Что означает ю в молитве

Детально: что означает ю в молитве - специально для Вас.

Что означает ю в молитве

Отче наш, Иже еси на небесех!

Да святится имя Твое,

да приидет Царствие Твое,

да будет воля Твоя,

яко на небеси и на земли.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь;

и остави нам долги наша,

якоже и мы оставляем должником нашим;

и не введи нас во искушение,

но избави нас от лукаваго.

Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

Аминь.

Первая часть, предисловие: Отче наш, Иже еси на небесех! , учит следующему.

1) Молящийся должен приходить к Богу не только как создание Его, но и как сын Его по благодати.

2) Он должен быть сыном Православной Церкви.

3) Не должен сомневаться в получении просимого от Премилосердного Отца.

4) Так как Бог — это Отец всех, то и мы должны жить, как братья.

5) Слово «на небесех» наставляет нас возводить наш ум от земного к небу. Кроме этого нужно сказать, что хотя Бог и везде присутствует, но на небесах особенно сияет Его благодать, насыщающая праведных, и богатство дивных Его дел.

Вторая часть — это прошения, которых семь:

1. Да святится имя Твое.

В этом прошении мы умоляем, во-первых, о даровании нам жизни благочестивой и добродетельной, чтобы всякий, смотря на нее, прославлял имя Божие; во-вторых, о том, чтобы неведущие обратились к православной вере и прославили бы с нами Отца Небесного; и, в-третьих, о том, чтобы носящие имя христианина, но препровождающие жизнь во зле и мерзостях, отстали от своих пороков, которыми злословится вера и Бог наш.

2. Да приидет царствие Твое.

Этим мы просим, чтобы не грех, а Сам Бог царствовал во всех нас Своей благодатью, правдой и благоутробием. Кроме этого, прошение содержит и ту мысль, что человек, находясь под благодатью Божией и чувствуя небесное веселие, презирает мир и желает получить Божие царство. Наконец, здесь мы молим и о том, чтобы ускорено было Его Второе Пришествие.

3. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.

Мы умоляем здесь о том, чтобы Бог не попустил нам препровождать жизнь нашу по нашей воле, но чтобы управлял ею, как Ему угодно, и чтобы не было у нас противления воле Его, но чтобы повиновались Ему во всем. Кроме того, здесь имеется в виду и та мысль, что без попущения воли Божией не может прийти на нас ничто, ни от кого и никогда, лишь бы только мы жили по воле Его.

4. Хлеб наш насущный даждь нам днесь.

Мы просим здесь, во-первых, чтобы Бог не лишил нас проповеди и познания Своего святого слова, ибо слово Божие — это душевный хлеб, без которого человек погибает; во-вторых, чтобы сподобил Он нас общения Тела и Крови Христовой; и, в-третьих, чтобы даровал нам все необходимое для жизни и соблюл все это в мире этом в достатке, но без излишества. Слово же «днесь» означает время нашей настоящей жизни, ибо в будущем веке мы будем наслаждаться лицезрением Божиим.

5. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим.

Здесь мы просим о том, чтобы Бог даровал нам прощение грехов, ибо под долгами здесь разумеются грехи. Это прошение учит нас тому, чтобы мы сами прощали долги нашим должникам, то есть, чтобы прогневавшим и озлобившим нас мы прощали все их преступления. Кто не прощает ближнему, тот всуе творит молитву сию, ибо тогда ему и Богом не прощаются грехи, и даже сама молитва его является грехом.

6. И не введи нас во искушение.

Этим мы просим, во-первых, чтобы мы были свободны от искушений, приходящих от мира, плоти и дьявола и движущих нас ко греху, и от еретиков, гонящих Церковь и прельщающих наши души лживыми учениями и другими способами; и, во-вторых, чтобы в случае страдания за Христа Бог укрепил нас благодатью Своей к претерпению мук даже до конца, дабы мы приняли конец мучения и дабы не попустить страдать выше сил наших.

7. Но избави нас от лукаваго.

Здесь мы умоляем, во-первых, о том, чтобы сохранил нас Бог от всякого греха и от дьявола, возбуждающего ко греху; во-вторых, о том, чтобы Он избавил нас в этой жизни от всяких бедствий; в-третьих, чтобы во время смерти Он отогнал от нас врага, желающего поглотить души наши, а нам послал Ангела, хранящего нас.

Третья часть, или заключение: Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь.

Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое у Него. Ведь Его весь мир, Его — сила и Его — слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея.

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

Читайте так же:  Молитва на разрешение жилищного вопроса

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

1.

«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:» ) — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2.

«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

3.

«Трисвятое. По Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

4.

Сокращение «Приидите, поклонимся…» следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

5.

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен : Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Иоакимо — Анновский храм Можайска

Официальный приходской сайт

Сокращенные обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращенно. Такие сокращения — например, сокращение «Слава, и ныне:» — есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку еще не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращенных обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твердое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) — оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

1.

«Слава, и ныне: (либо: «Слава: И ныне:») — Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» — Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«и ныне:» — И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В н и м а н и е! В Псалтири каждая из кафизм — двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения — делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже.(Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

2.

«Аллилуиа» (Трижды) — Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)

3.

«Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троице… Отче наш…» — читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Иже еси на Небесех, да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Читайте так же:  Рисунок сложенные в молитве руки

4.

Сокращение «Приидите, поклонимся… » следует читать:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.(Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон)

Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон).

5.

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородице, спаси нас, а вместо Троичен: Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

«Не бойся, только веруй»

Новые материалы на сайте:

Православный интернет

  • Главная
  • Первые шаги в храме
  • Православный досуг
  • Детская комната
  • Святыни Слонимщины
  • О насущном для каждого
  • Контакты

Краткий словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка, встречающихся в молитвослове

Абие – тотчас, сразу

Акафист – «неседальный», – молитва, при чтении которой не сидят

Аллилуиа – «хвалите Бога»

Аминь – истинно; истинно так

Аще – если, хотя, ли

Аще-убо – если же

Бе – он был, она была, оно было

Безвестный – неведомый, неизвестный

Безместный – неприличный, непристойный

Безприкладный – беспримерный, несравненный

Бех – я был, была

Благостыня – добро, милосердие, правда

Благоутробие – милосердие, доброта сердца

Блаже – благой, добрый (звательный падеж)

Блажити – славить, восхвалять

Бо – ибо, потому что

Боголепно – достойно Бога

Богородичен – краткое молитвословие в честь Богородицы

Бысть – он был, она была, оно было

Бых – я был, была

Вельми — весьма, очень

Ветия, вития — красноречивый оратор, проповедник

Виссон — дорогая одежда пурпурного цвета

В книзе животней — в книге жизни

В нюже — в которую

В няже — в которые

В оньже — в который

Воня — запах, аромат

Вскую — зачем, для чего

В страсе — в страхе

Всяческая — все, всех

Глас — 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений

Глумитися — размышлять; издеваться

Гобзование — изобилие, многоплодие

Горее — превыше; хуже

Да бых аз отселе престал — дабы я отныне перестал

Да довлеет — пусть будет достаточна

Десница — правая рука

Детель — дело, деятельность

Доброта — добрые качества, красота

Догматик – песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе

Доле – внизу, в преисподней

Дондеже – до тех пор, пока

Древле – некогда, когда-то, в древности

Душе – дух (звательный падеж)

Егда – когда; в то время как

Еда – неужели; разве

Еда како – чтобы не

Еже – которое; чтобы. Иногда не переводится на русский язык

Елицы – те, которые

Еммануил – «с нами Бог»

Еродий – цапля, аист

Ехидна – ядовитое животное; змея

Жрети – приносить жертву

Законоположити – указывать путь закона

Зане – ибо, так как, потому что

Занеже – ибо, так как, потому что

Зелие – зелень, трава

Зело – очень, весьма

Зрак – вид, образ, лицо

Иже – который, которые, что, тот, где. Иногда не переводится на русский язык

Извествовати – утверждать, удостоверять

Известно – наверно, твердо

Икос – см. Кондак

Имже – тем, те; который, которым

Имя рек – «назови имя»

Иногда – некогда, когда-то

Ирмос – начальная песнь каждой песни канона. Обычно содержит ветхозаветные прообразы

Исперва – из древности, из начала

Исповедание – открытое признание

Иссоп – трава, из которой делаются кропила

Истощати – опустошать, разрушать

Канон – песнопение в честь праздника или святаго. Обычно состоит из девяти песен (точнее – из восьми, т.к. вторая песнь опускается – она бывает в великопостных канонах), содержащих ирмос и составленные по образцу ирмоса тропари

Кийждо – каждый, -ая, -ое

Колесницегонитель – правящий колесницей

Колькраты – сколько раз

Кондак – краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого же типа называется икосом

Купина – куст, кустарник

Лепота – красота, великолепие

Лепта – мелкая медная монета. Две лепте – две лепты

Лишше – больше, сверх того

Мертвые века – давно умершие

Местник – злобный отмститель

Милоть – верхняя шерстяная одежда, плащ

Многочастне – много раз

Наипаче – особенно же

Наказание – научение, вразумление

Невечерний свет – всегда светлый, незаходящий, вечный

Неделя – воскресный день, когда «не делают» обычных работ, во исполнение заповеди

Не ктому – более не

Не леть – нельзя, невозможно, не подобает

Неподобный – недостойный, непристойный

Непщевати вины о гресех – придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех

Несытый – алчный, надменный

Ниже – и не, также не

Ниц – вниз, лицом на землю

Ничтоже велие – ничего особенного

Ничтоже дивно – ничего удивительного

Нырище – нора, развалины здания

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Обаче – однако, но

Обетшати – обессилеть, одряхлеть

Обинутися – отступить от чего-либо; Не обинутися – смело поступать, не отступать

Обоюду – с той и с другой стороны

Окаянньий – бедный, злосчастный, несчастный, мучительный

Окрест – вокруг, около

Оле – восклицание, выражающее удивление или скорбь

Ометы – края одежды

Онагр – дикий осел

Он пол – другая сторона

Отчаянный – потерявший всякую надежду

Очервленный – окрашенный в багряный цвет

Очима – (двумя) глазами

Паки – еще, снова, опять

Паче – более, выше, превыше, лучше

Поглумитися – размышлять; издеваться

Пожрати – приносить жертву

Пожру – принесу жертву

Полуденный – бывающий в полдень; южный

Помавати – дать знак

Поне – хотя, по крайней мере

Превыспренный – находящийся выше всего

Читайте так же:  Молитва о любви к Господу

Предварити – предупредить, стать или сделать раньше

Презирати – не смотреть, не придавать значения, не замечать

Преложение осенение – тень, легкое подобие непостоянства

Пременение – перемена, изменчивость

Преполовити – достигнуть половины

Призирати – обращать внимание, благосклонно смотреть

Пробавити – продолжить, продлить

Простый – прямой, правый, простой

Рекл еси – (ты) сказал

Рог – символ крепости и славы

Рукама – (двумя) руками

Седмица – семь дней, неделя

Сене – сень (звательный падеж)

Символ веры – краткое изложение основ веры

Скимен – молодой лев, львенок

Стезя – тропа, узкая дорога

Стихира – похвальная песнь в честь праздника или святаго

Странна – таинственна, странствующа, непричастна

Странно – таинственно, необъяснимо

Страсть – страдание; страсть

Сый – сущий, существующий

Таяжде – то же самое

Тем (темже) – поэтому

Тля (тление, истление) – порча, разрушение; первородный грех

Токмо – только, лишь только

Тощно – усердно, тщательно

Тропари троичные – тропари в честь Святой Троицы

Тропарь – краткая похвальная песнь в честь праздника или святаго

Туне – даром, напрасно

Убо – итак, следовательно

Углебати – погрязать, тонуть

Удесы – члены тела

Устави стремление – останови поток

Ущедрити – милосердовать, ущедрить

Худой – плохой, злой

Честный – достойный, драгоценный, дорогой

Четыредесятница – сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)

Сокращённые обозначения молитв, принятые в молитвословах

Сокращённые обозначения молитв, принятые в молитвословах

В молитвословах и богослужебных книгах некоторые часто употребляемые молитвы и даже небольшие ряды молитв не приводятся каждый раз полностью, а обозначаются сокращённо. Такие сокращения – например, сокращение «Слава, И ныне:» – есть почти во всех молитвословах. Это не только экономит место, но и очень удобно для опытных чтецов и певцов. Однако начинающего молитвенника порой могут сбить с толку ещё не знакомые ему сокращения. Поэтому мы приводим для наших читателей список наиболее употребительных сокращённых обозначений, которые могут встретиться в молитвословах.

В богослужебных книгах сокращений подобного рода гораздо больше: они рассчитаны на твёрдое знание читающим весьма широкого круга молитв и песнопений. В церковнославянской традиции показателем такого сокращения служит двоеточие (:) – оно выполняет здесь роль, подобную роли многоточия (…) в современной русской письменности.

Слава, И ныне: (либо: «Слава: И ныне:») – Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

«Слава:» – Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

«И ныне:» – и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Внимание! В Псалтири каждая из кафизм – двадцати частей, на которые разделена Псалтирь для чтения – делится на три части, после каждой из которых обычно написано: «Слава:» (эти части поэтому и называются «Славами»). В этом (и только этом) случае обозначение «Слава:» заменяет следующие молитвословия:

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже. (Трижды)

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

«Аллилуйя» (Трижды) – Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя, слава Тебе, Боже. (Трижды)

«Трисвятое по Отче наш» или «Трисвятое. Пресвятая Троица… Отче наш…» – читаются последовательно молитвы:

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Пресвятая Троица, помилуй нас; Господи, очисти грехи наши; Владыко, прости беззакония наши; Святый, посети и исцели немощи наши, имени Твоего ради.

Господи, помилуй. (Трижды)

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Отче наш, Сущий на небесах! Да святится имя Твоё, да придёт Царствие Твоё, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не дай впасть в искушение, но избавь нас от лукавого.

Сокращение «Придите, поклонимся…» следует читать:

Придите, поклонимся Царю нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадём Христу, Царю нашему Богу. (Поклон)

Придите, поклонимся и припадём Самому Христу, Царю и Богу нашему. (Поклон).

Вместо Богородичен обычно говорим: Пресвятая Богородица, спаси нас;

Вместо Троичен: Пресвятая Троица, Боже наш, слава Тебе, или Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Словарь наиболее употребительных славянских слов и выражений, встречающихся в молитвах

Словарь наиболее употребительных славянских слов и выражений, встречающихся в молитвах

Адам воззвася — Адам был вызван из ада.

Ад пленися — ад был пленен.

Аз — я.

Аможе — там, куда.

Блаже (звательный падеж) — благой, милосердный.

Велегласно — громко.

Взбранной воеводе… восписуем — мы поем хвалебную песнь Военачальнице всех небесных сил.

В воню благоухания духовного — подобно благоухающему дыму фимиама, знаменующего духовное благоухание жертвы Христовой. Винный — виновный.

Внегда — когда.

Владычный — начальствующий, всемогущий.

Во еже пети Тя — чтобы Тебя воспевать.

Вонь — благовоние.

Всесожжигаемая — жертвы за грех, приносившиеся в Храме Иерусалимском и полностью сжигаемые на алтаре.

Вся елика — все, что.

Выну — всегда, непрестанно.

Горе имеем сердца — вознесем сердца к горнему миру и Богу.

Даси — дашь.

Двери, двери, премудростию вонмем — начинается великое таинство, будем внимательны к Божией Премудрости, откроем двери ума и сердца.

Девственная похвала — слава.

Днесь — сегодня.

Долги — грехи.

Читайте так же:  Молитва на четверг на деньги

Еликий — какой.

Елицы — все, кто.

Живот — жизнь.

Животно — живущее.

Звездам служащий звездой учахуся— звездам (в смысле Богу, вышним) служившие волхвы были научены звездой.

Идеже несть — там, где нет.

Идеже присещает — там, где пребывает.

Иже — который.

Иже херувимы тайно образующе — мы, которые таинственно изображаем херувимов.

Ижденут — изжить, выгнать, устранить.

Изрядно — особенно.

Исполним молитву — совершим.

Исполнять — наполнять.

Иссоп — трава (кропило), которой окроплялся исцелившийся от проказы.

(В) книзе животной — в числе спасенных.

Клятва потребися — была уничтожена.

Крамола змиина — борьба дьявола против Бога.

Купно (вкупе) — вместе.

Милость мира, жертву хваления — дар мира, примирения с Богом;

мы приносим жертву благодарности, славословия Богу.

Мирная благая — блага этого мира (в отличие от премирная — для будущей жизни).

Миром Господу помолимся — единодушно.

Молитва Господня — Отче наш.

Мытарь — сборщик податей, грешник.

Наипаче — особенно.

Нечаяние — отчаяние, неожиданность; в нечаянии — в бесчувственности.

Непреобориму адовы враты — врата — символ крепости, власти над городом; ад (зло) не может одолеть Церкви.

Ниже — даже не.

Обстояниях — в трудных обстоятельствах.

Осанна — спаси, сохрани или слава (в вышних — на небе).

Отженет — отогнать.

Паки — снова.

Память смертную — о смерти.

Паче — больше.

Пет быти — быть воспеваем.

Подвизаться — устремляться, спешить.

Предображать — заранее изображать.

Презирати — не взирать на грех, прощать.

Премудры ловцы явлей — со делавший мудрыми простых рыбаков.

Призирати — обращать взор, замечать.

Присносущный — вечный.

Прежде век сый Бог наш — который прежде веков есть наш Бог.

Присно — всегда.

Причастие — участие, соединение.

Причет церковный — священнослужители.

Промысленник — Промыслитель — Бог, заботящийся о спасении и вечном счастии людей.

Прости приимше — с чистой душой и должным вниманием причастившись.

Пришедше на запад солнца — дожив до заката солнца.

Рай словесный — духовный, одушевленный.

Свет разума — свет богопознания.

Се бо — ибо вот.

Семя тли — зародыш греха, ведущего к тлению (смерти).

Сион — гора, на которой находится Иерусалимский храм. Сокровище благих — источник всего доброго Святой Дух. Спрославляемый — прославляемый наравне.

Станем добре — будем стоять благоговейно.

Странные — странствующие.

Сущий — действительный, истинный.

Творче (звательный падеж) — Творец, Бог.

Ти — Тебе.

Точию — только.

Троическое поклонение — поклонение Пресв. Троице.

Тя — Тебя.

Убо — ибо.

Уверяя — удостоверяя.

Уловлей (вселенную) — просветивший…

Утреневати — делать что-нибудь утром, рано встать.

Утроба — чрево, сердце, тайники сердечные.

Устне — уста.

Учини я — сделай их.

Царя всех подымем, ангельскими невидимо дориносима чинми — сонм ангелов невидимо сопровождает Сына Божия и поет Ему хвалу, как римские войска высоко подымали императора на щите, поддерживаемом копьями во время его триумфа (дориносима — носима на копьях).

Шатание — превозношение, гордость, неистовство.

Юже — которую.

Ю — ее (душу).

Я — их.

Языки — язычники, языческие народы.

Яже — которая.

Яко — так как, чтобы, как.

IV Слово в молитве

IV

Слово в молитве

42. Слово и в наших устах является уже творческим, образуя членораздельные звуки; со словом выходит живой дух человека, не отделяющийся от мысли и слова. Видите, слово по природе своей даже в нас творительно. От чего же мы маловерны бываем и недоверчивы к творческой силе слова, например, в молитве, что она — это словесное служение — низведет к нам непременно милость Владыки? — Так слово беспрестанно творит плоть: членораздельные звуки, и письмена, или книги наши, не плоть ли, в которую облеклось слово? А мы так к этому прислушались и присмотрелись, что нам кажется это совершенно не заслуживающим особенного внимания. Не только природа Божества, но, по дару Его, и природа сотворенных тварей одушевленных — творительна под Божиим руководством: раститеся и множитеся (Быт. 1, 28). Души живых тварей растят себе тела при Божием руководстве (паук, пчела, червь). Так, человеки данною им от Бога силою доселе растут и множатся на земле; так, люди и животные творят себе все необходимое для жизни, особенно человек — это изобретательнейшее существо, которое изумляет своим бесконечным творчеством во всех родах искусства. Так как Слово — Творец вездесущ, то везде, хотя не в бесконечность, и творения Его раскинуты, и везде Он созидает и, если нужно, претворяет.

43. Слово Бога все равно, что Сам Бог. Потому несомненно веруй всякому слову Господа; слово Бога — дело; и твое слово должно быть делом; потому, давши слово, непременно его исполни; потому и на молитве слова наши должны быть делом и истиною, а не ложью, не притворством, не лестью. Так и во всей жизни.

44. На молитве всегда твердо верь и помни, что каждая мысль твоя и каждое слово твое могут, несомненно могут быть делом. Не изнеможет у Бога всяк глагол (Лк. 1, 37). А прилепляйся Господеви, един дух есть с Господем (1 Кор. 6, 17). Значит, и твое слово не изнеможет. Вся возможна верующему (Мр. 9, 23). Береги слово: драгоценно слово. За всякое слово праздное люди ответят в день судный (Мф. 12, 36).

45. Молясь, крепко внимай словам молитвы, чувствуй их сердцем. Не отвлекай от них ума ни в какие помышления. Молясь по время Богослужения, совершения таинств и молитвословий при разных случаях, твердо положись на самые слова церковных молитв, веруя, что ни одно слово не положено напрасно, каждое имеет силу свою, что в каждом слове Сам Господь триипостасный, везде сый и вся исполняяй; думай: я ничто, все делает Господь. Еще думай: я говорю — Бог-Слово во мне говорит. Мне не о чем пещись. Всю печаль вашу, сказано, возверзите на Него, яко Той печется о вас (1 Петр. 5. 7).

Читайте так же:  Молитва Богородице о рождении внуков

46. Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и о молитве и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть также нераздельны. Просишь ли чего у Бога, веруй, что будет, сделается по твоему прошению, как Богу будет угодно; читаешь слово Божие — веруй, что все, что в нем говорится, было, есть и будет, и сделалось, делается и сделается. Так и говори, так читай, так молись. Великая вещь слово! Великая вещь душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей! Человек! Познай себя. кто ты, и веди себя сообразно со своим достоинством.

47. Когда усомнишься в совершимости или исполнении слова молитвенного, помяни, что природа слова — совершимость, действенность, и что Дух Святый, научающий нас молиться о чесом либо, якоже подобает (ср. Римл. 8. 26) есть и называется Сам Совершитель. Он то и совершает нашу молитву (совершаемая Духом). Помяни, что слово есть сила, не изнеможет, сказано, у Бога всяк глагол (Лук. 1, 37). Глагол Господень не возвращается к нему тощ (Исаии. 55, 11), но подобно дождю или свету, поит землю сердец наших и дает семя исполнения сеющему. И о людях говорят: у него необыкновенная сила слова. Видишь, слово есть сила, дух, жизнь.

48. Бог есть Дух, простое Существо. А дух чем проявляет себя? Мыслию, словом и делом. Поэтому Бог, как простое Существо, не состоит из ряда или множества мыслей, или из множества слов, или творений, но Он весь в одной простой мысли — Бог-Троица, или в одном простом слове — Троица, или в трех Лицах, соединенных воедино. Но Он же весь и во всем сущем, все проходит, все наполняет Собою. Например, вы читаете молитву, и Он весь в каждом слове, как Святой Огонь, проникает каждое слово — каждый сам это может испытать, если будет молиться искренне, усердно, с верою и любовию. Но, особенно, Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святой Дух или — Троица, или Господь, Господи Боже; Господь Саваоф; Господи Иисусе Христе, сыне Божий; Душе Святый: Царю Небесный, Утешителю, Душе истины… и прочих именах Своих. Ангелы и святые так же в своих именах близки к нам, как близки имена их и вера наша в них — к сердцу нашему; ибо они не иное что, как дыхания Божии и суть един дух с Господом.

49. Каждое слово Св. Писания, каждое слово Божественной Литургии, утрени и вечерни, каждое слово священнотаинственных молитв и молитвословий имеет в себе соответствующую ему и в нем заключающуюся силу, подобно знамению честного и животворящего креста. Такая благодать присуща каждому церковному слову, ради обитающего в Церкви ипостасного, вочеловечившегося Божия Слова, которое есть Глава Церкви. Да и всякое истинное доброе слово имеет соответствующую ему силу, ради всенаполняющего простого Божия Слова. С каким же вниманием и благоговением надо произносить каждое слово, с какою верою! Ибо Слово есть Сам Зиждитель — Бог и Словом от небытия в бытие все приведено.

50. Словесное существо! Помни, что ты имеешь начало от слова Всетворца и в соединении (через веру) с зиждительным Словом, посредством веры, сам можешь быть зиждителем вещественным и духовным. Веруй, что при вере твоей в зиждительное Слово Отчее и твое слово не возвратится к тебе никогда напрасным, бессильным (когда, напр., ты молишься Благодетелю — Богу по руководству Церкви святой или по наставлению Господа), но принесет тебе благопотребный дар; верь, что при вере в зиждительное Слово, ты не будешь без успеха поучать народ во храме при Богослужении, при совершении таинств в домах; не будет безуспешно твое слово в училище, но созиждет умы и сердца внимающих тебе.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

51. Веруй твердо в осуществимость всякого слова, особенно произнесенного во время молитвы, памятуя, что виновник слова есть Бог-Слово, что Сам Бог наш, в Троице покланяемый, выражается тремя словами или именами: Отец, Слово и Святой Дух; что всякому слову соответствует бытие, или всякое слово может быть бытием и делом. Благоговейно обращайся со словом и дорожи им. Помни, что как ипостасное Слово Божие — Сын Божий, всегда соединен со Отцом и Духом Святым, так и в слове Святого Писания, или в молитве, или в Писаниях богомудрых отцов участвует по Своему вездесущию Отец, как верховный Разум, творческое Его Слово и Совершитель Дух Святой. Потому никакое слово не праздно, но имеет или должно иметь в себе свою силу, и горе празднословящим, ибо они дадут ответ за празднословие. Яко не изнеможет у Бога всяк глагол (Лук. 1, 37), это вообще свойство слова — сила и совершенность его. Таким оно должно быть в устах человека.

Что означает ю в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here