Искушение при молитве

Детально: искушение при молитве - специально для Вас.

Сокровищница духовной мудрости

Молитва

Искушения в молитве

. Нужды телесные соразмеряй с часами молитв, и приготовься не слушаться помысла, который отвлекает тебя от правила. Ибо у демонов в обычае — в часы молитвы, под предлогом благовидной якобы причины, побуждать нас к отлучке, чтобы благовидно отвлечь нас от спасительной молитвы (свт. Василий Великий, 9, 49).

Если бы не прерывали мы сего труда пребывать в молитве и уповании, то не подвергались бы заблуждениям (прп. Макарий Египетский, 67, 347).

. встретит много препятствий, поставляемых злобою прилежанию к молитве: сон, уныние, тяжесть в теле, преобладание помыслов, непостоянство ума, расслабление и прочие начинания злобы, а потом скорби и восстания самих лукавых духов, упорно воюющих с нами и противоборствующих нам и не допускающих приблизиться ко Христу душу, которая поистине непрестанно взыскует Бога (прп. Макарий Египетский, 67, 373).

. Тщательность в молитве много нам дарует; только каждый пусть делает это с внимательною и правою совестию, никак не блуждая мыслию по произволу и не воздавая (молитву) как бы необходимый, невольный долг, но исполняя ею любовь и желание души. Но и сам Господь внушит просящим, как молиться, по сказанному: даяй молитву молящемуся (1 Цар. 2, 9).

Итак, прилежный к молитве должен просить (оной) и знать, что в столь важном деле он со многим старанием и усилием должен выдержать тяжкую борьбу. Поелику с особенною силою нападает на таковых злоба, отовсюду стараясь ниспровергнуть наше старание. Там ослабление тела и души, здесь изнеженность, беззаботность, нерадение и все прочее, что губит душу, терзаемую по частям и предающуюся врагу своему. Итак, должно, чтобы душою, как бы мудрый кормчий, управлял разум, указывая прямой путь к горней пристани и предавая душу неповрежденною вверившему оную Богу (свт. Григорий Нисский, 18, 280).

. Зная коварство диавола, постараемся особенно в это время отгонять его так, как будто бы мы видели его присутствующим и стоящим пред нашими глазами, постараемся удалять от себя всякий помысл, смущающий душу нашу, напрягать все свои силы и творить усердную молитву, так чтобы не только язык произносил слова, но и душа вместе со словами восходила (к Богу) (свт. Иоанн Златоуст, 47, 320).

Молясь, по мере сил охраняй свою память, чтобы не что-либо свое внушала тебе, но возбуждала тебя к разумному продолжению молитвы. (прп. Нил Синайский, 71, 180).

Если ум твой во время молитвы засматривается на юность, то молится он не как монах, а как еще мирянин, украшая внешнюю скинию (прп. Нил Синайский, 71, 180).

Если желаешь молиться, то не делай ничего противного молитве, чтобы Бог приблизился и ходил вместе с тобою. Молясь, Божества не облекай в себе в образы, и не дозволяй, чтобы и ум твой принимал на себя какой-либо облик; но невещественным приступай к Невещественному, и придешь в единение (прп. Нил Синайский, 71, 185).

. Если вознерадим, и приимем в себя противные помыслы , то мы крайне оскорбим тем, что они столько за нас подвизаются, а мы и за себя не хотим молить Бога. (прп. Нил Синайский, 71, 188).

Если радеешь о молитве, то готовься к нападениям демонов и терпеливо переноси от них удары. (прп. Нил Синайский, 71, 190).

Если хочешь молиться духом, ничего не заимствуй от плоти, и не будет облака, предшествующего тебе во время молитвы (прп. Нил Синайский, 71, 196).

. диавол старается воспрепятствовать нам самыми тяжкими и невыносимыми искушениями, чтобы, как не приобретающие от нее никакой пользы, отложили мы оружие многополезной и спасительной о Христе молитвы (прп. Нил Синайский, 73, 227—228).

. Демоны всеми способами стараются возбудить в подвизающихся леность к постоянному и терпеливому пребыванию в молитве. (прп. Нил Синайский, 73, 292).

Нимало не смущайся, когда зловредные демоны во время молитвы, наипаче распаляясь гневом, наводят на душу полчище непристойных помыслов (прп. Нил Синайский, 73, 322).

Если же будем унывать в молитве, то понесем великие утраты и крайний вред. (прп. Нил Синайский, 73, 387—388).

Когда молишься, как должно, могут встретиться тебе (или прийти на ум) какие-либо дела, за которые покажется тебе праведным погневаться на ближнего. (Поостерегись) .

Нет совсем гнева на ближнего, который был бы праведен. И если поищешь, то найдешь, что можно и без гнева дело устроить хорошо. Почему всячески ухитряйся не подвигнуться на гнев (прп. Нил Синайский, 90, 225—226).

Читайте так же:  Молитва о даровании супружества

Помолившись, как должно, ожидай, что не должно, — и стой мужественно, охраняя плод свой. На это с самого начала ты поставлен, — т. е. чтобы делати и хранити (Быт. 2, 15). Почему поделавши (совершив как должно молитву), не оставляй без охраны того, что стяжал трудом; иначе никакой не останется тебе пользы от молитвы (прп. Нил Синайский, 90, 228—229).

Берегись сетей вражеских, ибо бывает, что когда молишься чисто и безмятежно, вдруг предстанет тебе какой-либо образ, странный и чуждый. Это враги делают для того, чтобы ввести тебя в самомнение, внушив мысль, что тут Божество (явилось тебе), — а далее и для того, чтобы ты подумал, будто подобно этому, внезапно явившемуся тебе, и божество количественно (занимает место, протяженно, имеет части), тогда как Божество ни количества, ни вида не имеет (прп. Нил Синайский, 90, 231).

, которые сильней налегают на молитву, подвергаются более страшным и свирепым искушениям (прп. Иоанн Карпафский, 91, 93).

Внимай себе трезвенно после молитвы, и увидишь, что толпы бесов, побежденных нами, стараются после молитвы осквернить нас нечистыми мечтаниями (прп. Иоанн Лествичник, 57, 140—141).

Во время молитвы не принимай никакого чувственного мечтания, чтоб не впасть в исступление ума (прп. Иоанн Лествичник, 57, 239).

Во время молитвы не рассматривай даже и нужных, и духовных вещей. Если же не так, то потеряешь лучшее (прп. Иоанн Лествичник, 57, 241).

Когда молишься, страх ли нападет на тебя. или свет воссияет, или другое что случится, не смущайся и не робей, но пребудь на молитве гораздо долее обыкновенного (старец Симеон Благоговейный, 93, 73).

. Страхование и ужасание бывает от демонов, чтоб, растерявшись и расслабевши, оставил ты молитву, а когда такие тревожности и оставление молитвы по малодушию обратятся у тебя в навык, — чтоб совсем тебя взять в свои руки и помыкать тобою Из-за страха же вражеского, смотри, никогда не оставляй молитвы, но, как дитя, убоявшись каких-либо страшилищ, бежит в объятия отца или матери и там отлагает всякий страх, так и ты, востекши к Богу молитвою, избежишь страха, наводимого бесами (старец Симеон Благоговейный, 93, 73).

Как только увидит диавол, что ум (дух) христианина не имеет печати благодати Божией и наг от нее, а между тем желает пройти мысленно воздух и востечь ко Всевышнему Богу, чтоб беседовать с Ним посредством молитвы и молить Его о грехах своих, — без страха становится против него. (прп. Симеон Новый Богослов, 76, 154—155).

Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным. Образы, если их допустит ум в молитве, соделаются непроницаемою завесою, стеною между умом и Богом (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 147).

Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же, из своего собственного состояния, из своего падения. (свт. Игнатий Брянчанинов, 38, 234).

Когда чувствуешь сухость, ожесточение, не оставляй молитвы. за подвиг против сердечного нечувствия низойдет к тебе милость Божия, состоящая в умилении (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 164).

Отвергай благие, по-видимому, помышления и светлые, по-видимому, разумения, приходящие к тебе во время молитвы, отвлекающие тебя от молитвы (свт. Игнатий Брянчанинов, 39, 166).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Клин православный

Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику

Войти через uID

Форма входа

Воскресная школа
Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах

Рождественский пост

28 ноября — 6 января
Рождественский пост

—>

Богослужения
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Из церковной жизни
Церковные Таинства
Духовное просвещение
Здоровье душевное и телесное
Литература, искусство
Церковь и общество
Видео

Актуально
  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жить по воле Божией
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
  • Привороты
  • Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений
  • Имена Божии

Предстоящие события
Главная » Статьи » Как мы веруем

Как можно научиться молиться?

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Нередко люди жалуются, что у них не получается нормально молиться — во время молитвы одолевает сон, приходят в голову всякие умные и полезные мысли на разные темы, вспоминаются всевозможные жизненные ситуации и т.д.

Ничего удивительного в этом нет. Все мы изучали физику. Поэтому можем вспомнить некоторые ее законы. Известно, что всякому действию есть противодействие. Подобное происходит и в духовном мире. Когда мы начинаем делать хорошее дело — а молитва это одно из самых важных добрых дел, — то возникают разного рода обстоятельства, которые нам мешают это делать. Например, человек, не имеющий еще духовного опыта, начал ходить в церковь молиться и участвовать в богослужении.

Сразу же появляются типовые искушения. Вот некоторые из них.

Человек входит в храм и сразу же ощущает на себе взгляды многих людей, у него появляется чувство, что все смотрят на него. И так все время до конца богослужения.

Следующее типовое искушение: нападает зевота, сонливость, слипаются от усталости глаза, буквально засыпаешь стоя. Но как только окончится богослужение и время молитвы — такое состояние как ветром сдуло.

Вот еще одно типовое искушение несколько иного характера, как думается. Человек искренне пришел в храм помолиться за богослужением. И вот человек стоит, а кажется, что на его плечи положили тяжелые мешки: так трудно стоять. Все тело буквально ломит от тяжести, ноги гудят и отказываются подчиняться.

Аналогичные ситуации, правда, случаются и в других жизненных обстоятельствах. Если я иду по улице вместе с другом и нам встречается его хороший знакомый, то они могут долго и с интересом разговаривать. Я же, для которого этот разговор будет неинтересен, буду стоять, переминаясь с ноги на ногу, и, может, даже спина заболит. Мой же друг стоит и бодро ведет разговор. У него таких проблем, как у меня, не возникло.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Человек, не сроднившийся с церковной молитвой, стоя в храме, удивляется, как стоят много часов в храме на богослужении слабенькие старушки и как весело после службы бегут домой. Так ведь им было интересно молиться, они духовно участвовали в том, что совершается в храме!

Когда человек стремится понимать богослужение и вникает в то, что поется и читается в церкви, все происходящее на службе становится близким и дорогим, поэтому и все описанные искушения рассеиваются, хотя появляются и новые. Приходится прилагать усилия, чтобы сосредоточиться на словах молитвы. Впрочем, эти искушения, отвлекающие нашу мысль от Бога и от смысла произносимых слов, мешают духовной жизни и дома, и в храме.

Таким образом, мы понемногу начинаем приходить в себя и понимать то, что называется по-славянски «духовной бранью», т.е. духовной битвой с собственными мыслями и чувствами, которая должна совершаться в нашем уме и нашем сердце.

Мы встали на молитву и хотим говорить с Богом. В данное время для нас это самое важное дело, а все остальное, как бы оно существенно и нужно не было, — несвоевременно, это следует отложить на потом. Так, если пришли на прием к очень значимому человеку, не будем же мы все время отвлекаться на другие дела и вести посторонние разговоры… А уж тем более это существенно во время разговора с Богом.

Когда мы едем на велосипеде, то для того, чтобы ехать по дороге прямо, мы все время подруливаем. Так и во время молитвы: нужно постоянно отодвигать в сторону самые, казалось бы, актуальные дела и полезные мысли, чтобы все время прилагать усилия, дабы наш ум был направлен именно на те мысли и слова, которые мы приносим Богу. Иногда это очень трудно дается. Кроме этого, следует обратить внимание и на то, что непрощение обид, недобрые слова и поступки по отношению к другим людям однозначно мешают нашей молитве.

Без постоянной духовной борьбы ни духовное возрастание, ни благодатная молитва невозможны. Ведь молитва — это далеко не только наши усилия, но и, в первую очередь, дар Божий.

Кроме того, следует сказать, что во время молитвы следует выключить наши воображение и мечтательность. Не следует себе представлять в это время ни Бога, ни Богоматерь, ни святых, ни то, как они к нам относятся. Молясь перед иконой, не нужно с большим вниманием рассматривать лик иконы. Во время молитвы ведь не мы через икону смотрим на Бога, а, скорее, Он на нас. Надо со вниманием говорить слова молитвы Богу, все время отбрасывая посторонние мысли и чувства.

Можно молиться дома перед иконами и с закрытыми глазами.

Учиться молиться — значит учиться общаться с Богом.

Фото: Василий Кузьмин

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Клин православный

Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику

Войти через uID

Форма входа

Воскресная школа
Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах

Рождественский пост

28 ноября — 6 января
Рождественский пост

—>

Богослужения
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Из церковной жизни
Церковные Таинства
Духовное просвещение
Здоровье душевное и телесное
Литература, искусство
Церковь и общество
Видео

Актуально
  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жить по воле Божией
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
  • Привороты
  • Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений
  • Имена Божии

Предстоящие события
Главная » Статьи » Как мы веруем

Помыслы и искушения во время молитвы

Автор: Протоиерей Борис Балашов

Во время молитвы многие замечают, что к ним приходят совершенно посторонние, иногда, казалось бы, очень важные мысли, и человек невольно отвлекается, начинает размышлять о житейском. Бывает, настолько эти помыслы захватывают, что каждое слово молитвы дается с трудом, «с боем». Как быть? В этом нет ничего уникального. Все подобные искушения являются типовыми, особенно для начинающих или неопытных христиан.

Во-первых, не надо бояться искусителя и искушений. Хорошо ли получается молитва – судить не нам. Плод молитвы – духовное приближение к Богу и сроднение с ним. Плод молитвы мы можем увидеть в духовном возрастании, умении любить людей и быть к ним терпимыми и во многом другом.

Во-вторых, опасно оценивать качество молитвы, исходя лишь из собственных ощущений – так можно и обмануться. Прелестные (от слова «прелесть», то есть обманные) ощущения могут быть очень похожи на благодатные: радость, чувство умиления и т.д.

Иногда молитва не идет: мысли разбегаются, лезут в голову воспоминания, возникают какие-то фантазии. Либо приходят вполне здравые мысли, но совсем не вовремя – они только отвлекают от молитвы. Ничего, не надо этого страшиться. Нужно постоянно и ежеминутно сосредотачивать внимание на тех словах, которые мы говорим Богу. Порой приходится пробираться, как в дремучем лесу, через чащу искусительных отвлекающих мыслей и образов. Но даже если молиться очень трудно и мы постоянно отвлекаемся, но снова и снова заставляем себя сосредотачивать внимание на словах молитвы – это отнюдь не бесплодная молитва.

Чем больше наших усилий в молитве, в борьбе с искушениями, тем лучше она дойдет до Бога. Такую молитву иногда называют труднической: много труда нужно приложить, чтобы молитва была сосредоточенной.

В-третьих, нужно устранять те препятствия, которые мешают молитве. А именно, перед молитвой необходимо всем простить обиды и грехи, постараться, по возможности, со всеми примириться.

Кроме того необходимо постоянно прикладывать усилия, чтобы духовно возрастать. Очень важно ежедневное вдумчивое чтение Священного Писания Нового Завета и стремление постоянно исполнять Божию волю и следить, чтобы не было духовной фальши в своей совести.

Конечно же, громадную помощь в духовном росте оказывает регулярное и, по возможности, более частое Причащение с духовной подготовкой и искренним покаянием.

Не бойтесь! Бог – любящий отец, а не озлобленный счетовод наших ошибок и прегрешений! Идите вперед, не сомневаясь и не боясь, Господь поможет и не оставит!

Фото: Татьяна Балашова.

О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы.
Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг
Первой и самой серьезной ошибкой в молитвенном деле является отсутствие молитвы. Это происходит либо потому, что человек никогда не молился и не знает, как к этому приступить (а часто — и зачем. ), либо потому, что «заботы века сего» настолько обессилили человека, что для Бога уже не остается места в его жизни.

О «механическом вычитывании» молитв.
Автор: Священник Михаил Хайрутдинов
Конечно, Господь миллионы раз слышал повторяемые нами молитвы. Но дело всё в том, что произносимое нами нужно нам самим. Бог самодостаточен, а мы немощны, потому и просим нужное для воцарения мира в сердце и обращения души ко спасению.

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Клин православный

Храм Благочиние Статьи Вопросы священнику

Войти через uID

Форма входа

Воскресная школа
Занятия в воскресной школе
и на Библейско-богословских курсах

Рождественский пост

28 ноября — 6 января
Рождественский пост

—>

Богослужения
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

Поддержите создание крестильного храма!

Рубрикатор статей
Из церковной жизни
Церковные Таинства
Духовное просвещение
Здоровье душевное и телесное
Литература, искусство
Церковь и общество
Видео

Актуально
  • Свободна ли воля человека?
  • О прейскурантах и пожертвованиях
  • Как для святого может быть приемлемо убийство?
  • О правильном отношении к смерти
  • Жить по воле Божией
  • Бог-Любовь и существование зла в мире
  • Сложные вопросы: супружеские отношения, контрацепция, период беременности
  • Гражданский брак: разве плохо, что мы любим друг друга?
  • Благословляет ли Церковь войну?
  • Является ли грехом обращение к бабушке-целительнице, чтобы снять сглаз, если она снимает его молитвами?
  • Привороты
  • Как отличить ученого от лжеученого, научную работу от псевдонаучной?
  • Что такое святость и достижима ли она?
  • О пастырском окормлении женщин, совершивших аборт
  • Символика цвета богослужебных облачений
  • Имена Божии

Предстоящие события
Главная » Статьи » Как мы веруем

О молитве. Ошибки и искушения во время молитвы

Автор: Протоиерей Аркадий Штейнберг

Это ужасно, но это так. Выход из этой смертельной болезни один — делать не то, что тебе хочется, а то, что тебе нужно. И первое из этих дел — побуждение себя на молитву (то есть к Богообщению) и понуждение на этот тяжкий молитвенный труд. И при этом понуждении, то есть борьбе с собой, нас ждут еще и дополнительные препятствия, чинимые падшими духами, чтобы оторвать нас от общения с Богом. Поэтому святые, опытно прошедшие эти искушения, оставили нам в помощь указания о молитвенном делании, чтобы мы не смущались, а знали, что нас ожидает. И первое из этих указаний-наставлений — «молитва требует борьбы до последнего вздоха». Посему, дорогие, не будем унывать в беспечности, но бороться, зная, что труд наш не напрасен, тем более, что Сам Господь непрестанно взирает на мужественного труженика и незримо помогает ему.

Для новоначальных, каковыми мы являемся в подавляющем большинстве, Церковь указывает посильный путь молитвенного труда — ежедневное молитвенное правило, состоящее из чтения утренних и вечерних молитв по молитвослову, или, если трудно, — хотя бы посильной части их. Здесь уместно напомнить о трех важнейших свойствах правильной молитвы (учение о молитве св. Игнатия Брянчанинова):
1. внимание к смыслу молитвы;
2. благоговение, требующее неспешности;
3. покаянное предстояние.

В соответствии с этим мы сталкиваемся с первыми тремя ошибками на молитве. Невнимательная или формальная молитва, собственно, молитвой не являющаяся, — это пустое вычитывание молитвенного правила. Такое часто случается, когда молитвослов стал уже книжкой привычной и часто «правила» уже выучены наизусть. Душа ищет легкого широкого пути — не молиться. Здесь следует сделать одно замечание: если борьба идет за саму молитву, то есть вопрос стоит так — читать или не читать («опустить молитвенное правило» — и звучит-то так благочестиво и даже красиво, специально для «отчета» на исповеди), или же читать полностью или сократить, то ответ ясен — читать обязательно, хоть как-то, хоть сколько-нибудь, но читать. Это последний рубеж, с него бегут только дезертиры.

Второе искушение — поспешное неблагоговейное чтение молитв, так как обычно, с привыканием, на них «почему-то» не остается времени. Следует поискать в распорядке дня какое-то время для того, чтобы спокойно помолиться, может быть, отказавшись от чего-то привычного, например, вечернего телевизора, или, если сами не можем сообразить, посоветоваться с духовником — как быть. Крайне нежелательно, но, в виде исключения, возможно сокращение молитвенного правила. Такие решения лучше принимать с благословения духовника. Заметим здесь также, что молитвенное чтение может быть и достаточно быстрым (лучше сказать — бодрым), но обязательно, в таком случае, должно быть внимательным.

Третье искушение — отсутствие покаянного настроения. Как правило, это восторженная молитва, точнее, молитвословие, исходящее из неправильного духовного устроения. Это путь в прелесть, то есть самообман, самовозвеличивание, желание духовных высот, откровений, видений, чудес и прочих явных сверхъестественных подтверждений собственной святости. Это — самое опасное из всех видов искушений, ибо оно разрушает главное — результат молитвенного труда, рождающееся из него смирение, умиление и слезы покаяния. Это также один из критериев правильной молитвы. Если же мы чувствуем в сердце некое тонкое тщеславие после молитвы или горделивое превозношение, или собственное «духовное возвышение», то мы в ошибке. Это искушение свойственно обычно тем, кто уже «чего-то достиг», тем, кто кроме обычных молитв читает каноны, акафисты, ездит в паломнические поездки — в общем, ведет чрезвычайно активную православную жизнь. Конечно, это не означает, что не нужно читать ничего сверх обычных молитвенных правил или ездить в паломничества по святым местам, но нужно всегда помнить о себе, что «ты несчастен, и жалок, и нищ и слеп и наг» (Откр. 3, 17), и, тем более, ограждать свои успехи, если только они не мнимые, страхом Божиим и смирением.

Следующий вид искушения — это бесовские видения. Они могут быть как видимыми телесными очами, так и возникать в уме в форме зрительных образов. Могут быть в виде явления света или ангелов, или святых, или даже Самого Христа — естественно, ложно. Категорическим требованием святых отцов в их учении о молитве является неприятие никаких видений. Мы грешные люди и не достойны видеть ни святых, ни света Божественного (то есть Фаворского!), ни, тем более, Спасителя Господа. Нам требуется единое на потребу — покаяние, которое не отнимет, но сохранит нас в благодати истинного молитвенного Богообщения. Если же человек начинает доверять этим видениям, и, еще хуже, — искать и ждать их, то он впадает в бесовскую прелесть и, в конце концов, гибнет, сходя при этом с ума. Спросят — а разве не бывает действительных явлений святых или ангелов или Самого Господа? Бывают! — ответим мы любопытствующим, но не нам. Критерий смущения благодатного мира в душе здесь также действует, но за благоразумие почитается неприятие видения для нас, как недостойных, что похваляется Господом. В любом случае, необходима чрезвычайная осторожность и следование, даже в кажущихся очевидно-благодатных чувственных чудесных явлениях, совету святых отцов — «не принимай и не хули».

К этому искушению примыкает еще одна ошибка в молитве, которая часто и рождает самое искушение — молящийся «включает» воображение и начинает чувственно, как бы видимо, представлять себе к кому обращена его молитва — Христа, Божию Матерь, Святую Троицу, святых, ангелов и т.д. По учению святых отцов молитва должна быть «безвидной», воображение должно молчать, лишь ум вкладывается в слова молитвы, дальнейшее — дело благодати. К сожалению, этот неправильный образ молитвы принят как основной в католицизме и породил множество прельщенных мнимо-святых.

В заключение хочется привести слова прп. Варсонофия Оптинского: «Диавол может дать человеку все — священство, монашество, архимандритство, епископство, патриаршество, но не может дать молитвы Иисусовой». И, хотя это сказано в обращении к монашествующим, но суть их ясна и для мирян: истинная молитва — это дар Божий. Последуем же за этим даром, потрудимся, чтобы вернуться к блаженному Богообщению, и время молитвы станет для нас самым желанным временем истинной жизни.

И последнее, бывает, что молитва «не идет», и при усердии, и при внешней правильности. Посмотрим тогда на свою жизнь и на состояние души, соответствуют ли они заповедям Евангельским? Ибо и к нам в обобщении обращены слова Первоверховного апостола: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами… оказывая им честь как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3, 7). Ибо, если верно речение: «Как человек молится, так он и живет», то не менее важно и обратное: «Как человек живет, так он и молится».

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Искушение при молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here