Место для молитвы как называется

Детально: место для молитвы как называется - специально для Вас.

Помещение для молитвы

Более чем 350-летний опыт выживания старообрядчества в экстремальных условиях дал уникальный опыт молитвы и оборудования молитвенных помещений в самых неподходящих на первый взгляд местах. В домах богатых купцов и простых крестьян всегда находилось особое место для молитвы. Иногда это были иконные уголки, закрытые от посторонних глаз домоткаными занавесками, иногда — настоящие домовые храмы с переносными престолами.

Как выбрать место для молитвы в современном доме или квартире?

Лучшим вариантом для семейной молитвы является оборудование специального молитвенного помещения. Наиболее просто оборудовать такое помещение в частном доме. В нем почти всегда можно найти подходящую комнату, чердак или чуланчик, в котором можно соорудить иконостас, развесить лампады, паникадила, поставить аналой (лучше всего складной) и шкаф с богослужебными книгами и принадлежностями.

Планировка современных квартир тоже часто допускает наличие небольших чуланов или «слепых», без окон, комнат, где можно создать молитвенное помещение. Если площадь квартиры и количество обитателей в ней позволяет, то можно отвести под моленную отдельную комнату. В противном случае возможно размещение молитвенного уголка в комнате, отведенной под рабочей кабинет, обеденный зал или кухню. В спальнях размещать домашние иконостасы не принято.

Молитвенное помещение в частном доме старообрядческой семьи

При сооружении домашнего молитвенного уголка следует помнить о компактности, так ка в домашних условиях трудно найти место напольному подсвечнику. Вместо него можно приобрести подвесное паникадило с лампадой и отверстиями для свечей.

Традиции домашней молитвы: возжигание свечей, лампад и каждение

Если с возжиганием свечей и лампады в домашних условиях проблем, как правило, не возникает, то есть некоторая неопределенность с каждением. Некоторые христиане полагают, что традиция несвященнического каждения ручной кадильницей кацеей принадлежит исключительно беспоповству. Это не так.

Кацея (ручная кадильница)

Домашнее каждение еще до церковного раскола считалось обычаем не только обыкновенным, но и обязательным. Сборник старинных домашних обычаев «Домострой» указывает членам семьи:

А утром, поднимаясь, также нужно Богу помолиться…в тишине со смирением, стройно петь и со вниманием слушать, и образам покадить.

В сборнике преподобного Кирилла Белозерского говорится о келейной, частной молитве:

Подобает петь установленный канон в келии своей и кадить иконостас, по обычаю соборного пения. Если кому нет возможности кадить как заведено Уставом, то хотя бы раз в день.

В условиях небольшого замкнутого помещения особенное значение имеет качество ладана. Некоторые искусственные и даже натуральные ароматизаторы могут вызвать приступы удушья.

Как выбрать место для молитвы?

В синагоге? В миньяне? В Бейт мидраше?

Наша святая традиция учит: молитва в синагоге из-за святости этого места принимается на Небесах с большим желанием. Поэтому важно прилагать усилия, чтобы молиться в синагоге. Однако, если там нет миньяна, следует предпочесть молитву за пределами синагоги, но там, где есть миньян.

Сказано в Талмуде (Брахот, 8а): если в городе есть синагога, а еврей не ходит туда молиться, такой еврей называется «дурным соседом». А тот, кто приходит в синагогу на утреннюю службу, стараясь успеть пораньше, и уходит после вечерней службы попозже, удостаивается долгой жизни.

Если есть две синагоги, стоит предпочесть ту из них, где молится больше людей, ведь в Мишлей сказано: «В большинстве народа почет Царя» (14:28).

Святость Бейт мидраша — дома учения, где постоянно изучают Тору, выше, нежели у синагоги, поэтому стоит предпочесть молитву в Бейт мидраше, даже если там молится меньше людей, нежели в синагоге.

Постоянное место

Желательно, чтобы у человека было постоянное место для молитвы.

Недостаточно всегда молиться просто в одной синагоге, необходимо, чтобы там еще было постоянное место. При этом для разных молитв могут быть разные места, например, молиться в будние дни можно в одном месте, а в субботу в другом.

Этот закон актуален не только в связи с синагогой. И если человек в силу определенных обстоятельств молится, к примеру, дома или на работе, там у него тоже должно быть постоянное место для молитвы.

Поским пишут, что, говоря об одном месте, подразумевают квадрат размером 4 на 4 амот (приблизительно 2 на 2 метра). Поэтому, если на ваше постоянное место сел гость и неудобно попросить его пересесть, можно молиться рядом, и это тоже будет считаться молитвой на постоянном месте.

Молитва в миньяне

Следует стараться, чтобы все молитвы были в миньяне, ведь в каждой из молитв есть такие части, которые можно говорить только в присутствии кворума из 10 человек.

Более того, у молитвы, которая была произнесена в миньяне, сила значительно больше, и Всевышний внимает такому обращению особенно глубоко.

Даже если во время молитвы человек был не слишком сосредоточен, Всевышний не отвергнет его молитву, если он молился в миньяне.

Бывают случаи, когда из-за того, что человек старается молиться в миньяне, он теряет в заработке и не может заработать так много, как удалось бы, если бы он молился без миньяна. И все же ему следует предпочесть молитву в миньяне.

Тем не менее, обязанности молиться в миньяне нет, если это приводит к финансовым убыткам.

Женщины не обязаны молиться в миньяне, и все же, если есть такая возможность, предпочтительно и женщинам стараться молиться в миньяне.

В случае, если человек не может прийти в синагогу, чтобы помолиться в миньяне, ему стоит стараться молиться хотя бы одновременно с миньяном, который находится неподалеку.

Чистота места

Тора запрещает даже мысленно произносить благословения, молиться и изучать Тору, если человек находится в нечистом месте. Нечистым местом в данном случае считается такое, где находится что-то, распространяющее дурной запах.

Запрещено молиться, говорить благословения или изучать Тору, если поблизости находятся человеческие испражнения. Запрещено это делать и около навозных куч, гниющей туши животного, мусорного бака и любой вещи, от которой исходит неприятный запах, даже если человек не видит их, но стоит там, откуда может их увидеть.

Если эти нечистоты находятся возле человека (не перед ним), нужно отойти на 2 метра, где уже не ощущается неприятный запах, и только тогда произнести благословение.

Если же нечистоты находятся перед человеком, ему следует повернуться в другую сторону, так, чтобы они не были перед ним.

Если в результате метеоризма вокруг человека образовался неприятный запах, в этом месте запрещено благословлять до тех пор, пока воздух не очистится.

Разрешено произносить благословение возле нечистот, которые прикрыты, если, конечно, от них не исходит неприятный запах. В противном случае нужно отдалиться на 2 метра, чтобы запах не был ощутим.

Также запрещено молиться и изучать Тору в таких местах, как туалет, ванная или баня. И в ванной комнате лучше не совершать омовение рук.

Дополнительные места

Если есть возможность, лучше молиться напротив стены.

Для молитвы не следует выбирать место, которое возвышается хотя бы на 3 тефаха (примерно 30 см). Так, не стоит вставать молиться на кровати, скамье или кресле. При этом, если площадь этого выского места 2 на 2 метра, там можно читать молитву. Также, если это место окружено стенами, пусть даже его площадь меньше указанной выше, там можно читать молитву.

Читайте так же:  Молитва Отче наш как правильно читается

Нельзя молиться напротив зеркала, чтобы со стороны не показалось, будто человек молится и поклоняется самому себе.

Как выбрать место для молитвы?

В синагоге? В миньяне? В Бейт мидраше?

Наша святая традиция учит: молитва в синагоге из-за святости этого места принимается на Небесах с большим желанием. Поэтому важно прилагать усилия, чтобы молиться в синагоге. Однако, если там нет миньяна, следует предпочесть молитву за пределами синагоги, но там, где есть миньян.

Сказано в Талмуде (Брахот, 8а): если в городе есть синагога, а еврей не ходит туда молиться, такой еврей называется «дурным соседом». А тот, кто приходит в синагогу на утреннюю службу, стараясь успеть пораньше, и уходит после вечерней службы попозже, удостаивается долгой жизни.

Если есть две синагоги, стоит предпочесть ту из них, где молится больше людей, ведь в Мишлей сказано: «В большинстве народа почет Царя» (14:28).

Святость Бейт мидраша — дома учения, где постоянно изучают Тору, выше, нежели у синагоги, поэтому стоит предпочесть молитву в Бейт мидраше, даже если там молится меньше людей, нежели в синагоге.

Постоянное место

Желательно, чтобы у человека было постоянное место для молитвы.

Недостаточно всегда молиться просто в одной синагоге, необходимо, чтобы там еще было постоянное место. При этом для разных молитв могут быть разные места, например, молиться в будние дни можно в одном месте, а в субботу в другом.

Этот закон актуален не только в связи с синагогой. И если человек в силу определенных обстоятельств молится, к примеру, дома или на работе, там у него тоже должно быть постоянное место для молитвы.

Поским пишут, что, говоря об одном месте, подразумевают квадрат размером 4 на 4 амот (приблизительно 2 на 2 метра). Поэтому, если на ваше постоянное место сел гость и неудобно попросить его пересесть, можно молиться рядом, и это тоже будет считаться молитвой на постоянном месте.

Молитва в миньяне

Следует стараться, чтобы все молитвы были в миньяне, ведь в каждой из молитв есть такие части, которые можно говорить только в присутствии кворума из 10 человек.

Более того, у молитвы, которая была произнесена в миньяне, сила значительно больше, и Всевышний внимает такому обращению особенно глубоко.

Даже если во время молитвы человек был не слишком сосредоточен, Всевышний не отвергнет его молитву, если он молился в миньяне.

Бывают случаи, когда из-за того, что человек старается молиться в миньяне, он теряет в заработке и не может заработать так много, как удалось бы, если бы он молился без миньяна. И все же ему следует предпочесть молитву в миньяне.

Тем не менее, обязанности молиться в миньяне нет, если это приводит к финансовым убыткам.

Женщины не обязаны молиться в миньяне, и все же, если есть такая возможность, предпочтительно и женщинам стараться молиться в миньяне.

В случае, если человек не может прийти в синагогу, чтобы помолиться в миньяне, ему стоит стараться молиться хотя бы одновременно с миньяном, который находится неподалеку.

Чистота места

Тора запрещает даже мысленно произносить благословения, молиться и изучать Тору, если человек находится в нечистом месте. Нечистым местом в данном случае считается такое, где находится что-то, распространяющее дурной запах.

Запрещено молиться, говорить благословения или изучать Тору, если поблизости находятся человеческие испражнения. Запрещено это делать и около навозных куч, гниющей туши животного, мусорного бака и любой вещи, от которой исходит неприятный запах, даже если человек не видит их, но стоит там, откуда может их увидеть.

Если эти нечистоты находятся возле человека (не перед ним), нужно отойти на 2 метра, где уже не ощущается неприятный запах, и только тогда произнести благословение.

Если же нечистоты находятся перед человеком, ему следует повернуться в другую сторону, так, чтобы они не были перед ним.

Если в результате метеоризма вокруг человека образовался неприятный запах, в этом месте запрещено благословлять до тех пор, пока воздух не очистится.

Разрешено произносить благословение возле нечистот, которые прикрыты, если, конечно, от них не исходит неприятный запах. В противном случае нужно отдалиться на 2 метра, чтобы запах не был ощутим.

Также запрещено молиться и изучать Тору в таких местах, как туалет, ванная или баня. И в ванной комнате лучше не совершать омовение рук.

Дополнительные места

Если есть возможность, лучше молиться напротив стены.

Для молитвы не следует выбирать место, которое возвышается хотя бы на 3 тефаха (примерно 30 см). Так, не стоит вставать молиться на кровати, скамье или кресле. При этом, если площадь этого выского места 2 на 2 метра, там можно читать молитву. Также, если это место окружено стенами, пусть даже его площадь меньше указанной выше, там можно читать молитву.

Нельзя молиться напротив зеркала, чтобы со стороны не показалось, будто человек молится и поклоняется самому себе.

Домашний иконостас — как правильно устроить красный угол

Домашний иконостас

В доме православного христианина обязательно должны быть иконы. Ведь в доме, являющемся продолжением храма, звучит келейная молитва. Православный верующий, который устраивает домашний иконостас, соблюдает некоторые правила, не всегда понятные для тех, кто только начал жить церковной жизнью. Мы постараемся их объяснить.

Какие иконы нужно иметь дома

Важно помнить, что

  • Не количество икон определяет степень благочестия жизни человека.
  • Иконы нельзя «коллекционировать» и собирать, как предметы быта.
  • Нужно помнить о молитвенном предназначении иконы.

Где разместить домашний иконостас

Наши предки выбирали для расположения икон наиболее просматриваемое в доме место и называли его «красным углом». Там же помещались предметы, имеющие отношение к церковным праздникам — пасхальное яичко, веточка вербы с Прощеного воскресенья, веточка березы с праздника Святой Троицы.

Домашний иконостас находился на восточной стороне. Это место было самым светлым, так как угол дома, где располагались иконы был оборудован двумя стенами с окнами. В настоящее время при устройстве домашнего иконостаса не всегда удается расположить иконы на восточной стороне комнаты. Поэтому можно использовать любую стену вашего дома.

При этом важно предусмотреть свободный доступ к иконостасу, чтобы при молитве не чувствовалось тесноты и неудобства.

Выбирая место для домашнего иконостаса, проследите, чтобы

  • Иконы не соседствовали с бытовой техникой, предметами декоративного убранства,
  • С книгами, содержание которых противоречит православному вероучению.
  • Изображения святых, их фотопортреты также следует поместить в другом месте.

По давно существующей традиции домашний иконостас украшают лишь вышитыми полотенцами, а рядом с иконами могут находиться церковные свечи, лампадки и освященные масла.

Лампадки зажигают во время молитвы, а также по воскресеньям и большим церковным праздникам.

Существуют традиции, которые обязательны к соблюдению. Так, например, необходимо знать, как правильно располагать иконы.

В каком порядке расположить иконы

  1. Над всеми иконами находится православный Крест.
  2. Центральное место в иконостасе занимает икона Спасителя (поясное изображение).
  3. Над этой иконой размещают образ Святой Троицы.
  4. Справа от иконы Спасителя ставят икону Божией Матери. Чаще всего в домашнем иконостасе можно увидеть икону Богородицы «Умиление» и «Одигитрия».
  5. Образы Святых размещают по бокам от икон Спасителя и Богородицы. Можно расположить их и выше.
  6. В русском православии особо почитают святителя Николая Чудотворца. Его икону можно увидеть в любом домашнем иконостасе. Часто встречаются иконы пророка Илии, первоцерковных апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского, великомученика Георгия Победоносца, святого великомученика и целителя Пантелеймона.
  7. Хорошо, если в доме есть образы святых Евангелистов, Святого Иоанна Предтечи, Архангелов Гавриила и Михаила, а также иконы церковных праздников.
  8. Выбор икон может быть индивидуальным, в домашнем иконостасе часто размещают святых покровителей семьи, имена которых носят домашние.
Читайте так же:  Заговоры и молитвы на привлечение удачи и денег

С выбором икон всегда поможет определиться священник. Главное — не превратить домашний иконостас в бесцельное собирательство икон, к которым потом не обращаются с молитвой.

Протоиерей Андрей Ефанов о размещении икон в доме

«Келлия устава не знает» — есть такая монашеская поговорка. И, хотя она не вполне соответствует действительности, доля правды в этом есть. Свой молитвенный уголок христианин обустраивает так, как ему удобно. Есть лишь несколько замечаний, которые, как мне кажется, важны:

1. Иконы должны быть расположены там, где человеку привычно молиться. Но при этом очень хорошо, если, заходя в дом, есть образ, на который можно перекреститься.

2. Не стоит размещать иконы рядом с телевизором или на стене за ним. Все же молитва и просмотр телевизора это разные действия и если между местом молитвы и местом развлечений будет разделение — хорошо.

3. Центральной иконой должна быть икона Христа. Но вполне допустимо, если это будет и икона Богородицы с Младенцем.

4. Не стоит размещать у себя иконы святых, которым вы не собираетесь молиться. Вряд ли человек будет держать в семейном альбоме портрет незнакомого человека. Не всех святых мы почитаем одинаково. Так зачем размещать икону святого, которого мы не почитаем, жития которого не знаем и молиться которому не собираемся у себя в молитвенном уголке

5. Нехорошо рядом с иконами или даже вместе с ними размещать фотографии родственников, чтимых подвижников, даже прижизненные портреты святых. Икона — окно в потусторонний, духовный мир а портреты и фотографиями таковыми не являются. Молиться же перед прижизненными портретами — неправильная духовная практика.

6. Хорошо, когда перед иконами есть лампада. Плохо, когда в доме висит много лампад, помимо того, что дом это не храм, продукты горения лампадного масла не улучшают микроклимат жилища. По этой же причине не стоит оставлять лампаду постоянно горящей. Или же использовать натуральное растительное масло.

7. Иконы нужны не для антуража. Если вы не планируете молиться перед иконами, не стоит их вешать в доме. Лучше сначала стать христианином, воцерковиться и лишь тогда повесить икону для регулярной перед ней молитвы.

8. Иконы не принято размещать в бане, ванной комнате или уборной. В кладовке, чулане или в крытом дворе дома им тоже не место.

9. Икона сама по себе не освящает место, освящает жилище христианина Бог Своей благодатью в ответ на добродетельную жизнь и молитву.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

10. Икона — не оберег. «Нерушимая стена» не спасет от воров а «Неопалимая купина» не избавит от пожара просто по факту того, что их повесили на стену. Чудеса бывают в жизни христианина, но это именно чудеса, нарушение привычного хода жизни в ответ на глубокую веру христианина. А амулетов и оберегов в христианстве нет, христианство — это живая вера и живое общение человека с Богом и Его святыми.

Молитвы перед домашним иконостасом

Молитва Смоленской иконе Божией Матери

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва перед иконой икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская

О Преблагословенная Дево Богородице Владычице! Мати всех страждущих и болезнующих сердцем! Страны нашея и града Защитнице! Обители Псково-Печерския красото и славо! Призри на нас смиренных, обремененных грехи многими, отягченных скорбьми и печалями, и с сокрушением и слезами взирающих на пречистый лик Твой, в чудотворней иконе явленный. Сохрани от всякаго зла святую обитель сию, юже преподобный Корнилий со старцы Марком и Ионою Тебе вручи и всех в вере и надежде подвизающихся в ней. Спаси и град сей, и вся люди, правоверно живущия и к Тебе прибегающия, от нашествия иноплеменных, от всякаго страха и труса, от мора и глада, от злых человек и всяческой скорби. Приникни к нам милосердием Твоим, яко ликом Твоим Божественным любезно приникла еси к ланите Богомладенца. Согрей нас дыханием Твоея любве и никогда же отступай от нас, ни в сей жизни, ни в будущей да чающе Твою всесильную Материнскую помощь, сподобимся безбедно дойти вечныя жизни и прославлять Небеснаго Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго Бога, во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4:
К Богородице с умилением припадем вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим велию Твою милость.

Кондак, глас 6:
Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Пречистая Дево. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы раби, да не постыдимся.

Почему мы молимся в храме?

Для чего нужно ходить в храм?

Храм — это дом Божий, место особого присутствия Господа. Храм — место священное, Самим Богом предназначенное для молитвы. Ибо Господь еще в глубокой древности, в Ветхом Завете, повелел людям построить первый храм.

Совершаемое в храме богослужение — наша жертва Богу. В храм мы приходим к Отцу Небесному, для беседы с Ним. Любой отец, а тем более Отец Небесный, хочет, чтобы дети общались с Ним.

В храме совершается соборная, то есть совместная, молитва всех православных. Об этой молитве также сказал Сам Господь: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Мы все, православные христиане, составляем Церковь. Все вместе молимся в храме, который также называется церковью. Церковная молитва всех нас объединяет.

Читайте так же:  Молитва когда глаза болят

Храм, церковь — это место, где все нам напоминает о Боге, ничто не отвлекает от молитвы, от общения с Ним. Нас окружают иконы, изображения Бога, Богородицы, святых на стенах (росписи — фрески) и священные предметы.

Даже снаружи храм напоминает нам о Боге, о молитве, благовествует, проповедует Бога всем своим видом. Храм не похож на другие здания, он очень красив. Обычно храмы строили на возвышенном месте, чтобы они были видны издалека. Храм венчается куполом, чаще всего не одним. Купола наших русских церквей имеют, как правило, форму луковицы.

Такая форма похожа на горящую свечу — это символ нашей молитвы к Богу, которая должна возноситься к Нему, как огонь свечи. По этой же причине купола часто золотят и они, особенно на солнце, горят, как пламя. Встречаются также купола, по форме похожие на шлем древнерусского воина. Они напоминают нам о том, что все мы, православные христиане, живущие на земле, члены Церкви воинствующей. Нам приходится постоянно вести борьбу с духами зла и со своими грехами. Купола храмов всегда венчает крест, который является знаменем победы над смертью и диаволом.

Когда на храме один купол, он напоминает нам о том, что у нашей Церкви один Глава и Основатель — Господь Иисус Христос. Куполов может быть несколько. Например, три — в образ Святой Троицы или пять: один в центре — в образ Спасителя, другие, по бокам, символизируют четырех евангелистов. Иногда бывают церкви с тринадцатью куполами. Они символически указывают на Христа и двенадцать апостолов. Храмы имеют разную форму. Часто они в форме креста, иногда круга (символ вечности); бывают храмы и вытянутой формы, напоминающей лодку, ибо Церковь — это корабль спасения и образ Ноева ковчега, в котором люди спасались от потопа [1] . Храмы своими алтарями обращены на восток. Мы совершаем молитву обращаясь на восточную сторону в знак того, что на востоке восходит солнце, а Господь — Солнце Правды, восходящее на востоке жизни.

По расположению храма можно определять стороны света: алтарная часть, обращенная на восток, обычно выделяется закругленным выступом алтарных апсид.

Храмы бывают приходские, кладбищенские, домовые, крестовые (церковь при архиерейском или патриаршем доме) и соборные. Название собор связано с тем, что богослужение в нем может совершаться духовенством нескольких храмов (соборное служение). Обычно соборами являются кафедральные храмы в епархиальных городах или главные храмы в больших монастырях.

Храм и его устройство

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников [2] . На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

7 августа 2017 г.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

Читайте так же:  Молитва чтобы жена вернулась

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Храм — дом Божий

Бог вездесущ. Он присутствует на всяком месте, нет во Вселенной места, где бы не присутствовал Бог. Но есть особые, священные места, предназначенные для молитвы. Это церкви, или храмы. Храм еще называют домом Божиим, местом особого присутствия Господа. Это место, куда все мы собираемся для общей молитвы и службы Богу. Совместная молитва так и называется — богослужение. Христиане собираются в храме для молитвы в воскресные и праздничные дни, но и при каждой удобной возможности следует посещать церковь. Сам Господь заповедовал нам молиться соборно, то есть всем вместе. Он сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф 18, 20). Если даже молитва двух или трех человек так сильна и угодна Богу, то тем более молитва многих верующих, возносимая в храме. На службе с нами незримо присутствуют Сам Бог, Ангелы и святые. Во время службы мы стоим благоговейно, не отвлекаемся, не разговариваем и не ходим по храму. Мы помним, что пришли к Самому Богу и стоим перед Его глазами. Во время службы мы внимаем чтению и пению и молимся со всем народом, единым сердцем и душой. Конечно, в храме можно молиться Богу и о своих нуждах, и за близких.

Храм в силу своего особого назначения даже снаружи отличается от обычных домов и зданий. Он посвящен Самому Богу, а Богу нужно приносить в дар только лучшее. Поэтому наши храмы, монастыри великолепны и прекрасны. Их красота видна издалека, а мелодичный колокольный звон, зовущий народ на службу, разносится на многие километры.

Ответы на вопросы

Церковная молитва – общая молитва всех прихожан

Духовная жизнь христианина не исчерпывается индивидуальной домашней молитвой. Для того, чтобы не только называться христианином, но и быть им на деле, необходимо регулярно участвовать в общей, то есть церковной молитве. Объединяясь в общей молитве, христиане образуют Церковь, и только в Церкви нам дается спасение.

Значение и смысл церковной молитвы

Иисус Христос говорил: «там, где двое или трое во имя Мое, там Я среди них». В храме перед Богом стоят не просто несколько человек, но вся Церковь в ее духовном единстве. Христос постоянно присутствует в жизни Церкви, и знаком Его присутствия являются церковные таинства, совершать которые может только священник. Участие в таинствах — важнейшая часть духовной жизни христианина.

Совместная общая молитва людей в храме

В храме во время богослужений верующие совершают общую молитву. В совместной молитве все молятся о каждом и каждый – обо всех: когда отвлекся один, другие продолжают молиться, и молитва не ослабевает. Поэтому совместная молитва важнее (и сильнее) частной.

Богослужение совершает священник, ему помогает диакон. В храме слова молитв от имени всех собравшихся произносят или поют чтецы и певцы. Остальные молящиеся должны внимательно слушать то, что читается и поется. Чтобы лучше понимать слова, можно следить за богослужением с текстом в руках. Можно при этом подпевать хору, лишь бы пение не мешало другим молящимся.

Богослужения суточного круга, кроме Литургии, могут совершаться верующими без священника, так называемым мирянским чином. Для этого не нужен храм, а достаточно часовни.

Богослужебные молитвы

Существует огромное множество богослужебных молитв — тропарей, кондаков, стихир. Некоторые из них читают только священники во время богослужений: светильничные молитвы, евхаристическая молитва, молитва Ефрема Сирина, молитвы для совершения таинств и треб. Такие молитвы называются иерейскими или священническими, и содержатся они в богослужебных книгах (Октоихе, Минее, Триоди, Часослове).

Некоторые молитвы собравшиеся на службе прихожане поют вместе со священниками и церковным хором, и мирянам необходимо знать их наизусть:

  • Символ Веры («Верую…»), молитву «Отче наш…» и причастный стих «Тело Христово приимите, источника безсмерного вкусите» — на Божественной Литургии;
  • песнь «Воскресение Христово видевше…» — на воскресном всенощном бдении;
  • возглас «Воистину воскресе!» в ответ на возглас священника «Христос воскресе!» — на пасхальной службе.

Молитва идущих в храм

Верующие освящают молитвой каждое свое действие. Тем более без нее не может обойтись такое важное дело, как путь в храм. Какие же молитвы читают, когда идут в церковь? Существует специальная молитва идущего в храм, и ее нужно про себя или тихим шепотом произносить по дороге. Если не помните ее наизусть, можно читать «Отче наш» или Иисусову молитву.

Входя в церковь, нужно трижды перекреститься и сделать поясной поклон.

Богослужение в православной церкви: устав, значение и порядок

Фото: Фотобанк Лори

Поскольку в повседневной жизни человека постоянно отвлекают суетные мысли и заботы, совершенно необходимо участвовать на богослужениях в храме. Только там возможно отвлечься от обыденности и посвятить свои мысли Богу. В этом и есть главное значение богослужения.

Православное богослужение составляют песнопения, молитвы, чтение отрывков из Священного Писания и священнодействия, порядок (чин) которых установлен Церковью.

Книга, в которой записан устав православных богослужений, называется Типикон.

Порядок и устав церковного богослужения сформировался очень давно. Ему обучают в семинариях будущих священников, диаконов, чтецов и регентов хора. Однако любой верующий должен иметь хотя бы общее представление о богослужебном уставе, для того чтобы понимать происходящее на службе.

Каждый момент времени одновременно является частью суток, частью недели и частью года. По этому же принципу богослужения современной православной Церкви делятся на три «круга»:

  • Суточный круг: каждому часу в сутках соответствует какое-то событие из жизни Иисуса Христа
  • Седмичный, или недельный круг: каждый день недели посвящен воспоминаниям о каком-либо событии Священной Истории
  • Годовой круг: каждый день года связан с воспоминаниями о каком-то событии из жизни Иисуса Христа, апостолов и святых.

Богослужебные сутки начинаются вечером, поэтому вечерняя служба (вечерня) считается первой службой следующего дня. В течение суток служатся также утреня, 1-й, 3-й, 6-й (и иногда 9-й) часы и Божественная Литургия. Вечером накануне праздничных и воскресных дней вечерня, утреня и 1-й час объединяются в одну торжественную службу – всенощное бдение.

Литургия и таинство Евхаристии

Важнейшее общественное богослужение суток – это Литургия. Только на Литургии совершается главное таинство православной Церкви – Евхаристия, или Причащение. Во время Евхаристии действием благодати Святого Духа хлеб и вино незримо превращаются в Тело и Кровь Христовы. Верующие, вкушая их, причащаются, то есть соединяются с Господом Иисусом Христом ради оставления грехов и вечной жизни.

Читайте так же:  Утренняя молитва Богу

В последовании Литургии можно выделить три этапа:

  • проскомидия: священник готовит Святые Дары – хлеб и вино – к освящению;
  • литургия оглашенных: поются псалмы, читается Священное Писание, поминаются по записками живые и усопшие родные и близкие молящихся;
  • литургия верных: освящаются Святые Дары, совершается таинство Евхаристии, причащаются верующие (сначала священнослужители, затем – прихожане).

Значение Евхаристии в православной церкви очень велико. Участвуя в этом таинстве, верующие реально, а не символически, становятся носителями божественного Естества.

Евхаристическая молитва

Ключевым моментом литургии является чтение евхаристической молитвы (анафоры) над Святыми Дарами на проскомидии.

В современной Церкви анафору читает священник тайно, в алтаре, и только некоторые возгласы слышны молящимся в храме.

Начинается евхаристическая молитва словами «Станем добре!», и в этот момент в храме зажигают свет, а по окончании молитвы свет гасят.

Каждение в храме

Каждение – символическое окуривание ароматным дымом с помощью кадила (сосуд с горящими углями) в определенные моменты службы.

Во время малого каждения священник или диакон находятся на амвоне и кадят алтарь, иконы и собравшихся людей. Люди в ответ на каждение кланяются.

Во время полного каждения священнослужители обходят с кадилом весь храм. Молящимся следует отойти от стен ближе к середине храма, чтобы освободить место. Когда священнослужители с кадилом проходят мимо вас, слегка повернитесь и поклонитесь. Однако поворачиваться к алтарю спиной не надо.

Когда совершаются крестное знамение, земной и поясной поклоны

Во время молитв в храме нужно креститься и совершать поклоны в соответствии с церковным Уставом:

Крестное знамение без поклона:

  • в начале чтения Священного Писания (Апостола, Евангелия, Ветхого Завета)
  • на отпусте в конце службы, когда священник возглашает «Христос, истинный Бог наш. »
  • на вечерней службе в начале Шестопсалмия на словах «Слава в вышних Богу, на земли мир, в человецех благоволение» (три раза) и посередине, на слове «Аллилуия» (три раза)
  • на Литургии во время пения Символа веры

Крестное знамение с поясным поклоном (три раза):

  • при входе в храм и при выходе из него
  • при чтении «Приидите, поклонимся. »
  • при чтении «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя»
  • при чтении «Святый Боже, святый крепкий, святый безсмертный. »
  • при возгласе священника «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. »
  • на словах «Буди имя Господне благословенно отныне и до века»
  • на словах «Сподоби, Господи, в сей день (вечер) без греха сохранитися нам»
  • на литии после первых двух прошений ектении

Крестное знамение с поясным поклоном (один раз):

  • на словах «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»
  • на литии во время ектении после всех прошений, кроме первых двух
  • во время ектений на остальных службах на словах «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи»
  • во время любой молитвы, когда звучат слова «поклонимся», «припадем», «помолимся»
  • на Литургии на словах «Приимите, ядите», «Пийте от нея вси», «Твоя от Твоих Тебе приносяще»
  • после «Честнейшую херувим. » перед «Именем Господним благослови, отче. » (низкий поясной поклон)
  • на утрене после чтения Евангелия
  • на вечерне и утрене после окончания каждой стихиры
  • на утрене на каноне на каждом припеве и словах «Слава Отцу и Сыну и Святому духу», «и ныне и присно и вовеки веков, аминь»
  • на молебне с акафистом в начале каждого кондака и икоса

На Литургии в воскресенье и в период с Пасхи до Пятидесятницы, когда не совершаются земные поклоны, делается крестное знамение с поясным поклоном:

  • после песнопения «Тебе поем»
  • после «Достойно есть»
  • при возгласе «Святая святым»
  • при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш»
  • при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите»
  • затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

Поясной поклон без крестного знамения:

  • на возгласе священника «Мир всем. »

Земной Великий поклон

Для земного поклона становятся на колени и касаются пола руками и головой.

Земные поклоны совершаются:

  • во время поста при входе в храм и перед выходом из него (три раза)
  • во время поста на утрене во время Песни пресвятой Богородице по окончании припева «Честнейшую херувим. »
  • Великим постом во время чтения молитвы Ефрема Сирина (на каждой фразе)
  • Великим постом на великом повечерии на каждом чтении стиха «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных»
  • Великим постом на вечерне при пении «Богородице, Дево, радуйся. » (три раза)
  • на Литургии в будний день (не в праздник): после песнопения «Тебе поем», после «Достойно есть», при возгласе «Святая святым», при возгласе «И сподоби нас, Владыко, неосужденно. » перед пением «Отче наш», при выносе священником Святых даров на словах «Со страхом Божиим и верою приступите», затем на словах «Всегда, ныне и присно и вовеки веков, аминь»

По воскресеньям и в период с Пасхи до Пятидесятницы земные поклоны заменяются поясными.

Как правильно молиться в церкви перед иконой

В храм нужно прийти за некоторое время до начала службы, чтобы приложиться к иконе дня или чудотворным иконам.

Икона дня — это изображение святого или события Священной истории, память о котором отмечается в этот день. Икона дня лежит посередине храма на аналое (небольшом наклонном столике). Если в этот день нет праздника и не вспоминается какой-либо святой, то иконой дня является икона святого или праздника, в честь которого освящен храм.

Перед иконой нужно дважды перекреститься с поясным поклоном.

При этом про себя произносят молитву:

  • у иконы Христа — Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго»
  • перед ликом Богородицы — «Пресвятая Богородице, спаси нас»
  • у образа святого — «Святый угодниче Божий (или: святая угоднице Божия) (имя), моли Бога о нас»

После этого нужно приложиться губами к определенному месту иконы:

  • у Христа целуют благословляющую руку, ноги или край одежды
  • у Богородицы и святых — руку или одежду
  • на иконе Нерукотворного Спаса или главы Иоанна Крестителя — волосы

Церковнославянский язык — значение и роль

Богослужение в Русской, Сербской и Болгарской православных церквях ведется на церковнославянском языке. На русском языке могут читаться только отрывки из Священного Писания. Церковнославянский язык на слух воспринимается не всегда легко, поэтому на службы с собой можно брать распечатку текста с переводом.

Часто спрашивают: можно ли молиться по-русски и почему не переводят богослужение на русский язык?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

По-русски молиться можно, в русском, как и в любом национальном языке, нет ничего скверного или недостойного молитвы. Однако в настоящее время полный перевод богослужения на русский невозможен: нормы и стилистика современного русского литературного языка постоянно меняются, язык очень быстро устаревает. К тому же, в русском языке попросту нет многих слов, которые используются в молитвенной поэзии.

Место для молитвы как называется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here