Йом кипур молитва

Детально: йом кипур молитва - специально для Вас.

Молитвы Йом Кипура: полный вперед!

Главный раввин Петербурга рассказывает о том, почему в Йом Кипур пять молитв, а не три, каков их порядок и внутренняя суть.

Пять молитв в один день

У евреев, как известно, три ежедневные молитвы: утренняя, дневная и вечерняя. В субботы, праздники и Рош Ходеш (начало нового месяца) добавляется четвертая молитва, Мусаф. Эта молитва заменяет дополнительные жертвоприношения, приносившиеся во времена Храма, ее название так и переводится: «дополнительный». В Йом Кипур появляется еще и пятая, завершающая молитва «Неила».

Первая молитва – Коль Нидрей

Первая молитва Йом Кипура – Коль Нидрей, это одна из самых известных еврейских молитв. Еще до того, как начинается Коль Нидрей, в Синагоге читают такую фразу:

«С позволения Того, Кто заключает в Себе все миры, и с позволения общины, с одобрения Небес и с одобрения совета мудрецов мы отменяем отлучение от общины всех, причинивших ей вред, и разрешаем себе молиться вместе с ними».

Этим самым мы заявляем, что перед Йом Кипуром даже нарушители и грешники могут начать свою жизнь с чистого листа. И это обнадеживает!

Молитва «Коль Нидрей» появилась в сидуре в эпоху гаонов (6-7 вв.). Речь в этой молитве идет о том, что все данные нами обеты и обещания будут упразднены и аннулированы. Некоторые авторитеты в свое время даже хотели убрать «Коль Нидрей» из распорядка молитв потому, что некоторые «друзья» еврейского народа начали громко заявлять: «Вот видите, с евреями нельзя иметь дело, потому что их обещания ничего не значат!». На самом деле, смысл молитвы «Коль Нидрей» – освободиться лишь от обетов перед Небесами, которые мы дали по ошибке – случайно, необдуманно, а потом о них забыли. От обетов, данных человеку, ни одна молитва освободить не может!

У этой молитвы есть еще одно, глубокое и интересное, объяснение. Произнося текст «Коль Нидрей», мы говорим о том, что все наши личины и гримасы, попытки что-то строить из себя, произвести какое-то заведомо ложное впечатление – это не наше истинное «я». Мы говорим: на самом деле, Б-же, вот настоящий я – совсем другой, с искренней и открытой душой!

Говорят, что когда мараны – насильственно крещенные испанские евреи, втайне соблюдавшие заповеди Торы – читали молитву «Коль Нидрей», они показывали тем самым Вс-вышнему, что их внешнее поведение – не настоящее, наносное, ведь внутри они остаются преданными евреями.

Видуй

Во всех молитвах Йом Кипура читается видуй – исповедь. Ведь для того, чтобы получить прощение Небес, нужно сначала исповедаться – искренне признаться Вс-вышнему в совершенных грехах. Разумеется, Б-г знает все. Исповедь нужна не для того, чтобы ознакомить Вс-вышнего со своими проступками. Она нужна самому человеку – чтобы пробудить в его сердце сожаление и раскаяние.

Молитва «видуй» – это своеобразный реестр всех возможных грехов, выстроенный в алфавитном порядке. Для человека – это некий план для раскаяния, который он «заполняет» индивидуально, сам для себя. Глядя в этот план, мы должны мысленно перебрать свое поведение, понять, в какой из перечисленных сфер мы согрешили. Причем раскаяние возможно на самых разных уровнях. Для одного «грех в еде и питье» – это поедание некошерного, для другого – с недостаточным воодушевлением произнесенное благословение на хлеб.

Произнося видуй, перечисляя свои грехи, мы не должны впадать в отчаяние. Мудрецы советуют сосредоточиться на позитиве – пообещать Вс-вышнему, что с этого момента все будет совсем по-другому. Ведь положительный настрой, в отличие от сокрушенного и надломленного состояния, гораздо лучше подходит для того, чтобы соединиться со сферой Б-жественного.

Чтение Торы

В Йом Кипур мы читаем недельную главу Торы «Ахарей», посвященную службе Первосвященника в Храме в Йом Кипур, и отрывок из недельной главы «Пинхас», где рассказывается о порядке жертвоприношений. Далее мы читаем «Афтару» – отрывок из пророка Йешайи, где говорится о том, что только лишь поста недостаточно – нужно еще и искренне устремить свою душу к Вс-вышнему.

Изкор

По праздникам, когда в Синагогу приходит много народу, мы читаем молитву Изкор, чтобы вспомнить ушедших родителей. Существует много объяснений того, в чем смысл и важность этой молитвы. Одно из объяснений заключается в том, что эта молитва помогает исполнить долг уважения к родителям даже после их смерти. Читая Изкор, мы вспоминаем родителей, задумываемся о том, соответствуем ли мы их ожиданиям, хорошо ли усвоили их жизненные уроки. Те, кто потерял родителей, обычно ищут возможность обрести хотя бы какую-то связь с ними. Изкор – это возможность еще раз почувствовать свою связь с родителями, подумать о них, быть может, исправить что-то в своем отношении к ним.

Мусаф

В молитве Мусаф на Йом Кипур рассказывается о порядке храмовых жертвоприношений в этот день. Мы обращаемся к Вс-вышнему с просьбой вновь отстроить святой Храм. В Мусафе Йом Кипура и Рош Ашана – только дважды в год – мы падаем ниц перед Вс-вышним.

Авину малкейну

В Йом Кипур, если он не выпадает на субботу, мы несколько раз в течение дня повторяем молитву «Авину малкейну» – «Отец наш, Владыка наш». Мы как бы говорим Вс-вышнему: да, Ты – Владыка, но ведь ты и наш Отец. Ты наказываешь и воспитываешь нас, но делаешь это только из милосердных побуждений!

Минха

Молитвы Йом Кипура продолжаются, по сути, весь день. Однако между молитвами Мусаф и Минха делается перерыв.

В отрывке из Торы, который читают в Минху, говорится про… запретные половые связи. Казалось бы: святой день – и вдруг мы говорим о таких вещах. Зачем, почему? Мудрецы объясняют: даже после того, как ты молился весь день, ты не превратился в ангела. Надо помнить, что ты стоишь ногами на земле, что тебе все время посылаются различные испытания на прочность.

Читайте так же:  Молитва Св Преподобномученице елисавете

Во время Минхи также читается книга пророка Йоны. Напомним вкратце сюжет: Вс-вышний посылает Йону в грешный город Ниневию, чтобы тот призвал жителей к раскаянию. Йона очень не хочет исполнять это повеление, он пытается убежать от Б-га, садится на корабль, однако Вс-вышний посылает страшную бурю. Перепуганные моряки выбрасывают Йону за борт, и пророк оказывается во чреве кита. Пробыв там три дня и три ночи, пророк обращается с молитвой к Вс-вышнему, и рыба выбрасывает его на берег. Вс-вышний вторично обращается к Йоне с требованием пойти в Ниневию, и на этот раз пророк исполняет Его волю. Главный смысл книги в том, что от Б-га убежать невозможно. Но есть здесь и еще одна позитивная идея. Грешники Ниневии, услышав Йону, полностью раскаялись. А значит, тшува, раскаяние, всегда возможно! Между прочим, жители Ниневии не были евреями; идея тшувы носит общечеловеческий смысл.

Неила, молитва закрытия Небесных врат

Неила – завершающая молитва. Ее читают ближе к окончанию поста. В это время в Храме затворяли ворота. Если во всех молитвах Йом Кипура мы просили: «Запиши нас в Книгу Жизни», то в молитве Неила мы говорим: «Поставь печать». В конце молитвы наступает очень волнующий момент. Вся община громко восклицает: «Шма Исраэль» – «Слушай, Израиль: Г-сподь – Б-г наш, Г-сподь один!». Эту молитву нужно произнести с таким настроем, как будто ты готов прямо здесь и сейчас отдать жизнь за Вс-вышнего. Однако имеется в виду не только акт героизма, а вся повседневная жизнь. Все твое существование, твоя жизнь, твои действия должны быть во имя Небес.

«Марш Наполеона»

В конце молитвы «Неила» во многих общинах поют «Марш Наполеона». По хасидской традиции, этот марш исполняли в честь победы над Наполеоном, со временем этот напев стал символом торжества и победы.

Когда мне доводилось молиться в Синагоге Ребе «Севен Севенти», там пели этот марш. Это одно из самых сильных моих впечатлений от молитвы! На лице Ребе была отчетливо видна вся идея Йом Кипура. Сначала лицо Ребе краснело, на глазах выступали слезы. Но чем дальше, тем больше в выражении его лица проступал энтузиазм, энергия, готовность выполнить задачу, уверенность в том, что Вс-вышний даст нам силы выстоять в любой ситуации! Это был настоящий ликующий марш победы! Мы очистились, мы прошли через все испытания, мы начинаем жизнь с чистого листа – «полный вперед!». Такой подъем дает силы на весь год.

Трубление в шофар

В конце Йом Кипура трубят в шофар и провозглашают: «На будущий год – в Иерусалиме!». Это намек на «большой шофар», в который будут трубить, когда придет Машиах.

Йом Кипур нужно заканчивать не с тягостным ощущением совершенных грехов. Этот день мы завершаем на подъеме. Говорят мудрецы, что у человека есть пять уровней души: «нефеш», «руах», «нешама», «хая», «ехида». Обычно наше существование происходит на двух самых нижних уровнях. Но в Йом Кипур мы поднимаемся до пятого уровня души! Возможно, именно поэтому в Йом Кипуре пять молитв. Слово «Ехида» переводится как «единство». На этом уровне сущность души раскрывается как часть Вс-вышнего. Согласно букве закона, если ты согрешил, то будешь наказан. Но если посмотреть глубже, получается совсем иначе: «Ты согрешил, ты заслужил наказания, но ты Мой сын, мы едины!». Вот до этого уровня, уровня полного единства со Вс-вышним, мы должны дойти к концу Йом Кипура.

После Йом Кипура

Но вот пост завершился, и евреи в радости переходят к праздникам Суккот и Симхат Тора. Согласна Каббале, все то же, чего мы достигаем в Рош Ашана и Йом Кипур через раскаяние, мы получаем в Суккот и Симхат Тору через радость. В Рош Ашана и Йом Кипур мы заряжаемся духовностью, и эта духовная энергия в полной мере – через радость – раскрывается в Суккот и Симхат Тору. Ведь служение Б-гу в радости – одна из важнейших наших задач.

Дай Б-г, чтобы наши молитвы в этот Йом Кипур были услышаны!

Йом Кипур в Израиле: 25 часов поста и молитвы

Вечером в пятницу, 3 октября, для евреев начался Йом Кипур (Судный день). В течение этого дня, исход которого наступает вечером в субботу, вводятся ограничения на работу предприятий, транспорта, развлекательных заведений.

Также в этом году в Израиле отмечают 41-ю годовщину войны Судного дня, начавшейся 6 октября 1973 года с нападения Египта и Сирии и завершейся через 18 дней их поражением. Во многих синагогах пройдут поминальные службы.

Пост начинается в Иерусалиме в 17:46, в Тель-Авиве — в 18:01, в Хайфе — в 18:04, в Беэр-Шеве — в 17:52.

Йом Кипур – самый святой день в еврейском календаре. Он завершает десятидневный период, начавшийся на Рош а-Шана – так называемые «Дни трепета». В эти дни Всевышний определяет судьбу каждого человека на будущий год, а в Судный день 10 тишрея выносится окончательный приговор, считают верующие евреи.

В Священном писании о Судном дне говорится: «Но в десятый день седьмого месяца этого – день искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши (постом), и приносите огнепалимую жертву Г-споду. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Г-сподом, Б-гом вашим. А всякая душа, которая не смирит себя в этот самый день, истребится из народа своего». («Ваикра», 23:27-29)

Следует отметить особенность Судного дня: это – единственный пост, который не переносится, даже если он приходится на шаббат. Во всех остальных случаях принято поститься в воскресенье. Пост никогда не переносят на день раньше.

В течение дня иудеи соблюдают пять основных запретов: — нельзя есть и пить. (В рамках этого запрета не допускается даже полоскание рта и чистка зубов)
— нельзя мыться и умываться. (Разрешается лишь омовение кончиков пальцев утром и после туалета)
— нельзя умащивать тело, руки и лицо маслом или кремом, пользоваться косметикой
— недопустима сексуальная близость — нельзя носить кожаную обувь (допускается обувь из ткани или резины.
Запрещается также «укорачивать» Судный день: он должен длиться более суток. В Йом Кипур соблюдаются также все субботние запреты.

Читайте так же:  Какую молитву читать родственникам умершего

Напомним, день поста заканчивается в субботу, 4 октября: в Иерусалиме – в 18:57, в Тель-Авиве – в 18:59, в Хайфе – в 19:00, в Беэр-Шеве — в 18:58.

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 9.12 (Украина). Спасибо!

Традиции и основные молитвы Йом Киппур

Еще первого дня тишрея, на Рош-га-Шана, евреи начинают приветствовать друг друга словами: «Лешана това тикитейву!» («Пусть вас запишут на хороший год»). Еврейский фольклор считает, что Бог заносит в «Книгу жизни» имена тех, кто проживет этот год. Конечно, они не верят в буквальную «Книгу жизни» – памяти Бога более чем достаточно, чтобы запомнить судьбу каждого, Ему нет нужды записывать. Но воображение народа давно придумало «Книгу жизни и смерти». И во время молитвы евреям представляется, что перед Богом лежат две открытые книги. Праведники записываются в «Книгу жизни», а грешники – в «Книгу смерти». Участь тех, кто «посередине», решается в период между Рош-га-Шана (первого тишрея) и Йом Кипуром (десятого тишрея). Поэтому эти 10 дней носят название «дни трепета», так как считается, что поведение людей в эти дни повлияет на решение Бога относительно их дальнейшей жизненной участи.

Считается, что в Йом Кипур прощаются грехи против Бога. Грехи против людей Йом Кипур не искупает, пока человек не примирится со всеми людьми, которых он обидел. Поэтому еврейская традиция советует начать процесс покаяния задолго до наступления праздника. Если вы совершили неприглядный поступок против человека, нужно искренне попросить у него прощения. Если первая попытка не увенчалась успехом, нужно предпринять еще две. Пострадавший тоже должен быть милостив, если раскаяние виновника искренно. Но человек не только должен просить прощения, но и возместить весь причиненный им ущерб – как моральный, так и материальный.

В этот праздник в синагогах читают Книгу пророка Ионы, где раскрыта основная идея Дня искупления: прощение тех, кто раскаялся и вернулся на праведный путь. На примере языческого города Ниневии, о котором повествуется в Книге пророка Ионы, видно, что Бог прощает, если видит истинно раскаявшееся сердце. Иона проповедовал жителям Ниневии, что из-за их нечестия город будет разрушен. И все горожане, от царя до последнего раба, вняли голосу пророка, раскаялись и тем спасли себя от гнева Божьего.

За несколько часов до наступления Йом Кипура приступают к праздничной трапезе. Ее традиционным элементом является бульон с «креплах» – пельменями, напоминающими о жертвоприношениях в Храме.

Йом Кипур начинается за 18 минут до захода солнца. Хозяйка дома зажигает свечи, как и перед наступлением шабата.

В Йом Кипур соблюдается строгий пост, предписанный Торой (Лев.23:27). Пост начинается за час до начала праздника и заканчивается спустя 25 часов. В посте принимают участие мальчики с 13-ти лет, а девочки с 12-ти. Тяжелобольные и женщины, родившие в предыдущие три дня, освобождаются от поста. Беременным и сильно страдающим от голода разрешается немного поесть. Ведь общим принципом, за редкими исключениями, еврейского права остается: «жизнь важнее соблюдения заповедей». В Йом Кипур запрещается купаться, вступать в интимную близость, носить кожаную обувь. Считается, что нельзя просить милости у Бога, имея на ногах обувь из кожи убитых человеком животных. Исходя из этого предписания, современная еврейская одежда в Йом Кипур часто сочетает самый лучший парадный костюм и теннисные тапочки.

Молитвенная служба в синагоге состоит из пяти частей:

  • вечерняя – «маарив»;
  • утренняя – «шахарит»;
  • послеполуденная – «минха»;
  • перед заходом солнца – «неила».

Молитвы в этот праздник – самые длинные в году.

В первый вечер служба открывается молитвой «Коль нидрей» («Все клятвы»). В ней иудеи обращаются к Богу с просьбой простить их за все неисполненные обеты, и особенно за те, что были даны в состоянии духовного волнения или под давлением. Таким образом, они стремятся освободиться от обязательств и обещаний, которые они не смогли выполнить по нерадивости, небрежности или забывчивости.

Характерна повторяющаяся молитва «Аль хет» («За грехи»). В ней перечисляются возможные грехи: обвинения других, обиды на учителей или родителей, сквернословие, нечестность в бизнесе, ложные клятвы и сплетни. Эти грехи не обязательно были совершены тем или иным молящимся, но молитва возносится от лица всего народа Израиля. Также еврейская традиция считает, что каждый еврей несет определенную долю ответственности за грехи других евреев.

Заключительная служба Йом Кипура называется «Неила» («Закрывающая»), так как она как бы «закрывает ворота». Традиция считает Йом Кипур днем, когда Бог решает окончательно судьбы людей. Когда праздник заканчивается, служба прямо изображает закрытие ворот. Во время «Неилы» иудеи молятся особенно горячо, чтобы успеть ощутить любящее присутствие Бога до того, как ворота, ведущие к Нему, закроются.

Известен следующий случай. Во время Второй мировой войны в одном немецком лагере для западных военнопленных было немало евреев. Они понимали, чем им грозит демонстрация религиозности в концлагере, но еврейская искра, горевшая в их сердцах, помогла твердым духом одержать верх над сомнениями осторожных. Не объявляя заранее, но и не делая из этого секрета, евреи в Йом Кипур собрались в одном из бараков. Наступил час молитвы «Коль нидрей», и каково же было удивление молящихся, когда в барак один за другим стали входить еврейские офицеры и солдаты! Рискуя многим, они пришли на свой еврейский праздник и подхватили мелодию величественной молитвы.

Несмотря на то, что на Йом Кипур господствует тема жизни и смерти, он считается светлым праздником и счастливым днем. Если люди провели праздник правильно, примирились со всеми своими близкими, знакомыми и с Богом, то они чувствуют глубокую радость от полученного прощения и наступившей духовной свободы.

О других иудейских праздниках и знаменательных датах Вы можете узнать из книги «Еврейские праздники» издательства Медиа-центр «Шофар».

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 9.12 (Украина). Спасибо!

Йом Кипур: день поста и покаяния

С заходом солнца 9 тишрея (в 5773 году выпадает на 25 сентября) начинается самый святой праздник иудаизма – Йом Кипур (Судный День, День Трепета). Йом Кипур – это день поста, покаяния и отпущения грехов.
Читайте так же:  Молитва когда сын пьет

Йом Кипур наступает около 17 часов во вторник и закончится после 18 часов в среду.

Отмечается, что поскольку в Йом Кипур соблюдаются все «субботние» запреты, поэтому существенных различий между Судным Днем, выпадающим на субботу, и Судным Днем, выпадающим на другой день недели, нет.

Йом Кипур – самый святой день в еврейском календаре. Он завершает десятидневный период, начавшийся на Рош а-Шана – так называемые «Дни трепета». В эти дни Всевышний определяет судьбу каждого человека на будущий год, а в Судный день 10 тишрея выносится окончательный приговор, считают верующие евреи.

В Священном писании о Судном дне говорится: «Но в десятый день седьмого месяца этого – день искупления, священное собрание да будет у вас; и смиряйте души ваши (постом), и приносите огнепалимую жертву Г-споду. И никакой работы не делайте в самый день сей, ибо это день искупления, чтобы искупить вас пред Г-сподом, Б-гом вашим. А всякая душа, которая не смирит себя в этот самый день, истребится из народа своего». («Ваикра», 23:27-29)

В течение дня иудеи соблюдают пять основных запретов:

— нельзя есть и пить. (В рамках этого запрета не допускается даже полоскание рта и чистка зубов)
— нельзя мыться и умываться. (Разрешается лишь омовение кончиков пальцев утром и после туалета)
— нельзя умащивать тело, руки и лицо маслом или кремом, пользоваться косметикой
— недопустима сексуальная близость — нельзя носить кожаную обувь (допускается обувь из ткани или резины.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Запрещается также «укорачивать» Судный день: он должен длиться более суток. В Йом Кипур соблюдаются также все субботние запреты.

Пост в Йом Кипур

Следует отметить особенность Судного дня: это – единственный пост, который не переносится, даже если он приходится на шаббат. Во всех остальных случаях принято поститься в воскресенье. Пост никогда не переносят на день раньше.

В течение Йом Кипур евреи соблюдают самый жесткий пост в году. В Судный день должны молиться все: мужчины, женщины, старики, беременные и кормящие женщины, а также больные, в случае, если пост не угрожает их здоровью. Если же врач и раввин разрешили больному принимать пищу в Йом Кипур, ему запрещено поститься.

От соблюдения поста освобождаются роженицы – в течение трех первых суток после родов. Пост могут соблюдать роженицы с третьего по седьмой день после родов – в том случае, если пост не угрожает их здоровью, и они чувствуют себя в силе его соблюдать.

Как известно, в Йом Кипур постятся даже многие из тех, кто не соблюдает другие посты и традиции. Посещаемость синагог в этот день возрастает в два-три раза.

Хроническим больным, беременным и пожилым людям рекомендуется посоветоваться с врачом о проведении поста в Йом Кипур. Инсулинозависимым диабетикам следует заранее узнать, какую дозу инсулина следует вкалывать после последней трапезы перед постом и во время поста.

В случае появления таких симптомов, как слабость, боли в груди, затруднения дыхания и тому подобных, следует немедленно позвонить в диспетчерскую службу МАДА по телефону 101.

Правила поведения в Йом Кипур

В Израиле в Йом Кипур не допускается публичное нарушение уложений праздника, такие как прием пищи, курение или вождение автомобиля. На дорогах страны остаются только машины экстренных служб, а светское население Израиля ездит по улицам и шоссе на роликах и велосипедах.

Не работают телеканалы, радиостанции. Общественный транспорт накануне праздника заканчивает ходить раньше обычного. Таким образом, у водителей автобусов и поездов будет возможность добраться до дома и подготовиться к предстоящему посту.

Аэропорт имени Бен-Гуриона и другие аэропорты страны прекращают отправку и прием авиарейсов во вторник вскоре после полудня. Возобновление вылета рейсов ожидается примерно в 21:00 в среду. Это касается как международных, так и внутренних рейсов.

В течение Судного дня не будет работать общественный транспорт (во вторник движение будет прервано примерно в 14:00, а в среду возобновится после 19:00). Расписание можно уточнить в информационных службах компаний «Эгед», «Дан» и др. Поезда будут ходить во вторник по «пятничному расписанию», движение поездов будет прервано во вторник после 11:00, а возобновлено после полуночи (со среды на четверг), согласно действующему расписанию на четверг.

В Йом Кипур закрыты магазины, кафе, рестораны, государственные и коммерческие учреждения.

В арабских населенных пунктах, как правило, уложения праздника не соблюдаются.

Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!

Последнее: 9.12 (Украина). Спасибо!

Молитва в Йом Кипур

Йом Кипур – только не мешать

«От всех грехов ваших пред Господом вы будете очищены» (Ваикра, 16:30). В этот день Всевышний искупает наши грехи. Прощению и искуплению в этот день свойственно то, о чем сказано: «Я стер, как туман, преступления твои и, как облако, – грехи твои» (Йешаяѓу, 44:22). Когда человек стряхивает грязь, остается след; когда человек стирает написанное, остается примятая бумага; когда заживает рана, остается шрам; Всевышний же стирает наши грехи бесследно. Небо темно и мрачно, и вдруг «ветер прошел по нему» (Теѓилим, 103:16), и не осталось ничего, ни единого облачка. Небо столь чисто, словно так было и так будет всегда. Это изменение действительности произошло не благодаря усилиям человека, а лишь силой Творца. Только Святой, благословен Он, способен решить постфактум, что того или иного события будто бы вовсе не было, точно так же, как только Он может постановить, что что-то существует или будет существовать. В этом – сущность этого дня, единственного в своем роде, который выходит за рамки времени и места; дня, в который растворяются ворота в самое сокровенное.

Что же должен человек делать в этот день? По крайней мере, не мешать.

Молитва «Коль нидрей» – освободиться от уз прошлого

В канун Йом Кипура, перед наступлением темноты, читают молитву «Коль нидрей». Что же говорят в этой молитве? «Все обеты, и запреты, и клятвы, и заверения, и самоограничения, и наказания, и обещания…» Все связи, имена, прозвища, ярлыки и определения, которые я навесил на себя, и которые, возможно, навешу на себя в будущем, – «Все они да будут упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратят силу и перестанут существовать!» Отныне я освобождаю себя от них, освобождаю себя от прошлого и от будущего, «с этого Йом Кипура до следующего Йом Кипура, который грядет с добром». Человек наделяет себя всевозможными прозвищами: что он интеллектуал, хасид, миснагед, человек, которого трудно растрогать, и тому подобное. Человек опутывает себя всяческими узами: что это он не умеет, что есть темы, которые он не обсуждает и о которых не думает, что к тем или иным вещам он вообще не имеет отношения; и в самом деле, когда он замыкается в своей скорлупе, ничто не может повлиять на него.

Читайте так же:  Молитвы о благополучном течении беременности

В скорлупу замыкаются не только взрослые, уважаемые люди. Даже четырнадцатилетний подросток может окружить себя плотной кожурой, сквозь которую ничто не проникнет.

Отказ от своего «я»

Люди боятся отказаться от «всех обетов, и запретов, и клятв, и заверений». И не только потому, что это связано со значительными неудобствами, ибо человеку трудно отойти от своих страстей и привычек, но главным образом потому, что нередко лишь они связывают его с действительностью. «Обеты, и запреты, и клятвы, и заверения» – это его «я». Чем больше запретов он накладывает на себя, тем больше жизненных сил получает; чем больше ярлыков навешивает на себя, тем более сильным себя ощущает. Это корни, с помощью которых он держится на земле, и через них к нему поступают жизнетворные соки. Поэтому для того, чтобы отменить и упразднить их, он должен на миг перестать держаться за них, оказавшись в пустоте. Это требует от нас самоотверженности, о которой сказано: «К Тебе, Господи, душу свою возношу» (Теѓилим, 25:1).

Йом Кипур – очень длинный день, мы читаем молитву «Видуй» (исповедь) снова и снова. Человек сбрасывает с себя оболочку за оболочкой, пока раскрыты врата раскаяния и милости. Непосредственно перед началом этого святого дня каждый из нас провозглашает – перед всей общиной и перед свитками Торы, извлеченными из ковчегов, – что он хочет, чтобы все его «обеты, и запреты, и клятвы» были упразднены, отменены, недействительны, полностью аннулированы, утратили силу и перестали существовать.

Всевышний – «Миква Израиля»

Десять дней раскаяния – это время, когда мы хотим исправить свои поступки, сделать их более добрыми и приблизиться к совершенству. В Десять дней раскаяния у нас есть возможность совершить это, ибо в эти дни мы как никогда близки к нашему Отцу Небесному. Об этих днях сказано: «Ищите Господа, когда можно найти Его, призывайте Его, когда Он близко» (Йешаяѓу, 55:6). Рош ѓа-Шана тоже относится к Дням раскаяния, но Йом Кипур уникален тем, что это не только день раскаяния, но также день прощения и искупления.

Раскаяние и искупление – это почти полные противоположности. Раскаяние совершает человек, он является в этом главным действующим лицом. Человек меняет свои поступки и тем самым приближается к Всевышнему. Искупление, в отличие от этого, – деяние Самого Всевышнего, высший закон, который нисходит в наш мир. Он, Благословенный, прощает нам преступления, стирает грехи и изменяет наше прошлое. Искупление никак не зависит от поступков человека. В таком случае, следует объяснить, в чем смысл всего, что мы делаем в Йом Кипур – нашего поста, молитв, исповедей?

Существует еще один закон, связанный с окунанием в микву: «Тот, кто окунается, а у него в руке скверное животное, – окунание недейственно для него» (Рамбам, Ѓалахические законы раскаяния, 2:3). Если человек окунулся в микву, держа в руках нечто скверное, – скверна осталась на нем, несмотря на окунание. Поэтому прежде чем окунаться, ему следует избавиться от всего, что несет в себе скверну, полностью отстраниться от содеянных прегрешений. И речь идет не только о том, чтобы он обязался не повторять их впредь. Ведь человек может раскаяться в грехах и избрать путь истины, но при этом с наслаждением вспоминать былые прегрешения, думая о том, «как хорошо это было». Поэтому следует произнести «Видуй», исповедаться в каждом из грехов прошлого, а затем полностью отстраниться от них. Следует всматриваться в грехи до тех пор, пока человек не придет к выводу, что больше они не имеют к нему никакого отношения, что он окончательно расстался с ними, и только тогда – окунуться.

Это также объясняет, почему мы не исповедуемся в тяжелых грехах, таких как нарушение субботы, а исповедуемся лишь в неправедных мыслях и сердечных склонностях, которые даже не упомянуты в «Шульхан арух», причем исповедуемся подробнейшим образом. Мы исходим из предположения, что в Йом Кипур еврей больше не имеет никакого отношения к своим грехам, по крайней мере, тяжелым. Однако именно в таких тонкостях, которые не имеют точного определения, возможно, у него еще что-то осталось. Это может быть приятное воспоминание, сердечное стремление – что-то, что еще требуется устранить. Для этого и предназначен «Видуй», который мы повторяем снова и снова, чтобы разрешить эти вопросы, чтобы полностью развязать узы, которые все еще связывают нас с грехами, даже самыми внутренними. Это необходимо для того, чтобы мы могли с чистым сердцем окунуться в «Микву Израиля».

День Искупления продолжается

Мы произносим «Видуй» вновь и вновь, дважды в каждой молитве. Дело в том, что Йом Кипур – это день, который продолжается и растет. Он начинается с «Коль нидрей» и растет, пока не достигнет своего апогея во время молитвы «Неила», которая подводит итог всему этому дню. Мы тоже должны расти в этот день, и наша утренняя молитва не должна быть подобна предвечерней. Поэтому исповеди, прочитанной в послеполуденной молитве в канун Йом Кипура, уже недостаточно для вечерней молитвы в сам Йом Кипур, и так далее. Всякий раз нужна новая исповедь. Об этом сказано: «…и грех мой всегда предо мной» (Теѓилим, 51:5). В книге Танья объясняется: когда человек возносится в своем раскаянии все выше и выше, он обнаруживает в совершенных им прегрешениях более внутренние аспекты, и теперь он способен исправить также и их. Вполне возможно, что поступок, который не казался человеку прегрешением, когда он читал вечернюю молитву Йом Кипура, во время утренней молитвы уже представляется таковым, а значит, требует особой исповеди. Эта же исповедь, в свою очередь, уже недостаточна для послеполуденной молитвы, ибо прегрешение, которое человек обнаружил тогда, относится к более глубоким аспектам души.

Читайте так же:  Молитвы на покупку квартиры

Мы согрешили пред Тобой напрасной тратой времени

Хотя молитва «Видуй» очень длинна и подробно описывает все возможные прегрешения, один грех все же не упомянут в ней: грех напрасной траты времени. С прошлого Йом Кипура до этого Всевышний подарил нам целый год жизни, и это время мы порой «воровали», «тратили понапрасну» и даже «убивали». Мы получили этот год, дабы потом возвратить его Всевышнему до последнего дня и до последней минуты. И теперь, в Йом Кипур, что мы возвращаем Ему? Ведь Он даровал нам эти дни, чтобы мы облагородили их и возвратили Ему дар сторицей. В конце года кто-то возвращает ему это время «дырявым» – там и сям зияют дыры, состоящие из часов, потраченных напрасно; некоторые же возвращают Ему всего лишь несколько месяцев, несколько недель или даже часов, оставшихся от целого года.

Быть может, этот грех невозможно исправить, невозможно вернуть время, потраченное впустую. Можно возвратить вещи, исправить грехи, но время вернуть невозможно. Так или иначе, мы должны пообещать себе, что отныне – с этого Йом Кипура до следующего – мы позаботимся о том, чтобы возвратить Всевышнему этот дар сторицей.

Неила – не сомневаться!

Целый день мы провели в иной действительности, без еды и питья, почти уподобившись ангелам. Теперь, когда врата вот-вот затворятся, мы приступаем к последней молитве этого дня. После исповедей, раскаяния, преисполненные добрыми намерениями, мы должны подвести итог, произнести слова прощания. Царь был рядом с нами и выслушал нас. Теперь он готовится уйти и как бы говорит: «Ну, скажите одной фразой, чего вы хотите, и Я исполню ваши просьбы». Это не время для раздумий и сомнений – нужно сказать коротко и ясно, чего мы на самом деле хотим. Сейчас нам следует быть дерзкими, не сомневаться, не колебаться, не стесняться. Мы ведь снова и снова повторяли в этот день: «Дерзки мы, Ты же Царь милостивый и милосердный». То, что мы дерзки, мы демонстрировали Тебе весь год; теперь же настало время, чтобы Ты показал нам, что Ты милостив и милосерден.

Порядок Йом Кипура

Начало Йом Кипура

Еще до захода солнца облачаются в талит и в китель и идут в синагогу.

Молитва начинается с тфила зака («чистая молитва»). Ее произносит каждый молящийся отдельно.

После этого вся община говорит молитву «Коль нидрей». Суть этой молитвы – аннулирование всех клятв и обетов, чтобы, не дай Б-г, не осквернить их.

Йом Кипур

Молитва «Маарив»

Читают Криат Шма с благословениями. Криат Шма похожа на «Криат Шма с благословениями в любой Шаббат и Йом Тов, только слова «Благословенно славное имя царства Его во веки веков» говорят во весь голос, а не шепотом, как обычно.

После этого говорят молитву Амида, состоящую из семи благословений — как во все субботы и праздники. Центральное благословение — «Царь святой» — такое же, как в Рош а-Шана.

В конце Амиды говорят Видуй, исповедь в грехах, значительную часть которой составляет перечисление в алфавитном порядке совершенных нами грехов; при упоминании каждого из них мы ударяем себя кулаком в грудь.

После Амиды община читает пиютим (прославления) и слихот. Открывают Арон акодеш и говорят «Авину, малкейну» и 24-й главы Тегилим: «Песнь Давида: Г-споду принадлежит земля…» После «Полного кадиша», который произносит хазан, мы читаем «Алейну» и «Кадиш ятом».

Во многих общинах к Маариву прибавляют еще «Песнь о единстве» и «Песнь славы», которые напечатаны в большинстве махзоров. А потом мы желаем друг другу окончательного утверждения доброго небесного приговора (гмар хатима това!) и расходимся по домам, стараясь не отвлекаться от настроения этого святого дня.

Шахарит

Утренняя молитва до благословений на Шма похожа на молитву, которую говорят в Йом Тов. К благословениям на Шма мы добавляем особые пиютим. Молитва Амида — та же самая, что мы читали накануне вечером, во время «Маарива», включая перечисление грехов.

Во время повторения Амиды хазаном добавляются различные пиютим и слихот.

После этого читают Тору.

После чтения Торы начинается церемония поминовения душ умерших — «Изкор». Подробно о Йизкоре есть статья на нашем сайте.

Мусаф

Мусаф, как и остальные молитвы Амида в этот день, состоит из семи благословений. Центральная часть его посвящена жертвоприношениям этого дня, которые сегодня у нас нет возможности совершать. И как остальные молитвы дня, Мусаф заканчивается исповедью в грехах.

Повторение хазаном Мусафа построено по тому же принципу, что и в Рош-ашана, — включая «Унтанэ токеф» перед произнесением «Кдуши».

Особенность Мусафа в Йом-Кипур — описание работы первосвященника в этот день в Храме, которое называется «Авода» («Служение»).

После «Аводы» мы снова говорят слихот и опять повторяем перечисление грехов.

Минха

Минха открывается чтением Торы; вызывают трех человек, последний из которых — мафтир.

Амида этой молитвы — та же, что в Маариве и в Шахарит.

Неила

Последняя молитва в Йом Кипур – «Неила». Про нее Вы сможете прочитать на нашем сайте.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Желательно закончить «Неилу» в момент наступления ночи. Один раз трубят в шофар, и все присутствующие желают друг другу: «В будущем году — в отстроенном Иерусалиме!»

Йом кипур молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here