Будьте немногословны в молитве

Детально: будьте немногословны в молитве - специально для Вас.

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Мф. 6:7

Свт. Иоанн Златоуст

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Далее Христос предлагает и самые слова молитвы. «Молясь», говорит Он, «не говорите лишнего, как язычники» творят. Когда Христос говорил о милостыне, то устранял только вред, происходящий от тщеславия, а ничего более не предложил, например, не сказал, что милостыню должно творить от праведных трудов, а не из похищенного и собранного любостяжанием, потому что это было отлично известно всем, да и раньше Спаситель уже указал на это, когда именно ублажил алчущих правды. Говоря же о молитве, Он присовокупляет еще и то, чтобы не говорить лишнего. И как там Он осмеивает лицемеров, так здесь язычников, чтобы примером низких людей устыдить слушателя. Так как сравнение с отверженными людьми особенно опечаливает и уязвляет человека, то Спаситель этим и предостерегает своих слушателей от тщеславия и многоглаголания во время молитвы. А под многоглаголанием разумеем здесь пустословие, например, когда мы просим у Бога неприличного, как-то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства, словом — совсем для нас бесполезного. «Ибо знает Отец ваш», говорит, «в чем имеете нужду» (Мф. 6:8).

Кроме того, здесь, как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, так как с терпением должно ожидать того, чего просим: «в молитве постоянны», говорит апостол (Рим. 12:12). Притом и сам Спаситель притчей о вдовице, которая немилосердного и жестокого судью преклонила неотступностью просьбы, и притчей о друге безвременно ночью пришедшем и поднявшем с одра спящего, не по дружбе, но по неотступному прошению, не иное что заповедал, как то, что все непрестанно должны молиться Ему. Впрочем, Он повелел не воссылать к Нему молитвы, составленной из многочисленных стихов, а просто открывать Ему наши прошения. На это Он и указал в словах: «ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду» (Мф. 6:8).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Афанасий Великий

Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут

Выражает этим, что неприятны Ему молитвы долгия, а не частые. Ибо Сам повелевает молиться непрестанно.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Язычники считают, что многословными речами можно легче вымолить у Господа то, о чем они просят, но от нас Господь ожидает не этого. Он хочет, чтобы мы сопровождали нашу речь не болтливыми словами, но сердечной верой и праведными заслугами. Он непременно лучше знает все, что нам необходимо, и все, о чем мы попросим, узнает прежде, чем мы скажем.

…Наконец, примером того, насколько отличается многословная речь от простой и скромной, служат фарисей и мытарь. Речь фарисея, хвастающего многословием, отвергается, а мытарь, кротко и смиренно прося прощения за грехи, достиг его справедливее хвалящегося фарисея. В этом мы находим исполнение того, о чем было написано: Молитва смиренного прошла облака (Сир. 35:17), доходя до Бога, Который обыкновенно внимает молитве просящего.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Блаж. Иероним Стридонский

Ст. 7-9 А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им

Если язычник в молитве говорит много, то христианин, наоборот, должен говорить мало, ибо Бог есть слышатель не слов, а сердца (Прем. 1:6).

ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так

По поводу этого места возникла некоторая ересь, даже погибельное учение философов, которые говорят: «Если Бог знает, о чем мы будем молиться, прежде чем мы будем просить у Него, и знает, в чем мы имеет нужду, то напрасно мы обращаемся к знающему». На это нужно отвечать кратко то, что мы являемся не повествователями [о своих нуждах перед Богом], а просителями. Ведь одно дело сообщать незнающему, а иное дело просить того, кто знает. В первом заключается указание, во втором – смиренная покорность. Там мы верно излагаем дело, здесь смиренно (miserabiliter) умоляем.

Отче наш, сущий на небесах

Называя [Его] Отцом, мы исповедуем себя сынами.

да святится имя Твое

– не в Тебе, а в нас, ибо если из-за грешников имя Божие подвергается злословию у язычников (Рим. 8), то, наоборот, ради праведных оно святится.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блаж. Феофилакт Болгарский

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Многоглаголание есть пустословие: например, молить о чем-либо земном – о власти, богатстве, победе. Многоглаголание есть и нечленораздельная речь, как речь детей. Итак, не будь пустословом. Должно совершать не длинные молитвы, а краткие, но непрестанно пребывать в краткой молитве.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут

Порок многоглаголания называется «лишшеглаголанием», (βαττολογια), когда мы во многих словах просим неприличного, как-то: богатства, славы, власти и тому подобного, что не приносит пользы для души и не необходимо для поддержания тела. Язычниками называет неверующих. Так как они не только просят о неприличном, но и, совершая продолжительные прошения, думают убедить многословием, то Он порицает это мнение их. Мнят, но несправедливо.

Читайте так же:  Молитва Пресвятая Богородице просвети нас Светом сына твоего

Толкование Евангелия от Матфея.

Еп. Михаил (Лузин)

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Не говорите лишнего, как язычники. Язычники, то есть все народы, не имеющие истинной религии, а поклоняющиеся богам чуждым, — идолопоклонники, которые в своих молитвах к ложным богам часто многословили и пустословили, полагая, что усиленным пустословием они вынудят себе у богов своих то, чего просят. «Под многословием разумеет здесь (Спаситель) пустословие, например когда у Бога просим неприличного, как то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства — словом, всего того, что бесполезно для нас» (Златоуст; ср.: Феофилакт). Спаситель не запрещает здесь, очевидно, продолжительных молитв и молитвословий, а требует только, чтобы они не были пустыми, бездушными, но были искренними и сердечными.

Толковое Евангелие.

Анонимный комментарий

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Давай посмотрим, кому молятся язычники, чтобы понять, почему они так молятся. Они молятся демонам, которые если и слышат, внять тому не могут. Ибо они даже зла совершить не могут, если Бог не допустит. Молятся мертвым царям: Юпитеру, Меркурию и прочим, преступления которых более известны, чем имена, и которые, даже когда были живы, помогать не могли. Молятся бесчувственным идолам, не могущим ни услышать, ни ответить. Стало быть, справедливо, что они так долго кричат, раз нет никого, кто бы услышал. Поэтому Илия, когда жрецы Ваала кричали своим богам при сжигании жертв, насмехаясь, говорил: Кричите, кричите громким голосом; может быть, спят боги ваши (3 Цар. 18:27). Также и тот, кто долго произносит свою молитву, словно бы укоряет Бога, будто Тот спит.

Лопухин А.П.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Троицкие листки

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

В молитве Богу нужны не слова наши, а наше сердце; вот почему Господь и говорит далее: А молясь, не говорите лишнего, неприличного, не просите у Бога себе безполезного, суетного, как язычники, как это делают идолопоклонники; в своих длинных молитвах они много пустословят, перечисляют имена своих идолов, просят у своих ложных богов разных греховных и богопротивных удовольствий и думают, что боги их бывают заняты чем-нибудь, а потому надо больше взывать к ним: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. «Под многословием, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — Господь разумеет здесь пусторечие, например, когда у Бога просим власти, славы, богатства, словом, всего, что безполезно для нас».

Троицкие листки. №801-1050.

Усиленная молитва праведного. Что это?

В Послании Апостола Иакова написано: «…Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтоб исцелиться: много может усиленная молитва праведного». (5:16).
Рассмотрим последние слова данного текста.

ЧТО ЗНАЧИТ «УСИЛЕННАЯ МОЛИТВА ПРАВЕДНОГО»?

В широко известной религиозной трактовке термин «усиленная молитва» означает, что молитвы к Богу должны быть «усиленными», настоятельными, неустанными. Якобы, чтобы Господь вас услышал, вам следует молиться долго и трудно, даже – день и ночь. Понятие «усиленная молитва» служит неким подстегивающим бичом, понуждающим верующих в молитвах долго выпрашивать у Бога то, что им нужно. Длинные, многословные, изнурительные молитвы являются обычными в религиозной жизни. Считается, что чем человек «праведнее», тем длительнее будут его молитвы.

ХРИСТОС НЕ УЧИЛ МОЛИТЬСЯ ДОЛГО, «УСИЛЕННО».

Молитва есть важнейшая составляющая духовной жизни верующего человека. Молитва – разговор с Богом. Вопросу молитвы Господь Иисус уделил первостепенное внимание, сразу, как только начал Свою деятельность на земле. В Нагорной проповеди Господь подробно рассказал, какими должны быть молитвы, и как их правильно творить.

Первое, на что указывал Господь – молитвы не должны быть многословными. Это Господь специально подчеркнул. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им; ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Матфея 6:7-8).

Как же нам тогда понимать слова Иакова об «усиленной» молитве?

Оказывается, все просто. Мы опять имеем дело с огрехами Синодального перевода Библии. Слово «усиленная» позднее прибавлено в Библию. Апостол его не говорил. В Современных переводах отсутствует слово «усиленная». Там написано: «Многое может молитва праведного». Понятие «усиленная» внесено в текст религией. Похоже, что задумано сие именно с целью возложить на верующих тяжелые бремена изнурительных молитв, одновременно, таким образом, и в этом вопросе принудить верующих нарушать Учение Христа.

Если же мы вникнем в глубинный смысл данного словосочетания, то увидим, что «усиленная молитва праведного» представляет собой бессмыслицу. Что выходит? У праведного случаются и молитвы не усиленные, как бы «ослабленные», или второго сорта? Но такое невозможно. Кто праведен, у того все молитвы качественные, правильные. «Многое может молитва праведного». Так написал Иаков. Праведнику не нужно ничего «усиливать».

МНОГОСЛОВИЕ В МОЛИТВЕ – СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕВЕРИЯ МОЛЯЩЕГОСЯ.

В Деяниях Апостолов описана одна интересная «молитвенная» история. Там речь идет о молитве первых учеников Христа, когда верующие молились об участи Апостола Петра взятого под стражу Иродом. Читаем: «В то время царь Ирод поднял руку на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечем. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра,- тогда были дни опресноков,- и, задержав его, посадил в темницу и приказал четырем четверицам воинов стеречь его, намереваясь после Пасхи вывести его к народу. Итак Петра стерегли в темнице; между тем церковь прилежно молилась о нем Богу». (Деяния 12 гл).

Читайте так же:  Молитвы ко причастию пдф

Ученики ясно понимали, что для Петра этот арест может закончиться смертью, и горячо, прилежно молились о нем Богу. Обращает на себя внимание слово «прилежно». Это слово не прибавлено переводчиками. Оно было в оригинале. Лука, писавший книгу Деяния, сам применил это слово. Аналогичное видим и в Современных переводах. В них говорится даже более четко: «Все это время Петра держали в тюрьме, а церковь неустанно молилась за него Богу».

Вопрос: Почему церковь, зная, КАК нужно молиться Богу, помня наставление Иисуса о молитве, что молитвы должны быть немногословными, сутками молилась об Апостоле?

Ответ мы находим в самом повествовании. Ответ поистине – парадоксальный, удивительный:

Церковь так «прилежно», и «неустанно» молилась Богу о Петре потому, что… НЕ ВЕРИЛА в освобождение Петра.

Далее в тексте книги Деяний говорится, что Ангел в ночь перед назначенной казнью освободил Петра из тюрьмы, и вывел его в город. Петр, осмотревшись, идет «к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком». А там как раз братья собрались и молятся о нем. Петр стучит в ворота. Вышедшая на стук служанка, узнав голос Петра, от радости растерялась, и, забыв открыть, побежала в дом, говоря, что Петр стоит у ворот.

Как отреагировала церковь на такое известие? Она бросила девушке буквально так: «В своем ли ты уме. ». Вот как! Они сутками стояли на коленях, просили, умоляли Бога, чтобы спас Петра, но когда услышали, что Петр пришел, они ответили сказавшей: «У тебя, что, с головой не порядок. ».

Служанка настаивает что говорит правду, она ведь ясно слышала голос Петра! И что братья? Они решили: «Это Ангел его…».

Петр дальше тарабанит в ворота, наверное, так, что и соседи уже проснулись. Наконец, его впустили. Написано: «Когда же отворили, то увидели его и изумились». Вот тебе на! Молились-молились о его спасении, а когда увидели что пришел – удивились.

О чем свидетельствовало их удивление? Оно прямо показало их неверие. Не верили они, что Петр выйдет из тюрьмы. Поэтому долго, и «прилежно», и «усиленно» молились. Не ве-ри-ли!

Кто верит, что его молитву Господь услышал, тому нет необходимости долго «прилежно и усиленно» молиться. «Ибо знает Отец ваш Небесный, прежде вашего прошения у Него…»,- пояснял Иисус. Обращаясь к Богу не нужно бубнить. У Бога не нужно клянчить. Произнес Богу молитвенные слова, высказал свою просьбу, и – успокойся. Ведь Бог услышал тебя. Кто верит, что Бог услышал – многословить не станет.

Если допустимо по смыслу говорить о какой-то «усиленной» молитве праведного, то, реально, у праведника молитва усиливается его верой, а не длинными словами. Праведник верит, знает, убежден, что, как только начинает он молиться, Бог сразу его слышит. О такой молитве говорил Апостол Иаков: «Многое может молитва праведного».

«Молитва может быть немногословной»

«Основа всякой молитвы – это глубокое смирение. Не случайно молитва мытаря вошла в богослужебный обиход нашей Церкви. «Боже, милостив буди мне, грешному». Эта молитва очень близка к Иисусовой, совершаемой многими подвижниками.

Молитва — это проявление состояния души человека. Молитва фарисея длинная – он говорит много слов. Это еще один показатель гордости человека. Как говорят святые отцы, есть признаки гордыни в человеке. Один из признаков – когда человек любит много говорить. Когда мы много говорим, мы сами себя обличаем в гордыне и тщеславии. Нам хочется сказать больше, сказать красиво, правильно всех научить. В этом проявляется наша гордыня, тщеславие.

Действительно, молитва должна быть краткой. Но это не значит, что нужно сократить молитвенное правило. Молитвенное правило состоит не в многословии, а в понуждении себя к молитве. Можно читать коротенькую молитву. Например, многие читают Иисусову молитву большое количество раз. Но важно, что человек трудится, что он делает это с усилием над собой, понуждает себя. В этом отношении необходимо достаточное молитвенное правило, чтобы человек мог потрудиться, принести Богу свои труды, а не так, что сказал одну молитву или сделал один земной поклон за всю ночь, как шутят монахи. Все-таки должен быть молитвенный труд.

Но все наши молитвы, если обратить на это внимание, по сути, немногословны в том смысле, что там нет много разных прошений. Прошения всех молитв заключаются прежде всего в покаянии и благодарности Богу. И в просьбе: Господи, помоги мне победить грех, исправиться. Вот смысл всех молитв. Для новоначальных это кажется странным: почему так ограничен список тем, о которых мы молимся, неужели мы не можем помолиться о работе, о погоде, о хорошем урожае, об успехе в своих делах? Конечно, можем, и такие молитвы уже составлены, но составлены они в более позднюю эпоху и не совсем соответствуют духу церковной молитвы, потому что церковная молитва действительно по духу немногословна.

Молитва может быть немногословной, когда в ней заключается какая-то единственная мысль о покаянии и просьба Бога о помощи. Об этом ведь говорил апостол Павел: лучше сказать пять слов от сердца и с покаянием, чем тысячу слов пустых, ненужных. Он это говорил в то время, когда христиан окружало множество язычников. А язычники (да и, наверное, иудеи тоже) любили продолжительные молитвы, очень красивые, насыщенные разными украшениями, словами. Им казалось, что чем больше они скажут слов, тем их молитва будет лучше услышана. Апостол Павел говорит обратное: достаточно пять слов сказать от всего сердца, и Господь тебя услышит, чем множество пустых придуманных выражений, которые Господь не принимает.»

Читайте так же:  Заговоры и молитвы в Свой день рождения

Настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев

Тема: Многословие в молитве

Опции темы

Многословие в молитве

Иисус Христос учит быть немногословным в молитве, не говорить лишнего (Ев.от Матфея гл.6 ст.7-8). Тем не менее люди молятся много, по несколько часов (например в монастырях, церквях или просто очень набожные) Как можно даже час молиться и быть при этом немногословным?

Долго молиться – это далеко не всегда молиться многословно

. Если тем, поднимаемых в молитве, больше одной, тогда для молящегося время пролетает незаметно.

Можно, смотрите, в ночи намного больше, чем час

А понимание о чем говорит Иисус находится в самом же приведенном Вами стихе и в следующем за ним

То есть, не надо думать , как думают язычники. которые придя с нуждой к “своему богу” (к тому, как они думают, от кого зависит положительное решение их вопроса. вынужденны подробно вводить его в курс дела и объяснять ему, в чем собственно состоит их нужда и уговорить его выполнить их просьбу. )

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Бывает так, что у человека “так все запутано” , что он сам толком не может объяснить, что собственно произошло или происходит, и как лучше ему разрешить свою проблему. и тогда веря словам Спасителя,
“. ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. “
человек может просто сказать о такой нужде Богу
-Господи, Ты все знаешь, и можешь сделать намного лучше того, как я хочу или как вижу разрешение моей нужды

Почему у православных так много молитв, ведь в Евангелии сказано: «А молясь, не говорите лишнего»?

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Молитву «Отче наш» можно рассматривать как образец для последующих молитв, в каком духе и о чем просить у Господа. Это вовсе не запрет для составления последующих молитв. В древности их было у христиан, конечно, немного, но псалтирь использовалась всё время, и все псалмы многие знали просто наизусть, а их всё-таки 150. Выходит, что всю историю церковь только и дело, что многословила? Думаю, что дело не в этом, а в том, что язычники в своём многословии просили больше о разных земных вещах, в том числе весьма второстепенных.
Но если у Вас рассеивается внимание при чтении утреннего или вечернего правила, то пробуйте подсократить его. Но в любом случае к любому хорошему делу, в том числе к молитве, принуждать себя всё же приходится, такова уж наша природа. И не всегда бывает при этом вдохновение и лёгкость, просто будьте к этому готовы. И значит, что с рассеянностью надо просто бороться и ей сопротивляться.

Что значит многословие в молитве

Молитва есть важнейшая составляющая духовной жизни верующего человека. Молитва – разговор с Богом. Вопросу молитвы Господь Иисус уделил первостепенное внимание, сразу, как только начал Свою деятельность на земле. В Нагорной проповеди Господь подробно рассказал, какими должны быть молитвы, и как их правильно творить.

МНОГОСЛОВИЕ В МОЛИТВЕ – СВИДЕТЕЛЬСТВО НЕВЕРИЯ МОЛЯЩЕГОСЯ.

Вопрос: Почему церковь, зная, КАК нужно молиться Богу, помня наставление Иисуса о молитве, что молитвы должны быть немногословными, сутками молилась об Апостоле?

Ответ мы находим в самом повествовании. Ответ поистине – парадоксальный, удивительный:

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Беседы на Евангелие от Матфея.

Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут

Выражает этим, что неприятны Ему молитвы долгия, а не частые. Ибо Сам повелевает молиться непрестанно.

Из Бесед на Евангелие от Матфея.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Язычники считают, что многословными речами можно легче вымолить у Господа то, о чем они просят, но от нас Господь ожидает не этого. Он хочет, чтобы мы сопровождали нашу речь не болтливыми словами, но сердечной верой и праведными заслугами. Он непременно лучше знает все, что нам необходимо, и все, о чем мы попросим, узнает прежде, чем мы скажем.

…Наконец, примером того, насколько отличается многословная речь от простой и скромной, служат фарисей и мытарь. Речь фарисея, хвастающего многословием, отвергается, а мытарь, кротко и смиренно прося прощения за грехи, достиг его справедливее хвалящегося фарисея. В этом мы находим исполнение того, о чем было написано: Молитва смиренного прошла облака (Сир. 35:17), доходя до Бога, Который обыкновенно внимает молитве просящего.

Трактат на Евангелие от Матфея.

Ст. 7-9 А молясь, не говорите лишнего, как язычники; ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им

Если язычник в молитве говорит много, то христианин, наоборот, должен говорить мало, ибо Бог есть слышатель не слов, а сердца (Прем. 1:6).

ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так

Отче наш, сущий на небесах

Называя [Его] Отцом, мы исповедуем себя сынами.

да святится имя Твое

— не в Тебе, а в нас, ибо если из-за грешников имя Божие подвергается злословию у язычников (Рим. 8), то, наоборот, ради праведных оно святится.

Толкование на Евангелие от Матфея.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Читайте так же:  Молитвы для огорода на урожай

Многоглаголание есть пустословие: например, молить о чем-либо земном — о власти, богатстве, победе. Многоглаголание есть и нечленораздельная речь, как речь детей. Итак, не будь пустословом. Должно совершать не длинные молитвы, а краткие, но непрестанно пребывать в краткой молитве.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут

Толкование Евангелия от Матфея.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Давай посмотрим, кому молятся язычники, чтобы понять, почему они так молятся. Они молятся демонам, которые если и слышат, внять тому не могут. Ибо они даже зла совершить не могут, если Бог не допустит. Молятся мертвым царям: Юпитеру, Меркурию и прочим, преступления которых более известны, чем имена, и которые, даже когда были живы, помогать не могли. Молятся бесчувственным идолам, не могущим ни услышать, ни ответить. Стало быть, справедливо, что они так долго кричат, раз нет никого, кто бы услышал. Поэтому Илия, когда жрецы Ваала кричали своим богам при сжигании жертв, насмехаясь, говорил: Кричите, кричите громким голосом; может быть, спят боги ваши (3 Цар. 18:27). Также и тот, кто долго произносит свою молитву, словно бы укоряет Бога, будто Тот спит.

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны

Троицкие листки. №801-1050.

Пророк Илия, сказано в Священном Писании, был такой же человек как и мы; но он помолился Богу, и заключилось небо, не стало дождя (Иак. 5, 17). Небо было подобно раскаленной меди. Этим пророк Илия наказал людей за нечестие и отступление от веры. Опять помолился пророк, и хлынул дождь. Как будто земля широко открыла свои уста, иссохшие от жажды, и стала пить живительную влагу. Мертвые пустыни превратились в зеленые луга и поля.

Братия и сестры! В Библии, в Книге Бытие, есть таинственный рассказ о видении Иакова. Праведный Иаков, удаляясь от гнева брата своего Исава, заночевал в пустынном месте. И вот ему явилось видение. Светоносный муж, подобный Ангелу, вступил с ним в борьбу. Целую ночь шла эта борьба. Не одолевал ни один, ни другой. Наконец к рассвету незнакомец сказал: Отпусти Меня, ибо взошла заря. Тот ответил: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. Тогда незнакомец коснулся его ноги и сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь (Быт. 32, 24–28).

Согрешил Иаков. Он обманом взял благословение, которое Господь дал бы ему и так. И вот видение. В образе какой-то страшной борьбы явилась молитва Иакова к Богу. Своей молитвой Иаков как бы руками схватил Бога и не дал Божественному правосудию и Божественному гневу покарать его.

Братия и сестры! Почему же наша молитва так слаба, так немощна, так бесплодна? Почему она, как дым, стелется по земле? Укажу три причины.

Вторая причина – та, что молитву мы не считаем самым главным деланием нашей жизни, основой и сердцем всех остальных христианских подвигов.

Итак, братия и сестры, вторая причина, почему наши молитвы не бывают услышаны Богом, – мы недостаточно сосредоточены на молитве, не можем внутренне непрестанно беседовать с Богом, ум и сердце наши заняты преходящим и суетным. И даже когда мы становимся перед иконами, то лишь повторяем слова молитвы, не чувствуя и не сознавая того, что в них заключено.

Мало знать, что укус змеи смертелен, надо еще знать, как обойти эту ядовитую гадину, как высосать кровь из раны, если мы уже подверглись укусу и яд проникает в наше тело. Что делать нам, братия и сестры, чтобы избавиться от многословия?

Прежде всего надо ограничить круг своих собеседников. Так пьяница, который хочет избавиться от своего порока, не должен встречаться с подобными ему пьяницами, так больной должен избегать причины своей болезни.

Итак, нам необходим строгий выбор наших собеседников. Кажется, что мы ведем невинный разговор, но на самом деле мы предаемся многословию как своей страсти, как духовному пьянству и словоблудию. Пьяный часто просыпается под забором в своих нечистотах, с пустыми карманами, так и мы после долгих разговоров чувствуем духовное опустошение, чувствуем боль в голове, чувствуем, что страшнее всего, – потерю благодати.

К сожалению, такие люди не стесняются подходить к нам и в церкви. Они подобны одержимым или лунатикам. Лунатик, водимый неведомой ему самому силой, не понимает, над какой пропастью он ходит, какой опасности подвергается. И эти люди, ослепленные демоном, не понимают, как гибельны разговоры, особенно сплетни, в церкви.

Итак, братия и сестры! Первое условие борьбы с многословием – это выбор собеседников. Второе – контроль над своими словами. Мы должны выражать свои мысли как можно короче.

Был город в Греции – Спарта, жители которого старались говорить возможно более кратко, заключать в одной фразе целое повествование. Греческий мудрец Пифагор требовал от учеников, вступающих в его общину, предварительно провести три года в молчании. Он говорил, что мудрец сначала должен научиться молчать, а потом уже говорить.

И в некоторых древних монастырях существовал устав, предписывавший молчание. Монахи объяснялись лишь знаками.

Почему это так необходимо для нас, братия и сестры? Почему мы тоже должны научиться молчанию? Потому что молчание собирает огромные силы в душе человека.

Кроме того, в разговоре надо избегать всяких ненужных повторений. Гордый человек любит повторять одну и ту же фразу, как будто хочет запечатлеть ее в памяти других. Вообще, многословие – это один из признаков гордыни. Человек считает, что его слова очень ценны и как бы упивается звуками своего собственного голоса.

Читайте так же:  Молитва на удачную покупку жилья

Затем человек должен научиться слушать других. Многие из нас не умеют выслушать своего собеседника: перебивают его, не дают ему высказать свою мысль.

Нельзя говорить также под влиянием гнева и других страстей. Обо всем, что мы скажем в состоянии гнева, мы будем горько жалеть впоследствии. Надо сначала успокоить себя. Некоторые советовали, когда мы волнуемся, – ничего не отвечать, но если это все же необходимо, то прежде 33 раза прочитать Иисусову молитву, или, по крайней мере, обратиться к Богу с краткой молитвой о помощи и вразумлении. Также, если нас спрашивают о чем-то очень важном, то не надо сразу же давать ответ, а отложить его, может быть, и до другого дня.

Когда мы говорим, то каждое наше слово должно быть искренним, должно исходить из сердца. Одна и та же фраза, в зависимости от того, сказана она от сердца или произносится лишь машинально, по привычке, может быть и нужной, и греховной.

Святой пророк Божий Илия, по словам сына Сирахова, был как вихрь, и слово его, как горящий светильник (Сир. 48, 1–12). Вихрь разрушает, смерч все сметает на своем пути. И пророк Илия, как вихрь, уничтожает грех, беззаконие и нечестие. Его слово, как светильник, озаряет путь всем ищущим спасения.

Итак, братия и сестры! Нам нужно подражать святому пророку Илии в любви к Богу и в ревности по вере. Конечно, такой чистоты ума мы никогда не достигнем, и Илией мы не будем, но подражание добродетели уже является залогом нашего нравственного совершенства и спасения.

Почему повсеместно нарушается заповедь о немногословии в молитве?

Добрый день. «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны» (Мф. 6:7). Не могу понять, почему данная заповедь нарушается практически повсеместно. Если Вы разъясните, буду очень Вам благодарен.

При возникновении подобных недоумений самый лучший совет — это читать и видеть Священное Писание в его полноте. Ни в коем случае нельзя вырывать из его контекста ту или иную цитату и пытаться обвинить Церковь в ее противоречии Божественному Откровению. Ведь именно так и только так, в полноте, Церковь принимает Священное Писание.

А именно. Если вы знаете эту цитату о немногословии в молитве, вы же должны знать и другой призыв апостола:

Именно непрестанно! То есть постоянно. Нам, христианам, заповедано постоянно молиться. Ни одной секунды времени нельзя провести без молитвы.

Если соединить эти два указания, то можно понять, что Бог не выступает против продолжительной молитвы. А Он предостерегает от бессмысленной молитвы. Если внимательно прочитать этот отрывок из Евангелия от Матфея, то мы видим, что Христос обращал внимание именно на просьбы, а не на молитву, как на общение с Богом.

Так понимал это место Священного Писания и свят. Иоанн Златоуст:

«Под многоглаголанием разумеем здесь пустословие, например, когда мы просим у Бога неприличного, как-то: власти, славы, победы над врагами, множества богатства, словом — совсем для нас бесполезного. Кроме того, здесь, как мне кажется, Спаситель запрещает продолжительные молитвы; впрочем, продолжительные не по времени, но по множеству и продолжительности слов, так как с терпением должно ожидать того, чего просим».

Поэтому не стоит думать, что эта заповедь Христа нарушается в Православной Церкви.

О разделе

Вопрос священнику — раздел сайта «Русская вера», который пользуется особенной популярностью. Мы получаем новые вопросы православному батюшке практически каждый день и особенно много их поступает от начинающих христиан, которые только слышали о старообрядчестве, а познакомиться с ним ближе не имели возможности.

Мы знаем как это бывает сложно, — переступить порог храма и задать свой вопрос священнику вживую. И конечно, личная беседа и живое слово утешения никогда не заменят электронной переписки. Тем не менее, нам нужен духовный совет.

Мы верим, что все старания наших пастырей будут не напрасны даже в том случае, если хотя бы один из спросивших получит некую духовную пользу!

В Евангелие сказано молиться кратко, зачем жемы читаем так много молитв?

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Если буквально понимать слова Иисуса о многословии в молитвах, то тогда и все богослужения в храмах не нужны, и продолжительные молитвы монахов с самых древних времён были впустую, когда они псалтирь читали по многу часов. А вот совет апостола Павла «непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17) как тогда воспринимать, как многословие, по этой же логике. Очевидно, что под многословием подразумевается не продолжительность молитв, а стиль и качество молитвы. Её направленность. Если молитва идёт непрерывно в разных формах (и богослужение, и личное чтение, и разные размышления с призыванием имени Бога), чтобы быть в единстве с Богом, всегда с Ним на связи, — так это самое лучшее, что может быть. А если молитвы используются с другими целями – достичь чего-то внешнего, земного, или же воспринимаются как некая повинность, которую надо совершить, чтобы «отвязаться», оттарабанить для успокоения совести, то вот здесь и будет многословие с празднословием и призыванием имени Бога всуе.

Будьте немногословны в молитве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here