Иисусова молитва личный опыт

Детально: иисусова молитва личный опыт - специально для Вас.

Иисусова молитва для мирян

Разъясняют пастыри

Есть мнение, что Иисусову молитву – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», – могут творить только монахи, а мирянам это духовное делание неполезно. Так ли это? Можно ли молиться Иисусовой молитвой мирянам? И как это делать с наибольшей духовной пользой? Что вообще значит для нас Иисусова молитва?

Иисусова молитва может и должна быть всегда с нами

– По мысли святителя Игнатия (Брянчанинова), занятие Иисусовой молитвой есть общехристианское делание. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – эти слова апостола Павла обращены ко всем христианам, без различия, монах ты или мирянин. Святитель Игнатий знал современников христиан из мирян, которые в делании Иисусовой молитвы достигали значительных успехов. Причина очевидна: в его время была живая духовная жизнь многих людей и возможность соприкоснуться с подлинным делателем молитвы Иисусовой, который мог научить сначала правильной, а потом и непрестанной молитве. Понятно, что духовными молитвенными центрами и школами были святые обители. Из них молитвенный опыт выходил и в мир, где его впитывали и совершенствовали лучшие из христиан.

Наше время стало другим, оно внесло в жизнь Церкви значительные особенности и изменения. Главная среди них – разрушенная традиция духовной жизни. Мы, современные христиане, в большинстве своем первопроходцы на пути духовном. Многие делания, главные из которых – жизнь по совету духовника, покаяние в грехах, несение креста, отсечение своей воли и, конечно, молитва – даются нам непросто, и ошибки здесь неизбежны. Но, как говорится, волков бояться – в лес не ходить.

Попробуем дать некоторые советы на тему Иисусовой молитвы не столько из личного опыта, которого почти ни у кого нет, сколько из духовных советов наших славных отцов и старцев.

Ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах

  1. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4: 12). На этих словах основана наша вера в великую благодатную силу имени Иисусова. Этим именем, по слову преподобного Иоанна Лествичника, нужно сокрушать всю силу наших врагов и супостатов. Ощущение и реальность духовной брани, необходимость Божественной помощи в деле спасения должны обращать каждого христианина к Иисусовой молитве.
  2. Упражнение в Иисусовой молитве – это продолжение общего молитвенного труда. «Сначала научись молиться правильно, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – научившись правильно, молись постоянно». Без молитвы не может быть никакой духовной жизни. Молитва – это всегда труд и принуждение себя. Молитва как дар Божий дается только молящемуся. Со временем состояние скуки и сухости сердца сменится на духовную бодрость и желание молитвы. Благодатная внимательная молитва придет только к тому, кто смиренно и терпеливо совершает свои молитвенные правила, среди которых должна быть и молитва Иисусова.
  3. Полезно определить себе небольшое время для Иисусовой молитвы или количество молитв, для которого используют четки. Можно порекомендовать раз в неделю заменять утреннее и вечернее правила этой молитвой – 15 минут утром и вечером.
  4. Главное в Иисусовой молитве не количество, а качество. Запомним, что ум нужно заключать в слова молитвы, а сердце должно непрестанно пребывать в покаянии и плаче о грехах. Увлечение внешним молитвенным подвигом и особенно погоня за числом прочитанных молитв может привести к опасному состоянию, близкому к прелести. У отцов оно называется мнением.
  5. Некоторые боятся прелести от занятия Иисусовой молитвой. Прелесть – это удел гордых и своевольных людей. «Мы все в прелести», – так думает смиренный человек и обращается к Богу с покаянным молитвенным плачем. Смиренному невозможно пасть и быть прельщенным лукавыми духами.
  6. Замечательным подспорьем в Иисусовой молитве служит акафист Иисусу Сладчайшему. Обязательно его прочитывайте 2–3 раза в неделю.
  7. Для мирян Иисусова молитва всё-таки есть больше вспомогательное, а не основное молитвенное делание. Эта молитва может и должна быть всегда с нами. Ценность этой молитвы в ее краткости; ее можно совершать как устно, если позволяют условия и обстановка, так и умно, прочитывая ее внутри себя. Миряне много времени проводят в транспорте, в дороге, очередях, на прогулках, в трудах по дому. В данных занятиях нельзя терять драгоценного времени, а лучше делать необходимые дела и одновременно творить Иисусову молитву. Здесь самое главное – практика и старание.
  8. И, наверное, самое главное. Это связь Иисусовой молитвы с нашей жизнью. Как мы живем, так и молимся, и как молимся, так и живем. Для делателя молитвы Иисусовой требуется особая жизнь, в правильном понимании строгая. Главными препятствиями в молитве являются рассеянность и житейская суета. Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто постоянно слушает музыку и не вылезает из соцсетей, кто любит веселые компании и пустые разговоры. Здесь для многих нужна остановка: слишком сильна привязка к миру и его удовольствиям. Всё это заполняет ум и сердце и не дает человеку правильно и цельно обратиться к Богу в молитве. Будем разумно менять жизнь, изгоняя из нее всё пустое и ненужное для духовного роста и плодотворной молитвы.

Через молитву Иисусову мы со Христом везде

Не научиться Иисусовой молитве тому, кто привязан к TV и интернету, кто не вылезает из соцсетей

– Иисусова молитва дана всем – и монахам, и мирянам. Христианин – это тот, кто всегда со Христом, а этому и служит молитва Иисусова. Посредством молитвы Иисусовой мы со Христом бываем везде – и в метро, и на заснеженных улицах, в магазине и на работе, среди друзей и посреди врагов: молитва Иисусова есть златая связь со Спасителем. Она спасает от отчаяния, не дает нам упасть мыслями в пропасть мирской пустоты, но, как огонек лампады, призывает к духовному бодрствованию и предстоянию перед Господом.

Читайте так же:  Самые сильные молитвы Николая Чудотворца

Обыкновенно наш ум занят самыми беспорядочными мыслями, они скачут, сменяют друг друга, не дают нам покоя; в сердце – такие же хаотичные чувства. Если не занять ум и сердце молитвой, то в них будут рождаться мысли и чувства греховные. Молитва Иисусова – это лекарство для души, больной страстями.

В Древнем Патерике приводится такое сравнение. Когда котел подогревается огнем, то на него не сядет ни одна муха со своими бактериями. А когда котел остывает, то по нему бегают разные насекомые. Так и душа, согреваемая молитвой Богу, оказывается недоступной дурному воздействию демонов. Душа искушается, когда остывает, когда огонек молитвы угас. А когда вновь молится, искушения рассеиваются. Это каждый может проверить на собственном опыте: в минуту скорби, когда гнетут проблемы или сердце разрывается от недобрых помыслов, стоит начать молиться Господу, произносить молитву Иисусову – и накал помыслов схлынет.

Молитва Иисусова крайне нужна именно мирянам. Она спасительна во многих бытовых ситуациях. Если ты чувствуешь, что сейчас взорвешься, выйдешь из себя, если тебе хочется произнести какое-то скверное слово или возникли нечистые пожелания, остановись и начни в уме произносить неспешно молитву Иисусову. Произноси ее со вниманием, благоговением, покаянием, и увидишь, как накал страстей уходит, всё внутри успокаивается, становится на свое место.

Если сказать прямо, то страстный человек – это человек, который не молится. Без молитвы ты никогда не будешь с Богом. А если не будешь с Богом, то что у тебя будет в душе? Молитва Иисусова – это самая доступная, простая по словам, но глубокая по содержанию молитва, которую ты можешь иметь в любом месте и в любое время.

Еще святые отцы называли молитву Иисусову царицей добродетелей, потому что она привлекает все остальные добродетели. Терпение и смирение, воздержание и целомудрие, милосердие и любовь – всё это связано с молитвой Иисусовой. Потому что она приобщает Христу, молящийся перенимает образ Христов, воспринимает от Господа добродетели.

Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов

Есть, конечно, ряд ошибок, которые случаются с молящимися. Ни в коем случае нельзя произносить молитву Иисусову ради каких-то душевных восторгов или что-то представлять в воображении. Молитва Иисусова должна быть без образов, со вниманием к словам, наполнена благоговением и покаянным чувством. Такая молитва дисциплинирует ум и очищает сердце, душе становится легче, потому что уходят посторонние помыслы и хаотичные чувства.

Молитва Иисусова – это спасение для любого христианина, в какой бы ситуации он ни оказался.

Молитва Иисусова – ступеньки лестницы в Царствие Божие

– Об Иисусовой молитве для мирянина сказано очень много и святыми отцами, и современными опытными духовниками: она необходима. Но весь «секрет» ее заключается в том, что никакого секрета нет. И если мы сами себе эти «секреты» не придумываем, то сердечное и внимательное обращение к Господу в простоте и сокрушении, несомненно, будет содействовать нашему доброму прохождению пути христианской жизни. Здесь надо различать «делание умной молитвы» монахом под руководством опытного духовника (это отдельная тема, которой мы не будем сейчас касаться) и повторение молитвы мирянином во всякое время и во всякий час: вслух, если есть такая возможность, или про себя, если человек находится в общественном месте. Простота и сердечность, осознание своей немощи и всецелое предание себя в руки Божии – главное здесь, как и в любой молитве.

Но вот еще о чем, кажется, нужно сказать. Иногда даже эту простую молитву произносить очень сложно, и святитель Игнатий (Брянчанинов), например, определяет в этом случае «малую меру» необходимого, то есть внимание к произносимым словам в посильном приложении к ним своего сердца, пусть даже и с понуждением. Господь видит нашу тугу и борьбу и доброе произволение. Не может быть, чтобы всё время было легко, – это относится как к жизни вообще, так и к молитве. Иногда надо понудить себя, потрудиться, «пробиваясь» к Господу через собственную дебелость и уныние и смуту. И вот это делание уже всецело относится к сфере нашего доброго произволения, потому что никто у нас это стремление к Богу отнять не может, только бы оно (пусть даже и ослабевая в нас по временам) не прекращалось. И молитва Иисусова в этом случае – это те простейшие «узелки» на веревочной лестнице, по которой мы хоть и с трудом, но можем и должны постепенно взбираться горе, в Царствие Божие. А Господь, подавший нам эту «лестницу», разве не поможет, не поддержит, не укрепит? Конечно, поддержит, и наставит, и укрепит, только бы мы совершали свое восхождение с доверием и простотой, «не мечтая о себе ничего», но с усердием и постоянством.

Иисусова молитва для мирян

Из наследия Оптинских старцев

«Чтобы всегда иметь память о Боге, для этого и молитва Иисусова».

Преподобный писал о разных ступенях молитвы:

«Молитва Иисусова разделяется на три, даже на четыре ступени. Первая ступень – молитва устная; когда ум часто отбегает и человеку надо употреблять большое усилие, чтобы собрать свои рассеянные мысли. Это молитва трудовая, но она дает человеку покаянное настроение.

Вторая ступень – молитва умно-сердечная, когда ум и сердце, разум и чувства заодно; тогда молитва совершается беспрерывно, чем бы человек ни занимался: ел, пил, отдыхал – молитва всё совершается.

Третья ступень – это уже молитва творческая, которая способна передвигать горы одним словом. Тогда такую молитву имел, например, преподобный пустынник Марк Фраческий.

Наконец, четвертая ступень – это такая высокая молитва, которую имеют только ангелы и которая дается разве одному человеку на всё человечество».

Для лучшего понимания того, какие дары посылает Господь молитвенникам и какая молитва соответствует уровню духовного возрастания молящегося, преподобный Варсонофий пояснял подробно:

«Первый от Господа дар в молитве – внимание, то есть когда ум может держаться в словах молитвы, не развлекаясь помыслами. Но при такой внимательной, неразвлекательной молитве сердце еще молчит. В этом-то и дело, что у нас чувства и мысли разъединены, нет согласия в них. Таким образом, первая молитва, первый дар есть молитва неразвлекаемая.

Читайте так же:  Молитва Матроне о возвращении домой мужа

Вторая молитва, второй дар – это внутренняя молитва, то есть когда чувства и мысли в согласии направлены к Богу. До сих пор всякая схватка со страстию оканчивалась победой страсти над человеком, а с этих пор, когда молятся ум и сердце вместе, то есть чувства и мысли в Боге, страсти уже побеждены. Побеждены, но не уничтожены, они могут ожить при нерадении, здесь страсти подобны покойникам, лежащим в гробах, и молитвенник, чуть страсть зашевелится, бьет и побеждает.

Третий дар есть молитва духовная. Про эту молитву я ничего не могу сказать. Здесь в человеке нет уже ничего земного. Правда, человек еще живет на земле, по земле ходит, сидит, пьет, ест, а умом, мыслями он весь в Боге, на небесах. Некоторым даже открывались служения ангельских чинов. Эта молитва – молитва видения. Достигшие этой молитвы видят духовные предметы, например состояние души человека, так, как мы видим чувственные предметы, – как будто на картине. Они смотрят уже очами духа, у них смотрит уже дух».

Как правильно творить Иисусову молитву

«Молитву Иисусову проходи, как творишь, и приидет время, когда самое дело и милосердие Божие просветит и вразумит вашу душу, как и кого вопросить, и послётся, что ищешь и желаешь».

Старцы советовали произносить Иисусову молитву как можно чаще, но не искать при этом каких-то особых приятных чувств, духовных утешений и наслаждений.

Преподобный Амвросий объяснял:

«Устную молитву как бы кто ни проходил, не было примеров, чтобы впадал в прелесть вражескую. А умную и сердечную молитву проходящие неправильно нередко впадают в прелесть вражескую. И потому, прежде всего, должно держаться крепче устной молитвы, а потом умной, со смирением, а затем уже, кому удобно и кому благоволит Господь, переходить к сердечной, по указанию святых отцев, опытом прошедших всё это».

На вопрос, как достигнуть сердечной молитвы и что означает «опускать ум в сердце», преподобный Анатолий (Зерцалов) отвечал, предостерегая:

«Сердечного места отыскивать не должно: когда возрастет молитва, она сама отыщет оное. Наше старание – заключать ум в слова: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”».

Во время Иисусовой молитвы часто находит буря помыслов, которые всевает враг.

Преподобный Иларион учил не противоречить вражьим помыслам, так как это под силу только опытным молитвенникам, а просто продолжать молиться в простоте сердечной, уповая на милость Божию:

«А если когда против желания ум пленится, тогда продолжать молитву, а не противоречить – противоречить не твоей еще меры».

Оптинские старцы предупреждали о необходимости смирения при молитве. Как-то духовное чадо отца Амвросия пожаловалась ему на то, что при произнесении Иисусовой молитвы она запинается на словах «Помилуй мя, грешную». Старец отвечал:

«Пишешь ты, что в молитве Иисусовой есть у тебя какое-то запинание на словах “Помилуй мя, грешную”; это показывает, что прежде эта молитва совершалась тобою без должного смирения, без которого неприятна Богу и молитва наша. Поэтому принудь себя ударять на слово “грешную” с должным понятием».

Преподобный Варсонофий напоминал о том, что идущий путем Иисусовой молитвы может претерпевать скорби, которые, однако, нужно принимать без ропота:

«Путь молитвы Иисусовой есть путь кратчайший, самый удобный. Но не ропщи, ибо всякий идущий этим путем испытывает скорби».

Об опасности «выпрашивания» духовных даров и молитвы высокой степени

Преподобный Лев писал, что, не очистив сердца, не победивши страстей, нельзя сохранить духовное богатство без вреда для себя:

«Вы, вкусивши по милосердию Божию сладость и утешение от молитвы, теперь не обретая сего в себе, смущаетесь, унываете, считаете себя виновницей сей потери, и ваше нерадение – это истинная правда. Но я нахожу здесь и Промысл Божий, отъявший от вас сие утешение. Не победивши страстей и не очистивши сердца своего, можно ли сохранить это богатство без вреда! И не дастся вам оно к пользе вашей, дабы не впали в прелесть».

Преподобный Варсонофий также предостерегал об опасности «выпрашивания» даров и молитвы высокой степени:

«Молиться о даровании молитвы внимательной можно, но молиться о даровании высоких молитвенных состояний, я полагаю, погрешительно. Это надо всецело предоставить Богу. Некоторые выпрашивают себе молитву высокой степени; Господь давал им по безграничному Своему милосердию, но им самим она не была впрок…»

Старец Макарий написал статью «Предостережение читающим духовные отеческие книги и желающим проходить умную Иисусову молитву», где он предупреждал, что Иисусову молитву нужно читать просто и главным должно быть чувство покаяния, а не искание высоких духовных даров.

Преподобный Макарий учил:

«Помните: дар молитвы, а не собственность твоя; надобно сей дар заслуживать не одною молитвою, но и прочими благими делами: смиренномудрием, простотою, терпением, простодушием, а без сих добродетелей хотя, мнится, кто якобы стяжал молитву, но прельщается: не молитва это, но маска молитвы».

КАК НАУЧИТЬСЯ ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ ЖИВУЩЕМУ В МИРУ (ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ)

ПЛОДЫ МОЛИТВЫ
О плодах Иисусовой молитвы хорошо написал свт. Феофан Затворник: ²О НЕПРЕСТАННОЙ МОЛИТВЕ⌡ Поучения святителя Феофана Затворник Составитель игумен Феофан (Крюков).

МОЛИТВА В ХРАМЕ ВО ВРЕМЯ БОГОСЛУЖЕНИЯ
Надо приучать себя готовиться к исповеди и причастию с утра, вставая до рассвета. На подготовку уходит примерно полтора часа, да еще ходу до храма примерно минут сорок. Если у кого есть возможность, в храм надо ходить пешком, потому что во время движения вы молитесь. Если вы в это утро не причащаетесь и не исповедуетесь, то надо в любом случае вставать за час до выхода из дома, чтобы это время уделить молитве в тишине , пока все родственники спят и ничто вам не будет мешать и отвлекать. А придя в храм, умную молитву не оставляйте, продолжайте молиться. Во время Богослужения надо приучать себя к умному деланию и саму службу не опускать. Достигается это переходом на Мытареву молитву. Удивительно, но факт, данная молитва не мешает, а восполняет.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, что молитва Иисусова . это добродетель, которая учит человека высшему виду смирения, ненадеянию на себя. Поэтому, с одной стороны, Иисусова молитва . это выражение ненадеяния на себя, с другой . именно она учит человека надеяться только на Единого Бога.

Читайте так же:  Какие молитвы читать перед умирающим

Молитва Иисусова — умное делание

Молитва Иисусова — умное делание

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Современные люди почти ничего не знают об умном делании. Исповедующие христианскую религию, определяют умное делание, как молитвенный подвиг монахов. Большинство христиан считают, что для обычного человека умное делание недоступно.
Необходимо ли умное делание в современной жизни и какая польза от него? Можно ли отнести умное делание к практике совершенствования?

Название: «умное делание» говорит само за себя. Это работа над своим умом. К понятию Ум относится не только рассудочная деятельность, включающая в себя анализ информации, логические построения, обдумывания. Ум является сокровенной частью человека, в котором находится наше истинное Я. Умом мы осуществляем самопознание и приготавливаем себя к тайне соединения с Богом.

Умное делание — это и внутренняя работа с душой.
Привычка человека жить внешними событиями может стать серьезным препятствием для попытки изучить себя изнутри. Внешнему человеку такое делание может показаться скучным и бесполезным. Познавая свой внутренний мир, изменяя к лучшему внутреннего человека, мы изменяем внешние условия жизни. Без изменения внутреннего, невозможно изменить внешнее.
Умное делание помогает понять и принять промысел Божий, смысл существования в этом мире.

Человек — Храм Бога

Человек был создан Храмом Бога, пропитанным Божественной благодатью, приобщенным к своему Создателю. Назначение человека — быть руками и глазами Бога, Его мыслями, Его орудием во внешнем мире. В полноценном человеке ум и душа напонены Благодатью Святого Духа.
Умное делание ставит перед собой цель — стяжание Святого Духа для возвращения человека из падшего состояния в первозданное, совершенное.

Истинное благополучие во всех сверах жизни связано с Богообщением. Жизнь тела зависит от присутствия в теле души, жизнь души зависит от присутствия в ней Святого Духа.
Самоопределение личности находится в уме и сердце. Это два основных компонента души. Восстановление, исцеление совершенствование этих компонентов невозможно, если они не направлены к Источнику — Богу.

Деятельность ума и сердца никогда не останавливается. Даже во сне мы не перестаем думать умом и чувствовать сердцем. В нас вложена потребность не только внешней, но и внутренней активности. Любой человек, хочет он того или нет, занимается внутри себя мысленным творчеством. Если наши мысли и чувствования далеки от Бога, мысленный поток превращается в пустые мечтания, бесполезные фантазирования, что сказывается и на внешней жизни. Засоренный ум проецируется на внешнее, создавая ненужные нам события, притягивая к нам не тех людей. Неконтролируемые ум и сердце плодят чувствования и мысли, в которых смешивается добро и зло.
Изменить, упорядочить мысли и чувства возможно, практикуя умное делание.

Важной составляющей умного делания является трезвение. Трезвение — это бдительность в отношении своих мыслей и чувств. Многие необдуманные поступки мы совершаем, когда перестаем контролировать мысли. Стоит принять негативную мысль, как она тут же порождает негативное чувство. Негативное чувство подталкивает совершить необдуманный поступок. От неправильных мыслей рождается зло.
Часто мы замечаем за собой, что наш ум ведет себя как жвачное животное, перемалывая все, что придет, не разделяя, полезно нам об этом думать или нет. В результате, внутри нас воцаряются разруха и беспокойство. Мы уверены, что это естественное наше состояние, что так и должно быть, что это и есть наш истинный внутренний мир. Но, это не так. Наше естественное состояние иное: покой и радость в сердце. И достигаются они умным деланием: отслеживанием мыслей, приходящих в наш ум, отбрасыванием ненужных и бесполезных, отказом обдумывать всякую чушь.
В святоотеческой литературе вредные и бесполезные мысли назваются помыслами.

Помыслы и их отсечение

Отсечение помыслов святые отцы сравнивают с выпалыванием сорняков. Не занимаясь прополкой, мы не в состоянии вырастить богатый урожай на пажитях нашей души. Сорняки заглушат ум и заполонят душу. Рождение вредоносного помысла можно отследить. Если мысль, пришедшая к нам в голову, вызывает дискомфорт, чувствуется как что-то чужеродное, нечистое, следовательно, такая мысль вредна душе. Святые отцы советуют не допускать такие мысли в душу, откидывать их, не обдумывая. Иногда бывает сложно отказаться от навязчивого помысла, мы его гоним, а он не уходит.Практики умного делания используют для борьбы с помыслами Иисусову молитву. Мысленно обращаясь к Господу и удерживая внимание на молитве, можно отогнать любую негативную мысль.
Люди привыкли жить внешними событиями. Мало кто пытается заглянуть внутрь себя, обратится к своей душе. В результате, внутренний мир становится скудным, а внешняя жизнь невыносимой. Каковы мы внутри, такова и наша внешняя жизнь.

Внимание к внутреннему

Умное делание — это постоянное внимание к тому, что происходит внутри, в нашей душе. Бывает трудно и неприятно всматриваться в собственное сердце. Когда обнаруживаешь в себе кучу ненужного хлама, горести и обиды, тягу к вредным привычкам, желание мстить, понимаешь на сколько не чист твой внутренний мир. Можно струсить и попытаться сбежать от самого себя. Но, при таком раскладе жизнь не изменится. Сколько бы мы не старались изменить внешние обстоятельства, жизнь снова и снова будет бить нас, пока не решимся навести порядок в Храме души.
Внешняя деятельность, работа или быт никак не мешают умному деланию. Мы всегда можем оставаться внимательными к своему внутреннему миру. Умное делание помогает отказаться от рассеянности и ненужных мечтаний. Даже при разговоре со строгим начальником можно мысленно произносить Иисусову молитву, что приведет к неожиданным положительным результатам. Внутрення молитва погасит любой конфликт между вами и другими людьми. Внимание к своему внутреннему миру дисциплинирует, помогает качественнее выполнять любую работу и повседневные обязанности.

Читайте так же:  Молитва сыну в день рождения

Молитва

Помимо Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе, Сыне Божий, помилуй меня грешного», можно произносить и краткую молитву: «Господи, помилуй» или «Господи, помоги.»
В молитве мы обращаемся к Богочеловеку Иисусу Христу. Именно в Нем человеческая природа была воссоединена с природой Божества. Молитвенно приобщаясь к Христу, мы приобщаемся к Божественной природе, постепенно становясь богочеловеками, такими как Иисус Христос.

Умное делание — это постоянное предстояние перед Божеством сердцем и умом, а также как можно частое произнесение молитвы Иисусовой.
Молитва делает наше сознание ясным, спокойным и внимательным, избавляет от суетливости, приучает к терпению и выдержке.

Современный мир с его бешеными скоростями и обилием информации любого толка, лишает нас мира и покоя. Уставая, мы мечтаем о тишине.
Если человек не приучен к умному деланию, то внутри него происходит безумное делание: насилие над умом случайных мыслей, образов и желаний, которые управляют судьбой.

Достижения

Практики умного делания, очищаясь от внутреннего хлама, достигают состояния, называющееся «исихией» или безмолвием . Это воистину благодатное состояние, дарующее тишину ума. Только в таком внутреннем состоянии возможно личное общение с Богом.

Молитва Иисусова: необыкновенная сила

Что такое Молитва Иисусова?

Все православные христиане знают текст Иисусовой молитвы. Он имеет разные формы, а сама молитва Иисусова сопровождается многими странными суевериями, о которых мы расскажем ниже в этом материале.

Господи, Иисусе Христе, Сыне и Слове Божий, молитв ради пречистой Твоей Матери, помилуй мя, грешнаго

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Молитва — это общение с Богом. Без молитвы представить себе это общение невозможно. Обращаясь с благодарственными или просительными молитвами, мы также можем славословить Богородицу, святых. «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17), — так сказал нам в Питании апостол Павел. И вот у нас есть молитва Иисусова, в которой мы просим о помиловании у Того, Кто взял на себя наши грехи, понес наши немощи и победил смерть.

Однако, почему-то ошибочно считается, что миряне не могут произносить эту молитву, и она предназначена только для монахов. Так ли это? Нет. Церковь в лице святителя Игнатия (Брянчанинова) решительно отвергает эту позицию. Слова апостола Павла о молитвы были обращены не исключительно к монашествующим, но предназначались и для простых мирян. Молитвенный подвиг начинается с того, что мы начинаем молиться регулярно, постепенно наше сердце отзывается словам молитвы, душа открывается Богу. Поэтому, вы можете обращаться к Господу с молитвой Иисусовой.

Считается, что можно впасть в прелесть, читая эту молитву, но кротость и смирение требуются для любого духовного подвига, а не только для этой молитвы, поэтому не стоит из опасения прелести отказываться от молитвы Иисусовой.

Слова этой молитвы легко запомнить, а, значит, в жизни христианина она важна в те моменты, когда мы острее всего нуждаемся в Божией помощи. И тогда мы можем обратиться со словами «Господи, помилуй» к Тому, Кто действительно может даровать нам помилование.

Не стоит связывать молитву Иисусову с некими несуществующими церковными тайнами и запретами, приписывать ей оккультные свойства и считать, что молитва Иисусова помогает от одного, но не помогает от другого. Не стоит воспринимать всерьез статьи, в которых утверждается, что молитва Иисусова помогает от порчи и сглаза. Отношение к порче у Церкви однозначное — никаких обрядов по снятию порчи христианину проводить не стоит. Мы находимся под защитой Бога, а без Его ведома ни один волос не упадет с нашей головы.

Эта молитва — обращение ко Христу, покаяние и просьба помиловать грешного человека, а, значит, она для каждого христианина. Для духовенства и для мирян. Оптинские старцы говорили о том, что эту молитву могут читать и миряне. В молитве Иисусовой мы провозглашаем нашу веру в Иисуса Христа, как в истинного Бога. В этом и заключается суть христианства.

Когда мы читаем молитву, важно не забывать о том, для чего она предназначена. Молитва — это не заклинание, а общение с Богом, покаяние, мы молимся, чтобы очистить душу от греха. Традиционно молитву Иисусову читают в уединении. Она важна в монашеской жизни, но и мирянам, читающим ее, лучше уединиться, сосредоточить свои помыслы на молитве.

Иные названия Иисусовой молитвы

Молитва Иисусова имеет отношение к аскетическим практикам, таким как исихазм, однако, это считается эзотерическим течением. Согласно этим практикам молитва, произносимая про себя называется «умное делание», «умно-сердечное делание» или «тайная молитва», «трезвение ума» и.т.д. Молитва Иисусова помогает хранить сердце и ум от греховных помыслов.

Важно помнить, что любые аскетические практики, духовные упражнения, это касается и молитвы, лучше обсудить и согласовать со своим духовником, чтобы случайно не впасть в прелесть или не стать заложником еретического течения. Опыт Церкви важно учитывать, решаясь преобразовать свою духовную жизнь. Разумеется, молитва и пост занимают важное место в жизни христианина, но если у человека возникают сомнения, а ужесточение поста или молитвенный подвиг вводят его в искушение (например, все мысли строго постящегося — только о еде), лучше поговорить со священником, испросить благословения. Молитву Иисусову часто воспринимают неправильно и путают понимание молитвы в христианском смысле с йогой и другими восточными практиками, что не имеет никакого отношения к действительности.

Кроме того, исихазм предполагает молчание, в миру это — практически невыполнимое условие. И это — не только физическое, но и духовное молчание, полное освобождение от власти греха своего ума. Если человек только недавно ступил на путь христианства, только начал следовать за Христом, это — тяжелое духовное упражнение.

История становления Иисусовой молитвы

В XVII веке прошел Большой московский Собор, созванный для суда над Патриархом Никоном, реформы которого привели к возникновению старообрядчества, тогда же решился спор о том, как правильно произносить молитву Иисусову — называть в ней Иисуса «Боже наш» или «Сыне Божий». Второй вариант был признан неверным. В современном мире существует канонический текст Иисусовой молитвы. Вариант, который был установлен Большим Московским собором, рассматривается теперь как вариант молитвы мытаря, который звучит как

Читайте так же:  Как подготовиться к молитве

Суть споров о том, как правильно читать молитву Иисусову в том, что существовали ереси, признающие Иисуса Сыном Божиим, но не Богом, как считал еретик Арий, один из основоположников арианской ереси.

Ступени совершенства молитвы Иисусовой

Преподобный Варсонофий (Плиханков) писал о различных ступенях совершенства молитвы Иисусовой, по которым должен «восходить» христианиню

Он разделял молитву на четыре ступени.

  • Устную — когда человеку, нужно было сосредоточиться, напрячь ум, совершить молитвенный подвиг.
  • Вторая ступень — умно-сердечное делание, когда молитва совершается постоянно, без какого-либо перерыва.
  • Третья ступень — творческая молитва, но до третьей ступени способен дойти не каждый, это удается только людям, которые прошли особый духовный путь, таким как преподобный пустынник Марк Фраческий.
  • Четвертая ступень — высокая молитва, которую смогли достичь ангелы и единицы из числе людей.

Для того, чтобы взойти по ступеням молитвы Иисусовой, как писал преподобный Варсонофий (Плиханков), надо, чтобы в человеке не осталось ничего земного, кроме его телесной оболочки, а душа его жила небесной духовной жизнью.

Роль Иисусовой молитвы в жизни христианина

Во время молитвы Иисусовой человека часто могут одолевать греховные помыслы, ведь именно, чтобы помочь сердцу и разуму очиститься от них, читается эта молитва. Важно не переставать молиться, просить у Господа защиты от этих помыслов. Ведь то, что недоступно и невозможно для человека, доступно Богу.

Мысли, которые рождаются в уме и сердце человека бывают греховными, так как мы уже отравлены грехом, но, если стараться в молитве подчинить ум и сердце Господу, он защитит от этих дурных помыслов. Это важно для духовной жизни человека, возводит к Богу и освобождает от власти смерти, от власти греха.

Читать также о молитве Иисусовой:

Видео молитвы Иисусовой

Православная электронная библиотека

3765 Всего книг

67223841 Всего чтений

Библиотека на мобильном

AppStore (IOS: Iphone, Ipad)


(QR-код в отдельном окне)

Play Google (Android)


(QR-код в отдельном окне)

Путь умного делания. О молитве Иисусовой и божественной благодати

Ценность этой книги состоит в том, что автор раскрывает свой личный незаурядный опыт, через который оживает перед нами древнейшая православная традиция, уже две тысячи лет возводящая людей от земли к Небу.

Тема: Молитва Иисусова

Опции темы

Молитва Иисусова

Братия и сестры во Христе!
Не так давно я начал практиковать Иисусову молитву, как ее по оисаниям практикуют пустынники и монашествующие, как это описано в литературе по исихазму (Григорий Палама, Арх. Софроний, митрополит Сурожский Антоний, и т.д.). Хотелось бы найти тех людей, кто столкнулся с практикой сердечной Иисусовой молитвы, и мог бы рассказать по своему личному опыту, что у них получилось.

Хочу попробовать эту молитву,не могли бы дать ссылку.

«Иисусова молитва» на самом деле не молитва Иисуса, это слегка измененная молитва Вартимея. Читается так: «Иисус Христос, Сын Божий, помилуй меня. «Суть в том, что практикующие её (в основном православные монахи) повторяют ее непрерывно, и никогда делать это не перестают, так что после нескольких месяцев такого упражнения эта молитва как-бы уже произносится сама по себе.

По моему мнению, это не совсем хорошая практика, которая уводит верующего от смысла Евангелия. Человек не кается в отдельных поступках, а просто, или «вообщем», за все сразу. Причем кается постоянно, нет места благодарению, поклонению Богу, и как бы постоянное ощущение чувства вины.

По Писанию, Вартимей произнес эту молитву, а когда Христос его простил, оставил все и последовал за Христом, здесь же верующий навечно принуждается оставаться в младенческом возрасте.

С любовью во Х ристе, И горь Л ихнякевич
Контакты: [Fb] | [Tw] | [Vk]

Я согласен, что иногда священники, старцы и монахи немного «перегибают палку» в отношении постоянного чувства вины (которое, по-моему глубокому убеждению, должно исчезнуть после должного покаяния в грехах и исповеди Господу) — это скорее связано с монашескими традициями и такой библейской фразой, что праведных не осталось никого. Но, с другой стороны, «Иисусова» молитва заставляет ум и сердце постоянно находиться в сосредоточении на Иисусе, Его Имени и человеку после продолжительной (не в часах — а в днях и месяцах, годах) практики удается все больше и больше думать о Иисусе и Его деяниях. Соответственно, когда молитва входит в привычку (никто не говорит, что эта молитва должна заменить чтение Библии, общение и дела повседневной жизни), тогда она автоматически всплывает во всех ситуациях и помогает во время искушений.

Что касается продолжительности практики, то во всей литературе по исихазму для мирян дается указание, чтобы молились хотя бы полчаса в день. В конце-концов есть разница между повседневной жизнью и каким-нибудь монастырем.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

А насчет формы молитвы — есть много вариаций, в которых не обязательно присутствует слово «помилуй» и признак того, что человек кается и чувствует вину. Можно молиться-призывать просто Имя Господа или даже составить свою фразу, содержащую благодарение Иисусу. Суть не в том, чтобы «каятся непрестанно» — а чтобы держать свой ум и сердце в узде и «сердечном созерцании» Господа.

Иисусова молитва это высший уровень молитвы. Человеку не избавленному от страстей и практикующему ее, прамая дорога в ад. Если вам жизнь не дорога, тогда пожалуйста. Это чисто православная практика. И даже православные могут ее практиковать только с разрешения и под постоянным присмотром своего духовника. Не играйте с огнем. Я понимаю что вы начитались книжек. Но нестоит этого делать. Насчет ссылок попробуйте читать Игнатия Брчнчанинова.
http://www.wco.ru/biblio/books/otechnik5/Main.htm

Последний раз редактировалось tulack; 05.03.2004 в 02:54 .

Иисусова молитва личный опыт
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here