Кровавая меня могила ждет могила без молитв и без Креста

Детально: кровавая меня могила ждет могила без молитв и без креста - специально для Вас.

Кровавая меня могила ждет, Могила без молитв и без креста.

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом, пустота Кругом…

5 (27) июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера у подножия Машука состоялась дуэль между отставным майором Николаем Соломоновичем Мартыновым и поручиком Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Последний был убит. Обстоятельства ссоры и поединка до сих пор остаются не вполне выясненными. Была создана следственная комиссия. Ординатор Пятигорского военного госпиталя И. Е. Барклай де Толли — дальний родственник знаменитого генерал-фельдмаршала — произвел осмотр тела и составил соответствующее заключение.

«При осмотре оказалось, — писал он, — что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастании ребер с хрящем, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе порезала мягкие части левого плеча; от которой раны поручик Лермонтов мгновенно на месте поединка умер» Документ заверен печатью, помечен 17 июля и подписан доктором и двумя следователями. Было и другое свидетельство того же врача, отчасти отличающееся от первого. По мнению лермонтоведа, кандидата медицинских наук Б. А. Нахапетова: «Составленные Барклаем де Толли два судебно-медицинских заключения о смерти М. Ю. Лермонтова не в полной мере соответствовали „Наставлению врачам при судебном осмотре и вскрытии мертвых тел“, изданному Медицинским советом в 1829 году. Кроме того, отличаясь по содержанию, они явились поводом для возникновения споров вокруг некоторых обстоятельств дуэли Лермонтова с Мартыновым».

Дело здесь не только в этих противоречиях и недоработках. Все четыре свидетеля трагедии — М. П. Глебов, А. И. Васильчиков, А. А. Столыпин (Монго) и С. С. Трубецкой — очень кратко и сбивчиво сообщали о ходе дуэли. Или хранили молчание. Например, неизвестно даже, произвел ли свой выстрел (в воздух) Лермонтов, кто у кого был секундантом: в одном случае Глебов называл себя секундантом Лермонтова, в другом — Мартынова; роли Трубецкого и Столыпина вообще неясны.

М. Ю. Лермонтову

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста…

Поручик, поручик, куда Вы спешите?
На что Вам мятежный Кавказ?
Любите, страдайте, кутите, грешите
Презрев Высочайший Указ!

Под новенькой буркой погоны блеснули,
Качнулся усталый возок.
Зачем Вам, поручик, чеченские пули,
Коварный и льстивый Восток?

Куда же, куда Вы спешите, поручик?
Без Вас Шамиля усмирят!
Неужто покладистей, да и покруче
Поручиков нет у Царя?

А дальние проводы – лишние слезы,
Дороги не будет назад.
И Вас провожают кресты и березы,
Да бабушки любящей взгляд.

Прощайте Тарханы, задумчивый берег,
Балы и гвардейский бомонд.
Как воздух горяч, как беснуется Терек,
Как мрачен чужой горизонт.

Дуэль неизбежна, как смена дозора,
Как этот последний рассвет;
Загладить не сможет нелепую ссору
Разряженный вверх пистолет.

Противник серьезен, такой не промажет,
А как же, дуэль – так дуэль.
Спокойно прицелясь, наверное, скажет:
«Ну что, отшутились, Мишель».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А Вам все лежать под намокшей шинелью
Покуда придет тарантас…
Убийство тогда называлось дуэлью,
Разборкой зовется сейчас.

Кровавая меня могила ждет могила без молитв и без Креста

У нас вы можете бесплатно скачать произведения по классической литературе в удобном файле-архиве, далее его можно распаковать и читать в любом текстовом редакторе, как на компьютере, так и на любом гаджете или “читалке”.

Мы собрали лучших писателей русской классической литературы, таких как:

  • Александр Пушкин
  • Лев Толстой
  • Михаил Лермонтов
  • Сергей Есенин
  • Федор достоевский
  • Александр Островский

. и многих других известнейших авторов написавших популярные произведения русской классической литературы.

Все материалы проверены антивирусной программой. Также мы будем пополнять нашу коллекцию по классической литературе новыми произведениями известных авторов, а возможно, и добавим новых авторов. Приятного прочтения!

Русский писатель (9 (21) августа 1871 — 12 сентября 1919)

Руусский поэт, драматург (20 августа (1 сентября) 1855 — 30 ноября (13 декабря) 1909)

Русский поэт (15 (27) ноября 1840 (1841?) — 17 (29) августа 1893)

Русский поэт, писатель (11 (23) июня 1889 — 5 марта 1966)

Поэт-символист (3 [15] июня 1867 — 23 декабря 1942)

Русский поэт (19 февраля [2 марта] 1800 — 29 июня [11 июля] 1844)

Русский поэт (18 (29) мая 1787 — 7 (19) июня 1855)

Русский писатель, поэт (14 (26) октября 1880 — 8 января 1934)

Русский поэт. (16 (28) ноября 1880 — 7 августа 1921)

Русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, историк. (1 (13) декабря 1873 — 9 октября 1924)

Русский писатель, поэт (10 (22) октября 1870 — 8 ноября 1953)

Русский поэт, художник (16 [28] мая 1877 — 11 августа 1932)

Русская поэтесса, писательница (8 [20] ноября 1869 — 9 сентября 1945)

Русский прозаик, драматург, поэт, критик и публицист. (20 марта (1 апреля) 1809 — 21 февраля (4 марта) 1852)

Русский писатель, прозаик, драматург (16 (28) марта 1868 — 18 июня 1936)

Русский драматург, поэт, дипломат и композитор. (4 (15) января 1795 — 30 января (11 февраля) 1829)

Русский поэт (16 [28] июля 1822 — 25 сентября [7 октября] 1864)

Русский писатель-прозаик (11 августа [23 августа] 1880 — 8 июля 1932)

Русский поэт (3 (15) апреля 1886 — август 1921)

Генерал-лейтенант, участник Отечественной войны 1812 года, русский поэт (16 (27) июля 1784 — 22 апреля (4 мая) 1839)

Русский поэт (3 (14) июля 1743 — 8 (20) июля 1816)

Русский писатель, мыслитель. (30 октября (11 ноября) 1821 — 28 января (9 февраля) 1881)

Русский поэт. (21 сентября (3 октября) 1895 — 28 декабря 1925)

Русский поэт, критик, переводчик. (29 января (9 февраля) 1783 — 12 апреля (24 апреля) 1852)

Русский поэт, прозаик (29 октября (10 ноября) 1894 — 26 августа 1958)

Русский литератор (1 (12) декабря 1766 — 22 мая (3 июня) 1826)

Русский поэт (10 (22) октября 1884 — 23 и 25 октября 1937)

Русский поэт, баснописец (2 (13) февраля 1769 — 9 (21) ноября 1844)

Русский поэт (6 (18) октября 1872 — 1 марта 1936)

Русский писатель (26 августа (7 сентября) 1870 — 25 августа 1938)

Русский поэт, прозаик, драматург. (3 (15) октября 1814 — 15 (27) июля 1841)

Русский писатель (4 (16) февраля 1831 — 21 февраля (5 марта) 1895)

Русская поэтесса (19 ноября [1 декабря] 1869 — 27 августа [9 сентября] 1905)

Русский поэт (23 мая (4 июня) 1821 — 8 (20) марта 1897)

Русский поэт, прозаик (3 (15) января 1891 — 27 декабря 1938)

Русский советский поэт (7 [19] июля 1893 — 14 апреля 1930)

Русский поэт (26 декабря 1862 — 31 января 1887)

Русский поэт, писатель, публицист. (28 ноября (10 декабря) 1821 — 27 декабря 1877 (8 января 1878)

Русский драматург. (31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886)

Русский писатель, поэт (29 января [10 февраля] 1890 — 30 мая 1960)

Русский поэт, драматург и прозаик. (26 мая (6 июня) 1799 — 29 января (10 февраля) 1837)

Русский поэт, общественный деятель, декабрист (18 сентября (29 сентября) 1795 — 13 (25) июля 1826)

Русский писатель. (15 (27) января 1826 — 28 апреля (10 мая) 1889)

Русский поэт (4 мая (16 мая н.ст.) 1887 — 20 декабря 1941)

Русский поэт и писатель (26 июля [7 августа] 1837 — 25 сентября [8 октября] 1904)

Русский поэт (16 [28] января 1853 — 31 июля [13 августа] 1900)

Русский поэт, писатель и драматург (17 февраля (1 марта) 1863, — 5 декабря 1927)

Русский писатель, поэт, драматург. (24 августа (5 сентября) 1817 — 28 сентября (10 октября) 1875 )

Русский писатель, мыслитель. (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910)

Русский писатель, поэт. (28 октября (9 ноября) 1818 — 22 августа (3 сентября) 1883)

Русский поэт, дипломат, публицист (23 ноября (5 декабря) 1803 — 15 (27) июля 1873)

Русский поэт, переводчик и мемуарист. (23 ноября (5 декабря) 1820 — 21 ноября (3 декабря) 1892, Москва)

Русский поэт (28 октября (9 ноября) 1885 — 28 июня 1922)

Русский поэт (16 (28) мая 1886 — 14 июня 1939)

Русский поэт, прозаик (26 сентября (8 октября) 1892 — 31 августа 1941)

Русский философ. (27 мая (7 июня) 1794 — 14 (26) апреля 1856)

Русский поэт, прозаик (1 (13) октября 1880 — 5 августа 1932)

Русский философ. (12 (24) июля 1828 — 17 (29) октября 1889)

Русский писатель, драматург. (29 января 1860 — 15 июля 1904)

Русский писатель, поэт (19 [31] марта 1882 — 28 октября 1969)

Деревенский нищий
читают сейчас

Великий день Кирилловой ко.
1 минуту назад

Сумасшедший
1 минуту назад

Сыплет черемуха снегом
2 минуты назад

Вы, с квадратными окошками.
2 минуты назад

Страна негодяев
3 минуты назад

Я видел раз ее в веселом в.
3 минуты назад

Сны Чанга
3 минуты назад

Квартет
3 минуты назад

Элевзинский праздник
3 минуты назад

Лермонтов, которого не знали. Роман

С 2016 года эту книгу , написанную для сына – школьника , прочло более 300 000 .
роман

Что было поутру, то скажет нам следующий журнал, если угодно будет почтенным читателям нашим…»

Рассмотрим стихотворение Михаила Лермонтова «Смерть поэта».
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.

Погиб поэт!- невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде. и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь. Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Его убийца хладнокровно
Навел удар. спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво. издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.

И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.

И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________

А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – всё молчи.
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!

Стихотворение « 1 января» . Прошло не так много времени , но в нем уже нет того набора штампов, присутствующих в лирике поэта. Здесь сатира, элегия, грустные стихи – Лермонтов находит новый принцип объединения жанров, которые держатся на ЛГ. Он снова первооткрыватель. Но Лермонтов не просто эксплуатирует свое эмоциональное открытие, эту голую эмоцию, а смотрит на себя, как на огромную проблему, которую попробует решить в своих романтических стихах и поэмах.
1-е января

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки,-
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться,- памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою;
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

1. Юнкерские поэмы, темная сторона поэзии Лермонтова.
2. Дуэли.
3. Любовь.
4. “Прощай немытая Россия”- стихи, которые не писал Лермонтов.
5. Космизм в творчестве Лермонтова.
6. Проза Лермонтова.
7. Поэты – последователи.
8.

Книги онлайн

. . . все ваши любимые книги онлайн

«Убийство Михаила Лермонтова»

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом, пустота Кругом…

5 (27) июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера у подножия Машука состоялась дуэль между отставным майором Николаем Соломоновичем Мартыновым и поручиком Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Последний был убит. Обстоятельства ссоры и поединка до сих пор остаются не вполне выясненными. Была создана следственная комиссия. Ординатор Пятигорского военного госпиталя И. Е. Барклай де Толли — дальний родственник знаменитого генерал-фельдмаршала — произвел осмотр тела и составил соответствующее заключение.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Копирование материалов сайта www.bookol.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2019 «Книги онлайн»

Книги онлайн

. . . все ваши любимые книги онлайн

«Убийство Михаила Лермонтова»

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом, пустота Кругом…

5 (27) июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера у подножия Машука состоялась дуэль между отставным майором Николаем Соломоновичем Мартыновым и поручиком Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Последний был убит. Обстоятельства ссоры и поединка до сих пор остаются не вполне выясненными. Была создана следственная комиссия. Ординатор Пятигорского военного госпиталя И. Е. Барклай де Толли — дальний родственник знаменитого генерал-фельдмаршала — произвел осмотр тела и составил соответствующее заключение.

Копирование материалов сайта www.bookol.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2019 «Книги онлайн»

Книги онлайн

. . . все ваши любимые книги онлайн

«Убийство Михаила Лермонтова»

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом, пустота Кругом…

5 (27) июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера у подножия Машука состоялась дуэль между отставным майором Николаем Соломоновичем Мартыновым и поручиком Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Последний был убит. Обстоятельства ссоры и поединка до сих пор остаются не вполне выясненными. Была создана следственная комиссия. Ординатор Пятигорского военного госпиталя И. Е. Барклай де Толли — дальний родственник знаменитого генерал-фельдмаршала — произвел осмотр тела и составил соответствующее заключение.

Копирование материалов сайта www.bookol.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2019 «Книги онлайн»

ЛитЛайф

Жанры

Авторы

Книги

Серии

Форум

Бондаренко Владимир Григорьевич

Книга “Лермонтов. Мистический гений”

Читать

Пять соучастников дуэли, как подтверждает тот же Васильчиков, дали “…друг другу слово молчать и не говорить никому ничего другого, кроме того, что… показано на формальном следствии”. Это уже не на дворянский кодекс чести похоже, а на бандитскую клятву. И ведь так и молчали, пока не остался в живых один князь Васильчиков, который и рассказал удобную для себя версию. Спасибо и на этом.

Да и как им было говорить, если по законам дуэльного кодекса все они стали соучастниками убийства.

Вот так петербургский высший бомонд проучил “ядовитую гадину”.

Поэт и на самом деле как будто предвидел свою раннюю смерть, написав еще в 1831 году:

Была и могила без молитв и без креста в Пятигорске, был и чужестранец молодой, но было и пусть не всеми понятое и принятое величие нашего национального гения. Вот он смотрит в нашу даль, видит и белый парус одинокий, видит и “бегучий челн”…

Погибнув на бессмысленной дуэли, Михаил Лермонтов сразу же ушел в бессмертие. Уже вскорости после его гибели за его автографы, его личные вещи коллекционеры и знатоки давали немалые деньги. Во весь период царствования Николая I о нем молчали, но стихи его охотно печатались и даже изучались в гимназиях.

Это само по себе остается величайшей тайной, почему лет тридцать после его гибели о нем нельзя было писать? 4τό никак не мог ему простить Николай I? Ничего этого нельзя объяснить новомодными теориями “подлинных отцов”, и Кавказ был замирен к тому времени, и крепостное право заканчивало свое существование. А уж сколько незаконнорожденных, но усыновленных князей и баронов существовало на Руси, никому ничего не мешало. Вспомним хотя бы Пьера Безухова из “Войны и мира”, которого признают законным наследником, и никакой тебе мистики, сразу и вереница невест выстраивается из самых знатных семейств.

Что же таинственного таилось в самом гении Михаила Юрьевича?

Еще один наш великий мистик, Даниил Андреев, не случайно считал, что именно гибель Лермонтова, а не Пушкина, стала великой катастрофой для русской литературы. Его космическая миссия оказалась не выполнена. Лермонтов и на самом деле был первым русским поэтом-космистом.

С самых ранних стихов и до последних мистический космизм переполнял его поэзию. Она и на самом деле была наднебесной. Дмитрий Мережковский назвал его поэтом сверхчеловечества, писал о глубинной связи его поэзии с Ницше. По крайней мере, Михаил Юрьевич в этом не был продолжателем, скорее — основоположником. Ведь тот же Фридрих Ницше родился позже него ровно через 30 лет, день в день. Тоже 3(15) октября. Под тем же знаком Весов, в близкие друг от друга дни родились и Сергей Есенин, и Артюр Рембо, и Оскар Уайльд, достаточно разные, но столь же мистически значимые гении.

Чем больше слава поэта шла по Руси, тем больше грязи старались вылить на него его недоброжелатели, коих, как всегда, на Руси хватало. Это, может быть, тема целой книги, почему ныне восхваляемый Николай I (если он не виновен в смерти поэта?) строжайше запретил хоть что-либо писать о поэте. И целых три десятилетия книги стихотворений выходили без справочных материалов о самом Лермонтове. За что же и после смерти продолжал лютовать на Лермонтова российский император?

Впрочем, свое бессмертие Михаил Юрьевич предчувствовал с ранней юности. Он и пришел к нам из некой вечности, из каких-то небесных краев. И вернулся обратно в вечность. Как поэт писал еще в юности:

Он мог использовать ту или иную форму стиха, от ямба до любимого амфибрахия, мог заимствовать какие-то приемы у иных писателей, от Байрона до Пушкина, но в этот взятый напрокат формат он всегда вставлял истинно свое космическое небесное содержание. Только этот бессмертный человек, сидящий в земном человеке Лермонтове, и придавал его поэзии горний дух, возвышался над всеми земными страстями и тяготами.

“Кто близ небес, тот не сражен земным…” — точнее и не скажешь.

Даже в немощную николаевскую эпоху, закономерно закончившуюся крымским поражением в войне, могучий и героический лермонтовский характер был заметен всем. И как же ошибался близкий друг Александра Пушкина, знаменитый ученый, вроде бы знаток искусств, ректор Петербургского университета, академик Петр Александрович Плетнев, когда писал: “О Лермонтове я не хочу говорить потому, что и без меня говорят о нем гораздо более, нежели он того стоит. Это был после Байрона и Пушкина фокусник, который гримасами своими умел толпе напомнить своих предшественников. В толпе стоял Краевский (издатель и один из первых ценителей Лермонтова. — В. Б.). Он раскричался в “Отечественных записках”, что вот что-то новее и, следовательно, лучше Байрона и Пушкина. Толпа и пошла за ним взвизгивать то же… Придет время, и о Лермонтове забудут…”

Не забыли и не забудут. Думаю, это был первый, воистину русский поэт. Поэзия Александра Пушкина всегда носила более всемирный, всечеловечный характер. В Михаиле Лермонтове, при всем его изначальном байронизме, более глубоко сидело русское начало. Недаром Ф. Ф. Вигель прозвал его отчаянным русоманом. Но и в русскости своей он был предельно одиноким. Еще бы, единственный из великих поэтов, так и не смирившийся ни с чем: ни с режимом, ни с обществом, ни даже с каноническими постулатами церковников. Он и был, подобно своему новгородскому герою, “последним сыном вольности”.

Трудно найти более верующего поэта, чем Михаил Лермонтов, но и к Богу у поэта были свои пути, свои прямые разговоры с ним.

Ценя вольность в себе самом, он и в героях всегда искал вольность, почему и любил воспевать первобытных естественных горцев Хаджи Абрека, Измаил-Бея, Мцыри, пусть и не столь образованных, но уверенных в воле своей, в твердости своей, в правоте дел своих. Таким же бесстрашным и уверенным в себе был его купец Калашников, такими были герои “Бородино”. Он и в себе самом не любил “гнета просвещения”, столичного лицемерия. И в стихах своих стремился победить свой эгоцентризм, обрести народность.

Читать онлайн “Убийство Михаила Лермонтова”

Автор Баландин Рудольф Константинович

Рудольф Баландин Убийство Михаила Лермонтова

Рудольф Баландин

Кровавая меня могила ждет,

Могила без молитв и без креста,

На диком берегу ревущих вод

И под туманным небом, пустота Кругом…

5 (27) июля 1841 года между 6 и 7 часами вечера у подножия Машука состоялась дуэль между отставным майором Николаем Соломоновичем Мартыновым и поручиком Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Последний был убит. Обстоятельства ссоры и поединка до сих пор остаются не вполне выясненными. Была создана следственная комиссия. Ординатор Пятигорского военного госпиталя И. Е. Барклай де Толли — дальний родственник знаменитого генерал-фельдмаршала — произвел осмотр тела и составил соответствующее заключение.

«При осмотре оказалось, — писал он, — что пистолетная пуля, попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастании ребер с хрящем, пробила правое и левое легкое, поднимаясь вверх, вышла между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе порезала мягкие части левого плеча; от которой раны поручик Лермонтов мгновенно на месте поединка умер» Документ заверен печатью, помечен 17 июля и подписан доктором и двумя следователями. Было и другое свидетельство того же врача, отчасти отличающееся от первого. По мнению лермонтоведа, кандидата медицинских наук Б. А. Нахапетова: «Составленные Барклаем де Толли два судебно-медицинских заключения о смерти М. Ю. Лермонтова не в полной мере соответствовали „Наставлению врачам при судебном осмотре и вскрытии мертвых тел“, изданному Медицинским советом в 1829 году. Кроме того, отличаясь по содержанию, они явились поводом для возникновения споров вокруг некоторых обстоятельств дуэли Лермонтова с Мартыновым».

Дело здесь не только в этих противоречиях и недоработках. Все четыре свидетеля трагедии — М. П. Глебов, А. И. Васильчиков, А. А. Столыпин (Монго) и С. С. Трубецкой — очень кратко и сбивчиво сообщали о ходе дуэли. Или хранили молчание. Например, неизвестно даже, произвел ли свой выстрел (в воздух) Лермонтов, кто у кого был секундантом: в одном случае Глебов называл себя секундантом Лермонтова, в другом — Мартынова; роли Трубецкого и Столыпина вообще неясны.

ВЕРСИИ

Неудивительно, что сразу же после дуэли появились слухи, что она велась не по правилам, а причины для нее, в сущности, отсутствовали. Более того, в советское время было высказано предположение на первый взгляд фантастическое: застрелил великого поэта некто неизвестный. Он якобы скрывался в кустах на скале, расположенной выше площадки, где происходил поединок.

Понятно, что такое преступление могло совершиться и оставаться нераскрытым только в том случае, если его санкционировали высшие чины государства, тайная полиция или даже сам Николай I. Основание: ненависть к поэту тех, кого он заклеймил в стихотворении «Смерть поэта»: «Надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов», «Свободы, Гения и Славы палачи». Улики: странный характер смертельной раны, пробившей тело Лермонтова навылет под углом около 35° к горизонту.

Помимо всего прочего, странное впечатление производит вопрос, заданный Мартынову во время суда: «Не было ли употреблено с вашей стороны или секундантов намерения к лишению жизни Лермонтова противных общей вашей цели мер?» По-видимому, имелись веские основания предполагать, что правила дуэли были всерьез нарушены.

Наконец, подозрительная история произошла с приговором суда. В соответствии со «Сводом военных постановлений» Мартынова, Глебова и Васильчикова приговорили к «лишению чинов и прав состояния». Однако военное начальство сочло нужным смягчить наказание: Мартынова — лишить «чина, ордена и написать в солдаты до выслуги без лишения дворянского достоинства», а Васильчикова и Глебова «перевести из гвардии в армию тем же чином». Царь почему-то решил, что и такое наказание слишком сурово, и распорядился: «Майора Мартынова посадить в Киевскую крепость на гауптвахту на три месяца и предать церковному покаянию. Титулярного же советника князя Васильчикова и корнета Глебова простить, первого во внимание к заслугам отца, а второго по уважению полученной тяжелой раны». Складывается впечатление, что Николай I нисколько не огорчился гибелью отважного боевого офицера и гениального поэта, пожалуй, даже остался этим вполне удовлетворен. А ведь ему было доложено, что никто не слышал каких-либо шуток, оскорбиших Мартынова: оснований для смертельного поединка не было.

Правда, высказывалась мысль, будто Лермонтов сам искал смерти, бездумно рисковал, искушая судьбу. Не случайно же он, согласно рапорту непосредственного начальника, «везде первый подвергался выстрелам хищников» (имеются в виду, как тогда выражались, «хищные горцы Кавказа»).

ПРЕДЧУВСТВИЯ

Итак, искал ли Михаил Юрьевич смерти? Допустимо ли считать его дуэль с Мартыновым самоубийством «чужой рукой», нарочитым риском утомленного и разочарованного жизнью человека?

В 1840 году он написал «Завещание»:

Наедине с тобою, брат,

Хотел бы я побыть:

На свете мало, говорят,

Мне остается жить!

А если спросит кто-нибудь…

Ну, кто бы ни спросил,

Скажи им, что навылет в грудь

Я пулей ранен был…

Однако в тексте стихотворения нет и намека на стремление умереть. Да и речь идет о военных действиях:

Что умер честно за царя,

Что плохи наши лекаря,

И что родному краю

Поклон я посылаю.

Чуть позже, в год смерти, он пишет мрачное произведение «Любовь мертвеца»:

Пускай холодною землею

О, друг! всегда, везде с тобою

Но в данном случае Лермонтов не был оригинален, и на свой лад развивал тему стихотворения французского поэта Альфонса Карра «Влюбленный мертвец».

Хотя незадолго до своей гибели Михаил Юрьевич написал в альбом графине Ростопчиной:

Предвидя вечную разлуку,

Боюсь я сердцу волю дать;

Боюсь предательскому звуку

Мечту напрасную вверять…

И тут он ни словом не обмолвился о жажде смерти или хотя бы равнодушии к ней. Напротив, слышатся грусть, печаль. По воспоминаниям графини: «Лермонтову очень не хотелось ехать. У него были всякого рода дурные предчувствия» Или другое ее свидетельство: «Лермонтов только и говорил об ожидавшей его скорой смерти».

Не следует забывать, что все это было написано уже после гибели поэта.

Естественно, Ростопчина с вполне понятным пристрастием подчеркивала дурные предчувствия Лермонтова. Но при этом обратим внимание на то, что ему «не хотелось ехать»! Следовательно, версия о его стремлении к смерти выглядит сомнительной.

Наконец, характер смертельной раны показывает (и это подтверждается свидетелями поединка), что по всем правилам дуэльного искусства Лермонтов стоял правым боком к противнику, прикрываясь согнутой в локте правой рукой, держащей пистолет…

Тут-то и возникает недоумение: каким образом при такой позе пуля могла попасть под правое нижнее ребро и тем более выйти у левого плеча?!

Совершенно невероятно. Невольно приходишь к мысли, что выстрел был произведен с противоположной стороны, с позиции, расположенной выше Лермонтова. Тем более что как раз там находится скалистый выступ с кустарником.

Значит — подлое убийство поэта?

ВЫСТРЕЛ ИЗ КУСТОВ

На первый взгляд версия о стрелке-убийце невероятна. Кто и как мог организовать эту акцию? Кто исполнил? Какие для нее основания? Мыслимо ли, чтобы свидетели дуэли не обратили внимания на этот выстрел? И все-таки, когда принимаешься распутывать клубок проблем, связанных с дуэлью Лермонтова, находишь более или менее удовлетворительные ответы на подобные вопросы.

Врагов у Михаила Юрьевича было предостаточно (Мартынов — не из их числа). Они появились после уничтожающего обличения «жадною толпой» стоящих у трона. Его предсказание про «России черный год, когда царей корона упадет», не назовешь иначе, как революционным. Или такие строки:

Опять, вы, гордые, восстали

За независимость страны,

И снова перед вами пали

Конечно, царь не мог позволить себе разгневаться всерьез на такие выпады.

Однако его отношение к Лермонтову проявилось позже. В письме супруге Николай I так отозвался о «Герое нашего времени»: «По моему убеждению, это жалкая книга, показывающая большую испорченность автора». «Я нахожу вторую часть отвратительною».

Еще раньше царь заклеймил последние 16 строк стихотворения «Смерть поэта»: «Бесстыдное вольнодумство, более, чем преступное». И приказал «посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он».

Как известно, по указанию царя поэта сослали на Кавказ в действующую армию. Несмотря на храбрость, воинскую доблесть, поручик Лермонтов не был ни повышен в чине, ни награжден (вопреки мнению непосредственных начальников).

Более того, Николай I предписал, чтобы «начальство отнюдь не осмеливалось ни под каким предлогом удалять его от фронтовой службы в своем полку».

Наконец, в некоторых воспоминаниях приведены слова, якобы сказанные царем в связи с гибелью Лермонтова: «Туда ему и дорога» или «Собаке собачья смерть». Второй вариант неявно свидетельствует о смертной казни, а не дуэли. Безусловно, в любом случае не следует упрощать ситуацию, полагая, что царь мог дать прямое указание организовать подлое убийство поэта. Но ведь всегда при правителях находятся исполнители грязных дел, которым не тр .

Тайна Лермонтовскрй могилы

Тайной была окружена и жизнь, и посмертная судьба Лермонтова. До сих пор много загадочного в истории его поединка с Мартыновым. Так и не установлено точное место, на котором раздался роковой выстрел. Нет точных данных и о том, где действительно находилась могила поэта на старом пятигорском кладбище. К стоящему здесь скромному памятнику приходят люди. То два-три человека, а то и целая экскурсионная группа. Постоят у первой могилы великого поэта и уходят отсюда с тихой грустью в сердце. Прах Лермонтова давно покоится в пензенских Тарханах. Но и Пятигорское кладбище священно для всякого русского человека.

17 июля 1841 года в Пятигорске стоял ясный солнечный день. Спокойно и безучастно глядели вершины ближних и дальних гор на собравшихся у свежевырытой могилы. При молитве и торжественном пении в землю был опущен гроб с телом Лермонтова. Поэт был не совсем прав, когда предрекал себе:

Кровавая меня могила ждет,
Могила без молитв и без креста.

Молитва, разумеется, была. А вот креста на могиле не поставили. Ее накрыла простая каменная плита. Свидетельства современников не дают ответа на вопрос: что было написано на том первом камне. Только фамилия или даже одно лишь имя, как говорил кое-кто. Некоторые же утверждали впоследствии, что на плите были «прописаны» и чин, и имя и отчество поэта, и даты его рождения и смерти.

На третий день после похорон к могиле поэта пришел его сослуживец по Гродненскому гусарскому полку А. И. Арнольди. Пришел с бумагой и акварельными красками, чтобы запечатлеть это место. Спустя годы окажется, что его рисунок — единственный документ, указывающий на место первоначального захоронения поэта.

Е. А. Арсеньева, горячо любившая свое единственное утешение в жизни внука Мишеньку, когда немного оправилась от тяжкого горя, стала хлопотать о разрешении перевезти его прах из Пятигорска в Тарханы, к ней в имение. И в январе 1842 года на Кавказ отправились верные слуги. Могилу раскопали, вынули гроб, поместили в свинцовый ящик и увезли в Пензенскую губернию. Там поэт и обрел вечный покой. Рядом со склепом растет дуб. Бабушка выполнила предсмертную волю поэта, выраженную в словах:

Надо мной, чтоб вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел

На пятигорском кладбище около раскопанной могилы еще долго лежал продолговатый надгробный камень. В 1858 году журналист Н. Монаенков на страницах газеты «Кавказ» опубликовал любопытную легенду, возникшую вскоре после перезахоронения Лермонтова: «Во время открытия могилы поэта застрелился какой-то архитектор; свежей могилы рыть не захотели, и тело несчастного самоубийцы было опущено в могилу, заключавшую в себя гроб Лермонтова, — рассказывал журналист. — Теперь над этой могилой нет ни креста, ни камня, так что отыскать ее довольно трудно; но при помощи здешнего благочинного я посетил эту могилу и горячо усердно помолился за упокой души славного поэта».

Легенда неожиданно получила подтверждение уже в наши дни. Сравнительно недавно в Ставропольском краевом архиве был обнаружен любопытный документ. Из него следует, что в 1844 году в Пятигорск был назначен новый архитектор взамен архитектора Рисса, покончившего жизнь самоубийством. Тот прибыл в Пятигорск в 1842 году и прожил тут очень недолго. Так что вполне возможно, что в бывшей лермонтовской могиле действительно похоронили другого человека.

Иные же современники и очевидцы утверждали, что надгробный камень сбросили в разрытую могилу и засыпали. Часть камня какое-то время торчала из земли, а потом исчезла и она. Есть свидетельства и о том, что камень скатился вниз со склона и затерялся, или что он был использован при кладке фундамента кладбищенской церкви.

Каменный храм во имя воскрешения святого Лазаря начали строить в 1847 году неподалеку от первого захоронения Лермонтова. Закончили постройку в 1857 году. Церковь получила классические формы: круглый купол и три портика тосканского ордера. Довольно высокий цоколь с южной стороны храма позволил устроить в нем склепы для захоронений и комнату сторожа. Но место для здания было выбрано не совсем удачно. Вода, сбегающая во время дождя со склонов, попадала под фундамент, затопляла склепы, разрушала глинистую почву. Частые в Пятигорске небольшие землетрясения довершали разрушительное действие влаги, и церковь дала трещины от купола до фундамента. К 1895 году она была разобрана. Но склепы остались. В разные годы в них были похоронены те, кто близко знал Лермонтова: М. И. Верзилина, ее дочь Э. А. Шан-Гирей — свидетельницы роковой ссоры Лермонтова и Мартынова, а также троюродный брат, близкий друг поэта — А. П. Шан-Гирей.

Во время пребывания в Пятигорске в 1870 году журналиста П. К. Мартьянова священник Василий Эрастов, отпевавший поэта, показывал ему место захоронения Лермонтова, почти у самой церкви. Тщетно пытался найти это место П. А. Висковатый — биограф Лермонтова. В 1881 году он встретился в Пятигорске с родственником Лермонтова А. П. Шан-Гиреем. Тот решительно отказался определить место захоронения, высказал только догадку, что камень с могилы находится в фундаменте церкви. А еще позже, к концу века, церковь называли как ориентир для поисков потерянной к тому времени могилы. Сведения из третьих и четвертых рук были, конечно, противоречивыми.

Накануне 70-й годовщины гибели поэта, в 1910 году, в Пятигорске вновь озаботились поиском места первоначального погребения поэта. Была создана комиссия. Отыскался городской старожил В. Е. Николаенков, который в тринадцатилетнем возрасте видел, как увозили прах Лермонтова из Пятигорска. Но за много лет на кладбище многое изменилось, и точность рассказов очевидца вызывала справедливое сомнение. Проверялись также и рассказы священника Василия Эрастова.

В конце концов комиссия пришла к выводу, что могила находилась где-то рядом с фамильным склепом Шан-Гиреев — церкви тогда уже не было. Здесь и решили установить скромный памятник. Деньги для этого пожертвовали Управление Кавказских Минеральных Вод и местный подрядчик Шульц. На его предприятии и был изготовлен незамысловатый памятник из армированного бетона по проекту пятигорского архитектора Байкова. Решение установить обелиск именно в этом месте кажется правильным. Ставить памятник на чужой, пусть к тому времени уже и брошенной могиле было бы кощунственно. А место южнее склепа было свободно — сюда выходил южный придел Церкви.

Небольшой бетонный обелиск с венком и крестом открыли в очередную годовщину гибели Лермонтова. Правда, не обошлось без конфуза. Городские власти забыли оповестить об открытии Жителей Пятигорска, и на кладбище к памятнику, увитому гирляндами и дубовыми венками, пришло всего трое — корреспондент «Русского слова», фельдшерица из Баку и сам подрядчик Шульц. Никто не позаботился освятить памятник по православному обычаю. Оскандалилась и пресса: журналисты спутали «бетонщика» Шульца с антрепренером Шульцем, и ядовито прошлись по адресу последнего.

Отношение к памятнику поэта со стороны кладбищенских служителей было безобразное, рядом хранили хозяйственный инвентарь, а семья сторожа использовала деревянную ограду памятника для просушки белья, что вызывало справедливый гнев местных газетчиков.

Лишь в 1905 году оплошности исправили. Памятник отремонтировали с помощью того же Шульца, и в торжественной обстановке 15 июля здесь была отслужена панихида. Затем звучала музыка, речи, стихи, посвященные Лермонтову. С тех пор такие торжества устраивались здесь ежегодно вплоть до 1917 года. Принимала участие в них троюродная племянница поэта Е. А. Шан-Гирей. Прошли десятилетия, и в суровом 1943 году ее, почти девяностолетнюю, похоронили здесь же, на южной покатости холма. Немного раньше, когда отмечалась 125-я годовщина рождения поэта, памятник обнесли ажурной металлической решеткой.

Обелиск с годами разрушался, все вокруг приходило в запустение. Во время войны церковные склепы были разграблены, и входы в них зияли пустыми глазницами. Лишь в 1955 году после завершения ремонтных работ на ограде установили чугунную мемориальную доску. А в 1973 году этот район кладбища вошел в состав Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на Кавказских Минеральных Водах.

Разрушившийся цементный обелиск был заменен на точную копию, но не из гранита, а из машукского камня. Появился новый памятник и на могиле Е. А. Шан-Гирей. Сегодня этот уголок старого кладбища заметно выделяется среди окружающих заброшенных захоронений.

Александра Коваленко, «Памятники Отечества».

Кровавая меня могила ждет могила без молитв и без Креста
Оценка 5 проголосовавших: 1
Читайте так же:  Молитва от головной сильной боли