Исполним утреннюю молитву

Детально: исполним утреннюю молитву - специально для Вас.

Ответы на вопросы

Фото: фотобанк «Лори»

Чтобы Бог ответил на молитву, очень важно молиться правильно. Это не означает фарисейскую правильность и соблюдение всех мелких предписаний: как стоять, перед какой иконой, в какой последовательности читать молитвы, как правильно класть поклоны. Не следует слишком сильно бояться сделать при молитве что-либо не так и тем более из-за этого отказываться от молитвы. Бог видит наше сердце, и случайная ошибка не сделает нас преступниками в Его глазах.

Правильная молитва состоит в правильном расположении духа и чувств.

Молиться с чистым сердцем

Чтобы Бог не поставил нашу молитву во грех, молиться нужно с чистым сердцем и с глубокой верой. Как говорят в православии, с дерзновением, но без дерзости. Дерзновение означает веру во всемогущество Божие и в то, что Он может простить самый страшный грех. Дерзость — это непочтение к Богу, уверенность в Его прощении.

Чтобы молитва не была дерзкой, нужно быть готовым принять волю Божию, в том числе тогда, когда она не совпадает с нашими желаниями. Это называется «отсечь свою волю». Как писал святитель Игнатий Брянчанинов, «если предварительно не очистится человек отсечением воли, то истинного молитвенного действия в нем никогда не откроется». Этого нельзя достичь одномоментно, но к этому нужно стремиться.

С какими чувствами молятся Богу

По словам Святых Отцов, во время молитвы не надо искать особых чувств, духовных наслаждений. Зачастую молитва грешного человека, какими являемся мы все, бывает трудной, вызывает скуку и тяжесть. Это не должно пугать и смущать, тем более нельзя бросать молитву из-за этого. Гораздо больше нужно опасаться эмоциональной экзальтации.

По словам святителя Игнатия Брянчанинова, единственные чувства, которые допустимы при молитве, — это чувство своего недостоинства и благоговение перед Богом, иными словами, страх Божий.

С какими словами надо обращаться к Всевышнему

Для того, чтобы было легче молиться и просить Бога о правильных вещах, святые и просто благочестивые люди составили множество молитв. Они освящены авторитетом Церкви, святы сами слова этих молитв.

Святые Отцы сравнивали молитву, составленную святыми, с камертоном, по которому настраивается душа человека во время молитвы. Поэтому молитва уставная более душеполезна, чем молитва своими словами. Однако к ней можно прибавить и свои просьбы.

На каком языке нужно молиться в церкви и дома?

Большинство православных молитв читаются на церковнославянском языке, за исключением некоторых молитв, составленных в XIX веке и написанных по-русски. Существуют православные молитвословы, в которых молитвы даны с русским переводом. Если молиться на церковнославянском языке тяжело, можно читать перевод.

В отличие от домашней молитвы, в храме богослужение всегда совершается на церковнославянском языке. Чтобы лучше понимать богослужение, можно держать перед глазами текст с параллельным переводом на русский.

Как правильно молиться святым

Каждый день во время утренней молитвы верующий обращается к своему святому покровителю — угоднику, в честь которого молящийся был назван при крещении.

В других православных традициях, не русских, при крещении именем святого не называют, а святой покровитель либо выбирается самим человеком, либо является святым покровителем всей семьи. В день празднования памяти «своего» святого можно прочесть основные молитвы ему — тропарь и кондак.

Некоторым святым молятся при особых нуждах. Тогда тропарь и кондак этому святому можно читать в любое время. Если вы постоянно молитесь какому-то святому, желательно иметь в доме его икону. Если вы хотите помолиться какому-нибудь угоднику особо, можно пойти для молитвы в храм, где есть его икона или частица его мощей.

Как нужно начинать и заканчивать молиться

  • Перед тем, как начать молитву, нужно побыть в тишине и мысленно сосредоточиться.
  • Закончив молиться, нужно немного побыть в молитвенной позе и осмыслить совершенную молитву.
  • В начале и конце молитвы нужно осенить себя крестным знамением.

У домашней молитвы, как и у церковной, существует уставное начало и окончание. Они приведены в молитвослове.

Молитвенное правило в православии

Большинству людей трудно определить для себя продолжительность и количество молитвы: некоторые ленятся и молятся мало, а некоторые берут на себя избыточный труд и надрывают силы.

Для того чтобы дать верующему ориентир, существуют молитвенные правила.

Главными и обязательными являются утреннее и вечернее молитвенные правила.

Что такое молитвенное правило

Молитвенное правило (иначе келейное) — это четко установленная последовательность молитв, предназначенных для ежедневного чтения. Молитвенные правила читаются верующим дома вне богослужения, по утрам и вечерам. В эти правила входят основные православные молитвы, а также особые утренние и вечерние молитвы, в которых мы просим Бога простить наши грехи и сохранить нас невредимыми в течение дня и ночи.

Полное молитвенное правило, утреннее и вечернее, содержится в молитвословах. Те, кто не может читать полное молитвенное правило, могут, по благословению священника, читать сокращенное, включающее не все молитвы.

Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского

Серафим Саровский дал это правило своим духовным чадам, живущим в миру. Оно охватывает весь день, и его обычно рекомендуют как краткое правило для начинающих. Как учил преподобный Серафим,

  • утром нужно встать перед иконами и прочитать по три раза «Отче наш. », «Богородице Дево, радуйся. » и один раз Символ веры.
  • Днем, до обеда, оставшись в одиночестве, нужно читать тихо Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», а если вокруг люди, то в уме повторять «Господи, помилуй».
  • После обеда и до вечера нужно так же повторять «Пресвятая Богородице, спаси мя».
  • Вечером же, перед тем как отойти ко сну, нужно помолиться так же, как и утром.

К утреннему правилу также можно прибавлять Молитву Оптинских старцев на начало дня.

Во время Великого поста к утреннему и вечернему молитвенному правилу добавляется великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина.

В праздники или дни памяти великих святых дополнительно к утреннему и вечернему правилу читаются песнопения (тропари, кондаки, стихиры) этого праздника или святого.

Во время подготовки к причастию Святых Христовых Таин после утренних и вечерних молитв читаются также каноны и последование ко Причащению.

Читайте так же:  Молитва о замужестве кому помогла

По желанию, в дополнение к утренним и вечерним молитвам можно читать акафисты Господу Иисусу Христу, Богородице и святым.

На Светлой седмице (первая неделя после Пасхи) утренние и вечерние молитвы заменяют чтением текста Часов Святой Пасхи.

Как исполнять молитвенное правило

Молитвенное правило совершается перед домашними иконами. Оно читается стоя или на коленях, в случае болезни читать можно сидя.

Многие люди за долгие годы в церкви выучивают утренние и вечерние молитвы наизусть, однако чаще всего приходится молиться по молитвослову.

Перед чтением правила нужно осенить себя крестным знамением. Слова молитв нужно произносить неторопливо, вникая в их смысл. Молитвы, составляющие правило, можно чередовать с личными молитвами, особенно если такая потребность возникла во время чтения правила.

Закончив правило, следует поблагодарить Бога за общение и какое-то время побыть в молитвенном настроении, осмысляя свою молитву.

Православный молитвослов

В православном молитвослове обычно содержатся

  • главные молитвы, используемые в богослужении и вне его
  • утреннее и вечернее молитвенное правило
  • каноны (покаянный, Богородице, Ангелу Хранителю) и последование ко Святому Причащению, молитвы на разные случаи

Также к молитвослову может прилагаться Псалтирь.

Как не отвлекаться во время молитвы

Многие воцерковляющиеся и даже давно воцерковленные люди жалуются, что во время молитвы их ум рассеивается, в голову приходят посторонние мысли, вспоминаются старые обиды, в голову приходят богохульства и непристойные слова. Или, наоборот, вместо молитвы возникает желание предаться богословским размышлениям.

Это всё искушения, неизбежные для человека, который пока не достиг святости. Бог попускает этому происходить, чтобы испытать в человеке веру и укрепить решимость противостоять искушениям.

Единственное средство против них — сопротивляться, не поддаваться им и продолжать молитву, даже если молиться тяжело и хочется ее прервать.

Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Читайте так же:  Молитвы при рмж

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

«Исполним утреннюю молитву»… вечером?

Дорогая Анастасия!
Самоуничижение здесь неуместно. Вы не должны разбираться в тонкостях православного богослужения (это – весьма специальная область знаний), но стремление уяснить логику происходящего во время богослужения – в высшей степени похвально. Боюсь, мало кто из прихожан задумывается над древними богослужебными традициями, изначальный смысл которых давно уже противоречит их месту в современном суточном цикле богослужений. Это – далеко не единичный пример. В данном случае Вы имеете в виду происходящее во время богослужения, именуемого у греков Агрипния (букв. «бессонное», «бодрствование»), а у нас – Всенощное бдение (или просто Всенощная). Его история интересна и поучительна.

Причина возникновения Агрипнии


В 484/5 году святой Савва Освященный основал на западном склоне реки Кедрон – в Иудейской пустыне – монастырь, ставший впоследствии знаменитой Лаврой Святого Саввы, существующей доныне. Монахи жили поодиночке в пещерах, лепившихся по крутым берегам как ласточкины гнёзда (кстати, одно из древнейших значений греческого слова лаура, лавра – «проход в лощине», «ущелье»).

Под воскресенье они собирались в монастырском храме и проводили там всю ночь, потому что расходиться по кельям после вечернего богослужения было смертельно опасно: дорожки не были ограждены и обозначены ни электрическими лампочками, ни хотя бы керосиновыми фонарями; к тому же и львы в те времена в Палестине водились (вспомним авву Герасима и его верного льва).


Посетивший Лавру в начале XII века русский паломник игумен Даниил так писал о ней: «Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь Лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тёк некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии – прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келии по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь Святой Богородицы» (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лавра_Саввы_Освященного).

(Вероятно, не все знают, что древние, «классические», монахи-анахореты и киновийные (“общежительные”) монахи, жившие в пустынях, не принимали священный сан, считая его делом «мирским» и признаком гордыни, несовместимым с идеалами отшельничества. «Монахам, – говорил преподобный Пахомий Великий (290–346), – полезно не искать чести и начальства, особенно же живущим в киновиях, чтобы из этого не зародились среди единодушных братий зависть и ревность и не расстроили общего согласия. Ибо как малая искра огня, падшая на гумно, если вскоре не будет погашена, в один час истребляет труды целого лета, так помысл любовластия и желание священнического сана, впадши в среду иноков, если вскоре не будут изъяты, все многолетние труды их и все духовные плоды обратят перед Богом в ничто» (Феофан, еп. Древние иноческие уставы. С. 22). Цит. по: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_. na-pravoslavnom-vostoke-i-v-russkoj-tserkvi/1).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дальнейшая история Агрипнии

Наша современная «Всенощная» (именно в кавычках) состоит из Вечерни (как правило), Утрени (начинается с Шестопсалмия) и краткого Первого Часа (читается псаломщиком на клиросе, духовенство в это время разоблачается в алтаре) и длится в среднем около трёх часов (с 18 до 21 часа). Несколько дольше продолжается Всенощное бдение в большинстве монастырей, учитывающих и силы многочисленных паломников, приезжающих для разумной молитвы, но не для умерщвления плоти (не имею в виду опыты отдельных обителей, в основном скитов, это их частное дело).

Читайте так же:  Молитва защита в суде

Понятно, что совершать Утреню и «утренний» же по смыслу Первый Час вечером – значит профанировать тему содержащихся в них молитв и песнопений, строго соотнесённых с конкретными часами (древними стражами) суток: не зря же эти службы именуются как «Богослужения суточного цикла», а содержащая их книга – «Часослов»! Можно пытаться совершить пятилетку в четыре года, но нельзя «отмолиться наперёд», заранее возблагодарив Бога вечером за ещё не дарованную Им утреннюю зарю. У нас во время возгласа «Слава Тебе, показавшему нам свет!» зажигают яркие паникадила, что наивно и смешно: в этом случае благодарность показавшему нам свет относится не к Богу, а к изобретателю электричества, главному энергетику или инженеру подстанции, к которой подключён храм. Столь же странно (мягко говоря) звучат призывы исполнить вечером утренние молитвы, о которых Вы пишете. Этим мы словно бы «припираем Бога к стенке» – «заставляем» Его непременно продлить все наши жизни до утра, когда утренние молитвы обретут законную силу, но что если у Него другие намерения, и кто-то из нас не проснётся.

Благоразумные греки совершают Агрипнию в исключительных случаях: как на приходах, так и в монастырях Вечерня служится вечером, а Утреня – утром, в соответствии с названием и смыслом богослужений. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 годов обсуждал это и другие несоответствия между реальной жизнью и уставными нормами (см.: Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001). Были намечены широкие реформы в области Устава (предлагалось, в частности, вернуться к Студийскому уставу), но конкретные решения не были приняты из-за преждевременного роспуска Собора в условиях «красного террора».

Резюмируя историю Агрипнии, авторы статьи в Православной энциклопедии констатируют: «В современной практике РПЦ Всенощное бдение обычно бывает в те дни, когда это предписано уставом, но значительно сокращается. Всенощное бдение, как правило, совершается от 16.00–18.00 до 19.00–21.00 по современному счёту времени. Уставные чтения, включая великое чтение, обычно опускаются. Лития и благословение хлебов совершаются только по праздникам. Малая вечерня служится крайне редко. Помазание елеем бывает, кроме некоторых дней года, не в конце, а в середине Утрени. Большинство элементов, составляющих бденные Вечерню и Утреню, исполняются в той или иной степени сокращёнными.

В современной греческой приходской практике Всенощное бдение совершается только в особых случаях; нормой является раздельное пение на Вечерне и Утрене в своё время.

Последование утрени

По обычнем начале глаголем:

З а моли́тв святы́х оте́ц на́ших, Го́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь (поклон).

С вяты́и Бо́же, Святы́и Кре́пкии, Свя­ты́и Безсме́ртныи, поми́луй нас (трижды, с поклонами). С ла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свя­то́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во́ веки ве­ко́м, ами́нь. П ресвята́я Тро́ице, поми́луй нас. Го­́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, про­сти́ беззако́ния на́ша; Святы́и, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша; и́мене Твоего́ ра­́ди. Г о́споди поми́луй (трижды). Слава, и ныне.

Отче наш , Иже еси́ на́ небесех. Да свя­ти́тся и́мя Твое́. Да прии́дет ца́рствие Твое́. Да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на́ небеси и на земли́. Хлеб наш насу́щныи даждь нам днесь. И остави́ нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́­шим. И не введи́ нас во искуше́ние. Но изба́ви нас от лука́ваго.

Г о́споди, Ису́се Христе́, Сы́не Бо́жии, поми́луй нас. А ми́нь. (поклон).

Г о́споди поми́луй (12 раз). Слава, и ныне.

П рииди́те, поклони́мся Царе́ви на́ше­му Бо́гу (поклон).

П рииди́те, поклони́мся Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

П рииди́те, поклони́мся и припаде́м к Самому́ Го́споду Ису́су Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему (поклон).

Таже, псалом 19

У слышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Ияковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и вся сожжения твоя тучна буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся. Исполнит Господь вся прошения твоя, ныне познах, яко спасл есть Господь христа Своего. Услышит его с Небесе святаго Своего, в силах спасение десница Его. Сии на колесницах и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша. мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, вонь же день аще призовем Тя.

Псалом 20

Г осподи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний, в век века. Велия слава его спасением Твоим, славу и велелепие возложиши нань. Яко даси ему благословение в век века, возвеселиши его радостию с лицем Твоим. Яко царь уповает на Господа, и милостию Вышняго не подвижится. Обрящется рука Твоя всем врагом Твоим, десница Твоя обрящет вся ненавидящия Тебе. Яко положиши их яко пещь огненую во время лица Твоего, Господь гневом Своим смутит я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих. Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогоша составити. Яко положиши я хребет во избытцех Своих, уготоваеши лице их. Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя.

Слава, и ныне. Трисвятое. И по Отче наш. Тропари сия, глас 1.

Спаси Господи, люди Своя и благослови достояние Свое, победы державе Российстей на сопротивныя даруй, и Своя сохраняя Крестом люди.

Слава. Вознесыися на Крест волею, тезоименитому ныне граду Твоему, щедроты Твоя даруй, Христе Боже. Возвесели силою Своею державу Российскую, победы дая ей на сопостаты, пособие имущу Твое оружие, мiру непобедимую победу.

И ныне. Предстательнице страшная и непостыдная, не презри Благая молитв наших. Всепетая Богородице, утверди православных житие и спаси державу Российскую, подай же ей небесную победу Богом, Его же родила еси, едина Благословенная.

Читайте так же:  Молитва для снятия

Господи помилуй (12). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веком. Аминь.

Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (трижды без поклонов). Таже: Господи, устне мои отверзеши и уста моя возвестят хвалу Твою (дважды). И глаголет екса псалмы, легко, с тихостию и со всяким вниманием и страхом Божиим, яко к самому Богу беседуя невидимо, и о своих гресех умоляя Его. Братия же стоят руце имуше согбени к персем, главы же мало преклонены.

Господи, чтося умножиша стужающии ми, мнози востают на мя. Мнози глаголют души моей: несть спасения ему о Бозе его. Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и вознося главу мою. Гласом моим ко Господу возвах, и услыша мя от горы святыя Своея, Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Воскресни Господи, спаси мя, Боже мой. Яко Ты порази вся враждующия ми всуе, зубы грешником сокрушил еси. Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аз уснух и спах; востах, яко Господь заступит мя.

Боже, Боже мой, к Тебе утренюю, возжада Тебе душа моя, коль множицею Тебе плоть моя, в земли пусте и непроходне и безводне. Тако во святем явихся Тебе, видети силу Твою и славу Твою. Яко лучши милость Твоя паче живот, устне мои похвалите Тя. Тако благословлю Тя в животе моем, о имени Твоем воздежу руце мои. Яко от тука и масти исполнися душа моя, и устне радости восхвалят Тя уста моя. Аще поминах Тя на постели моей, на утрених поучахся в Тя. Яко бысть Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя. Тии же всуе искаша душу мою, внидут в преисподняя земли. Предадятся в руки оружию, части лисовом будут. Царь же возвеселится о Бозе, похвалится всяк кленыися Им. Яко заградишася уста глаголющих неправду. На утрених поучахся в Тя. Яко бысть Помощник мой, и в крове крилу Твоею возрадуюся. Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя.

Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды, без поклонов). Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне.

Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое воистине Твоей, услыши мя в правде Твоей. И не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живыи. Яко погна враг душу мою, и смирил есть в земли живот мой. Посадил мя есть в темных, яко мертвыя веку, и уны во мне дух мой, во мне смутися сердце мое. Помянух дни древния, поучихся во всех делех Твоих, и в делех руку Твоею поучахся. Воздех к Тебе руце мои, душа моя яко земля безводная Тебе. Скоро услыши мя, Господи, исчезе дух мой. Не отврати лица Твоего от мене, и уподоблюся низходящим в ров. Слышану сотвори мне заутра милость Твою, яко на Тя уповах. Скажи мне, Господи путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Дух Твой Благии наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи живиши мя, правдою Твоею изведеши от печали душу мою. И милостию Твоею потребиши враги моя, и погубиши вся стужающия души моей, яко аз раб Твой есмь. Услыши мя в правде Твоей Господи, услыши, и не вниди в суд с рабом Твоим. Дух Твой Благии наставит мя на землю праву.

Слава, и ныне. Аллилуия, Аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами). Господи помилуй (12). Слава, и ныне.

Таже Бог Господь и явися нам, благословен грядыи во имя Господне.

Стих 1. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.

Стих 2. Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.

Стих 3. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.

Стих 4. Камень, Его же небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу углу, от Господа бысть Сей, и есть дивна во очию нашею.

Таже тропарь дню, или святому, или празднику .

Аще ли пост, поется Аллилуия, на глас октая. Стихи же глаголем:

Стих 1. От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже.

Стих 2. Правде научитеся живущии на земли.

Стих 3. Господи Боже наш, мир даждь нам, вся бо воздал еси нам.

Стих 4. Тако быхом возлюбленному Твоему.

Таже троичны во октаи, и обычная стихология, и седальны, и прочая по уставу.

Таже, псалом 50. Помилуй мя Боже.

Посем песни пророческия и каноны. На 9 песни канона поем песнь Пресвятей Богородице (от Луки, зачало 4):

Величит душа моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем (правый лик). И по коемждо стисе припеваем: Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем. И поклон до земли. Аще ли неделя, или празднество, поклоны творим малыя, токмо последнии поклон земныи.

Яко призре на смирение Рабы Своея, се бо от ныне блажат Мя вси роди ( левый лик ).

Яко сотвори мне величие Сильныи, и свято имя Его, и милость Его в род и род на боящихся Его ( правый лик ).

Сотвори державу мышцею Своею, расточи гордыя мысли сердца их ( левый лик ).

Низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ, и богатящияся отпусти тща ( правый лик ).

Восприят Израиля отрока Своего, помянути милости, якоже глагола ко отцем нашим, Аврааму и семени его до века ( левыи лик ).

Таже, песнь 9-я канонов. По 9-й песни оба лика совокупльшеся поем: Достойно есть, и творим поклон вси вкупе до земли. Таже, ектения малая. Аще ли неделя; поем на глас октая: Свят Господь Бог наш (трижды), таже светилен.

Читайте так же:  Молитва папе от дочери

Посем, псалом 148. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его. Хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет. Хвалите Его небеса небес и вода яже превыше небес, да восхвалят имя Господне. Яко Той рече, и быша; Той повеле, и создашася. Постави я в век и в век века. Повеление положи, и не мимо идет. Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны. Огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его. Горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри. Зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты. Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии. Юноши и девы, старцы с юнотами, да восхвалят имя Господне. Яко вознесеся имя Того единаго. Исповедание Его на земли и на небеси, и вознесет рог людей Своих. Песнь всем преподобным Его, сыновом израилевом, людем приближающимся Ему.

Псалом 149. Воспойте Господеви песнь нову, хваления Его в церкви преподобных. Да возвеселится Израиль о сотворшем Его, и сынове Сиони возрадуются о Цари своем. Да восхвалят имя Его в лице, в тимпане и псалтыри да поют Ему. Яко благоволит Господь в людех Своих, и вознесет кроткия во спасение. Восхвалятся преподобнии во славе, и возрадуются на ложах своих. Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их. Сотворити отмщение во языцех, обличение в людех. Связати царя их путы, и славныя их ручными оковы железными. Сотворити в них суд написан, слава си есть всем преподобным Его.

Псалом 150. Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении сил Его. Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по премногому величествию Его. Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтыри и гуслех. Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органех. Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Всяко дыхание да хвалит Господа.

Таже, стихеры хвалитныя, и Слава, и И ныне по уставу. Посем глаголем: Слава показавшему нам свет, и прочая.

Аще ли на хвалитех стихер нет и мы глаголем: Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь. Слава показавшему нам свет.

Слава в вышних Богу, и на земли мир в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя (поклон), кланяемтися, славословим Тя (поклон), благодарим Тя великия ради славы Твоея (поклон). Господи Царю небесныи Боже Отче Вседержителю, и Господи Сыне Единородныи Исусе Христе, и Святыи Душе. Господи Боже Агньче Божии Сыне Отечь: вземляи грехи мiра, помилуй нас; вземляи грехи мiра, приими молитвы наша. Седяи одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты един свят, Ты един Господь Исус Христос, в славу Богу Отцу, аминь. На всяк день благословим Тя, и восхвалим имя Твое во веки, и в век века. Господи, прибежище бысть нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, и исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой. Яко от Тебе есть источник живота, во свете Твоем узрим свет, пробави милость Твою ведущим Тя.

Сподоби Господи, в день сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди Господи, милость Твоя на нас, яко же уповахом на Тя. Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Благословен еси Владыко, вразуми нас оправданием Твоим. Благословен еси Святыи, просвети нас оправданием Твоим. Господи, милость Твоя во веки, и дела руку Твоею не презри. Тебе подобает хвала. Тебе подобает пение. Тебе слава подобает, Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком, аминь.

Посем ектения. Исполним заутрения. Таже, на стиховне стихеры. Посем: Слава, и ныне, Богородичен. Таже:

Благо есть исповедатися Господеви, и пети имени Твоему, Вышнии, возвещати заутра милость Твою, и истину Твою на всяку нощь. Аще есть пост, глаголем дважды. Таже, Трисвятое. И по Отче наш, тропарь дню, или святому по уставу, и ектения и по возгласе глаголет псаломщик: Аминь. Приидите, поклонимся, трижды. И псалмы Перваго часа. И прочее. И отпуст.

Аще ли пост, то глаголем по Отче наш тропарь сии : В церкви стояще славы Твоея, на Небеси стояти мнимся, Богородице дверь Небесная, отверзи нам двери милости Твоея. Господи помилуй (40). Господи благослови. Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Глаголем: Аминь. Небесныи Царю, державу нашу укрепи, веру утверди, языки укроти, мир умири, и святыи храм сей добре сохрани, и прежде отшедшия отцы и братию нашу в кровех с праведными учини и нас в православней вере и в покаянии, Господи, приими и помилуй, яко Благ и Человеколюбец.

Таже, Господи помилуй (трижды). Слава, и ныне. Честнейшую херувим, и славнейшую воистину серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу Тя величаем ( поклон великий ).

Именем Господним благослови, отче.

И творим великия поклоны, с молитвою святаго Ефрема, якоже предуказася на вседневней полунощнице. И абие начинаем первый час.

Библиотека. Архив «Русской веры»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Библиотека нашего сайта — это уникальная коллекция материалов, жемчужиной которого является «Лицевой летописный свод Ивана Грозного». Кроме того, в библиотеке впервые размещён старообрядческий Архив Канцелярии архиепископа Московского и Всея Руси (РГАДА, фонд 1475).

Исполним утреннюю молитву
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here