Престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады страны добре сохрани и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободию Моли о нас Всещедраго и Человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва святителю Андрею Критскому

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков.

Личное прошение

О великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Услыши смиренную молитву раба твоего (имя). Приклони милосердие Божие ко мне и помози ми в скорби моей (содержание прошения). Да избавит Всемилостивый Господь нас от бед и напастей и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков.

Святитель Андрей Критский – автор Великого покаянного канона, читаемого в дни Великого поста. Будучи немым от рождения, он получил разрешение своей немоты и дар слова после молитв и приобщения Святых Тайн. Ему молятся о даровании покаянного чувства, об исцелении от немоты.

Молитвы святым

Память: 4 июля / 17 июля

Святитель Андрей Критский – великий иерарх, богослов, учитель и гимнотворец, он написал много богослужебных песнопений, и стал основателем новой литургической формы – канона. Из составленных им канонов более всего известен Великий покаянный канон, читаемый Великим постом. Ему молятся о даровании покаянного чувства, смирения, дара молитвы, и также об исцелении от немоты, так как будучи нем от рождения, получил в семь лет исцеление после Причастия.

Тропарь святителю Андрею, архиепископу Критскому, глас 4

Христову Церковь цевницею языка твоего, песнословя умильно, возвеселил еси, богословием же Препетыя Троицы славу всем сказал еси ясно, тем тя, яко тайноглагольника, поем, Андрее, пастырю Критский, и величаем память твою, Христа славяще дивнаго во святых Своих.

Кондак, святителю Андрею, архиепископу Критскому глас 2

Вострубив ясно Божественная сладкопения, явился еси светильник мира светлейший, светом сияя Троицы, Андрее преподобне. Темже вси вопием ти: не престай моляся о всех нас.

Молитва святителю Андрею, архиепископу Критскому

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, Спасово со Отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Андрее! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся света Единосущныя Троицы и херувимски со Ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко Всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, благостояние святых церквей утверди, архиереи благолепием святительства украси, монашествующия к подвигом добраго течения укрепи, град сей и вся грады и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти умоли, мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старые утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас (имена) всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия Его от шуияго стояния избавит нас и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Молитва андрею критскому текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here