Авдала молитва текст

Детально: авдала молитва текст - специально для Вас.

Авдала — проводы Субботы

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Авдала — разделение Субботы и будней

Выделяя субботу как особый день, мы торжественно отмечаем не только ее наступление, но — и ее завершение, переход от субботы к будням. Для этого существует особая процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала (слово так и переводится — «отделение»).

Строго говоря, заключается эта процедура в произнесении особого текста, объявляющего о моменте перехода к будням. До этого момента все запреты субботы еще не потеряли силу.

Слова авдалы включены в молитву Шмоне Эсре [Амида], читаемую вечером на исходе субботы. Они входят в первую из так называемых «средних благословений»: в будни это четвертая браха, которая начинается словами: «Ты даруешь человеку разум и учишь людей пониманию…»

Даем перевод текста авдалы: «Ты даровал нам способность постигать Твою Тору и научил нас исполнять законы, установленные по Твоей воле. И отделил Ты, Всевышний, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день от шести рабочих дней».

Эти же слова читают при авдале, устраиваемой дома, после возвращения из синагоги. Текст всех брахот можно найти в любом сидуре (сборнике еврейских молитв и благословений).

Сначала читают несколько отрывков из Теилим (Псалмов), затем произносят браху [благословение] над вином — БОРЕ ПРИ АГАФЕН.

Взяв в руки предмет, источающий приятный запах (благовонные вещества — бесамим, или пахучие растения), произносят специальную браху — БОРЕ МИНЕЙ ВЕСАМИМ. Затем благословение на свет свечи — БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ.

В заключение читают браху, приведенную выше и заканчивающуюся словами: «Благословен Ты, Всевышний, отделяющий святое от будничного, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ».

Женщины свободны от авдалы (и не пьют вино авдалы), если мужчины произносят ее текст и для них. Если женщина делает авдалу сама, то ей не надо читать браху на свет свечи.

До авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка».

Кидуш в пятницу вечером

«Помни день субботний, чтобы освятить его» (Шмот 20:8) — это заповедь о том, что мы обязаны совершать определенные церемонии перед началом субботы и на ее исходе. Церемонии эти — «Кидуш» и «Aвдала». Мудрецы постановили, что и «Кидуш», и «Aвдалу» следует совершать над бокалом вина.

Весьма желательно иметь для «Кидуша» старое выдержанное вино. Если вино достать невозможно, «Кидуш» произносят над хлебом. Тогда омывание рук для трапезы совершают не после, а перед «Кидушем» (так как его прочтение не является перерывом между омыванием и началом трапезы), вместо благословения над вином произносят «Благословен… выращивающий хлеб из земли», а сразу после окончания «Кидуша» разрезают хлеб и начинают его есть..

Один человек может совершать «Кидуш» для многих. Однако, чтобы для того, кто слушает «Кидуш», это было засчитано как его совершение, необходимо прослушать его от начала до конца, не пропуская ни одного слова, и ответить «амен» на оба благословения. Слова «Благословен Он, и благословенно имя Его» говорить не следует.

Принято брать бокал правой рукой, передать его в левую и опустить на ладонь правой руки, четыре пальца которой слегка согнуты, а большой — лежит вровень с ладонью. Бокал приподымают над столом на 20-25 см.

Хлеб должен быть накрыт чистой белой салфеткой или полотенцем — безразлично, совершают ли «Кидуш» над хлебом или над вином. Это символизирует ман — чудесный хлеб, которым Всевышний питал евреев после того, как вывел их из Египта: когда ман появлялся по утрам вокруг лагеря, он был покрыт росой.

Закончив чтение текста «Кидуша», тот, кто совершает его, садится и отпивает вино из бокала — желательно, большую его часть. Похвально, если он дает попробовать вино из бокала «Кидуша» всем присутствующим.

Согласно Каббале, приступать к вечернему «Кидушу» надо по истечении 7-го часа от астрономического полудня (обычного, не солнечного, часа). Сезонные изменения времени восхода и заката солнца не учитывают и не совершают «Кидуш» до истечения 7-го часа от среднего времени полудня (между его крайними точками — летней и зимней).

Псалом Давида. Господь — пастырь мой; ни в чем не будет у меня недостатка. На роскошных лугах даст мне отдохнуть, будет приводить меня к спокойным водам. Душу мою успокоит Он; поведет меня прямыми путями ради имени своего. Даже если буду я проходить ущельем в могильной тьме — не устрашусь зла, ибо Ты со мною; наставление Твое и поддержка твоя утешат меня. Накроешь Ты предо мною стол на виду у врагов моих, умастишь мою голову елеем; полной будет чаша моя. Пусть лишь добро и любовь сопровождают меня во все дни жизни моей, и буду находится я в Храме Господа долгие годы.

Эта трапеза — в честь «священного яблоневого сада».

Приготовьтесь к трапезе в честь истинной веры, чтобы доставить радость святому владыке; приготовьте трапезу в честь владыки! На трапезе этой откроются нас сфира («малхут»), именуемая «священным яблоневым садом», сфирот («хесед», «гвура», «тиферет», «нецах», «од», «йесод»), называемые «малым ликом», и сфира («кетер»), именуемая «вневременной святостью» — все вместе.

Берут бокал в правую руку, после этого передают его в левую руку и ставят на ладонь правой. Все пальцы должны охватывать бокал. «Кидуш» говорят стоя. Говоря «и завершены были. » смотрят на пламя свечей. Во время благословения над вином и следующего за ним благословения смотрят на бокал.

День шестой. И завершены были небо и земля со всем воинством их. И закончил Бог на седьмой день труд свой, которым занимался, и в седьмой день не совершал Он никакой из тех работ, которыми был занят, и благословил Бог день седьмой, и освятил его, ибо в этот (день) не совершал Он никакой из работ своих, которыми занимался (прежде) и которые (намеревался) совершить (после того).

Читайте так же:  Молитва чтоб любимый любил и вернулся

Внемлите, господа мои!

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, сотворивший плод виноградной лозы.

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка Вселенной, освятивший нас своими заповедями, и благоволивший к нам, и давший нам в наследие по любви и благосклонности, святую субботу свою в память о сотворении мира, первый из святых праздников, напоминающий о выходе из Египта, ибо нас избрал Ты и нас освятил среди всех народов, и святую субботу свою по любви и благосклонности дал нам в наследие. Благословен Ты, Господь, освящающий субботу!

После этого благословения садятся и отпивают из бокала чуть больше половины «ревиит», т.е. не менее 43 миллилитров.

Авдала (отделения субботы от будней)

Церемония «Авдалы» (отделения субботы от наступающих будней) есть исполнение заповеди «Помни день субботний, чтобы освятить его». Женщины тоже обязаны слушать (или совершать) «Авдалу».

Наливают бокал вина так, чтобы оно переливалось через края. Свеча для «Авдалы» должна иметь несколько фитилей, так как в благословении упоминается «свет огней», а не «огня». Если такой свечи нет, берут две обыкновенные свечи и сближают их настолько, чтобы их пламя слилось.

Процесс выполнения «Авдалы»:

Берут бокал в правую руку и начинают произносить «Авдалу». Перед благословением, оканчивающимся словами «Сотворивший ароматные вещества», бокал берут в левую руку, ставят его на стол, а в правую — сосуд с благовониями; произнеся это благословение, вдыхают их аромат; потом сосуд отставляют. После этого произносят «Создавший свет огней» и протягивают руки к пламени свечи, прижав пальцы к ладони таким образом, чтобы большой палец был скрыт под остальными, и смотрят на ногти, освещенные огнем, и на тень, которую пальцы отбрасывают на ладонь. После этого снова берут бокал с вином в правую руку и произносят благословение «. Отделивший. »

Благословения:

Вот, Бог — спасение мое: я уповаю и не страшусь, ибо сила моя — Бог Господь и Ему песнь моя, и Он даровал мне спасение. И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения. От Господа наше спасение! Да пребудет на народе Твоем — благословение Твое вовеки! Господь воинств с нами, наш оплот вовеки — Бог Яакова! Господь воинств, счастлив человек, полагающийся на Тебя! Господи, помоги! Владыка ответит нам в день, когда воззовем мы. И настала для иудеев (пора) просвета и радости, и веселья, и почета. Чашу спасения подниму и имя Господа призову.

Над вином произносят:

Внемлите, господа мои! Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший плод виноградной лозы!

Над благовониями произносят:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший ароматные вещества!

Над свечой произносят:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, сотворивший свет огней.

Затем произносят:

Благословен Ты, Господь, Бог наш, Владыка вселенной, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от других народов, седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Ты, Господь, отделивший святое от будничного.

Выпивают сидя бокал вина и произносят благословение после вина. В оставшееся на тарелке вино окунают свечу и гасят ее. Принято обмакивать в остатках этого вина кончики мизинцев и смачивать им веки в знак любви к этой заповеди. Кроме того, это считается чудесным средством («сгула»), предохраняющим глаза.

Исход субботы

Выделяя субботу как особый день, мы торжественно отмечаем не только ее наступление, но — и ее завершение, переход от субботы к будням. Для этого существует особая процедура отделения субботы от следующего дня недели — авдала (слово так и переводится — отделение). Строго говоря, заключается эта процедура в произнесении особого текста, объявляющего о моменте перехода к будням. До этого момента все запреты субботы еще не потеряли силу.

Слова авдалы включены в молитву Шмоне Эсре, читаемую вечером на исходе субботы. Они входят в первую из так называемых «средних благословений»: в будни это четвертая браха, которая начинается словами: «Ты даруешь человеку разум и учишь людей пониманию…»

Даем перевод текста авдалы: «Ты даровал нам способность постигать Твою Тору и научил нас исполнять законы, установленные по Твоей воле. И отделил Ты, Всевышний, святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день от шести рабочих дней».

Эти же слова читают при авдале, устраиваемой дома, после возвращения из синагоги. Текст всех брахот можно найти в любом сидуре (сборнике еврейских молитв и благословений).

Сначала читают несколько отрывков из Теилим (Псалмов), затем произносят браху над вином — БОРЕ ПРИ АГАФЕН. Взяв в руки предмет, источающий приятный запах (благовонные вещества — бесамим, или пахучие растения), произносят специальную браху — БОРЕ МИНЕЙ ВЕСАМИМ. Затем благословение на свет свечи — БОРЕ МЕОРЕЙ АЭШ. В заключение читают браху, приведенную выше и заканчивающуюся словами: «Благословен Ты, Всевышний, отделяющий святое от будничного, АМАВДИЛЬ БЕЙН КОДЕШ ЛЕХОЛЬ».

Женщины свободны от авдалы (и не пьют вино авдалы), если мужчины произносят ее текст и для них. Если женщина делает авдалу сама, то ей не надо читать браху на свет свечи.

До авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка».

Авдала молитва текст

Завершают авдалу словами:
Бару́х Ата́ А-дона́й Элоэ́ну Мэ́лэх аола́м амавди́ль бэн кодэ́ш лехо́ль бэн ор лехошэ́х,
Благословен Ты, Г-сподь, наш Б-г, Царь Вселенной, отделяющий святое от будничного, свет от тьмы,

бэн Йисраэ́ль лаами́м, бэн йом ашевии́ лешэшэ́т йемэ́й амаасэ́.
Израиль от народов, седьмой день от шести дней труда.

Бару́х Ата́ А-дона́й амавди́ль бэн кодэ́ш лехо́ль.
Благословен Ты, Г-сподь, отделяющий святое от будничного.

Женщина может задуть свечу. Все желают друг другу:
Шавуа́ тов!
Хорошей недели!

Кицур Шульхан Арух 96. Законы вечерней молитвы и законы Авдалы

1. Принято молиться вечернюю молитву позже обычного. И когда произносят: «И Он, милосердный…» и: «Благословите…», некоторое время поют мелодию без слов, чтобы подольше не начинать будничную молитву и «добавить от будничного времени к святому». В четвертое благословение «Шмонэ Эсрэ» делают вставку: «Ты даровал нам…». Если молящийся забыл произнести эту вставку, то, если он спохватился до того, как произнес слово «Г-сподь» из фразы: «Благословен Ты, Г-сподь. Дарующий разум!», — он должен произнести эту вставку немедленно, когда спохватился, и продолжить благословение дальше словами: «Даруй же нам…», как написано в сидуре. Если же он не вспомнил о пропущенной вставке до того, как произнес слово «Г-сподь», завершает благословение словами: «…дарующий разум!» и не должен возвращаться к началу, поскольку Авдалу он еще скажет после молитвы над стаканом вина; только в этом случае он должен проследить за тем, чтобы не выполнять никакой запрещенной работы и ничего не есть до тех пор, пока не произнесет Авдалу над стаканом вина. Если же он по ошибке выполнил запрещенную в Шаббат работу 1 или съел или выпил что-либо, должен молиться еще раз 2 . (Если же у человека нет вина, чтобы произнести над ним Авдалу, и он забыл произнести: «Ты даровал нам…», закон для него будет другим).

Читайте так же:  Святые отцы о молитве за самоубийц

2. После «Шмонэ Эсрэ» произносят Хаци Кадиш. После этого произносят: «Да будет даровано нам Г-сподом, Б-гом нашим, блаженство…», поскольку это — гимн-благословение, которым Моше благословил евреев, когда они закончили строительство Мишкана; и его нужно произнести стоя 3 . И принято дважды произносить последний сих: «Дам насытиться ему долголетием…». После этого произносят отрывок: «Восхваления сынов Израилевых…» и Кдушу из этого отрывка, поскольку она связана с отрывком: «Да будет даровано…», ведь, когда завершилось строительство Мишкана, среди Израиля появилось Б-жественное присутствие (Шехина), и об этом говорит стих: «Восхваления сынов Израилевых составляют трон Твой, Святой».

Если же на следующую неделю выпал Йом-Тов, даже если он будет в пятницу, не произносят отрывков: «Да будет даровано…» и «Восхваления сынов Израилевых…». Это связано с тем, что, поскольку в отрывке: «Да будет даровано…» есть слова: «…творения наших рук да утвердит!», — необходимо, чтобы во следующие шесть дней можно было выполнять работу; поскольку же не произносят: «Да будет даровано…», отрывка: «Восхваления сынов Израилевых…» также не произносят, поскольку они связаны друг с другом.

После ж отрывков: «Да будет даровано…» и: «Восхваления сынов Израилевых…» произносят Кадиш Шалем (Полный Кадиш), после этого читают отрывок о благословениях: «И даст тебе Б-г…», и «Алейну». И все эти дополнительные вставки, которые читают после вечерней молитвы исхода Шаббата, предназначены для того, чтобы евреи потратили больше времени, завершая свое Субботнее служение, а это нужно для того, чтобы дать грешникам возможность вернуться в Гехином попозже: ведь им позволяют не возвращаться туда до того, как последняя община евреев завершит молитвы исхода Шаббата.

3. Как требует заповедь освящать Шаббат при его наступлении над стаканом вина, так же требует она освящать его при его исходе, также над стаканом вина, то есть сделать Авдалу; и, делая Авдалу, произносят благословения также на благовония и на свет свечи. Женщины также обязаны сделать Авдалу, поэтому они должны внимательно слушать все благословения Авдалы. В месте, где невозможно достать вино, Авдалу делают на пиво, на медовуху или на другой напиток, принятый в данной местности (см. выше, глава 45, параграф 1), кроме воды.

4. Когда наступают сумерки перед исходом Шаббата, запрещается есть или пить что бы то ни было 4 , кроме воды, пока не сделана Авдала 5 . Но если третья трапеза затянулась, даже до самой ночи, это разрешено, если она началась, когда есть было еще разрешено. И в этом случае разрешается также выпить стакан вина после Биркат а-Мазон, поскольку он также относится к трапезе, но только в том случае, если этот человек всегда произносит Биркат а-Мазон над стаканом вина; но если человек иногда произносит Биркат а-Мазон без стакана вина (поскольку полагается на мнение мудрецов, считающих, что Биркат а-Мазон не обязательно произносить именно над стаканом вина), ему запрещается выпить его сейчас *, перед Авдалой6 .

5. Запрещенные в Шаббат работы также не следует выполнять перед Авдалой. Женщины же, которые должны зажечь свечи перед Авдалой, должны сначала произнести фразу: «Благословен Тот, Кто отделил 7 святое от будничного, свет 8 от тьмы, Израиль от других народов, Седьмой день от шести рабочих дней. Благословен Тот, Кто отделил святое от будничного!». если же Йом-Тов выпал на воскресенье, в конце необходимо сказать: «…отделивший святой от святого»9.

6. Если человек поздно начал вечернюю молитву на исходе Шаббата или затянул свою третью трапезу до ночи, ему разрешается попросить даже еврея, который уже прочел вечернюю молитву и произнес в ней вставку: «Ты даровал нам…», чтобы тот выполнил для него работу, ему разрешается пользоваться или съесть то, что он сделает, хотя после этого он произнесет вставку на Шаббат в Биркат а-Мазон.

7. Наливая стакан вина для Авдалы, следует наполнить его вровень с краями, так, чтобы из него чуть-чуть вылилось, и это будет добрым знаком. И следует взять в правую руку стакан вина, а в левую — благовония, и держать так, пока не будет произнесено благословение: «…сотворивший плод виноградной лозы», после же этого следует взять стакан в левую руку, а благовония — в правую и произнести благословение: «…сотворивший ароматные благовония», а после этого благословить на свечу. Затем снова берут стакан с вином в правую руку и произносят благословение Авдалы. После того, как это благословение произнесено, делающий Авдалу садится и сам выпивает весь стакан вина, а чуть-чуть вина, оставшегося в стакане, выливает на свечи и гасит их, а также протирает этим вином глаза, чтобы показать любовь к заповеди. И принято, чтобы женщины не пили из стакана для Авдалы.

8. Следует примешать к благовониям немного мускуса, поскольку на него по всем мнениям произносится благословение: «…сотворивший ароматные благовония». И следует взять также немного мирта, чтобы выполнить правило: «Вещь, использовавшуюся для выполнения одной заповеди, следует использовать и для выполнения другой».

9. Заповедь требует взять для Авдалы восковую свечу, из нескольких свечей, свитых 10 вместе, чтобы получился факел. Если же такой свечи нет, можно взять любые другие свечи, только держать их так, чтобы языки их пламени слились и получился факел. И принято, произнеся благословение: «создавший свет пламени»11, посмотреть на свои ногти; и необходимо разглядеть ногти правой руки. Также есть обычай посмотреть на ладонь правой руки. И при этом нужно согнуть четыре пальца руки поверх большого пальца в сторону ладони. И смотрят на ногти и на ладонь одновременно, после этого же разгибают ладонь и смотрят на ногти с другой стороны.

Читайте так же:  За врага молитва

10. Слепой не произносит благословения на свечу. А тот, кто не различает запахов, не произносит благословения на благовония.

11. Если, после того, как делающий Авдалу произнес благословение на вино, взял в руки благовония и собрался произнести на них благословение, он ошибся и сказал: «…создавший свет пламени», но в течение «времени, необходимого для произнесения фразы» спохватился и завершил всю фразу словами: «создавший ароматные благовония» — благословение на благовония ему засчитано, и после этого он может произносить благословение на свечу. Однако, если он намеревался произнести благословение на свечу, произнесенное им благословение засчитано как благословение на свечу, и после этого он должен произнести благословение на благовония.

12. Заповедь требует зажечь на исходе Шаббата немного больше свечей для освещения, чем обычно, и прочесть гимны в честь исхода Шаббата, чтобы проводить Шаббат с почетом, как провожают покидающего город царя. И следует упомянуть имя пророка Элиягу и молиться, чтобы он пришел и объявил об освобождении, поскольку накануне Шаббата Элиягу заведомо не придет, чтобы не отвлекать евреев от приготовлений к Шаббату. И также в Шаббат не молятся о его приходе, поскольку, возможно, законы тхума действуют и выше десяти тефахов, и значит, в Шаббат он просто не может прийти; поэтому, когда Шаббат прошел и Элиягу может прийти, мы начинаем молиться, чтобы он пришел и принес нам добрые вести. И еще приводится в Мидраше, что каждую неделю на исходе Шаббата Элиягу приходит в Ган Эден, садится там под Деревом жизни и записывает, какая награда положена евреям, соблюдавшим Шаббат; и поэтому в это время его упоминают с благодарностью.

13. Тот, кто может это сделать, должен выполнить заповедь устроить трапезу «проводов царицы» с хлебом и горячим блюдом 12 , и следует красиво накрыть стол в честь проводов Шаббата. Тот же, кто не может есть в эту трапезу хлеб, пусть, по крайней мере, поест мучных изделий или фруктов.

14. Тот, кто уже сделал Авдалу, имеет право сделать ее еще раз для своих сыновей, достигших уже того возраста, с которого их можно начинать воспитывать, чтобы они могли тоже выполнить эту заповедь; и тем более он может сделать это для другого взрослого еврея. Все это — только в том случае, если они не могут сделать Авдалу самостоятельно. Но если человек может сделать Авдалу сам, пусть сделает сам. Тот, кто, делая Авдалу для других, произносит благословение на благовония, должен сам понюхать их, чтобы благословение его не было напрасным (поскольку благовония включены в Авдалу только для удовольствия человека). Но для одних женщин тот, кто уже сделал Авдалу, не должен делать ее вторично (поскольку некоторые говорят, что у женщин нет этой заповеди).

15. Если человек по забывчивости, или будучи вынужден, или нарочно не сделал Авдалы на исходе Шаббата, он может сделать ее до конца вторника 13 ; но тогда ему не следует произносить благословений ни на благовония, ни на свечу, а только благословение на вино и благословение Авдалы. После же того, как прошел Вторник, он не может больше сделать Авдалу, поскольку первые три дня недели называются «днями после Шаббата» и, таким образом, еще относятся к «исходу Шаббата», а три последних дня называются «днями перед следующим Шаббатом» и поэтому никак уже не относятся к прошедшему Шаббату.

1 По словам МБ, если он выполнил работу, не обязан молиться заново. (Если же он произнес фразу: «Благословен разделивший…», он получает право выполнять работу.

2 И после этого сделать Авдалу над стаканом вина. Если же он нарушил это требование и сделал Авдалу, не помолившись вечернюю молитву второй раз — см. БГ, глава 294.

3 МБ: именно стих: «Да будет даровано нам…», — следует произнести стоя.

4 Если еще не устроена третья трапеза, см. МБ, начало главы 299.

5 И также после Авдалы это запрещено, пока человек не прочтет вечернюю молитву и не произнесет вставку: «Ты даровал нам…».

* И не объясняется. Необходимо ли сделать Авдалу именно на этот стакан вина или же следует отпить из него после того, как Авдала сделана на другое вино. Обратитесь к сочинениям мудрецов последнего времени.

6 Если же непонятно, стемнело уже или еще нет, это разрешается.

7 Некоторые же считают, что требования закона еще более строги, то есть, что после произнесения этой фразы разрешается только зажигать огонь и т.д., однако выполнять работы, требующие усилий или времени, запрещено до совершения Авдалы над стаканом вина. А тот, кто заботится о своей душе, должен зажигать свечи только после произнесения отрывка: «Восхваления сынов Израилевых…», если он молится не в синагоге, где ради всей общины свечи зажигают раньше.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

8 По мнению же МБ, произносят только: «Благословен Тот, Кто отделил святое от будничного».

9 По мнению же МБ, в этом случае произносят только: «Благословен Тот, Кто отделил святое от святого!».

10 То, что они должны быть свиты, пишет «При Мегадим».

11 По МБ, это делают перед произнесением благословения.

12 И хорошо устроить ее сразу после исхода Шаббата. И в любом случае не следует перед ней заниматься будничной работой. И не следует откладывать ее позже полуночи.

13 Если же он вспомнил раньше, пусть сделает Авдалу в воскресенье.

Авдала и ее законы

Что такое авдала?

Авдала – это процедура отделения субботы от будних при ее выходе.

Обязанность делать авдалу

Сказано в Торе: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Этими словами Тора обязывает отделить субботу от будних дней. Мы обязаны отделить субботу от будних дней – как при ее наступлении, так и при ее выходе. При наступлении субботы мы это делаем посредством кидуша, а при выходе – посредством авдалы.

По всем мнениям обязанность кидуша – обязанность из Торы. Относительно авдалы существует спор между поским: есть те, которые считают, что эта обязанность из Торы, а есть те, которые считают, что это установление мудрецов.

Читайте так же:  Молитвы Матроне от пьянства

Запрещено делать все виды работы, которые запрещены в субботу, до отделения субботы от будних дней при ее выходе.

Каким образом выполняется обязанность отделить субботу от будних дней при ее выходе?

Для того чтобы выполнить заповедь разделения между субботой и буднями при выходе субботы, необходимо сказать какие-то слова, в которых содержится прославление субботы и ее отделение от будничных дней. Для этого достаточно произнести вставку в вечерней молитве об отделении субботы или сказать после выхода субботы: «Барух а-мавдиль бейн кодеш ле-холь» («Благословен Разделяющий между субботой и буднями»). Сделавший так выполнил заповедь разделения между субботой и будням, и ему разрешено делать запрещенные в субботу работы.

Заповедь делать авдалу на бокал вина

Есть дополнительная заповедь – отделить субботу от будних дней при ее выходе на бокал вина. Вместо вина можно использовать виноградный сок. Предпочтительно, чтобы он был стопроцентным.

По всем мнениям эта заповедь – установление мудрецов. До выполнения этой заповеди запрещено что-либо есть и пить.

Законы бокала авдалы подобны законам бокала кидуша.

Хемар медина

Если нет кошерного вина или виноградного сока, можно сделать Авдалу на «хемар медина». При этом на него говорят благословение «Шеаколь ния бидваро» («… что все было создано по Его слову») вместо «Борэ при агафен» («…Создающий плод лозы»).

Что такое «хемар медина»? Это напиток, который принято пить в данном месте не для того, чтобы утолить жажду, а для почета трапезы и гостей. Выбор напитка зависит от обычаев места.

Книга «Шмират шабат ке-илхата» приводит перечень напитков, которые считаются «хемар медина» в Израиле: пиво, апельсиновый, яблочный и грейпфрутовый соки. Если нет этих напитков, можно сделать Авдалу на сладкий чай или кофе.

Легкие напитки, по мнению «Шмират шабат ке-илхата», не считаются «хемар медина».

Кто обязан делать Авдалу?

Каждый мужчина обязан делать Авдалу. Мальчики, начиная с возраста 5-6 лет, обязаны слушать Авдалу.

Есть спор между поским, обязаны ли женщины делать Авдалу. Мнение большинства поским, что женщины обязаны делать Авдалу.

Поскольку есть такой спор, предпочтительно, чтобы женщина послушала Авдалу от мужчины, который ее делает для себя. Если нет такой возможности, женщина может сделать Авдалу для себя, но при этом не стоит говорить благословение на свечу.

Авдала для других

Тот, кто уже выполнил обязанность Авдалы, может сделать ее еще раз для других, в том числе и для детей, которые уже достигли возраста 5-6 лет.

Если женщина по какой-то причине не может сделать для себя Авдалу, это может сделать для нее мужчина, даже если он уже выполнил свою обязанность. Однако, поскольку есть спор между поским, обязана ли женщина делать Авдалу, предпочтительно такому мужчине не делать для нее, если женщина может сделать Авдалу для себя сама.

Поэтому в тех местах, где в синагоге после вечерней молитвы делают Авдалу для всех присутствующих, женатым мужчинам, у которых дома нет других мужчин старше 13 лет, слушая Авдалу, стоит иметь в виду, что он не выполняет тем самым обязанность Авдалы, и сделать ее дома для жены.

Женщина может сделать Авдалу для другой женщины, однако не следует, чтобы женщина делала Авдалу для мужчины.

Время Авдалы

Авдалу следует сделать в моцаей шабат. Тот, кто не сделал Авдалу в моцаей шабат, может ее сделать до захода солнца во вторник. Однако благословление на свечи и бесамим (благовония) говорят только в моцаей шабат.

Запрет работы

До Авдалы нельзя делать запрещенную в шабат работу. Как мы уже упоминали, вставка в вечерней молитве или слова «Барух а-мавдиль бейн кодеш ле-холь» отделяют шабат от будней и делают эти работы разрешенными.

Запрет есть до Авдалы

Запрещено есть любую пищу и пить любые напитки, за исключением воды, после захода солнца и до того, как сделают Авдалу. И даже если человек сказал вставку о разделении между субботой и буднями, ему запрещено есть и пить до того, как он сделает Авдалу на бокал вина.

Если человек начал есть трапезу с хлебом в субботу до захода солнца, ему разрешается продолжить ее и после захода солнца.

Мальчику до возраста бар-мицва и девочке до возраста бат-мицва разрешено есть до Авдалы.

Если нет вина

Если у человека нет вина или другого напитка (хемар медина), на который можно сделать Авдалу, но он предполагает, что до полудня завтрашнего дня у него будет вино или такой напиток, стоит подождать до этого времени. Тот, кому тяжело голодать так много времени, может есть до Авдалы.

Если человек предполагает, что до полудня завтрашнего дня у него не будет напитка, на который можно сделать Авдалу, ему не нужно ждать и разрешается есть и пить сразу же.

Какая должна быть свеча?

В Талмуде (Псахим, 109б) сказано, что, хотя авдалу можно сделать на свечу, предпочтительней использовать для этого факел (авука), поскольку его свет гораздо сильнее.

Рама (Орах Хаим, 298:2) поясняет, что свеча с несколькими фитилями, расположенными близко друг к другу и создающими «общий» огонь, считается «факелом». Эти фитили должны отстоять друг от друга (воск свечи должен разделять их), а не переплетаться.

Количество фитилей не ограничивается. Достаточно, чтобы у свечи для авдалы было по крайней мере два фитиля, и она уже будет считаться «факелом». Тот, у кого нет свечи с несколькими фитилями, отстоящими друг от друга, может взять две обычные свечи и склеить их так, чтобы фитили располагались близко друг к другу, чтобы при горении они создавали общий огонь. Можно держать во время авдалы две свечи или две спички рядом, сближая их пламя.

Читайте так же:  Молитва Ангелу за сына

Во время благословения на авдальную свечу следует стоять настолько близко к ней, чтобы можно было различить между одной монетой и другой. Если часть людей находится вдали от свечи, предпочтительно выключить в комнате свет, чтобы каждый из присутствующих мог получить удовольствие от ее света. Распространен обычай смотреть на отражение свечи в ногтях правой руки.

Порядок авдалы

Подробную статью о порядке авдалы читайте тут.

Проверьте свои знания в этих законах. Пройдите тест!

Порядок авдалы

Порядок авдалы в общем

Следует взять бокал с вином двумя руками, а потом держать его правой рукой (а левша – левой). Стоит держать бокал на ладони. В левую руку берут бесамим (благовония) Поднимают бокал на высоту тефах (примерно 10 см.) над столом и говорят стих «Ине…», приведенные в сидуре. Потом говорят благословение «…боре при а-гафен» («…благословен, создающий плод лозы»). После этого берут бокал в левую руку, а благовония в правую. Благословляют на благовония, нюхают их и ставят на стол. После этого говорят благословение на свет свечи и смотрят на отражение ее света на ногтях. После этого говорят последнее благословение «…а-мавдиль».

Псуким для хорошего знака

Тот, кто делает авдалу дома, говорит перед этим 3 стиха из Танаха для хорошего знака. Вот эти стихи:

ПЕРВЫЙ ПАСУК – ИЗ КНИГИ ЙЕШАЙЯУ (12, 2-3)

הִנֵּה אֵל יְשׁוּעָתִי אֶבְטַח וְלֹא אֶפְחָד כִּי עָזִּי וְזִמְרָת יָהּ אדונ-י וַיְהִי לִי לִישׁוּעָה. וּשְׁאַבְתֶּם מַיִם בְּשָׂשׂוֹן מִמַּעַיְנֵי הַיְשׁוּעָה.

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ: Ине Э-ль йешуати эвтах вело эфхад ки ози везимрат й-а, вайеи ли лишуа.

ПЕРЕВОД: «Вот, Б-г – спасение мое: я уповаю и не страшусь, ибо сила моя и песнь моя – Б-г Г-сподь, и Он был мне во спасение. И с радостью будете вы черпать воду из источников спасения».

ВТОРОЙ ПАСУК – ИЗ КНИГИ ТЕИЛИМ (116, 13)

כּוֹס יְשׁוּעוֹת אֶשָּׂא וּבְשֵׁם ה’ אֶקְרָא

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ: Кос йешуот эса увешем Адона-й экра.

ПЕРЕВОД: «Бокал спасений вознесу я, и от имени Г-спода воззову»

ТРЕТИЙ СТИХ: ИЗ СВИТКА ЭСТЕР (8, 16)

לַיְּהוּדִים הָיְתָה אוֹרָה וְשִׂמְחָה וְשָׂשֹׂן וִיקָר

ТРАНСЛИТЕРАЦИЯ: Ла-йеудим айта ора, весимха, весасон, викар.

ПЕРЕВОД: Евреям были свет, и радость, и ликование, и почет.

Если шалиах цибур делает авдалу в синагоге для прихожан, эти стихи не говорят.

Благословение на вино

После того как сказали псуким «Ине Э-ль йшуати…» говорят благословение на вино «…боре при агафен».

Бесамим (благовония)

После этого говорят благословения на благовония.

Почему наши мудрецы постановили нюхать благовония во время авдалы? Пишет Тосфот, что это постановление связано с тем, что в субботу Творец дает каждому еврею дополнительную душу, а после субботы Он ее забирает. Когда человек нюхает благовония, это его успокаивает.

Эти слова Тосфот помогут нам понять некоторые законы, связанные с авдалой:

  1. В моцаеййом-тов(праздник) не нюхают благовония, поскольку в моцаей йом-тов нет дополнительной души.
  2. Если на моцаей шабат выпал йом-тов, не нюхают благовония, поскольку праздничные блюда успокаивают человека.
  3. Если нет благовоний, можно сделать авдалу и без них.
  4. Если человек не сделал авдалу в моцаей шабат и делает ее в другие дни, он не должен нюхать благовония, ведь дополнительная душа уже ушла.

Следует, чтобы каждый из присутствующих понюхал бесамим. Если авдалу слушает много людей, стоит подготовить много бесамим, чтобы раздать их присутствующим.

Если человек не успел понюхать бесамим во время авдалы, стоит ему после авдалы сказать благословение на бесамим и понюхать их.

Благословение на «бесамим»

Наши мудрецы постановили различные благословения на бесамим. Так, если дерево является источником хорошего запаха, тот, кто его нюхает, должен сказать благословение «…боре ацей бесамим» («…создающий благоухающие деревья»), а если трава является источником хорошего запаха, тот, кто ее нюхает, должен благословить «…боре исвей бесамим» («…создающий благоухающие травы»). Если источник хорошего запаха находится в вещи, которая не является ни деревом, ни травой, на ее запах следует говорить благословение «…боре миней бесамим» («создающий различные виды благоуханий»).

Если человек сказал благословение «боре миней бесамим» на запах, источником которого является трава или дерево, он выполнил свою обязанность.

Несмотря на то что в будние дни следует на различные виды «бесамим» говорить различные благословения, во время авдалы на все виды говорят благословение «…боре миней бесамим» («создающий различные виды благоуханий»), и это – для того, чтобы люди по ошибке не сказали неправильное благословение.

Все же предпочтительно взять для авдалы такие виды благоуханий, на которые и в будние дни говорят благословение «…боре миней бесамим», к примеру, «ципорен» (гвоздику).

Есть спор между поским (законодателями), говорят ли благословение на запах, источником которого являются синтетические вещества, получаемые путем химической переработки нефти и различных смол. Поэтому не следует брать для авдалы духи и т.п. (ведь они в большинстве своем состоят из синтетических веществ).

Благословение на свечу

После того как сказали благословение на «бесамим» (благовония), говорят благословение на свечу «… боре меорей а-эш» («…Создающий свечения огня»), поскольку огонь был создан в моцаей шабат. В авдале после йом-това (праздника), за исключением Йом Кипура, не говорят благословение на свечу.

На свечу можно говорить благословение только в течение ночи после шабата (до рассвета). Если делают авдалу позже, не говорят благословение на свечу.

Если нет свечи, можно сделать авдалу и без свечи, а когда будет свеча, можно будет сказать на нее благословение отдельно.

Также, если нет вина, чтобы сделать авдалу, можно сказать благословение на свечу без авдалы.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Выучили законы порядка авдалы? Мы подготовили для Вас тест. Проверьте Ваши знания!

Авдала молитва текст
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here