Добротолюбие о молитве

Детально: добротолюбие о молитве - специально для Вас.

Глава 1. «ДОБРОТОЛЮБИЕ» – ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ИСТОЧНИК УЧЕНИЯ О МОЛИТВЕ

1.1. Введение

Одним из главнейших двигателей и условий христианской жизни является молитва. Это есть существенный признак всякой религии вообще. Без нее не совершается ни один шаг в христианской жизни. Вследствие чрезвычайно важного значения, которое молитва имеет для христианина, она всегда являлась предметом поучений и одной из главных тем творений отцов и учителей Церкви. Эти творения представляют собой весьма важные источники и материалы для ее изучения. В высшей степени ценным памятником в этом отношении является сборник творений подвижников Христовой Церкви, называемый «Добротолюбием». Сборник содержит в себе полную и подробную науку о молитве. Книга «Добротолюбие» так высока и полезна, что является главным и первейшим наставником в созерцательной духовной жизни 2 .

Сборник «Добротолюбие» является богатейшим материалом для изучения молитвы на всех ее ступенях. В него пошли извлечения из письменных творений тридцати восьми христианских подвижников, живших в период между IV и XIV веками. В этих творениях заключаются интересные данные о переживаниях, которые испытывали подвижники при прохождении ими подвижнического пути, при прохождении ими молитвенного подвига. С первого и до последнего тома красной нитью проходит в них учение о молитве. Подвижники, создавшие этот коллективный труд, не есть теоретики, лишь рассуждающие о молитве и дающие ее определение. Нет, это люди, практически прошедшие молитвенный подвиг и испытавшие на себе все то, чему учат в своих творениях. В «Добротолюбии» мы имеем дело с точною записью того, что испытывали подвижники, проходя духовную жизнь. Причем запись эта, по словам епископа Феофана (Вышенского затворника), редактировавшего «Добротолюбие», сделана собственными словами святых отцов 3 .

Подвижники в трудах и подвигах своей жизни пережили все то, что дает молитва. Они на опыте убедились в ее силе и значении для человека. Отсюда-то и вытекает их непоколебимая уверенность в благодатном действии на человека совершенной молитвы. Все это вместе с теми результатами, каких достигали подвижники, невольно привлекает и заинтересовывает читающего и изучающего «Добротолюбие» 4 . Этим же объясняется и тот интерес, который вызывал этот сборник среди любителей благочестия еще при первых своих изданиях.

1.2. История создания «Добротолюбия»

«Добротолюбие» представляет собою весьма обширный сборник, состоящий из пяти больших томов и имеющий почти 3000 страниц текста. Оно издавалось и России несколько раз, и первое его издание на славянском языке вышло в 1793 году, будучи издано трудами известного подвижника Паисия (Величковского), возродившего у нас старчество. Первое издание называлось «Добротолюбие, или Словесы и главизны священного трезвения. Перевод с эллино-греческого языка в трех частях» и заключало в себе творения лишь семнадцати подвижников.

На русский язык оно было переведено преосвященным Тамбовским Феофаном Затворником в период с 1833 по 1890 год, причем в русское издание вошли творения уже тридцати пяти подвижников. После того «Добротолюбие» несколько раз переиздавалось, и в него вошли уже творения тридцати восьми подвижников, которые и послужили материалом для настоящего труда.

Во вступлении епископ Феофан объясняет появление русского перевода назревшей необходимостью. Говоря, что читающие его, услаждаясь и назидаясь сокровищами духовной мудрости, заключенной в нем, высказывали сожаление, «что многое в книге остается непонятным не по высоте и глубине содержания, а по устарелости перевода», епископ Феофан заключает, что очевидна потому потребность нового перевода сей книги 5 .

Далее он сообщает, что потребность эта частично удовлетворялась переводами, опубликованными в журнале «Христианское чтение» с первых лет его издания, а также изданиями отдельных статей, входящих в состав «Добротолюбия». Затем епископ Феофан говорит, что при составлении настоящего сборника сначала он имел и виду «лишь проверить переведенное уже, доперевести недопереведенное и дать читателям «Добротолюбие» и русском переводе – в том составе, какой оно имеет на греческом языке». Но потом он пришел к убеждению, что для нас необходимо его увеличить сравнительно с греческим, так как последнее не содержит всего того, что дали святые отцы о руководстве в духовной жизни и чем желалось бы ему доставить и пользу и утешение любящим такое чтение. Отсюда предлагаемый сборник – тоже «Добротолюбие», только расширенное 6 . Кроме этого, епископ Феофан предупреждает, что не все писания святых отцов внесены в сборник сполна. Многое, говорит он, было удобнее представить в извлечении, что и делалось иногда в систематическом порядке, а иногда без него – в виде отдельных изречений 7 .

1.3. «Добротолюбие» – сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе

Самое слово «Добротолюбие» есть перевод греческого слова « Φιλοκαλείν », которым озаглавлен греческий подлинник. Оно означает «любовь к прекрасному, возвышенному, доброму». «Ближайшим образом, – поясняет епископ Феофан, – оно содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни». Проявления этой жизни, в которой заключается существо христианства, «не менее обильны и разнообразны, как и явления обычной жизни». Далее епископ Феофан поясняет: «И если б все, бывающее там: вражеские нападения и искушения, борьбы и одоления, падения и восстания, зарождения и укрепления разных проявлений духовной жизни, степени общего преуспеяния и свойственное каждой состояние ума и сердца, взаимодействие во всем свободы и благодати, ощущение близости и отдаления Божия. – если бы все это и многое другое, неразлучное с истинною в Господе жизнию, могло быть ясно и удобопонятно изображено, то представило бы картину сколько привлекательную, столько же и поучительную, – картину, похожую на всемирное путешествие» 8 .

Далее епископ Феофан сравнивает путешественников, пишущих путевые заметки, со святыми отцами, проследившими в разных направлениях все тропы духовной жизни и написавшими свои заметки обо всем, что «встречали и испытывали в многотрудном шествовании своем» 9 .

1.4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия»

Так как в прохождении духовной жизни очень большое значение имеет молитва, то поэтому в «Добротолюбии» ей уделено весьма много внимания. В нем она рассматривается всесторонне, во всех ее проявлениях и степенях. Начиная с низшей, внешней, и кончая высшей, умной, молитвой, молитвой совершенных, пред нашим тором раскрывается последовательная цепь степеней молитвенного подвига, выясняются смысл и цель молитвы и очевидными становятся те неоценимые блага, которые дает она.

Предметом нашего исследования является рассмотрение этого учения, изложенного христианскими подвижниками на страницах «Добротолюбия» 10 .

Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. Казань, 1884. С. 12.

См.: Свт. Феофан Затворник. Вступление к русскому переводу. Добротолюбие. В 5 т. Т. 1. С. VI.

ДОБРОТОЛЮБИЕ. «МОЛИТВА»

Свт. Василий Великий:

Проси того, что достойно Бога, не переставай просить, пока не получишь. Хотя пройдет месяц, и год, и трехлетие, и большее число лет, пока не получишь, не отступай, но проси с верою, непрестанно делая добро.

Свт. Феофан Затворник: – Действие молитвы у св. отцов было признаком жизни духовной, и они именовали ее дыханием духа. Есть дыхание в теле – живет тело; прекратится дыхание – прекращается и жизнь. Так и в духе. Есть молитва – живет дух, нет молитвы – нет и жизни в духе.

Преп. Исаак Сирин: – Когда человек дойдет до той степени, что сердце его действительно исполнится веры (вера совершенная, опытная), тогда ему открывается, что все множество духовных благ делается для него доступным молитвою. – Кто желает видеть Господа внутри себя, да напряжется всеусильно очистить сердце свое непрестанным памятованием о Боге, и тако во светлости ума своего всякий час он будет зреть Господа.

Читайте так же:  Разрешительная молитва после родов

Преп. Иоанн Лествичник: – Бывает, что когда стоим на молитве, встречается дело благотворения, недопускающее промедления. В таком случае надо предпочесть дело любви. Ибо любовь больше молитвы, так как молитва есть добродетель частная, а любовь объемлет все добродетели. – Да не обольщает нас горделивое усердие, побуждая прежде времени искать того, что придет в свое время. – Начало молитвы состоит в том, чтобы отгонять приходящие помыслы при самом их появлении, средина же в том, чтобы ум заключался в словах, которые говорим или помышляем; а совершенство молитвы есть восхищение ко Господу.

Илия Екдик: – Не может чисто молиться тот, кто одержим корыстолюбивою и честолюбивую страстью. Ибо пристрастие к сим вещам и суетные помыслы опутывают такого, как вервиями, и во время молитвы совлекают его долу, как бывает с привязанной птицей, когда она покушается подняться на воздух. – Не может содружиться с молитвой тот, кто не отрекся от всего вещественного, кроме пищи и одежды (1 Тим. 6, 8). Стань вне всего другого, если желаешь быть в молитве с единым умом. «Если в лоно души не внидут словеса молитвы, то слезы не омоют ланит души. Что пища без соли для гортани, то молитва, без сокрушения проходимая, для ума.» – Подвизающемуся надо тело свое ограничить одним видом пищи, а ум – однословною молитвою. И тогда, став неудерживаем страстями, будет он в состоянии восторгаться к Господу во время молитвы. – Бог всех видит; Бога же видят одни те, кои во время молитвы ничего другого, кроме Бога не видят. И которые видят таким образом Бога, те и услышаны бывают от Него; которые же не бывают услышаны, те и не видят Его. Блажен тот, кто верует, что видим есть от Бога, ибо таковый не подвигнется с пути благоугождения Ему (Пс. 15, 8).

Блаж. Каллист: – Покушение тех, которые прежде времени взыскивают того, что бывает в свое время, и тщатся насильно протесниться в пристань безстрастия без должного к тому приготовлена св. отцы называют умоисступлением, ибо не знающему букв невозможно читать книги.

Преп. Симеон Новый Богослов: – Ум да хранит сердце в то время, когда молится, и внутри его да вращается неотходно и оттуда из глубины сердца да воссылает молитвы к Богу. В этом все, трудись, пока не вкусишь Господа.

Преп. Нил Синайский: – Достоин всякого порицания тот, кто, любя истинную молитву, гневается или злопамятствует, ибо он похож на того, кто желает остро смотреть, а между тем запорошивает глаза. – Есть высшая молитва совершенных, некое восхищение ума, всецелое отрешение его от чувственного, когда неизглаголанными воздыханиями духа приближается он к Богу, Который видит расположение сердца, отверстое подобно исписанной книге и в бесчисленных образах выражающее волю свою. – Если желаешь стяжать молитву, отрекись от всего, да все наследуешь. – Блажен муж, который во время молитвы хранит совершенную без-образность или без-мечтание. – Молитва есть ветвь от древа кротости и безгневия, проявление радости и благодарения, врачевство печали и уныния. Если ты терпелив, то всегда будешь молиться с радостью. – Не стяжавший чистой молитвы не имеет оружия в брани. – С Богом беседуй много, а с человеком мало… – Благодетельная для души баня – слезы во время молитвы, но после молитвы помни, о чем ты плакал.

Преп. Никодим Святогорец: – Не словом только надо молиться, но и умом; и не умом только, но и сердцем; да ясно видит и понимает ум, что произносится словом, и сердце да чувствует, что помышляет при сем ум. Все сие в совокупности и есть настоящая молитва; и если нет в молитве твоей чего-либо из сего, то она есть или несовершенная молитва, или совсем не молитва.

Преп. Антоний Великий: – Однажды брат, у которого недоставало ревности о спасении, пришедши к св. Антонию, просил его помолиться о нем. Великий старец ответил: «Ни я ни Бог не сжалятся над тобою, если ты не будешь заботиться сам о себе и молиться Богу».

Преп. Иоанн Карпафский: – Которые сильнее налегают на молитву, те подвергаются более страшным и свирепым искушениям. – Долгий подвиг в молитвах и немалое время потребны для того, чтобы в нестужаемом устроении ума обрести иное некое сердечное небо, где обитает Христос.

Когда бывает молитва споспешествуема от святых

Преп. Максим Исповедник: – Много бо может молитва праведного поспешествуема (Иак. 5, 16). Поспешествуема же она бывает двояко: 1) когда молящийся сам праведен и возносит к Богу молитву при делах по заповедям, как такую, которая ни в одном только слове состоит и не пустым звуком голоса произносится, и предлежит праздною и ничего твердого под собою не имеющею, но есть действенна и жива, воодушевляема будучи делами по заповедям. Ибо сила и состоятельность молитвы зависят от исполнения заповедей чрез творение добродетей; вследствие чего праведный имеет сильную и многомогучую молитву, поспешествуемую заповедями; 2) когда кто, прося молитвы у праведного, сам творит дела молитвы, обещая исправить и действительно исправляя прежнюю жизнь и таким добрым своим обращением делая молитву праведного сильною и многомогущею. – Одного только настоятельно и неотступно ищи (в молитве) – чтобы не отпасть от Бога.

Действие молитвы на души находящихся в аду

Запрещение молитвы за самоубийц

Молитва Иисусова:

Преп. Никита Стифат: – Твердо знай, что непрестанная молитва та есть, которая не отходит от души ни днем ни ночью и которая состоит не в воздеянии рук, не в положении тела молитвенном и не в возглашении молитв языком, чтобы можно было ее видеть телесными очами, но состоит в умном делании и с памятованием о Боге при постоянном умилении и уразумевается только умеющими уразумевать сие. – Если истинно хочешь покрыть стыдом помыслы, достодолжно безмолвствовать и без труда трезвенствовать сердцем, да прильпнет к дыханию твоему молитва Иисусова – и в немного дней увидишь это на деле. – С дыханием твоим соедини трезвение и имя Иисусово или помышление о смерти и смирении, ибо то и другое великую доставляет пользу.

Преп. Исаак Сирин: – Долговременным сохранением памятования о Боге душа по временам приводится в изумление и удивление.

Преп. Исихий: – Лучшей помощи, кроме Иисусовой, не найти тебе во всю жизнь твою, потому что только Он один Господь, яко Бог, знает демонские ковы, обходы и лукавства.

Блаж. Диадох: – Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Св. Духа, тогда и сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладком чувстве, во время нощных успокоений, в момент тончайшего некоего сна (или засыпания). Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти св. имя Господа Иисуса, и, как верным оружием против прелести, воспользуется сим пресвятым и преславным именем, то лукавый обольститель оный тотчас удаляется, но за то возгорается наконец бранию против души своим лицом. Так ум, точно распознавая обманчивые прелести лукавого, более и более преуспевает в различении духовных вещей. Желающий очистить сердце свое да разогревает его непрестанно памятью о Господе Иисусе, имея это одно предметом богомыслия и непрестанным духовным деланием. Ибо желающему сбросить с себя гнилость свою не так следует вести, чтобы иногда молиться, а иногда нет, но всегда должно упражняться в молитве с блюдением ума, хотя бы жил далеко негде от молитвенных домов.

Блаж. Диадох: – Когда ум начнет ощущать благодатное утешение Св. Духа, тогда и сатана свое влагает в душу утешение в кажущемся сладком чувстве, во время нощных успокоений, в момент тончайшего некоего сна (или засыпания). Если в это время ум окажется держащим в теплейшей памяти св. имя Господа Иисуса, и, как верным оружием против прелести, воспользуется сим пресвятым и преславным именем, то лукавый обольститель оный тотчас удаляется, но за то возгорается наконец бранию против души своим лицом. Так ум, точно распознавая обманчивые прелести лукавого, более и более преуспевает в различении духовных вещей. Желающий очистить сердце свое да разогревает его непрестанно памятью о Господе Иисусе, имея это одно предметом богомыслия и непрестанным духовным деланием. Ибо желающему сбросить с себя гнилость свою не так следует вести, чтобы иногда молиться, а иногда нет, но всегда должно упражняться в молитве с блюдением ума, хотя бы жил далеко негде от молитвенных домов.

Читайте так же:  Молитва всецарице о выздоровлении

Св. Филимон: – Возымей сокровенное поучение в сердце своем и оно очистит ум твой от парения. А сокровенное поучение – трезвися в сердце своем и в мысли своей трезвенно со страхом говори: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя. » Если пребудет в тебе непрестанно молитва и поучение в писаниях, то отверзутся очи души твоей и будет в ней радость великая и чувство некое неизреченное и горячее, при согреянии от Духа и плоти, так что весь человек станет духовным. Итак, ночью ли или днем сподобит тебя Бог нерассеяно помолиться чистым умом, оставь свое молитвенное правило и, сколько сил есть, простирайся умносердечно прилепляться к Богу И Он просветит сердце твое в духовном делании.

Св. Григорий Синаит: – Начало умной молитвы есть очистительное действо или сила Святого Духа и таинственное священнодействие ума, как начало безмолвия – упразднение от всего или безпопечение; средина – просветительная сила Духа и созерцание; а конец – исступление или восторжение ума к Богу. – С утра понудь ум твой сойти из головы в сердце и держи его в нем, и непрестанно взывай умно и душевно: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» – Как растения не укореняются, если часто их пересаживают, так и молитвенные движения в сердце при частой перемене слов молитвенных. – Когда увидишь возникновение и приступание помыслов, не засматривайся на них, хотя бы они и не были худы, но держи неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу и скоро прогонишь помыслы и наводителей их, бесов, отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо Божественным именем сим.

Преп. Иоанн Лествичник: – Память Иисусова да срастворится с дыханием твоим и тогда познаешь ты пользу безмолвия.

Преп. Варсонофий: – Если внутреннее делание с Богом не поможет человеку, то напрасно он трудится во внешнем. Ибо внутренне делание с болезнованием сердца приносит чистоту; чистота – истинное безмолвие сердца; безмолвие сие – смирение; смирение же уготовляет человека в обиталище Богу; силою же возобитания такого изгоняются бесы со страстьми; и бывает тако человек храмом Божиим, полным святости, полным света, чистоты и благодати.

Преп. Нил Синайский: – Высшая совершенных молитва есть восхищение некое ума и полное его исступление от всего чувственного при ходатайстве Духа воздыханиями неизглаголанными (Рим. 8, 26) пред Богом, видящим расположение сердца открытое, как написанная книга и молчаливыми знаками изъявляющая свое хотение. Так, до третьего неба восхищен был Павел, не ведая, в теле ли он был или кроме тела (2 Кор. 12, 2). Так, Петр, восшедши на горницу помолиться, видел плащаницу (Деян. 10, 9). Вторая же после сей первой, высшей, молитвы, есть та, в которой слова молитвы произносят с последованием им ума сокрушенного и сознающего, Кому приносит он моление. Молитва же, пресекаемая заботами телесными и смешивающаяся с ними, далека от устроения, подобающего молящемуся.

Должно непрестранно молиться всем: и инокам и мирянам

Св. Григорий Палама: – Чаще надлежит поминать в молитве имя Божие, чем вдыхать воздух. Повинуясь заповедям святых, нам надлежит не только самим молиться всегда, но и других всех учить тому же, всех вообще: и монахов и мирян, и мудрых и простых, и мужей и жен, и детей – и побуждать их молиться непрестанно. Но что говорят миряне? «Мы обременены делами и заботами житейскими, как возможно нам молиться непрестанно?» Отвечаю им, что Бог не заповедал нам ничего невозможного, а все только такое, что мы можем делать. Премногое множество было таких, которые, живя в миру, всецело были преданы умной (Иисусовой) молитве, как уверяют исторические о них записи. Почему умоляю вас и я вместе со св. Иоанном Златоустом, спасения ради душ ваших не нерадите о деле таковой молитвы. Сначала это может показаться очень трудным, но будьте уверены, как бы от лица Вседержителя-Бога, что самое сие имя Господа нашего Иисуса Христа, непрестанно вами призываемое, поможет вам преодолеть затруднения, а с продолжением времени вы навыкнете сему деланию и вкусите, сколь сладко имя Господне. Тогда опытно познаете, что дело сие не только не невозможно и не трудно, но и возможно и легко. Почему св. ап. Павел, знавший лучше нас великое благо, какое доставит сия молитва, заповедал непрестанно молиться (1 Сол. 5,17).

Его же О молитве и чистоте сердца, три главы

Его же

О молитве и чистоте сердца, три главы

1) Поелику Бог есть сама благость, само милосердие и бездна благоволения, то кто вступит в единение с Ним, всяко сподобляется милосердия Его. Соединяются же с Ним стяжанием богоподобных добродетелей, сколь сие возможно, и богообщительною молитвою и молением. Но общение чрез добродетели богоподобные делает тщаливого о сем ревнителя способным к приятию божественного единения, ожнако ж не производит его; молитва же сильная, священнодействуя, совершает простертие человека к Богу и соединение с Ним, по существу своему будучи союзом разумных тварей с Создателем их, когда действо молитвы чрез теплое умиление и сокрушение превзыдет страсти и страстные помыслы. Ибо уму, пока он страстен, невозможно соединиться с Богом. Почему, пока он таков бывает, молясь, не улучает он милости Божией. Но поколику отревает он страстные помыслы, потолику бывает причастен плача и сокрушения. Соответственно же сокрушению и умилению сподобляется он и милостивого утешения, и долгое пребывая время в сих чувствах со смирением, переустроивает наконец вожделетельную силу души.

2) Когда единичный ум бывает тройственным, пребывая единичным, тогда он соединяется с Богоначальною Тройческою единицею, затворяет всякий вход прелести, погрешению и заблуждению и становится выше плоти, мира и миродержителя. Избегши таким образом сетей их, всецело пребывает он в себе и в Боге, вкушая источающееся извнутрь духовное радование. Бывает же единичный ум тройственным, пребывая единым в возвращении к себе самому и в восхождении чрез себя к Богу. Возвращение ума к себе есть хранение себя, а восхождение его к Богу производится молитвою.

Когда кто пребудет в сей собранности ума и в таком его простертии к Богу, тогда, сильным самопринуждением утесняя быстротечность своих мыслей, мысленно приближается он к Богу, встречает неизреченное, вкушает будущего века и духовным чувством познает, сколь благ Господь, как и Псалмопевец говорит: вкусите и видите, яко благ Господь (Пс. 33, 9). Поставить ум в состояние тройственности, чтоб он, один и тот же сущи, и хранил, и храним был, и молитву деял, может быть, не очень трудно, но долгое время пребывать в сем состоянии, порождающем неизреченное нечто, крайне трудно. Труд над всякою другою добродетелию мал и очень сносен сравнительно с этим. Почему многие, отказываясь от тесноты молитвенной добродетели, не улучают просторности дарований; а претерпевающие это сподобляются величайших божественных заступлений, которые дают им силу удобно все поднимать и переносить, и с удовольствием простираться в предняя, делая для них трудное легким, и ангельскую, так сказать, естеству нашему сообщая силу совершать, что выше естества, по слову пророка: терпящии Господа изменять крепость, окрылатеют, яко орли, потекут и не утрудятся, пойдут и не взалчут (Ис. 40, 31).

Читайте так же:  Какую молитву читают после смерти близкого человека

Его же О безмолвии и молитве

О безмолвии и молитве

2) Как надлежит творить молитву

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

С утра понудь ум свой сойти из головы в сердце и держи его в нем, и непрестанно взывай умно и душевно: Господи Иисусе Христе, помилуй мя! пока утомишься. Утомившись же, переведи ум на вторую половину и говори: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя! Многократно проговорив сие воззвание, переходи опять на первую половину. Но часто по лености не должен ты переменять сии воззвания; потому что, как растения не укореняются, если часто их пересаживать, так и молитвенные движения в сердце при частой перемене слов молитвенных.

Когда увидишь возникновение и приступание помыслов, не засматривайся на них, хотя бы они и не были худы; но держа неисходно ум в сердце, взывай к Господу Иисусу, и скоро прогонишь помыслы и наводителей их бесов отгонишь, опаляя их и бичуя невидимо божественным именем сим. Так учит Лествичник, говоря: именем Иисуса бичуй супостатов, ибо против них нет более сильного оружия, как это, ни на земле, ни на небе.

3) Внимать себе должно и памятовать Бога

4) Как петь подобает безмолвникам

«Утомившийся, говорит Лествичник, пусть встав помолится, и седши опять, пусть мужественно берется за прежнее делание» (Сл. 27, 23). Хотя он сказал это об умном делании – т. е. что так должно делать, когда кто достигнет хранения сердца; но не неприлично сказать то же и о псалмопении. – Варсонофий Великий, будучи вопрошен о пении, именно, как должно петь, отвечал: «часы и песни суть церковные предания, и добре даны для соглашения (собирающихся на молитву). Скитяне же ни часов не поют, ни песней не имеют, но рукоделие, наедине поручение (умную молитву) и помалу небольшое молитвословие» (Отв. 74). Стоя же на молитве, должен ты говорить: Трисвятое и – Отче наш, и попросить Бога об избавлении от ветхого человека. Долго однако ж медлить на сем молитвословии не следует; но ум твой весь день должен быть в молитве. Сими словами старец показал, что наедине поучение есть умная или сердечная молитва; а помалу молитва есть стояние на псалмопении. То же говорит и великий Иоанн Лествичник: дело безмолвия есть беспопечение о всем, молитва без лености, т. е. псалмопение, и третье – делание сердца некрадомое» (Сл. 27, 46). Это есть седалище молитвы и вместе безмолвия.

5) – 9) Вопрос: Откуда это – различие, что одни учат много петь, другие – мало, третьи – совсем не петь?

Ответ: Разрешение сего вопроса таково. Которые деятельною жизнию, чрез многие труды и в долгие годы обрели действо благодати, те как сами научились сему, так и других учат. Они не верят тем, кои говорят о себе, что по милости Божией достигли сего в короткое время теплою верою, как говорит св. Исаак, и порицают таковых, будучи окрадаемы неведением и самомнением, и других уверяют, что если что бывает иначе, чем у них, то оно прелесть есть, а не действо благодати. Не ведают они, яко удобно есть пред очима Господнима внезапу обогатити нищаго (Сир. 11, 21). Укоряет и Апостол тогдашних учеников, яко неведующих благодати, говоря: или не знаете себе, яко Иисус Христос в вас есть?разве точию чим неискусни есте (2 Кор. 13, 5), – т. е. – за леность вашу не преуспеятельны. Почему таковые и дивных свойств молитвы, действом Духа Святого производимых в некиих, не приемлют (не признают за истинные) по причине неверия и высокомудрия.

7) Которые поют не много, хорошо, думаю, делают, честь воздавая умеренности (ибо мера во всем прекрасна), чтобы, истощив всю силу душевную на деятельный труд псалмопения, ум не оказался малоусердным к молитве, не находя в себе сил для нее, но чтоб, немного поя псалмы, большую часть времени проводить в молитве. С другой стороны, когда ум стужит частым мысленным вопиянием и непрестанным водружением внимания его в молитву, справедливо давать ему некое отдохновение, отпуская его в простор псалмопения из утеснения в безмолвной молитве. Это прекрасный чин, это учение мужей премудрых.

8) Добре также творят и те, кои совсем не держат псалмопения, если они преуспевают. Таковые не имеют и нужды в псалмопении, но должны пребывать в молчании, непрестанной молитве и созерцании, если достигли просвещения. Ибо они с Богом соединены и не должны отторгать ум свой от Него и ввергать его в смущение (или в толпу помыслов). Св. Лествичник говорит, что «для послушника (живущего в братстве) падение есть своей воли следование, а для безмолвника молитвы оставление или пресечение». Ибо ум таковых прелюбы творит, когда отступает от памяти Божией, как от жениха, и с любовию емлется за другие последнейшие вещи.

Научить других сему чину не всех возможно. Послушливых простецов и неграмотных – да; потому что послушание ради смирения ко всякой добродетели способно. Непослушливым же, простецы ли они или ученые, не преподается сия наука, чтоб не впали в прелесть; ибо самочинный не может избежать самомнения, которому обычно сопутствует прелесть, как говорит св. Исаак. Некоторые же, не помышляя об имеющем быть вреде, всякого прилучающегося учат своими усилиями держать память Божию для того, чтобы ум навык сей памяти и возлюбил ее, что невозможно, особенно для привыкших жить по своему чину. Ибо так как ум их нечист по причине нерадения и высокомудрия и не предочищен слезами, то они узревают паче срамные образы помыслов, нежели молитву, между тем как гнездящиеся в сердце их духи нечистые, будучи тревожимы страшным именем (Божиим), скрежещут, желая погубить уязвляющего их. Почему если самочинник услышит или из книг узнает о делании сем и возжелает держать его, то одно из двух постраждет: или, если нудить себя будет, впадет в прелесть и останется неисцельным, или, если нерадеть будет, во всю жизнь останется безуспешным.

10) О прелести

11) О чтении

Св. Лествичник говорит: «будучи делателем (деятельную проходя жизнь), прочитывай делательные писания отцов; ибо если ты чтомое будешь обращать в дело, то чтение прочего будет для тебя излишне» (Сл. 27, – 78). – Всегда читай о безмолвии и молитве, именно – у св. Лествичника, у св. Исаака, у св. Максима, у Нового Богослова и ученика его Стифата, у Исихия, у Филофея Синайского и у прочих, писавших о сем же. – Прочие же писания оставь до времени, не как нетерпимые, а как в это время не соответствующие цели твоей (навыкновению молитве): ибо предметы, коих они касаются, могут отвлекать ум твой от молитвы. Да будет чтение твое наедине и негласное, чтоб не пришло искушение похвастать пред собою или голосом, или изяществом произношения, или не вообразить себя сущим в собрании и всех пленяющих своим искусством чтения. Да не будет чтение твое ненасытно: ибо во всем самое лучшее есть – мера: не слишком скоро, не слишком лениво или небрежно, но благоговейно, внимательно и разумно. Ум, укрепляясь душеполезным чтением, приемлет силу крепко молиться. Чтение же беспорядочное омрачает ум и расслабляет, и негодным делает к молитве.

Читайте так же:  Защитная молитва от сглаза

12) Обращай внимание и на намерение воли, присматривая, куда оно клонится: по Богу ли, для самого ли добра и ради пользы душевной сидишь ты на безмолвии, поешь псалмы, читаешь молитвы или другое что доброе делаешь, да не окраден будешь, не замечая того, и да не окажешься по схиме делателем Божиим, а по сердцу человеком, а не Богу угодить желающим. Ибо много козней у лукавого и втайне зорко он смотрит за склонением нашего произволения, всячески ища окрасть дело наше неведомо для нас, чтоб не по Богу было то, что делается. – Но хотя он неослабно ратует и бесстыдно приступает, но ты, имея твердое намерение Единому Богу угождать, не часто будешь окрадываем им, пусть склонение воли твоей будет нудимо им влаяться и колебаться нехотя. И пусть иной по немощи и побеждаем бывает против воли, но скоро прощается и похваляется от Ведущего намерения наши и сердца. – Страсть эта, разумею тщеславие, не дает монаху преуспеть в добродетели, так что он труды терпит, а под конец оказывается бесплодным. – И оно ко всем трем подкрадается и обнажает их от плода трудов добродетельных, – и к новоначальному, и к среднему, и к совершенному.

13) Вот еще что говорю, узнав то из опыта: монах никак не может преуспевать без следующих добродетелей: поста, воздержания, бдения, терпения, мужества, безмолвия, молитвы, молчания, плача, смирения, – кои одна другую рождают и одна другую хранят. Непрестанный пост, иссушая похотение, рождает воздержание; воздержание – бдение; бдение – терпение; терпение – мужество; мужество – безмолвие; безмолвие – молитву; молитва – молчание; молчание – плач; плач – смирение; смирение наоборот – плач, и так далее, восходя обратно, найдешь, как дочери рождают матерей.

15) Невозможно кому-либо самому научится художеству добродетелей, хотя некоторые пользовались своим опытом, как учителем. Ибо самому по себе, а не по совету преуспевших действовать – самомнение наводит, или лучше, порождает. Если Сын ничего от Себя не творит, но как научил Его Отец, тако творит – (Ин. 5, 19, 20), и Дух глаголати имать не от Себя (Ин. 16, 13): то кто помыслить может, что достиг такой высоты добродетели, на коей не имеет нужды в чьем-либо тайноводстве? Безумие паче нежели добродетель имеющим кажется таковой в самопрельщении. Почему слушаться надлежит тех, кои опытно изведали болезни и труды деятельной добродетели, и под их руководством проходить ее, т. е. пост алкательный, воздержание несладостное, бдение терпеливое, коленопреклонение утомительное, стояние неподвижное, молитву непрестанную, смирение непритворное, сокрушение и воздыхание постоянное, молчание мудрое и во всем терпение. Труды добродетелей твоих снеси, говорит Писание (Пс. 127, 2); и еще: нудящихся есть Царствие Небесное (Мф. 11, 12). Кто всеусильно тщится каждодневно совершать сказанные делания, тот с Богом соберет и плоды от них в свое их время.

Об умной благодатной молитве

Об умной благодатной молитве

Божественный Григорий Синаит, встретив святого Максима и беседуя с ним, между прочим спросил его: прошу тебя, отче мой честнейший, скажи мне: держишь ты умную молитву? Тот, поникши немного главою, ответил ему: не хочу скрывать от тебя, честный отче, чуда Пресвятой Богородицы, которое было со мною. От юности моей имел я великую веру к Госпоже моей Богородице и умолял Ее со слезами, да подаст мне сию благодать умной молитвы. В один день, пришедши в храм, как имел обычай, просил я Ее о сем с безмерною теплотою сердца, и когда потом с любовию целовал святую икону Ее, вдруг ощутил в груди моей и в сердце моем некую особенную теплоту и пламя, исшедшее от святой иконы, которое не жгло меня, а орошало и услаждало, и вносило в душу мою великое умиление. С этого момента, отче мой, сердце мое начало извнутрь себя говорить молитву, и ум мой услаждается памятованием Господа моего Иисуса Христа и Пресвятой Владычицы моей Богородицы и всегда пребывает в сем памятовании о Них; и с того времени молитва не пресекалась в сердце моем, – прости мне.

Говорит ему св. Григорий: скажи мне, святый отче, бывало ли с тобою в то время, как ты говорил молитву: Господи Иисусе Христе и проч., божественное какое изменение, или исступление, или другой какой плод Духа Святого? – Божественный Максим ответил ему: да; и сего ради, отче, я уходил в пустынные места и всегда любил полное безмолвие, да наслаждусь в большей мере плодоммолитвы, т. е. преизобильною любовию к Богу и восхищением ума к Господу.

Святой Григорий спросил его: прошу тебя, отче, скажи мне: имеешь ты то, о чем сказал. Божественный Максим, потупив очи, говорит ему: не пытай о моих прельщениях.

Слыша сие, св. Григорий Синаит пришел в исступление, изумляясь тому, что говорил преподобный Максим, и более не называл уже его человеком, но земным Ангелом.

Учение о молитве по «Добротолюбию»

Игумен Варсонофий написал диссертацию по известному сборнику «Добротолюбие», содержащему извлечения из письменных творений тридцати восьми отцов Церкви IV-XIV веков.

Несуетная мудрость в благодати Духа Святого и истинная красота этого святоотеческого наследия были так глубоко прочувствованы и восприняты отцом Варсонофием, что диссертация может по праву считаться уникальнейшим в своем роде и самостоятельным трудом по исследованию учения о молитве Древней Православной Церкви.

Этот авторский труд способен принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига.

От издательства
Вступительное слово митрополита Германа
Предисловие ко второму изданию

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ. ПИСЬМА. ПРОПОВЕДЬ

Игумен Варсонофий и его труды по окормлению духовных чад Александро-Невского Братства
Письма Владимира Сергеевича Веревкина с Валаама
Проповедь игумена Варсонофия в Великий Пяток

УЧЕНИЕ О МОЛИТВЕ ПО «ДОБРОТОЛЮБИЮ»

Глава 1. «Добротолюбие» — фундаментальный источник учения о молитве
1. 1. Введение
1. 2. История создания «Добротолюбия»
1. 3. «Добротолюбие» — сборник, ярко живописующий неизреченную красоту жизни во Христе
1. 4. Всестороннее рассмотрение молитвы на страницах «Добротолюбия»

Глава 2. Сущность молитвы и многообразие ее видов
2. 1. Определения, данные молитве святыми отцами
2. 2. Божественное установление молитвы
2. 3. Многообразие видов молитвы
2. 4. Общедоступная молитва устами

Глава 3. Первая степень молитвы — молитва устами
3. 1. Борьба с помыслами во время молитвы
3. 2. Молитвенное правило, его разнообразие, цель и значение
3. 3. Плоды надлежащим образом исполняемого правила. Повесть о юноше Георгии
3. 4. Молитвы утренние и вечерние и их значение
3. 5. Благие плоды молитвы в ночные часы
3. 6. Осенение молитвой всякого дела
3. 7. Молитва в посты и праздники
3. 8. Молитва в храме
3. 9. Mолитва в тихой и несветлой келлии
3. 10. Плоды домашней и церковной молитвы
3. 11. Почитание икон, святого креста и святых мощей
3. 12. Значение крестного знамения и земных поклонов

Глава 4. Вторая степень молитвы — молитва сердечная
4. 1. Первый признак второй степени молитвы — участие внимания и ума
4. 2. Второй признак — участие сердца
4. 3. Смирение, радость, благоговение — дары второй степени молитвы

Глава 5. Третья степень молитвы — молитва благодатная, или духовная
5. 1. Третья степень молитвы как неизреченное действие благодати Святого Духа в смиренном сердце
5. 2. Возможность отсутствия внешних приемов при третьей степени молитвы
5. 3. Три вида духовной молитвы
5. 4. Духовная молитва — плод пламенной сердечной молитвы

Читайте так же:  Молитва для семьи от ссор

Глава 6. Молитва Иисусова, или умная молитва
6. 1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания
6. 2. Краткость — необходимое условие умной молитвы
6. 3. Формы и виды произношения молитвы Иисусовой
6. 4. Сведение ума в сердце при молитве Иисусовой
6. 5. Толкование слов Спасителя: «От сердца исходят помышления»
6. 6. Цель упражнения в умной молитве
6. 7. Сведение ума в сердце вместе с вдыхаемым воздухом
6. 8. Цель постоянного творения молитвы Иисусовой — стяжание дара благодатной непрестанной молитвы

Глава 7. Благодатная непрестанная молитва
7. 1. Описание состояния человека, получившего дар непрестанной молитвы
7. 2. Особые высочайшие духовные состояния, их редкость и проявление в виде дара откровений
7. 3. Краткое описание всего процесса постепенного совершенствования в молитве
7. 4. Необходимость многих и великих трудов для достижения ощутимого единения с Богом в чистой молитве
7. 5. О навыках и постоянстве и о содействии Божественной благодати в деле стяжания чистой молитвы
7. 6. Примеры стяжания дара благодатной молитвы людьми, живущими в миру

Глава 8. Сердечные мысли и чувства, присущие молитве христианина
8. 1. Постепенный переход в молитве от прошения земных благ к благодарению Бога
8. 2. Глубокий внутренний смысл молитвы: «Господи, помилуй!»
8. 3. Образцы молитв святых подвижников
8. 4. О необходимости начинать молитву с исповедания грехов своих
8. 5. Причины, по которым нельзя в молитве настаивать на исполнении желаемого и просить высших дарований Божиих
8. 6. Cоветы святых подвижников о том, что можно и должно просить в молитве
8. 7. Призыв святых отцов к молитве за ближних
8. 8. Обязательность и польза молитвы за врагов
8. 9. О необходимости при прошении молитв у праведника и самим творить молитвы и добрые дела
8. 10. Призыв святых отцов к благодарению Бога
8. 11. Основные элементы, присущие христианской молитве

Глава 9. Плоды молитвы
9. 1. Неисчислимость благодеяний, получаемых молящимися
9. 2. Уверенность святых отцов в том, что Бог слышит взыскующих Его
9. 3. Молитва — источник небесных даров
9. 4. Молитва — пища души
9. 5. Молитва — ключ к различию добра и зла
9. 6. Молитва — источник истинного ведения
9. 7. Дары молитвы — мир душевный и светлое, радостное настроение
9. 8. Молитва — оружие против страстей
9. 9. Молитва — оружие против злых демонов
9. 10. Молитва — мать всех добродетелей
9. 11. Mолитва — просвещение и освящение ума, тела и души
9. 12. Молитва — средство единения человека с Богом
9. 13. Наивысший результат молитвы — спасение человека по дару благодати Божией

Глава 10. Условия плодотворной молитвы
10. 1. Молиться необходимо с чистым сердцем, с любовью и со слезами
10. 2. Предстоять перед Богом на молитве нужно со вниманием, страхом и трепетом
10. 3. Гнев, многоядение и печаль — причины рассеянности на молитве
10. 4. Hеобходимость борьбы с помыслами во время молитвы
10. 5. Разумное благочинное пение и знание смысла молитвословий — помощники в борьбе c помыслами
10. 6. Послушание старцу-руководителю и помощь Божия — средства, облегчающие достижение чистой молитвы
10. 7. Внешние приемы борьбы с помыслами
10. 8. Созерцание красоты окружающего мира, чтение Святого Писания и писаний святых отцов — орудия, способствующие чистой молитве
10. 9. Воздержание от неполезных бесед, понуждение себя к молитве из глубины сердца, хранение совести, отрешение от суетных забот, а также трезвение — помощники на пути к чистой молитве

Глава 11. Добродетели, необходимые для совершенной молитвы
11. 1. Зависимость силы молитвы от исполнения заповедей
11. 2. Смирение — первая добродетель, способствующая истинной молитве
11. 3. Дом молитвы — терпение
11. 4. Cлезы во время молитвы — знамение милости Божией
11. 5. Умиление сердечное — необходимое условие истинной молитвы
11. 6. Любовь к ближним — и как результат молитвы, и как ее опора

Глава 12. Препятствия к чистой молитве и пути их преодоления
12. 1. Празднословие, нецеломудрие, сребролюбие — несовместимы с чистой молитвой
12. 2. Память о смерти — мать непрестанной молитвы
12. 3. Второстепенность доброгласия при молитве
12. 4. Значение внешнего положения молящегося
12. 5. Советы святых подвижников о том, как поступать при ослаблении молитвы от утомления
12. 6. Уныние и леность, их причины и меры борьбы с ними
12. 7. Влияние различной литературы на состояние духа молящегося
12. 8. Необходимость внимания к внутренним желаниям и стремлениям воли
12. 9. Содействия промысла Божия и дара Духа Святого на пути к чистой молитве

Глава 13. Искушения от бесов во время молитвы
13. 1. Искушения от бесов через мысли
13. 2. Искушение от бесов через ощущение «света»
13. 3. Явление бесов в виде ангелов или даже Самого Христа
13. 4. Устрашения со стороны бесов через разные привидения
13. 5. Причины, по которым не следует бояться устрашений со стороны бесов
13. 6. Признаки, позволяющие отличить посещение благодати Божией от искушений со стороны лукавого
13. 7. Совет святых отцов: не принимать видений
13. 8. Прелесть, происходящая от воображений в уме духовных предметов
13. 9. Второй вид прелести, имеющий начало в сладострастии
13. 10. Советы святых отцов о том, как избегать прельщения
13. 11. Указания святых подвижников о том, как различать явления прелести и благодати
13. 12. Описание духовной молитвы, свободной от всяких представлений и воображений
13. 13. Опасность желания скорее стяжать высшие дары молитвы

Глава 14. Конечный предел молитвы
14. 1. Сердечная теплота — признак совершенной молитвы
14. 2. Веселие духа при чистом уме — другой признак совершенной молитвы
14. 3. Предел молитвы — соединение с Богом чистой и нераздельной любовью
14. 4. Признаки того, услышана молитва или нет
14. 5. Три способа достижения того, чтобы молитва была услышана
14. 6. Причины, по которым молитва может быть неуслышанной
14. 7. Важность сохранения плодов молитвы
14. 8. Пример из жизни святителя Григория Паламы, показывающий, что все христиане имеют долг всегда пребывать в молитве

Глава 15. Необходимость духовного руководства при прохождении молитвенного подвига
15. 1. Причины, в силу которых молящемуся необходим старец-руководитель
15. 2. Примеры того, к чему приводит подвиг, совершаемый без совета старца
15. 3. Описание того, как смирение и рассудительность приобретаются под руководством старца
15. 4. Священное Писание о старчестве
15. 5. Советы святых отцов относительно выбора старца

Глава 16. Молитва — пища и жизнь для души
16. 1. Только любовь выше молитвы
16. 2. Молитва человеку необходима, как вода рыбе
16. 3. Торжественный призыв святых подвижников к постоянной молитвенной связи с живым всемогущим Богом

Заключение
1. Краткое изложение содержания данной работы
2. Молитва — путь к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отзыв о сочинении студента Владимира Веревкина на тему «Учение о молитве по «Добротолюбию»»

Добротолюбие о молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here