Этимология слова молитва

Детально: этимология слова молитва - специально для Вас.

Явь, явити – этимология

А явити им товар, соль и рыбу, в судех
и в насадех, не складывая из насадов
Откупная Каргопольская и Турчасовская таможенная грамота (1554-1555)

1) Существующая этимология

* Корень: -явь-. Значение: то, что существует на самом деле, не во сне, мечтах, бреду или галлюцинации; то, что происходит открыто, на глазах.

* Корень: -яв-; суффикс: -и; глагольное окончание: -ть. Значение: обнаружить, показать.

Этимология общая по Максу Фасмеру
От праслав., от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. явь, также явити, явити ся, явьнъ, ст.-слав. явь/авь (ср. явити/авити, болг. явя, яве, сербохорв. јавити, најави, словенск. javiti, чешск. jevit, v jev, na jev, jevny, словацк. javit, jav, польск. jawic, na jaw, na jawie, верхнелуж. zjewic, нижнелуж. zjawis, полабск. vuob-ove). Далее от праслав. *aviti, родственного лит. ovyje, ovyties, латышск. avitits, древнеинд. avih, авест. avis, avisya-. Сомнительна связь с ясный; спорна связь с греч. aisthanomai, aio, ep-aistos, лат. audio, ire и oboedio.

б) Н. М. Шанский, Т. А. Боброва. Школьный этимологический словарь русского языка, 1994

Явный. Общеслав. Суф. производное от явь или исчезнувшего явъ “явь” (ср. наяву). Корень тот же, что и в сущ. ум, явить “показать”, диал. яв “сообщение”, лат. audio “слышу, слушаю”, греч. aio — тж. и т. д.

в) Семенов А. В. Этимологический словарь русского языка

Явный. Древнерусское – явьный. Общеславянское – jave (очевиАНость)(?). Индоевропейское – auei (восприятие, ощущение). Время появления слова в древнерусском языке – не позднее X в. Этимология данного слова неясна. По мнению большинства исследователей, в старославянский язык пришло слово с индоевропейским корнем au-. На славянской почве данный корень превратился в jave. Древнерусское слово «явьный» стало широко употребляться лишь в XVI в., хотя другие слова этой группы (например, явити, явитися, явление) вошли в обиход гораздо раньше – примерно в конце X – начале XI в.

г) В.И.Даль. Толковый словарь живого великорусского языка
Являть, явить, явливать что, казать, оказывать (показывать), делать явным, видным, ставить на вид, обнаруживать; изявлять (проявлять, выявлять); предъявлять, представлять. Яви нам, Господи, милость твою! …

2) Применение термина в русском языке. Национальный корпус русского языка

* Изборник (1076 г.): «оживити ; и бесъмьртьна явити тя: нъ отъ чтоо пьрвойе начьну».

* История Иудейской войны Иосифа Флавия (перевод ок. 1260 г.): «своимъ верникомъ. а иноверникомъ не явити, аще и до смрти кто моучить и. а разбоиникомъ».

* Пчела (перевод ок. XIII в., изречения Св. Писания): «пользы ради стяжають книгы, но хотяще явити бгатьство свойе и гордость тако преоумножися».

* Никоновская летопись (1425–1506 гг.) (1526-1530): «Да велелъ имъ того же дни явити списокъ, на чемъ имъ къ великимъ княземъ крестъ целовати, всему Великому Новугороду; и они били челомъ, чтобы пожаловалъ князь великій, послалъ тотъ списокъ въ городъ, велелъ бы его явити всему Великому Новугороду».

* Григорий Сковорода. Разговор, называемый Алфавит или Букварь мира (1760-1775): «Еще юн будучи, прежде чем странствовать мне, искал премудрости явь в молитве моей».

* П. И. Мельников-Печерский. На горах. Книга вторая (1875-1881): «И был ли то сон, была ли явь, сам он не знал того, ; видит у своего ложа святолепного старца в ветхой одежде, на шее золотой крест с самоцветными каменьями, такой дорогой, что не только у князя, да и в царской казне такого не бывало».

3) Обобщение и вывод

а) При анализе терминологии, где корнем является сочетание знаков ЯВЬ (явити, явить, явиться и т.д.) нельзя опираться на славянский лексикон, т.к. наука не знает ни одного славянского (праславянского) слова. Племенные объединения славян не знали письменности, следовательно, не могли передать язык (термин, имя) в пространстве и времени; также сомнительна связь с «древнеинд. avih, авест. avis, avisya», оторвана от географо-исторической и религиозной действительности.

Прямых контактов с Индией не было (с XVII в.): «великий князь Василий Иванович (Василий III) в братстве к нему (Бабуру, падишах, правитель Индии, 1526 г.) не приказал, потому что не ведает ево государства — неведомо: он — государь или государству тому урядник». Примерно такое же положение и в отношения Руси с Ираном (Персией), авестийский язык мертвый с VI века (в России несколько исследователей в XIX в.).
Не было прямых культурных контактов между народами, а, следовательно, заимствование имен и терминов носило случайный характер (нет СИСТЕМЫ); посредником между Востоком и Западом в средневековье выступали еврейские общины (всеми признанное торговое сословие), находившиеся на главных торговых путях.

б) Из фактов применения термина в древнерусской лексики ясно, что состояние «яви» возникает, когда в поле зрения (ощущений) человека оказывается какой-либо предмет (вещь), действие или вид. Предмет или действие как бы «приходят» в сознание, «проявляются» в нём, возникает «картинка» действительности, в которой человеку предстоит осуществить какую-либо деятельность.

Психика (органы чувств) человека реагирует на окружающий мир, индивид всегда соизмеряет свою жизнедеятельность с другими мыслящими (люди, животные) и не мыслящими материальными телами природы (камень, гора, река и т.д.) – иначе гибель. Человек физически не может пройти сквозь каменную стену, однако он всегда придумает способ обойти такое препятствие или, разрушив его, преодолеть препятствие через образовавшийся пролом.

Явь – все то, что мы воспринимаем органами чувств, психофизиологическая обработка изображения объектов материального мира, картинка окружающей нас действительности формируется в нашем сознании; правильное её отображение в сознании зависит от воспитания и обучения индивида.

Читайте так же:  Молитва чтобы муж вернулся домой с гулянки

Следовательно, в слове ЯВЬ должны содержаться понятия «прихода, вхождения» и «совершения» (действия), контакт с действительностью происходит непрерывно, при постоянном переходе настоящего в будущее время. Повернув голову, мы получаем другую «картинку» окружающего мира; смена поля обозрения ЯВИ (ощущение окружающей среды) позволяет предугадывать и контролировать изменение предмета или окружающей среды.
* В теологии «явь, явление» связано с проявлением Божества в земном мире.

В средневековом мире в обществе преобладало религиозное мировоззрение, человек стремился стать ближе к Богу, в своей жизни и деятельности опирался на Священное Писание, которое в краткой форме давало образцы деятельности (делай – не делай) – алгоритм. Через ежедневно повторяемые в молитве термины на протяжении веков, библейские образы прочно закреплялись в памяти человека и передавались новым поколениям; молитва – организация религиозного мышления в словесной или мысленной форме.

Целесообразно рассмотреть термин «явление» в связи с библейской терминологией и образами, тем более что этимологи таких исследований не проводили, в доступной литературе они не зафиксированы.

6) Терминология иврита и библейский образ

Приведем термин в форму близкую к грамматике иврита и выделим корень – ЯВЬ, ЯВИТЬ = ЯВЬ, ЯВ+ИТЬ, у нас сразу же «являются» рациональные (еврейские термины, соответствующие действительности) – ЯВО явиться, приходить, совершаться.

** Русск. ЯВЬ (явиться, явь, явка – прибывать) = ивр. будущее время от глагола БО, БА приходить, являться, проникать, прибывать, входить, совершаться, сбываться, переход в какое-либо состояние, отношения = ЙАВО (яво) он придет, явиться (приходить, заходить, входить).

Явь – то, что совершается у человека перед глазами, то, что он видит (ощущает всеми органами чувств); контакт человека с объектом.

* См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгнам Ветхого Завета, Вильно, 1878, с. 57;
* См. стронг иврита БО, БА, буд. вр. ЯВО (йаво) приходить, входить, совершаться

б) Библейский образ

* Исаия 35:4 скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет (ЯВО, йаво) отмщение, воздаяние Божие; Он придет (ЯВО, йаво) и спасет вас.

* Бытие 20:3: «И пришел (ЯВО, йаво) Бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа».

* Числа 22:9: «И пришел (ЯВО, йаво) Бог к Валааму и сказал: какие это люди у тебя?».

Таким образом, слово «явь» в русском языке заимствовано из лексикона сакрального иврита со значением – то, что приходит (является, возникает) в поле действия человеческих органов чувств.

Человек – мыслящее существо, ощущает действительность всем телом (понимание телом), и интерпретирует окружающий его мир в зависимости от уровня развития своего сознания и мышления (неразделимое) полученного в ходе воспитания и обучения в какой-либо идеологической, религиозной системе. Всё в жизни – есть интерпретация человека или группы людей окружающего мира, наиболее удачно объясненные и связанные с действительностью интерпретации находятся в фундаменте науки.

Молитва, мольба – этимология

Аз словом сим молюся Богу.
Азбучная молитва
Константин Преславский, X в.

1) Существующая примитивная этимология

Викисловарь
Корень: -мол-; суффиксы: -и-тв; окончание: -а. Значение: действие по значению гл. молиться; хвалебное, благодарственное или просительное обращение верующего (священника или мирянина) к Богу, Богородице или святым.

Этимология по Максу Фасмеру (праслав. – вставка)

(Происходит от гл. молиться (молить), далее из праслав. *molditi, от кот. в числе прочего произошли: – вставка) ст.-слав. молити (deisthai, parakalein — Мар., Зогр., Супр.) молитися (prosefchesthai – Супр.), русск. молиться, молюсь, укр. молити, белор. молiць, болг. моля «прошу», -се «молюсь», сербохорв. молити, молим, словенск. moliti, molim, др. словенск. modliti sе . чешск. modlit sе, словацк. mоdlit sа, польск. modlic sie, в.-луж. modlic sо, н.-луж. modlis. Родственно лит. malda «просьба», maldyti, maldau «умолять», mel;sti, meldziu «просить, молить(ся)», хетт. mald-, maltai- «просить, говорить», арм. mаlt;еm «умоляю», др.-в.-нем. meldon, нов.-в.-нем. melden «заявлять, докладывать». Слав. метатеза *modliti

2) Применение термина в русском языке

а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, с. 243-246
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
Молитва. 1. Мольба, просьба. Формы: молитва, млтвою, млтва (XI-XII вв.); 2. Молитва, моление; слово обращенное к Богу. Формы: млтва, молтвы, молтвы (XI-XIV вв.).

б) И.И. Срезневский (1812-1880). Материалы для словаря древне-русскаго языка по письменным памятникам, с. 101; https://dlib.rsl.ru/viewer/01004012017#?page=101
Молитва, формы: млтвами, млтвы (XI-XIV вв.), «Млтва вышьши есть всех добрынь» (XI в.). Не лихо глаголети в млтве (XII в.). Мольба — просьба (XI в.)

в) Национальный корпус русского языка

* Изборник: «приятъ будеть и мольба его до облакъ доидеть».
* Изборник (1076 г.): «светла же зело молитва непримесна м;сли земьн;ихъ».
* Житие Андрея Юродивого (пер. XII в.): «нача молити. Млтва в «Великое имя неведимого света. Посети млтва»

* Александрия (1400-1500): «Александръ же к нимъ рече: “Идете во Иеросалимъ, и кости пророка иеврейска Иеремея вземше, на крестъ града сихъ узидайте, того бо молитва ядъ исцелетъ змиин”.

* Житие Ферапонта Белозерского (1545-1555): «Орудиа бо бяху им на то угодна от прьвыхъ

* И. Т. Посошков. Завещание отеческое к сыну своему… (1718-1725)

“с богомыслием, то есть с возведением умных очес на небо, пред Самого Содетеля нашего Бога; а кую молитву глаголет кто в забытии ума своего, и та молитва до Бога не доходит, но на воздусе демони ю расторгают”.

* Архиепископ Платон (Левшин). Слово в день Преображения Господня (1780)
Молитва есть:
возвышение мысли нашей к Богу
наша с Богом беседа
излияние сердец наших пред Господом
жертва души нашей возносимая в пренебесный жертвеник
посредство соединяющее человека с Богом, и Бога с человеком
хототайца спасительных для нас благ
разрешение от грехов, прогнание нечистых духов, утоление печали, утешение в напастях, подкрепления малодушия, радость совести
преображает грешника в праведника. Яко беззаконие моё аз знаю, и грех мой предо мною есть выну
Преображает молитва неверующего в правоверного, из сына тьмы творит сыном света.
Преображает молитва раба в свободного. .

Читайте так же:  Самая сильная молитва перед экзаменом

3) Обобщение и вывод

а) Термин «молитва» распространен в восточноевропейских языках, в западных европейских языках используются другие термины. Попытки этимологов XIX-XX вв. объяснить восточноевропейский общий лексикон существованием праславянского и славянского языка — недоказуемое, не имеют под собой историко-лингвистического основания, наука не знает ни единого славянского слова и текста; родоплеменные формирования славян не имели письменности.

б) Факт терминологического единства восточноевропейских языков можно объяснить только в связи с миссионерской деятельностью Кирилла, Мефодия и их учеников, которые в 863-885 г. в Великой Моравии перевели Ветхий и Новый Завет на созданный ими церковно славянский язык. Затем эти переводы были распространены в Болгарии, Сербии и др. восточноевропейских странах и стали основой лексикона «национальных» языков.

Какой язык богослужения взяли за основу просветители Кирилл и Мефодий при создании церковно-славянского языка — неизвестно, в то время Церковь признавала лишь три языка: еврейский (иврит, арамейский), латинский и греческий.
В русском языке достаточно много латинских и греческих специальных терминов: религиозных, научных, литературных и др., однако не значит, что церковно-славянский язык был создан на этой лексике.
Еврейскому языку (язык Бога) исследователи не уделяют внимание, что связано с процессом светской подготовки специалистов в Вузах, история и философия у нас преимущественно греко-латинская. Тем не менее, объяснить русскую речь греческим и латинским языком — невозможно.

Вывод
Иудеохристианство оформилось в Израиле, основатели этого религиозного учения, апостолы и миссионеры в большинстве своём — евреи. В VIII-XII веках в восточноевропейских странах (Польша, Чехия, Болгария, Сербия, Венгрия, Русь и др.) оформились крупные еврейские диаспоры, первое государственное формирование в регионе Днепр-Волга — иудейский Хазарский каганат (гос. язык иврит, религия — иудаизм).
Целесообразно рассмотреть термин в связи с библейскими образами и лексиконом, по крайней мере для этого есть религиозно-философское (оригинальные документы иудеохристианства написаны на иврите) и историческое основание.

4) Библейский образ молитвы и терминология

Ряд библейских стихов исследователи считают молитвами, например Псалом 50: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. ».
Молитва — обращение человека к Богу, как утверждают богословы есть и обратная связь, когда Бог обращается к человеку.

а) Даниил 4, библейский рассказ о царе Навуходоносоре (краткое изложение)

Могущественному царю Вавилона приснилось высокое дерево до небес, но тут к нему спустился ( с небес) «Бодрствующий и Святый» (ангел, Бог. ), который приказал срубить это дерево и на «семь времен» обратить царя в «зверское состояние» – чтобы «знали живущие Всевышнего».
«Мудрецы Вавилонские» не смогли истолковать этот страшный сон, и тогда был позван еврейский пророк Даниил, который и объяснил Навуходоносору Божественное знамение.
Он объяснил царю, это – «определение Всевышнего» и что «семь времен» пройдет, покуда царь не поймет, что Всевышний даёт царство кому хочет, а когда поймет, то царство вернется к нему. Посоветовал искупить грехи и беззакония, правдой и милосердием.

По прошествии 12 месяцев, царь похвалился своим могучим царством: «это Вавилон, который построил я», но тут же раздался Голос с Неба: «царство твоё отошло (от тебя)», и в тот же час царь потерял рассудок.
Когда закончились «семь времен» разум к Навудохоносару вернулся – царь помолился: «благославил я Всевышнего, восхвалил и прославил, Которого владычество вечное», и царство вернулось к нему.

В этом сюжете Библии описан механизм общения грешного человека с Богом и Бога с человеком. Человек получает предупреждение (Голос с неба, ивр. Бат Коль) и если не исправляет свои прегрешения, то следует наказание. Если человек раскается, признает свои проступки и не будет в дальнейшем совершать зло, то Всевышний прощает его и восстанавливает в правах человека.

Даниил 4:28: «Ещё речь (МИЛТА) была в устах царя, как был голос с неба ему сказал, царь Навуходоносор, падет твоё царство».

Здесь мы и встречаем арамейское слово М.Л.Т., МИЛТА слово, речь, соответствующий термин в еврейском языке М.Л., МИЛА слово, речь, высказывание.

* МОЛИТВА = без гласных (иврит язык согласных букв, гласные подразумеваются, но не пишутся) М.Л.Т. + В. = арам. М.Л.Т., с огласовками МИЛТА слово, речь + В = ивр. АВ отец, Бог; т. е. речь к Богу.

* МОЛЬБА = без гласных М.Л. + ЬБ = ивр. М.Л., с огласовками МИЛА слово, речь, высказывание + ЬБ = арам. АБА отец, Бог; т. е. речь, обращение к Богу.

См. стронг ивр. 4406, МИЛА; https://www.studylight.org/lexicons/hebrew/4406.html
См. стронг ивр. 1, АВ; https://bibliaparalela.com/hebrew/1.htm
См. Викисловарь, АБА; https://ru.wiktionary.org/wiki/;;;
См. Еврейская электронная энциклопедия, АБА; https://eleven.co.il/talmud-rabbinics/sages/
АББА, арамейский эквивалент ивритского АВ. Начиная с 1 в. это слово как в еврейских, так и в христианских источниках применялось в обращении к Богу.

Таким образом, используя библейскую лексику и образы, мы нашли содержание «праславянского» составного термина «молит+ва, мол+ьба» – речь, обращение к Богу.
Термины очевидно составлены из арамейских и еврейских слов.

Скорее всего, у просветителей Кирилла и Мефодия были тексты Ветхого и Нового Завета написанные на оригинальных языках, арамейском и иврите, откуда брались готовые формы слов-понятий. Из корня состоявшего из согласных знаков, составлялись слова-понятия церковно-славянского языка, иначе объяснить возникновение его в столь короткий срок (22 года) невозможно; на формирование литературного языка уходят века.

Читайте так же:  Очень сильная молитва на продажу вещи

Что такое молитва – происхождение и современное значение

Всем привет! Сегодня поговорим о том, что такое молитва, о происхождении слова, его смысле и этимологии.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва в моей жизни занимает далеко не последнее место, сам процесс молитвы доставляет мне огромную радость, но поскольку мой неспокойный ум постоянно озадачен различными вопросами, то, в конце концов, он озадачился и таким вопросом как «что такое молитва на самом деле?». Мне стало интересно, что думают и пишут об этом ученые мужи.

Этимология слова молитва – каноническое значение

Этимология, или происхождение слова молитва, как обычно и бывает, не имеет однозначного толкования. Исследователи считают, что основой для слова стал корень mel/mol, осложненный суффиксом d: meld/mold. Значение корня переводится как «мягкий, нежный».

Глагол с этим осложненным корнем первоначально звучал в общеславянском как molditi, т.е. делать мягким, смягчать, умягчать.

Затем, в результате перестановки, оно изменилось в modliti. Почему произошла перестановка букв, не уточняется. Просто переставились, и всё. От глагола образовалось существительное modlitva.

В западнославянских языках сохранилось сочетание dl, поэтому в польском molic, modlic sie, modlitwa, в чешском modlitise, modlitba; в южнославянских и восточнославянских языках dl упростилось в l, поэтому в русском молить, молиться, молитва, в сербском молитва.

Исторически являются родственными слова молить, умолять и молод, молодой. Молодой первоначально означало мягкий, нежный (к примеру, молодая зелень).

Общеславянское звучание корня этих слов — mold (русское молод, старославянское младь).

Таким образом, нас пытаются убедить в том, что слово «молитва» произошла от слова mold в значении — делать мягким, умягчать, т.е. просить.

Не поэтому ли, в массовом сознании, значение слова молитва равносильна беспардонной просьбе к всевышнему. Дай мне это, дай мне то, сделай так, сделай эдак.

В большинстве своем, народ воспринимает молитву как некий универсальный инструмент, с помощью которого можно сделать всё, что обычными инструментами сделать уже не получается.

К примеру, молитва чтоб выйти замуж, молитва чтоб не болеть, молитва чтоб родить и т.д и т.п.

В данном контексте интересно рассмотреть слово «умолять». Каждый русский говорит это слово с корнем «мал», а не «мол». Попробуйте сами, произнесите вслух это слово, и вы поймете, что умолять это то же самое что умалять. То есть, умоляя, мы осознанно себя умаляем перед тем, у кого чего-то просим.

Об этом же говорил один из героев книг В. Мегрэ, цитата «Творящий никогда просить не станет. Творящий отдавать способен сам. Просящий ты, а это значит, ты в скорлупе неверия. » конец цитаты. То есть, прося чего-то у Бога, мы тем самым несём во вселенную мысль о том, что мы несовершенны, маленькие, бледные беспомощные.
При этом, совершенно забываем о том, что человек создан Богом «по образу и подобию» творца!

Есть другое значение слова молитва

Если вспомнить почти забытое слово «молва» — разговор, «молвить» — говорить, то становится ясно видно, что значение слова молитва – это разговор. Есть мнение, что «мол» не единственная значимая часть этого слова. Лито, в греческом, имеет значение «камень», вспомните литосфера – одна из оболочек земли. Таким образом, получаем разговор-камень. Разговор с камнем, это трактуют как обращение к камням, т.е. каменным идолам.

Есть слово «молебен», в привычном нам значении это служба (богослужение) в церкви. Если разложить это слово на составляющие, то получим уже знакомое нам «мол» и «еб».

Понимаю, что современная культура вполне определенно толкует этот корень «еб». Однако порывшись немного глубже, я обнаружил, что такое значение у этого корня не случайно. Есть древняя руна «Гебо», главное её значение – взаимообращение, партнерство. Другое, менее значимое, но так же имеющее место быть, это знак мужской силы и потенции.

Следовательно значение слова молебен можно переводить как взаимоважный разговор. Общение равных, или равное общение. Если делать перевод по второму значению руны Гебо, то получим нечто совершенно иное. Я, честно говоря, не смог дать интерпретацию этого слова со смыслом потенции или мужской силы.

Не лишним будет вспомнить подзабытое слово «крамольник». В школе нас приучали к тому, что значение этого слова сродни «безбожник». Крамольниками называли мятежников, бунтовщиков, тех, кто нес крамолу в народ, то есть какую-то ересь, неправду.

На наше счастье, слово «крамола» очень легко раскладывается на понятные каждому русскоговорящему составляющие. К-ра-мола. Об этом слове я уже писал в статье о происхождении русских слов, но не лишним будет повториться. Крамола, это молитва к солнцу.

Ра, это не только египетский бог солнца, из школьной программы, «Ра» это самое что ни на есть, наше родное солнышко и в русском языке есть множество слов, которые освещаются этим слогом.

Таким образом, получаем, Ра – солнце (высшее божество), Молва – разговор, К – направление, от одного к другому. Крамола – молитва (разговор) человека с солнцем (верховным божеством).

Молитва и церковь

В современной церковной риторике молитвой считается смиренное, с душевной кротостью, обращение к Богу. Молитву называют беседой души с Богом, она выражает душевный порыв ввысь.

Молитва, т.е. разговор с Богом, может быть разной, это и просьба, и раскаяние, и благодарность.

Молитва как благодарность

В различных источниках я нашел замечательные примеры молитвы как благодарности. Мне они очень понравились, поэтому я хочу привести их вам целиком. Меня всегда поражали люди, которые умеют так тонко чувствовать. Ниже, молитва святого Франциска (1182 — 1226 гг.). Вот как он обращался к Богу, будучи уже тяжело больным человеком: «Высокий, добрый, всемогущий Боже, Тебе хвала, и слава, и все благословения: благословенны, Господи, с Тобой Твои создания, особенно и прежде всех брат солнце, что греет нас и веселит Тебе на славу. Прекрасный, лучезарный, в светлом нимбе — Тебя он, Высочайший, отраженье. Твои, о Господи, сестра луна и сестры звезды — Ты создал в небе их пресветлых, драгоценных. Благословен будь и за брата ветра, за дождь, и ясный день, и всякую погоду, какой даруешь Твоим тварям пропитанье. Благословен будь за сестрицу нашу воду, что так щедра, смиренна, драгоценна и невинна. За брата нашего огня благословен будь, Боже, которым освещаешь ночь беззвездну. Благословен будь, Господи, за матерь нашу, землю, что кормит и растит нас, дает плоды, и пестрые цветы, и травы».

Как пример хочу привести и слова православного священника Григория Петрова, ушедшего в мир иной в 40х годах двадцатого века. “Господи, как хорошо гостить у Тебя: благоуханный ветер, горы, простертые в небо, воды, как беспредельные зеркала, отражающие золото лучей и легкость облаков. Вся природа таинственно шепчется, полна ласки, и птицы, и звери носят печать Твоей любви. Благословенна мать земля с ее скоротечной красотой, пробуждающей тоску по вечной отчизне, где в нетленной красоте звучит: Аллилуйя!

Не могу обойти своим вниманием еще одну молитву. Это молитва Анастасии из книги В. Мегрэ. В свое время она оказала на меня огромное влияние. После её прочтения я впервые понял, что молитва к Богу не должна быть просьбой.

Читайте так же:  Как поблагодарить Священника за молитвы

Отец мой, существующий везде!

За жизни свет Тебе спасибо,
За явь спасибо царства Твоего,
За волю любящую.
Быть добру.

За пищу каждодневную Тебе спасибо!
И за Твоё терпенье,
И за прощенье прегрешений
на Твоей земле.

Отец мой, существующий везде,
Я дочь Твоя среди Твоих творений.
Не допущу греха и слабости в себе,
Стану достойной я
Твоих свершений.

Отец мой, существующий везде,
Я дочь Твоя,
для радости Тебе.
Твою собою славу преумножу

Грядущие века все будут жить
в Твоей мечте.

И будет так!
Я так хочу!
Я дочь Твоя,
Отец мой, существующий везде.

Молитва, это понятие межконфессиональное. Молятся все, и мусульмане, и христиане, и кришнаиты, и иудеи, и буддисты. Даже атеисты, в моменты наивысшей опасности начинают молиться.

Это исходит из самых глубин человеческой природы. Думаю, что рано или поздно, каждый осознает, что он не один, что есть во вселенной высшее начало, которое служит отправной точкой всему, и нам, неверующим, в том числе.

Изучая вопрос о молитве и её значении для людей, я неожиданно для себя обнаружил, что молитва играет довольно значительную роль в жизни современного общества. Различные запросы в яндексе, в которых, так или иначе, присутствует слово «молитва» приближается к трём миллионам в месяц.

При этом, богом интересуются почти 4 миллиона человек, а душой более 4х миллионов. Неплохие цифры. Но, в то же время, «дом 2» запрашивают более 16 миллионов раз в месяц. Эта статистика очень ясно показывает, куда направлено внимание людей в наше время. Интересно будет проследить динамику через год, два.

Итак, что такое молитва – это обращение человека к Богу, разговор по душам. Смею полагать, что несмотря на всю свою непознаваемость и необъятность, Бог это личность. Вспомните про «по образу и подобию». Поэтому, не может быть такого, что слова нашей благодарности стукаются как горох о стену.

Несомненно, что он их слышит, чувствует и отвечает нам своей бесконечной любовью. Молиться или нет, своими словами или молитвами из молитвословов, это личное дело каждого, но если мы так много от него хотим, почему бы не дать ему сначала немного своей любви!

Кто придумал молитву?

Почти во всех религиях способы молитвы преподносятся верующим разными пророками, как откровение Бога. Так, в православной вере, главная молитва “Отче наш. ” передана людям самим Иисусом Христом. Молитва “Святый Боже,Святый крепкий,Святый Бессмертный. ” услышана, как пение ангелов, неким отроком в острой критической ситуации для множества людей. ” Пресвятая Богородица, спаси нас”,-дана Богородицей апостолам после её Успения, во время их ритуальной трапезы со славословием Господа, как признак того, что с того времени расширенное сердце Богоматери способно спасти человечество своими молитвами к Сыну Божьему. Многие молитвы от известных святых остались в веках, как пример правильного обращения ко Господу. Это молитвы аскетов и святителей, преподобных и равноапостольных лиц. Псалмы царя Давида также стали основанием для многих молитв. Акафисты слагаются святителями по особенным канонам, подобно тому как поэты слагают с помощью рифм стихи. Простой мирянин способен сотворить самостоятельную правильную молитву только после длительных упражнений по молитвослову и с благословения Святого Духа. Теплые простые, излившиеся из сердца слова, произнесенные со смирением и упованием на Божью Волю, также принимаются Господом как самая настоящая молитва.

Никто!

Никто не придумывал молитву.

Да и придумывать молитву невозможно.

Молитва – это от слова “мови”, “молва”, “молвить”, . то есть, “разговор” или “общение”.

Молитва – это суть общения (разговора) с Богом (или с Духом) исходя из любви, веры и надежды к Богу.

А Бог – это Он же не телесен, а имеет состояние Духа.

Только . единственно что можно “придумывать” . так это “текст того или иного молитвенного обращения”. И вот только каждый этот “текст” имеет свое авторство.

  • есть обрядовое исполнение чьего-то текста в виде моления
  • есть молитвенное обращение к Богу (к Духу)
  • при обрядовой форме исполнения текста (по сути) молитва не совершается. Это ка бы только форма, а не суть. Вообще-то, при обряде или совершают чтение заранее написанного текста или выполняют (ка бы театральную) декламацию. При обрядовой форме возможно лишь исповедание, а не покаяние. При обряде невозможна истинная хвала Богу.
  • при самой молитве нет строго приписанного текста исполняемой молитвенного обращения. Да, и быть не может. Эта же молитва (суть обращения), а не формальность. При молитве открывается все свое внутреннее состояние, совершается умалительное испрашивание изменения своего состояния, совершается покаяние (а не исповедание), совершается хвала, .
  • это не текст мантры
  • это не текст заклинания
  • это не текст заранее приготовленной ворожбы .
Читайте так же:  Как с помощью молитвы избавиться от сущности в человеке

Вот мы же с вами Psihoterapevt сейчас же не ведем же слепое цитирование чьего-то текста (ни Пушкина, ни Толстого или Сократа, ни . ) при ведении совместной беседы или общения.

А при общении с Богом? Неужто вы думаете что Он принимает только Те специально придуманные тексты Отцов Церкви?

Да-да! Бог – это не “робот”. Это только “робот” способен воспринимать только определенный алгоритм.

Точно такое же восприятие имеет способность сторонник обрядоверия.

А потому для Бога (Духа) нет надобности придумывать строго регламентированный текст.

А для чего же тогда тексты молитвословия?

  • для единообразия церковного Богослужения;
  • для начального совершения учебы практики своего молитвенного исполнения. То есть, ка бы вместо азбуки.

Вот и весь мой ответ на ваш Psihoterapevt вопрос.

Происхождение слова жертва

Же́ртва. Заимствование из старославянского, где было образовано от жръти — «приносить в жертву». Восходит к той основе, что и греческое geras — «почетный дар»: ведь жертва является не чем иным, как подношением, даром божеству. См. также жрец.

Же́ртва. Древнерусское — жьртва. Старославянское — жрътва. Слово имеет несколько лексических значений: в различных верованиях — это предмет (или живое существо), приносимый в дар божеству; кроме того, это человек, пострадавший в результате чего-либо («он — жертва обстоятельств»); либо это бескорыстный отказ от чего-либо в пользу другого («он пожертвовал собой»). В русском языке слово появилось в XI в. Глагольное образование («жертвовать») встречается в словарях, начиная с XVII в. Первоисточником скорее всего является латинское gratus — «милый», «приятный». Производные: жертвенный, жертвовать.

же́ртва ввиду наличия е (вместо ё) заимств. из цслав.; ср. ст.-слав. жрьтва θυσία, σπονδή (Супр., Клоц.), от жьрѫ «творю жертву», жьрьць «жрец, священник». Родственно лит. giriù, gìrti «хвалить», gẽras «хороший», др.-прусск. girtwei «хвалить», др.-инд. gr̥ṇā́ti «воспевает, превозносит, восхваляет», gī́r ж. «хвала, награда», авест. āɣairyāt̃ «превозносится», gar ж. «хвала. награда, хвалебная песнь», лат. grātus «желанный, приятный, благодарный»; см. Фик, GGA, 1881, стр. 1425; Траутман, BSW 88 и сл.; Френкель, ZfslPh 20, 319 и сл.; Вальде — Гофм. 1, 619 и сл. См. жрец.

Же́ртва. Заимств. из ст.-сл. яз., где жрьтва — суф. производное (ср. молитва, битва) от жьрти «приносить в жертву, жертвовать», родственного лит. gìrti «благодарить», лат. grates «благодарность», авест. gar- «благодарение, плата». Исходно жертва — «благодарение», затем — «дар в благодарность за что-л.».

МОЛИТВА

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое “МОЛИТВА” в других словарях:

МОЛИТВА — МОЛИТВА (греч. ευχή, лат. oratio) обращение человека к Богу, богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным природным силам, вообще Высшему Существу или его посредникам. Молитва является элементом религиозного культа и индивидуальной… … Философская энциклопедия

МОЛИТВА — Боги или безвластны, или же властны. Если они безвластны, то зачем ты молишься им? Если же они властны, то не лучше ли молиться о том, чтобы не бояться ничего, не желать ничего, не огорчаться ничем, нежели о наличности или отсутствии чего либо?… … Сводная энциклопедия афоризмов

молитва — Моление, мольба, молитвословие, молебен, молебствие, прошение, славосло вие, песнопение (повечерие, полунощница, ектения, кафизма, стихира, Богородичен, прокимен, паремия, лития, шестопсалмие, полиелей, тропарь, антифон, канон, ирмос). Теплая… … Словарь синонимов

молитва — бессловная (П.Соловьева); благостная (И.Аксаков, Фруг); восторженная (Потехин); горячая (Голен. Кутузов); жаркая (Фруг); кроткая (Фруг); немая (Андреев); пламенная (А.Измайлов); святая (Блок, Полежаев, К.Р.); сладкая (Потехин, Сологуб);… … Словарь эпитетов

молитва — МОЛИТВА, высок. моление … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

Молитва — Молитва ♦ Prière Беседа с Богом, обычно в виде просьбы. Спрашивается, зачем говорить с Богом, если он и так все знает? И зачем просить его о чем то, если он лучше нас знает, что нам надо? Молчание выглядит намного достойнее, а по… … Философский словарь Спонвиля

МОЛИТВА — 1) обращение верующего к божеству.2) Канонизированный текст обращения … Большой Энциклопедический словарь

МОЛИТВА — МОЛИТВА, молитвы, жен. 1. Действие по гл. молиться. Итти на молитву. 2. Канонический словесный текст, произносимый верующими при обращении к их богу. Читать молитву. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

МОЛИТВА — англ. prayer; нем. Gebet. 1. Обращение к объекту поклонения (Богу, святым, сверхъестественным силам), неотъемлемая часть ритуала. 2. Канонизированный текст обращения к божеству. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Молитва — У этого термина существуют и другие значения, см. Молитва (значения). Молящаяся Мария Магдалина Ари Шеффер (1795 1858) … Википедия

Этимология слова молитва
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here